Конституционное право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работКонституционное право
fig
fig
ВВЕДЕНИЕ
Основанием для отнесения нормы права к той иди иной отрасли является не столько ее источник, сколько предмет регулирования. Поэтому многие нормы конституционного права содержатся не толь¬ко в конституциях (основных законах) страны, но и в национальном законодательстве, и в иных актах.
Конституционно-правовыми нормами являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила пове¬дения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу. Им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам. В то же время конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права своим содержанием, т. е. сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены; источниками, в которых они выражены; учредительным характером содержащихся в них предписаний; субъектами, на регу¬лирование поведения которых они направлены; своеобразием видов норм; особенностями их структуры и др.
В конституционном праве значительно больше, чем в других от-раслях, норм общерегулятивного характера. К ним относятся нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, нормы-справки и др.

1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ
Конституционно-правовые нормы - это установленные или санкционированные государством правила, которые определяют поведение участников конституционно-правовых отношений.
Они представляют собой особая разновидность норм системы национального права. Им присущий черты, присущие всем правовым нормам. Как важное средство социальной ориентации лица они устанавливаются или санкционируются государством; имеют государственно-властный характер, является формально определенными общеобязательными правилами поведения; закрепляются в правовых актах, которые выдаются компетентными государственными органами; имеют двусторонний характер, т.е. устанавливают не только права, но и обязанности участников правоотношения; предусматривают наличие особого механизма реализации, элементами которого есть материальные, идеологические, социально-психологические и правовые факторы; определяют возможность добросовестного поведения; имеют ситуационный характер; являются целенаправленными и гарантированными .
Вместе с тем конституционно-правовым нормам присущий целый ряд специфических качеств и признаков, которые есть одним из факторов выделения конституционного права в отдельную область.
Важнейшим специфическим качеством таких норм есть их особый вес и значения в системе национального права. И это целиком закономерно, поскольку данные нормы регламентируют сердцевину общественного отношения - отношений, которые составляются в процессе осуществления власти народом. Это обеспечивает доминирующее положение конституционных норм, их безоговорочное влияние на правовые нормы и правовые отношения других областей права. Так, регулируя на равные Конституции Украины отношения собственности, эти нормы (а затем - вся область) являются определяющими для других областей права - гражданского, хозяйственного, авторского, трудового и т.п. Закрепляя отношения, которые составляются в сфере исполнительной власти, конституционные нормы закладывают основы административного и других областей права.
Нормы конституционного права, как и вся область правая, выполняют интеграционные функции в правовой системе страны: они соединяют ее в одно целостное образование, определяют существенные ее структурные и функциональные характеристики, направления усовершенствования и развития.
Особая юридическая природа, содержание, высочайшая юридическая сила, наибольшая стабильность в сравнении с другими областями права, повышенный уровень охраны со стороны государства, учредительный характер конституционно-правовых норм, прямой характер их действия, особый механизм реализации и специфика их структуры - такие важнейшие признаки конституционно-правовых норм.
Нормам конституционного права присущий политический характер, поскольку основным предметом этой области права есть государственно-политические отношения власти, т.е. политические отношения, которые возникают и осуществляются в сфере функционирования государства.
Однако характеризовать такие нормы как сугубо политические нет оснований. Политические нормы включают чрезвычайно широкий круг социальных норм, которые действуют в сфере осуществления политической деятельности, сердцевиной которой является борьба за власть, содержание власти и использование, осуществление ее в интересах определенных субъектов.
Однако лишь относительно незначительная часть таких норм опосредствуется правом и становится, таким образом, правовыми нормами. Политическая направленность таких норм очевидная. Они принимаются по поводу политики, но не является ее формальным выражением, не являются типичными политическими нормами, которые существуют вне конституционного права.
Среди конституционно-правовых норм значительный удельный вес занимают нетипичные нормативные положения, в которых непосредственно не определяются права и обязанности субъектов, их задача в другом: они есть связующее звено между нормами разных областей права, интегрирующим фактором, который обеспечивает единство и стабильность правовой системы. Это нормативные предписания, которые определяют общие принципы конституционного права, учредительные нормы, гарантирующие нормы, юридические конструкции, нормы-дефиниции, презумпции .
Характер общественного отношения, урегулированное нормами конституционного права, определяет их композицию, т.е. структуру. Внутренняя форма организации и построения предписаний конституционно-правовой нормы не является, как правило, традиционной. Конечно, классическая модель правовой нормы предусматривает обязательное наличие трех взаимосвязанных звеньев: гипотезы, диспозиции и санкции. Для конституционного права такие нормы скорее исключение, чем правило. Большинство из них содержат лишь именно правило поведения - диспозицию. Чрезвычайно редко случаются в них гипотеза и санкция.
Актуальность темы курсовой работы. Обеспечение национальной безопасности является важнейшим направлением деятельности современного российского государства. От успешного решения существующих здесь проблем зависит будущее Российской Федерации как геополитической реальности, полноправного, суверенного субъекта международного права, великой державы прогресса, постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Вопрос о поиске приемлемых путей защиты безопасности всегда был в центре внимания юриспруденции, особенно науки конституционного (государственного) права. Однако ранее приоритет отдавался защите интересов государства, часто в ущерб общества и личности. В современной истории России длительное время наблюдался противоположный процесс, что привело к ослаблению власти, неспособности выполнять возложенные на нее обязанности. С провозглашением человека, его прав и свобод высшей ценностью необходимо по-новому осмыслить взаимосвязь различных видов безопасности.
Падение конституционной культуры, правового сознания, духовности, нравственности создают благоприятную почву для роста политического экстремизма и экспансии деструктивных религиозных сект и организации. Государство должно играть роль активного участника в информационном пространстве. Такую его деятельность нужно поставить в рамки закона, чтобы не произошло нарушение свободы мысли и слова.
Национальная безопасность не может быть устойчивой без достижения целей внешней политики. К первоочередным из них можно отнести сохранение при разумном реформировании механизмов ООН; укрепление стабильности в СНГ - пространстве жизненно важных, стратегических интересов России; создание Союзного государства с Беларусью; сотрудничество в рамках Совета Европы; вступление в ВТО. Перспективной задачей является обеспечение свободного передвижения граждан, формирование единого экономического пространства с Европейским Союзом. Особое значение имеет изучение и внедрение в правовую систему практики деятельности Европейского Суда по правам человека. За рубежом проживает более 30 млн. наших соотечественников. Обязанностью государства является выработка особой политики по поддержке культурных и иных связей с российскими диаспорами.
Решение названных выше вопросов требует значительных финансовых средств, усилий органов государственной власти, дипломатов, но, прежде всего, для этого требуется соответствующая нормативная база.
Целый ряд положений российской Конституции можно отнести к основам национальной безопасности. Различные ее аспекты реализуют административное, финансовое, экологическое, международное и другие
отрасли права. Но в основной своей массе вопросы, связанные с национальной безопасностью, носят общеправовой характер и имеют конституционное значение. Конституционное воздействие на отношения в области национальной безопасности России обеспечивается через действие правовых актов, вытекающих из Конституции РФ и детализирующих ее положения в данной сфере.
Укрепление национальной безопасности на протяжении всей истории развития России имело чрезвычайную актуальность. Это объясняется ее особым географическим положением, многонациональным и многоконфессиональным составом населения, большой площадью территории, постоянными посягательствами иностранных держав на целостность и суверенитет. В интересах безопасности России часто осуществлялась концентрация всех экономических, материальных, интеллектуальных, человеческих и иных ресурсов. Без этого невозможно было бы само существование страны.
Актуальность для государства, общества, каждого человека вопросов, связанных с национальной безопасностью страны несомненна. Поэтому наука конституционного права должна выработать и предложить пути разрешения существующих здесь проблем.
Степень разработанности проблемы. Комплексный характер исследуемой проблемы предполагает многоплановость поставленных в настоящей курсовой работе вопросов и необходимость обращения к литературе, освещающей различные аспекты темы. Вопросы обеспечения национальной безопасности затрагивают целый спектр взаимоотношений человека, общества, государства, пронизывают многие направления внутренней и внешней политики.
В отечественной науке проблемы, связанные с национальной безопасностью, привлекают внимание многих современных специалистов: политологов, философов, социологов, экологов, экономистов, медиков. Это А.И. Антонов, А. Г. Арбатов, А. И. Вдовин, В. Ю. Зорин, Р. Медведев, А. Мигранян, А. В. Никонов, В. Овчинников, Г. Онищенко и др.
Современные проблемы национальной безопасности РФ получили обстоятельную разработку, прежде всего, в трудах таких ученых правоведов как: С. Н. Бабурин, М. И. Байтин, И. Н. Барциц, Ю. В. Голик, Б. В. Дрейшев, Р. Ф. Идрисов, В. Т. Кабышев, А. Н. Кокотов, О. С. Колбасов, И. И. Лукашук, Н. И. Матузов, В. М. Манохин, Т. М. Пряхина, И. А. Сарычева, СВ. Степашин, А.A. Тер-Акопов, Т. Э. Шуберт и др.
Конституционное развитие России немыслимо без учета ее исторического прошлого. Только в этом случае возможно предложить приемлемые пути ее движения к правовому, демократическому государству. С этой целью были учтены труды таких дореволюционных ученых - юристов как: А. С. Алексеев, И. Андреевский, А. Градовский, В. И. Герье, В. В. Ивановский, Н. М. Коркунов; философов: Л. Н. Гумилева, Г. В. Плеханова, Н. Трубецкого, Б. Чичерина; историков: Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова; государственных деятелей: С. Ю. Витте, П. А. Столыпина.
Предмет исследования составляют нормы, направленные на защиту национальной безопасности России, а также формы, средства, способы их реализации, гарантии осуществления. Научная проблема эффективного обеспечения национальной безопасности России обусловливается как неопределенностью соотношения различных видов безопасности, так и пробельностью законодательства, недостаточно четкой системой выявления угроз национальной безопасности и способов их устранения.
Цели и задачи исследования. Исходя из актуальности обозначенной темы ставится цель определить конституционные основы национальной
безопасности России. Она достигается путем изучения системы конституционного строя и указания в нем места и роли национальной
безопасности, рассмотрения основных направлений ее защиты во внутренней и внешней политике.
Поставленная цель обусловила основные задачи исследования:
- изучить различные точки зрения о задачах, целях и функциях государства и определить его роль по обеспечению национальной безопасности;
- доказать, что национальная безопасность является гарантией стабильности конституционного строя;
-рассмотреть взаимосвязь и соотношение безопасности человека, общества, государства в системе национальной безопасности;
-проанализировать основные направления защиты национальной безопасности во внутренней политике и определить насколько они обеспечивают развитие демократии, достойный уровень жизни человека, демографическую, экологическую, продовольственную безопасности, государственный суверенитет и территориальную целостность России.
основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и в политической, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе.
Вот почему наука конституционного права и изучает все правовые институты в историческом развитии, выявляя их связь с общественными процессами. Эта наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-правового законодательства.
В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного (конституционно¬го) права дооктябрьской России.
Наука конституционного права широко использует и сравни¬тельно-правовой метод исследования. Он заключается в сравни¬тельном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных стра¬нах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эф¬фективных моделей
законодательного процесса и, соответственно, объединения тех или иных процедур. В одних работах, посвященных данному вопросу, выделяют, например, только две из них: подготовка законопроекта и официальное возведение воли народа в закон.
Некоторые исследователи различают три стадии: подготовка проекта нормативного акта (предварительная стадия), обсуждение и принятие нормативного акта (основная стадия) и введение в действие нормативного акта (решающая стадия). У других юристов встречается шесть стадий. Прогнозирование и планирование; внесение предложений о разработке законопроекта; разработка концепции и подготовка законопроекта; специальное и общественное обсуждение проекта; рассмотрение и принятие; опубликование закона и вступление его в силу.
Как правило, в работах концептуального характера, посвященных данному вопросу, выделяются четыре основные стадии законодательного процесса:
• внесение законопроекта или законодательного предложения (законодательная инициатива);
• рассмотрение законопроекта в палатах, комитетах (комиссиях) парламента (обсуждение законопроекта);
• принятие закона;
• опубликование закона.
Итак, рассмотрим стадии законодательного процесса в Российской Федерации.
Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательн
определение: «Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах» .
В работе А. В. Малько правовое ограничение определяется как «правовое сдерживание противозаконного деяния, создающего условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите, как исключения определенных возможностей в деятельности лиц» .
В Конституции РФ целями ограничений прав человека являются:
• защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;
• обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Таким образом, главной целью ограничений является охрана основных ценностей в обществе, к которым относятся жизнь, свобода, достоинство и т. д. Ограничением, ска
функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом .
Наряду с правами и свободами обязанности являются составной частью правового статуса личности. Этим и определяется то, что они закрепляются в гл. 2 Конституции РФ. Права и обязанности выступают как две неразделимые категории диалектического единства. Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.
Некоторые обязанности человека, наряду с правами, возникают только с достижением определенного возраста, например, воинская обязанность.
Согласно ч.2 ст. 6 Конституции РФ, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на все
Конституционный Суд РФ не является законодательным органом. Нормотворчеством в известной мере занимаются все государственные органы, в связи с чем вряд ли разумно оспаривать наличие норм права в постановлениях Правительства РФ, Указах Президента РФ, приказах министерств, служб и агентств, хотя они и не являются законодательными органами. Однако данное нормотворчество осуществляется в пределах строго определенной компетенции. Принцип разделения властей, закрепленный в Конституции РФ, призван предотвратить узурпацию власти, не допуская концентрацию ряда различных функций в компетенции одного органа государственной власти. Ставя органы государства в зависимость друг от друга, Конституция РФ позволяет воздействовать им на деятельность друг друга в целях недопущения произвола.
Однако признание за Конституционным Судом неограниченной нормотворческой функции приведет как раз к нарушению баланса власти и непременному нарушению прав и свобод человека .
Проблема статуса правовых позиций Конституционного Суда состоит не столько в вопросе о признании или непризнании их источником права, сколько в определении круга правоотношений, по поводу которых возможно формирование Конституционным Судом РФ нормативно подобных предписаний.
на основании статьи 83 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» разъясняет свое решение о ее толковании. Необходимость такого разъяснения свидетельствует о том, что цель толкования не достигнута. Конституционный Суд в своих решениях должен избегать такого толкования Конституции, которое само нуждается в толковании.
Если толкование, даваемое в решениях Конституционного Суда, является официальным, то толкование, даваемое в особых мнениях его судей на основании статьи 76 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не имеющее юридической силы, таковым не считается. Излагая свое особое мнение, судья Конституционного Суда дистанцируется от его решения по конкретному делу, что придает его толкованию конституционных (и иных) правовых норм качество доктринального, авторитет которого по сравнению с толкованием, даваемым иными учеными-правоведами, повышается официальным опубликованием вместе с решением Конституционного Суда.
. Г., «принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации»1. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.
Выбранную мной тему исследовали разные ученые, однако следует
остановиться только на некоторых из них. В частности, Вишняков В. Г. посвятил свою работу проблемам федеративного устройства Российской Федерации. Козак Д. Н. рассмотрел в своей работе проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Целью данной курсовой является рассмотрение, тщательное исследование указанных выше принципов федеративного государства; установление связи Конституции РФ и Законов в отношении названных принципов.
1 Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство и право, 1998, №12, с. 21.
3
Конституция РФ в ст. 2 гласит, что «человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Согласно ч. 1 ст. 17 в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (К. РФ). В связи с этим возникает вопрос об источниках общепризнанных принципов и норм международного права, определяющих права и свободы человека и гражданина. Таковыми являются: Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948, Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.1966, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 и Декларация прав и свобод человека и гражданина в РСФСР от 22.11.1991.
Права и свободы человека реализуются на основе равноправия. В ст.19 К. РФ выделены 3 его аспекта: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчины и женщины.
Также правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества