Культурология - готовые работы

ГлавнаяКаталог работКультурология
fig
fig
Код в лингвосемиотике культуры – это сформированная стереотипами этнокультурного сознания система образования и структурирования довербальных смыслов в рамках определённой коммуникативно-прагматической парадигмы. Кодирование культурно-исторического опыта в значении языкового знака связано с двумя ипостасями речемыслительной деятельности: когнитивной и дискурсивной.
Механизмы интеграции знаний в речевой деятельности, как и во всякой другой деятельности, опирающейся на знаки, возникают на разных ярусах и этапах формирования культуроносных смыслов, их действие не ограничивается процессами передачи информации, хотя интеграция значений осуществляется в рамках определённой коммуникативно-прагматической парадигмы. Этноязыковое кодирование – процесс более глубинный, осуществляемый на уровне когнитивных процессов, затрагивающих фундаментальные основы познания. Будучи имплацитными структурами, упорядочивающими ценностно-смысловые отношения в пределах той или иной этнокультурной системы, координирующие механизмы языка служат всеобщей матрицей семантизации окружающего мира.
Процессы семантизации включают в себя самые разные сферы жизнедеятельностичеловека. В ходе их осмысления они оказываются вплетёнными в широкий контекст духовно-практического освоения реальности. Человек смотрит в мир, стремиться понять происходящие в нем процессы и использовать их в своих целях [Парахонский, 1988: 53].
Этноязыковое кодирование культуроносных смыслов начинается с осмысления той денотативно-прагматической ситуации, в которой находится предмет духовно-практического освоения. Без такого осмысления человек утрачивает ценностную ориентацию в этом мире, способность прогнозировать события, ставить перед собой реальные цели и находить возможности их реализации.
Осмыслить денотативно-прагматическую ситуацию – значит понять её рациональность и действовать в её рамках разумно, в согласии с достигнутым пониманием ситуации.
Осмысление этнокультурного объекта может быть реалистичным или иллюзорным. Но в любой случае оно включается в систему духовно-практической деятельности человека и составляет некоторое звено в историческом развитии культуры.
Необходимо различать смыслообразование в культуре и логические процессы в познавательной деятельности, где вся семантика сводится к констатации форм различения истины и лжи [логика…]. С другой стороны, этнокультурную семантику мы отличаем от ассоциативной семантики психических явлений, которая носит субъективный и индивидуальный характер и поэтому не может служить средством различения разных лингво-культурных сообществ. Вместе с тем и логическая, и ассоциативная семантика служат крайними точками семантики культурной. Действительно, механизмы функционирования семантики культурных знаков выводят её на уровень абстрактно-обезличенных структур логической картины мира, а с другой, - оприраются на множество индивидуальных актов, где главную роль играют формы субъективного (индивидуально-авторского) знакообозначения.
Предметом семантизации служат смысловые отношения, объективированные знаками и включенные в систему культурного сознания. Сам по себе смысл не обладает какой-либо культурной значимостью. Это сфера пересечения и взаимодействия феноменов языка, культуры и мышления.
Возникает вопрос: каковы генетические связи этих категорий? Смысловые отношения порождают культурные феномены или, наоборот, культура придает смысл окружающим нас предметам?
Прежде всего необходимо отметить, что в лингвокультурологии мы имеем дело с вторичными знаковыми образованиями. Это означает, что задачей лингвокультурологии являются семантические процессы вторичного происхождения, когда путем смысловой реконструкции достигается понимание культурной значимости предмета мысли. При этом мир значений обусловливает наше отношение к предмету, т.е. каким-то образом предопределяет его осмысление. Возможно ли обратное, когда смысл предшествует формированию культурных значений и знаковых средств, их объективирующих. Надо полагать да, возможно, если эти культурные значения сформированы технологическими системами и составляют основу, так называемого, практического сознания. В этом случае технократическое мышление включается непосредственно в процесс формирования культурного значимого объекта.
Так, литье колоколов как технологический процесс дает информацию для понимания нашей древней культуры, однако в самой этой культуре он несет иную информацию. Значимость и смысл данного процесса в исторической реальности предопределяется его действительным назначением. Этим обусловливается культурно-технический смысл умения лить колокола, его собственная ценность в системе этой культуры, которая существенно отличается от той, которую этот процесс получает при его исследовании с позиций современного этнокультурного сознания. Реальная ценностно-смысловая значимость умения лить колокола выступает для лингвокультурологии его объективным смыслом. Однако в самой культуре этот смысл обладает субъективным свойством, поскольку сама культура придает объекту (литью колоколов) весьма неожиданный смысл. Источником его является не технологическое мышление и не целесообразность самого процесса, а достаточно периферийные, сопутствующие обстоятельства, связанные с обычаем, сложившемся на Руси еще в XVI веке. В те времена отливка колокола была делом сложным, требующим и высокого мастерства, и хитроумных приспособлений, и соблюдения обрядов и примет. В соответствии с ними во время отливки колоколов следовало распространять в народе самые нелепые слухи «от сглазу», без чего колоколу будто бы хорошо не отлиться, не заискриться серебряным звучанием. Информация об этом обычае имела огромное значение, поскольку данный обычай отражал искреннюю убежденность в способности нелепых слухов отвести беду от столь значительного дела. Значение этого суеверного действия было настолько велико, что было воспринято всеми членами культурного сообщества того времени и получило всем известный ценностно-смысловой статус. Осмыслено оно было в рамках соответствующей коммуникативно-прагматической ситуации. Со временем сама ситуация, вытесняя сам факт литья колоколов, становится коммуникативно значимой. Она всплывала уже не только в связи с отливкой колоколов, а каждый раз, когда приходилось иметь дело со сложным и ответственным событием. Однако средством ее обозначения осталась первичная схема означивания: лить колокола – «передавать несбыточные, выдуманные новости».
Импрессионизм(от фр. impression — впечатление) — направление в изобразительном искусстве, музыке и художественной фотографии конца XIX — начала XX столетия.
Истоком направления специалисты считают выставку 1874 г., на которой К. Моне представил свою картину «Впечатление. Восходящее солнце». Постепенно сложилась группа единомышленников. В нее входили также О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега.
Специфика нового направления заключалась в том, что передавались нюансы мгновения, разрозненные впечатления от многоликой реальности. Однако при этом ощущалась авторская позиция. Жизнь поэтизировалась, представала в потоке вечного обновления, постоянно меняющихся красок.
гельветы) и древними германцами, живущими между Дунаем и Рейном, у Северного моря и на юге Скандинавии (свевы, готы, бургунды, херуски, англы, саксы и др.).
Эти народы сначала поклонялись языческим племенным богам, а позже приняли христианство и уверовали, но, в конце концов, германские племена покорили кельтов и заняли территорию нынешней Франции, Англии и Скандинавии. Литература этих народов представлена следующими произведениями:
1. Рассказы о жизни святых – агиографии. «Жития святых», видения и заклинания;
2. Энциклопедические, научные и историографические труды.
Исидор севильский (ок.560-636) – «этимологии, или начала»; Беда Достопочтенный (ок.637-735) – «о природе вещей» и «церковная история народа англов», Иордан – «о происхождении деяний готов»; Алкуин (ок.732-804) – трактаты по риторике, грамматике, диалектике; Эйнхард (ок.770-840) «Жизнеописания Карла Великого»;
3. Мифология и героико-эпические поэмы, саги и песни кельтских и германских племен. Исландские саги, ирландский эпос, «Старшая Эдда», Младшая Эдда», «Беовульф», карело-финский эпос «Калевала».
Героический эпос – один из наиболее характерных и популярных жанров европейского средневековья. Во Франции он существовал в виде поэм, называвшихся жестами, т.е. песнями о деяниях, подвигах. Тематическую основу жест составляют реальные и
Описательные — в них просто перечисляются отдельные
элементы и проявления культуры (обычаи, верования, виды
деятельности).
Антропологические — исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир ве¬щей, противостоящий природе («вторая природа»).
Ценностные — трактуют культуру как совокупность ду¬ховных и материальных ценностей.
Нормативные — утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь че¬ловека.
Адаптивные — трактовка культуры как свойственный лю¬дям способ удовлетворения потребностей, как особый род де¬ятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям.
Исторические — подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобрета¬емого человеком опыта от поколения к поколению.
Функциональные — характеризуют культуру через функ¬ции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней.
Семиотические — рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.
Символические — акцентируют внимание на употребле¬нии символов в культуре.
Герменевтические — относятся к культуре как к множе¬ству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются
людьми.
Идеационные — определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного твор¬чества, которые накапливаются в социальной памяти.
Психологические — указывают на связь культуры с пси¬хологией поведения людей и видят в ней социально обуслов¬ленные особенности человеческой психики.
Дидактические — рассматривают культуру как то, чему человек научился (не унаследовал генетически).
Социологические — культура понимается как фактор орга¬низации общественной жизни, как совокупность идей, прин¬ципов, социальных институтов, обеспечивающих коллектив¬ную деятельность людей.
1.Роль археологии и этнографии в изучении первобытной культуры
Понятие первобытное общество подразумевает - общество охотников и собирателей, уровень технико-экономического развития которого в основном соответствует каменному веку; жизнеобеспечение этого обществ опиралось почти исключительно на охоту и собирательство, местами рыболовство, а основной ячейкой социальной интеграции являлась первобытная земледельческая община.
Общества этого типа еще недавно сохранялись в разных частях земного шара. Этнография изучает эти общества как целое, холистически. Иначе говоря, всё без исключения в жизни этих обществ, в их культуре она рассматривает как свой законный предмет исследования.
При изучении культурной жизни этих обществ она обращается и к другим формам общественного сознания, – искусству, первобытной этике, первобытной науке, – с которыми культура связана теснейшим образом.
Более того, подлинное понимание места и значения культуры в жизни первобытного общества возможно лишь в том случае, если первобытная культура изучается в тесной связи и взаимодействии с жизнью общества в целом.
Рассматривая культуру охотников и собирателей исторически, этнография изучает и те процессы, которые происходят в культуре этого общества в эпоху колониализма.
Наряду с этнографией, важнейшим источником для изучения жизни первобытного общества является археология, материалы которой относятся к обществам глубокой древности. В то время как археология доносит до нас непосредственные вещественные следы древнейших культур, этнография, изучает жизнь первобытных обществ недавнего прошлого во всей ее полноте, располагает информацией, необходимой для того, чтобы осмыслить и интерпретировать данные археологии, насытить жизнью построения, опирающиеся на безмолвные археологические свидетельства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Курс лекций «Культурология» под ред. Лапиной С.В.
2. Алпеева Т.М. Введение в культурологию:Учеб.пособие.-Мн.:Веды, 1997.
3. Андрейченко В. Целебная сила духовности//Бел.думка.–1999. № 4.С.3.
4. Античная культура: Словарь-справочник.- М., 1994.
5. Антонович И.И. После современности: Очерки цивилизации модернизма и постмодернизма. - Мн., 1997.
6. Балакина Т.И. Мировая художественная культура: Россия IХ – начала ХХ вв.: Учеб. пособие. – М., 1999.
7. Беларусазнауства: Навуч. дапаможнiк/П.Брыгадзiн, А.Лойка, Э.Дубанецкi i iнш; пад рэд. П.Брыгадзiна. –Мн., 1997.
8. Беларуская энцыклапедыя. У 18 т. Мн.: Бел.энцыклапедыя, 1996.
9. Бурлина Е. Город. Страна. Планета: Модели гуманизма в художественной культуре.- Самара: Дом печати, 1995.
10. Венедиктова В.И. Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж делового человека. -М.: Ин-т новой экономики, 1996.
11. Гачев Г. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством. – М., 1997.
12. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. - М., 1998.
13. Гуревич П.С. Культурология: Учеб.пособие. - М.: Знание, 1996.
14. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 1996.
15. Жывапiс Беларусi ХII-ХVIII стагоддзяу: фрэска, абраз, партрэт: Альбом. - Мн., Беларусь, 1980.
16. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие. -М.: Логос, 1996.
17. История мировой и отечественной культуры. - Саранск, 1994.
18. Карабельнiкава Л. Народнае мастацтва Беларусi: Дыдактычны матэрыял// Роднае слова. - 1999. №7. С.146.
19. Качановский В.В. История культуры Западной Европы: Учеб. пособие. – Мн., 1998.
20. Кравченко Т.А. Культура и образование накануне ХХI века// Вышэйшая школа. – 1999.№ 3-4.С.171.
21. Крывашэiн Д. У пошуках гарманiзацыi культурных уплывау// Бел думка. - 1999. № 9. С.72.
22. Культурология / Под ред. Марковой. - М., 1996.
23. Культурология ХХ век. Антология. - М., 1995.
24. Культурология. История культуры.- М., 1995.
25. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др.- М.: ЮНИТИ, 1995.
26. Культурология: Учеб.пособие / Под научн. ред. Г.В.Драча. - Р-на-Д.: Феникс, 1995.
27. Лабачэуская В.А. Зберагаючы самабытнасць: З гiсторыi народнага мастацтва промыслау Беларусi. – Мн., 1998.
28. Лазука Б.А. Гiсторыя мастацтвау: Вучэб. дапаможнiк.- Мн., 1996.
29. Лапiна С.В., Жарыкава А.А. Культура Беларусi y сусветнай прасторы i гi старычным часе. Мi нск, 2000.
30. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие.- М., 1997.
31. Лыч Л., Навiцкi Ул. Гiсторыя культуры Беларусi.-Мн.: НКФ «Экаперспектыва», 1996.
32. Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1998
33. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. - Мн., 1997.
34. Мир через культуру: Учеб. пособие по курсу «Культурология».- М., 1993
35. Мировая художественная культура.- М., 1996.
36. Молодёжная культура и организация досуга молодёжи. Под ред.Лапиной С.В. Минск, 2000.
37. Московская А.А. Взаимодействие экономики и культуры: опыт анализа// Общество и экономика, 1994.
38. О Белорусском республиканском научно-методическом совете по вопросам историко-культурного наследия при Комитете по охране историко-культурного наследия при министерстве культуры:Пост.СМ РБ № 1590 от 16.10.98г. //Собрание Декретов,Указов президента и Постановлений Правительства РБ. - 1998.№ 29.Ст.758.
39. О фонде Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства: Указ Президента РБ от 15 апреля 1998 г. № 211// Собрание Декр., Указов Президента и Постановлений Правительства РБ. - 1998.№ 11.Ст.292.
40. Очерки истории, науки и культуры Беларуси IХ-ХХ вв./П.Т.Петриков, Д.В.Карев, А.А.Гусак и др.- Мн.: Навука i тэхнiка, 1996.
41. Очерки по истории мировой культуры: Учеб. пособие/ Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. – Мн., 1997.
42. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии.-М.,1997.
43. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1997.
44. Саракавiк Ул. Беларусазнауства. - Мн.,1998.
45. Сасноускi У.У культуры – невычэрпныя крынiцы//Чырвоная змена. - 1999. - 1 студзеня. С.1.
46. Сахута Я. Беларускае народнае дэкаратыуна-прыкладное мастацтва: Метадычны дапаможнiк. - Мн., 1996.
47. Словарь искусств.- М.: Внешсигма, 1996.
48. Смелзер Н. Социология.- М., 1994.
49. Смятаннiкау В.С. Беларусазнауства: Вучэбна-метадычны дапаможнiк. - Мн., 1998.
50. Учебно-методический комплекс «Культурология» под ред. С.В.Лапиной. Минск, 2001.Ч.1 Учебное пособие «Культурология».Ч.2
51. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – СПб., 1997.
52. Чернокозов А.И. История мировой культуры: Краткий курс.- Р-на-Д., 1997.
I. Введение
Древняя Русь... Эти два простых слова вызывают в памяти белокаменные соборы, тяжелые, мерцающие темным золотом доски икон, суровые и просветленные лики фресок на стенах храмов, киноварные инициалы старого пергамена церковных книг. Тысячелетний фольклор сохранил нам былинные сказы о подвигах Ильи Муромца, Микулы Селяниновича, о многих богатырях, легендарных и реальных защитниках земли Русской.
Жизнь и в Древней Руси была трудной и жесткой, часто жестокой и немилостивой. Она была столь же коротка, как и наша, и казалась нашим предкам столь же стремительно переменчивой и быстротекущей. Конечно, это были не молниеносные виражи нашего века, но и тогда, на памяти поколения-другого, жизнь менялась до, казалось бы, неузнаваемости. Не было простого и неспешного бытия-существования, не было навечно незыблемого, а порою и древним славянам, нашим праотцам, казалось, что вообще нет в мире ничего устойчивого и близится, близится Страшный Суд Божий.
Было так, было, не одна вода текла в руслах светлых рек, вскипали в ней кровавые струи, черными озерами разливалась кровь в полях, на которых давно уже стоят или еще встанут памятники героям и жертвам...
Введение
Древний Египет - вторая после Месопотамии по времени возникновения великая мировая цивилизация зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила, "которая протянулась на 600 миль между двумя рядами обнаженных известняковых холмов, которые то сужаются, то расходятся, образуя долину, шириною в среднем около семи миль. На севере они отдаляются друг от друга и совсем исчезают, уступая место травянистой заболоченной равнине, которая тянется до самого Средиземного моря. На юге известковые холмы сменяются гранитными скалами с зубчатыми вершинами, скалы все теснее подходят друг к другу (почти вплотную), и сквозь эти узкие ворота с грохотом выкатываются нильские пороги, чтобы превратится в Великий Нил, текущий через всю долину на север, к морю". Такое описание Египту дает Уинвуд Рид в своей книге "Крестный путь человечества", и лучшего описания Египту не придумать, потому что Египет – это Нил. По словам Геродота, Египет – «дар Нила», ибо Нил был источником неиссякаемого плодородия, основой всей сельскохозяйственной деятельности населения.
Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах - города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну «Та-Кемет» – Черная Земля – по цвету местной почвы.
Египетская народность сложилась, вероятно, в процессе смешения различных племен Северо-Восточной Африки, а возможно и некоторых племен, живших впоследствии в Передней Азии. Судя по дошедшим до нас изобретениям и костным останкам, древние египтяне были людьми крепкого телосложения, цвет их кожи был смуглый, волосы – черные, гладкие. Древнеегипетский язык составляет особую группу в пределах семито-хемитской семьи языков.
Введение
Первобытнообщинный строй, будучи самым длительным по времени этапом истории человечества (более 1 млн. лет), явился универсальной общественно-экономической формацией, через которую прошли все народы планеты. Становление и развитие первобытного общества включает ряд периодов материальной и духовной культур, которые обозначены в периодизации древней истории человечества как палеолит, неолит, эпоха бронзы, эпоха раннего железа.
Каждый из периодов первобытного общества отличается специфическими формами материальной и духовной культуры и представляет этап в становлении и развитии общества.
Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.
Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между первобытными людьми начала возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появилось оседлое и организованное человечество.
Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.
1. Начало истории человечества. Особенности жизни и деятельности первобытных людей. Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры
Все народы мира прошли через первобытнообщинный строй. Исходя из материалов, служивших для изготовления орудий труда, историю человечества принято делить на каменный, бронзовый и железный века
Основой производственных отношений первобытнообщинного строя была коллективная, общинная собственность на орудия и средства производства, обусловленная крайне низким уровнем и медленными темпами развития производительных сил. Распределение материальных благ было уравнительным.
Самыми древними сферами хозяйственной деятельности человека были охота и собирательство. Человек научился также изготавливать орудия труда.
В период неолита человек стал использовать металл. Главным завоеванием неолита стал переход к производящему хозяйству, предоставившему человеку новое могущественное средство производства - землю. «Неолитическая революция» не отменила охоту и собирательство, которые долго оставались главными поставщиками пищи. С развитием земледелия появилась довольно ощутимая гарантированная прибавка к обычному рациону. Она и определила экономическую, выгоду первоначального земледелия, тем более что его продукцию нетрудно хранить долгое время.
Прогресс в хозяйственной деятельности людей, отделение земледелия от скотоводства, развитие ремесла, возросшие объемы производства создавали благоприятные предпосылки для обмена между группами, специализировавшимися в том или ином виде хозяйства. С помощью обмена люди стремились получить, прежде всего, какие-либо редкие вещи или труднодоступное сырье С появлением металла изготовленные из него престижные изделия иногда играли роль «первобытных денег». Нередко итогом обменных отношений было ускорение развития более отсталых обществ.
Развитие земледелия и скотоводства создавало предпосылки для зарождения ремесла (человек нуждался в одежде, жилище, орудиях труда и т.д.). Первоначально ремесленники сочетали свой труд с земледелием, но по мере освоения металлов, особенно железа (II тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии, начало I тыс. до н.э. в Европе), производство орудий труда усложнялось и было под силу лишь специалистам. Появление устойчивого избыточного продукта позволило освободить этих людей от сельскохозяйственной деятельности. Так постепенно ремесло отделялось от земледелия.
2. Синкретизм как главный признак первобытной культуры.
Проявление синкретизма в материальной культуре и первобытном мышлении
В первобытной культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер, что обусловливало формирование своеобразного образа природы. Синкретизм — в широком смысле этого слова — нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития.
Допонятийное мышление является одной из характеристик древнего человека. Допонятийное мышление имеет отличную от понятийного логику и организацию. Древний человек в своих поступках, по мнению многих ученых, руководствовался определенной логикой, в соответствии с ней была выстроена картина мира. Для допонятийного мышления, особенно на ранних его стадиях, характерна почти полная идентификация вспоминаемого, представляемого и воспринимаемого.
Синкретизм – одна из важнейших характеристик допонятийного мышления, нерасчлененность и неразделимость сложного явления на отдельные компоненты, связанность всего со всем.
Так, первобытные люди полагали, что сходные предметы обладают сходными свойствами (большие вещи должны быть тяжелыми, а маленькие — легкими). Таким образом, получается, что дождь идет, потому что деревья мокрые, а луна светит, потому что желтая — все оказывается взаимосвязанным в мире ребенка. Исходя из этого, можно сделать вывод, что синкретизм является основополагающей чертой культуры первобытности.
М.С. Каган в своей монографии «Введение в историю мировой культуры» дал такое определение синкретизму и его значению в жизни первобытных людей: «Синкретизм — ключевое слово для характеристики первобытной культуры, в том виде, в каком она сформировалась в итоге длительного процесса перехода от биологической формы бытия животных к социокультурной форме существования «человека разумного». Синкретизм этого первого исторического состояния культуры естествен и закономерен — именно потому, что оно было первым: по-видимому, общая закономерность становления всех сложных и развивающихся систем состоит в том, что их подсистемы и элементы еще не развились в такой мере, чтобы они могли обособиться друг от друга, обрести относительную самостоятельность и вступить друг с другом в определенные отношения. На этом уровне своего существования целостность системы проявляется скорее в ее аморфности, нежели в четкой структурной организованности».
Одним из примеров синкретизма допонятийного мышления является магия, и проявляется он в понимании древними магических законов.
3. Генезис духовной культуры
а) первые формы дорелигиозных верований (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм)
Во время раннепервобытной общины люди, выделявшиеся из мира животных, знали об окружающей их природе очень мало. Однако люди уже стояли на такой ступени развития интеллекта, когда их уже не удовлетворяло такое положение вещей, и поэтому появилась потребность объяснить и подчинить себе всё то, с чем им приходилось сталкиваться и что нередко заставляло людей чувствовать себя бессильными. Поэтому то и возникла рядом с другими формами общественного сознания религия.
Введение
Цицерон, родившийся в 106 г. до н.э. и убитый по приказу Антония в 43 г. до н.э. как участник заговора против Цезаря, обычно известен широкому кругу образованных людей как знаменитый оратор. В действительности Цицерон был также крупным философом стоической школы и учеником стоика Посидония (11-1 вв. до н.э.). Цицерон в совершенстве знал греческий язык и читал в оригинале труды греческих философов. Многие фрагменты из утерянных греческих философских трудов VI-V вв. до н.э. дошли до нас благодаря Цицерону. В частности, в своем произведении "О государстве", дошедшем до нас неполностью, Цицерон упоминает эпизод, связанный с греческим философом Анаксагором (речь шла о том, что Перикл, ссылаясь на своего учителя Анаксагора, объяснил как естественное явление солнечное затмение, испугавшее афинян накануне Пелопоннесской войны). Цицерон также перевел на латинский язык отрывки из диалога Платона "Тимей", озаглавив свой перевод "De universo" ("О вселенной"). Этот перевод авторизированный, он не повторяет слово в слово, но лишь передает суть космологических воззрений Платона. Фрагмент из этого перевода, который мы приведем ниже, показывает нам, что, как и большинство крупных философов античности, Цицерон верил в единого Бога:
"Но этого как бы Родителя сей вселенной найти трудно, а когда найдешь, рассказывать о нем народу было бы нечестиво. С другой стороны, надо рассмотреть, оный мастер (fabricator : слово, которым Цицерон, скорее всего, передает греческое слово 'демиург' - И.Л.) такового произведения подражал ли какому-нибудь образцу, или нет[...] Но если прекрасен сей мир, если мудр его Создатель, то, конечно, Он предпочел следовать вечности, поскольку нет ничего прекраснее мира и ничего более выдающегося, чем его Создатель".
В нашей стране недавно были изданы отдельной книгой философские сочинения Цицерона.
Еще в совсем юном возрасте Цицерон обнаружил особый интерес и склонность к ораторскому искусству. Он усердно посещал Форум, где слушал выступления выдающихся ораторов того времени — Красса и Антония, занимался искусством декламации под руководством знаменитого актера Росция, который ставил ему голос и учил его ораторским жестам.
Когда молодой Цицерон получил право одеть мужскую тогу (toga virilis), т. е. достиг, по римским понятиям, совершеннолетия (это произошло в 90 г.), отец поручил его попечениям знаменитого законоведа — авгура Квинта Муция Сцеволы, беседы с которым считались наилучшим введением в изучение права. Литературное наследие Цицерона состоит из его публичных речей, сочинений по ораторскому искусству, философских трактатов, поэтических произведений и приватных писем. Он впервые сделал латинский язык полноправным средством выражения философских идей, стремясь дать римской просвещенной публике материал для серьезного чтения и самообразования.
Сам Цицерон неоднократно говорил впоследствии, что его юность была целиком отдана занятиям, что он посвящал им «дни и ночи» напролет. Интересно отметить, что, несмотря на свое полудетское восхищение личностью Мария и даже на отдаленное родство с ним (тетка Мария была родной бабкой Цицерона), он все годы господства марианцев хотя и находился в Риме, но держался в тени, не принимал никакого участия в общественной жизни и именно в эти годы усиленно занимался изучением философии, права и риторики. Одно из самых значительных произведений Цицерона - Тускуланские беседы в 5 книгах, в котором затрагивается широкий спектр философских вопросов. В нем он называет философию «наукой об исцелении души», «изыскательницей добродетели, гонительницей пороков», силой, объединившей «в общество рассеянных по земле людей».
Цицерон считал, что истинная философия как стремление к мудрости и нравственному совершенствованию обогащает основу повседневного существования — дружбу, и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной (О старости, О дружбе). Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался философом-просветителем, представителем гуманизма - само это слово восходит к его излюбленному понятию humanitas. В жизни и творчестве Цицерона история Рима предстает на трагическом изломе, обнажившим ее внутренние противоречия. Старинные ценности античного мира, религиозные, гражданские, моральные, художественные, оказались под сомнением, из объективно заданных и инстинктивно усвоенных они стали предметом обсуждения, нравственных раздумий, философского осмысления и художественного анализа. Цицерон воплотил эту фазу духовного развития античного мира.
В его сочинениях поставлены многие проблемы, над которыми Европе предстояло биться веками и тысячелетиями - соотношение принципов местного самоуправления и государственной централизации, личной власти и гарантий того, что она не перерастет в тиранию, взаимной правоты и неправоты частной морали и государственной необходимости в их неслиянности и нераздельности. «Тускуланские беседы» созданы Цицероном осенью 45 г. до н.э. Это был год последнего творческого подъема, который испытывал Цицерон на закате жизни (его убили два года спустя как враг Марка Антония, открыто выступивший против его стремления стать принцепсом. Цицероном в Сенате было произнесено несколько разоблачительных речей, которые назвал «филиппиками», по образцу речей Демосфена против Филиппа Македонского). «Тускуланские беседы» существенно отличались от других работ Цицерона как по содержанию, так и по форме. Они включают в себя из пять книг, содержат конспекты лекций, которые будто - бы прочитанны перед большой аудиторией. Как бы отвечая на вопросы слушателей, Цицерон излагал свою точку зрения по ряду важнейших вопросов, которые волнуют не только его, но и многих образованных людей того времени. В той или иной степени Цицерон обращается к ее рассмотрению и в более ранних работах, но тогда она не казалась ему главной. На закате жизни она представлялась ему в качестве центральной проблемы философского знания. Отвечая на вопрос вымышленного собеседника: «Является ли недостойное поведение некоторых философов доказательством бесполезности философии как таковой?», — он пишет: Это ничего не доказывает, ведь и поля не всегда плодоносны, хотя и возделываются...
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества