Деньги, кредит, банки (ДКБ) - готовые работы

ГлавнаяКаталог работДеньги, кредит, банки (ДКБ)
fig
fig
1. Состояние, проблемы и перспективы развития финансово-денежной системы РФ
1.1. Состояние финансово-денежной системы РФ
В настоящее время ДФС РФ находится на новом этапе своего роста. За последние 4 года ее опережающее развитие привело к тому, что доля финан¬совых институтов в ВВП вырос¬ла почти в 4 раза - с 1,7% ВВП в 1998г. до 6,8 % ВВП на конец 2004г. ДФС РФ становится не только системой, обслуживаю¬щей финансовые потоки в на¬циональной экономике, эта си¬стема способна активно уча¬ствовать в межстрановом дви¬жении капитала как путем вы¬хода на зарубежные (прежде всего, соседних государств) рынки, так и путем привлечения иностранных инвестиций. Роль финансового сектора значи¬тельно меняется, он становит¬ся серьезным фактором роста ВВП. Традиционные представ¬ления об обслуживании им по¬требностей реального сектора экономики стали ограниченными, неполными. В современных условиях, когда происходят противоречивые процессы сли¬яния финансового и производ¬ственного капитала в одних случаях, отделения их друг от друга в других случаях, финан¬совый сектор выполняет также возрастающую роль самостоя¬тельного фактора экономичес¬кого роста. Финансовый сектор наряду с посреднической дея¬тельностью выполняет свою инвестиционную функцию с собственным капиталом. Со¬временные финансовые инсти¬туты выступают и как посред¬ники, и как инвесторы. Эти яв¬ления нельзя рассматривать в негативном свете, как некие отклонения от старых «канон», а следует признать как законо¬мерность, как веление време¬ни.
Таблица 1 Динамика финансовых услуг и ВВП в РФ
Годы Стоимость финансовых услуг, млрд.руб. ВВП, млрд.руб. Удельный вес финансовых услуг, ВВП%
1993 497,0 47871 1,04
1994 2342 85863 2,73
1995 66028 1217689 5,42
1996 1,8 29,4 6,12
1997 3,6 423,5 0,85
1998 12,6 1014 1,24
1999 15,4 1416 1,09
2000 18,1 1672 1,08
2001 29,8 1733 1,72
2002 54,6 2017 2,71
2003 80,7 2600 3,10
2004 111,5 3251 3,43
Источники: Финансы РК., Статистический ежегодник 1993-2004 г.г.
В мировой практике сложилась преимущественно корпоративная модель инвес¬тирования в ДФС, что соответ¬ствует социально-экономическим особенностям страны и господствующему менталитету народа. У населения пока еще недостаточно развито рыноч¬ное мышление (хотя следует особо подчеркнуть растущую тенденцию его усиления), от¬сутствуют навыки инвестиро¬вания в ценные бумаги с реаль¬ной оценкой риска, имеется преобладающий процесс вкла¬дывать денежные средства в банки. В результате этого, а также вследствие того, что ком¬мерческие банки бурно разви¬вались в период высокой инф¬ляции, создалось в стране ли¬дирующее положение банковс¬кой системы среди финансо¬вых посредников. На их долю падает до 78% всех активов.
Как правило, пассивы бан¬ковских систем - практически единственная составляющая денежно-кредитных систем в странах СНГ.
Таблица 2. Пассивы банковских систем государств СНГ и Балтии относительно ВВП в 2002-2004гг.
Государства 2002 2003 2004
Армения 16,7 18,5 19,8
Беларусь 37,2 32,2 31,0
Эстония 56,7 60,0 64,3
Латвия 48,3 54,6 58,0
Литва 37,0 39,9 41,8
Молдова 35,0 37,2 38,9
Украина 72,0 77,3 82,5
Казахстан 21,3 7,5 31,4
Россия 38,8 34,9 33,9
Источник: «Финансы», №5, 2004г.
В странах с развитой ры¬ночной экономикой наблюдает¬ся совершенно иная ситуация. Удельный вес вовлеченного на¬ционального богатства госу¬дарств Америки, Европы, Ази¬атского региона в финансовый оборот несравнимы с аналогич¬ными показателями стран с пе¬реходной экономикой. Размер пассивов денежно-кредитных систем стран с развитой ры¬ночной экономикой в несколь¬ко раз превышает объем ВВП. Это свидетельствует о мощи ресурсной базы институцио¬нальных инвесторов в экономи¬чески развитых государствах, которой очень недостает мно¬гим СПЭ.
Степень доллари¬зации экономики остается дос¬таточно высокой. Проблема эта должна решаться посредством рационального валютного регу¬лирования Банком России РФ. Согласно законодательству РФ, под валютным регулирова¬нием понимается деятельность уполномоченных государствен¬ных органов по установлению порядка проведения валютных операций, правил владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, Закон РФ «О ва¬лютном регулировании» являет¬ся основополагающим актом по вопросам валютного регулиро¬вания.
Для решения задач валют¬ного регулирования Банк Росси РФ ис¬пользует следующие основные методы:
а) установление порядка проведения валютных операций, предусматривающего определе¬ние субъектов и объектов валют¬ных операций, прав и обязанно¬стей субъектов валютных опера¬ций, классификацию валютных операций, установление правил обращения владения, пользова¬ния и распоряжения валютными ценностями и др.;
б) введение ограничений на совершение определенных валютных операций в зависимо¬сти от их характера, субъектов, объектов, объема операции и т.д.;
В настоящее время к ним относятся следующие ограни¬чения: все платежи по операци¬ям между резидентами должны производиться только в валюте РФ, за ис¬ключением случаев, предусмот¬ренных нормативными правовыми актами БК РФ, а также налоговым и таможенным законодательством, покупка, продажа и обмен иностранной валюты, минуя уполномоченные банки и уполномоченные орга¬низации, осуществляющие от¬дельные виды банковских опе¬раций, а также их обменные пун¬кты запрещены, иностранная валюта, получаемая резидента¬ми в качестве оплаты за товары и услуги, а также в качестве кре¬дита, подлежит обязательному зачислению на их счета в упол¬номоченных банках;
в) лицензирование деятель¬ности, связанной с использова¬нием иностранной валюты, ко¬торое относится к проведению банковских операций в иност¬ранной валюте, деятельности, связанной с осуществлением розничной торговли и предос¬тавлением услуг за наличную иностранную валюту; открытию резидентами счетов (включая счета в национальной валюте) в иностранных банках и финан¬совых институтах за границей; операциям, связанным сдвиже¬нием капитала;
г) регистрация валютных операций, связанных с движе¬нием капитала, предусматрива¬ющих переход (перемещение) средств от нерезидентов в пользу резидентов в сумме, пре¬вышающей 100 тысяч долларов США или соответствующий эк¬вивалент в другой валюте;
д) сбор и анализ отчетнос¬ти о валютных операциях;
е) контроль за соблюдени¬ем валютного законодатель¬ства.
Президент РФ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций вправе принять решение по ограниче¬нию или приостановлению лю¬бых валютных операций. БК РФ вправе ввести необходимые ограничения на проведе¬ние операций в иностранной валюте, в том числе на объемы таких операций и уровень ста¬вок вознаграждения (интереса), согласно режиме обязательной продажи экспортной валютной выручки.
Особого внимания заслу¬живает вопрос о состоянии зо¬лото-валютных резервов страны в 1998-1999 гг. Как указывалось выше, ЗВР практически заново создавались после обретения независимости в тяжелых усло¬виях экономического кризиса. Если механизмы их формирования являлись правильными (50%-ная обязательная продажа государству экспортерами сво¬их валютных поступлений и кредиты МВФ), то в отношении спо¬собов использования их вряд ли возможно такое однозначное ут¬верждение. Дело в том, что ЗВР в значительной мере стали рас¬ходоваться для интервенции на валютном рынке страны. Так, в 1997г. чистые международные резервы составляли 2727 млн. долларов, а в 1998г. они сокра¬тились до 1792 млн. долларов, т.е. на одну четверть.
1.БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РОЛЬ, СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ
1.1. Понятие и виды банковских систем, структура
банковской системы РФ
В повседневной практике банк нам, прежде всего, представляется в роли учреждения или организации. И действительно не редко мы можем встретить такие выражения как «банковская организация» или «банковское учреждение». На самом же деле банк намного более широкое понятие. Банк выступает на финансовом рынке во всем многообразии ролей, тем самым, образуя разветвленную банковскую систему и инфраструктуру.
В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:
• двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);
• централизованная монобанковская система;
• уникальная децентрализованная банковская система — Федеральная резервная система США.
В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы.
Элементами Банковской системы являются банки, специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.
Банковская система государства - это совокупность различных финансово-кредитных институтов в стране в их взаимосвязи, действующая в рамках общего денежно-кредитного механизма в определенный исторический период.
Основной целью банковской системы является обслуживание оборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Банковская система является главным звеном финансово-кредитной системы государства, так как на нее падает нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота страны.
Основные задачи банковской системы любой страны:
• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов в народном хозяйстве;
• аккумуляция временно свободных ресурсов в стране;
• кредитование производства, обращения товаров и потребностей физических лиц.
Существует два основных типа построения банковской системы:
• одноуровневая;
• двухуровневая.
В рамках одноуровневой банковской системы все финансово-кредитные институты, включая Центральный банк (ЦБ), находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры. Подобные принципы построения характерны в основном как для стран со слаборазвитыми экономическими структурами, так и для стран с тоталитарными и административно-командными режимами управления.
Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях - по горизонтали и по вертикали (рис 1).

Рис. 1. Двухуровневая банковская система
По вертикали - отношения подчинения между Центральным банком страны как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями, являющимися универсальными и специализированными коммерческими банками.
По горизонтали - отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями, коммерческими банками.
При этом происходит разделение административных функций и операционных функций, связанных с обслуживанием народного хозяйства.
Банковская система России представляет собой двухуровневую систему, состоящую из Центрального Банка Российской Федерации, коммерческих банков, включая их филиалы, а также других кредитных учреждений. Схематично банковскую систему России можно представить в следующем виде (см. рис.2).
1. Центральный банк РФ - единственный банк России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег, который выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны.
2. Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального решения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные банковским законодательством.
3. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
4. Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные банковским законодательством.
5. Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные, сберегательные, ипотечные, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.), «коммерческие банки с различным по своей широте ассортиментом («дифференцированная универсальность»), различными целями и часто также различными группами клиентов; они занимаются банковскими операциями, т.е. производят финансовые услуги, которые нужны на рынке»
Региональные банковские системы являются частью единой банковской системы страны. Наряду с определяющими общими чертами и закономерностями развития региональные банковские системы имеют в то же время и свои особенности, обусловленные состоянием экономической конъюнктуры рынка и местом в системе межрегиональных хозяйственных связей.
Применительно к региональной банковской системе можно утверждать, что она содержит следующие элементы:
• различные коммерческие банки (мелкие, средние, крупные);
• кредитные учреждения;
• вспомогательные организации.
В последнее время вопросы формирования и функционирования региональных банковских систем выходят на первый план. Процесс создания региональных банковских систем представляется в настоящее время как перспектива развития банковской системы страны в целом.
Ресурсы региональных банков в массе своей представляют собой совокупные ресурсы банковской системы страны, закрепляя тем самым региональную структуру банковской системы.
В настоящее время все более актуальными становятся долговые проблемы, которые касаются не только отдельных субъектов экономической жизни, но и целых стран. Мировая Долговая Корпорация в кратчайшие сроки эффективно и законно решает долговые проблемы, предоставляет расширенный комплекс услуг своим клиентам по возврату долгов, а именно: поиск покупателей и продавцов на долговые обязательства, взыскание долгов, предоставляет в комплексе услуги по котировке и оценке долговых обязательств, консалтинговые услуги, организовывает и проводит аукционы и торги по продаже дебиторской задолженности.
В сферу деятельности Мировой Долговой Корпорации входит следующий Комплекс предоставляемых услуг:
1. организация и проведение торгов (международные и национальные долговые аукционы);
2. взыскание долгов с юридических и физических лиц на территории России и стран СНГ;
3. востребование просроченной и проблемной задолженности по кредитным договорам;
4. доверительное управление долговыми обязательствами;
5. возврат долгов в досудебном, судебном порядке и уголовном поле;
6. оказываем услуги банкам по сбору долгов.
Одним из членов Мировой Долговой Корпорации является Лондонский клуб кредиторов, деятельности которого посвящена данная работа.
Лондонский клуб кредиторов – это неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с "Дойче банком") .
Кроме того, Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название "Лондонского клуба". Как уже было сказано, данный "клуб" является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны "третьего мира".
На мой взгляд, описание работы рассматриваемой организации для ее наиболее полного представления целесообразно проводить в сравнении с аналогичным объединением, которым является Парижский клуб кредиторов. Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один их этих клубов не является международной организацией. Их "членский состав" нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга.
Необходимость обслуживания банковским капиталом развивающейся торговли, промышленности и сельского хозяйства, привело к возникновению первых банков в Японии в XVII в. В 1617 г. в Осако впервые были выпущены бумажные деньги, обеспеченные серебром, и образована Ассоциация банкиров, гарантировавшая обеспеченность банкнот.
К середине XIX в. возросшая открытость Японии к иностранному влиянию и структурная перестройка экономики дали толчок к бурному развитию банковской системы, которое проходило при активном воздействии государства. В этот период были организованы крупнейшие банковские институты, специализирующиеся на определенных видах займов.
Япония имеет одно из самых молодых банковских законодательств, которое построено по американскому образцу. Первые банки современного типа стали появляться после 1872 г. как частные «национальные банки». Образование финансово-промышленных групп в послевоенный период также является особенностью развития банковской системы страны.
Данная система является одной из самых развитых в мире в настоящее время. Среди ведущих мировых банков доля Японии в последние годы неуклонно повышается. Мощные финансово-промышленные группы во главе с японскими банками осуществляют крупномасштабные промышленные инвестиции в США, в странах Западной Европы, Азии и Австралии. Кредитная деятельность японских банков за рубежом имеет тенденцию к усилению интернационализации: некоторые из них стали центрами международного кредитования. Расширяются и масштабы размещения ценных бумаг японскими банками на рынках США и стран Западной Европы. Японский банк развития осуществляет льготное краткосрочное кредитование отдельных отраслей экономики, в поддержке которых не заинтересованы частные банки.
Национальная денежная единица Японии
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА — иена, ее история ведет свой отсчет с 1871 г. Пришедшее после Реставрации Мэйдзи (1868) к власти буржуазное правительство ввело десятеричную систему национальной валюты (одна сотая иены называлась сэна, одна десятая сэны — рин). Иена заменила дзэни — довольно сложную денежную систему эпохи Эдо (1600–1868), в рамках которой параллельно существовали золотые, серебряные, медные и бумажные денежные знаки, причем как центрального правительства, так и 244 отдельных княжеских владений.
Свое новое название — «иена» — японская валюта получила от формы («эн» по-японски означает «круглый»), так как прежние монеты имели овальную, прямоугольную, а то и весьма неопределенную форму золотого или серебряного слитка.
В первые годы Мэйдзи новая национальная валюта имела золотой стандарт, но потом в результате продолжительной инфляции потеряла конвертируемость и была заменена на банкноты, обменивавшиеся лишь на серебро. Вернуться к золотому стандарту удалось лишь после 1897 г., когда Япония получила огромные денежные репарации с Китая по результатам японо-китайской войны. Тогда паритет иены был установлен в 0,75 грамма золота. [6]
С тех пор Япония неоднократно отказывалась от золотого стандарта и вновь возвращалась к нему, исходя из собственных финансово-экономических задач и политической ситуации.
Статус международно признанной валюты иена получила лишь в мае 1953 г., когда Международный валютный фонд утвердил ее паритет в 2,5 миллиграмма золота. В ходе целой серии последовательных ревальваций по отношению к доллару и другим основным зарубежным валютам «вес» иены значительно вырос.
Ныне в обращении имеются банкноты Банка Японии в 1000, 5000 и 10 000 иен. На 1-тысячной банкноте образца 1984 г. изображен портрет известного японского писателя Нацумэ Сосэки (1867–1916), на 5-тысячной — портрет Нитобэ Инадзо (1862–1933), просветителя эпох Мэйдзи и Тайсё, а на 10-тысячной — писателя и просветителя эпохи Мэйдзи Фукудзавы Юкити (1835–1901).
Ранее существовала и 100-иеновая банкнота, но в последние годы она полностью вышла из обращения. В японском парламенте в связи с продолжающейся инфляцией активно обсуждалась идея выпуска банкнот в 50 000 иен, но пока реального воплощения она не получила.
В 2000 г. Банк Японии планирует выпустить в обращение 2000-иеновую банкноту.
Помимо банкнот в Японии существуют монеты: 500-иеновая образца 1982 г. (никелевая, с изображением цветка павлонии), 100-иеновая образца 1962 г. (никелевая, с изображением цветка сакуры), 50-иеновая образца 1967 г. (никелевая, с изображением цветов хризантемы), 10-иеновая образца 1959 г. (бронзовая, с изображением зала Феникса монастыря Бёдоин), 5-иеновая образца 1959 г. (бронзовая, с изображением рисового колоса) и 1-иеновая образца 1955 г. (алюминиевая, с символическим изображением саженца). Кроме того, было выпущено несколько мемориальных монет — достоинством в 1000 и 100 иен — ко дням открытия Олимпийских игр, международных выставок Экспо и т.д.[6]
В мире уже существует множество платежных систем, основанных на применении электронных расчетов. Однако точного правового определения термина «электронные деньги» в России не существует.
Наиболее подробное толкование термина «электронные деньги» было предложено в 1998 году О.Иссингом - членом Правления Европейского центрального банка: «электронное хранение денежной стоимости с помощью технического устройства, для осуществления платежей не только в адрес эмитента, но и в адрес других участников». Однако это определение не является удовлетворительным, поскольку не выделяет существенные признаки характеризуемого понятия и не раскрывает его юридическую природу.
Позднее была принята Директива Европейского парламента и Совета от 18 сентября 2000 г. № 2000/46/ЕС «О деятельности в сфере электронных денег и пруденциальном надзоре над институтами, занимающимися этой деятельностью», в которой уточнено определение электронных денег: «денежная стоимость, представляющая собой требование к эмитенту, которая:
1) хранится на электронном устройстве;
2) эмитируется после получения денежных средств в размере не менее объема принимаемых на себя обязательств;
3) принимается в качестве средства платежа не только эмитентом, но и другими фирмами».
Данное определение включает в себя как юридическую, так и экономическую сущность рассматриваемого понятия.
Термин «электронные деньги» зачастую используется в отношении широкого спектра платежных инструментов, базирующихся на инновационных технических решениях в сфере реализации розничных платежей.
Электронные деньги не увеличивают массу денег, но очевидным образом увеличивают скорость обращения - ведь это прежде всего средство ускорения и обеспечения операций там, где использование обычных денег либо неудобно, либо вообще неприменимо.
Сущность идеи лизинговой сделки раскрыта Аристотелем (IV в. До н.э.). Именно ему принадлежат слова «богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», т. е., чтобы получить доход, хозяйственнику совсем не обязательно иметь в собственности какое-то имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате получить доход. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички, найденные в 1984 году, рассказывают о храмовых священниках - арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом. Английский автор Т. Кларк находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинговых отношений — они нашли своё отражение в институциях Юстиниана. [10, c.4]
В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.
Однако настоящий бум в лизинговых отношениях (каковыми принято их считать в настоящее время) произошел в Америке в начале 50-х гг. XX в. В лизинг начали активно сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины, механизмы, суда, самолеты и т.д. В США, Канаде и Европе в 60 – 80-е гг. лизинг интенсивно развивался, а вскоре его географические границы еще более расширились: лизинговый рынок появился в Австралии и Японии. Динамика и уровень развития лизинга к концу 80-х гг. характеризовались следующими данными: если в 1987 г. Лизинг имущества (оборудования) составлял в США 28% от общего объема инвестиций в промышленность, в Австралии – более 30%, в Великобритании – 20% и т.д., то в настоящее время он вырос в указанных странах в 1,5 – 2,0 раза. [11, с.10]
Как было отмечено ранее банковская система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада. В своём развитии она прошла несколько этапов. Условно их можно разделить на пять:
I. С середины XVIII в. до 1860 – период создания и функционирования банков как государственных (казенных)
II. С 1860 по 1917 период создания и совершенствования банковской системы
III. С 1917 по 1930-формирование новой банковской системы
IV. С 1932 по 1987 – стабильное функционирование социалистической банковской системы
V. С 1988 по настоящее время – формирование современной рыночной банковской системы
Началом первого этапа в развитии банковской системы явилось создание в 1733 г. Государственного ссудного банка, который в большей степени играл роль казённого ломбарда. Но еще до этого в России уже в 1665 г. В Пскове воеводой Афанасием Ордин – Нащокиным была предпринята попытка учреждения коммерческого банка, которая не была одобрена центральным правительством, и банк так и не начал функционировать.
Развитие экономики требовало увеличения возможностей кредитования. Поэтому уже в 1754 г. было создано два банка – Государственный заёмный банк для дворянства. Призванный осуществлять краткосрочное кредитование под залог недвижимости дворян и Банк для поправления при Санкт - Петербургском порте коммерции и купечества для предоставления купечеству краткосрочных кредитов под залог товаров, драгоценных металлов, а также гарантии городских магистров. Однако эти банки достаточно быстро прекратили свою деятельность, столкнувшись с невозвратом основной части кредитов. Такая же участь постигла и торговые коммерческие банки Петербурга и Астрахани, созданные в 1764 г. Для поощрения внешней торговли.
Наряду с банками в 1772 появляются специальные кредитные учреждения, принимающие вклады до востребования и выдающие ссуды либо под залог ипотеки (сохранные кассы), либо под залог драгоценных металлов (ссудные кассы). В 1775г. Появляются приказы общественного призрения, формирующие капитал за счёт приёма вкладов и выдающие краткосрочные кредиты под залог недвижимости.
Начиная с 1786 г., на базе Петербургского и московского земельных банков для дворянства был учрежден Государственный земельный банк, появляются институты долгосрочного ипотечного кредитования. Среди них - Вспомогательный банк дворянства (1797) . Особенностью которого была выдача долгосрочных ипотечных ссуд не деньгами, а банковскими билетами с принудительным курсом. Они были обязательны к приему, как частными лицами, так и казначейством по принудительной стоимости и приносили определенный годовой доход.
В 1914 г. банкноты перестали размениваться на золото, а золотые монеты были изъяты из обращения. Для покрытия военных расходов правительство стало выпускать казначейские билеты.
В 1925 г. размен банкнот на золото был восстановлен, но в урезанной форме: на слитки, а не золотые монеты. Несмотря на значительное снижение покупательной способности фунта стерлингов, Англия не пошла на его девальвацию и провела реставрацию валюты, восстановив довоенное золотое содержание денежной единицы. 1925 г. был началом денежной реформы, которая завершилась в 1928 г. изъятием из обращения казначейских билетов и предоставлением Банку Англии права на фидуциарную эмиссию банкнот в объеме 260 млн. ф. ст., а сверх этой суммы – с согласия Казначейства, подтвержденного парламентом.
Золотослитковый стандарт просуществовал недолго. Уже в 1931 г. во время мирового экономического кризиса Англия была вынуждена отказаться от размена банкнот на золото. С этого времени в Англии действует система неразменных кредитных денег.
С конца XVIII в. и до Первой мировой войны фунт стерлингов выполнял роль резервной валюты (на его долю приходилось накануне войны 80% международных платежей). В 1931 г. был создан стерлинговый блок, на базе которого во время Второй мировой войны была оформлена стерлинговая зона, распавшаяся в 70-х гг. После кризиса 1929-1931 гг. происходят ослабление позиций Великобритании на внешних рынках, постепенная утрата британской валютой ведущих позиций и превращение ее во второстепенную резервную валюту. Ее удельный вес в мировых официальных валютных резервах за последние 20 лет снизился с 7 до 3%.
Ядром банковской системы Великобритании является Банк Англии. Данный институт появился в конце семнадцатого века в Англии, в результате так называемой сделки между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов. Банковская система Англии 1690-х годов состояла из кредиторов-банкиров, которые предоставляли кредиты из заемных средств, и ювелиров, которые принимали золото на депозиты и затем предоставляли ссуду. В 1688 году к власти пришла политическая партия, которая проводила политику меркантилизма и грабительского захвата колоний. Самым серьезным противником Англии была Французская Империя и вскоре Англия развязала с ней полувековую войну. Политика милитаризма оказалась очень дорогостоящей, и в 1690-х английское правительство обнаружило, что казна истощена и денег нет. Оказалось невозможным для правительства побудить людей покупать его облигации после стольких лет войны. Собрать налоги по более высоким ставкам также не представлялось возможности.
В 1693 году шотландский финансист Вильям Петерсон предложил от имени своей финансовой группы совершенно новый план правительству: в обмен на определенные привилегии со стороны государства, он посоветовал создать Банк Англии, который бы выпустил новые банкноты и покрыл дефицит. Таким образом, была заключена сделка. Сразу же после утверждения Банка Парламентом в 1694 году король Вильям и некоторые члены Парламента поспешили стать акционерами новой «денежной фабрики».
Британское правительство отказало Вильяму Петерсону присвоить новым банкнотам статус законного платежного средства. Однако Парламент дал новому Банку привилегию содержать правительственные вклады и выпускать новые ценные бумаги для оплаты правительственного долга. Банк Англии сразу же выпустил новых денег на сумму 760 000 фунтов стерлингов, которые пошли на оплату долга. Это вызвало скачок инфляции, и за два года Банк оказался совершенно неплатежеспособным, что дало определенные преимущества частным ювелирам. Банкноты Банка Англии могли быть свободно обменены на обращающиеся металлические монеты.
В 1696 году Банк Англии, управляемый магнатами правящей политической партии Whig, столкнулся с угрозой конкуренции, поэтому в следующем году Парламент принял закон, запрещающий учреждение в Англии крупных банков. Согласно этому же закону, подделка банкнот Банка Англии каралась смертной казнью.
Во второй половине XVIII века появились частные банки, выпускающие векселя. К 1793 году их насчитывалось около 400. Финансирование длящихся поколениями войн с Францией, начавшихся в 1790-х, привело к приостановке платежей монетами третьей частью банков Англии в 1793 году, а затем и самим Банком Англии в 1797 году. Позже к ним присоединились и остальные банки.
Эта приостановка длилась 24 года вплоть до завершения войны с Францией. Во время этого периода до 1821 года банкноты Банка Англии служили настоящими деньгами (хотя еще не узаконено), а после 1812 до конца этого периода стали законным платежным средством. Как и следовало ожидать, в этот период появился ряд ненадежных банков. В 1797 году в Англии и Уэльсе было около 280 «country» банков, а к 1813 году их число превышало 900.
В 1826 году вследствие либерализации банковского дела, корпорациям было разрешено выпускать предъявительские векселя, но эта свобода была ограничена «радиусом 65 миль от Лондона». Таким образом, монополия Банка Англии сохранялась, а конкуренции почти не было. В 1833 году были разрешены услуги по приему депозитов. В дальнейшем «country» банки, которые раньше могли обменивать свои банкноты на металлические деньги, получили право обменивать их на банкноты Банка Англии. Все эти изменения усилили позиции Банка Англии, и с этого момента он функционировал как полноценный универсальный банк, а «country» банки хранили свои резервы в Банке.
Интенсивное развитие капитализма привело к тому, что в 1844 году Банк Англии получил монополию эмиссии банкнот в законодательном порядке. Таким образом, был создан институт, который мог обеспечить более высокую стабильность денежного обращения на том этапе развития капитализма, когда происходило массовое создание новых акционерных обществ и усиленными темпами шло развитие торговли как внутри страны, так и за ее пределами. Еще обращающиеся старые банкноты были постепенно изъяты и заменены новыми, выпущенными Банком Англии. Закон 1844 года установил величину денежной массы, выраженной в банкнотах и не обеспеченной золотыми монетами или золотыми слитками, хранящимися в сейфе Банка Англии. Благодаря этому должна была быть предотвращена чрезмерная эмиссия банкнот, что способствовало бы адекватному обеспечению потребностей хозяйственной системы в денежной массе. Такое развитие привело к тому, что эмиссия банкнот стала отделяться от прочей коммерческой деятельности банка, которая постепенно сокращалась, и Банк Англии по характеру все более походил на центральный банк.
В 1946 году предпринятая лейбористами национализация банка привела его в разряд «публичных корпораций». Акционерный капитал был передан казначейству, а его бывшие владельцы получили щедрую компенсацию в виде государственных облигаций, которые по сумме в четыре раза превышали номинальную стоимость акций.
Согласно Акту 1946 г. казначейство может после предварительной консультации с управляющим Банка Англии дать Банку рекомендации, которые он обязан выполнить.
Формально ответственность за принятие решений в области денежно-кредитной политики возложена на главу казначейства, подотчетного парламенту. Банк консультирует правительство по вопросам денежно-кредитной политики, координирует эти вопросы с казначейством.
Таким образом, законодательно закреплены очень широкие права казначейства в отношении Банка Англии. Однако, несмотря на формальную зависимость от казначейства, трудно переоценить роль Банка Англии в регулировании денежно-кредитной и валютной сферы, в управлении государственным долгом.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества