Конституционное право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работКонституционное право
fig
fig
Актуальность данной темы обусловлена большим разнообразием сферы регулирования институтов гражданского права и необходимость их чёткого разграничения для формулирования конкретной нормативно-правовой базы, позволяющей свести к минимуму возможные коллизии. Без четкого знания, представления действительного, сложившегося на каждом этапе развития регулирования отношений нельзя сформулировать закон, отражающий реальное положение дел, способствующий эффективному воспроизводству.
Переход к новым экономическим условиям, присоединение России к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, обновление ранее действовавшего законодательства требует переосмысления сложившихся подходов в гражданско-правовой защите имущественных прав, а также теоретического осмысления новых средств защиты.
Всегда неоднозначно опре¬делялось содержание отношений собственности: одни ученые брали за основу ее экономическое со¬держание, другие рассматривали ее как правовую категорию, вкладывая в нее цивилистическое со¬держание, третьи объединяли первое и второе. Это и побудило автора рассмотреть, что есть собствен¬ность более подробно, с учетом разных этапов развития.
Целью работы является проведение комплексного анализа понятия конституционного регулирования институтов Гражданского права с учётом теоретических разработок и законодательства Российской Федерации.
В соответствии с целью работы автор выделяет следующие задачи:
Рассмотрение понятия и содержания имущественных прав и их охраны в Российской Федерации.
Раскрытие вопроса о закономерности регулирования охраны имущественных прав государством в Российской Федерации.
Исследование институтов Государственного и Гражданского права в сфере регулирования института собственности.
Рассмотрение понятия и содержания регулирования форм и видов собственности в Российской Федерации.
Проведение анализа взаимодействия Конституционного права и Гражданского прав в сфере регулирования институтов собственности в Российской Федерации.
Для достижения целей и задач автор использовал специальную литературу, среди которой следует отметить труды ведущих специалистов: Сергеева А. П., Толстого Ю. К., Баглай М. В., Чиркина В. Е., Гусева А. Д., Лукашевой Е. А., Иванова М. Г., Эрдельского А. М. и других.
констатации разрыва между правами и свободами, закрепленными в Конституции, и реальной социальной практикой, в которой эти права не могут быть осуществлены. Отсюда делается вывод: честнее и целесообразнее было бы ограничить некоторые права, с тем чтобы привести их в соответствие с уровнем реального правового развития общества.
Цели и задачи контрольной работы. Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении ограничений прав и свобод человека.
Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие конституционных ограничений прав и свобод человека;
2. рассмотреть признаки и цели ограничений прав и свобод человека;
3. рассмотреть способы ограничений прав и свобод человека.
Объект исследования – ограничение прав и свобод человека.
Предметом исследования являются общественные отношения,
2.3. Полномочия Верховного Суда РФ
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный Суд РФ имеет следующие полномочия:
- в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел;
- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел;
- разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров России;
- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Верховный Суд РФ действует в составе Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной Коллегии, Кассационной коллегии Верховного Суда РФ.
Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ (в обязательном порядке) и Министр юстиции РФ. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, федеральных служб и федеральных агентств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.
Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ, а также Военная коллегия ВС РФ утверждаются Пленумом ВС РФ из числа судей ВС.
Кассационная коллегия состоит из председателя Кассационной коллегии ВС РФ, 12-ти членов из числа судей ВС РФ и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя ВС РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей.
Кассационная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ
Введение
В настоящее время, когда провозглашен курс на укрепление государственности, державности России, как никогда необходимо законодательное закрепление института конституционной ответ¬ственности в качестве гаранта политической от¬ветственности с целью укрепления конституцион¬ной законности.
К конституционной ответственности может быть привлечен практически любой из субъектов конституционных правоотношений (государство в целом, органы государственной власти, их должностные лица, граждане, общественные объединения и т.д.). Вместе с тем акцент в на¬стоящей курсовой работе сделан на конституцион¬ную ответственность властных структур, ответ¬ственность государства перед народом исходя из особой актуальности проблемы.
Работа посвящена прежде всего анализу фе¬дерального законодательства. Тем не менее многие теоретические конструк¬ции, изложенные в книге, распространяются и на защищенность конституций, уставов субъектов Федерации. Очевидно, что эта проблема выхо¬дит за рамки поставленных в настоящей работе задач. Другими словами, ответственность орга¬нов государственной власти, их должностных лиц за нарушения конституционного законодатель¬ства субъектов РФ является темой для отдель¬ного изучения.
Задачи, поставленные в данной работе, сводят¬ся к анализу структуры конституционной ответ¬ственности (основания, источники, санкции, субъекты ответственности). Это позволило при¬знать конституционную ответственность само¬стоятельным видом юридической ответственно¬сти и тем самым отграничить ее от политичес¬кой ответственности.
Является ли конституционная ответствен¬ность самостоятельным видом юридической от¬ветственности — это проблема не только тео¬ретическая, но и практическая. Определить ро¬довую принадлежность принудительного средства необходимо для того, чтобы сделать вывод о воз¬можности практического использования общих норм, регламентирующих данный вид принуж¬дения, когда специальные нормы отсутствуют
(например, о сроках давности, правилах нало¬жения взысканий, конституционном производ¬стве), т.е. решение вопросов о классификации, родовой принадлежности мер принуждения — важное условие законности их практического применения.
Для наиболее полного раскрытия данной темы, были использована специальная литература, а также периодические издания, нормативные правовые акты.
Введение
В части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации провозглашено, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Статья 1 Конституции РФ имеет важное значение. В этой статье устанавливаются форма государственной власти в Российской Федерации и, соответственно, режим политической, экономической и иной свободы личности в обществе. Однако понять содержание этой статьи можно, лишь имея четкое представление о том, что такое государство, из каких компонентов оно состоит и в каких формах может проявлять и проявляет свою власть.
Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной демократической республики означает следующее:
1. В стране действует республиканская форма правления.
Республиканская форма правления предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия, наиболее полного и последовательного отстаивания интересов большинства россиян высшими органами власти, сформированными самим населением.
2. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения, автономную область, 10 автономных округов.
3. Российская Федерация – демократическое государство. Россиянам предоставляются все известные современной политико-правовой практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права.
Принципиально важным является конституирование государства
Российской Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых демократических государств содержат подобные положения. Однако признание Российского государства правовым на сегодняшний день надлежит рассматривать не как реальность, свершившийся факт, а как одну из первостепенных задач, которые предстоит решить в ходе реформирования России и создания процветающего общества.
Данную тему исследовали различные ученые. Например, Парникель Ю. Л. посвятил свою работу исследованию условий становления политического плюрализма в российском обществе. Боброва Н. А. рассмотрела конституционный строй и конституционализм в России.
Цели и задачи реферата. Целью данного реферата является изучение, рассмотрение и тщательное исследование главных основ конституционного строя Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в реферате решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть понятие конституционного строя РФ;
2. рассмотреть понятие основ конституционного строя РФ;
3. рассмотреть основы конституционного строя РФ как объект безопасности государства.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с определением главных основ конституционного строя Российской Федерации.
Объект исследования – основы конституционного строя Российской Федерации как объект безопасности государства.
1. Конституционный строй РФ
1.1. Понятие конституционного строя РФ
В современной науке конституционного права и в нормативно-правовых актах нередко используются такие понятия, как «конституционный строй» и «основы конституционного строя». Необходимо проследить соотношение таких понятий как «общественный строй», «государственный строй» и «конституционный строй».
В Большом юридическом словаре общественный строй определяется как «исторически конкретная система общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом» .
Б.А. Страшун определяет общественный строй следующим образом: «исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организации общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределением и обменом продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемой государством и правом» .
По мнению Румянцева О. Г., «под общественным строем специалисты понимают организацию общества, взятую в единстве всех сторон и обусловленную определенным уровнем производительных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений» .
Румянцев О.Г. определяет такой строй как систему, которая наделена традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемую государством и правом и характерными особенностями общественного сознания.
Общественный строй является не государственно-правовой категорией, а социально-политическим понятием, которое охватывает всю сумму социальных отношений в обществе, как урегулированных нормами права, так и нет.
Общественный строй охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи. В структуру общественного строя входят социальные институты (государство, социальные нормы, негосударственные организации), социальные идеи, социальные отношения, которые существуют в обществе. Политическая и экономическая системы являются основами общественного строя.
Государственный строй представляет собой совокупность общественно-политических отношений и институтов, которые выражают наиболее устойчивые свойства, взаимодействия и взаимосвязи элементов внутренней организации государства. В Большом юридическом словаре государственный строй определяется как «система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права .
В приведенном определении строй раскрывается через отношения. Государственный строй определяется через основные организационные институты и формы механизма политической власти. Иными словами, государственный строй представляет собой не только совокупность государственных органов, которые осуществляют государственную власть, но также и характер взаимоотношений между ними в процессе реализации своих полномочий в осуществлении государственной власти. Государственный строй является частью общественного строя, зависит от особенностей политических, экономических и идеологических отношений в обществе, а также от того, в чьих руках находится эта власть. Государственный строй характеризуется следующими признаками:
• территориальным устройством государства;
• системой высших и иных органов государства, их компетенцией, структурой, а также порядком их образования;
• разнообразием охраняемых государством организационно-политических и социально- экономических основ государственной власти.
Общественный и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на общество являться преимущественно неправовым. Если же государство воздействует на общественный строй, прежде всего, с помощью установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на Конституцию и другие источники права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах конституционного строя. Рассмотрев соотношение общественного и государственного строя, необходимо уяснить и раскрыть содержание конституционного строя.
В литературе содержится множество точек зрения относительно конституционного строя.
Введение
Современные процессы развития российского федерализма сопровождаются новыми тенденциями совершенствования всей системы законодательного регулирования в РФ, важным элементом которого является региональный уровень - конституционное законотворчество субъектов Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 г. предоставила не только республикам, но и всем субъектам РФ возможность осуществления конституционного законотворчества, главный результат которого - самостоятельное принятие субъектами Российской Федерации своих конституций и уставов.
Это привело к значительному расширению системы конституционно-правового регулирования в Российской Федерации и соответственно к формированию конституционного права субъектов РФ.
Но следует учесть, что предметные характеристики конституционно-правовых отношений в субъектах РФ, во многом являются продолжением таких же общественных отношений федерального уровня.
Это не только не исключает, а, напротив, предполагает необходимость проявления субъектами РФ инициативы и определенной самостоятельности в выборе вариантов конституционно-правового регулирования с учетом необходимости соблюдения общих, получающих закрепление на федеральном уровне, конституционных принципов, начал и основ регулирования, с одной стороны, и учета исторических, национальных, иных региональных особенностей субъектов РФ - с другой.
Более того, все это - обеспечение единства особенного и общего в конституционном регулировании субъектов РФ - должно получать свою реализацию на основе и с учетом важного требования Конституции РФ о равноправии субъектов РФ, в том числе с точки зрения взаимоотношений с федеральными органами государственной власти РФ.
Сквозь призму данного конституционного принципа необходимо оценить и реализацию достаточно специфичной формы правотворческой деятельности субъектов РФ - конституционно-уставного законотворчества.
Само понимание соответствующей сферы законотворческой деятельности как конституционно-уставной призвано отразить все единство законотворчества республик, обладающих характеристиками государства, по принятию своих, с одной стороны, и иных субъектов РФ (краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов), статус которых определяется уставом соответствующего субъекта РФ, - с другой.
Глава 1. Понятие и юридическая природа основных законов субъектов Российской Федерации.
§ 1. Место основных законов субъектов РФ в системе законодательства РФ и их юридические свойства
Правовым выражением статуса любого субъекта Российской Федерации является наличие у него учредительного акта, носящего первичный характер.
В соответствии со статьей 5 Конституции РФ республики имеют конституцию и законодательство, а иные субъекты РФ – свои устав и законодательство.
В большинстве субъектов Российской Федерации конституция, устав обозначены как их Основной закон, чем подчеркивается их особое значение и место в иерархии региональных правовых актов.
Конституция, устав являются действующими правовыми документами, не нуждающимися в каком – либо дополнительном санкционировании.
В то же время они являются именно законами и обладают свойствами "исковой защиты", то есть на них можно ссылаться при оформлении юридических документов, в том числе при обращении в судебные органы Российской Федерации.
На данное положение региональных конституций, уставов указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации" .
В частности, указывается, что они относятся к таким актам, которые определяют конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Нужно подчеркнуть, что проверка их юридического содержания может быть осуществлена только в порядке конституционного, а не административного или гражданского судопроизводства.
§ 2. Назначение основных законов субъектов РФ
Конституционное регулирование в РФ имеет, таким образом, ярко выраженную федеративную природу.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. указывается, что конституционные принципы федеративного устройства, учредительный характер Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов РФ обеспечивают всеобщее единство федерального и регионального конституционно-правового регулирования и тем самым - единство конституционно-правового пространства, которое не должно нарушаться текущим федеральным регулированием посредством законов.
Конституция (устав) субъекта РФ - это целостный, единый акт, имеющий высшую юридическую силу в системе правовых актов субъекта РФ, такой же силой обладает любое его положение.
Введение.
Конституцией 1993 г. Россия провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Федеративное устройство Российской Федерации основано, в частности, на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5). Данные постулаты, закрепленные в Конституции РФ, являются важнейшей основой организации и деятельности судебной системы Российской Федерации.
В последние годы правовая наука и практика сконцентрировались в большей мере на продвижении идеи разделения власти как по признакам ее специализации (на законодательную, исполнительную и судебную), так и по уровню ее осуществления (на федеральную власть и власть субъектов Российской Федерации). Однако зачастую исследователи забывают об основополагающем начале единства государства и системы государственной власти, что недопустимо. Ведь только единая система органов может обеспечить единство правового пространства, эффективное управление обществом на основе общих правовых принципов и норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации и в российском законодательстве.
Данные идеи имеют актуальное значение для нынешней судебной системы как неотъемлемой части системы органов государственной власти Российской Федерации, поскольку лишь единый суд может гарантировать эффективную защиту прав и свобод на основе общих конституционных требований, правовых стандартов и единой судебной практики.
Только учреждаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом о судебной системе РФ суды могут осуществлять особую государственную деятельность - правосудие.
Создания судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", не допускается.
Правосудие осуществляется только в порядке установленной законом процедуры - уголовного и гражданского процесса, построенного на основе соблюдения демократических принципов и предоставления участникам судопроизводства необходимых гарантий для защиты своих прав и интересов.
Потребность в правосудии определяется необходимостью разрешать систематически возникающие в обществе конфликты.
Правосудие выступает механизмом защиты гражданского общества и отдельной личности.
Задачи правосудия заключаются в охране от посягательств на права и свободы граждан, провозглашенные Конституцией РФ и законами РФ; на права и законные интересы предприятий, иных учреждений и организаций; на конституционный строй России; в укреплении законности и правопорядка.
Целью отправления правосудия является разрешение гражданско - правовых споров, связанных с защитой прав и интересов граждан и организаций, и дел об уголовных преступлениях для установления виновности лица в совершении преступления и применения уголовного наказания или его невиновности, за признанием которой следует оправдание.
Таким образом, правосудие можно определить как осуществление судом правоприменительной деятельности, основанной на соблюдении принципов и выражающейся в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел в рамках установленного законом процессуального порядка, обеспечивающего возможность применения к правонарушителям государственного принуждения, в условиях соблюдения законности, справедливости и общеобязательности принимаемых решений.
Глава 1. Судебная власть – Конституционный исполнитель правосудия.
1.1. Понятие правосудия
«Правосудие – это основная функция судебной власти, осуществляемая ее органами - судами, судьями, наделяемыми соответствующими полномочиями в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", а сущность правосудия состоит в рассмотрении отнесенных к компетенции судов правовых конфликтов, дел об уголовных преступлениях и административных правонарушениях и принятии решений, имеющих общеобязательное значение и подлежащих в необходимых случаях исполнению с применением государственного принуждения» .
Правосудие определяется как вид государственной деятельности, заключающийся в разрешении социальных конфликтов, связанных с действительным или мнимым нарушением прав их участников.
Эта деятельность осуществляется исключительно судами РФ и представляет собой судебную власть РФ.
Установленное Конституцией РФ осуществление правосудия только судом означает, что в России нет и не может быть создано никаких других государственных органов, общественных организаций, которые могли бы принимать общеобязательные решения по гражданским, уголовным, административным делам и иным спорам, подведомственным судам, а стало быть – исполнителями правосудия.
Введение
Одним из основополагающих элементов политической и государственных систем многих стран мира, в том числе и нашей страны, является институт президентства.
Статус и объем полномочий главы российского государства получили неоднозначную оценку со стороны как западных, так и отечественных ученых и политических деятелей.
Актуальность данного исследования обуславливается следующими обстоятельствами.
Российская Федерация находится на этапе формирования правового государства. Одним же из важнейших принципов правового государства как раз и является оптимальное разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Поэтому от того, как будет определен и оптимизирован правовой статус президента Российской Федерации, будет зависеть и реализация принципа разделения властей, а в конечном счете и будет решен вопрос о том, идет ли Российская Федерация по пути строительства правового государства или нет.
Проблема становления президентуры в Российской Федерации с точки зрения исторического мирового опыта и одновременно с позиций требований правового государства в российской юридической науке остается еще малоизученной. До недавнего времени такие исследования отсутствовали в нашей стране по причине того, что сам институт президентства в Российской Федерации имеет небольшую историю.
Таким образом, анализ конституционно-правового положения Президента России с учетом фактических обстоятельств, складывающихся в процессе реального осуществления им государственного руководства обществом, приобретает не только теоретическое, но и важное практическое значение для становления российского государства и совершенствования механизма взаимодействия разделенных властей.
Цель данного исследования – рассмотреть институт главы государства и дать правовую характеристику полномочиям Президента РФ.
Теоретическую основу настоящей работы составили монографии и учебные курсы следующих авторов: М.В. Баглай, Г.В. Дегтев, М.А. Краснов, В.В. Маклаков, А.И. Черкасов, В.Е. Чиркин и др.

1. Основы конституционно-правового статуса Президента РФ
В соответствии с Конституцией России Президент является главой государства (п.1 ст.80), гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п.2 ст.80). Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией России и федеральными законами, представляет Россию внутри страны и в международных соглашениях .
Приведенная выше статья 80 Конституции РФ в обобщенной форме определяет функции Президента. Его полномочия конкретизированы в последующих статьях гл. 4 Конституции, в других главах, а также в федеральных законах.
Как отмечает Л.А.Окуньков, статус и полномочия Президента сформулированы в Основном законе России так, что на первое место выдвинуты цели и задачи укрепления государства, обеспечения конституционного правопорядка, согласованной работы всех органов государственной власти, а не только исполнительной вертикали власти. Это предопределяет особое значение для Президента функций главы государства, они весомей и объемней, чем у федерального Правительства. Безусловно, одним из главных по значимости полномочий Президента является формирование политического курса государства. То есть, Президент выступает активным проводником политических реформ в рамках защиты конституционного строя.
Президентом инициируются федеральные законы, издаются указы, направленные на реформирование государственной власти, укрепление федеративных отношений, защиту прав и свобод граждан, развитие институтов гражданского общества.
Общие положения о выборах Президента РФ изложены в ст.81 Конституции РФ. Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Такое ограничении имеет целью воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, установления личной диктатуры, закрытию притока в эшелоны власти новых свежих сил, политических деятелей нового поколения. В то же время, Конституция не закрывает путь способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, к выдвижению на другой срок, кроме очередного. Бывший Президент вполне может вновь участвовать в выборной гонке, лишь бы этот новый срок был отделен от первых двух «другим» президентством. Выборы Президента РФ в 2012 году могут быть в этом смысле показательными.
Детально вопросы выборов Президента урегулированы ФЗ №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Введение
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах.
В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения, социальные факторы.
В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права.
Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.
Становление и развитие конституционного строя в различных странах имеет как общие, так и особенные черты. Общим для всех зарубежных стран является признание конституции высшим законом страны, регламентирующим важнейшие политические и правовые отношения в ней, устанавливающим основные положения правопорядка. Все остальное (текущее) законодательство и административное правотворчество должно соответствовать нормам конституции.
Конституция, таким образом, рассматривается как правовая основа конституционного строя или существования конституционализма, в содержание которого включается ряд компонентов: права и свободы граждан, представительное правление и принцип разделения властей.

1. Понятие и классификация источников конституционного права зарубежных стран
Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной от-расли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские государства) служит конституция — основ¬ной закон. К другим источникам относятся:
1) законы — конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламен¬та продлить этот срок);
2) внутригосударственные публично-правовые договоры (напри¬мер, национальный пакт 1943 г. в Ливане о распределении высших госу-дарственных должностей между приверженцами разных религий, соглашение о разделении Чехословакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Слова¬кию, Конституционное соглашение между президентом и парламентом Украины 1995 г.. Конституционный договор 1996 г. между Молдавией и самопровозглашенной Приднестровской республикой о том, что послед¬няя остается республикой в составе Молдавии);
3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутрен-нюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одоб-рения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);
4) акты главы государства и исполнительной власти (указы мо-нархов, декреты президентов, постановления правительства, акты мини-стров, некоторых ведомств, например постановления центральной изби-рательной комиссии о порядке составления списков избирателей). Осо¬бая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имею¬щим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже деле-гирования полномочий парламентом (как, например, в Великобрита¬нии), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительны¬ми полномочиями президента (Франция);
5) акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные тол-кования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;
6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) — ре-шения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся ос-новой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются источ-никами права, т.е., по существу, не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, особенно в области административного права; такие нормы создает и конституционный совет, в частности по вопросу о пра¬вах личности;
7) конституционный обычай — сложившееся в практике единооб-разной деятельности органов государства правило, имеющее устный ха-рактер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций;
8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии.
Введение
В настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Правовой нигилизм по-прежнему представляет основную трудность в реформировании российской действительности. Особого внимания заслуживает положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод россиянина, которые в соответствии со ст. 18 Конституции являются непосредственно действующими. Многие из этих прав пока не подкреплены гарантиями реальной государственной, и, в первую очередь, судебной защиты, ответственностью за их нарушения. Конституция - не только правовой акт. В преамбуле и статьях Конституции содержатся основные нравственные ориентиры справедливости для нашего общества и государства. Поэтому Конституция занимает первое место в иерархии законодательных и всех иных нормативных актов государства и является правовым и моральным камертоном. Верховенство Конституции прежде всего в том, что она имеет высшую юридическую силу. Поэтому все законы и любые подзаконные акты, принимаемые как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации, не должны и не могут противоречить Конституции России. Нельзя не видеть многих положительных моментов в жизни государства, которые связаны непосредственно с авторитетом Конституции в плане способности обеспечивать не только общественное согласие, но и обеспечивать взаимодействие и относительный баланс всех институтов государственной власти. Нормы конституционного права РФ закрепляют и регулируют, главным образом, важнейшие общественные отношения, составляющие основы конституционного строя, правового положения личности, государственного устройства, организации и деятельности органов государства и местного самоуправления.
1. Конституционное право в правовой системе Российской Федерации
В юридической науке общепризнанно, что право как социальное явление и универсальный регулятор общественных отношений представляет собой сложноорганизованное полиструктурное образование иерархически взаимосвязанных компонентов: отраслей (подотраслей), институтов и правовых норм. Все отрасли права, будучи основными структурообразующими элементами национальной правовой системы и регулируя принципиально различные по своему предметному содержанию общественные отношения, сходны в одном: они являют собой не хаотичный конгломерат, а организованные совокупности юридических норм, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, т.е. представляют собой упорядоченные системные образования. Аналогичными свойствами обладают и другие компоненты правовой материи: подотрасли и институты права. Таким образом, система права, выражая единство и дифференциацию составляющих его элементов, внутренне присуща каждому нормативному образованию. Нельзя в этой связи не согласиться с указанием М.С.Строговича на то, что «действующему праву, как явлению общественной жизни, присуща система...». Система в праве - это объективное объединение (соединение) по содержательным признакам определенных правовых частей в структурно упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования . Полиструктурный характер права задает следующие уровни системного анализа правовой материи: а) уровень наиболее простых в структурном отношении элементов (правовых норм); б) уровень нормативных образований, обладающих качеством института права; в) уровень регулятивных подсистем, обладающих статусом подотрасли права; г) уровень системных образований высшего уровня обобщения (отраслей права); д) уровень всеобщей целостности (система национального права). Конституционное право как самостоятельный элемент российской правовой системы характеризуется полным набором отраслевых атрибутов, в том числе и свойством системно-структурного упорядочения образующего его. нормативного массива. Вместе с тем данная отрасль, обладая статусом нормативного ядра публичного права, имеет существенные особенности и своеобразие в своем системном построении. Выявление, а также комплексный и всесторонний анализ данных особенностей являются одной из важнейших и насущных прикладных задач современной правовой науки.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества