Деньги, кредит, банки (ДКБ) - готовые работы

ГлавнаяКаталог работДеньги, кредит, банки (ДКБ)
fig
fig
1.2. Методика оценки ипотечного кредитования в РФ
Согласно данным Международной финансовой корпорации (IFC) на сегодняшний день Россия обладает наибольшим среди европейских стран потенциалом ипотечного рынка в Европе. По данным ЦБ РФ, размер ипотечного рынка на начало 2005 года составлял меньше чем 0,4 % от ВВП, однако согласно экспертным данным уже на конец 2006 года отечественный рынок ИЖК превысил 1% от ВВП. Для сравнения: в Европе 5-7 % от ВВП и в развитых странах – 35-60%. Например, доля ипотечного рынка от ВВП составляет в Чехии – 6%, Венгрии – 16%, Польше – 4,9%, Румынии – 1,6% [69, c.73].
Другой показатель, отражающий глубину развития ипотечного рынка и финансового механизма системы ипотечного кредитования в целом – доля ипотечного кредитования в общей структуре рынка розничного кредитования. В таблице 1 представлен объем и структура рынка розничного кредитования России [69, c.74].
Таблица 1
Структура рынка розничного кредитования в России
Вид кредитования 2006г. 2007г. Темп роста (2007г. к 2006г.)
млрд.долл. % млрд.долл. % раз
Ипотечные кредиты 0,9 4,1 3,0 7,3 3,3
Автокредитование 2,5 11,4 4,5 11,0 1,8
Потребительские кредиты 1,8 8,2 3,0 7,3 1,7
Кредитные карты 0,5 2,3 1,0 2,4 2,0
Персональные кредиты 16,3 74,1 29,5 72,0 1,8
Всего 22,0 100 41,0 100 1,9

Как показывают данные таблицы 1, доля ипотечного кредитования в общем объеме розничного кредитования в России выросла только за год с 4,1% до 7,3%, причем темп роста (3,3 раза) больше всех среди основных направлений розничного кредитования. В целом же рынок розничного кредитования увеличился почти в 2 раза, что определенно свидетельствует об активном развитии финансово-кредитной системы России [69, c.75].
Более 50% выданных ипотечных кредитов в 1-м полугодии 2007г. приходилось на Приволжский и Сибирский ФО, однако по итогам 2006г. более 50% заключенных ипотечных сделок приходилось на Центральный и Уральский ФО. Лидерство в развитии ипотечного кредитования принадлежит Приволжскому, Уральскому и Сибирскому Федеральным округам РФ, что представлено на рисунке 2 [69, c.76].
Рис. 2. Динамика количества выданных ипотечных кредитов по Федеральным округам РФ
Согласно диаграмме на рисунке 2, крайне неактивно развивается система ипотечного жилищного кредитования в Дальневосточном и Южном ФО. Всего в 2006г. зарегистрировано в РФ 78603 ипотечных кредита, а в 1-м полугодии 2007г. – 69042 ипотечных кредита (88% от годового объема 2005г.). Важным моментом является общая тенденция увеличения доли оформленных закладных по ипотечным кредитам почти по всем ФО, причем за 1-е полугодие 2007г. доли по оформленным закладным превышали годовые показатели 2006г.
Активный выход регионов на рынок ипотечного кредитования за последние 3 года - это положительная тенденция, свидетельствующая о децентрализации выдаваемых ипотечных кредитов и включение в работу механизма по рефинансированию все больше и больше регионов, а соответственно и финансово-кредитных учреждений.
При оценке ипотечного кредитования важно определить понятие финансовой емкости рынка ипотечного кредитования. Финансовая емкость – это совокупный платежеспособный спрос на ипотечные жилищные кредиты потенциальных заемщиков, изменяющийся в соответствии с развитием общественных потребностей.
Согласно методике за основу расчета финансовой емкости в России берется емкость российского ипотечного рынка. Абсолютной достоверности при расчете емкости ипотечного рынка добиться невозможно. Для оценки емкости ипотечного рынка учитывались данные результатов общественных социологических исследований в сфере ипотечного кредитования. При разработке методики оценки финансовой емкости в России была осуществлена экспертно-аналитическая группировка экономически активного населения на 5 категорий по принадлежности к той или иной отрасли экономики с учетом уровня коэффициента доступности жилья.
Согласно данным Росстата, на 1 января 2007 года численность населения России составила 143,5 млн. человек, среднегодовая численность экономически активного населения за 2006 год в целом по отраслям экономики – 66,4 млн. человек. Таким образом, доля экономически активного населения в 2006 году была равна 46,3%, т.е. менее половины населения страны заняты в экономике, для развития ипотечного жилищного кредитования это является неблагоприятным фактором, который может сдерживать развитие финансового механизма системы ипотечного кредитования [69, c.84].
Результаты группировки населения по уровню доступности жилья представлены в таблице 2.
Таблица 2
Категории экономически активного населения (по отраслям) по среднему уровню доступности жилья в России
Отрасль Диапазон среднего коэффициента доступности, лет Категории в зависимости от среднего уровня доступности жилья Среднегодовая численность занятых по категориям, тыс. человек Доля занятых в зависимости от категории по уровню доступности жилья, %
В целом в экономике страны 6,5 – 66407 100
Финансы, кредит и страхование до 3 1 категория 934 1,4
Транспорт, Связь, Наука и научное обслуживание от 3 до 5 2 категория 6489 9,8
Управление, Строительство,
Промышленность от 5 до 7 3 категория 22728 34,2
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения от 7 до 10 4 категория 21857 32,9
Торговля, общественное питание
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
Культура и искусство, Образование, Сельское хозяйство свыше 10 5 категория 14399 21,7
Как видно из таблицы 2, работники культуры и искусства, образования и сельского хозяйства должны копить свои средства на покупку квартиры 54 кв.м. свыше 10 лет, причем для работников сельского хозяйства – свыше 15 лет.
Для сравнения коэффициент доступности жилья в конце 90-х и начале 2000-х годов в среднем по Европе составлял 3-5 лет, в целом по США – 2,85 года [69, c.80].
Расчет предположительного размера финансовой емкости рынка ипотечного кредитования (φ) на текущий год можно осуществить по следующей авторской формуле:
, (1)
где φ – финансовая емкость рынка ИЖК текущего года, руб.;
Kati – количество условных семей i-й категории по уровню доступности, которые могут и готовы взять ипотечный жилищный кредит, усл.семей;
n – количество категорий условных семей по уровню доступности, которые могут и готовы взять ипотечный жилищный кредит;
Nik – количество выданных ипотечных жилищных кредитов в текущем году, шт.
Lsr – средний размер кредита текущего года, руб.;
Результаты расчетов финансовой емкости рынка ипотечного кредитования в России в 2006 и 2007 годах с учетом категории занятых в экономике по уровню доступности и сохранением пропорции между ними представлены в таблице 3 [70, c.186].
Таблица 3.
Финансовая емкость рынка ипотечного жилищного кредитования в России
с учетом категории занятых в экономике по уровню доступности жилья
Показатели Доля, % Без учета выданных ипотечных кредитов С учетом выданных ипотечных кредитов в текущем году Темп роста (2007г. к 2006г.), %
2006г. 2007г.
Емкость ипотечного рынка, усл.семей 100 3 625 821 3 607 235 3 563 560 98,8
в т.ч.: 1 категории 1,4 50 996 50 501 49 890 98,8
2 категории 9,8 354 299 353 509 349 229 98,8
3 категории 34,2 1 240 949 1 233 674 1 218 738 98,8
4 категории 32,9 1 193 392 1 186 780 1 172 411 98,8
5 категории 21,7 786 185 782 770 773 293 98,8
Средний размер кредита, тыс.руб. - - 582 787 135,2
Финансовая емкость рынка ИЖК, млрд.руб. 100 - 2 099 2 805 133,6
в т.ч.: 1 категории 1,4 - 29 39 133,6
2 категории 9,8 - 206 275 133,6
3 категории 34,2 - 718 959 133,6
4 категории 32,9 - 691 923 133,6
5 категории 21,7 - 456 609 133,6
Как видно из таблицы 3, емкость рынка ипотечного кредитования в России снизилась на 1,2%, при этом прирост финансовой емкости рынка составил 33,6%. Получается, если бы финансово-кредитные учреждения России направили единовременно в 2007 году на ипотечное жилищное кредитовании 2805 млрд.руб. (около 100 млрд.долл. США), то возникли бы обязательства на эту же сумму со стороны заемщиков и спрос был бы почти полностью удовлетворен.
При сохранении наблюдаемых тенденций развития ипотечного жилищного кредитования, среди которых незначительное увеличение количества выданных ипотечных кредитов в масштабе всей страны, финансовая емкость рынка ипотечного кредитования в России будет расти экономически неоправданно высокими темпами. Эта тенденция будет продолжаться при наличии дефицита нового жилья, роста цен на первичном и вторичном рынках недвижимости, снижении темпа роста денежных доходов населения. Приоритетным в среднесрочной перспективе для ипотечного рынка России должно стать увеличение темпов выдачи ипотечных кредитов, финансирование строительства нового жилья, сдерживание цен на жилую недвижимость, сбалансированность инвестиционной активности между федеральным центром и регионами.
Увеличение финансовой емкости рынка ипотечного кредитования более чем на 30% определяет необходимость в привлечении финансовых ресурсов через новые финансовые инструменты. На данный момент это возможно реализовать через развитие рефинансирования и эмиссию ипотечных ценных бумаг.
Следует отметить, что федеральные власти, и власти субъектов Российской Федерации, а также основные участники рынка ипотечного кредитования (коммерческие банки, застройщики, риэлторы, страховые компания и т. п.) разрабатывают различные схемы по привлечению источников финансирования ипотечных кредитов.
1.3. Риски, возникающие при кредитовании. Проблемы диагностики кредитоспособности заемщика
Одной из основных проблем банковского кредитования предприятий является проблема диагностики кредитоспособности заемщика.
Наиболее активно вопросы кредитоспособности заемщика и методы ее оценки в российской литературе обсуждались в литературе первых десятилетий ХХ века (примерно до 1930 года) и в начале 1990-х годов. Однако единого мнения нет, различные авторы вкладывают в это понятие свой смысл, причем в научном и практическом обороте понятие кредитоспособность применяется наряду с понятиями платежеспособности и ликвидности, весьма близкими к нему по смыслу.
Заметим, что в западной экономической литературе понятие кредитоспособности практически не выделяется, чаще употребляется термин «кредитный анализ» или другие аналогичные ему понятия. В отечественной литературе, напротив, понятие кредитоспособности заемщика общепринято и наряду с ним применяется близкий по содержанию термин «платежеспособность». Так, Н.И. Валенцева пишет: «Кредитоспособность клиента коммерческого банка – способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, а баланс ликвиден и достаточен размер собственного капитала, то разовая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности клиента. Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индивидуального (частного) риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику».
Из приведенного определения можно сделать вывод, что кредитоспособность – это прогнозная, перспективная платежеспособность заемщика, оценка которой должна охватывать предполагаемый период пользования кредитом. В данном определении акцентируется, прежде всего, временное различие между кредитоспособностью и платежеспособностью. Есть мнение, что указанные понятия различаются, преимущественно, в «пространственном» отношении. Так, А.И. Ольшаный считает, что «платежеспособность предприятия – это его возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности, в то же время кредитоспособность характеризуется лишь возможностью предприятия погасить кредитную задолженность». Таким образом, можно заключить, что понятие платежеспособность шире понятия кредитоспособности. Это мнение разделяется и другими авторами.
Заметим, что при использовании приведенных определений платежеспособности и кредитоспособности неясным остается место категории ликвидности, которая, как известно, также означает способность своевременно расплатиться по обязательствам.
Достоверное заключение о кредитоспособности заемщика можно сделать только на основе комплексного анализа различных аспектов его финансово-хозяйственной деятельности. Это обстоятельство также подчеркивается различными авторами: «Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия или организации, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Изучение банками факторов, которые могут повлечь за собой непогашение ссуд или, напротив, обеспечат их своевременный возврат, представляет собой содержание банковского анализа кредитоспособности. Осуществляя контроль за кредитоспособностью, банк должен решить следующие вопросы: способен ли заемщик выполнить свое обязательств в срок, готов ли он его исполнить… Готовность погашать ссуды в срок определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств руководителя».
В приведенном определении следует подчеркнуть два ключевых аспекта оценки кредитоспособности заемщика – это, во-первых, способность и, во-вторых, готовность заемщика исполнить свои обязательства по кредитному договору. Оценка способности заемщика расплатиться по кредитным обязательствам предполагает всесторонний анализ его финансового состояния и общей экономической ситуации в отрасли, регионе. Готовность исполнить обязательства не является во многом чисто экономической характеристикой и зависит, прежде всего, от добрых намерений заемщика и его порядочности.
На практике российские банки используют для оценки кредитоспособности заемщика практически всю доступную им информацию по всем сферам их финансово-хозяйственной деятельности, о чем свидетельствуют формы анкет или кредитных заявок, применяемых в разных банках. Широкий комплексный подход к оценке кредитоспособности потенциальных заемщиков характерен и для зарубежных банков, о чем говорят широко известные критерии оценки заемщиков. В банках применяются такие системы оценки кандидата в заемщика, которые включают в себя ряд направлений оценки репутации, успешности бизнеса и финансового состояния заемщика, а также его способности погасить долг. Таким образом, наиболее полно кредитоспособность может быть определена на основе анализа финансово-хозяйственных, правовых факторов заемщика и изучения его репутации (табл.3).
Введение
Специфика банковской деятельности, ее зависимость от внешней среды, наличие внутрибанковских противоречий, особенности функционирования кредитных организаций в современной российской действительности обусловливают подверженность банковской системы кризисным ситуациям. В целях их предупреждения, локализации и нивелирования необходим четко отлаженный механизм антикризисного управления, направленный на организацию и проведение комплекса мер по выводу системы из кризиса и недопущению его воздействия на нее. Антикризисный менеджмент призван стать важным элементом банковского менеджмента и способствовать выявлению внутренних и внешних факторов риска, симптомов и причин кризисов и невозможности перехода отдельных рисков в комплексный (системный) кризис банков.
Предотвращение банковских кризисов является одной из приоритетных задач в управлении коммерческими и центральными банками и международными финансовыми организациями. Осознание угроз, которые несут в себе банковские кризисы для экономики, стало стимулом для развития и совершенствования антикризисного управления. Западные банки и регулирующие органы постоянно обновляют существующие инструменты антикризисного управления для эффективного противостояния банковским кризисам, эволюция которых происходит вместе с кредитной системой.
Однако, как и любой процесс, они требуют постоянного совершенствования. Крайне актуальна проблема ликвидации определенного разрыва меж- ду теоретическими обоснованиями и основными процедурами практического применения базовых элементов механизма антикризисного управления, формирование эффективной системы банковского менеджмента.
Все вышеизложенное характеризует особую актуальность и практическую значимость исследования особенностей функционирования современной банковской системы России и вопросов повышения эффективности механизма их антикризисного регулирования и управления.
Теоретические и практические аспекты антикризисного управления хозяйствующими субъектами с разной степенью полноты рассматривались в трудах С.Г. Беляева, А.Г. Грязновой, Г.П. Иванова, В.И. Кашина, К.А. Кирсанова, Э.М. Короткова, В.Г. Крыжановского, В.И. Лапенкова, В.И. Лютера, Н.В. Родионовой, Э.А. Уткина, В.Н. Яшина и других экономистов.
Исследованию зарубежного опыта антикризисного управления посвятили свои работы такие ученые, как А. Астапович, Е. Белянова, П. Быков, Е. Мягков, Н. Новикова, Н. Ноздрев, М. Федотова, М. Квинтин, Дж. Синки, Э. Фридл, П. Хонохан и др.
Управление кризисами в банковской сфере является достаточно новой для российской науки и практики проблемой. В настоящее время получили известность работы в этой области А.Ю. Викулина, К.А. Гореликова, СВ. Дзюбан, А.П. Домбровского, В.В. Иванова, М.Ю. Матовникова, Н.А. Савин-ской, А.Л. Тарасевич, Н.П. Тарасова, Г.А. Тосуняна, Г.Э. Ходачника и др.
Полагаясь на исследования зарубежных и российских ученых, следует подчеркнуть, что именно комплексный подход к проблеме антикризисного управления и регулирования в системе «диагностика кризисных явлений — совершенствование механизма антикризисного менеджмента — моделирование процессов управления банковской системой» является залогом успешной реализации стратегии банковского менеджмента в целом.
Значимость оздоровления банковского сектора, как на макро-, так и на мезоэкономическом уровнях, необходимость его ускорения с учетом экономических преобразований в стране, а также недостаточность научной проработки путей комплексного преодоления банковского кризиса обусловили актуальность и предопределили выбор темы, постановку цели и задач дипломного исследования.
Целью написания данной дипломной работы является поиск путей предупреждения дестабилизации банковской системы Российской Федерации.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
- определить и теоретически исследовать основные группы факторов, оказывающих воздействие на финансово-кредитную политику банковских учреждений;
- выявить и обосновать взаимосвязь факторов экономической ситуации в стране и элементов ликвидности банковских субъектов;
- выявить критерии выбора определенного направления развития банковской среды в зависимости от экономическо-хозяйственного состояния страны и совокупности рисковых факторов;
- выявить основные предпосылки возникновения дестабилизирующих факторов в банковской среде.

1. Теоретические аспекты функционирования банковской системы
1.1. Сущность и основные элементы банковской системы
Одно из центральных мест в экономике любой страны принадлежит банковской системе. Экономическая литература достаточно скупа в отношении определения понятия «банковская система». В большинстве учебников и монографий отдается предпочтение изучению сущности финансового посредничества, роли банков в экономике, их функциям, задачам, структуре банковской системы. Среди авторов, посчитавших необходимым дать определение данного ключевого понятия, можно выделить определение, выдвинутое Лаврушиным О. И., который считает, что банковская система представляет собой совокупность банков, банковской инфраструктуры, банковского законодательства и банковского рынка, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом и внешней средой.
Понятие «система» широко используется современной наукой. Оно соотносится с исследованием многообразных явлений природы и об¬щественного развития. Считается, что признаком современного мыш¬ления является системный подход. Термином «система» охотно опери¬руют не только ученые, философы, но и деятели культуры и искусства, организаторы производства и работы банков.
Как это ни покажется странным, но термин «система» не получил от этого четкого определения. Чаще всего под словом «система» пони¬мается состав чего-либо. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (1995 г.) отмечается, что бан¬ковская система включает Центральный банк и кредитные организации. Такое толкование не случайно («система» от rp. systeme - целое, состав¬ленное из частей, соединение).
Из этого же предположения о содержании системы исходит и не¬мецкое законодательство, а также некоторые немецкие авторы. В од¬ном из лучших немецких учебников «Банковское дело» под редакцией проф. Х.Е. Бюшгена отмечается, что банковская система состоит из универсальных и специализированных банков, эмиссионного банка. Центральный банк играет ведущую роль - роль банка банков. [5]
Вместе с тем термины «система» и «банковская система» определя¬ют не только состав банков. По содержанию понятие «банковская сис¬тема» более широкое, оно включает:
• совокупность элементов;
• достаточность элементов, образующих определенную целостность;
• взаимодействие элементов.
Какими же свойствами, признаками характеризуется банковская система?
1. Банковская система прежде всего не является случайным много¬образием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механичес¬ки включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям.
2. Банковская система специфична, она выражает свойства, харак¬терные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.
3. Банковскую систему можно представить как целое, как многооб¬разие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдель¬ные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае, если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В бан¬ковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.
4. Банковская система не находится в статическом состоянии, напро¬тив, она постоянно в динамике.
5. Банковская система является системой «закрытого» типа. В пол¬ном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодейству¬ет с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система попол¬няется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистичес¬ких сборников, информационных справочников, бюллетеней, существу¬ет банковская «тайна». По закону банки не имеют права давать инфор¬мацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении. [3]
6. Банковская система - «самоорганизующаяся», поскольку измене¬ние экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка.
7. Банковская система выступает как управляемая система. Цент¬ральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, функциониру¬ют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавли¬ваемыми центральным банком, который осуществляет контроль за де¬ятельностью кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специаль¬ные государственные органы).
Банковская система России была создана с принятием 2 декабря 1990 года двух законов Российской Федерации: "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности в РСФСР".
ВОПРОС 1 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ
План
1 Финансовая система. Ее содержание и принципы функционирования
2 Характеристика звеньев финансовой системы и их взаимосвязь
3 Понятие государственных финансов
4 Территориальные финансы
5 Межбюджетные отношения
-1-
Понятие финансовой системы является развитием более общего определения финансов. Финансы, выражают экономические общественные отношения. Однако отношения представляются по - разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы.
Финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои присущие ему функции.
Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается валовый внутренний продукт (ВВП), распределяемый внутри предприятий и отраслей производства. Через государственный бюджет мобилизируются ресурсы а основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд мобилизует средства на выплату пенсии гражданам страны. Фонды имущественного страхования предназначены для возмещения ущерба нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию - для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Другими словами, финансовая система это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. По мнению доктора экономических наук Василина О. Д. финансовая система государства - это прежде всего различные фонды видов финансово сконструированных в его распоряжении, а также имеющих место у субъектов хозяйствования и других инансовых институтов с целью их использования для социального и экономического развития государства.
По мнению доктора экономических наук профессора Шокуна В. В. финансовая система представляет собой совокупность факторов конституционного влияния государства на распределение совокупного общественного продукта и его основной части национального дохода, в результате чего формируются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств
Никто и ничто так больно не чувствует координальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Именно она обеспечивает успех или неудачу всей реорганизации хозяйства, обуславливает подъем или падение политического имиджа независимого государства. Переход от смешанной экономики требует различных форм и типов хозяйствования, вплетения объективных экономических законов спроса и предложения, концентрацию внимания на финансовых процессах, введении конкуренции в практику общественного воспроизводства. Начальный этап реформ требует от общества высокой цены для перехода к рыночным отношениям. Становление финансовой системы в условиях реорганизации экономики сопровождается активным поиском моделей и концепций, которые базируются на теоретических и практических выводах мирового экономического опыта. Однако нет готовых рецептов проведения быстрых координальных изменений, которые оптимально бы отвечали интересам всех слоев населения и государства в целом. Делая выводы по вышеперечисленному, можно сказать что финансовая система неотъемлемая часть экономической функции государства, точнее это система с помощью которой государство осуществляет экономические процессы, это основа, база этих процессов. Ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая. В дальнейшем рассматривая финансовую систему мы увидим ее важное значение и ее роль в практическом действии.
-2-
Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:
государственную бюджетную систему;
внебюджетные специальные фонды;
государственный кредит;
фонды страхования;
финансы предприятий различных форм собственности;
финансы населения (домашних хозяйств).
Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятия относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые.
В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России была коренным образом перестроена и в настоящее время включает три звена:
республиканский бюджет Российской Федерации, или федеральный бюджет;
бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, к которым относятся республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Это бюджеты субъектов Федерации;
местные бюджеты.
Все бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Второе звено финансовой системы — внебюджетные специальные фонды. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
По экономическому содержанию внебюджетные фонды РФ делятся на две группы: социальные и экономические фонды (дорожные, НИОКР и др.).
Важнейший среди социальных фондов – Пенсионный фонд. К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Указом Президента от 22 декабря 1993 г. «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами РФ в 1994 г.» № 2268, в целях усиления контроля за расходованием государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете Российской Федерации должны быть консолидированы все государственные внебюджетные фонды, доходы которых формируются за счет обязательных платежей предприятий, учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фондов обязательного медицинского страхования, с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано консолидировать в бюджетах национально-государственных и административно-территориальных образований аналогичные региональные внебюджетные фонды.
Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без выпуска дополнительной денежной массы. Государственный кредит позволяет временно изъять из обращения избыточную денежную массу, уменьшить платежеспособной спрос населения и снизить инфляцию.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
В 1990 г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций.
По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование и страхование ответственности приобретают все большее значение, поскольку возрастает степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью.
Следует отметить, что четкая специализация среди российских страховщиков по направлениям страховой деятельности на сегодняшний день отсутствует. Большинство страховых компаний проводят операции по страхованию жизни, страхованию имущества юридических и физических лиц, страхованию грузов, страхованию от несчастных случаев и болезней, страхованию ответственности.
Ведущую роль на страховом рынке занимает государственная страховая компания Росгосстрах, которая за более чем 70-летний период своего функционирования создала мощный механизм страховой защиты отдельных сторон общественного производства, жизни, здоровья, трудоспособности членов общества.
Финансы предприятий различных форм собственности (государственных, муниципальных, акционерных, частных, арендных и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
1.2. Основные теоретические концепции кредита
В экономической теории существует множество различных подходов к определению понятия «кредит», анализу его сущности. Рассмотрим основные точки зрения на кредит.
Первоначально натуралистическую форму кредита обосновали видные английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо. Этой теории придерживались представители так называемой исторической школы Германии и Австрии, французские экономисты Ж. Сэй., Ф. Бастия и американский Д. Мак-Куллох.
Основные постулаты экономистов натуралистической теории заключались в следующем :
• объектом кредита является натуральное, т.е. не денежные вещественные блага;
• кредит представляет собой движение натуральных общественных благ, и поэтому он есть лишь способ перераспределения существующих в данном обществе материальных ценностей;
• ссудный капитал тождественен действительному, следовательно, накопление ссудного капитала есть проявление накопления действительного капитала, а движение первого полностью совпадает с движением производительного капитала;
• поскольку кредит выполняет пассивную роль, то коммерческие банки являются лишь скромными посредниками.
Ошибочность их взглядов заключалась в частности, в том, что они не понимали кругооборота промышленного капитала в 3-х формах и сущности ссудного капитала в денежной форме, следовательно самостоятельной роли ссудного капитала и его специфики .
В результате они трактовали кредит как способ перераспределения материальных ценностей в натуральной форме, тогда как на самом деле кредит есть движение ссудного капитала. При всех своих негативных сторонах натуралистическая теория имела ряд позитивных аспектов: натуралисты правильно считали, что кредит не создает реального капитала, который образуется в процессе производства, не преувеличивали его роли, подчеркивали зависимость процента от колебания и динамики прибыли.
Капиталотворческая теория кредита. Эта теория возникла раньше натуралистической –еще до начала XVIII в. Ее основателем является английский экономист Дж. Ло (1671-1729)
Причиной появления капиталотворческой теории кредита явилась эмиссия банкнот, которая расширила сферу денежного обращения за пределы металлического денежного обращения и тем самым способствовала росту капиталистического производства. Дж. Ло, не поняв действительной роли денег в процессе воспроизводства, приписывал им решающую роль в развитии экономики. Он считал, что наличие неиспользованных земель и рабочих рук есть следствие недостаточного количества денег. Вместе с тем простейший способ увеличения количества денег без расширения добычи золота он видел в кредите и выпуске кредитных денег .
Дж. Ло отождествлял кредит с деньгами и богатством. По его мнению кредит способен привести в движение все неиспользуемые возможности страны, создавать богатство и капитал. Банки он рассматривал не как посредников, а как создателей капитала. Ло принадлежит идея об организации эмиссионного банка.
Вопросы кредита он рассматривал не с точки зрения роли его в общественном воспроизводстве в целом, а сточки зрения банкира. Все, что обладает покупательной силой, он считал богатством и производительным капиталом. Поэтому предоставляемые банками кредиты за счет депозитной эмиссии –это такое же богатство и капитал.
Также он выдвинул положение о том, что создаваемые банками кредитные деньги являются производительным капиталом. Они создают кредитные орудия обращения и тем самым обеспечивают условия для превращения товарного капитала в денежный, временно свободная часть которого затем принимает форму ссудного капитала. Называя банки «фабриками кредита», Г. Маклеод считал, что в их деятельности примат принадлежит активным операциям. Эта идея получила дальнейшее развитее в работах других западных экономистов.
Теория денег и денежно-кредитного регулирования Кейнса.
Дж. Кейнс (1883-1946) –английский экономист, положивший начало одному из ведущих течений западной экономической мысли, которое получило название кейнсианство. Для того чтобы весь совокупный продукт общества мог быть реализован, по мнению Кейнса, сбережения должны быть использованы на приобретения капитальных благ, т.е. инвестированы. Но здесь, считает Кейнс, и возникает проблема, так как причины, которые побуждают сберегать деньги, и причины, которые вызывают их инвестирование, различны.
Побудительным мотивом осуществления инвестиций является получение прибыли, поэтому размер инвестиций зависит от величины прибыли, которую учредители рассчитывают получить. Источником средств учредителей служат главным образом средства других лиц, которым они, беря деньги в ссуду, должны платить процент. Поэтому объем инвестиций растет до тех пор, пока ожидаемая норма прибыли превышает норму ссудного процента. Чем ниже норма ссудного процента, тем больше стимулы к инвестициям . Следовательно, объем инвестиций находится в прямой зависимости от нормы прибыли и в обратной от нормы ссудного процента. Но понижение норм ссудного процента находится в противоречии с так называемым предпочтением ликвидности. Дело в том, считает Кейнс, что людям присуще стремление держать свои доходы в непосредственно ликвидной форме, то есть в форме денег. Это стремление он и называет предпочтением ликвидности. И чем больше экономическая неустойчивость и ниже норма ссудного процента, тем больше предпочтение ликвидности.
Норма ссудного процента, по мнению Кейнса, зависит исключительно от спроса и предложения денег. Предложение денег, в свою очередь, зависит от их количества и степени предпочтения ликвидности. Норма процента есть премия, которая должна быть выплачена собственнику денег, чтобы преодолеть предпочтение ликвидности.
Монетаризм.
Основоположником монетаризма является американский экономист, профессор Чикагского университета М. Фридмен. До 1968 г. это направление было известно как чикагская школа политической экономии. Монетаризм –это денежная теория, теоретической основой которого служит количественная теория денег. Его представители отводят деньгам роль основного фактора, от которого зависит состояние экономики. Согласно концепции монетаризма М. Фридмена основными инструментами регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных ставок, что дает возможность чередовать кредитную экспансию и кредитную рестрикцию. Установление среднегодовых темпов роста денежной массы в сочетании с определенным уровнем процентных ставок позволяет влиять на динамику производства и цен.
Проведенный анализ основных теорий кредита показал, что не существует полноценной теории кредита, которая объясняла все его процессы и охватывала все его категории. Каждая из теорий характеризовала кредитные отношения с точки зрения отдельно периода времени и противоречиями, которые несла каждая конкретная ситуация. Натуралистическая теория объектом кредита видела натуральные, то есть не денежные вещественные блага. Трактовали кредит как способ перераспределения материальных ценностей в натуральной форме, тогда как на самом деле кредит есть движение ссудного каптала. Отождествляя ссудный капитал и действительный капитал, натуралисты не понимали не только роли кредита и его создателя –банков, но и его действительного характера, в силу которого кредит может способствовать как расширению капиталистического производства, так и обострению его противоречий.
С ликвидацией бюджетного дефицита в 1924 году совзнак стабилизировался бы, но в этом случае в течение полутора лет в стране не было бы устойчивой единицы измерения, что могло создать большие трудности при восстановлении хозяйства страны. У правительства был выбор: идти традиционным, но медленным путем оздоровления денежного обращения или осуществить в духе революционного времени финансово-технический эксперимент без особой надежды на скорую удачу, но позволявший несколько улучшить положение в экономике. Правительство выбрало второй путь.
Денежная система СССР была сформирована после окончания гражданской войны в ходе проведения денежной реформы 1922-1924 гг. В законодательном порядке были определены все элементы денежной системы:
a. денежной единицей стал червонец (10 рублей), золотое содержание которого было установлено па уровне со¬держания золота в дореволюционной золотой десяти¬рублевой монете;
b. монопольное право выпуска червонцев как банков¬ских билетов было предоставлено Государственному банку СССР;
c. для поддержания устойчивости червонцев по отношению к золоту допускался обмен червонцев на золото в монетах и слитках и на иностранную валюту;
d. выпуск червонцев был обеспечен на 25% их суммы драгоценными металлами и на 75% - легкореализуемыми товарами, краткосрочными векселями и другими краткосрочными обязательствами.
В начале 1924 г. начался выпуск казначейских билетов, которые отличались от банковских билетов не только дос¬тоинством купюр, но и экономической природой. Для ус¬тойчивости денежного обращения Наркомфипу СССР был установлен лимит на выпуск казначейских билетов, который в 1924 г. составил 50% от суммы выпущенных в обращение банковских билетов, а в 1930 г. был увеличен до 100%.
Однако в 1925 г. эмиссия казначейских билетов была так¬же передана Госбанку СССР, и, таким образом, казначейс¬кий характер сохранился лишь для эмиссии металлической монеты.
Необходимо отметить, что образованная в 30-е гг. де¬нежная система просуществовала вплоть до 1991 г., т.к. две денежных реформы (1947 и 1961 гг.) практически не измени¬ли ее сути.

§ 2.3.2. Реформа 1947 года
Реформа 1947 года заключалась в обмене находившихся в обращении денег на вновь выпущенные в переоценке денежных накоплений в форме займов и вкладов в сберега¬тельных кассах.
В соответствии с условиями реформы:
a. наличные деньги обменивались в соотношении 10:1;
b. вклады в сберегательных кассах до 3 тыс. рублей не переоценивались (т.е. 1:1);
c. вклады от 3 тыс. до 10 тыс. рублей переоценивались в соотношении 3:2;
d. вклады свыше 10 тыс. рублей переоценивались в соот¬ношении 2:1.
Однако реформа 1947 г. полностью сохранила структу¬ру денежной системы СССР и механизм эмиссионного ре¬гулирования. Отличие состояло лишь в том, что банковс¬кие билеты стали выпускаться не в червонцах, а в рублях.
То есть реформа 1947 г., по сути дела, не была реформой денежного обращения, а просто рестрикцией денег и преж¬де всего наличных. Фактически она ударила по наиболее квалифицированным трудящимся, ибо их накопления в ос¬новном и были представлены наличными деньгами.
Только незначительное меньшинство населения держа¬ло своп деньги в сберегательных кассах. Поданным Госбан¬ка СССР, в 1947 г. на счетах в сберкассах находилось лишь 15% денежных накоплений населения. Остальное соответ¬ственно было представлено наличностью, и, поскольку именно она сильнее всего давила на спрос, ее-то и срезали в ходе реформы без всякой жалости к рядовому труженику.
§ 2.3.3. Денежная реформа 1961года
В ходе денежной реформы 1961 г. произошла фактичес¬ки деноминация рубля. Находившиеся в обращении денеж¬ные знаки обменивались в соотношении 10:1. Одновремен¬но были также уменьшены в десять раз цены на товары, на все виды доходов, на платежные обязательства и т.д.
Прак¬тически это и вся информация о денежной реформе 1961 г. так как сколько-нибудь обстоятельный анализ ее причин и социально-экономических последствий в экономической литературе практически отсутствует.
После распада Советского Союза в 1991 году денежная система Российской Федерации функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке (Банке России), определившем ее правовые основы:
a. официальной денежной единицей в нашей стране яв¬ляется рубль;
b. введение на территории РФ других денежных единиц запрещено;
c. соотношение между рублем и золотом законом не ус¬тановлено;
d. официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ;
e. исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России;
f. видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России;
g. образцы банкнот и монет утверждаются Банком России;
h. на территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях);
i. наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего пра¬во ЦБ РФ подкреплять оборотную кассу за счет резерв¬ных фондов денежных банкнот и монет.
Таким образом, говоря об особенностях проведения денежных реформ в России в 1839?1843 годах и в СССР в 1920-х годах, а также в 1947 году, необходимо отметить следующее. Эти реформы проводились в условиях, когда основная масса населения жила в деревне и вела натуральное хозяйство.
Потребность рынка в наличных деньгах была ограниченной, поэтому затраты на проведение реформ в России были меньше, чем в индустриально развитых странах. Облегчал проведение денежных реформ также свойственный нашей стране государственный характер денег.

Глава 3. Правовые основы регулирования денежного обращения в РФ
§ 3.1. Правовые основы денежной системы
В соответствии с гл. VI Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) официальной денежной единицей РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм., внесенными Федеральными законами от 10.01.2003 № 5-ФЗ, от 23.12.2003 № 180-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 29.07.2004 № 97-ФЗ, от 18.06.2005 № 61-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 03.05.2006 № 60-ФЗ, от 12.06.2006 № 85-ФЗ, от 29.12.2006 № 246-ФЗ, от 29.12.2006 № 247-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 26.04.07 № 63-ФЗ), «Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 140-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"», иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также подзаконные акты Центрального Банка Российской Федерации.
В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка, ...денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции закреплено, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».
Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права.
Главная задача правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство.
Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.
Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Практика показывает, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.
Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.
В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.
2.1. Опыт российских и зарубежных банков в сфере факторинговых услуг.
В мировом обороте факторинга, который в 2007 г. Составил немалую сумму в один с лишним триллион евро, более 70 % приходится на европейские страны, около 13 % - на страны Азии, чуть больше 12 % - США. Безусловным лидером на мировом рынке факторинга выступает Великобритания, которая еще в XIVв. стала его родоначальницей. Тут насчитывается около 100 факторинговых компаний, деятельность которых не подлежит лицензированию, что позволяет им беспрепятственно развиваться. Суммарный факторинговый оборот Соединенного Королевства в 2007 г. составил почти 250 млрд. евро, т.е. более 20 % мирового.
Помимо Великобритании (компании Royal Bank of Scotland, Lloyds TSB) крупными игроками на мировом рынке факторинга являются и другие страны ЕС: Италия (компании Intesa, Mediofactoring, Ifitalia, Factorit), Франция (компании Eurofactor, GE, Factofrance), Германия, Испания, Ирландия, Нидерланды. Также довольно большой оборот факторинга имеют США, Япония, Тайвань, Австралия и Бразилия.
В международном факторинге, который обслуживает внешнеэкономические сделки резидентов, лидируют Германия и Тайвань, в Великобритании он составляет всего 2% общего оборота. В Германии экспортер платит компании-фактору не более 0,6% от суммы экспортного контракта. В России цена такой услуги может доходить до 1,5% .
По темпам развития рынка его рост за 2007 г. составил 11,8%. Очень высокие темпы роста у австралийского рынка, периодически наблюдается подъем на рынке Африки (в отдельные годы на 35-39%). Европейский рынок факторинга стабильно растет в среднем на 11,8 % (по данным 2002–2007 гг.).
Статистика показывает, что сегодня в мире преобладает безрегрессный факторинг (44,5 %), следом за ним по объему оборота идут финансирование под уступку дебиторской задолженности (инвойс дискаунтинг) – 30,7% и факторинг с регрессом (22,3%). На коллекторские и другие услуги факторинговых компаний мира приходится всего 2,5% их оборота.
В Великобритании факторы обслуживают производственные компании, компании сферы услуг и оптово-розничной торговли. В Италии факторинг широко применяется в сфере коммерческих, транспортных и телекоммуникационных услуг. В Дании наибольший спрос на услуги факторов предъявляет текстильная промышленность, в Греции – пищевая, в Австрии – электроэнергетическая, деревообрабатывающая и химическая отрасли.
Тенденции развития факторинга в развитых и развивающихся странах несколько различаются. В развивающихся странах лишь начинают использовать инвойс-дискаунтинг. А наиболее успешные факторы в развитых странах уже пытаются диверсифицировать свой продукт, вводить принципиально новые услуги – реверсивный факторинг, финансирование под товары, оборудование и другие активы; расширяют сеть зарубежных филиалов и дочерних компаний; развивают свою деятельность посредством интернета. Все большую роль начинают играть риск-менеджмент и администрирование дебиторской задолженности.
В России, по оценкам агентства РБК, рейтинг объема уступленных прав требования в 2007 г. составил около 590 млрд. руб., а на долю пятерки лидеров пришлось около 60% всего рынка. Рост составил около 85%. Количество заключенных договоров факторинга в 2007 г. по рынку достигло 6,8 тыс., а динамика роста полностью совпала с приростом объемов уступленных прав требований .
Лидером рейтинга по количеству заключенных договоров факторинга за 2007 г. с ростом в 133,72% стала компания «Еврокоммерц» с количеством 1795 шт. Второе место занимает МФК «Траст» с самым впечатляющим ростом в 142,78% до 925 шт. Компании «Северная Казна» за год заключила 638 договоров, что на 132,00% больше, чем годом ранее.
Факторинговые отделы в банках работают по стандартной схеме. Они отличаются друг от друга требованиями к клиентам, минимальным количеством дебиторов, с которыми сотрудничают поставщики, и размером финансирования. Так, «НИКойл» предпочитает работать только с компаниями, которые существуют не менее года и имеют минимальный оборот, охватываемый факторингом, на сумму 80 – 100 тыс. долл. в месяц. Кроме того, у поставщика должно быть как минимум 4 дебитора. Но самое главное, чтобы дебитор имел ликвидную дебиторскую задолженность. У банка «Диалог-оптим» лишь одно требование к поставщику: он должен иметь не менее 10 дебиторов.
И «НИКойл», и «Диалог-оптим» предоставляют финансирование в пределах от 60 до 90% от суммы уступаемой задолженности. Пробизнесбанк выплачивает от 50 до 85%. Но у этого банка и подход к клиентам совсем другой: если у предприятия не менее 6 дебиторов, то ему предложат классическую схему факторинга, и при анализе рисков банк будет в большей степени обращать внимание на статистику платежей; если поставщик на 90% зависит от одного дебитора, то этого клиента отнесут к группе с более высоким риском. Подобная зависимость отразится и на банковской комиссии.
Промсвязьбанк работает крупными и средними компаниями, но льготные тарифы предоставляет предприятиям, чей оборот составляет от 500 тыс. долл. в месяц. От количества дебиторов банковская комиссия не зависит.
Номос-банк устанавливает ограничения по дебиторам (не менее 4-х), но готов работать с клиентом, у которого только один покупатель, но очень надежный, такой, как, например, «Газпром». Этот банк финансирует от 50 до 90% уступаемой задолженности и работает с поставщиками, у которых обороты составляют от 40 тыс. долл. в месяц.
Практика показывает, что большая часть сделок заключается по регрессному факторингу, в безрегрессном заинтересованы всего 3-5% клиентов. Это объясняется тем, что поставщики предпочитают разбираться со своими дебиторами самостоятельно, чтобы не портить с ними отношения.
В качестве дополнительной услуги практически все банки бесплатно устанавливают своим клиентам IT-программу по учету факторинговых операций.
«НИКойл» и «Промсвязьбанк» предоставляют также услуги по экспортному факторингу: они готовы финансировать российских экспортеров и гарантировать иностранным компаниям платежи российских дебиторов. «Диалог-оптим» занимается экспортным факторингом только с Республикой Беларусь.
Эффективность и границы валютного контроля. Валютный кон¬троль со .своими положительными и отрицательными сторонами мо¬жет по-разному влиять на экономику, а его применение может иметь больший пли меньший эффект в виде различных количественных характеристик, являющихся показателями степени достижения цели.
Как известно, существует два подхода к оценке эффективности: затратный и результативный.
Затратный подход предполагает оценку эффективности через от¬ношение достигнутого результата к средствам, затраченным на его достижение. В качестве результата здесь выступают объем предот¬вращенного нелегального вывоза и ввоза капитала, а формула коэф¬фициента эффективности выглядит следующим образом:

где Опик — объем предотвращенного нелегального движения капита¬ла; ЗцК — затраты на осуществление валютного контроля.
Чем выше объемы предотвращенного нелегального движения ка¬питала и чем ниже затраты, тем выше эффективность.
Результативный подход предполагает оценку эффективности че¬рез отношение «достигнутого результата» к «поставленной цели». Применительно к валютному контролю это выражается следующим образом. Поставленная цель — предотвращение нелегального движе¬ния капитала (вывоз и ввоз).
Достигнутый результат представляет собой общее движение капитала минус легальное, т. е. он характери¬зуется объемом нелегального движения капитала. Таким образом, формула оценки эффективности валютного контроля «результатив¬ным» методом имеет вид:

где О„_ объем легального движения капитала; ОцЛК — объем неле¬гального движения капитала
Любые меры контроля, в том числе и валютного, имеют свой предел. Выигрыш от валютного контроля государство получает, во-первых, за счет ограничения сроков платежей по текущим операциям и, во-вторых, за счет сокращения объема вывоза капитала, т. е. уменьшения зарубежных инвестиций и увеличения объема привле¬ченных капиталовложений.
С течением времени эффективность мер валютного контроля уменьшается. Во-первых, падает эффективность ограничений по ка¬питальным операциям, поскольку привлеченные займы и инвестиции от нерезидентов предполагают выплату процентов; во-вторых, уже¬сточение требований сопровождается нахождением все новых спосо¬бов обхода правил проведения валютных операций
2.2. Стратегия банков по привлечению депозитов
2007 год оставил большинство вкладчиков без прибыли. Причем это касается не только уже ставшей традиционно убыточной валюты США, но и сбережений в евро и рублях. Радует лишь то, что тенденция к увеличению процентных ставок по вкладам физлиц, наметившаяся еще осенью прошлого года, сохранилась и в 2008 году.
Ипотечный кризис, начавшийся в США летом прошлого года, заставил банки искать альтернативные источники средств. Так, "Русский стандарт" и "Хоум Кредит" заявили о намерении увеличить долю депозитов частных лиц в своих пассивах. Привлечь на мировых рынках денежные средства, необходимые для развития российских банков, стало либо слишком дорого, либо просто невозможно, поэтому некоторые российские банки стали более активно привлекать средства наших сограждан, а наиболее эффективным инструментом до сих пор остается повышение ставок. Хотя на самом деле для банков такая конкуренция совершенно бесперспективна, так как она сокращает банковскую маржу, а в связи с этим снижается и качество обслуживания клиентов.
Задолго до наступления календарной зимы банки предлагали открыть вклады, приуроченные к новогодним праздникам, с повышенными ставками, стимулируя клиентов розыгрышами призов и вручением подарков. Однако ряд банков повысил доходность по вкладам на постоянной основе. Так, в конце октября банк "Возрождение" увеличил ставки по всем видам вкладов — в среднем в рублях и долларах ставка выросла на 0,5%, а в евро — на 1%. С 12 декабря ставки по вкладам в банке повысились еще на 0,25-1,5% годовых. Основная волна повышения ставок по вкладам прошла в преддверии нового года — это отчасти было вызвано желанием привлечь выплаченные населению премии, бонусы и так называемые 13-е зарплаты. Кроме того, решение нашего банка о повышении доходности по депозитам частных лиц было обусловлено планами Банка России увеличить ставку рефинансирования.
Банк ВТБ 24 повысил процентные ставки по отдельным видам вкладов с 1 октября на 0,75%, а в преддверии новогодних праздников ставки поднялись еще на 0,05-2%. Улучшил в конце декабря условия привлечения средств на вклады и Альфа-банк. В зависимости от сроков ставки по депозитам в долларах и рублях выросли на 0,25-0,5% годовых. С начала нового года поднял рублевые ставки Транскредитбанк на 0,5% годовых. Действительно, в последнее время возрастает потребность российских банков искать ресурсы на внутреннем рынке, в связи с чем наблюдается рост ставок по вкладам населения. Одновременно рост процентных ставок связан и с вводом отдельными банками сезонных вкладов, процентные ставки по которым выше банковской линейки. Банкам же, не предоставляющим сезонные предложения, приходится увеличивать процентные ставки в рамках существующей линейки для того, чтобы не потерять рыночную позицию .
С 1 февраля Банк России объявил о повышении ставки рефинансирования на 0,25%, до 10,25%. За последние 10 лет это первое повышение учетной ставки. До 10% она была снижена в июле прошлого года. Однако массового пересмотра процентных ставок в связи с повышением ставки ЦБ не произошло. Банк России не кредитует банки по ставке рефинансирования, и она служит в большей степени в фискальных и учетных целях для расчета разного рода штрафов и пеней. К тому же символическое изменение ставки на 0,25% вряд ли послужит, как говорят эксперты, толчком для повышения доходности по вкладам.
Динамика ставки рефинансирования дает ориентир в установлении ставок по вкладам, но обычно, во-первых, с некоторым "запаздыванием", а во-вторых, только при значительном изменении. Например, корректировка ставки ЦБ на 0,25 пункта не может как-либо повлиять на розничные продукты банков. В результате лишь немногие банки скорректировали ставки по депозитам.
Так, в начале февраля повышение ставок во всех валютах коснулось клиентов Балтийского банка — на 0,15-2,75% годовых. Московский кредитный банк повысил по всей линейке вкладов процентные ставки на 0,25-1,75% годовых; банк "Глобэкс" — на 0,25%. В настоящее время банк рассматривает возможность повышения ставок по вкладам для сохранения конкурентных позиций на рынке, расширения клиентской базы и увеличения объемов депозитного портфеля. Промсвязьбанк и Юниаструм банк заявили, что в их планы пока не входит повышение ставок: они и так достаточно высоки.
Однако учетная ставка ЦБ является лишь одним из ориентиров, на который опираются коммерческие банки при установлении процентных ставок по депозитам. В большей степени банки ориентируются на предложения конкурентов, стараясь также соблюсти и собственные интересы. Повышение ставок приводит к удорожанию привлекаемых банками средств, сокращая банковскую маржу. Банки действуют с оглядкой на главного игрока на рынке вкладов — Сбербанк, который последний раз корректировал линейку депозитов еще в мае прошлого года. Тогда банк снизил доходность по вкладам в среднем на 0,5%. В результате, по данным Агентства по страхованию вкладов (АСВ), доля Сбербанка на рынке вкладов снизилась на 1,9%. "В дальнейшем снижение доли Сбербанка будет медленно продолжаться, но ее конкретная динамика будет зависеть от процентной политики по вкладам",— говорится в пресс-релизе АСВ.
Хотя повышение ставок не носит массовый характер, на вкладчике изменение учетной ставки отразится позитивно. В первую очередь это коснется вкладов, открытых под процент, превышающих учетную ставку ЦБ.
Прямой зависимости между изменением ставки рефинансирования и уровнем процентных ставок по вкладам нет. При этом, повысив ставку рефинансирования до 10,25%, ЦБ тем самым сделал подарок всем вкладчикам, у которых открыты вклады под более высокие ставки: на те же 0,25% уменьшилась налогооблагаемая база при расчете и удержании НДФЛ. Действительно, в соответствии с Налоговым кодексом вкладчик должен заплатить 35% суммы, превышающей доход, рассчитанный исходя из действующей ставки рефинансирования. Тем самым с увеличением учетной ставки снизилась налогооблагаемая база.

3. Проблемы депозитного рынка в России и пути их решения
3.1. Зарубежный рынок депозитов
В настоящее время в мире существует единый международный денежный рынок, где торгуют средствами в основных конвертиру¬емых валютах — долларах США, немецких марках, фунтах стерлин¬гов, японских иенах, швейцарских франках, французских франках и др. Однако главной валютой, в которой происходит до 90% депо¬зитных операций на международных денежных рынках, является американский доллар.
Например, если немецкий банк Dresdner Bank во Франкфурте-на-Майне заключает сделку по предоставлению 1 млн. долларов США английскому банку Midlend Bank, то это депозитная операция на де¬нежном рынке евродолларов.
На финансовом рынке России также осуществляется торговля межбанковскими депозитами в иностранных валютах, главным об¬разом, долларах США и немецких марках. Однако здесь есть опре¬деленная особенность: подавляющее большинство российских ком¬мерческих банков на международных денежных рынках являются чистыми кредиторами иностранных валют (net lenders). Они могут размещать валютные депозиты в иностранных банках за рубежом, но привлекать средства в межбанковские депозиты могут только в России.
Данная ситуация связана с тем, что операции по привлечению и размещению средств обладают разной степенью риска: банк, осу¬ществляющий размещение депозита, рискует в гораздо большей степени нежели банк, привлекающий средства. Россия рассматри¬вается на международных валютных рынках как страна с повышен¬ным кредитным риском (политическая, экономическая нестабиль¬ность, огромная внешняя задолженность), центральные банки раз¬витых стран нормативно ограничивают степень участия своих бан¬ков в операциях с российскими коммерческими банками, поэтому для последних привлечь валютные средства западных банков в чистые депозиты (без всякого страхового покрытия) практически невозможно. Российские банки могут привлечь межбанковские ва¬лютные депозиты только друг у друга.
В проекте закона о бюджете указываются основные характеристики бюджета: объемы доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета, а также ряд других показателей:
- прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;
- нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых другим бюджетам;
- расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
- общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
- расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
- объемы финансовой помощи другим бюджетам;
- распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств.
В проекте устанавливаются лимиты предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного года.
В проекте закона о бюджете определяются:
- источники финансирования дефицита бюджета;
- верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным годом, а также другие предельные значения с указанием, в том числе, предельных объемов обязательств по государственным или муниципальным гарантиям;
- верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января года, следующего за очередным;
- пределы, объемы и перечень государственных внешних заимствований РФ по показателям источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- пределы государственных кредитов зарубежным субъектам;
- предел предоставления государственных гарантий третьим лицам.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета служат:
- объем и темп роста ВВП на очередной год;
- уровень инфляции (декабрь очередного года к декабрю текущего года).
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Составление проекта федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета определяются Правительством РФ.
Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана.[6]
Перспективный финансовый план – это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.[5]
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:
- первый год – это год, на который составляется бюджет;
- следующие два года – это плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
В проекте федерального бюджета также определяются соотношения между величиной прожиточного минимума и минимальными размерами пенсий по старости, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.
Далее Министерство финансов РФ организует разработку:
- проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;
- проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Проектировки основных показателей федерального бюджета разрабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ и прогноза Сводного финансового баланса по территории РФ.
Первый этап формирования федерального бюджета – это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.
Министерство финансов осуществляет разработку характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределение расходов федерального бюджета, рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.
Министерство финансов в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределении расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ:
- направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
- уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ.[7]
Второй этап формирования федерального бюджета – это распределение федеральными органами исполнительной власти объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или о их поэтапном введении.
Уполномоченный орган исполнительной власти формируем перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.
К проекту бюджета на очередной год прикладываются:
- прогноз социально-экономического развития территории на очередной финансовый год;
- основные направления бюджетной и налоговой политики территории на очередной финансовый год;
- прогноз сводного финансового баланса территории на очередной финансовый год;
- прогноз консолидированного бюджета территории на очередной финансовый год;
- адресная инвестиционная программа на очередной год;
- план развития государственного или муниципального сектора экономики;
- структура государственного или муниципального долга и программа заимствований на очередной год для покрытия дефицита бюджета;
- оценка потерь бюджета от налоговых льгот;
- оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий год;
- другие документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества