Логопедия - готовые работы

fig
fig
Введение

Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что одной из важнейших задач современной логопедии является разработка эффективных методов преодоления общего недоразвития речи. Данная речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий в себя нарушения как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического строя речи (Р.Е. Левина, 1960; Л.Ф. Спирова, 1980; Т.Б. Фшшчева, 1974; 2000; Т.Д. Барменкова, 1996; В.К. Воробьёва, 2002; В.П. Глухов, 1987; И.С. Кривовяз, 1996; и др.). Проблема несформированности грамматического строя речи у детей с ОНР различного патогенеза рассматривалась в работах многих авторов (В.К. Воробьёва, 1967; 1986; Б.М. Гриншпун, 1975; Н.С. Жукова, 1976; 1994; В.А. Ковшиков, 1994; В.К. Орфинская, 1960; Е.Ф. Соботович, 1981; Т.Б. Филичева, 2000; С.Н. Шаховская, 1964 и др.). Наиболее изученным вопросом этой проблемы являются нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР. Однако особую значимость в настоящее время приобретает описание коррекционно-логопедической работы с целью формирования грамматического строя речи у данной категории дошкольников, что объясняется недостаточной изученностью этого вопроса.
В ходе общения ребёнка со взрослыми, а также на основе развития предметной и познавательной деятельности усваиваются основные закономерности языка, происходит овладение основными правилами построения высказывания. В то же время, овладевая грамматикой, ребёнок получает мощное орудие социального взаимодействия, сотрудничества со взрослыми. Для обеспечения коммуникативной деятельности ребёнку необходим целый арсенал языковых средств (фонологических, морфологических, семантических, синтаксических), на основе которых осуществляется декодирование речи грамматического строя речи у детей с ОНР проявляются не только в существенном ограничении типов используемых высказываний, но и в отклонении процесса формирования синтаксических конструкций, в расстройстве связей между словами и т.д. Подобные нарушения существенно затрудняют процесс речевой коммуникации, отрицательно сказываются на формировании познавательной деятельности, препятствуют овладению школьной программой.
Изучение коррекционно-логопедической работы с целью формирования грамматического строя речи у детей с ОНР и разработка дифференцированных методов преодоления проблем является актуальной проблемой теории и практики логопедии.
Проблема исследования: оптимизация логопедической работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
Указанный подход находит отражение в определении объекта и предмета исследования. В качестве объекта исследования выступает процесс освоения структуры речевого высказывания у дошкольников. Предметом исследования являются нарушения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: при различных формах общего недоразвития речи имеют место как общие, так и специфические особенности механизмов нарушений грамматического строя речи, что обусловливает комплексный и дифференцированный подход при коррекционно-логопедической работе.
Цель исследования: совершенствование системы дифференцированного коррекционно-логопедического воздействия по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать логопедическую, лингвистическую, психолингвистическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить содержание методики исследования нарушений грамматического строя речи, а также методы обработки результатов исследования.
3. Выявить общие и специфические особенности нарушений грамматического строя речи у дошкольников с различными формами ОНР, описать механизмы данных нарушений.
4. Разработать систему дифференцированного коррекционно-логопедического воздействия по формированию грамматического строя речи.
5. Апробировать в процессе формирующего эксперимента методику коррекционно-логопедической работы с целью формирования грамматического строя речи, проверить её эффективность.
В процессе исследования использовались следующие методы (по Б.Г.Ананьеву, 1977):
• организационные (сравнительный, комплексный),
• эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты, наблюдение),
• биографические (сбор анамнестических данных, анализ документации),
• интерпретационные и математико-статистические.
Математико-статистическая обработка результатов исследования производилась с помощью компьютерной программы Microsoft Excel с применением t-критерия Стьюдента и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа и включало констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты. На первом этапе был проведён констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Контрольную группу составили 10 детей этого же возраста с нормальным речевым развитием. На втором этапе исследования был проведён обучающий эксперимент с целью устранить имеющиеся речевые нарушения. На третьем этапе эффективность разработанной системы коррекционно-логопедического воздействия была подтверждена контрольным экспериментом и статистической обработкой результатов.
Исследование проводилось в течение 2006 гг. на базе ГДОУ № 1442 г. Москвы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет углубить научные представления о механизмах и структуре речевого дефекта при различных формах ОНР, определить критерии дифференциальной диагностики нарушений грамматического строя речи, выявить специфику и механизмы нарушений, характерных для различных форм и уровней речевого недоразвития, определить методологическую основу, разработать принципы, направления и систему коррекции этих речевых расстройств.
Практическая значимость исследования заключается в создании дифференцированной методики диагностики и коррекции нарушений грамматического строя речи, которая органично вписывается в систему логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.
Актуальность. В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыков чтения. В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия.
Нарушения чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Современное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дислексии от ошибок чтения иного характерна, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми.
В следствие вышесказанного избранную тему курсовой работы следует считать актуальной.
Цель работы – исследовать нарушение смысловой стороны чтения у младших школьников.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:
- исследовать психофизиологические основы чтения;
- охарактеризовать смысловую сторону чтения;
- рассказать о нарушениях смысловой стороны чтения у младших школьников с ОНР;
- провести эксперементальное исследование различий темпа и способа чтения у детей с ОНР и нормой;
- сделать выводы по исследуемому вопросу.
Информационная база. Впервые о проблеме нарушения чтения в конце XIX-началеXX веков такие ученые, как А.Куссмауль, В.Морган, О.Беркан, Л.Гинельвунд, Ф.Варбург, П.Рашбург и др.
Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей, следует отметить такие имена, как: Р.А.Ткачева, С.С.Мухина, М.Е.Хватцева, Р.Е.Левина, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева и др.
В процессе написания данной работы были использованы труды отечественных авторов, учебные пособия по педагогике и логопедии, а также материалы периодической печати и справочные издания.
Актуальность и теоретическая значимость проблемы нарушения чтения у младших школьников позволяет нам определить предмет и объект исследования.
Объектом исследования являются школьники младших классов.
Предмет исследования – нарушение смысловой стороны чтения у школьников младших классов.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи малыша. «У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешает массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Ученые, которые изучают деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Кроме самих пальчиковых игр, для развития мелкой моторики рук у детей хороши лепка, рисование, аппликация, игры с мелкими предметами (разумеется, под присмотром, ведь дети все тянут в рот и могут проглотить пуговицы и бусинки).
В течение первого года жизни у малыша огромными темпами идёт развитие мозга, изменяется его внутренняя структура. Одновременно с этим у ребёнка развивается физический и фонематический слух. Именно слух играет ведущую роль в овладении речью: с помощью слуха и его особой избирательности к звукам человеческого голоса младенец впитывает окружающую его речевую среду, делает её своей и обучается активно пользоваться словом.
Сосредоточение на звуках речи появляется с самого рождения. Первые два месяца малыш замирает, глядя в глаза говорящему человеку. Создаётся впечатление, что он готов слушать часами. Даже первая улыбка крохи возникает именно на звук человеческого голоса! Услышав речь, малыш прислушивается, старается найти глазами источник звука. На третьем-пятом месяце жизни ребёнок после непродолжительного сосредоточения на говорящем взрослом начинает активно вокализировать сам, восторженно распевает и гукает. В полгода кроха внимательно присматривается к движущимся губам взрослого, пытается сам как-то шевелить губами и языком, при этом, конечно же, активно вокализируя, лепеча.
Но ребёнок далеко не всегда концентрируется, слыша речь. Если ребёнок не сосредоточен в момент, когда взрослый обращается к нему, то взгляд его не останавливается на лице взрослого, он отвлекается, смотрит в сторону, тянется за заинтересовавшей его игрушкой. В такие моменты ребёнок не слышит взрослого, его речь не вносит своего вклада в речевую копилку малыша. Если так было слишком часто на первом году жизни, то задержка развития речи неминуема.
Целью данного реферата является определение особенностей речи и мелкой моторики у детей с ОНР и речевой патологией.
Задачами данного реферата являются:
1. Определение особенностей речи мелкой моторики у детей с ОНР и речевой патологией
2. Особенности взаимосвязи развития мелкой моторики и речи у детей с ОНР и речевой патологией.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества