Литература - готовые работы

fig
fig
Было время, когда книги Тэффи пользовались необыкновенной популярностью. «Ее считают самой занимательной и «смешной» писательницей и в длинную дорогу непременно берут томик ее рассказов»,— писал Михаил Зощенко. Увы, несколько поколений в нашей стране были лишены возможности познакомиться с произведениями Тэффи. И даже имя это многим из современных читателей, к сожалению, неизвестно.
Тэффи — псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой (в замужестве — Бучинской), родившейся 9 (21) мая 1872 г. в Петербурге в семье известного адвоката, профессора уголовного права А.В. Лохвицкого. Автор нескольких книг по юриспруденции, множества статей, издатель и редактор «Судебного Вестника», он славился также остроумием и ораторскими способностями.«Детство мое прошло в большой обеспеченной семье, — вспоминала Тэффи. —Воспитывали нас по-старинному — всех вместе на один лад. С индивидуальностью не справлялись и ничего особенного от нас не ожидали». В семье выросли две известные писательницы — поэтесса Мирра Лохвицкая, которую называли «русской Сафо», и Тэффи. Старший брат — Николай — стал генералом, во время первой мировой войны командовал русским экспедиционным корпусом во Франции.
С юных лет Надежда увлекается литературой. Среди ее любимых книг — произведения А.С.Пушкина, «Детство» и «Отрочество», «Война и мир» Л.Н.Толстого. Девочкой она даже ходила к Льву Толстому в Хамовники —хотела попросить «не убивать» князя Болконского, но испугалась и не решилась заговорить с писателем. С интересом следили в семье за «новой» литературой. Художник - «мир искусник» Александр Бенуа, друживший с Надеждой, писал, что именно от сестер Лохвицких он впервые услышал о Дмитрии Мережковском. Нравилась Наде и поэзия Бальмонта.
1. Творчество Надежды Тэффи
С детства любившая рисовать карикатуры и сочинять сатирические стихотворения, Тэффи начинает писать фельетоны. Очень популярный вначале века жанр привлекал публику злободневностью, четко выраженной авторской позицией, полемичностью, остроумием. Особенно выделялись газетные фельетоны, ибо в ежедневных изданиях, не подлежавших предварительной цензуре, легче было печатать резко критические произведения.
В 1904г. Тэффи сотрудничала в столичных «Биржевых Ведомостях». «Газета эта бичевала преимущественно «отцов города, питавшихся от общественного пирога», — вспоминала писательница, уже будучи в эмиграции. — Я помогала бичевать». В процессе работы над фельетонами совершенствовалось ее мастерство, развивалось умение находить оригинальную трактовку избитой темы, добиваться минимальными средствами максимальной выразительности. Малое количество персонажей, комизм «авторской» речи, «короткая строка» — все это и многое другое она с успехом использует позднее и в юмористических рассказах.
Уже в это время у Тэффи появились постоянные читатели. Среди тех, кто обратил внимание на ее сочинения, был сам Государь Император. Одобрение Николая II вызвал один из стихотворных фельетонов, направленный против планов петербургского городского головы Лелянова засыпать Екатерининский канал. Издатель «Биржевых Ведомостей» был «высочайшею пожалован улыбкой». Писательница получила прибавку к гонорару — лишние две копейки за строчку, а Николай II до конца своих дней остался поклонником ее таланта.
В годы первой революции — период легализации и расцвета политической сатиры — «революционный вихрь» захватил и Тэффи, в общем-то всегда далекую от политики. Наиболее известно ее стихотворение «Пчелки», написанное весной 1905г. Сначала стихотворение читалось лишь в тесном дружеском кружке, но кто-то отослал список Ленину в Женеву, и под заглавием «Знамя свободы» оно было напечатано в газете «Вперед» (без указания автора). Стихотворение построено на классическом для русской литературы противопоставлении «пчелы — трутни». «Я» поэтессы заменяется местоимением «мы»; многократное его повторение (15 раз), синтаксический параллелизм создают эффект нагнетания: «мы» жалующихся превращается в «мы» угрожающих.
В ту ночь до рассвета мелькала иголка:
Сшивали мы полосы красного шелка.
Полотнищем длинным, прямым...
Мы сшили кровавое знамя свободы,
Мы будем хранить его долгие годы,
Но мы не расстанемся с ним!
В том же 1905г. писательница встречается с некоторыми известными большевиками. Среди «интересных знакомых» ее приятеля К.Платонова, сына сенатора, были А.Коллонтай, А.Богданов и другие. В мемуарах Тэффи рассказывает, что они часто приходили к ней домой и, обращая мало внимания на хозяйку, разговаривали между собой о каких-то съездах, резолюциях, кооптациях, ругали каких-то меньшевиков, постоянно цитировали Энгельса, повторяли слово «твердокаменный» и неизменно называли друг друга товарищами. Несмотря на настойчивые советы Н.Бердяева держаться от большевиков подальше, Тэффи все-таки выполняет просьбу М.Горького устроить так, чтобы корреспонденция из провинции для «его друзей» приходила на адрес «Биржевых Ведомостей».
17 октября 1905г. был опубликован знаменитый Манифест, которым народу были дарованы свободы совести, слова, собраний и союзов. «17октября — знаменательный день в истории русской печати. Изо всех мнимо-свобод, возвещенных этим днем русскому обществу, фактически была взята (ненадолго, и после какого длительного штурма!) свобода печати», — писала Анастасия Чеботаревская. Для многих русских писателей в это время характерен поворот от лирики к революционной патетике, от бытовой сатиры к политической.
Введение
«Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит был не настоящий», — это слова самого Булгакова (из письма к Сталину 30 мая 1931). И настоящий писатель Михаил Булгаков посвящает работе большую часть своей жизни. Венцом его творческого пути стал роман «Мастер и Маргарита», принесший писателю посмертную мировую славу.
В то время, когда Михаил Афанасьевич Булгаков был принят на работу в МХАТ, появилась у него задумка о написании романа. Ночами Булгаков сочиняет «роман о дьяволе» (так первоначально ему виделся роман «Мастер и Маргарита»). Тогда же появилась и надпись на полях рукописи: «Дописать прежде, чем умереть». Роман уже тогда осознавался автором как главное дело его жизни.
Во время первого ознакомления с романом «Мастер и Маргарита» создается такое впечатление, что время действия основной, московской, части романа определить точно нельзя. Если обратить внимание на мнение большинства читателей и исследователей, то можно сделать вывод о том, что Булгаков приурочил события, изображенные в романе, к некоему неопределенному времени, которое сочетают в себе приметы жизни Москвы как 20-х, так и 30-х годов. При том обозначенное время можно рассматривать как не слишком отдаленное будущее по отношению к периоду работы над текстом романа «Мастер и Маргарита». Подобное мнение довольно точно отражает авторский замысел на отдельных этапах работы над текстом.
Замысел романа и его трансформация
Роман первоначально был задуман как апокрифическое «евангелие от дьявола», а будущие главные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С каждым годом первоначальный замысел все более и более усложнялся, трансформировался, вбирал в себя судьбу самого писателя.
В 1929 году Булгаков познакомился со своей будущей третьей женой — Еленой Сергеевной Шиловской. Брак был оформлен осенью 1932года. Позже эта женщина вошла в роман. Одинокий писатель (Мастер) и его верная подруга (Маргарита) станут не менее важны, чем центральные персонажи мировой истории человечества.
История пребывания Сатаны в Москве 1930-х годов в буквальном смысле повторяет явление Христа два тысячелетия назад. Точно так же, как когда-то не узнали бога, москвичи не узнают и дьявола, хотя Воланд не скрывает и не собирается скрывать своих общеизвестных признаков.
На глазах множества людей совершались события, которые так и не понятыми. И лишь Мастеру в созданном им романе дано восстановить осмысленность и единство течения истории. Творческим даром вживания Мастер «угадывает» истину в прошлом. Верность проникновения в историческую реальность, засвидетельствованная Воландом, подтверждает тем самым и верность, адекватность описания Мастером и настоящего.
Булгаков строит «Мастера и Маргариту» как «роман в романе». Его действие разворачивается в двух временах: в Москве 1930-х годов, где появляется сатана, чтобы устроить традиционный весенний бал полнолуния, и в древнем городе Ершалаиме, в котором происходит суд римского прокуратора Пилата над «бродячим философом» Иешуа. Связывает же оба сюжета, современный и исторический автор романа о Понтии Пилате Мастер.
В годы, когда общегосударственная точка зрения на происходящее утверждалась как «единственно верная», Булгаков выступил с подчеркнуто субъективным взглядом на события мировой истории, противопоставив членов «писательского коллектива» (МАССОЛИТа) одинокому творцу. Не случайно литые «древние главы» романа, рассказывающие историю гибели Иешуа, вводятся писателем как истина, открывшаяся отдельному человеку, как личное постижение Мастера.
В романе проявился свойственный писателю глубокий интерес к вопросам веры, религиозного и атеистического мировоззрения. Связанный происхождением с семьей священнослужителей, хотя и в ее «ученом», книжном изводе (отец Михаила не «батюшка», а ученый клирик), на протяжение жизни Булгаков серьезно размышлял над проблемой отношения к религии, в тридцатые годы ставшей закрытой для публичного обсуждения. В «Мастере и Маргарите» Булгаков на первый план выдвигает творческую личность в трагическом 20 веке, утверждая вслед за Пушкиным самостояние человека, его историческую ответственность.
На выработку читателем собственного отношения к происходящему направлены все художественные особенности творчества Булгакова. Почти всякая вещь писателя начинается с загадки, которая призвана разрушить прежнюю ясность. Так, в «Мастере и Маргарите» Булгаков намеренно дает персонажам нетрадиционные имена: сатане — Воланда, Иерусалиму — Ершалаим, вечного противника дьявола он называет не Иисусом, а Иешуа Га-Ноцри. По замыслу писателя, читатель романа должен самостоятельно, без опоры на общеизвестное, проникнуть в суть происходящего и будто бы заново пережить в сознании центральные эпизоды мировой истории человечества: суд Пилата, смерть и воскрешение Иисуса.
В произведениях Булгакова время настоящего, сиюминутного обязательно соотнесено со временем «большой» истории человечества, «синим коридором тысячелетий». В «Мастере и Маргарите» прием развернут на всем пространстве текста. Тем самым актуальные сиюминутные ценности советского времени ставятся под сомнение, обнаруживают свою явную преходящесть и сомнительность.
1. Художественное произведение: пространство и время
В своей статье Д.С. Лихачев выделяет те характеристики, которые необходимо учитывать при анализе художественного мира произведения. Во-первых, каждое произведение имеет свое жизненное пространство. Его границы зависят от воображения писателя и от конструкционных потребностей самого произведения. Именно внутренний мир произведения диктует размер задействованного пространства. Кроме физических границ, пространство художественного произведения обладает “географическими” параметрами: может быть реальным или воображаемым.
Второй важной характеристикой Д.С. Лихачев считает время, которое как и пространство имеет свои границы. Сюжет может длиться сколь угодно долго в зависимости опять же от необходимости данного произведения. Время также имеет физические характеристики: “может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться “пустым”, редко “населенным” событиями”. Время представляет собой интересный и сложный аспект при анализе внутреннего мира и важны не взгляды автора на время, а особенности и закономерности временного пространства.
Время, как и пространство лишь косвенно связано с реальным временем писателя, который художественно "трансформирует" действительное время. По мнению Лихачева "именно оно дает возможность творчества, создает необходимую художнику "маневренность", позволяет творить свой мир, отличный от мира другого произведения, другого писателя, другого литературного направления, стиля и т.д.".
Связь времени и пространства – одна из дискутируемых проблем литературоведения. Пространственно-временные отношения были исследованы М. Бахтиным, который ввел в литературоведение термин "хронотоп" (пространство-время). Этот математический термин, основанный на теории относительности Эйнштейна, имеет для литературоведения "метафорическое" значение - "неразрывность пространства и времени (время как четвертое измерение пространства)". Бахтин так описал процесс слияния времени и пространства: "Время здесь сгущается, уплотняется, становиться художественно зрелым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысляется и измеряется временем". Это слияние и характеризует хронотоп. Бахтин выдел и такую особенность хронотопов как их жанровое значение. Каждому жанру литературы присущ свой набор хронотопов, по которому можно классифицировать произведение. Причем новые хронотопы могут заимствовать мотивы из уже сложившихся стилей, но в своеобразной последовательности, что ведет к рождению абсолютно нового сочетания. "Такие мотивы, как встреча-расставание (разлука), потеря-обретение, поиск-нахождение, узнавание - неузнавание и другие, входят как составные элементы в сюжеты не только романов разных эпох и разных типов, но и литературных произведений других жанров".
2. Связь художественного пространства и времени в романе Тургенева «Отцы и дети»
Время и пространство в романе "Отцы и дети" очень ограниченны, невелики. Действия, жизнь Базарова вмещаются примерно в 12 недель. Границы губернии, о которой идет речь в тексте, равны расстоянию около 100-150 км. Через немногое Тургенев смог показать много - в этом признак большого таланта.
Губерния, в которой мы волею писателя оказываемся вместе с героями, - одна из многих в России. Название местности неизвестно, стало быть, это та небольшая капля, в которой отражается океан, т.е. огромная Россия. (Уместно вспомнить Базарова: зачем изучать весь лес, достаточно посмотреть несколько деревьев одной породы).
Повествование в романе начинается со знаковой даты - 20 мая 1859 года. Известно, что к этому времени общественные силы в связи с главным вопросом эпохи - крестьянским - уже окончательно размежевались.
Как гражданина Тургенева волнует этот вопрос, и свое видение по разрешению проблемы он отражает в романе.
В рукописи Тургенева понятия Отцы и Дети представлены с заглавных букв. Видимо, не случайно, так как и отцы, и дети, представители различных поколений, одинаково значимы в обществе.
Произведение не названо "Молодые и старые", "Революционеры-демократы и либералы-аристократы" или как-то иначе, видимо, по той причине, что понятие Отцы и Дети предполагает очень близкую связь, в первую очередь кровную. Но не только кровная связь может объединять людей, делать их близкими. Это может быть и связь духовная.
Каждый из персонажей так или иначе примыкает либо к "отцам", либо к "детям". Важно учесть для понимания сущности конфликта, каковы социальное происхождение каждого из действующих лиц, их убеждения, привычки. Полная картина особенностей каждого персонажа может быть дополнена теми характеристиками, которые давал Базаров
Биография А.П.Чехова
Родился Антон Павлович Чехов в г. Таганроге 17(29) января 1860 года. Воспитывался и вырос в купеческой семье. Семья Чеховых была большая и дружная. У А.П.Чехова было четыре брата и сестра. Все дети были очень одаренными и высокообразованными детьми. Родители своих детей воспитывали в строгости и с большой любовью. Позднее А.П.Чехов говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».
В 1876 г. семья Чеховых переезжает в Москву, где очень долго живет в бедности. А.П.Чехов в Москву приехал только после окончания гимназии в 1879 г. В этом же году он поступает на медицинский факультет Московского университета.
Первое произведение А.П.Чехова было напечатано в 1880 г. в журнале «Стрекоза» В ранних работах Чехова присутствовал в основном жанр короткого рассказа, сценки и т.д. Первая книга Чехова называлась «Сказки Мельпомены». Она увидела свет в 1884году.
Окончив университет, Чехов начинает применять свои знания на практике в качестве уездного врача в Воскресенске, а затем в Звенигороде временно заведует больницей. На протяжении этого времени А.П.Чехов продолжает писать. Из-под его пера выходят такие рассказы как «Хирургия», «Беглец», «На вскрытие», «Мертвое тело» и другие.
Весной 1885 г. семья Чеховых надолго переезжает в усадьбу Бабкино под Воскресенском к друзьям, что очень хорошо отразилось на творчестве А.П. Чехова.
В 1886 г. А.П.Чехов принимает предложение о работе в газете «Новое время» и начинает подписываться своим именем. В этом же году выходит сборник «Пестрые рассказы», а в 1887г. сборник «Невинные речи».
В 1887 г. впервые в Москве в театр Корша ставится первая пьеса Чехова «Иванов». После премьеры Чехова заметили, и началась официальная драматургическая деятельность писателя.
В 1888 г. семья Чеховых вновь переезжает. На этот раз в Харьковскую губернию.
В 1889 г. у писателя умирает брат Николай. Вскоре Чехов уезжает в Одессу, потом в Ялту. По возвращении в Москву пишется пьеса «Леший», которая, спустя несколько лет, будет переделана и выпущена под названием «Дядя Ваня». В это же время пишется повесть «Степь», «Скучная история», водевили и боле ста рассказов.
В 1890 г. А.П.Чехов едет в Сибирь и отражает свое путешествие в очерках «По Сибири». После возвращения Чехов написал книгу «Остров Сахалин».
Вскоре Антон Павлович едет в Петербург, а потом путешествовать по Западной Европе. В 1892г. покупает имение в Мелихово, куда всей семьей и переезжают. Там, несмотря на бурную общественную жизнь и бесконечных гостей, Чехов постоянно пишет. В период с 1992г. по 1998г были созданы: «Палата №6», «Ионыч», «Мужики», «Чайка» и многие другие произведения.
В 1897 г. у А.П.Чехова резко обостряется туберкулезный процесс, в связи с этим он ложиться в больницу. В 1898г. в мае Чехов возвращается в Мелихово, а в сентябре едет в Ялту и приобретает там земельный участок. В этом же году умирает отец Чехова. В 1899г. продается имение в Мелихово, и Чехов с матерью и сестрой перебираются окончательно в Ялту.
В 1900г. Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук, но в 1902г. Антон Павлович по собственной воле покидает ее ряды.
В 1901г. 25 мая А.П.Чехов и О.Л.Книппер обвенчались.
В 1904г. ставиться еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад» (последнее произведение писателя), где Книппер играет Раневскую.
В мае 1904г., из-за ухудшения здоровья, Чехов с женой едут в Баденвейлер. Легче ему стало только на короткий промежуток времени.
15 июля (2-го по ст. стилю) 1904 года великого писателя и драматурга Антона Павловича Чехова не стало.
Сочетание драматического и комического в произведениях Чехова
Творчество А.П.Чехова привлекает своей пленительной и достаточно нелегко познаваемой простотой. В его произведениях зарыт настоящий клад из несметного богатства мыслей и образов.
В период с 1880г. по 1887 г. было положено начало пути великого писателя и драматурга Антона Павловича Чехова. Началом творческого пути Чехова традиционно можно считать юмор, хотя, первые работы Антона Павловича содержали не только юмор, но и драматизм. Резкой черты между драматическими и юмористическими произведениями провести нельзя по одной простой причине – драматические произведения Чехова содержат достаточное количество комических моментов. Проще говоря, уже в раннем творчестве писателя наблюдалось переплетение драматического и комического.
Рискну сказать, что, скорей всего, творческое начало Чехова с юмора было не случайным, так как жанр юмористических рассказов в творчестве писателя появился раньше других.
Одними из первых юмористических рассказов Антоном Павловичем Чеховым были написаны рассказы «Письма к ученому соседу» и «Шведская спичка».
В рассказе «Шведская спичка» говорится о старательном следователе, который терпит неудачу в своем деле только потому, что действует по всем правилам науки. Он ведет розыски «трупа» Кляузова с помощью улик и самой главной из них – сгоревшей спички, которую обронил «убийца» в спальне «убитого». В конце рассказа Кляузова находят целым и невредимым в бане у прекрасной обладательницы шведских спичек. Здесь юмор можно разглядеть в несоответствии серьезных усилий и ничтожного до скандальности результата.
ВВЕДЕНИЕ
Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью дер-жится и движется жизнь.
И.С.Тургенев
Тема любви в литературе всегда была актуальна. Любовь – это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это лю-бовь юношеская или более зрелая. Любовь в жизни человека это то чувство, которое заслуживает воспевания. И поэтому поэты, писатели всегда старались показать истинное ее место в человеческой жизни, отношениях между людь-ми, находя свои, присущие именно им приемы, и, выражая в своих произведе-ниях, как правило, личные взгляды на это явление человеческого бытия.
Русская литература XIX века дала глубокое освещение феномена любви. В произведениях таких писателей, как Лермонтов и Гончаров, Тургенев и Бу-нин, Есенин и Булгаков и многих других сложились черты русского отноше-ния к вечной и возвышенной теме – любви. Любовь – это полное изживание эгоизма, «перестановка центра нашей жизни», «перенос нашего интереса из се-бя в другое». В этом заключается огромная нравственная сила любви, упразд-няющая эгоизм, и возрождающая личность в новом, нравственном качестве. В любви возрождается образ Божий, то идеальное начало, которое связано с об-разом вечной Женственности. Воплощение в индивидуальной жизни этого на-чала создает те проблески неизмеримого блаженства, то «веяние нездешней радости», которое знакомо каждому человеку, испытавшему когда-либо лю-бовь. В любви человек находит самого себя, свою личность. В ней возрождает-ся единая, истинная индивидуальность.
С вулканической энергией тема любви врывается в русскую литературу конца XIX – начала XX века. О любви пишут поэты и писатели, философы, журналисты, критики. За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается интенсив-ными поисками и оригинальностью мышления.
Каждый из художников слова видел проблему любви по-своему. В на-стоящей работе рассматривается философия любви с позиции великого клас-сика русской литературы И.С. Тургенева.
Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя. Любовь у Тургенева – это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противо-стоять всему, даже смерти. «Любовь для него – едва ли не единственное, в чём человеческая личность находит своё высшее утверждение». «Только ею, толь-ко любовью держится и движется жизнь» («Воробей»). Для Тургенева сущест-вует только любовь-жертва, любовь – «надламывающая эгоизм». Он уверен, что только такая любовь способна принести истинное счастье. Любовь-наслаждение отвергается им. Это можно понять, вспомнив всю его тяжёлую жизнь. Во всех своих произведениях И.С.Тургенев представляет любовь, как большое жизненное испытание, как проверку сил человеческих. На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое живое существо.
Рассматривая тему любви в творчестве И.С. Тургенева, мы остановились на произведениях 50-х годов. В этот период Тургенев создал ряд замечатель-ных повестей: первая из них, «Переписка», примыкает к «Рудину», повести «Фауст», «Ася», «Поездка в полесье», «Первая любовь», «Затишье», «Яков Пасынок». Эти повести создают единую по мысли группу произведений, одних из наиболее поэтичных и глубоких по настроению во всем творчестве.
Повестям 50-х годов посвящены статьи и отзывы видных русских писа-телей и критиков. Например, отзыв П.А. Кропоткина, который, расценил по-вести «Затишье», «Ася», «Фауст» как подготовительные этапы и своеобразные этюды к роману «Дворянское гнездо», где он обратил внимание на несо-стоятельность героя повести. В 1875 году С. А. Венгеров в одном из своих трудов: «Русская литература в ее современных представителях. Критико-биографический этюд. И.С. Тургенев» – отвел специальную главу «Фаусту». Н.Г. Чернышевский в статье «Русский человек на rendez-vous» («Атеней», 1858) вскрыл социальную сущность безволия тургеневского героя, показал, что его личное банкротство является выражением начинающегося банкротст-ва социального. В 1870 году Н. В. Шелгунов отозвался на выход в свет оче-редных томов «Сочинений И. С. Тургенева» статьей «Неустранимая утра-та», где он говорит о пессимистических мотивах в повестях Тургенева, грустной лирической тональности его таланта, чуткости писателя к человече-скому горю, мастерстве тонкого проникновения в женскую психологию.
Произведения 50-х годов были проанализированы в критических статьях Анненкова П.В., Страхов Н.Н., Сарбаш Л.Н., Марковича В.М., Матюшенко Л.И., Курляндской Г.Б., Недзвецкого В.А., Пустовойта П.Г., Овсянико-Куликовского Д.Н., Полтавец Е.Ю., Гитлиц Е.А. и др . В них 50-е годы харак-теризуются как имевшие особенное значение в жизни и деятельности Тургене-ва. В основном речь идет о том, что произведения указанного периода явились итогом философских, общественных исканий, в них проявились стремление художника к глубокому психологическому изображению героев, к значитель-ному усилению голоса автора, который, по мнению современников, чутко улавливал основные тенденции эпохи, ощущал биение пульса современности. Поэтому наиболее подробно здесь рассматривается в них тема «лишнего чело-века», с которой тесно связана общая тематика этих произведений. Менее ос-вещенной является тема любви в этих повестях, реже отмечается особенность преимущественного изображения интимно-психологической стороны сюжет-ной линии. Это связано с тем фактом, что на первый план у Тургенева выдви-гается мотив невозможности личного счастья для глубоко и тонко чувст-вующего человека в условиях русской действительности. Во всех своих на-чинаниях – общественных и личных – эти герои неизменно терпят неуда-чи, им не оказывается места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».
Но важно отметить, что повести трактуют нравственные, эстетические проблемы любовных отношений, хотя и овеяны мягким и грустным лириз-мом. В связи с этим в настоящей работе проблема философии любви в повес-тях Тургенева 50-х годов рассматривается как основная.
Объект исследования – творчество И.С Тургенева.
Предмет исследования – тема любви в произведениях 50-х годов Турге-нева.
Цель настоящей дипломной работы заключается в определении фило-софского отношения к любви и выражении его в повестях 50-х годов писателя.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- проследить, как отразилось детство, отношения с родителями, полити-ческие взгляды, отношения с П. Виардо на повестях Тургенева;
- выявить особенности произведений 50-х годов писателя;
- составить классификацию любви в повестях этого периода.
В настоящей работе рассмотрены повести «Поездка в Полесье», «Зати-шье», «Переписка», «Яков Пасынков», «Фауст», «Ася», «Первая Любовь».

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ И.С. ТУРГЕНЕВА
1.1. Влияние семейных отношений на формирование характера и
литературной манеры И.С. Тургенева

Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре обще-ственной и духовной жизни России и Западной Европы и «в течение всего этого времени... стремился, – как он выразился, – воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ и давление времени, и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно» служил «предметом» его «наблюдений».
Род Тургеневых, хотя и не титулованный, принадлежит, к стариннейшим и знатнейшим дворянским родам России. В XVII веке и раньше предки Турге-нева постоянно занимали ответственные и видные места воевод в различных городах, в XVIII служили в коллегиях и армии или жили мирными помещика-ми в своих имениях средней полосы России.
Тургенев родился в городе Орле 28 октября (старого стиля) 1818 года. Он был вторым сыном Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны Тур-геневой, урожденной Лутовиновой.
ВВЕДЕНИЕ
1917 год навсегда разделил историю России и мира надвое: до и после. Октябрьская революция 1917 года изменила социально-политическую карту мира, разделив его на два противоборствующих «лагеря», что на многие де-сятилетия Россия осталась воплощением тоталитаризма и имперской психо-логии, что мечты о всеобщем братстве обернулись крушением идей гуманиз-ма, а ожидаемый социалистический «рай» - «адом» реальной жизни. Но тем не менее идеи Октября, события гражданской войны, «военный коммунизм» и «казарменный социализм», нэп - все это не могло не найти своего отраже-ния во всех видах искусства, в том числе и в литературе.
Русская литература всегда была социальной и злободневной, философ-ской, этической, страдающей и сострадающей. Она всегда помещала в центре ценность человеческой жизни, она решало «проклятые вопросы».
Литература послереволюционная также социальна и злободневна. Но-вая культурная политика государства, игнорируя этический и эстетический опыт предшествующей эпохи, демонстративно разрушала традиционное ре-лигиозное сознание, нивелировала значение «вечных» критериев и ориенти-ров. Рушится духовность русской культуры, отметается свойственная ушед-шей эпохе «правда факта». Сталкивается старое и новое, искреннее и цинич-но-вульгарное, истинное и ложное, официально-советское и противостоящее идеологическому тоталитаризму. Конфликт убеждений, подлинного творче-ского начала и унифицированного мышления нового искусства лежит в ос-нове этого сложного «сплава» жизни и искусства. И хотя в литературе 1920-х годов мало жесткой подлинной правды, анализ художественных текстов дает возможность реконструировать тип мышления человека того времени, идео-логию культуры, отношения государства и советского искусства к основным категориям бытия (время, пространство, Бог, человек, природа, быт и т.п.).
Тема данной работы - «Образ Москвы 20-х годов в произведениях И.А. Бунина». Актуальность данной работы заключается в стремлении увидеть непосредственную связь литературы и действительности и проанализировать изменения эстетического образа эпохи. В работе дается обзор некоторых про-изведений Бунина, а через их композиционный, жанровый и образный анализ воссоздается историческая и художественная картина московской действи-тельности 1920-х годов.
Цель работы: выявить особенности социальной, политической, эконо-мической и культурной жизни Москвы в 20-х годах XX века, отраженные в произведениях И. А. Бунина.
Для решения поставленной цели была изучены литературные источни-ки (учебники, статьи) по истории Москвы того времени; подробно исследо-вана биография Бунина, для понимания взаимосвязи особенностей москов-ской жизни с жизнью писателя. Также в работе был проведен анализ прозаи-ческих и поэтических произведений писателя, в которых описывается свое-образие Москвы и московской жизни.
ГЛАВА 1. И. А. БУНИН И МОСКВА ЕГО ВРЕМЕНИ
1. 1. Москва в послереволюционное время
В историю нашей страны 1920-е годы вошли как годы новой экономи-ческой политики. В стране была предпринята самая крупная попытка рефор-мирования экономики в рамках советской системы, а на карте мира в 1922 г. появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Респуб-лик (СССР).
После гражданской войны страна находилась в тяжелом положении. восстановление разру¬шенного хозяйства шло медленно. Од¬ной из причин этого было страшное стихийное бедствие—засуха, поразив¬шая ряд районов страны в 1920 и 1921 гг. Неурожаем были охвачены 34 губернии.
Голод стучался и в ворота Москвы. Он грозил новыми бедствиями и без того уже измученным годами недоеда¬нии москвичам. Но не было расте-рян¬ности на их лицах. Все заботы и трево¬ги отходили на задний план перед глав¬ным—необходимостью помочь умира¬ющим от голода людям в Повол-жье, наиболее пострадавшем от засухи. По решению Московского Совета все виды торговли, продукция промысловых ар¬телей, услуги городского транс-порта, продукты и предметы роскоши были обложены специальным налогом в пользу голодающих. Театры Москвы ставили спектакли, известные артисты устраивали концерты, среди населения организовывались лотереи, сборы от которых шли в помощь голодающим .
ВВЕДЕНИЕ
Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории жен-щину, которая оставила такой неизгладимый след в людской памяти, которая вызывала бы столь противоречивые толки, простые споры, длящиеся вот уже полтора века. По свидетельству современников, она была одарена божест-венной красотой, как Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Но с этой женщиной связано нечто большее для нас, чем гибель Трои. С этой женщиной связана жизнь и гибель величайшего гения России – Пуш-кина. Более века минуло после смерти Натальи Николаевны, а интерес к ее личности не ослабевает.
Какой же она была, эта первая красавица обеих столиц, - бездушной кокеткой, по вине которой произошла роковая дуэль, или глубокой, цельной личностью? Какие взаимоотношения у нее были с поэтом? Понять это – цель данного реферата, в котором были исследованы факты биографии А.С. Пуш-кина и Н.Н. Гончаровой, проанализированы его стихотворения, посвященные жене, а также изучены письма супругов друг другу.
1. НАТАЛИ
Уже в восьмилетнем возрасте все обращали внимание на редкое, клас-сически-античное совершенство черт ее лица и шутливо пугали маменьку - саму замечательно красивую женщину, - что дочь со временем затмит ее кра-соту и от женихов отбоя не будет! Суровая и решительная маменька в ответ поджимала губы и, качая головой, говорила: "Слишком уж тиха, ни одной провинности! В тихом омуте черти водятся!" И глаза ее сумрачно поблески-вали...
Наталья Николаевна родилась 27 августа 1812 года в поместье Кариан, Тамбовской губернии, где семья Гончаровых с детьми жила после вынуж-денного отъезда из Москвы из-за нашествия Наполеона. Мать, Наталия Ива-новна Гончарова, считала, что младшенькую дочь неимоверно разбаловал свекор, Афанасий Николаевич, не дававший до шести лет увезти внучку из Полотняного завода (обширное родовое имение Гончаровых под Калугой) в Москву, на Большую Никитскую, где поселялась семья на зиму.
Девочка воспитывалась у деда, на вольном воздухе огромного парка с 13 прудами и лебедиными парами, плавающими в них. Дедушка души в ней не чаявший, выписывал для нее игрушки и одежду из Парижа: доставлялись в имение тщательно упакованные коробки с атласными лентами, в которых лежали, закрыв глаза, фарфоровые куклы, похожие на сказочных принцесс, книжки, мячики, другие затейливые игрушки, дорогие платьица, даже ма-ленькие детские шляпки для крохи-модницы по имени Таша.
Одну из кукол маменька в гневе разбила, уже позже, когда Наташа вернулась в родительский дом.
Никто не видел ее отчаяния, но матери, ее вспышек гнева и непредска-зуемой ярости, тихая и задумчивая девочка с тех пор боялась несказанно! Её удивительные карие глаза с загадочной неопределенностью взгляда часто на-полнялись слезами, но плакать она не смела - вслед за слезами последовало бы более строгое наказание! Оставалось одно - затаиться в уголке и пере-ждать бурю. Так делала она и будучи уже совсем взрослой.
Жизнь рядом со строгой, всегда напряженной матерью, больным отцом, Ни-колаем Афанасьевичем, не шла на пользу Наталии Николаевне она была до болезненности молчалива и застенчива.
Позже, когда она появилась в светских салонах Москвы и Петербурга, эту застенчивость и склонность к молчанию многие считали признаком не-большого ума.
Так что качества, поощряемые властной маменькой - покорность, пол-ное повиновение и молчаливость, - сослужили Наталии Гончаровой плохую службу.
Иначе, вероятно, не могло быть в семье, где был тяжело болен отец - пристрастие к верховым прогулкам привело к трагическому падению с ло-шади: в результате ушиба головы Николай Афанасьевич Гончаров страдал помутнением рассудка, только в редкие моменты становился добрым, очаро-вательным, остроумным - таким, каким он был в молодости, до своей болез-ни. А все решения, требующие мужской силы, мужского ума и логики, при-нимала мать. Гончаровы владели обширнейшими имениями Ярополец, Кари-ан, Полотняный завод, фабрикой, конным заводом, славившимся на всю Ка-лужскую и Московскую губернии! Управлять Гончаровским майоратом (имение, не подлежащее разделу и по наследству переходящее к старшему в роду, обычно сыну) женщине, когда-то блиставшей при дворе императрицы Елизаветы Алексеевны, привыкшей к восхищению, поклонению, шуму ба-лов, было тяжело. Она не справлялась порою с огромным количеством дел, а признаться в этом ни себе, ни окружающим, считала непозволительным. До совершеннолетия сына Дмитрия всем распоряжалась она сама безраздельно и бесконтрольно!
Такая власть испортила окончательно характер и без того нелегкий. Но вполне возможно и то, что за резкостью и несдержанностью прятала Наталия Ивановна обыкновенную женскую растерянность и горечь от жизни, сло-жившейся не слишком-то легко.
Введение
«Евгений Онегин» - легендарное произведение с мировым именем, не теряющее своей актуальности и заслуживающее признание и любовь во всем мире. В "Евгении Онегине" слились воедино имена двух русских гениев - А.С. Пушкина и П.И. Чайковского. Великое творение поэта нашло достойное и не менее значимое для отечественной культуры воплощение в партитуре композитора.
"Евгений Онегин" по праву считается основным, центральным произведением А.С.Пушкина. Работа над ним, продолжавшаяся около восьми с половиной лет, падает на период наивысшего расцвета творчества поэта. В произведении нашел свое наиболее полное воплощение один из значительнейших замыслов поэта: дать образ "героя времени", типический портрет современника - человека нового, XIX столетия. Но в "Евгении Онегине" он создал не только роман, но и саму формулу русского романа. Эта формула легла в основу всей последующей традиции русского реализма.
«Евгений Онегин» в то же время — жемчужина русской оперы, она поставлена на сценах почти всех городов мира и до сих пор остается интересной зрителю. До конца жизни П.Н.Чайковского опера оставалась одним из любимейших его творений. Композитор писал: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в «Онегине» просится на музыку».
В сознании миллионов слушателей и зрителей именно трактовка Чайковского оказалась самой влиятельной и определяющей, потому что она закреплена в музыке редкостной сердечности и чистоты. Восприятие «Евгения Онегина» Пушкина уже неотделимо от музыки Чайковского.
Конечно, во многом, это значительно различающиеся произведения – композитор в некоторых моментах отошел от поэта, придал его творению иной характер. Так, ближе всего Чайковскому сфера человеческого чувства, стихия лирическая, раскрытие столкновения между естественным стремлением к счастью и условиями жизни, губящими надежды на радость и самую жизнь. И в своем подходе к Пушкину композитор всего ярче выразил этот конфликт. Проникновенный лиризм придает особую, индивидуальную прелесть пушкинским образам, хотя, конечно, композитор передал далеко не все образное, психологическое содержание поэзии поэта. Г. Ларош, подчеркивая разность творческих индивидуальностей поэта и композитора, писал: «Чайковский сквозь различие натур, художественного образования и художественного стремления пробился к своему обожаемому Пушкину и получил в дар, конечно, не все его царство, но значительную и цветущую его область».
Цель написания реферата – провести сравнительную характеристику литературного романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и музыкального осмысления этого произведения П.И. Чайковским в одноименной опере.
Для решения цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить историю написания литературного и музыкального произведений;
2. Отобразить восприятие произведений критиками и зрительской публикой;
3. Выявить причины написания и постановки оперы;
4. Раскрыть особенности образов романа и оперы, выявить их общее и особенное;
5. Показать значение двух произведений в мировой и отечественной культуре.
Объектом исследования работы является произведение «Евгений Онегин» в литературном и музыкальном оформлении.
При написании работы нами использовались материалы как общего характера – монографии, посвященные изучению русской литературы и музыки, так и исследования узкоспециальные, раскрывающие вопросы истории романа и оперы, воспоминания, комментарии.
Русские заговоры… При этих словах воображение рисует таинственную и страшноватую картину: избушка на краю села, седая и косматая старушка с крючковатым носом и торчащими клыками варит в котле пахучее снадобье, а за ней, прищурившись, наблюдает черный кот… Возникают и с детства знакомые литературные образы. Тут и пушкинские “Через леса, через моря колдун несет богатыря…”, и блоковские “…ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях”, и “девушка на злого друга под снегом точит лезвие”, и “мутный взор колдуна”. От романтизма до символизма в русской литературе, искусстве в целом, в массовом лубке колдун и знахарь, ведун и ворожея — таинственное и всесильное, злое и опасное начало, очень редко — доброе.
В народной жизни все скорее наоборот: на единицы колдунов, чернокнижников, знатоков черной магии в деревнях приходились десятки знахарок и сотни просто бабушек “со знатьем”, несущих людям исцеление, добро, иногда просто надежду на избавленье от беды, болезни, неприятности, оказание “первой медицинской помощи”.
Ушиб и порез, зубная боль и боль поясничная “от надсады”, прилипчивая бородавка или болезненный чирей и многое другое — на каждую из этих “обиходных” болезней, недомоганий, физических изъянов издавна имелись свои избавляющие средства, будь то травы и снадобья, действии и манипуляции и почти обязательно — “слова”, то есть заговоры. К заговорам прибегали и в тяжелых случаях, — например, при укусах змеи, бешеной собаки, заболевании лихорадкой.
В лечебных заговорах и сопровождающих их действиях причудливо сочетаются рациональные и иррациональные моменты. Богатый опыт жизненных наблюдений и практика соединяются с фантастическими предположениями о целебных (или вредоносных) свойствах того или иного вещества.
Бесспорными были и остаются такие средства, как массаж, вправление вывихов, баня, столь ценимое в народе мастерство “править” и “ладить” детей и взрослых. Высокий профессионализм большинства деревенских повитух способствовал формированию того гармоничного физического облика, которым обладали многие поколения русских людей. Бабушка-повитуха зорко замечала и умело выправляла физические дефекты новорожденных, будь то слегка искривленная ножка или чересчур короткий носик.
Несомненная сила внушения, психологическое воздействие знахарки на пациента, что имеет прямое отношение к самим “словам”, то есть заговорам, вернее, к их произношению.
Бесспорно были и есть в народной среде шарлатаны и обманщики, выдававшие себя за знахарей и даже колдунов, умевшие извлечь пользу из общения с невежественными или исстрадавшимися людьми.
Другая область применения заговоров — человеческие отношения, личные и общественные, когда надо было отвести беду, или заставить тосковать, “присушить” или “отсушить”, девицу или парня, а случалось и семейного человека “остудить”, нарушить семью (недобрые люди успевали сделать это на свадьбе). Дела эти были сугубо тайными, не одобрялись, поскольку были в ведении “черной магии”. По народному нравственному убеждению, ненадолго выпадало счастье разлучнику или разлучнице. И вопреки этому какие же потаенные страсти бушевали, какие потрясающие слова были найдены, чтобы обратить на себя любовь, отвести опасность, ненависть? А к каким действиям приходилось прибегать — вырезать и растапливать след (у Блока), тайно примешивать в питье пот или кровь, или смесь из сожженной шерсти кошки и собаки.
Введение
На протяжении нескольких десятилетий русская культура рубежа XIX - XX веков относилась к области недоступной для научных исследований. Сведения, которые изредка появлялись в печати, были явно недостаточны для составления целостного представления об эпохе.
Тем не менее, подобный факт не снижал интереса публики к литературному наследию того времени. В 80-е годы XX века началось истинное возрождение культуры России конца XIX - начала XX веков. Открывались все новые и новые материалы, служившие составлению целостного объективного представления о культуре и литературе рубежа столетий. С новой силой зазвучали имена Н. Гумилева, В. Ходасевича, В. Набокова, Е. Замятина, А. Ахматовой, И. Шмелева, 3. Гиппиус.
А. А. Ахматова - знаменательная фигура рубежа веков. Едва ли не сразу после появления первой книги («Вечер»), а после «Четок» и «Белой стаи» в особенности, стали говорить о «загадке Ахматовой». Сам талант был очевидным, но непривычна, а значит, и неясна была его суть. «Романность», подмеченная критиками, далеко не все объясняла. Как объяснить, например, пленительное сочетание женственности и хрупкости с той твердостью и отчетливостью рисунка, что свидетельствуют о властной и незаурядной, почти жесткой воле?
В молодой поэзии обнаружились признаки возникновения ахматовской школы, а у ее основательницы появилась прочно обеспеченная слава.
Источник очарования был не только в занимательности выражаемой личности, но и в искусстве выражать ее, в новом умении видеть и любить человека. Это перводвижущая сила ахматовского творчества.
Доверие к стихам Ахматовой достигается, прежде всего, свободой речи, простой и разговорной. Но когда бы мы так разговаривали, то «для полного исчерпания многих людских отношений каждому с каждым довольно было бы обменяться двумя-тремя восьмистишиями - и было бы царство молчания», как было замечено Н. В. Недоброво.
Заметно присутствие в творчестве Ахматовой властной над душой силы. Она не в проявлении «сильного человека» и не в выражении переживаний, дерзновенно направленных на впечатлительность душ: лирика Анны Андреевны полнится противоположным содержанием. Нет, эта сила в том, до какой степени адекватно каждому чувству находится ею слово, гибкое и свободное, но, как слово закона, крепкое и стойкое. Впечатление стойкости и крепости слов так велико, что, кажется, целая человеческая жизнь может удержаться за них; кажется, не будь на той усталой женщине, которая говорит этими словами, охватывающего ее и сдерживающего крепкого панциря слов, состав личности тотчас разрушится и живая душа распадется в смерти. «И умерла бы, когда бы не писала стихов», - говорит она каждою строкою.
Жизнеспасительное действие поэзии в составе лирической личности Ахматовой предопределяет и круг ее внимания, и способ ее отношения к явлениям, в этот круг входящим. Тот, кому поэзия - спаситель жизни, из боязни очутиться вдруг беззащитным, не распустит своих творческих способностей на наблюдательские прогулки по окрестностям и не станет писать о том, до чего ему мало дела, но для себя сохранит все свое искусство. По той же причине не с исследовательским любопытством смотрит Ахматова на личную жизнь. Всегда пристрастно и порывисто ее осознание жизненного мгновения, и всегда это осознание совпадает с жизненною задачей мгновения.
Творчество Ахматовой не стремится запечатлеть душу извне, но ему дорого трепетать своими созданиями в самой груди, у сердца слушателя. Ее стихи сотворены, а не сочинены. Ахматовские стихи волнуют очень сильно и не одним только лирическим волнением, но и всеми жизненными волнениями.
Выбор темы дипломной работы обусловлен многими причинами. До сих пор творчество Анны Андреевны Ахматовой не достаточно изучено. Оно столь своеобразно и многогранно, что сложно найти более благодатный материал для анализа культуры серебряного века в целом.
Сегодня незачем браться писать биографию Ахматовой, хотя бы и краткую. В общих чертах она хорошо известна многим, а в подробностях еще не воссоздана, да и не изобилует внешними фактами, а полна лишь фактами «внутренними», порожденными свойствами личности поэта, ее саморазвитием, достоинством и пониманием долга. Следовало бы напомнить лишь несколько дат для «привязки» ко времени и обстоятельствам, которые были существенны для развития «внутренних» состояний поэта и ее поэзии.
Она родилась в Одессе в 1889 году, в семье флотского военного инженера. Детство и отрочество ее прошли в Царском Селе, ныне город Пушкин, близ Царскосельского лицея, в местах, где витает пушкинский дух и величавость минувших веков выражена в архитектуре и воспитана в природе.
Девичья фамилия Анны Андреевны - Горенко, а псевдоним Ахматова взят по фамилии прабабки с материнской стороны.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества