Международное право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работМеждународное право
fig
fig
Глава 1 . Закрепление права на справедливое судебное разбирательство в актах национального и международного права.
1.1.Общая характеристика права на справедливое судебное разбирательство
Буквальный анализ текста ст. 6 Конвенции и ст. 14 Пакта свидетель¬ствует о том, что право на справедливое правосудие по уголовным делам принадлежит только обвиняемому. Что же касается жертвы преступления, то первоначально Европейский Суд исходил из того, что у потерпевшего нет права требовать возбуждения уголовного дела. Если потерпевший от пре¬ступления выдвигает требование о компенсации причиненного ему вреда, то данный процесс для него является «спором о гражданских правах и обязан¬ностях» и он пользуется всеми правами, предусмотренными п. 1 ст. 6 Кон¬венции. Такая позиция Суда всегда приводила к выражению особых мнений судей, которые не соглашались с тем, что права жертвы преступления долж¬ны существенным образом зависеть от того, заявляют ли они гражданский иск или их намерения состоят исключительно в том, чтобы добиться спра¬ведливого осуждения обвиняемого.
В то же самое время Кабинет Министров Совета Европы принял Рекомендацию NR (85) «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса». В ее преамбуле специально подчерки¬вается, что данные рекомендации выработаны исходя из того, что цели систе¬мы уголовной юстиции традиционно формулируются применительно к отно¬шениям между государством и правонарушителем, в результате чего функционирование такой системы иногда может осложнять проблемы, возни¬кающие у потерпевшего, а не способствовать их разрешению. Между тем ос¬новной функцией уголовной юстиции является обеспечение нужд и защита интересов потерпевшего. В равной мере необходимо укрепление доверия по¬терпевшего к уголовной юстиции. Исходя из того, что необходимо в большей мере учитывать потребности потерпевшего на всех стадиях уголовного про¬цесса, Кабинет Министров рекомендовал государствам-членам Совета Европы пересмотреть их законодательство и практику по ряду направлений . Среди указанных направлений кроме усилий, которые необходимо предпринять в целях возмещения потерпевшему причиненного ему материального и мораль¬ного вреда, ему должно быть предоставлено право просить о пересмотре ре¬шения об отказе от уголовного преследования.
В Рекомендации Кабинета Министров NR (87) 18 «Относительно упрощения уголовного правосудия» подчеркивается, что при принятии ре¬шений об отказе от уголовного преследования в порядке реализации компе¬тентными государственными органами предоставленных им дискреционных полномочий должна учитываться позиция потерпевшего. Отказ от уголовно¬го преследования может быть обусловлен компенсацией вреда, причиненно¬го потерпевшему.
Наиболее развернутое обоснование прав потерпевшего со ссылкой как на Конституцию РФ, так и на Декларацию основных принципов право¬судия для жертв преступлений содержится в Постановлениях Конституци¬онного Суда РФ от 15.01.1999 и 24.04.2003. В Постановлении от 15.01.1999 Суд записал: «Любое преступное посягательство на личность, его права и свободы является одновременно и наиболее грубым посягательством на че¬ловеческое достоинство, поскольку человек как жертва преступления стано¬вится объектом произвола и насилия. Государство, обеспечивая особое вни¬мание к интересам и требованиям потерпевшего от преступления, обязано способствовать устранению нарушений его прав и восстановлению достоин¬ства личности». В постановлении подчеркнуто, что интересы потерпевшего не ограничиваются возмещением материального ущерба. Потерпевший за¬интересован в установлении истины по делу, изобличении преступника и справедливом воздаянии за содеянное.
В качестве контрольного механизма за соблюдением государствами-участниками положения Конвенции создается Комитет против пыток (ст.17). Согласно ст.20 Конвенции, Комитет может, если он считает это целесообразным, назначить одного или нескольких своих членов для проведения конфиденциального расследования в государстве-участнике, в отношении которого есть достоверная информация о систематическом применении пыток на его территории.
По-видимому, именно возможность конфиденциального расследования от имени международного органа на своей территории не устраивала СССР. От имени Правительства СССР Конвенция была подписана 10 декабря 1985 г. и ратифицирована 21 января 1987 г. с такой оговоркой: «Союз Советских Социалистических Республик не признает компетенцию Комитета против пыток, определенную статьей 20 Конвенции». Оговорка была снята в июле 1991 г.
3) Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии (чч.1, 2 ст.8 Пакта).
К сожалению, Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. не дает пояснений, что же считать «подневольным состоянием». Не дает ответа на этот вопрос и ст.4 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, где лишь сказано, что «никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии».
Обратимся к Конвенции относительно рабства 1926 г. Рабство определяется Конвенцией как состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них (ч.1 ст.1). Следовательно, под «рабом» понимается лицо, находящееся в таком состоянии или положении. Работорговля рассматривается как торговля невольниками, включающая всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников (ч.2 ст.1). Однако в Конвенции 1926 г. ни слова не говорится о подневольном состоянии.
Этот пробел был устранен в 1956 г. с принятием Дополнительной Конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Под «лицом в подневольном состоянии» понимается лицо, находящееся в состоянии или положении, создавшемся в результате институтов и обычаев, упомянутых в статье 1 Конвенции (п.»в» ст.7). Обратимся к ст.1 Конвенции.
Институтами и обычаями, сходными с рабством, считаются:
а) долговая кабала, то есть положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен;
б) крепостное состояние, то есть такое пользование землей, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого другого лица, или за вознаграждение или без такового, и не может изменить это свое состояние;
в) любой институт или обычай, в силу которого ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда;
г) любой институт или обычай, в силу которого:
• женщину обещают выдать или выдают замуж, без права отказа с ее стороны, ее родители, опекун, семья или любое другое лицо или группа лиц за вознаграждение деньгами или натурой;
• муж женщины, его семья или его клан имеют право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным образом;
• женщина по смерти мужа передается по наследству другому лицу.
Как видим, в Конвенции предусмотрены все случаи так называемого подневольного состояния. Россия является участником как Конвенции 1926 г., так и Дополнительной Конвенции 1956 г.
4) Никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство (ст.11 Пакта).
Речь здесь идет о том, что если одним из условий невыполнения договора является ограничение свободы одной из сторон, то в этой части такой договор признается ничтожным.
Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Так гласит ст.9 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Из этого исходит и национальное законодательство. В ряде случаев закон прямо устанавливает неотчуждаемость некоторых нематериальных благ и личных неимущественных прав, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона. Так, согласно п.1 ст.150 ГК РФ личная неприкосновенность неотчуждаема и непередаваема любым способом. А ст. 127 УК РФ прямо предусматривает уголовную ответственность за незаконное лишение свободы.
5) Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутреннему или международному праву не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника (ст.15 Пакта).
Точно такое же положение закреплено в ст.7 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. А УК РФ содержит специальную статью, которая так и называется «Обратная сила уголовного закона». Так, согласно ч.1 ст.10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
6) Каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности (ст.16).
В соответствии с гражданским законодательством РФ правоспособность гражданина наступает с момента его рождения и прекращается с его смертью. Полная дееспособность наступает с момента достижения лицом совершеннолетия, то есть достижения 18-летнего возраста.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с гражданами РФ. Гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой он является, а гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, гражданином которой он является (ст.160 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г.).
Произвольное ограничение право- и дееспособности признается недопустимым как нормами международного права, так и нормами внутригосударственного законодательства. Согласно п.1 ст.22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом. А п.3 этой статьи гласит, что полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности, и другие сделки, направленные на ограничение или правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
Например, ограниченно дееспособны лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы; лишение дееспособности возможно в случае тяжелого психического заболевания лица. И лишение дееспособности, и ограничение дееспособности возможно только по решению суда и только в случаях, предусмотренных законом.
Что касается ограничения дееспособности лица, оговоренного в сделке, допустимой законом, то речь идет о лицах, работающих на так называемых закрытых предприятиях, режимных объектах, имеющих доступ к информации, являющейся государственной тайной. Как правило, на этих лиц налагаются ограничения, связанные прежде всего со свободой передвижения.
7) Свобода совести (ст.18).
В соответствии со ст.18 Пакта о гражданских и политических правах, ст.9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. Убийство членов религиозной группы, нанесение им телесных повреждений, другие репрессивные действия, попадающие под определение преступления геноцида, предусмотренное ст. 2 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., являются международным преступлением.
Вместе с тем Пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что свобода исповедовать религию или убеждения может быть ограничена государством, но только в случаях, предусмотренных законом и необходимых для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основные права и свободы других лиц.
В Российской Федерации воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий является уголовным преступлением (ст.148 УК РФ).
Таков исчерпывающий перечень основных прав и свобод человека, предусмотренный в Пакте о гражданских и политических правах 1966 г.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1. Понятие и функции основных принципах международного права.
Основные принципы современного международного права — это система (подсистема) исходных и взаимосвязанных норм общего международного права, регулирующих в обобщенном виде поведение государств и иных субъектов международного права во всех сферах международных отношений, имеющих императивный характер и определяющих в концентрированном виде основное содержание и целенаправленность международного права.
Принцип суверенного равенства государств. Этот принцип является как бы исходным началом современного международного права в целом, объединяя в себе два характеризующих каждое государство специфических юридических признака — присущее государству свойство, обозначаемое термином «суверенитет» (см. гл. V), и равноправие с другими государствами в международном общении. Поэтому часто в договорах между государствами речь идет о взаимном уважении ими суверенитета друг друга. Суверенность государств предопределяет и метод международно-правового регулирования их взаимоотношений — соглашение между ними.
Принцип неприменения силы или угрозы силой. Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН, они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем .
Принцип невмешательства. Согласно п. 7 ст. 2 Устава ООН, Организация и государства обязаны не вмешиваться « в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства… ».
В Декларации о принципах международного права 1970 г. основное содержание принципа невмешательства раскрывается следующим образом.
Принцип мирного разрешения споров. Согласно этому принципу, каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Согласно Декларации 1970 г., основные положения этого принципа состоят в следующем. Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН.
Принцип сотрудничества государств. В соответствии с принципом сотрудничества государств государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия.
Принцип равноправия и самоопределения народов. Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г. основные положения этого принципа состоят в следующем. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН.
Следует также иметь в виду, что помимо основных международное право содержит и другие нормы-принципы, являющиеся исходными для данной совокупности и системы (подсистемы, субсистемы) взаимосвязанных между собой норм.
Возникновение и утверждение системы основных принципов - явление, характерное для общего международного права. Оно было тесно связано с закрепленной в преамбуле Устава ООН решимостью международного сообщества государств «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам», вытекающим из международного права .
С этой целью было уделено весьма серьезное внимание принципам деятельности ООН и ее членов-государств. Постановления Устава ООН о таких принципах (ст. 2) были адресованы не только Организации, но и всем ее членам, которые должны действовать в соответствии с этими принципами постоянно и повсеместно, а не только в рамках ООН, ее органов и специализированных учреждений. Более того, в интересах поддержания международного мира и безопасности ООН была призвана обеспечивать, чтобы «государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими принципами» (п. 6 ст. 2 Устава ООН).
Все эти четкие постановления Устава ООН и дали основание считать принципы ООН основными принципами современного международного права. Традиционному международному праву и его доктрине не было присуще выделение каких-либо норм в качестве «основных принципов». Этим, видимо, объясняется одержанное отношение западных юристов-международников к данной правовой категории и применение ими в своих публикациях вместо понятия «основные принципы» таких терминов, как «высшие принципы», «общие принципы» или просто «принципы». Для советских юристов-международников - ученых и практиков – всегда было характерно применение термина и понятия «основные принципы» и постоянное исследование их сущности и значения как наиболее общих и важных общепризнанных норм, составляющих идейную и нормативную, юридическую основу всей системы международного права.
Объективным критерием для позитивного решения все еще существующих различий в подходе к правовой характеристике принципов Устава ООН может служить принятая в ООН на основе консенсуса Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, 1970 г. Б ней было высказано единодушное суждение международного сообщества государств о том, что «принципы Устава, содержащиеся в настоящей Декларации, представляют собой основные принципы международного права». В Декларации содержался также призыв к тому, чтобы все государства руководствовались этими принципами «в своей международной деятельности» и развивали свои взаимоотношений «на основе их строгого соблюдения» .
Этот призыв, обращенный ко всем без исключения государствам, отразил ту всеобщую юридическую обязательность принципов ООН, которая изначально была закреплена в ее Уставе. История разработки текста гл. I Устава ООН относительно целей и принципов Организации свидетельствует о том, что дипломаты и юристы, принимавшие участие в этой почетной работе, опирались на вековой опыт правого регулирования общественных отношений на международной арене. При этом учитывался и внутригосударственный опыт упорядочения общественных отношений, накопленный национальными правовыми системами отдельных государств.
Вполне понятно, что первостепенное внимание было уделено международной обычноправовой и договорной практике государств, постановлениям и решениям важнейших международных конференций, а также требованиям и положениям статутов международных организаций (Всемирного почтового союза, Лиги Наций и др.). В частности, были учтены присущие традиционному международному праву обязательства относительно невмешательства во внутренние, дела государств, равноправия государств как. объектов международного права, добросовестного соблюдения ими международных договоров, запрещения войны как средства разрешения международных споров и в качестве орудия национальной внешней политики государств (Паст Бриана-Келлога 1928 г.) .
Многообразный опыт установления и утверждения правового порядка в конкретных государствах свидетельствовал о том, что для всех правовых систем государств характерно наличие основных, руководящих идей, или принципов, которые предопределяют направленность, сущность и характер правового регулирования в целом. Эти идеи расцениваются либо как основные ведущие принципы права, либо как конституционные принципы, причем независимо от того, закреплены ли они в самом тексте законов и конституций или же создавались и подтверждались судебной практикой в качестве основополагающих прецедентов, отражающих и определяющих сущность и целенаправленность правового порядка в данной стране. Во всех этих случаях принципы права, несмотря на различное их наименование или разную юридическую форму и способ закрепления в национальных правовых системах, всегда играли решающую роль в создании и утверждении определенного общественного порядка в государствах. Этот опыт несомненно был учтен при решении вопроса о необходимости и целесообразности создания особого раздела Устава ООН, посвященного принципам деятельности организации и ее членов.
. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства
Гражданство является прежде всего институтом внутреннего права каждого государства. Вместе с тем это и институт международного права, поскольку вопросы гражданства регламентируются государствами на основе не только внутреннего, но и международного права.
Значение гражданства в международном праве не оставалось неизменным на протяжении истории. Развитие международно-правового института гражданства, как и других норм международного права, касающихся статуса личности, происходило вместе с развитием межгосударственных отношений, с ростом перемещения населения, что, в свою очередь, увеличивало вероятность споров между государствами, касающихся правового положения конкретных лиц или определенных групп населения.
Значение международно-правового регулирования вопросов гражданства в нашей стране особенно возросло после признания приоритета правил международного договора над правилами, установленными отечественным законодательством.
Уже в Законе о гражданстве СССР 1978 г. указывалось, что если международным договором, в котором участвует СССР, установлены иные правила, чем те, которые содержались в Законе о гражданстве, то применяются правила международного договора. Аналогичные положения содержались и в Законе о гражданстве СССР 1990 г.
Все большее значение в советском законодательстве стало уделяться регламентации отношений, характеризуемых обстоятельствами международного происхождения, но принадлежащих к области внутригосударственного права, что свидетельствовало о возрастании роли подобных отношений в этой сфере.
Конституция РФ закрепила положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
Сложность устранения противоречий между государствами является причиной того, что по вопросам гражданства заключено сравнительно мало универсальных международных договоров. Государства в основном регламентируют вопросы гражданства на основе региональных соглашений. Отдельные вопросы обычно включаются в договоры о территориальных изменениях, о защите национальных меньшинств, о правовой помощи и правоспособности граждан договаривающихся государств, о срочной службе в армии и о двойном налогообложении и т.д.
Первым многосторонним соглашением по вопросам гражданства является Конвенция о статусе натурализованных лиц, восстанавливающих свое постоянное место жительства в государстве происхождения, принятая в Рио-де-Жанейро в 1906 г. Участниками Конвенции стали 11 американских государств. Она установила правило о том, что возвращение натурализованного лица в государство прежнего гражданства имеет следствием утрату натурализации и реинтеграцию в первичном государстве.
Попытка универсальной кодификации вопросов гражданства впервые была предпринята на Гаагской конференции по кодификации международного права 1930 г., на которой была принята Конвенция по некоторым вопросам, относящимся к коллизиям законов о гражданстве. Конвенция подтвердила суверенное право государств определять круг своих граждан и обязала другие государства уважать это право в той мере, в какой оно соответствует международному праву и обычаям, а также общепризнанным принципам международного права; закрепила принцип равноправия гражданств различных государств и отрицания двойного гражданства; отвергла правомерность защиты государством бипатрида перед государством, гражданством которого лицо также обладает; утвердила принцип эффективного гражданства; подтвердила право лица на экспатриацию и рекомендовала автоматическую денатурализацию в прежнем государстве при натурализации в новом государстве; предложила гарантии против возникновения безгражданства при экспатриации; закрепила принцип единства гражданства семьи. Конвенция содержала ряд статей, гарантирующих женщин от безгражданства при заключении брака, а также положения относительно гражданства детей, в том числе при усыновлении.
В современном международном праве нормы, имеющие отношение к вопросам гражданства, содержатся главным образом во Всеобщей декларации прав человека; в Конвенции о статусе беженцев; в Конвенции о статусе апатридов; в Конвенции о гражданстве замужней женщины; в Конвенции о сокращении безгражданства; в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; в Международном пакте о гражданских и политических правах; в Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказания за него; в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают; в Итоговом документе Венской встречи 1986 г. представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания от 15 января 1989 г.; в Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. и др.
Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., устанавливается, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9), что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13); что каждый человек имеет право на гражданство и никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15).
В Конвенции о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г. записано, что договаривающиеся государства, имея в виду, что коллизии в праве и практике, относящиеся к гражданству, возникают как результат постановлений об утрате или при обретении гражданства женщинами вследствие вступления в брак, расторжения брака или перемены гражданства мужем во время существования брачного союза и что в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека указывается, что "каждый человек имеет право на гражданство" и что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство", согласились о том, что ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены (ст. 1). Ни добровольное приобретение кем-либо из граждан гражданства какого-либо государства, ни отказ кого-либо из граждан от своего гражданства не будет препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина (ст. 2).
Каждое договаривающееся государство согласилось, что иностранка, состоящая замужем за кем-либо из его граждан, может приобрести, по своей просьбе, гражданство своего мужа в специальном упрощенном порядке натурализации. Дарование такого гражданства может быть объектом ограничений, устанавливаемых в интересах государственной безопасности или публичного порядка (ст. 3).
Введение
В международном праве ныне четко установлено, что международные организации обладают международной правосубъектностью и со¬ответствующей правоспособностью, в частности правом вступать во взаимоотношения с другими субъектами международного права и за¬ключать с ними международные договоры.
Об этом убедительно свидетельствует заключение Венской конвенции о праве международных договоров 1986 г.
Очевидно, и бесспорно, что в международном общении наряду с государствами участвуют многочисленные (около 500) международные организации, созданные государствами с целью сотрудничества между ними в той или иной сфере международных отношений, обес¬печения и охраны их общих интересов.
Развитие международных ор¬ганизаций означало развитие новых методов решения международных проблем и повышение удельного веса этих методов по сравнению с традиционными методами.
Вопрос о правосубъектности международных организаций в общем виде сводится к тому, урегулированы ли отношения каждой из них в отдельности с другими субъектами международных отношений нормами международного права.
Положительный ответ на этот вопрос не вызывает сомнений: каждая международная организация неизбежно вступает в международно-правовые отношения с государствами-членами и эвентуально с другими государствами и другими международными организациями. Отношения международной организации с государствами-членами регулируются главным образом учредительным актом этой организации, а в некоторых случаях и другими международными соглашениями.
Учредительный акт международной организации определяет ее цели и задачи, каковыми являются, прежде всего, цели и задачи во вза¬имоотношениях с ее государствами-членами, ибо в этом цель создания любой международной организации.
Однако общепризнанная ныне международная правосубъектность международных организаций исходит из достаточной ясности того, что именно является международной организацией. Одним словом, презюмируется наличие определенного понятия «международная организа¬ция» или, по меньшей мере, наличие определенных признаков, доста¬точно адекватно ее характеризующих.
В действительности полной ясности в этом вопросе нет. Удовлетворительной официальной дефиниции международной организации также не имеется, поскольку в универсальных международных конвенциях (Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и ряд последующих конвенций) говорится, что «международная организация означает межправительственную организацию» (в русском тексте точнее было бы сказать «межгосударственную организацию»).
Однако такое определение лишь отграничивает международные органи¬зации от международных неправительственных организаций, деятельность которых международным правом, естественно, не регулируется.
Международная организация - это, прежде всего объединение или ассоциация государств, точнее - государств-членов, что вытекает из ее официального определения как межправительственной организации. В ряде случаев в деятельности международной организации на правах ее членов или иным образом участвуют другие общественные образования или другие международные организации. Но это не меняет существа международной организации как межгосударственного в своей основе объединения.
Однако международная организация - это не просто объединение государств, а объединение, образующее определенное их организационное единство, обеспечиваемое правилами его функционирования, т.е. правовыми средствами. Иначе говоря, речь идет об орга¬низационно-правовом единстве государств-членов.
Такое единство может достигаться только на основе соглашения между государствами, которое именуется обычно учредительным актом организации. За редкими исключениями, таким учредительным актом является международный договор в смысле, который придается этому понятию Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г.
Поскольку международная организация является международно-правовой институцией - субъектом международного права, она должна быть учреждена и действовать в соответствии с нормами общего международного права, регулирующими взаимоотношения между всеми субъ¬ектами международных правоотношений.
Вышеизложенное позволяет, как нам представляется, сформулировать следующее определение международной организации.
Международная организация - это:
a. учрежденное и действующее в соответствии с международным правом объединение государств, обеспечивающее их организационно-пра¬вовое единство;
b. образованное в силу межгосударственного соглашения - учредительного акта для достижения провозглашенных целей;
c. осуществляющее в соответствии с правилами организации функ¬ции и полномочия в международных отношениях через свои органы и выступающее во взаимоотношениях с государствами-членами, государствами-нечленами и другими субъектами международного обще¬ния от своего имени.
Актуальность курсовой работы заключена в том, что последнее десятилетие характеризуется парадоксальными явлениями.
С одной стороны, усиливающаяся взаимозависимость и взаимная уязвимость всех участников глобального международного сообщества, новые вызовы, требующие усиления международной кооперации и выхода на совершенно новое качество сотрудничества.
С другой стороны, размывание принципа многосторонности, роли многосторонних международных институтов, действия государств, направленные на защиту своего суверенитета и национальных интересов, фактически подрывающие легитимность и доверие к системе глобального управления.
Цель исследования – изучить международные организации (насколько позволяет обьем курсовой работы), их структуру и деятельность, а так же роль РФ в международных организациях
Международная политика самого мощного государства мира США, - обладающего уникальным потенциалом для повышения роли и качества многосторонних действий, направлена на продвижение демократии там, где это соответствует его узким интересам и целям, что зачастую свидетельствует о непоследовательности подхода, и создало вакуум лидерства, который необходимо преодолеть для усиления демократических инициатив.

Глава 1. Международные организации как важный фактор мирового социального прогресса и развития
§ 1.1. Понятие и источники права международных организаций и конференций
Сегодня сфера взаимодействия государств на международной арене постоянно расширяется; все новые отношения становятся предметом международно-правового регулирования. Одной из организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества являются международные организации.
Международные организации как правовой феномен возникли сравнительно недавно, в конце XIX - начале XX вв., когда потреб¬ности международного общения обусловили необходимость созда¬ния постоянно действующих межгосударственных структур. Так, в 1874 г. был создан Всемирный почтовый союз, в 1919 г. - Междуна¬родная организация труда и т.д. Первой международной организа¬цией с ярко выраженной политической направленностью была Лига Наций, учрежденная в 1919 г. в соответствии с положениями Версаль¬ской системы и формально просуществовавшая до 1946 г.
После Второй мировой войны были учреждены сотни междуна¬родных организаций, обеспечивающих организационную основу межгосударственного взаимодействия в различных сферах междуна¬родных отношений.
В их числе ООН, ЮНЕСКО, ЛАГ, НАТО, ОВД и др. И поскольку, как уже говорилось, юридически создание любой международной организации оформляется заключением междуна¬родного договора, в международном праве сформировался достаточно большой массив норм, регулирующих порядок образования и деятельности международных организаций.
Качество и объем меж¬дународно-правовой регламентации позволяют сделать вывод о существовании в самостоятельной отрасли международного права - права международных организаций.
Право международных организаций состоит из двух групп меж¬дународных норм, образующих: во-первых, «внутреннее право» орга¬низации; и, во-вторых, «внешнее право» организации.
Нормы права международных организаций - преимущественно договорные нормы, а само право организаций - одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права.
Источниками этой отрасли являются учредительные документы международных организаций, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Венская конвенция о праве договоров между госу¬дарствами и международными организациями или между междуна¬родными организациями 1986 г, соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др.
Введение
Национальное законодательство в области международного частного права действует в пределах каждого отдельного государства и является результатом реализации нормотворческой функции государственных органов, которая воплощает, в конечном счете, цели и интересы различных слоев гражданского общества данного государства .
Речь в данном случае идет, прежде всего, о тех национальных законах, подзаконных нормативных правовых документах, международных договорах и актах неписаного права, которые содержат нормы, регулирующие международные немежгосударственные невластные отношения .
В тех случаях, когда внутригосударственное право санкционирует применение правил международных договоров для регулирования общественных отношений, субъектами которых могут быть физические или юридические лица, возникает проблема так называемых самоисполнимых и несамоисполнимых договоров.
Нормы самоисполнимых договоров в силу их детальной проработанности и завершенности могут применяться для регулирования соответствующих общественных отношений без каких-либо конкретизирующих и дополняющих их норм. Практика зарубежных государств, конституции которых объявляют международные договоры частью права страны или даже выше его (США, Франция, Германия, Испания и др.), показывает, что самоисполнимыми, как правило, являются договоры, регулирующие отношения между национально-правовыми субъектами различной государственной принадлежности, то есть договоры, являющиеся источниками МЧП. Несамоисполнимый же договор, даже если государство санкционирует применение его правил внутри страны, требует для своего исполнения наличия акта внутригосударственного нормотворчества, конкретизирующего положения соответствующего документа.
В настоящее время по сравнению с другими источниками права обычаи делового оборота и торговые обычаи (торговые обыкновения) играют вспомогательную роль и применяется, в большинстве своем, когда в национальном законе или международном договоре отсутствует соответствующее предписание или оно недостаточно полно. Правила торгового обычая выступают в таких случаях как предвосхищение установленного законом права. Тем не менее, например, «в Англии и США обычные нормы могут устанавливать правила, отличные от диспозитивных положений законов и прецедентов. Что касается Франции и ФРГ, то здесь допускается существование и применение обычаев, противоречащих императивным предписаниям законодательства
Наиболее употребимые в деловой практике обыкновения были обобщены некоторыми международными организациями и нашли отражение в их публикациях. Среди подобных изданий наибольшую известность получили такие документы Международной торговой палаты (МТП), расположенной в г. Париже, как Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакции 1936, 1953, 1967, 1976, 1980 и 1990 г.; Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в редакции 1993 г.; Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995 г.; Унифицированные правила для договорных гарантий 1978 г.; Правила регулирования договорных отношений 1979 г. и др.
Введение
Рыночная трансформация российской экономики оказалась всеобъемлющей и затронула, в большей или меньшей мере, все ее сферы. при этом смена характера социально-трудовых отношений приняла специфически российские формы. В значительной степени это было обусловлено тем, что трудовые отношения были наиболее жестко регулируемым сегментом плановой экономики.
В период рыночных реформ произошел переход от полной и безусловной занятости, соответствующей всеобщности и обязательности труда в условиях планово-административной экономики, к системе рыночной активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства.
В дореформенный период российская рабочая сила существенно отличалась от рабочей силы других стран, особенно со зрелой рыночной экономикой. Российская занятость отражала гипериндустриализированный характер экономики. Это поставило на повестку дня вопрос о качественных и институциональных структурных изменениях в экономической активности и занятости .
Динамика занятости показывает, что рынок труда, в конечном счете, оптимизировал в соответствии с уровнем экономического развития структуру занятости, сохранив для наемных работников привлекательность государственного сектора и ограничив привлекательность частного.
В рамках данной работы считаю необходимым рассмотреть вопросы международных положениях регулирования занятости и трудоустройства, о формах занятости и правовом положении безработного.
Введение
Человек – часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека. По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную и другие .
Окружающая природная среда – совокупность естественных систем, природных объектов и природных ресурсов, включая атмосферный воздух, воду, земли, недра, флору и фауну, а также климат в их взаимосвязи и взаимодействии.
Благоприятная природная среда – такое состояние природных объектов, формирующих созданную человеком окружающую среду, а также качество жизни и условий, которое соответствует законодательно установленным стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства
Охрана окружающей природной среды – деятельность по сохранению и восстановлению (если оно нарушено) благоприятного состояния окружающей среды, предупреждению ее деградации в процессе общественного развития, поддержанию экологического равновесия .
Обеспечение благоприятного качества окружающей среды и организация рационального природопользования является одной из наиболее актуальных проблем не только России или стран Европы, но и всего мирового сообщества. Осознание наступившего глобального экологического кризиса органами власти большинства государств мира в середине прошлого века привело к формированию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и динамичному изменению внутригосударственного экологического законодательства большинства стран мира, включая и Россию. Провозглашение права человека на благоприятную окружающую среду в Декларации принципов, принятой на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., а также подписание Российской Федерацией ряда международных документов обусловило имплементацию международных экологических норм и стандартов в российское законодательство. Это обусловило формирование экологического правосознания у населения России, рост общественного экологического движения и формирование судебной практики по делам о защите прав и законных интересов граждан в сфере охраны окружающей среды .
Указанная динамика получила отражение в данной курсовой, содержащей рассмотрение современных проблем обеспечения экологической безопасности, обусловленных реалиями XXI века и процессами глобализации в современном мире.
Объект курсовой работы – окружающая природная среда.
Предметом является изучение международных прав в области охраны окружающей среды.
Цель курсовой работы заключается в поиске эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.
Задачи курсовой работы:
• изучение роли международного экологического права;
• рассмотрение принципов международного права окружающей среды;
• анализ деятельности международных организаций в сфере охраны окружающей среды;
• выявление международных экологических правонарушений;
• разработка мероприятий и перспектив по улучшению экологических систем.
Методологической основой курсовой работы являются труды учёных в области международного права, права окружающей среды, а также нормативные документы, законодательные акты в области экологического права.
1.) Перечислите основания правопреемства государств
Со временем подходы к оценке значимости и «правомерности» тех или иных юридических фактов, составляющих фактическую ситуацию, вызы-вающую правопреемство государств, менялись. Процесс этот продолжался до тех пор, пока не стало общепризнанным, что международное право - это право развития народов посредством сотрудничества во имя всех народов, это право мира, пока международное право не приняло новый облик, обу-словленный определённым уровнем правосознания человечества.
Международное право, объявив агрессию величайшим преступлением, признав и закрепив право наций и народов на самоопределение, осознав, что благополучие международного сообщества зависит от благополучия каждой нации и народа, признало правомерными, юридически значимыми, влекущи-ми за собой юридическое правопреемство только те фактические ситуации, которые возникли в соответствии с такими принципами, как самоопределе-ние наций и народов, неприменение силы или угрозы силы, территориальной целостности и неприкосновенности и др., чту было закреплено в ст. 6 Вен-ской Конвенции 1978 г.ивст.3 Венской Конвенции 1983 г.
Возникновение (образование) государства - юридический факт, кото-рый порождает целый комплекс правовых последствий, в том числе между-народно-правовых, и имеет значение для всего международного сообщества.
Международное право не может регламентировать процесс возникно-вения (образования) самого государства, ибо это, как правило, - результат развития человеческого общества, подчиняющийся объективным закономер-ностям. Следовательно, способы возникновения (образования) государств - категория объективная как по содержанию, так и по своим границам. Задача науки международного права - дать, по возможности, исчерпывающий пере-чень способов возникновения (образования) государств. Разные способы возникновения (образования) государств обуславливают порождение неоди-наковых по объёму и содержанию международно-правовых последствий, в том числе и в области правопреемства.
Некоторые учёные пытались всем фактическим ситуациям дать общее определение. Я.Броунли отмечает, что «правопреемство государств возника-ет в том случае, когда происходит окончательная и бесповоротная замена су-веренитета одного государства над той или иной территорией суверенитетом другого государства» и далее перечисляет те обстоятельства, которые, по его мнению, являются предпосылкой возникновения юридического правопреем-ства:
1. полное расчленение государства,
2. отделение части государства,
3. деколонизация,
4. слияние существующих государств,
5. цессия территории,
6. аннексия части государственной территории.
В 70-ые годы в советской международно-правовой литературе было распространено определение Н.В.Захаровой, где отмечались фактические си-туации, вызывающие, по её мнению, юридическое правопреемство: рождение нового государства (в результате приобретения независимости бывшей коло-нией; на части территории, отделившейся от государства; в результате слия-ния; два или несколько новых государств могут возникнуть на территории какого-либо государства, в связи с чем это последнее прекратит своё сущест-вование); изменение статуса международной правосубъектности государства, связанное с изменением его международной договорной компетенции; вхож-дение государства в состав другого без сохранения своей международной правосубъектности; переход части территории от одного государства к дру-гому.
Нельзя также согласиться с утверждением, что правопреемство возни-кает при образовании конфедерации или вхождении в неё. Как верно конста-тирует К.Кольяр: «Сама по себе конфедерация не есть государство. Её члены, напротив, продолжают оставаться международными лицами. Взаимоотноше-ния государств-членов конфедерации друг с другом регулируются особен-ным международным правом самой конфедерации, в частности, учредитель-ным договором. Отношения между государством-членом конфедерации и го-сударствами, не входящими в конфедерацию, регулируются общим между-народным правом. Другими словами, члены конфедерации сохраняют свою нормальную государственную компетенцию, которая не отчуждается осо-бенным правом конфедерации». Одним словом, в таких случаях не рождается новый субъект международного права и даже, если основываться на вышеиз-ложенном положении Н.Захаровой, не изменяется международная право-субъектность государств-членов конфедерации, следовательно, - правопре-емства не возникает.
Что касается возникновения проблемы правопреемства в результате коренных изменений социально-экономического и политического строя в го-сударстве, то по этому вопросу до сих пор имеются разные мнения среди учёных, в основном российских. Не вдаваясь сейчас в подробности этого во-проса, т.к. они представлены во второй главе, отметим только, что мы не со-гласны с концепцией возникновения нового государства - субъекта междуна-родного права в результате социальной революции. В этом случае нового субъекта международного права, как нам представляется, не возникает, по-скольку революция является внутренним делом непрерывно существующего государства - субъекта международного права. Исходя из этого, вопросы о договорах, о долгах и т.д., находящиеся в таких случаях в центре внимания, должны решаться на основе принципов, норм международного права. В ча-стности, вопросы о международных договорах - на основе права междуна-родных договоров, в особенности - Венской конвенции о праве международ-ных договоров 1969 года.
Как видно, большинство фактических ситуаций, вызывающих юриди-ческое правопреемство, связаны с возникновением новых государств - субъ-ектов международного права.
Обобщая все эти фактические ситуации, можно сформулировать об-щее, собирательное определение фактического правопреемства: фактическое правопреемство - смена суверенитета одного государства над определённой территорией суверенитетом другого государства.
ВВЕДЕНИЕ
Межгосударственные объединения на сегодняшний день активно участвуют в международных отношениях. Территориальные проблемы межгосударственного устройства известны человечеству на протяжении всего времени его существования, поскольку государства использовали различные формы объединений для достижения определенных целей. Однако подавляюще большинство государственных интеграционных процессов пришлось на вторую половину XX века. Появлением в 1949г. международной региональной организации - Совета Европы открывается новая веха в развитии сотрудничества европейских государств, некоторые из которых через образование европейского экономического сообщества на сегодняшний день пришли к новому виду интеграционного объединения - Европейскому союзу.
Данные процессы не обошли стороной и Россию. После распада СССР Российская Федерация становится членом Содружества Независимых Государств, события последних лет свидетельствуют о создании нового объединения - Союзного государства Беларуси и России.
Проблеме межгосударственных объединений посвящены многие труды советских и современных российских ученых-юристов, среди которых можно выделить М.И. Байтина, А.Б. Венгерова, Л.В. Гречко, Б.М. Лазарева, В.В. Лазарева, С.В. Липеня, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянца, В.М. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, А.Ф. Черданцева, В.Е. Чиркина, Г.Г. Шинкарецкую и других. Однако, конфедерации и различные государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств недостаточно изучены как самостоятельный институт современной теории государства и права и международного права: нет однозначного определения понятия объединения государств, формы межгосударственного устройства, отсутствует единая позиция относительно международной правосубъектности объединений государств.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества