Международные отношения - готовые работы

ГлавнаяКаталог работМеждународные отношения
fig
fig
Создание свободных экономических зон во всех возможных формах имеет общие для всех них критерии:
n локальность территории и ограничение доступа на нее посторонних лиц и местного населения;
n действие на такой территории более льготного юридического и финансово-экономического режима;
n наличие специализации экономической деятельности (например банковские оффшоры, страховые оффшоры ит.п.);
Цели, преследуемые странами, на территории которых создается зона, могут быть различны в зависимости от уровня экономического развития страны, социально-экономической обстановки, и других особенностей стран: например для развитых капиталистических стран при создании свободной экономической зоны актуальна проблема создания новых рабочих мест для своего населения, тогда как для развивающихся стран (и для России в том числе) приоритет делается на привлечении высоких технологий, развитие производственной инфраструктуры, экспортного потенциала страны, повышение уровня квалификации рабочей силы.
Иностранным предприятиям, действующим на территории СЭЗ предоставляются экспортно-импортные, таможенные, налоговые и другие льготы, что позволяет повысить норму прибыли таких предприятий до 40%. Именно это является привлекательным для иностранных компаний.
Компания Siemens отождествляет бессмертную идею её основателя – Вернера фон Сименса: прогресс для человека. Цель компании – это успешный бизнес по всему миру на протяжении многих лет. Сегодня в концерне работают более 400 тыс. человек в 190 странах мира. Корпоративная программа повышения эффективности всех производственных процессов, так называемое движение "top+", позволяет добиваться прибыльности в самых тяжелых ситуациях. Несмотря на то, что 2002 финансовый год отличался слабым экономическим климатом, были ограничены возможности роста, доход Siemens после уплаты налогов возрос на 24% и составил 2597 млн. евро. Хотя оборот компании при этом уменьшился на 3% по сравнению с предыдущим годом и составил 84,0 млрд. евро, что объясняется последствиями введения новой денежной единицы и консолидации. Десять из четырнадцати департаментов компании смогли улучшить свою прибыльность по сравнению с предыдущим годом.
Главное, что позволяет добиваться успехов – это инвестиции в развитие новых технологий. Так, в 2002 финансовом году Siemens инвестировал около 5,8 млрд. евро в научные исследования и разработки. Из них наибольшая часть пришлась на информационные технологии и связь. В компании более 53 тыс. исследователей и ученых, больше половины из которых работают над проектами по разработке программного обеспечения во всех сферах деятельности. В 2002 году исследователи и ученые компании подали заявки на 7092 изобретения, из которых было запатентовано 4566. В соответствии со статистикой за 2001 год, Siemens AG является компанией, которая подала больше всех патентных заявлений в Немецкое Ведомство по делам Патентов и Торговых Марок. В настоящее время около 70-ти процентов общих продаж концерна приходится на продукты, созданные не более пяти лет назад. Для неуклонного успеха необходимо обеспечивать инвестиции в инновационные продукты и технологии на высоком уровне.
Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост – главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.
Как известно, в последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62-74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63-75% общей численности занятых, кроме того, она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно.
На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.
Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.
Введение
«Международный рынок рабочей силы» – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что массовая международная миграция и мировой рынок труда оказывают заметное влияние на весь ход процесса воспроизводства, не только на количественные, но и на качественные характеристики рабочей силы.
В современных условиях человек может родиться в одной стране, получить дошкольное воспитание в другой, обучаться в третьей, работать в четвертой, пятой и т.д. Повышение стабильности населения, интенсификация научно-технических, информационных, культурных межнациональных связей приводят к выравниванию многих параметров личной и производственной жизни. При этом наблюдается явная ориентация на американский или западноевропейский образец. Хотя не все работники и не во всех странах могут достичь желаемого уровня, все стремятся воспроизвести, хотя бы в упрощенном и удешевленном варианте, американский образ жизни с аналогичным набором материальных и духовных ценностей.
Происходит формирование некоторого общемирового стандарта потребления при общем повышении потребностей населения, что действует в сторону увеличения стоимости рабочей силы и ее цены.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Абалкин Л.И., Балацкий Е., Витковская Г., Красинец Е.. Баринова Н., Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – международный рынок рабочей силы.
Предмет исследования – миграционная политика и особенности функционирования международного рынка труда.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть международный рынок рабочей силы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать понятие рынка рабочей силы и его научное исследование;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о мировом рынке труда и воспроизводства рабочей силы
3.Рассмотреть сущность и специфику понятий миграционной политики стран участниц международного рынка рабочей силы;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ, синтез и дедукция.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Международный валютный фонд (МВФ) — меж¬дународная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им фи¬нансовом помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специа¬лизированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой ва¬лютной системы.
МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1444 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих – высший руково¬дящий орган МВФ - в котором каждая страна-член пред¬ставлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центра¬льных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пере¬смотр величины их долей в капитале, выборы ис¬полнительных директоров. Управляющие собира¬ются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время. Директорат – исполнительный орган включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 – от остальных стран, избираемых по географическому признаку. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Средне¬го Востока и Западного полушария.
Официальные цели МВФ:
• способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего уч¬реждения;
• содействовать расширению и сбалан¬сированному росту международной торговли, что имело бы своим следствием развитие производст¬венных ресурсов;
• достижение высокого уровня занятости и реальных доходов всех государств-чле¬нов;
• обеспечивать стабильность валют;
• поддержи¬вать упорядоченные отношения в валютной облас¬ти среди государств-членов и не допускать обес¬ценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;
• оказывать помощь в создании мно¬госторонней системы расчетов по текущим опера¬циям между государствами-членами, а также в уст¬ранении валютных ограничений;
• предоставлять на временной основе государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им воз¬можность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.
Устав МВФ изменялся дважды: в 1968 — 1969 гг. была внесена первая серия поправок, вызванная введением СДР, и в 1976 — 1978 гг. — вторая серия поправок, которая отражала замену Бреттонвудской валютной системы новой, Ямайской валютной системой.
Введение
«Экономические связи России с развивающимися странами» – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что дальнейшая интеграция России в важнейшие институты современного мира зависит прежде всего от успешности ее внутренних преобразований. В то же время очевидная необ-ходимость интеграции в мировые пространства — это дополнительный сти-мул и ускоритель трансформации страны. Поскольку локомотивом транс-формации является именно экономическое развитие, интеграция в мировую экономику, мировые и региональные экономические институты приобретает безусловный приоритет. Открытие российской экономики, в том числе по-средством создания специальных экономических зон, вступление в ВТО и последующая долгосрочная цель членства в ОЭСР
Пути и инструментарий дальнейшей интеграции являются важнейши-ми вехами как развития страны в целом, так и ее «позиционирования» в ми-ре.
Открытие экономики и начало движения к рынку в российских услови-ях изначально были исключительно политическими решениями. В начале XXI в. политическая интеграция России в структуры международного обще-ства реализуется главным образом на путях развития партнерских отношений — институционализированного диалога и структурированного сотрудниче-ства, но без непосредственного вхождения России в состав какого-либо ре-гионального «центра силы» или жесткого военно-политического союза. В этой связи важнейшей долгосрочной целью является реализация — напри-мер, к 2025 г. — соглашения о формировании четырех общих пространств с Европейским союзом.
Ближайшей целью политической интеграции является вхождение Рос-сии в зону «стабильного мира», внутри которой конфликты и противоречия гарантированно разрешаются без применения военной силы. Достижение этой цели одновременно означало бы вступление России в стабильно-доверительные отношения с ведущими государствами, полное преодоление наследия прошлой конфронтации. В дальнейшем по мере формирования сис-темы коллективного мироуправления Россия становилась бы важным участ-ником такой системы.
Политическая интеграция, однако, невозможна без преодоления ценно-стного разрыва, который хотя и не является, как в советские времена, непре-одолимым, тем не менее ощущается остро. Поскольку нынешний разрыв в ценностях между Россией и Западом носит исторический, т. е. временной ха-рактер, он может стать временным явлением — при условии быстрого соци-ального развития в результате распространения капитализма вширь и вглубь.
Цель данной работы – охарактеризовать экономические связи России с развивающимися странами на примере отношений России и Китая, России и СНГ. Согласно поставленной цели, в работе сформированы и исследованы следующие задачи:
 Рассмотрение предпосылок и выход на мировую арену России как самостоятельного государства;
 Проанализировать экономические связи России с Китаем и стра-нами СНГ;
 Осветить проблемы и перспективы китайско-российских эконо-мических отношений.
Разработкой данной темы работы «Роль и место России в современной мировой экономике» занимаются как отечественные так и зарубежные уче-ные. Особенно хотелось бы отметить работы Брич А., Субботиной Т., Ореш-кина В., Спартак А., Ясина Е. и др.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обоб-щении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наи-большей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения и списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Введение
«Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе» – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что усиление экономической взаимозависимости стран вследствие международного регионального интегрирования и глобализации внешнеэкономических связей придает мощный импульс развитию экономических систем на национальном, региональном и мировом уровнях.
За последние десятилетия, в том числе под влиянием глобализации мировой экономики, практика международной экономической интеграции обогатилась новым опытом, изучение которого представляется актуальным, поскольку позволяет уточнить, расширить и углубить традиционные научные представления об этом процессе. В условиях активизации интеграционных процессов в современном мире на всех континентах происходит обновление старых и возникновение новых интеграционных группировок, диверсификация их организационных форм, эволюция в направлении более глубокого разделения труда в формате региональных экономических связей.
В условиях глобализации современного мира важное значение имеет развитие межрегиональных отношений государств. Страны, находящиеся в географической близости друг от друга, подвержены экономической и политической интеграции. Интеграционные процессы не обошли стороной государства Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, являющиеся основной составляющей Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах сле-дующих авторов: Алексеева В.В., Баландина А.В., Барциц И.А., Глинкиной С.К., Касаткиной Е.А., Демихова В.Ю., Куранова Г., Волкова В., Терентьева И.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомне-ний.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – интеграционные процессы в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Предмет исследования – международное сотрудничество стран АТР в рамках «АСЕАН+3», АСЕМ, АТЭС.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть интеграционные процессы в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать темпы роста ВВП стран АТР: общие тенденции;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о внешнеторговом обороте и товарной структуре внешней торговли стран региона;
3.Рассмотреть инвестиционные потоки стран АТР, перспективы их развития;
4.Систематизировать и обобщить информацию о международном со-трудничество стран АТР в рамках «АСЕАН+3», АСЕМ, АТЭС.
5. Проанализировать тенденции и проблемы интеграции стран АТР в мировое сообщество.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы и приложения. Название глав отображает их содержание.
Глава 1.Глобальный экономический баланс: увеличение роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике
1.1. Темпы роста ВВП стран АТР: общие тенденции
По данным UNCTАD, в октябре 2005 г. на США, ЕС и Японию приходилось более 65% мирового ВВП, доля развивающихся стран в мировом ВВП составила 35%. Последние весьма различаются по регионам, уровню развития, источникам экспортных доходов и внешнего финансирования. Развивающиеся страны Азии обладают значительным удельным весом в мировой экономике – 23% от мирового ВВП; при этом доля Китая – 12%, доля «новых индустриальных стран» (Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея) – 6%, доля стран-членов АСЕАН – 5% (диаграмма 1). Таким образом, на страны ЮВА и СВА приходится 32% от мирового ВВП .

Согласно отчету Международного валютного фонда (МВФ), мировой экономический рост по данным на октябрь 2005 г. в среднем составил 4,6% .
Это лучший показатель после роста мирового ВВП на 4,7% во время технологического бума в 2000 г. В среднем экономика развивающихся стран выросла на 3,9%, однако здесь наблюдался значительный региональный разброс. Для развивающихся стран ЮВА, преодолевших небольшой экономический спад в 2003 г. (темп экономического роста – 6,1%), 2004 г. стал годом устойчивого экономического подъема – темпы экономического роста в регионе достигли 6,7% (диаграмма 2) . В развивающихся государствах Европы и Центральной Азии рост ВВП был равен 3,4%, Латинской Америки – всего 1,8% .

Спад экономического роста в странах ЮВА в 2003 г. был вызван по-вышением мировых цен на нефть и эпидемией тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС) и проявлением слабости экономик развивающихся стран в целом. Рост ВВП в 2005 г. произошел благодаря сохранению сильного экономического роста в Китае (8,5%), Южной Корее (5,1%) и усилению их роли как экспортных рынков для стран ЮВА, а также 4,4% росту ВВП Японии после нескольких лет стагнации (диаграмма 3) .

1.2. Внешнеторговый оборот стран региона в мировой экономике
Экономическое развитие стран ЮВА и СВА демонстрируется прежде всего постепенным увеличением внешнеторгового оборота товаров и услуг.
По состоянию на октябрь 2005 г. произошло его двукратное увеличение по сравнению с объемами мировой торговли в целом. Однако суммарный внешнеторговый оборот государств ЮВА и СВА, выраженный в долларах США, ненамного превысил общемировые показатели из-за неопределенности на мировых финансовых рынках, а также дисбаланса внутри-региональных банковских систем .
Введение
«Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе» – од-на из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что усиление экономической взаимозависимости стран вследствие международного регионального интег-рирования и глобализации внешнеэкономических связей придает мощный импульс развитию экономических систем на национальном, региональном и мировом уровнях.
За последние десятилетия, в том числе под влиянием глобализации ми-ровой экономики, практика международной экономической интеграции обо-гатилась новым опытом, изучение которого представляется актуальным, по-скольку позволяет уточнить, расширить и углубить традиционные научные представления об этом процессе. В условиях активизации интеграционных процессов в современном мире на всех континентах происходит обновление старых и возникновение новых интеграционных группировок, диверсифика-ция их организационных форм, эволюция в направлении более глубокого разделения труда в формате региональных экономических связей.
В условиях глобализации современного мира важное значение имеет развитие межрегиональных отношений государств. Страны, находящиеся в географической близости друг от друга, подвержены экономической и поли-тической интеграции. Интеграционные процессы не обошли стороной госу-дарства Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, являющиеся основной составляющей Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах сле-дующих авторов: Алексеева В.В., Баландина А.В., Барциц И.А., Глинкиной С.К., Касаткиной Е.А., Демихова В.Ю., Куранова Г., Волкова В., Терентьева И.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомне-ний.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – интеграционные процессы в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Предмет исследования – международное сотрудничество стран АТР в рамках «АСЕАН+3», АСЕМ, АТЭС.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть интеграционные процессы в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать темпы роста ВВП стран АТР: общие тенденции;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, система-тизировать знания о внешнеторговом обороте и товарной структуре внешней торговли стран региона;
3.Рассмотреть инвестиционные потоки стран АТР, перспективы их раз-вития;
4.Систематизировать и обобщить информацию о международном со-трудничество стран АТР в рамках «АСЕАН+3», АСЕМ, АТЭС.
5. Проанализировать тенденции и проблемы интеграции стран АТР в мировое сообщество.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы и приложения. Название глав отображает их содержание.
Глава 1.Глобальный экономический баланс: увеличение роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике
1.1. Темпы роста ВВП стран АТР: общие тенденции
По данным UNCTАD, в октябре 2005 г. на США, ЕС и Японию прихо-дилось более 65% мирового ВВП, доля развивающихся стран в мировом ВВП составила 35%. Последние весьма различаются по регионам, уровню разви-тия, источникам экспортных доходов и внешнего финансирования. Разви-вающиеся страны Азии обладают значительным удельным весом в мировой экономике – 23% от мирового ВВП; при этом доля Китая – 12%, доля «новых индустриальных стран» (Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея) – 6%, доля стран-членов АСЕАН – 5% (диаграмма 1). Таким образом, на страны ЮВА и СВА приходится 32% от мирового ВВП .

Согласно отчету Международного валютного фонда (МВФ), мировой экономический рост по данным на октябрь 2005 г. в среднем составил 4,6% .
Это лучший показатель после роста мирового ВВП на 4,7% во время технологического бума в 2000 г. В среднем экономика развивающихся стран выросла на 3,9%, однако здесь наблюдался значительный региональный раз-брос. Для развивающихся стран ЮВА, преодолевших небольшой экономиче-ский спад в 2003 г. (темп экономического роста – 6,1%), 2004 г. стал годом устойчивого экономического подъема – темпы экономического роста в ре-гионе достигли 6,7% (диаграмма 2) . В развивающихся государствах Европы и Центральной Азии рост ВВП был равен 3,4%, Латинской Америки – всего 1,8% .

Спад экономического роста в странах ЮВА в 2003 г. был вызван по-вышением мировых цен на нефть и эпидемией тяжелого острого респиратор-ного синдрома (ТОРС) и проявлением слабости экономик развивающихся стран в целом. Рост ВВП в 2005 г. произошел благодаря сохранению сильно-го экономического роста в Китае (8,5%), Южной Корее (5,1%) и усилению их роли как экспортных рынков для стран ЮВА, а также 4,4% росту ВВП Япо-нии после нескольких лет стагнации (диаграмма 3) .

1.2. Внешнеторговый оборот стран региона в мировой экономике
Экономическое развитие стран ЮВА и СВА демонстрируется прежде всего постепенным увеличением внешнеторгового оборота товаров и услуг.
По состоянию на октябрь 2005 г. произошло его двукратное увеличе-ние по сравнению с объемами мировой торговли в целом. Однако суммарный внешнеторговый оборот государств ЮВА и СВА, выраженный в долларах США, ненамного превысил общемировые показатели из-за неопределенно-сти на мировых финансовых рынках, а также дисбаланса внутри-региональных банковских систем .
В 2005 г. суммарный экспорт стран ЮВА и СВА составил 1,65 трлн. долл., импорт – 1,15 трлн. (диаграмма 4). При этом объемы экспорта и им-порта товаров и услуг возросли в государствах ЮВА на 15 и 13% соответст-венно, а в СВА на 17 и 14%, что стало не только самым высоким показателем последнего пятилетия, но и положительным фактором преодоления экономи-ческого кризиса .

В период с 2000 по 2005 г. в мировой экономике наблюдается ежегод-ный рост экспорта товаров. По состоянию на октябрь 2005 г. общемировые объемы экспорта выросли на 4,5%, обогнав при этом мировое производство, рост которого составил 3%. Экспорт товаров и услуг является решающим фактором экономического роста стран ЮВА и СВА .
Форсированный выход экономик ЮВА из кризиса 1997 г. в немалой степени был обусловлен наращиванием их экспорта. Но в то же время доми-нирование экспортной стороны делает экономику стран ЮВА и СВА зави-симой от ситуации на рынках развитых государств. Суммарная доля экспорта стран Азии в мировом экспорте товаров и услуг в 2005 г. достигла 47%, на регион ЕС-25 пришлось 19%, на блоки НАФТА+МЕРКОСУР – 26% (диа-грамма 5) .
Суммарная доля импорта стран Азии в общемировом импорте товаров и услуг в 2005 г. была равна 43%, на регион ЕС-25 пришлось 17%, на блоки НАФТА+МЕРКОСУР – 18% (диаграмма 6).

1.3. Товарная структура внешней торговли стран региона
В 2005 г. в товарной структуре экспорта стран ЮВА и СВА лидировала продукция обрабатывающей промышленности – 29,3%, импорт продукции составил 26,7% в общемировом импорте данной отрасли. На экспорт продук-ции добывающей промышленности пришлось 14,3%, на импорт – 17,9%. До-ля экспорта сельскохозяйственной продукции на мировой рынок – 17,6%, импорта – 10,9% (диаграмма 7) .
Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешне¬торговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили ши¬рокое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода сво¬бодных экономических зон. Международные корпорации в по¬исках льготных условий для своей деятельности рассмат¬ривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупней¬шие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зо¬нах важнейшим направлением своей экспансии.
В контексте расширения Европейского Союза огромное значение приобретает экономическое развитие российской свободной экономической зоны «Янтарь», расположенной на территории Калининградской области.
Проблемам экономического развития Кали¬нинградской области российские и зарубежные ученые и практики уделяют сейчас особое внима¬ние. Причина - в специфике ее современного зна¬чения, условий существования и во многом уни¬кальной концентрации на ней экономических и политических интересов России и ряда сопре¬дельных государств. После вступления Литвы и Польши в Европейский союз, область становится рос¬сийским анклавом внутри него, что порождает ряд проблем международного, общероссийского и областного масштаба.
Введение
«Экономические связи России с развивающимися странами» – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что дальнейшая интеграция России в важнейшие институты современного мира зависит прежде всего от успешности ее внутренних преобразований. В то же время очевидная необ-ходимость интеграции в мировые пространства — это дополнительный сти-мул и ускоритель трансформации страны. Поскольку локомотивом транс-формации является именно экономическое развитие, интеграция в мировую экономику, мировые и региональные экономические институты приобретает безусловный приоритет. Открытие российской экономики, в том числе по-средством создания специальных экономических зон, вступление в ВТО и последующая долгосрочная цель членства в ОЭСР
Пути и инструментарий дальнейшей интеграции являются важнейши-ми вехами как развития страны в целом, так и ее «позиционирования» в ми-ре.
Открытие экономики и начало движения к рынку в российских услови-ях изначально были исключительно политическими решениями. В начале XXI в. политическая интеграция России в структуры международного обще-ства реализуется главным образом на путях развития партнерских отношений — институционализированного диалога и структурированного сотрудниче-ства, но без непосредственного вхождения России в состав какого-либо ре-гионального «центра силы» или жесткого военно-политического союза. В этой связи важнейшей долгосрочной целью является реализация — напри-мер, к 2025 г. — соглашения о формировании четырех общих пространств с Европейским союзом.
Ближайшей целью политической интеграции является вхождение Рос-сии в зону «стабильного мира», внутри которой конфликты и противоречия гарантированно разрешаются без применения военной силы. Достижение этой цели одновременно означало бы вступление России в стабильно-доверительные отношения с ведущими государствами, полное преодоление наследия прошлой конфронтации. В дальнейшем по мере формирования сис-темы коллективного мироуправления Россия становилась бы важным участ-ником такой системы.
Политическая интеграция, однако, невозможна без преодоления ценно-стного разрыва, который хотя и не является, как в советские времена, непре-одолимым, тем не менее ощущается остро. Поскольку нынешний разрыв в ценностях между Россией и Западом носит исторический, т. е. временной ха-рактер, он может стать временным явлением — при условии быстрого соци-ального развития в результате распространения капитализма вширь и вглубь.
Цель данной работы – охарактеризовать экономические связи России с развивающимися странами на примере отношений России и Китая, России и СНГ. Согласно поставленной цели, в работе сформированы и исследованы следующие задачи:
 Рассмотрение предпосылок и выход на мировую арену России как самостоятельного государства;
 Проанализировать экономические связи России с Китаем и стра-нами СНГ;
 Осветить проблемы и перспективы китайско-российских эконо-мических отношений.
Разработкой данной темы работы «Роль и место России в современной мировой экономике» занимаются как отечественные так и зарубежные уче-ные. Особенно хотелось бы отметить работы Брич А., Субботиной Т., Ореш-кина В., Спартак А., Ясина Е. и др.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обоб-щении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наи-большей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения и списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Предпосылки и выход на мировую арену России как самостоя-тельного государства
1.1. Выход Российской Федерации на мировую арену после распада СССР
Девяностые годы продемонстрировали невозможность интеграции Рос-сии в политические институты Запада без глубокой внутренней трансформа-ции страны. В начале XXI в. положение России в мировой политической сис-теме амбивалентно. Формально Россия является демократической федера-тивной республикой. Несмотря на то что ее Конституция 1993 г. наделяет президента исключительно широкими полномочиями, в целом она отвечает всем стандартам основного закона правового демократического государства. Фактически же в России установился умеренно-авторитарный политический режим, реальная власть принадлежит бюрократии, сросшейся с бизнесом и научившейся манипулировать народным волеизъявлением. По своему поли-тическому устройству Россия 2000-х годов выступает все больше как уни-тарное государство, чем как федерация — несмотря на объективную потреб-ность в децентрализации многих управленческих функций в стране, протя-нувшейся на 11 часовых поясов. Все это в совокупности мешает России об-рести тот статус по отношению к остальным членам международного обще-ства, который российская элита считает достойным для страны.
Проблему недискриминационного участия в международных отноше-ниях российские лидеры стремятся решить несколькими способами. Один из них — установление «особых отношений» с мировой державой — Соеди-ненными Штатами Америки.
Идея Российско-американского союза, родившаяся немедленно после распада СССР, по инерции сохраняет определенную привлекательность в глазах небольшой части представителей российской элиты. Их аргументация такова: формальная договорная база российско-американских отношений (договоры о контроле над вооружениями плюс декларации о партнерстве) не соответствует новому характеру двусторонних отношений. У США имеются договоры и соглашения в области взаимного обеспечения обороны и/или безопасности более чем с 80 государствами. России в этом перечне нет.
Такое положение формально не позволяет российской стороне пере-стать считать США потенциальным противником. Наоборот, подписание до-говора, т. е. фактическое заключение союза, послужит мощным стимулом для позитивных изменений в российской военной доктрине, военном плани-ровании и строительстве вооруженных сил. Кроме того, союз с ведущим го-сударством мира сделает Россию не только более влиятельной силой, но и поднимет ее престиж. Здесь присутствует невысказанная надежда на то, что этот союз будет восприниматься как союз «почти равных».
Неопределенность идеи российско-американского стратегического партнерства сделала ее особенно популярной у спичрайтеров и составителей дипломатических коммюнике. Партнерство, с одной стороны, меньше, чем союз, но больше, чем «обычное» сотрудничество: определение «стратегиче-ское» одновременно указывает на долгосрочный и «приоритетный» характер отношений.
1.2. Место России в современной мировой экономике
В новом веке Россия вышла на более высокие, чем в развитых странах, темпы эко¬номического роста. Опыт последних лет по¬казывает, что при со-хранении нынешней мо¬дели развития она уже в начале второго де¬сятилетия вполне может решить поставлен¬ную Президентом России задачу удвоения ВВП. Однако при таком сценарии страна бу¬дет по-прежнему двигаться по т.н. «нижнему пути» к конкурентоспособности. Он характе¬рен тем, что в ка-честве средства конкурент¬ной борьбы на мировых рынках странами ис¬пользуется главным образом снижение из¬держек производства и внутренних цен на промышленную продукцию, в том числе за счет привлечения ино-странных инвесторов с помощью предоставления в их распоряжение как можно более дешевых трудовых и при¬родных ресурсов. Между тем, многие страны догоняющего развития продвигаются к кон¬курентоспособности и экономическому рос¬ту по «верхнему пути», непременными атри¬бутами ко-торого являются ускоренное осво¬ение новейших мировых знаний и техноло¬гий, развитие собственных НИОКР и инно¬вационного производства .
Российское правительство, которое поставило своей задачей модерни-зацию и диверсификацию экономики, предпринимает меры для того, чтобы началось движение по второму пути. С этой целью реформиру¬ются нацио-нальная инновационная система и академическая наука, началось формиро-ва¬ние особых экономических зон, в том числе технико-внедренческих, соз-даны инвестици¬онный и венчурный фонды и т.д. По расчетам правительства, реализация программы по¬зволит отраслям промышленности, выпуска¬ющим инвестиционную и конечную продук¬цию, развиваться опережающими тем-пами. Их доля в объеме производства увеличится с 33% в 2005 г. до 43-46% в 2015 году. Доля отраслей, производящих сырье и материалы, снизится соот-ветственно с 32% до 29-31%. Ожидается, что такие сдвиги создадут пред¬посылки для диверсификации отечественно¬го экспорта, основными направ-лениями ко¬торой должны стать развитие экспорта услуг, продукции оборон-ных отраслей и сельского хозяйства . Примечательно, что в программе нет упоминаний о необходимости опережаю¬щего роста экспорта продукции ма-шиностро¬ения и готовой продукции.
Между тем, некоторые зарубежные и российские исследователи, оце-нивая перс¬пективы участия России в МРТ и основыва¬ясь на впечатляющей динамике количествен¬ных характеристик российской внешней тор¬говли, ут-верждают, что наша страна правиль¬но использует свои сравнительные пре-иму¬щества и торгует именно теми товарами, которыми ей и следует торго-вать. Они считают, что дальнейший экономический рост в Рос¬сии только и может быть обеспечен за счет добычи, переработки и экспорта природных ресурсов, в первую очередь энергоносителей . При этом подчеркивается, что в бли¬жайшее десятилетие, по имеющимся много¬численным прогнозам, ожи-дается заметный рост спроса на сырьевые товары со стороны быстро разви-вающихся Китая и Индии и пре¬одолевших кризисную полосу стран Юго-Во¬сточной Азии, что обещает поддержание вы¬соких цен на эти товары на ми-ровых рынках. Складывающаяся в мировой экономике си¬туация, полагают они, благоприятна для Рос¬сии, которая должна ей воспользоваться, развивая свою экономику по модели, успеш¬но зарекомендовавшей себя в Австралии, Канаде и Норвегии. Указанные страны в свое время осуществляли экспорт сырья и направ¬ляли часть доходов от него на развитие от¬раслей, обслужи-вающих внутренний рынок.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества