Концепции современного естествознания (КСЕ) - готовые работы

ГлавнаяКаталог работКонцепции современного естествознания (КСЕ)
fig
fig
1. Аксенов В. Новые материалы для науки и техники// Наука, философия, религия: Материалы VIII международной конференции. Дубна, 1997. С. 35.
2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр,1998.
3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания.- М.: Высшая школа,2001.
4. Потёмкин В.К., Симанов А.Л. Пространство в структуре мира, Новосибирск: Наука,1990.
5. Пуанкаре А.О науке.- М.: Просвещение,1998.
Введение
Экологическое состояние географической оболочки должно стать предметом заботы всего человечества, ибо хотя непосредственная зависимость человека от локального природного окружения уменьшается, но человек становится все более зависимым от состояния глобальной системы географической оболочки в целом. К сожалению, современные технические возможности мирового сообщества выходят за рамки их мыслительного охвата и понимания. Возникла несбалансированность нагрузок с ассимиляционной способностью природных систем, с их экологическим потенциалом, но это еще недостаточно осознается всеми членами сообщества. Для настоящего времени характерны целые регионы с кризисными и катастрофическими экологическими ситуациями, проявившимися особенно сильно в тех странах, которые не имеют возможности вкладывать большие средства в природоохранную деятельность. Кроме того, экономическая бедность заставляет эти государства размещать на своих территориях предприятия с недостаточно экологичными технологиями, тогда как страны с развитой экономикой стремятся вынести такие предприятия за свои границы. Все это ведет к социально-культурологическому кризису. Именно поэтому данная тема является очень актуальной.
Целью эссе является изучение ландшафтной оболочки Земли и оценка социально-культурологического аспекта данной проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности ландшафтной оболочки Земли;
- рассмотреть социально-культурологические аспекты проблем ландшафтной оболочки.
Объектом изучения является ландшафтная Земли.
Информационную базу работы составили труды таких авторов, как А.М.Рябчиков, Г.И.Рузавин, Ф.Н.Мильков и др.
В соответствии с поставленной целью и задачами была сформирована структура эссе. Она состоит из введения, двух глав основного содержания, заключения, списка литературы.
1. Введение
Все, что существует во Вселенной, живое и неживое, имеет про¬странственно-временное измерение. Пространство и время не отдели¬мы от материи, неразрывно связаны с ее движением и друг с дру¬гом, количественно и качественно бесконечны. Таким образом, ма¬терия, пространство, время, движение являются основными поняти¬ями науки.
Стремление понять окружающий мир, представить его структуру, сфор-мулировать частные и общие законы его существования и раз¬вития на основе изучения взаимосвязей между природными явлени¬ями и процессами всегда было присуще человечеству.
Так, древние греки создали две точные науки: геометрию, вы¬росшую из техники землемерия, и астрономию, вызванную к жиз¬ни необходимостью измерять время.
Мы познаем мир прежде всего с помощью органов чувств — ес¬тественных физических приборов человеческого организма.
Основную информацию, формирующую наши представления об этом мире, мы получаем через органы зрения — глаза, но они иног¬да "обманыва-ют" нас. При достаточно быстром движении наблюдае¬мых нами объектов глаза "смешивают" их изображения (на этом яв¬лении основано кино), погру-женная в воду палка кажется прелом¬ленной, а оптические иллюзии (миражи, гало и т. д.) мы принима¬ем за реально существующие явления.
Мир наполнен самыми разнообразными звуками, но не все из них мы воспринимаем, зато людям с различными психическими откло¬нениями могут слышаться не существующие в данный момент звуки (слуховые галлюцина-ции).
В достаточной степени субъективны и наши вкусовые ощущения, вос-приятие запахов (обоняние), осязание, тепловые ощущения (оз¬ноб у больно-го, купание закаленных людей — "моржей" — в проруби), чувство боли.
Постепенно человек научился создавать приборы и системы для получе-ния объективной информации об окружающем мире.
1. Введение

Я прочла работы В.Н. Демина «Тайны Вселенной», Дж. Нарликар «Неистовая Вселенная», И.С.Шкловского «Вселенная. Жизнь. Разум», Клушанцев П. В. «Одиноки ли мы во вселенной?», Поиски жизни в Солнечной системе, С.Е. Самыгина «Концепция современного естествознания». И на основании этих произведений можно сказать что, вселенная, возникающая в воображении человека, объясняется не только относительной краткостью человеческой жизни и всей истории человечества, но и тем, что сведения о наиболее быстротекущих, взрывных процессах, происходящих буквально мгновенно даже по человеческим представлениям, чаще всего приносят нам электромагнитные излучения таких видов, которые невозможно наблюдать глазом и с помощью обычных наземных телескопов. Теория эволюции звезд, гигантских газовых облаков и других небесных тел показала неизбежность катастрофически быстрых изменений на определенных этапах их жизни. В результате сформировалась сложная, порой противоречивая и во многом еще неясная до конца картина бурных, резко нестационарных явлений во Вселенной.
Не все звезды проходят «спокойный» путь своего развития (эволюцию «нормальной» звезды), т.е. от момента ее зарождения в виде сгустка сжимающейся газопылевой туманности до глубокой «старости» – сверхплотного холодного «черного» карлика. Некоторые на заключительном этапе своей эволюции взрываются, вспыхивая могучим космическим фейерверком. В таких случаях говорят о вспышке «сверхновой» звезды. Светимость сверхновой может равняться 500 миллионам солнц.
От «сверхновых» звезд следует отличать «обычные» новые звезды. Мощность вспышки у этих звезд в тысячи раз меньше, чем у сверхновых. Вспыхивают новые звезды сравнительно часто (в нашей Галактике – около 100 вспышек в год). Для новых звезд характерна повторяемость вспышек, которые не приводят к существенному изменению структуры звезд. Напротив, вспышка сверхновой – это радикальное изменение, и даже частичное разрушение структуры звезды.
Пока нам еще не известны катастрофы, по своим масштабам более грандиозные, чем вспышки сверхновых. ( Хотя, в последнее время, по-видимому, обнаружены удивительные объекты – взрывающиеся ядра галактик, явление несравненно более грандиозное, чем вспышки сверхновых.) За какие-нибудь несколько суток вспыхнувшая звезда увеличивает свою светимость в сотни миллионов раз. Бывает так, что в течение короткого времени одна звезда излучает света больше, чем миллиарды звезд той галактики, в которой произошла вспышка.
Естественно, что колоссальный космический взрыв приводит к гибели самой звезды и катастрофическим последствиям в ее ближайших окрестностях. Однако сам факт космического взрыва, скорее всего, является закономерным, а не случайным в рамках сохранения и перераспределения энергетического баланса галактик.
Актуальность темы состоит в том, что во второй половине XX в. в науке произошли изменения, позволившие говорить о новом, постнеклассическом, этапе ее развития. Среди отечественных авторов один из первых систематизировал черты постнеклассической науки В. С. Степин, выделив следующие признаки постнеклассического этапа: изменение характера научной деятельности, обусловленное революцией в средствах получения и хранения знаний (компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством и т.п.); распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ; повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей; изменение самого объекта - открытые саморазвивающиеся системы; включение аксиологических факторов в состав объясняющих предложений; использование в естествознании методов гуманитарных наук, в частности, принципа исторической реконструкции .
В итоге, в \"науке второй половины XX в. обозначились человеческие ориентации\" как в методах исследования, так и во внешнем общекультурном и философском осмыслении. Вышли обобщающие работы, в которых современная научная деятельность, принципы, установки науки характеризовались существенно изменившимися.
В основу этих философско-методологических поисков положены реальные феномены становящейся науки. В исследованиях И. Пригожина, Г. Хакена, Э. Янча, У. Матураны и др. формируется эволюционно-синергетическая парадигма. Ф. Капра говорит о парадигме системности, представленной работами Дж. Чу, Г. Бэйтсона, Д. Бома, Э. Ф. Шумахера, И. Пригожина, Э. Янча и др. Методологи выделяют тенденции экологизации и гуманизации науки. Экологическое (энвайроментальное) направление постнеклассической науки объединяет А. Нэсса, Б. Девала, Дж. Сешенса, Б. Каликотта, Л. Н. Эвердена, Б. Токкара, Ю. Харгроува и др. гуманизация проявляется в естественных науках через экологизацию мышления, через анализ языка, через психоанализ .
Объектом постнеклассической науки являются саморазвивающиеся сложные системы, природные комплексы, включающие человека. Основная особенность таких объектов обозначается термином \"человекоразмерность\". Ключевые идеи постнеклассической науки - это нелинейность, коэволюция, самоорганизация, идея глобального эволюционизма, синхронистичности, системности. Реальность характеризуется на основе двух взаимодополняющих подходов - системного и исторического: реальность как процесс и реальность как сеть взаимосвязей, в которую включен человек.
Таким образом, в современную эпоху мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая, постнеклассическая наука.
Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, революция в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т.д.) меняют характер научной деятельности.
Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности.
Если классическая наука была ориентирована на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки начала XXI века определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания. Организация таких исследований во многом зависит от определения приоритетных направлений, их финансирования, подготовки кадров и др. В самом же процессе определения научно-исследовательских приоритетов наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера .
Реализация комплексных программ порождает особую ситуацию сращивания в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. В результате усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках.
Цель работы: дать понятие постнеклассической науки и определить ее особенности.
Задачи работы:
· проследить эволюцию современной научной картины мира от классической к постнеклассической;
· определить объект и субъект постнеклассической науки, рассмотреть постнеклассическую общенаучную картина мира;
· проанализировать основные особенности постнеклассической науки.
Особенностью планеты Земля является поверхностная оболочка – биосфера. Эта оболочка является местом сочетания резко отличающихся в физико-химическом отношении компонентов (литосфера, гидросфера, атмосфера), которые входят в новую организованность. Целостный характер биосферы определяется живым веществом, а область, которую оно заполняет, получает собственное название – биосфера. Она в течение примерно 4 млрд. лет преобразовывала лик Земли, существенным образом определяла динамику литосферных, гидросферных и атмосферных процессов и событий. За этот период времени, питаясь энергией космических излучений, биосфера сформировала сложные саморегулирующиеся механизмы, которые обеспечили ей внутреннее саморазвитие, и дали гарантии защиты от губительных факторов космической среды.
Биосфера - вместилище жизни, сложная, целостная система, динамическое равновесие которой проявляется множеством параметров. Само слово «биосфера» произошло от слов «био» и «сфера» - это область активной жизни, охватывающей нижнюю часть атмосферы, верхнюю часть литосферы и гидросферу.
В биосфере живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны между собой и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. В.И. Вернадский писал: «Биосфера - это среда нашей жизни, это та «природа», которая нас окружает, о которой мы говорим в разговорном языке. Человек прежде всего своим дыханием, проявлением своих функций, неразрывно связан с этой «природой», хотя бы. он жил в городе или в уединенном домике». «Человек ... как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы... составляет определенную закономерность строения биосферы»1.
Астрономия - наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Астрономия положила в основу измерения времени три фактора, характеризующие движения небесных тел: вращение Земли вокруг оси, обращение Луны вокруг Земли и движение Земли вокруг Солнца.
Современная астрономия переживает новую эпоху великих открытий, по своим масштабам явно превосходящих те, которые в свое время были сделаны Галилеем.
Открытие грандиозного по своим масштабам мира галактик — Метагалактики — и обоснование вывода о ее расширении, обнаружение новых типов небесных объектов, многие из которых как-то связаны с проявлением процессов нестационарности, сопровождающихся выделением фантастических количеств энергии (например, квазары, активные ядра галактик, пульсары, рентгеновские и гамма-источники, многие из которых пока не отождествлены), включение человека в процессы глобального эволюционизма и самоорганизации Вселенной — все эти достижения потрясли научную картину мира. Они затронули также идеалы научного метода, более того, чувствительные мировоззренческие струны, — возможно, почти в такой же степени (если не в большей), как и открытия Галилея.
Достижения астрономии XX века бросили дерзкие вызовы прежним, классическим парадигмам. Прорывы к неклассическим и постнеклассическим образам Вселенной сопровождались интенсивными мировоззренческими и эпистемологическими дискуссиями, направленными, с одной стороны, на адекватную интерпретацию новых открытий и теорий, с другой — на их ассимиляцию культурой. Нежелание признать новые феномены, непонимание смысла новых теорий (особенно это касается явления расширения нашей Вселенной, Метагалактики: некоторые видные исследователи опровергают его и до сих пор) вызывали в некоторых случаях сильнейшее отторжение нового в астрономии.
В нашей стране астрономия, подобно генетике и другим наукам, не избежала в 30—50-е годы идеологического прессинга, сопровождавшегося «мировоззренческим осуждением» некоторых областей научного поиска. Особенно это коснулось космологии, но более или менее кратковременное влияние идеологизированной науки проявилось также в астрофизике и других разделах астрономии.
Астрономия претерпела долгий путь развития со времен Древней Греции по настоящее время.
В настоящее время не иссякает интерес рассмотреть весь путь развития астрономии с древнейших времен до наших дней.
Итак, цель данной работы – рассмотреть развитие астрономической науки в период со времен Древней Греции до настоящего времени.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности развития астрономии в Древней Греции;
- рассмотреть развитие астрономии в период средневековья до середины XIX века;
- изучить особенности развития астрономической науки во второй половине XIX века;
- показать современную астрономическую картину мира.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества