Гражданское право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работГражданское право
fig
fig
2.3 ВЫНЕСЕНИЕ И ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ СУДА
Решения суда выносятся только в совещательной комнате, в которую суд удаляется после судебных прений. Очевидна немедленность удаления суда в совещательную комнату по окончании заслушивания дела. В ст. 192 ГПК, посвященной этому вопросу, такого акцента не содержится, видимо, только потому, что в ст. 199 ГПК указывается, что решение выносится немедленно после разбирательства дела. Таким образом, удаление в совещательную комнату должно быть немедленным, прерывать судебное заседание непосредственно перед этим процессуальным действием нельзя.
Процессуальное законодательство неоднозначно относится к возможности перерыва совещания судей. Однако вряд ли надо доказывать, что с учетом всех принципов гражданского судопроизводства предпочтительным является беспрерывное их совещание. В гражданском процессе подобная ситуация если и может встретиться, то в виде редчайшего исключения; для выхода из нее вполне достаточно применения ст. 199 ГПК (огласить резолютивную часть решения, отложив подготовку мотивировочной части на срок не более пяти дней). Обсуждение вопросов в совещательной комнате проходит с соблюдением требований ст. 15 ГПК. Председательствующий, хотя и руководит ходом обсуждения, никакими преимуществами в правах с другими судьями не обладает. Все обсуждаемые в совещательной комнате вопросы решаются судьями по большинству голосов, при этом никто из них не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий подает свой голос последним - так гарантируется полнота свободы выражения воли всех судей.
В ходе совещания суд определяет: какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены; какой закон должен быть применен в данном случае; подлежит ли иск удовлетворению (полному или частичному), т.е. формулируются выводы по всем вопросам, решение которых необходимо. Одной из самых важных гарантий конституционного принципа независимости судей и подчинения их только закону служит закрепленное в ст. 194 ГПК правило относительно тайны совещания, заключающееся в том, что в совещательной комнате могут находиться только судьи, участвующие в рассмотрении дела, и что они не вправе как-либо разглашать суждения, которые имели место во время совещания.
Поскольку в совещательной комнате никто, кроме судей, присутствовать не может, постановляемое там решение излагается одним из них в письменной форме. Такая формулировка не дает повода к истолкованию ее в том смысле, что текст решения обязательно должен быть рукописным. В современных условиях отказ от использования судьей в совещательной комнате машинописной техники со всех точек зрения нецелесообразен. Предположение относительно возможности каких-то сомнений в подлинности нерукописного текста решения не имеет серьезных оснований. Практика последних лет показывает, что многие судьи начали пользоваться машинописной техникой в совещательной комнате и никаких недоразумений в связи с этим не возникает, а культура и рациональность судопроизводства заметно повышаются.
Судья, не согласный с решением, все же обязан подписать его, но может изложить в письменном виде свое особое мнение.
В законе нет прямых указаний на то, имеют ли лица, участвующие в деле, право знакомиться с особым мнением судьи, чем объясняются существующие противоречия в решении этого вопроса. Многие правоведы дают положительный ответ на него, ссылаясь в качестве наиболее серьезного аргумента на ст. 35 ГПК, предоставляющую лицам, участвующим в деле, право знакомиться со всеми материалами дела. Аналогичную позицию занимал по данной проблеме и Пленум Верховного Суда СССР. Однако из общего (родового) правила ст. 35 ГПК сделано исключение в виде закрепленного в ст. 194 ГПК запрещения разглашать суждения, имевшие место во время совещания. Ознакомление с особым мнением дает полное представление о разногласиях между судьями, значит, раскрывает тайну совещания, что недопустимо. Знакомиться с особым мнением вправе лишь прокурор и судьи, участвующие в проверке законности и обоснованности решения в кассационном или надзорном порядке. Представляется, что только так можно гарантировать тайну совещания судей и в таком специфическом случае, когда один из них остается при особом мнении.
Решение выносится сразу же после разбирательства дела. Признав во время совещания необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела, суд выносит определение о возобновлении рассмотрения его по существу. По устранении пробела в исследовании обстоятельств снова заслушиваются судебные прения перед повторным удалением в совещательную комнату. В исключительных случаях по особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более пяти дней, но точно сформулированная и подписанная судьями резолютивная часть решения объявляется в судебном заседании по выходе суда из совещательной комнаты, одновременно сообщается, когда лица, участвующие в деле, смогут ознакомиться с полным текстом акта правосудия. Объявляется решение в судебном заседании любым из судей, затем председательствующий разъясняет порядок и срок обжалования его.
ГЛАВА 3. ВРЕМЕННАЯ ОСТАНОВКА И ОКОНЧАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЛА БЕЗ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ. ПРОТОКОЛ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ
3.1 ВРЕМЕННАЯ ОСТАНОВКА СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
Не всякое дело удается рассмотреть в одном непрерывном процессе. Нередко возникает необходимость временной остановки его вследствие перерыва судебного заседания, отложения разбирательства дела или приостановления производства по нему.
Перерыв - это отсрочка продолжения судебного заседания на относительно короткое время, вызываемая главным образом необходимостью отдыха судей или возникновением таких обстоятельств, которые препятствуют продолжению процесса, но могут быть устранены сравнительно быстро и просто.
Перерыв нельзя объявлять непосредственно перед удалением суда в совещательную комнату для постановления решения, в остальном он возможен в любой момент судебного разбирательства. По окончании перерыва процесс не возобновляется, а продолжается. Во время перерыва не допускается рассмотрение других дел. Отступление от этого запрещения создает достаточное основание к отмене решения. В случаях вынужденного отложения судом составления мотивировочной части решения на срок не более пяти дней (ст. 199 ГПК) судебное разбирательство считается оконченным в момент объявления резолютивной части решения, после этого действие принципа непрерывности прекращается и рассмотрение других дел до подготовки решения в окончательной форме не исключается.
Под отложением разбирательства понимается такой перенос рассмотрения дела на более позднее число, когда одно заседание оканчивается в незавершенном состоянии и назначается время очередного полностью возобновляемого заседания (ст. 169 ГПК).
Как правило, отложение судебного разбирательства является следствием плохо проведенной подготовки дела к рассмотрению или неявки в судебное заседание лиц, без участия которых нельзя вести процесс. Практически вся проделанная до отложения работа становится напрасной, участники процесса оказываются перед необходимостью повторной явки в суд. Затягивается окончательное урегулирование спора.
Статья 22 СК предусматривает специальное основание отложения сроком до трех месяцев разбирательства дела о расторжении брака для примирения супругов. Эта мера является вполне оправданной, и здесь отложение нельзя расценивать в качестве обстоятельства отрицательного порядка.
Преимущественно суд откладывает разбирательство дела, основываясь на собственном усмотрении. Такое отложение принято называть факультативным, но в некоторых случаях отложение должно быть обязательным, так как необходимость его предписывается законодательно (например, ст. 167 ГПК). Поскольку при отложении разбирательства судебное заседание оканчивается, а новое начинается с самого начала, принцип непрерывности в период между такими двумя заседаниями не действует. Определение об отложении разбирательства дела обжалованию в вышестоящий суд не подлежит, но постановивший его суд может сам изменить дату возобновления процесса.
Приостановление производства по делу - это временная и полная остановка всех процессуальных действий по делу, вызываемая наступлением указанных в законе обстоятельств, препятствующих дальнейшему судопроизводству.
В этом случае дело хотя и не окончено, но полностью до возобновления снимается с производства. Приостановление подразделяется на обязательное и факультативное в зависимости от оснований, которые устанавливаются законом и расширительному толкованию не подлежат.
В силу ст. 215 ГПК суд обязан приостановить производство по делу в случаях:
- смерти гражданина, если спорное правоотношение допускает правопреемство, или реорганизации юридического лица, которые являются сторонами в деле или третьими лицами с самостоятельными требованиями. К смерти гражданина приравнивается объявление его умершим. Если правоотношение неотделимо связано с личностью умершего и поэтому не допускает правопреемство, дело прекращается, поскольку приостановление его становится бессмысленным;
- признания стороны недееспособной или отсутствия законного представителя у лица, признанного недееспособным. При этом подразумевается, что утрата дееспособности произошла уже после возбуждения дела. По смыслу закона применение этого основания возможно лишь при наличии судебного решения о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. При частичном ограничении дееспособности приостановление разбирательства возможно только по предусмотренным законом правоотношениям;
- участия ответчика в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов или просьбы истца, участвующего в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов;
- невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве.
Введение
Актуальность темы настоящего дипломного исследования. Сегодня можно с уверенностью утверждать: кредит как явление стал постоянным и надежным спутником человека во многих сторонах его жизни (работа, учеба, семья и т.д.). Вот почему исследование проблемы кредитования как в теоретическом, так и в практическом плане не только не утратило свою необходимость, но и стало наиболее актуальным в настоящее время.
По мере того как наша страна продвига¬ется по пути становления цивилизованной рыночной экономики, возрастает роль кредитно-денежных отношений. Сегодня финансовая система Российской Федерации представлена совокуп¬ностью ее элементов, таких как кредитные организации и иные финансовые инсти¬туты во главе с Банком России, чье взаимодействие друг с другом обеспечивается развитым законодательством, определяющим как статус самих этих субъектов, так и основы их взаимоотношений. К сожалению, вся история развития кредитно-денежной системы в пер¬вые годы становления новой российской государственности просто пестрит мошенничествами и историями с обманутыми вкладчиками, которые в от¬дельные периоды времени образовывали собственные организации и даже стремились стать самостоятельной политической силой в стране. Опасность такого рода ситуаций весьма велика и недооценивать ее невозможно. Дело в том, что кредитно-денежные отношения по своей природе сочетают в себе публично и частно-правовые компоненты. Поэтому без должного государст¬венного регулирования ни создание, ни функционирование кредитных отношений в принципе невозможно. Попытки построить их систему в режиме максимальной либерализации с акцентом на рыночные механизмы привели лишь к социальным потрясениям и взрывам.
В целом нельзя сказать, что проблема государственного регулирования в данной сфере не затрагивалась ранее в юридических публикациях. Однако столь же уверенно можно говорить о том, что решена она не была. Кроме то¬го, динамика развития российского рынка, проникновение зарубежного капи¬тала в сферу финансовых отношений, общая слабость отечественных кредит¬ных организаций требуют дальнейшей научной проработки намеченной темы исследования.
Объем и задачи регулирования кредитных отношений достаточно динамич¬ны и в целом определяются обликом существующей системы регулирования, требующей поэтому специального рассмотрения. В имеющихся монографических исследованиях напрямую так проблема до сих пор фактически не ставилась. Между тем, именно при подобном подходе мо¬гут быть найдены новые рычаги, повышающие устойчивость, эффективность и конкурентоспособность кредитных отношений.
Все это в совокупности и определяет актуальность данной темы исследо¬вания.
Степень разработанности темы. Рост интереса к вопросу о структуре экономической и кредитно-финансовой системы, а также роли и значении Банка России в системе орга¬нов государства, начался с принятием в 1990 году первого За¬кона «О Банке России», а также Конституции Российской Федерации. Это обусловило появление работ видных политиков, экономистов, юристов и государствоведов. Среди них хотелось бы отметить Ю.В Агапова, М.М. Агаркова, А.Г. Аксакова, А.П. Алехина., Н.Г. Антонова, С.М. Борисова, Л.Н. Бубнова, М.В. Гвирцмана, О.Н. Горбуновой, А.Я. Гейдванова, В.В. Геращенко, А.Г. Грязнова, В.П. Гутника, В.С. Захарова, Ю.М. Козлова, П.А. Короткова, В.Н. Купцова, О.Е. Кутафина, О.И. Лаврушина, В.И. Лафитского, Г.И. Лунтовского, О.М Олейника, Г.С. Панова, Т.В Парамоновой, М.А. Пессель, А.И. Полищук, А.Г. Саркисянца, Г. Стерн, В.М.Столяренко, П.А Сухова, О.Е. Фомина, Н.И. Химичевой и др.
Объектом исследования являются общественные отношения в кредитно-денежной системе Российской Федерации, а его предметом - система регулирования кредитных отношений согласно действующему законодательству.
Целью дипломного исследования является анализ понятия и сущности кредитного договора в гражданском праве.
Данная цель предопределила необходимость решения следующих ос¬новных задач исследования:
- определение понятия, сущности, элементов, порядка заключения кредитного договора;
- анализ правового статуса сторон кредитного договора;
- изучение особенностей регулирования кредитных отношений в современной России;
- анализ зарубежного опыта регулирования кредитных отношений;
- разработка предложений по совершенст¬вованию системы регулирования кредитных отношений на примере ЖСК «Авангард».
Методологическую основу исследования составляют современные общенаучные методы познания, в частности при написании работы были использованы формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, социологический и другие частно-научные методы исследования.
Научная новизна исследования. Дипломная работа представляет собой од¬ну из первых комплексных работ, в которой с акцентом на административное право и теорию государственного управления ис¬следованы проблемы регулирования кредитных отношений.
Теоретическая значимость исследования состоит в научном осмысле¬нии сущности, содержания и особенностей развития регулирования кредитных отношений.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в законотворческой и нормотворческой практике федеральных и региональных органов государствен¬ной власти. Положения дипломной работы способны послужить базой для разра¬ботки учебных и методических материалов в преподавании курсов консти¬туционного, административного, финансового и других отраслей права. Кроме того, дипломная работы может быть использована в дальнейших исследованиях по проблемам регулирования в сфере кредитно-денежных отношений.
Структура работы. Настоящая дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной лите¬ратуры.

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА
1.1. Понятие, сущность и основные элементы кредитного договора
Представляется, что особого анализа заслуживает правовая форма, в которую облекается сделка, связанная с кредитованием, - кредитный договор.
В юридической науке отражены различные представления о следующих характеристиках кредитного договора: является ли кредитный договор реальным или консенсуальным, односторонне обязывающим или двусторонне обязывающим.
Кредитный договор является разновидностью договора займа. Содержание кредитного договора в целом совпадает с содержанием договора займа. Что касается договора займа, то он считается заключенным с момента передачи денег, то есть является реальным и односторонним. Гражданский кодекс РФ в ст. 807 устанавливает, что займодавец передает в собственность заемщику деньги или другие вещи.
До принятия части второй ГК РФ в юридической литературе существовал дискуссионный вопрос относительно консенсуальной или реальной природы кредитного договора. Отчасти это объяснялось неточными формулировками старого закона в отношении договора займа и кредита.
В.Г. Голышев, подробно исследовавший данную проблему, делал ссылку в своей работе на Е.А. Флейшица и Э.А. Зинчука . Данные ученые высказывали точку зрения, согласно которой кредитный договор является консенсуальным. Т.Е. Абова и А.Ю. Кабалкина в Комментарии к части второй ГК РФ придерживаются аналогичной точки зрения. С.И. Вильнянский, И.С. Гуревич, О.С. Иоффе видели кредитный договор реальным. Высказывались даже мнения о том, что природа кредитного договора может быть, в зависимости от определенной правовой ситуации, как реальной, так и консенсуальной.
Ефимова Л.Г., исследуя юридические характеристики кредитного договора, строит свои выводы на понятии так называемого предварительного договора (то есть такого, предметом которого является заключение в будущем договора основного). В частности, Л.Г. Ефимова полагает, что «...кредитные договоры, заключаемые коммерческими банками с клиентурой, на практике необходимо рассматривать только как предварительные договоры о предоставлении кредита в будущем. Это консенсуальные договоры. Кредитные же договоры, по ее мнению, в свете Основ гражданского законодательства могут быть только реальными и считаются заключенными с момента выдачи кредита» .
В настоящее время мы можем сделать вывод о том, что законодатель четко разграничивает правовую природу договоров займа и кредита. Так, в отношении первого ГК РФ (ст. 807) гласит: «По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей».
Что касается кредитного договора, то по нему банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819).
Таким образом, законодатель подчеркивает реальный характер договора займа, а кредитный договор определяет как консенсуальный, что указывает на его двусторонне обязывающий характер.
Однако исследования некоторыми авторами гражданского законодательства и материалов судебной практики позволили им говорить о двойственной природе кредитного договора, основой которой, по их мнению, может являться наступление определенных условий, оговоренных сторонами. Данное утверждение, как представляется, противоречит легальному определению кредитного договора, данному в ст. 819 ГК РФ.
Четкое разграничение законодателем реальной и консенсуальной природы договора позволяет говорить, что консенсуальный договор считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям. В.Г. Голышев указывает, что реальным признается договор, для заключения которого помимо соглашения сторон необходима фактическая передача имущества, являющегося его предметом . С момента передачи имущества такой договор считается состоявшимся. Причем передача имущества в качестве необходимого условия заключения договора должна быть предусмотрена законом (п. 2 ст. 433 ГК РФ). Таким образом, в рамках реального договора заемщик не имеет возможности потребовать от банка обещанную им по договору сумму.
Порядок ликвидации общества
Проблеме ликвидации, как конечной стадии существования коммерческого юридического лица, всегда уделялось особое внимание. Прекращение бытия юридического лица сравнивали со смертью физического лица , и сущность ликвидации видели в том, что «все дела компании приводятся к концу: компания может состоять должной и сама может иметь долги на других, в состав ее имущества могут входить недвижимости, не способные к разделу, она может состоять в договорных отношениях с разными лицами и учреждениями и т.д., - все это выяснить, распутать, прекратить обязательства к третьим лицам, реализовать имущество, стребовать долги, словом - сделать имущество компании способной к разделу между акционерами» .
Современные ученые определяют ликвидацию юридического лица как способ прекращения его деятельности при отсутствии правопреемства в его правах и обязанностях , как прекращение юридического лица, связанное с ликвидацией его имущественного комплекса, с исчезновением субъекта права без возникновения правопреемства .
Гражданский кодекс РФ определяет ликвидацию юридического лица как его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Аналогичное определение ликвидации акционерного общества содержится в абз. 2 п. 1 ст. 21 Закона об акционерных обществах.
Безусловно, ликвидация акционерного общества образует сложный юридический состав действий его участников и самого общества, направленных на прекращение обязательств общества, его деятельности и имущества и в конечном итоге на прекращение существования общества как субъекта права. Пункт 1 ст. 21 Закона об акционерных обществах говорит о двух видах ликвидации общества - добровольной и принудительной (по решению суда). Указанная норма основывается на положениях п. 1 ст. 104 ГК РФ, в соответствии с которым акционерное общество может быть ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Иные основания и порядок ликвидации акционерного общества определяются ГК РФ и другими законами. Рассмотрим, прежде всего, порядок и основания принятия решения о ликвидации акционерного общества.
2.1.1. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации
Как следует из абз. 1 п. 2 ст. 21 Закона об акционерных обществах, вопрос о добровольной ликвидации акционерного общества и назначении ликвидационной комиссии в повестку дня общего собрания акционеров может быть включен только советом директоров (наблюдательным советом) общества. Вместе с тем п. 3 ст. 49 Закона об акционерных обществах к числу вопросов, которые общее собрание акционеров может принять только по предложению совета директоров (наблюдательного совета), не относит вопрос о ликвидации общества и связанный с этим вопрос о назначении ликвидационной комиссии. Полагаем, что п. 3 ст. 49 Закона об акционерных обществах следует привести в соответствие с абз. 1 п. 2 ст. 21 Закона об акционерных обществах. Решение о добровольной ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (см. абз. 2 п. 2 ст. 21, п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах). Если акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии в обязательном порядке включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления (П. 4 ст. 21 Закона об акционерных обществах). В ранее действующей редакции норма п. 2 ст. 62 ГК РФ предусматривала, что учредители (участники) юридического лица должны были согласовывать назначение ликвидационной комиссии с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. После внесения изменений в п. 2 ст. 62 ГК РФ норма, предусматривающая необходимость согласования вопроса о назначении ликвидационной комиссии, была исключена.
Пункт 3 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» содержит лишь требование к учредителям (участникам) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации юридического лица, уведомлять регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии. На практике существует именно уведомительный порядок.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде (п. 3 ст. 21 Закона об акционерных обществах, п. 3 ст. 62 ГК РФ). Руководитель ликвидационной комиссии вправе подписывать от имени ликвидируемого общества исковые заявления при обращении в суд, выдавать доверенности, совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией общества, исходя из решений, принимаемых ликвидационной комиссией в пределах ее компетенции . Для выполнения такой работы руководитель ликвидационной комиссии должен иметь соответствующий опыт и образование. Приняв решение о ликвидации общества, общее собрание акционеров также должно определить порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и Законом об акционерных обществах.
Сроки ликвидации акционерного общества не могут быть менее двух месяцев и устанавливаются общим собранием в зависимости от особенностей ликвидируемого общества.
В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пункт 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» обязывает направлять такое уведомление в письменной форме в трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации юридического лица с приложением к нему указанного решения.
Г.Ф. Шершеневич отмечал, что с того времени, как акционерное товарищество решило прекратить свою деятельность и единственной его целью стал раздел имущества, изменяется и круг совершаемых им действий. Все сделки, заключенные его представителями и выходящие из круга ликвидационных действий, должны быть признаны недействительными. Ввиду такой опасности для третьих лиц необходимо довести до общего сведения о моменте перехода товарищества к ликвидации.
С момента внесения в государственный реестр записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»).
Глава 1. Правовая характеристика производственных объектов как имущественных комплексов
1.1. Производственные объекты как недвижимые и сложные вещи в гражданском праве
Под вещью в праве понимается предмет внешнего (материального) мира, находящийся в естественном состоянии в природе или созданный трудом человека, являющийся основным объектом в имущественном правоотношении .
Имущество - понятие, применяемое для обозначения: 1) совокупности вещей и материальных ценностей, находящихся в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении; 2) совокупности вещей и имущественных прав на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц (актив); 3) совокупности вещей, имущественных прав и обязанностей, которые характеризуют имущественное положение их носителя (актив и пассив) .
«Имущество» - более широкая категория, чем «вещь». Состав имущества юридического лица образуют как материальные объекты - вещи, так и нематериальные составляющие - обязательства в виде прав требования (имущественных прав) и долгов.
Все элементы имущества юридического лица имеют определенный правовой режим и специфическое правовое регулирование. Существенным для определения правового режима вещей является отнесение их движимому и недвижимому имуществу.
Статьей 130 ГК РФ определены следующие критерии отнесения объектов гражданских прав к недвижимому имуществу, по которым все недвижимые объекты могут быть разделены на три группы.
1) К первой группе отнесены объекты, являющиеся недвижимостью по своей природе - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты.
2) Критерием отнесения объектов ко второй группе является прочная связь с землей, невозможность перемещения без несоразмерного ущерба их назначению. К объектам, являющимся недвижимостью по физическим свойствам, относятся леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и другие объекты.
3) Если вещи по своей физической природе являются движимыми вещами, но в силу указания закона (недвижимость по закону) отнесены к недвижимым вещам, то с правовой точки зрения они являются недвижимым имуществом. Гражданский кодекс относит к недвижимым вещам воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (п.1 ст.130). Несмотря на явную физическую природу указанных объектов как движимых вещей, они законодательно отнесены к недвижимому имуществу не только ввиду высокой стоимости и необходимости специального регулирования оборота, но также и потому, что они являются «движущимися участками территории», находящимися под юрисдикцией Российской Федерации.
2.1. Трудоустройство работников в возрасте до 18 лет
В условиях трудодефицитной советской экономики занятость была гарантирована, а одним из приоритетов молодежной политики было создание благоприятных условий для вовлечения несовершеннолетних в производство, повышение квалификации, возможности сочетания работы с учебой. С переходом к рыночным отношениям государство отказалось от принципа патернализма, господствовавшего по отношению к несовершеннолетним, когда они рассматривались как привилегированная группа в составе трудовых ресурсов, на профессиональное формирование которой общество рассчитывало, как на основную рабочую силу в будущем.
Государство, с одной стороны, устранилось от комплексного решения вопросов регулирования занятости несовершеннолетних, с другой стороны, ограничилось преимущественно декларируемыми мерами, которые на практике зачастую не действуют (например, трудовое законодательство в последней его редакции). Без дополнительного стимулирования государством работодатели экономически не заинтересованы принимать на работу лиц, трудовой потенциал которых нуждается в значительном совершенствовании приобретенных профессиональных и коммуникативных навыков.
Специфика трудового потенциала несовершеннолетних способствует выработке определенных мер регулирования профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи, которые закреплены в трудовом законодательстве. Правовая защита преимущественно несовершеннолетней молодежи в сфере занятости, сложившаяся еще в советский период и в значительной степени сохранившаяся в действующем трудовом законодательстве, играет противоречивую роль. Создавая дополнительные социальные льготы для молодежи в сфере занятости, государство при отсутствии профессиональной подготовки молодежи, низком уровне ее квалификации, отсутствии практических навыков резко снижает конкурентоспособность на рынке труда тех, кому эти льготы предоставляются. В результате предусмотренные трудовым законодательством ограничения в значительной мере способствуют маргинализации молодежи на рынке труда.
Нормы о содействии занятости молодежи содержатся в Федеральных законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В указанных законах федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязываются осуществлять мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации и подготовке детей, достигших возраста 14 лет.
Органы службы занятости населения обязаны при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет проводить профориентационную работу с ними и обеспечить диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Организациям, создающим специальные рабочие места для этих категорий несовершеннолетних, могут предоставляться налоговые льготы. Органы исполнительной власти субъектов РФ должны обеспечить профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждениях социального обслуживания могут создаваться специализированные рабочие места.
В целях содействия занятости выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования органами местного самоуправления осуществляется квотирование рабочих мест, т. е. устанавливается минимальное количество рабочих мест, на которые работодатель обязан трудоустроить граждан из числа молодежи, включая рабочие места, где уже работают лица этой категории.
Размер квоты и сроки ее действия определяются органами местного самоуправления с привлечением соответствующего территориального органа государственной службы занятости населения, органа по труду и общественной организации, представляющей интересы молодежи, и утверждаются на срок не менее одного календарного года.
Квотирование осуществляется как для трудоустройства выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, так и для лиц моложе 18-ти лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, подростков, оставивших учебу, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания, и др.). Отказ в приеме на работу в счет установленной квоты указанным лицам из числа молодежи запрещается и может быть обжалован ими в суд.
При обращении в органы государственной службы занятости населения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет эти органы на основании ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должны осуществлять профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивать диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств государственного фонда занятости населения РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.
Трудоустройство молодежи в счет установленной квоты производится работодателем по направлению территориальных органов службы занятости населения. При этом комитет по труду и занятости населения мэрии совместно с органами опеки и попечительства администраций районов города в течение трех лет работы обеспечивают контроль за адаптацией выпускников учреждений на производстве.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившемся в области.
Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
Временная занятость безработной молодежи может быть обеспечена путем привлечения молодых безработных граждан к выполнению общественных работ, т. е. общедоступных видов трудовой деятельности, как правило, не требующих предварительной профессиональной подготовки работников, имеющих социально полезную направленность (благоустройство территории, восстановление памятников архитектуры, уход за престарелыми и детьми в соответствующих учреждениях и т. д.). Проведение указанных работ организуется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости в организациях, для которых выполняются общественные работы, а при необходимости – субъектами РФ и фондом занятости.
Направление на такие работы осуществляется органами службы занятости. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор сроком до шести месяцев. Работодатель не вправе отказывать лицам, направляемым органами службы занятости населения, в приеме на общественные работы, проведение которых финансируется за счет средств субъектов РФ или Государственного фонда занятости населения.
Лицам, занятым на общественных работах, оплата труда производится за фактически выполненный объем работ в соответствии с действующими на предприятии условиями оплаты труда или на договорной основе, но не ниже минимального уровня, установленного законодательством. Кроме того, за ним сохраняется право на получение пособия по безработице.
Вместе с тем, Трудовой кодекс РФ не закрепляет соответствующих положений в своих нормах. Так, ст. 272 ТК РФ, посвященная особенностям трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет, указывает лишь на то, что эти особенности определяются Трудовым кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.
Представляется, что вопросы трудоустройства лиц, не достигших возраста 18 лет, должны найти более полное отражение в трудовом законодательстве. Как известно, ранее действовавший КЗоТ РФ 1971 г, предусматривал квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи (ст. 181). В отличие от него, новый Трудовой кодекс РФ (ст.272) не содержит подобной нормы.
Хотелось бы, чтобы был принят специальный федеральный закон об особенностях трудоустройства молодежи, лиц до 18-летнего возраста, в котором бы закреплялось и трудоустройство выпускников вузов, средних специальных учебных заведений контрактной формой подготовки их по заявкам организаций и квотирование рабочих мест для окончивших или почему-либо не окончивших средние общеобразовательные школы и т.п.
Задача 1.

В суд. г.Мценска поступило исковое заявление супругов Лапшиных в котором содержалось требование признать незаконной сделку, заключенную их 17 летним сыном Анатолием.
В заявление указывалось, что месяц назад они вручили ему 4200 на покупку одежды, вместо которой последний прибрел без согласия родителей мопед.
Какое решение должен вынести суд? Изменится ли это решение, если, в судебном заседание будет установлено, что несмотря на несовершеннолетие, сын Лапишины уже успел (с согласия компетентных органов исполнительной власти) заключить и даже расторгнуть брак с Авериной?
ВВЕДЕНИЕ
Ценные бумаги являются специальным объектом с точки зрения, как экономики, так и правового регулирования в том смысле, что предназначены именно для оборота, для перемещения от субъекта к субъекту. Поэтому принципиально важен их анализ не только в качестве объекта гражданских правоотношений, не только в плане изучения вещной или обязательственной природы, не только для установления видового разнообразия, а прежде всего с точки зрения динамики правовых событий «жизни» ценной бумаги, т.е. в значении для оборота как такового.
Существенно, что сравнительно с другими частями рынка сектор ценных бумаг развивается более энергичными темпами (в Приложении 1 и Приложении 2 приведены статистические данные по наиболее крупным операторам рынка ценных бумаг); это касается не только нашей страны, но и мировой экономики в целом.
Целесообразность обращения к данной проблематике в настоящее время предопределена и существенными изменениями в новейшем российском кодифицированном законодательстве, постоянным ростом количества актов, регулирующих рассматриваемые отношения.
О злободневности данной проблематики свидетельствует и практика.
Целью настоящего исследования является исследование правовой природы ценных бумаг как объекта гражданских прав, их классификации и видов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этих целях автором предпринята попытка решить следующие задачи:
- проанализировать специфику правового регулирования оборота ценных бумаг как самостоятельного явления, каково его юридическое содержание;
- рассмотреть ценные бумаги, как объекты гражданского права;
- провести классификацию ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сделать общую правовую характеристику видам ценных бумаг по российскому законодательству.
Методология исследования. В курсовом исследовании использовались как общенаучные, так и частноправовые методы исследования, предопределенные поставленными задачами: диалектический (основной способ объективного познания действительности), логические (восхождения от частного к общему и др.), исторический, системно-функциональный анализ (для оценки соотношений правовых явлений) и др.
Вопрос о ценных бумагах и их обороте сопряжен с целым рядом общих явлений (объект правоотношения, понятие права, содержание сделки и т.п.) и поэтому в курсовом исследовании использованы методологические приемы и подходы общего характера, разработанные российскими учеными: М.М. Агарковым, М.И. Брагинским, С.Н. Братусем, Л.А. Лунцем, Д.И. Мейером, Н.О. Нерсесовым, В.А. Тарховым, Б.Б. Черепахиным, Г.Ф. Шершеневичем и др.
Отдельные вопросы гражданского оборота, правового режима ценных бумаг рассматриваются в работах В.А. Белова, B.C. Белых, М. Гейнетдинова, Губина, Е. Демушкиной, А.И.. Кандыбки, Н.М. Коршунова, О. Рохиной, Н.Г. Семилютиной, Е.А. Суханова, А.В. Трофименко, А.Е. Шерстобитова и Е.П. Губина, Л.Р. Юлдашбаевой и других авторов. Однако эти исследования преследовали собственные цели, вопросы именно видов ценных бумаг в целом в них затрагивались частично и под специальным углом зрения.
Предложения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в правоприменительной практике.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННЫХ БУМАГ КАК ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
1.1 История становления рынка ценных бумаг в России
Возникновение ценных бумаг как особого объекта имущественного оборота, призванного выступать в качестве юридического заменителя реальных товаров и денежных знаков, очевидно, правильно связывать с тем историческим периодом, когда люди, столкнувшись с необходимостью перемещения и хранения большого количества товаров и денег, обнаружили отсутствие экономически оправдывавших себя способов их перемещения и хранения.
Выход из положения нашли не изобретатели и не экономисты, а юристы, уже в VI — V веках до нашей эры догадавшиеся превратить документы, удостоверяющие конкретные сделки (в частности — договоры о приеме товаров и денег для перевозки и хранения), в особого рода товар, особую систему ценностей, не совпадающих ни с товарами в собственном смысле слова, ни с деньгами. До тех пор, пока эти документы выполнялись на глиняных дощечках, папирусе и пергаменте — материалах нетранспортабельных и недолговечных, они не могли получить широкого распространения и применения. В VI веке нашей эры в Китае изобретается бумага, а в IX — X веках рецепт ее производства по Великому шелковому пути попадает в Западную Европу.
Как это ни парадоксально, но именно там, в условиях натурального хозяйствования и феодальной раздробленности, то есть чрезвычайно далеких от основ рыночного хозяйствования, на фоне рыцарских турниров и частных межсеньориальных войн, многообразия денежных систем и фискальных экспериментов, воинствующей инквизиции, роскошных балов и мрачных замков родился и зацвел пышным цветом едва ли не самый "рыночный" инструмент — ценные бумаги. Документы, удостоверяющие конкретные сделки, будучи выполненными на бумаге, получили всеобщее признание и распространение как особые объекты экономического оборота.
Огромное количество обособленных княжеств, имевших собственные законы и денежные системы, специальный статус рынков (городов), многочисленные ограничения на торговые операции, грабительские налоги, пошлины и т.п. — все это чрезвычайно затрудняло накопление и сохранение богатств в денежной форме. Активы же в натурально-вещественной форме всегда трудно перемещать и укрывать в силу их естественных свойств: они подвергаются изнашиванию и разрушению, обычно — трудноделимы, а, следовательно, и трудноликвидны.
Такие активы — источник самых высоких налогов и поборов, далеко не всегда надежная гарантия удовлетворения требований кредиторов и почти всегда — источник объективной и бесплатной информации о благосостоянии их собственников. Купцы, которые вели торговлю со странами Южной и Восточной Европы и Азии, не имели возможности защитить свои богатства от нападений разбойничьих шаек, экспроприации в пользу очередного сеньора и рук не слишком разборчивых в средствах конкурентов и завистников. Все эти факторы и побудили купцов выработать определенные юридические меры защиты.
Чтобы обойтись без перевозок монетных гор жительства купца к месту ярмарки, купец, желающий отправиться туда за товаром, поступал следующим образом:
— в месте своего жительства вручал меняле (торговцу деньгами) необходимую денежную сумму в местной валюте;
— принимал взамен расписку менялы в получении этой суммы;
— принимал письмо менялы, адресованное другому меняле, работающему в месте проведения ярмарки, с просьбой уплатить поименованному купцу денежную сумму Е определенном размере в валюте места проведе¬ния ярмарки.
Далее оба документа, выдаваемых менялой, сли¬ваются в один: предложение уплатить определенную денежную сумму. Исчезло, таким образом, основание такого предложения — наличие последнего предполагалось, однако существенного значения для обращения и применения документа не оказывало. Далее пропали различия в валютах основания и платежа. Если пред¬ложение уплатить адресовывалось меняле, находяще¬муся в той же стране, что и меняла, выпустивший это предложение, под валютой платежа подразумевалась та же валюта, в которой была выражена сумма, которую предлагалось заплатить. Если же документ носил межгосударственный характер, купец мог получить сумму только в валюте страны менялы-адресата предложения, если не было сделано специальной оговорки (оговорки об эффективном платеже). Позже такие оговорки стали использоваться и в документах, курсировавших исклю¬чительно во внутригосударственном обороте.
Как рассчитывались между собой сами менялы? По¬нятно, что между ними существовали соглашения, на¬поминавшие договор о совместной деятельности, по которым каждый меняла обязывался перед другим, по мере наличия у него средств, оплачивать долги своих менял-контрагентов перед купцами. Эта оплата происходила путем платежей денежных сумм по предложениям менял-участников соглашения, которые представлялись купцами. По истечении определенного времени участники соглашения собирались в условленном месте и проводили зачет требований друг к другу, при необходимости погашая их наличными либо предложениями уплатить, которые адресовывались должниками на самих себя и выписывались в пользу менял-кредиторов.
Спустя некоторое время такие документы стали выдаваться не только менялами на менял (банкирами на банкиров), но и самими купцами на менял, банкиров и друг на друга, а также наоборот менялами и банкирами на купцов. Поскольку в компетенцию купца, профессионально занимающегося, например, торговлей шелком и скобяными изделиями, не входит обязанность осуществления денежной торговли, возник вопрос о возможности принятия в качестве платежного средства письменного предложения уплатить, адресованного на непрофессионала в денежной торговле. Лицу, получающему в уплату не деньги, а предложение их уплатить, адресованное третьему лицу, необходимо по возможности твердо знать, что субъект, которого попросили заплатить, не откажется от выполнения этой просьбы. Понятно, что такое предложение могло быть принято потенциальным плательщиком только тогда, когда между ним и лицом, выдавшим такое предложение, существовали какие-то торговые связи и юридические отношения.
1.4. Правоспособность юридических лиц
гражданская правоспособность и гражданская дееспособность юридического лица возникают в момент его создания и прекращаются в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Объем гражданской правоспособности юридического лица (способности иметь гражданские права и нести обязанности) определяется его учредительными документами/
При этом права человека и гражданина, предоставленные ему законом, могут распространяться на юридические лица лишь в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо.
Следует согласиться с точкой зрения Н.В. Козловой о том, что юридические и физические лица наделены равными возможностями для участия в гражданском обороте. Вместе с тем в ряде конкретных правоотношений допускается участие единственно юридических лиц. Так, например, только юридические лица могут быть страховщиками (ст. 938 ГК), вправе осуществлять деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, могут наделяться имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Правоспособность юридических лиц может быть общей (универсальной) и специальной (ограниченной).
Общая (универсальная) правоспособность дает юридическим лицам возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.
Специальной (ограниченной) правоспособностью обладают лишь те организации, для которых такая правоспособность прямо установлена законом или учредительными документами организации. При этом установление специальной правоспособности обусловлено целями их создания, определенными учредителями.
Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, фондовых бирж.
Специальной правоспособностью обладают помимо указанных выше отдельных видов коммерческих организаций и некоммерческие организации.
банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. В случае совершения юридическим лицом сделок с выходом за пределы его правоспособности (ultra vires) такие сделки признаются недействительными. При этом законодатель различает недействительность сделок, совершенных с выходом за пределы правоспособности юридического лица, специальная правоспособность которого установлена законом или иным нормативным правовым актом, и сделок, совершенных с выходом за пределы гражданской правоспособности, определенной учредительными документами организации.
Иногда законодатель устанавливает ограничения правоспособности для юридических лиц определенной организационно-правовой формы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
К лицензионным видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензирование осуществляется органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом возникающие при лицензировании правоотношения являются по своей природе административно-правовыми, которые складываются в порядке государственного регулирования экономики.
При этом следует иметь в виду, что выдача лицензии не превращает общую правоспособность юридического лица в специальную. Строго говоря, получение или утрата (приостановление, аннулирование) лицензии вообще не влияют на их правоспособность или дееспособность, установленную законом (иными правовыми актами).
Правда, для некоторых юридических лиц, обладающих специальной правоспособностью, выдача лицензии означает приобретение субъективного права на осуществление их основной деятельности в рамках специальной правоспособности. В связи с этим аннулирование (отзыв) лицензии у такого юридического лица равносильно лишению его специальной правосубъектности, а потому неизбежно влечет его ликвидацию. Прежде всего это касается кредитных организаций, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, имеющих специальную правоспособность.
При исследовании правоспособности юридического лица интерес представляет вопрос о возможности юридического лица иметь личные неимущественные права.
Юридическое лицо может обладать правами на средства индивидуализации товаров и услуг, в том числе правом на товарный знак или знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.
Личные неимущественные права автора являются неотчуждаемыми. Помимо личных неимущественных прав автору в отношении его произведения принадлежат также исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Эти права могут передаваться другим лицам (в том числе и юридическим) на основании авторского договора.
Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает указанному лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.
Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.
Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.
Стороной договора мены могут выступать любые субъекты гражданских прав и обязанностей: граждане, юридические лица, публично-правовые образования. В качестве стороны по договору мены может выступать государство (Российская Федерация и субъекты РФ), а также муниципальные образования в части обмена имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не закрепленного за юридическими лицами. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения могут выступать участниками договора мены при том условии, что такой договор не выходит за рамки их специальной правоспособности. Для заключения унитарным предприятием договора мены в отношении недвижимого имущества требуется согласие собственника такого имущества . Что касается учреждения, то оно не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Однако если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и может быть обменено последним на другое имущество по своему усмотрению (ст. 298 ГК). Следовательно, объект, находящийся в частной собственности, может быть обменен на объект, находящийся в государственной (федеральной или субъекта Федерации), а также муниципальной собственности.
Права и обязанности сторон по договору мены определяются тем, что каждая из сторон такого договора признается продавцом товара, который она обязуется передать, и одновременно покупателем товара, который она обязуется принять в обмен от контрагента (п. 2 ст. 567 ГК РФ). Каждая сторона обязана передать и одновременно принять товар в срок и в порядке, обусловленные договором.
Форма договора мены специально в законе не определяется, поэтому к договору мены недвижимого имущества подлежат применению нормы о форме договора продажи недвижимости (п. 2 ст. 567 ГК РФ). Это означает, что договор мены недвижимого имущества должен быть заключен в письменной форме в виде одного документа, подписанного сторонами (ст. 550 ГК РФ).
Государственная регистрация договора мены объектов недвижимости.
В силу законоположения, согласно которому к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (п. 2 ст. 567 ГК РФ), договоры мены жилого помещения (ст. 558 ГК РФ), а также предприятия как имущественного комплекса (ст. 560 ГК РФ) подлежат государственной регистрации как сделки. Надо иметь в виду, что договор мены подлежит государственной регистрации, в случае если хотя бы одним из обмениваемых объектов недвижимого имущества является жилое помещение или предприятие как имущественный комплекс. При мене иных объектов недвижимости осуществляется только государственная регистрация перехода права собственности к каждой из сторон договора мены.
Особенностью государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости, приобретенные по договору мены, является то, что такая регистрация может быть проведена только после исполнения обеими сторонами договора мены обязанностей по передаче друг другу обмениваемых объектов недвижимости (ст. 570 ГК РФ). Из этого следует, что на регистрацию перехода права собственности по договору мены должен в обязательном порядке быть представлен передаточный акт или акты, подтверждающие передачу недвижимости.
Существенным условием договора мены жилого дома, квартиры, части дома или квартиры, комнаты является перечень лиц, сохраняющих право пользования жилым помещением после его передачи новому собственнику. При несоблюдении этого требования договор считается незаключенным, а значит, в его регистрации должно быть отказано. Государственная регистрация мены жилых помещений проводится по правилам, предусмотренным Инструкцией о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, утвержденной Приказом Минюста России от 6 августа 2001 г. N 233.
В случае заключения и исполнения сторонами договора мены жилых помещений совершаются следующие регистрационные действия:
- регистрация сделки - договора мены;
- регистрация перехода права на одно жилое помещение;
- регистрация перехода права на другое жилое помещение.
Особенности проведения государственной регистрации договора мены, предметом которого являются объекты недвижимого имущества, расположенные на территориях различных регистрационных округов, и перехода прав на указанные объекты недвижимости отражены в «Инструкции о порядке государственной регистрации договора мены и (или) перехода прав на объекты недвижимого имущества, находящегося на территориях различных регистрационных округов», утвержденной Приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. N 183 (ред. от 24.12.2004). По выбору сторон сделки государственная регистрация договора мены проводится в любом из территориальных органов Службы, действующих в пределах регистрационных округов, на территории которых располагаются объекты недвижимого имущества, являющиеся предметом данного договора, а регистрация перехода прав - по месту нахождения каждого из объектов. При поступлении в территориальный орган Службы заявлений и соответствующих документов на государственную регистрацию договора мены и (или) перехода права на один из объектов недвижимого имущества данный территориальный орган Службы в тот же день направляет сообщение об этом и копию договора во второй территориальный орган Службы с целью внесения вторым территориальным органом Службы записи в ЕГРП об этих заявлениях, указывающей на существование правопритязания в отношении объекта недвижимого имущества, указанного в договоре мены и расположенного на территории регистрационного округа, в пределах которого действует территориальный орган Службы по месту нахождения второго объекта. В сообщении территориальный орган Службы также запрашивает у другого территориального органа Службы сведения о зарегистрированном праве на соответствующий объект недвижимого имущества, о зарегистрированных ограничениях (обременениях) права, а также о наличии правопритязаний на данный объект недвижимого имущества. В 5-дневный срок второй территориальный орган Службы сообщает в территориальный орган, осуществляющий регистрацию сделки, имеющуюся информацию об объекте, правах на него и обременениях. После принятия решения о регистрации сделки в течение 5 дней информация о проведении регистрации сделки и перехода права направляется во второй территориальный орган (сообщается дата регистрации и регистрационный номер), в случае отказа в регистрации или приостановления регистрации направляется копия сообщения. После регистрации сделки и перехода права первым территориальным органом второй проводит регистрацию перехода права на другой объект с учетом проведенной первым территориальным органом проверки законности договора мены.
В юридической литературе выделяются следующие принципы обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих. По своей юридической форме обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих можно отнести к обязательно-конкурентному страхованию: обязательное страхование, при котором сохраняется право выбора страховщика . Рассмотрим эти принципы:
а) особый источник финансирования. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделенных для этой цели из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба), которое выступает в роли страхователя;
б) специальный состав застрахованных лиц. Данный вид страхования распространяется на государственных служащих определенной категории - военнослужащих;
в) конкретный круг объектов страхования. Ими могут быть только жизнь и здоровье военнослужащих;
г) непрерывность страхования. Страховщик несет ответственность по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих за оплаченный страховой период постоянно;
д) основанием для возникновения отношений по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих служит договор между страхователем (Министерством обороны Российской Федерации) и страховой компанией, заключаемый на основании Закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...»;
е) страховщиком выступает страховая организация, выбранная в результате проведения конкурса;
ж) размер страховой премии, выплачиваемой страховщику, определяется в самом федеральном законе;
з) для обязательного государственного страхования жизни и здоровья правила гл. 48 ГК РФ применяются субсидиарно, т.е. только тогда, когда иное не предусмотрено законами, иными правовыми актами или не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.
Закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...» более жестко подошел к определению страхователя. В соответствии с этим при осуществлении обязательного государственного страхования страхователями могут быть только федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба
Страхователем по обязательному государственному страхованию военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации является Министерство обороны Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 октября 1998 г. № 455).
В обязательном государственном страховании жизни и здоровья застрахованными лицами являются военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся:
- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
- офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;
- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.
Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Выгодоприобретатель - это физическое лицо, назначенное для получения страховой суммы, если произойдет страховой случай .
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхователи вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования.
В страховании часто используется конструкция договора в пользу третьего лица, в котором самостоятельное право требования к страховщику о выплате страховой суммы возникает не у стороны договора - страхователя, а у третьего лица - выгодоприобретателя. Наличие именно такого договора предусмотрено п. 1 ст. 6 Закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...».
В п. 4 ст. 2 Закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...» приведен перечень выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию и определены условия, при которых они таковыми становятся и приобретают право на получение соответствующей страховой суммы.
Особенность рассматриваемой темы связана и с тем, что при определении статуса выгодоприобретателей должностные лица страхователя и страховщик вынуждены рассматривать соответствующие документы, например, подтверждающие родственную связь с застрахованным лицом, которые выдавались по нормам, определенным уже не действующим в настоящее время законодательством, в частности КоБС РСФСР. С 1 марта 1996 г. вступил в силу СК РФ, в котором некоторые положения КоБС претерпели значительные изменения и появилось немало новелл.
Судя по конструкции нормы, определяющей выгодоприобретателей, их перечень устанавливается на день наступления страхового случая.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатель) помимо застрахованных лиц в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним, родители (усыновители) застрахованного лица, дедушка и бабушка застрахованного лица - при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха застрахованного лица - при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет, дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет, подопечные застрахованного лица.
Правовое положение каждого выгодоприобретателя как носителя в конкретном случае права на страховую сумму определяется актами гражданского состояния. Актами гражданского состояния признаются обстоятельства (события, действия), которые индивидуализируют человека (присвоение имени, перемена имени, отчества, фамилии) и с которыми связано возникновение и прекращение семейных, имущественных и иных прав и обязанностей: рождение, заключение брака, усыновление, установление отцовства, смерть.
Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ предусмотрена регистрация указанных обстоятельств как в государственных и общественных интересах, так и в целях охраны личных и имущественных прав граждан. Такая регистрация осуществляется специальными государственными органами записи актов гражданского состояния (загс).
Регулирующая функция государства в страховой деятельности может проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) - государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества