Гражданское право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работГражданское право
fig
fig
Введение
Договорной институт ренты, закрепленный в части второй ГК РФ, является новым для российского гражданского законодательства. Этот институт отсутствовал в дореволюционном гражданском законодательстве, хотя был известен российской науке гражданского права. Исследователи русского гражданского права указывают на то, что законодательство не предусматривало договора о ренте, но и не запрещало его.
С изменением в Российской Федерации экономической и правовой системы запреты и ограничения на получение доходов от имущества отпали. Открыты и более широкие возможности для применения рентных обязательств. Реализуя эти возможности, страховые и другие коммерческие организации распространяют практику приобретения у граждан квартир на условиях предоставления этим гражданам пожизненного содержания. Не противоречит сегодня общим положениям законодательства заключение договоров на отчуждение под выплату ренты и другого имущества, включая целые предприятия, иные имущественные комплексы, земельные участки, нежилые строения, а также движимое имущество: автомобиль, денежные средства, коллекции картин, фамильные драгоценности и др.
Связанные с отчуждением ценного имущества и устанавливаемые на длительный срок рентные отношения требуют специального урегулирования в законе. Решению этой задачи посвящена гл. 33 ГК РФ. Она вводит договор ренты в число сделок, прямо предусмотренных и урегулированных законом. При этом определяются как допустимые виды ренты, так и границы ее применения.
Актуальность работы подтверждается тем, что заключение договоров ренты в настоящее время стало весьма распространенным явлением. Однако этот вид договора не всегда оправдывает ожидания как одной, так и другой стороны. Связано это, прежде всего, с алеаторной сущностью рентного договора. Сказанное не умаляет актуальности договора ренты, поскольку это гражданско-правовая сделка, заключаемая с очевидной выгодой для обеих сторон, и при правильном построении у нее гораздо больше достоинств, нежели недостатков.
Сегодня обновленное гражданское законодательство проходит проверку эффективности, очевидно, что существуют сложности в толковании и применении отдельных его норм и институтов, в том числе при регулировании рентных отношений.
Целью данной работы является комплексное изучение понятия договора ренты как нового вида договора в гражданском законодательстве России, а также его разновидностей.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
− выявить правовую природу договора ренты, а также изучить его понятие по действующему законодательству РФ;
− разграничение договора ренты со смежными гражданско-правовыми договорами;
− рассмотреть особенности договора ренты (форма договора, государственная регистрация, способы обеспечения исполнения обязательств, ответственность сторон);
− проанализировать особенности основных видов договора ренты, закрепленных Гражданским кодексом РФ.
При написании работы были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, специальная литература.
Глава 1. Общая характеристика договора ренты
1.1. Понятие и правовая природа договора ренты
Договор ренты известен со средних веков. Одной из причин возникновения договора ренты в европейском законодательстве являлся недостаток наличных денег – обстоятельство, приведшее к появлению ренты недвижимости (рентной аренды). Другая причина появления ренты состояла в том, что церковь, так же как и светское законодательство, запрещала процентные займы. В частности, для этого пользовались договором об установлении ренты. Заемщик, который получал капитальную сумму, принимал на себя не обязанность уплачивать проценты на эту сумму и возвратить ее, а неопределенную обязанность выплачивать кредитору ежегодную ренту.
Одним из первых законодательных источников регулирования соответствующих отношений стал Французский Гражданский кодекс, который включил главу, посвященную договору пожизненной ренты. Положения ФГК копировались законодателями других стран. Так, в Германском Гражданском уложении есть глава (гл. 16), посвященная пожизненной ренте. Значительно более емким является регулирование данного договора в Швейцарском обязательственном законе. Здесь выделены договоры о пожизненной ренте и о натуральной пенсии.
Договорной институт ренты, закрепленный в части второй ГК РФ, является новым для российского гражданского законодательства. Этот институт отсутствовал в дореволюционном гражданском законодательстве, хотя был известен российской науке гражданского права.
В ГК РСФСР 1922 г. договорные модели, подобные договору ренты, отсутствовали в силу причин идеологического порядка: никакое ростовщичество не допускалось вообще. Вместе с тем уже в годы нэпа участились случаи заключения договоров продажи жилых строений под условием предоставления продавцу пожизненного содержания. Такие договоры неоднократно рассматривались судами. Судебная практика по-разному оценивала правовую силу таких договоров. Это объяснялось неодинаковым отношением к данным договорам.
Споры по поводу договоров пожизненного содержания были в 1925 г. рассмотрены Пленумом Верховного Суда РСФСР, который, как писал И.Л. Брауде, «дал принципиальный, но не категорический ответ об их действительности» . Верховный Суд РСФСР в общем порядке признал, что такой договор без установления срока платежа и покупной цены недействителен, но он в то же время предложил руководствоваться интересами слабейшей стороны, как правило, продавца, и либо признавать эти сделки недействительными и восстанавливать стороны в первоначальное положение, либо признавать такой договор и определять действительную стоимость предмета сделки и производить расчет между сторонами в зависимости от выполнения ими условий сделки.
В.Ф. Маслов также полагал, что изучение судебной практики Верховных Судов СССР и РСФСР не дает оснований делать вывод, что судьи вообще отрицали возможность заключения договоров о пожизненном содержании. «Только в единственном случае Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда СССР в определении № 416 за 1944 г. по иску И.Г. Наделяева к Н.М. Наделяеву указала на то, что договоры пожизненного содержания не имеют законной силы, так как они не предусмотрены действующим ГК .
В литературе подробным образом рассматривалось еще одно определение − Судебной коллегии Верховного Суда по иску Громовой к 33-ей детской колонии. Громова подарила свой дом детской колонии г. Киева с сохранением права пожизненного пользования одной из комнат, колония же обязалась взамен пожизненно предоставлять Громовой бесплатное питание. Когда колония прекратила выдавать питание, Громова обратилась в суд с иском о расторжении договора дарения и о выплате колонией средств на ее содержание. Судебная коллегия, посчитав, что данный договор в силу своих особенностей не может рассматриваться ни как договор дарения, ни как договор купли-продажи, признала договор недействительным .
С учетом вышеизложенного, а также объективно сложившихся потребностей при принятии ГК РСФСР 1964 г. была допущена возможность рентных отношений путем закрепления договора купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания (ст. 253-254 ГК). Нормы, регулирующие данный договор, содержались в главе о купле-продаже, а сам договор рассматривался в виде отдельного института, схожего с договором купли-продажи, а не в качестве его разновидности.
В настоящее время, в связи с изменением социально-экономической обстановки в стране, надобность в ограничениях, установленных ГК РСФСР 1964 г., отпала. Сама же потребность в законодательной регламентации рентных отношений существенно возросла в связи с их массовым появлением в реальной жизни. Данный институт нашел свое закрепление в гл. 33 ГК РФ.
Договор ренты принадлежит к группе институтов гражданского права, предусматривающих отчуждение имущества за плату или бесплатно. В первом случае имущество отчуждается с условием предоставления в обмен на него не только периодических рентных платежей, но и оплаты его стоимости. Однако более типичным для подавляющего числа случаев рентных отношений представляется отчуждение имущества в собственность плательщика ренты бесплатно с получением взамен переданного имущества только периодических рентных платежей. Тем самым договор ренты приводит к установлению между участвующими в нем лицами особых правовых отношений, которые совершенно не свойственны другим договорным обязательствам, и в этой связи он сходен с договорами займа, купли-продажи, мены и дарения.
ГК РФ является единственным источником правового регулирования договора ренты. Никакие федеральные законы или подзаконные нормативные правовые акты его не дополняют и в компетенцию субъектов РФ его регулирование не входит. С учетом внутренней классификации разновидностей договора ренты к каждой из них должны применяться нормы о его соответствующем виде (подвиде), а при их недостаточности – «Общие положения о ренте и пожизненном содержании с иждивением» (§ 1 гл. 33 ГК РФ).
Регулирование рентных отношений в ГК РФ осуществляется, в основном, на началах диспозитивности. Большинство норм гл. 33 ГК РФ сформулировано таким образом, чтобы обеспечить необходимую урегулированность отношений сторон даже в тех случаях, когда те или иные вопросы в самом договоре сторонами не учтены. Таковы, в частности, правила о сроках выплаты ренты, индексации ее размера, определении выкупной цены ренты, ответственности за просрочку ее выплаты и др.
В то же время ряд конкретных отношений урегулирован императивным образом. В основном, это касается вопросов, связанных с гарантиями их законности и стабильности, а также обеспеченностью прав получателей ренты, так как придание рентным отношениям указанных свойств является одной из главных целей правового регулирования.
В соответствии с п. 1 ст. 583 ГК РФ договор ренты − это соглашение, в силу которого одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется периодически выплачивать ему ренту либо в виде определенной денежной суммы, либо в виде предоставления средств на его содержание в иной форме .
2.1. Усыновление (удочерение) детей
Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве приоритетной формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление закреплено во всех существующих правовых системах современности. Именно усыновление позволяет в наибольшей степени обеспечить защиту прав и интересов осиротевшего ребёнка и, прежде всего, права ребёнка жить и воспитываться в семье.
Как известно, усыновление должно соответствовать интересам ребёнка. При этом под интересами ребёнка при усыновлении, понимается, прежде всего, обеспечение необходимых условий для его полноценного психического, физического и духовного развития.
В первую очередь следует сказать о необходимости существования самого института усыновления. Тем более что в литературе высказано мнение: разрешить усыновлять можно только родственников и детей супруга[51, с. 12]. Все прочие случаи усыновления объявляются не соответствующими интересам ребенка, поскольку чужие по крови люди никогда не смогут заменить ребенку родителей. Автор ратует за расширение иных форм воспитания детей в семье, в частности тех из них, которые подразумевают договорные отношения, поскольку в этом случае возможно конкретизировать права и обязанности приемных родителей, а также обязанности органов опеки и попечительства по отношению к приемной семье.
С такой позицией согласиться нельзя. Институт усыновления необходим. Это подтверждается не только современной практикой, когда число усыновлений весьма значительно , но и историей существования данного института. Достаточно вспомнить, к чему привела отмена усыновления в 1917 году. Тогда увеличилось число беспризорных детей, были распространены случаи фактического принятия детей в семьи без надлежащего юридического оформления, предпринимались попытки использовать хотя бы отдаленно схожие правовые институты для закрепления возникших отношений усыновления. И, несмотря на законодательный запрет, в суды поступали заявления с просьбой об усыновлении[57, с. 88; 30, с. 51-52].
Что касается иных способов устройства детей в семью, которые рассматриваются как альтернатива усыновлению, то, не умаляя их достоинств и не принижая их значения, отметим, что именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни. Семейный кодекс РФ провозглашает приоритет семейного воспитания ребенка (п. 3 ст. 1 СК РФ) и закрепляет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ). Существование правового института усыновления является одной из основных гарантий соблюдения этого важнейшего права ребенка.
Многие дети поступают в государственные учреждения ослабленными, имеют серьезные патологии. За время пребывания в государственных учреждениях почти каждому третьему ребенку оформляется инвалидность[35, с. 144]. Эти факты свидетельствуют о необходимости в первоочередном порядке принимать меры к укреплению семьи. Следовательно, институт усыновления как способ обеспечения права детей жить и воспитываться в семье необходим.
Понятие термина «усыновление» отсутствует в законодательстве Российской Федерации и рассматривается только в рамках доктрины, где мнения ученых подчас расходятся. В разные эпохи на первое место выдвигались различные положения института, которые и характеризуют его в целом. Так, Рясенцев В.А., Матвеев Г.К. считают усыновление юридическим актом, порождающим семейные отношения[48, с. 253], Беспалов Ю.Ф. - способом защиты прав и интересов ребенка[28, с. 40], по Нечаевой А.М. – это акт, порождающий родительские права и обязанности по закону[40, с. 274].
Все приведенные выше позиции верны, но определяют признаки усыновления и зависят от стороны изучаемого явления. В известной степени это верно, так как усыновление – это сложный, многосубъектный и многоуровневый институт семейного права. Но полное и окончательное понятие о нем может сложиться только после изучения всех его проявлений.
Усыновление, с одной стороны, - это процедура, при строгом соблюдении которой устанавливается правовая связь между ребенком и усыновителями (усыновителем). А с другой стороны – это юридический акт, направленный на принятие ребенка в семью как родного со всеми вытекающими из этого последствиями по закону. Но это акт как порождающий права и обязанности у установленных родителей и детей, так и прекращающий права и обязанности в отношениях между биологическими родителями (одним из родителей) и ребенком, усыновленным другими лицами.
Кроме сказанного, мы не должны забывать еще и о том, что в отношениях по усыновлению (удочерению) участвуют третьи – незаинтересованные, но компетентные лица – это суд, орган опеки и попечительства.
Таким образом, мы можем отметить, что усыновление (удочерение) представляет собой сложный фактический состав действий кандидатов в усыновители и компетентных государственных органов, совершаемых в соответствии с порядком, установленным законом, с целью возникновения прав и обязанностей между усыновителями (усыновителем) и ребенком аналогичным правам и обязанностям биологических родителей и детей[27, с. 164].
В соответствии со ст. 125 СК РФ, усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, и по правилам гражданского процессуального законодательства в порядке особого производства. Эта норма значительно изменила правила усыновления в отличие от Кодекса о браке и семье 1969 г., где был предусмотрен административный порядок усыновления. Приоритет судебного порядка мы усматриваем в том, что суд – это независимый, незаинтересованный в исходе дела компетентный орган, представляющий интересы государства; он позволяет выявлять и предупреждать злоупотребления как со стороны кандидатов в усыновители, так и со стороны органов, работающих с детьми и усыновителями. А установленная законом процедура рассмотрения дела в суде позволяет объективно оценить представленные в суд документы и заявления.
В соответствии со ст. 124 СК РФ усыновление (удочерение) допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Поэтому в судебном заседании обязательно личное участие кандидата в усыновители и представителя органа опеки и попечительства (ст. 125 СК РФ), как компетентного органа по вопросам детства. В данной ситуации сотрудник органа опеки и попечительства дает заключение о соответствии интересам ребенка усыновления его определенным лицом.
Семейный кодекс в ст. 126.1 установил важное и своевременное правило (которого в законодательстве до 1998 г. не было), по которому запрещается посредническая деятельность по усыновлению детей. Введение этой части в СК РФ было вызвано потребностями практики, сложившейся при передаче детей в семьи на воспитание.
При этом законодатель указывает, что не является посреднической деятельностью, работа органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти при выполнении обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов, прошедших аккредитацию в России. Вышеуказанные органы и организации при подборе детей и проверке кандидатов в усыновители осуществляют профессиональную деятельность от имени государства, несут ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей в силу закона РФ или международного договора и не могут преследовать цели коммерческой выгоды.
Взаимные права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления. Далее, суд в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления направляет выписку из решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения. То есть усыновление подлежит государственной регистрации.
Но прежде чем у усыновителей и детей усыновленных возникнут взаимные права и обязанности, необходимо проверить соответствие кандидатов в усыновители требованиям закона и соблюсти при этом императивно установленные правила и условия усыновления.
В соответствии со ст. 127 СК РФ, усыновителями не могут быть:
− супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
− лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
− лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
− бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
− лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
− лица, не состоящие в браке между собой, не могут совместно усыновлять одного и того же ребенка.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Прави-тельством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе принять решение об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи по одному из следующих оснований:
1) несоответствие документов, представленных заявителем для получе-ния разрешения на проведение лотереи, требованиям настоящего Федераль-ного закона;
2) представление заявителем недостоверных сведений;
3) наличие у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов;
4) возбуждение в отношении заявителя арбитражным судом дела о не-состоятельности (банкротстве).
Заявитель вправе обжаловать решение федерального органа исполни-тельной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Феде-рации или уполномоченного органа местного самоуправления в порядке, ус-тановленном законодательством Российской Федерации .
Заявление о предоставлении разрешения на проведение лотереи со-ставляется в произвольной форме, но должно содержать указание на срок проведения такой лотереи и вид лотереи. К заявлению о предоставлении раз-решения на проведение конкретной лотереи должны прилагаться следующие документы: 1) условия лотереи; 2) нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах); и т.д. (Подробнее см. Приложение 1. п.6 ст.6 Закона «О лотереях»)
Не допускается требовать от заявителя документы, не предусмотрен-ные Законом «О лотереях».
Согласно статье 6.1. Закона «О лотереях», в период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей, в ко-торых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.
Согласно статье 8 Закона «О лотереях» , условия лотереи утверждают-ся организатором лотереи и включают в себя: 1) наименование лотереи; 2) указание на вид лотереи и т.д. (Подробнее см. Приложение 1 ст.8 Закона «О лотереях»).
Организатор лотереи вправе дополнять условия лотереи другой более полно раскрывающей технологию проведения лотереи информацией.
В случае, если необходимо внести изменения в условия лотереи, орга-низатор лотереи обязан согласовать такие изменения с выдавшими разреше-ние на проведение лотереи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или упол-номоченным органом местного самоуправления.
Согласно статье 10 Закона «О лотереях», к обязательным нормативам лотереи относятся:
1) размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от прове-дения лотереи должен составлять не менее чем 50 процентов, но не более чем 80 процентов;
2) размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный условиями лотереи, должен составлять не менее чем 10 процентов от выручки от прове-дения лотереи.
Согласно статье 11Закона РФ, целевые отчисления от лотереи исполь-зуются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспи-тания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризма, экологическое развитие Российской Федерации), а так-же осуществления благотворительной деятельности. Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи в объе-ме, рассчитанном исходя из обязательных нормативов, установленных стать-ей 10 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 12 Закона «О лотереях», лотерейные билеты должны содержать следующие обязательные реквизиты: 1) номер и дата выдачи раз-решения на проведение лотереи; 2) наименование федерального органа ис-полнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Феде-рации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдав-ших разрешение на проведение лотереи, государственный регистрационный номер всероссийской лотереи или региональной лотереи либо регистрацион-ный номер муниципальной лотереи и т.д. (Подробнее см. Приложение1 ст. 12 Закона «О лотереях»).
Надписи на лотерейных билетах должны быть выполнены на русском языке, по усмотрению организаторов лотереи дополнительно на государст-венных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и по усмотрению организаторов международной лотереи дополнительно на иностранных языках. Данное требование не распространяется на зарегистри-рованные товарные знаки, игровые символы, маркировку лотерейного биле-та. Цена лотерейного билета, размеры выигрышей и стоимость выигрышей в натуре определяются в валюте Российской Федерации .
Согласно статье 13 Закона «О лотереях», Всероссийская государствен-ная лотерея проводится на основании решения Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Порядок представления документов, на основании которых принимается указанное решение, определяется Прави-тельством Российской Федерации. Срок проведения всероссийской государ-ственной лотереи, за исключением всероссийской государственной лотереи, проводимой в режиме реального времени, не должен превышать пять лет.
Срок проведения всероссийской государственной лотереи в режиме ре-ального времени составляет семь лет. Организатор лотереи - федеральный орган исполнительной власти проводит открытый конкурс на подготовку ус-ловий и технико-экономического обоснования всероссийской государствен-ной лотереи. Оператор всероссийской государственной лотереи определяется по результатам открытого конкурса в соответствии с настоящим Федераль-ным законом и другими федеральными законами. Обязательными условиями открытого конкурса помимо порядка и условий, установленных Федераль-ным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на по-ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", являются следующие обязательные условия :
1) размер банковской гарантии, предоставляемой оператором всерос-сийской государственной лотереи;
2) расчет предполагаемой выручки от проведения лотереи.
Целевые отчисления от всероссийской государственной лотереи со-ставляют объем выручки от проведения лотереи, за исключением призового фонда всероссийской государственной лотереи и выплачиваемого оператору всероссийской государственной лотереи вознаграждения.
Указанные целевые отчисления от всероссийской государственной ло-тереи зачисляются в доход федерального бюджета. Правительство Россий-ской Федерации в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает ассигнования на финансирова-ние социально значимых мероприятий и объектов в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О лотереях» в объеме, соответствующем сумме целевых отчислений от всероссийской государственной лотереи. Ор-ганизатор всероссийской государственной лотереи обязан ежегодно публи-ковать годовой отчет о проведении всероссийской государственной лотереи в средствах массовой информации.
Согласно статье 14 Закона «О лотереях», региональная государствен-ная лотерея проводится на основании решения высшего исполнительного ор-гана государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок представления документов, на основании которых принимается указанное решение, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Срок проведения региональной го-сударственной лотереи не должен превышать пять лет. Оператор региональ-ной государственной лотереи определяется по результатам открытого кон-курса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательными условиями открытого конкурса помимо порядка и ус-ловий, установленных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание ус-луг для государственных и муниципальных нужд", являются следующие обя-зательные условия:
1) размер банковской гарантии, предоставляемой оператором регио-нальной государственной лотереи;
2) расчет предполагаемой выручки от проведения лотереи.
Целевые отчисления от региональной государственной лотереи состав-ляют объем выручки от проведения лотереи, за исключением призового фон-да региональной государственной лотереи и выплачиваемого оператору ре-гиональной государственной лотереи вознаграждения.
2.2. Проблемы проведения лотерей, проводимых в рамках рекламных ком-паний.
Стимулирующая лотерея – лотерея, в которой право на участие в ней не связано с внесением платы, а призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи. Стимулирующая лотерея отличается от обычной толь-ко способом формирования призового фонда. Так, если организатор приоб-ретает имущество или выделяет денежные средства на формирование призо-вого фонда из «своего кармана», которые в дальнейшем будут разыграны и отданы выигравшим игрокам, то это стимулирующая лотерея.
Такой вид лотереи на сегодняшний день очень распространен среди операторов игровых залов. При розыгрыше призов в игровых залах операто-ры устраивают для игроков настоящие праздники, связанные с предоставле-нием бесплатных напитков, шоу программами и многое другое. Тем не ме-нее, от правильного оформления процедуры розыгрышей, получения уве-домления и предоставления отчетности зависит благополучие бюджета орга-низатора стимулирующей лотереи.
Законодатель предусмотрел достаточно жесткие штрафы за проведение лотереи без соответствующего разрешения или уведомления, которые могут колебаться для должностных лиц от 4 000 до 20 000 тысяч рублей, а для юридических лиц от 50 000 до 500 000 рублей (статья 14.27 КоАП РФ ).
Стимулирующая лотерея в зависимости от способа проведения может быть трех видов: тиражной, бестиражной и комбинированной.
Тиражной она будет в том случае, если розыгрыш призового фонда всеми участниками лотереи будет проводиться единовременно после распро-странения лотерейных билетов. Об этом говорит пункт 2 статьи 3 Федераль-ного закона «О лотереях».
Примечателен тот факт, что законодатель привязывает данное понятие к лотерейным билетам. Однако, как уже было сказано выше, лотерея может проводиться посредством распространения квитанций, других документов или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Складывается ощущение, что эти моменты не принимались во внимание при определении понятия «тиражная лотерея», как впрочем, и при определения понятий «бес-тиражная» и «комбинированная» лотерея.
Лотерейный билет - документ, удостоверяющий в соответствии с ФЗ «О лотереях» право на участие в лотерее и служащий для оформления дого-ворных отношений организатора лотереи с участником лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией .
Исходя из толкования приведенного определения, можно сделать вы-вод, что в понятие «лотерейный билет» входит любой документ, защищен-ный от подделок.
В Приказе Минфина РФ от 9 августа 2004 года N 65н «О лотерейных билетах», зарегистрированным в Минюсте РФ 29 сентября 2004 года, регист-рационный номер 6048 содержатся ряд обязанностей для лиц, осуществляю-щих изготовление лотерейных билетов на основании лицензии. К основным обязанностям относятся:
- ежеквартальное предоставление в соответствующий уполномоченный орган отчетов о произведенной в отчетном периоде защищенной лотерейной продукции с приложением шести образцов билетов с описаниями их элемен-тов защиты;
- при изготовлении лотерейных билетов и иных документов, предна-значенных для лотерей соответствующие организации обязаны руководство-ваться техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции по видам лотерей в зависимости от способа ее проведения. В частности, при изготовлении лотерейного билета тиражной лотереи открытого типа, где тираж выигрышей производится по номеру (се-рии) документа, и матричного типа использовать спецбумагу с водяным зна-ком и спецволокнами, а при изготовлении лотерейного билета при проведе-нии лотереи в режиме реального времени или в обычном режиме использо-вать спецбумагу с нанесенным термослоем и поэкземплярную нумерацию высокой степени защищенности.
Таким образом, организатор, обращаясь в специализированную органи-зация с просьбой изготовить лотерейные билеты, должен понимать, что шесть экземпляров его лотерейных билетов будут направлены в уполномо-ченный орган.
Интерес вызывает статья 12 Федерального закона «О лотереях», в ко-торой содержатся необходимые требования, предъявляемые к лотерейным билетам. Лотерейные билеты должны содержать следующие обязательные реквизиты: 1. номер и дата выдачи разрешения на проведение лотереи; 2. на-именование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполни-тельной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного орга-на местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи, государственный регистрационный номер всероссийской лотереи или регио-нальной лотереи либо регистрационный номер муниципальной лотереи и т.д. (подробнее см. Приложение 1 ст.12 ФЗ «О лотереях»).
Надписи на лотерейных билетах должны быть выполнены на русском языке, по усмотрению организаторов лотереи дополнительно на государст-венных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и по усмотрению организаторов международной лотереи дополнительно на иностранных языках. Данное требование не распространяется на зарегистри-рованные товарные знаки, игровые символы, маркировку лотерейного биле-та.
Цена лотерейного билета, размеры выигрышей и стоимость выигрышей в натуре определяются в валюте Российской Федерации.
Однако, применительно к стимулирующей лотереи, исходя из содер-жания указанной статьи, обязательные требования могут применяться не в полной мере. Так, к стимулирующей лотереи могут применяться требования о наименовании лотереи, если оно есть, о номере лотерейного билета, о на-именовании организатора лотереи, о выдержках из условий лотереи, о дате и месте проведения розыгрыша, о сроках и месте получения выигрышей.
Тиражные стимулирующие лотереи наиболее распространены среди операторов игровых залов, которые выступают в качестве организаторов ло-терей. Действительно определить призовой фонд, а потом в одночасье его ра-зыграть среди отозвавшихся игроков самый простой способ. Причем для ти-ражной лотереи призовой фонд должен быть сформулирован до проведения тиража .
Законодатель дает право организатору лотереи разыграть призовой фонд посредством проведения тиражей в неограниченном количестве. Но, сама стимулирующая лотерея в соответствии пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О лотереях» ограничена по сроку ее проведения двенадцатью меся-цами.
В пункте втором определения стимулирующей лотереи сказано, что стимулирующая тиражная лотерея может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, прове-дение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предос-тавление выигрышей.
По сути, тиражи стимулирующей тиражной лотереи это отдельные стимулирующие лотереи, объединенные одним призовым фондом, разделен-ным на количество тиражей. В статье 18 Федерального закона «О лотереях» содержатся требования к проведению розыгрыша призового фонда тиражной лотереи. В соответствии с этими требованиями организатор лотереи должен для каждого тиража создать тиражную комиссию, которая осуществляет сле-дующие функции:
1. проведение розыгрыша призового фонда тиража тиражной лотереи;
2. подтверждение результатов проведения тиража путем подписания соответствующего акта и официальной таблицы результатов проведения ти-ража.
Причем законодатель не предъявляет особых требований к составу ти-ражной комиссии. На практике, возможно, это должно выглядеть так: из ру-ководящего звена должностных лиц организации выбираются три человека, которые фиксируют в протоколе тиражной комиссии ход проведения лотереи и в конце составляют отчет о проведенной лотереи с указанием разыгранных призов и, допустим, номеров выигрышных билетов.
Стоит отметить, что состав тиражной комиссии, форма протокола ти-ражной комиссии необходимо утвердить приказом руководителя организа-ции.
В пункте 2 статьи 18 Федерального закона «О лотереях» сказано, что средства призового фонда тиражной лотереи должны быть разыграны полно-стью в пределах тиража, к которому относится этот призовой фонд, за ис-ключением розыгрыша преходящего из тиража в тираж суперприза.
Таким образом, законодатель не позволяет организатору лотереи ис-пользовать способ накопления призов для последующего тиража, кроме су-перприза. Хотя и для суперприза установлено одно ограничение – не допус-кается перенос суперприза из одного тиража в другой более, чем двадцать раз подряд.
Глава 1. Представительство
1. Понятие и значение представительства
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) в пункте 1 статьи 182 гласит: "Сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу его полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого". Таким образом, мы видим три основания представительства:
- указание закона (прямое предписание, как в случае рассмотренного нами законного представительства);
- решение (акт) уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, обязывающее (поручающее) граждан или юридических лиц действовать в качестве представителей (например, Госкомимущество РФ может поручать определенным лицам представительство интересов государства в советах директоров акционерных обществ);
- решение гражданина, осуществленное в соответствии с законом, выраженное в доверенности.
По общему правилу обычное представительство (например, представительство по доверенности) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон. Об этом говорит первый абзац пункта 1 ст. 972 ГК, заранее исключающий предполагаемую обязанность вознаграждения поверенного по договору поручения: доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения. Следовательно, если такого указания в названных актах или самом договоре нет, то и обязанности вознаграждения у доверителя не возникает .
Иное правило предусмотрено для коммерческого представительства. Второй абзац п. 1 ст. 972 ГК устанавливает особые правила вознаграждения поверенного в договоре поручения, связанном с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности: в этом случае доверитель обязан уплатить вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.
Глава 1. Основы правового положения в гражданском процессе лиц, участвующих в деле
1.1.Понятие и признаки лиц. Отличие лиц участвующих в деле от других субъектов
В гражданском процессе круг лиц, участвующих в деле, не совпадает с кругом участников процесса (участников судопроизводства) .
К лицам, участвующим в деле, гражданское процессуальное законодательство России относит стороны, третьих лиц, прокурора, государственные органы, органы местного самоуправления, организации, отдельных граждан, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц или вступающих в процесс с целью дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. 4, 46 и 47 ГПК, заявителей, заинтересованных лиц по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст. 34 ГПК).
В гражданском процессе, кроме того, могут участвовать свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, судебные представители. Все они и лица, участвующие в деле, а также суд являются участниками гражданского процесса. Таким образом, понятие «участники гражданского процесса» намного шире, нежели понятие «лица, участвующие в деле».
Необходимо отметить, что понятие «лица, участвующие в деле» в действующем гражданском процессуальном законодательстве не раскрывается. Вместе с тем, сопоставляя лиц, участвующих в деле, с остальными участниками процесса и анализируя в частности ст. 3 и 4 ГПК, следует прийти к выводу о том, что критерием отнесения кого-либо из участников процесса к лицам, участвующим в деле, является юридическая заинтересованность в исходе дела.
1.4.Права и обязанности сторон
Право владения у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если другое не предусмотрено законом или договором. На практике довольно часто момент возникновения у покупателя права собственности на приобретенную вещь совпадает с моментом передачи ему продавцом имущества, поскольку стороны не всегда его определяют непосредственно в договоре. Стороны имеют право произвольно определять момент возникновения у покупателя права собственности (если другое прямо не предусмотрено законом), приурочив его к тем или другим обстоятельствам событиям и т.п.. Однако за соглашениями, которые нуждаются в непосредственном нотариальном или другого оформлении под страхом недействительности, право собственности у покупателя в любом случае не может возникнуть прежде специального оформления. Т.е. такое право может возникнуть в момент нотариального удостоверения или другого обязательного оформления или в другой обусловленный сторонами момент
Порядок перехода права собственности на приватизированные объекты должны определяться согласно действующему законодательству.
Право собственности на землю или право пользования предоставленным земельным участком возникает после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получение документа, который подтверждает это право (государственными актами, которые выдаются и регистрируются соответствующими Советами народных депутатов). При отчуждении зданий и сооружений право собственности на земельный участок переходит вместе с переходом права собственности на эти объекты, если другое не предусмотрено в договоре отчуждения здания и сооружения Важное значение имеет также четкое определение обязанностей покупателя.
1.5. Источники правового регулирования
Основным источником правового регулирования отношений, связанных с куплей-продажей, является Гражданский кодекс и прежде всего глава 30. В ГК сохранено традиционное определение договора купли-продажи, выражающее его неизменную суть: продавец обязуется передать товар в собственность покупателя, а последний обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную цену. Кодекс исходит из того, что закон не может и не должен регламентировать каждый шаг продавцов и покупателей. Условия продажи, по общему правилу, могут быть ими определены полностью самостоятельно. И здесь возможны многостраничные тексты договоров, являющиеся результатом тщательного согласования. Ясно, однако, что миллионы продаж совершаются в расчете на обычные для всех правила. Именно таковые предусмотрены в Кодексе на случай, если стороны не посчитают нужным установить для себя иные условия продажи.
В ГК кроме общих положений о договоре купли-продажи товаров излагаются также положения, регулирующие основные условия договора купли-продажи. Это такие условия договора купли-продажи, как предмет договора; обязанность продавца передать товар покупателю; количество товара; срок исполнения договора купли-продажи; ассортимент товаров; качество товара; комплектность товара и комплект товаров; тара и упаковка; цена товара; приемка и оплата товара покупателем; страхование товара.
Также в ГК расположены нормы, устанавливающие специальные правила в отношении отдельных видов договора купли-продажи: договоров розничной купли-продажи; поставки; поставки товаров для государственных нужд; контрактации; энергоснабжения; продажи недвижимости; продажи предприятия. В тексте ГК отсутствует полное определение указанных договоров; учитывая, что они представляют собой виды договора купли-продажи, в соответствующих нормах указываются лишь специфические признаки этих договоров, позволяющие их выделить в отдельные виды купли-продажи, и специальные (по отношению к общим положениям) правила, регулирующие соответствующие виды купли-продажи.
К договору купли-продажи применяются также содержащиеся в ГК общие положения о договоре, об обязательстве, о сделках (в части не урегулированной главой 30 ГК), например: правила о заключении, изменении и расторжении договора; об обеспечении исполнения обязательств; об ответственности за исполнение и ненадлежащее исполнение обязательств; об основаниях и последствиях недействительности сделок.
Нормы, содержащиеся в ГК, подлежат применению к правоотношениям, связанным с куплей-продажей, в определенной последовательности: сначала должны применяться специальные правила, регулирующие конкретные договоры (виды купли-продажи, например куплю-продажу недвижимости); при отсутствии таковых субседиарно применяются общие положения о купле-продаже; если же соответствующие правоотношения не регламентируются ни специальными правилами о конкретном договоре, ни общими положениями о купле-продаже, применяются нормы о сделках, обязательстве и договоре.
Наряду с ГК источниками правового регулирования отношений по купле-продаже являются также иные федеральные законы. В ряде случаев ГК сам указывает, какие федеральные законы подлежат применению к соответствующим правоотношениям. Например, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п.3 ст.492 ГК). Прежде всего имеется в виду Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в редакции от 9 января 1996 г.) К отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются законы о поставке товаров для государственных нужд, в том числе Закон Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в редакции от 19 июня 1995 г.)
В некоторых случаях, предусмотренных ГК, допускается регулирование отношений по купле-продаже указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (правовыми актами).
II.Особенности некоторых видов договоров купли – продажи
2.1. Купля продажа жилых домов
Действующее законодательство разрешает провести классификацию договоров купли-продажи жилья. Эту классификацию можно провести по разным основаниям, которая разрешит определить особенности отдельных видов договоров купли-продажи жилых помещений:
1. по предмету
а) по виду предмета
1. Договор купли-продажи жилого дома
2. Договор купли-продажи квартиры
3. Договор купли-продажи части жилого дома
4. Договор купли-продажи части квартиры
5. Договор купли-продажи частицы
В судебной практике, связанной с отчуждением жилых помещений, наибольшее количество споров возникает при продаже частицы жилого помещения (квартиры, жилого дома).
Гражданин, который продает свою частицу в общей собственности на жилое помещение, в первую очередь должен предложить выкупить ее своим совладельцам, и только в случае их отказа приобрести указанную частицу за цену и на условиях, названных собственником, возможная продажа этой частицы другим лицам. Факт отказа совладельцев жилого помещения от приобретения отчуждаемой частицы в общей собственности на жилое помещение, или подтверждение того, что владелец, который отчуждает свою частицу в общей собственности, известил о продаже и цене договора других участников общей частичной собственности должен быть отражен в тексте договора.
На отчуждение комнаты в коммунальной квартире согласия соседей на продажу комнаты не нужно, поскольку такая квартира уже разделена между жителями в натуре, и правила об общей частичной собственности на такие квартиры не распространяются.
Глава 1. Общие положения о наследовании
1.1. Понятие наследования
С принятием части третьей Гражданского кодекса РФ впервые в истории отечественного права в законе раскрывается понятие наследования.
В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ наследование можно определить как переход имущества умершего гражданина (наследства, наследственного имущества) к другим лицам в порядке универсального правопреемства, если из правил Кодекса не следует иное .
Таким образом, наследование характеризует условия и порядок правопреемства в имуществе умершего гражданина (наследодателя) другими лицами (наследниками). Из этого следует, что по общему правилу никакие иные институты гражданского права не могут быть использованы для регулирования правопреемства в имуществе умершего. В равной мере не допускаются какие-либо сделки граждан, направленные на отчуждение их имущества в случае смерти (например, п. 3 ст. 572 ГК РФ о ничтожности договора, предусматривающего передачу дара одаряемому после смерти дарителя). Для указанных целей может быть использован только институт завещания (п. 1 ст. 1118 ГК РФ).
Имущество умершего гражданина переходит к другим лицам в порядке правопреемства. Это означает, что в сохраняющихся правоотношениях происходит замена субъекта прав на имущество, при этом права и обязанности правопреемника (наследника) юридически зависят от прав и обязанностей правопредшественника (наследодателя).
Предметом наследственного правопреемства является имущество умершего, которое в соответствии с ГК РФ входит в состав наследства (ст. 1112).
Наследодателем именуется умерший (либо объявленный умершим) гражданин, после которого остается наследство. При этом во внимание не принимаются ни существовавший у гражданина объем дееспособности, ни его гражданство, важно лишь то, что при жизни он имел имущество, которое может перейти к другим лицам в порядке наследования.
Правомочием распоряжения имуществом, в том числе путем передачи его в аренду, обладает лицо, которое владеет им на ограниченном вещном праве, содержание которого включает это правомочие. Это - право хозяйственного ведения или оперативного управления унитарных предприятий . Унитарное предприятие, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, вправе выступать арендодателем движимого имущества, за исключением случаев, установленных в законе или иных правовых актах. Такое исключение может включать в себя либо запрет на передачу отдельных видов движимого имущества в аренду, либо требование о согласии собственника на это. В отношении недвижимого имущества согласие собственника необходимо всегда. Казенное предприятие, обладающее имуществом на праве оперативного управления свободно распоряжается только готовой продукцией, распоряжение остальным имуществом требует согласия собственника.
Поскольку закон устанавливает принцип специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий (ст. 49 ГК РФ), действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены, прежде всего, задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества. Поэтому в тех случаях, когда передача в долгосрочное пользование имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе предприятия, приводит к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, соответствующие сделки являются недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ, независимо от того, совершены они с согласия собственника (уполномоченного им органа) или самостоятельно предприятиями .
Учреждения вправе свободно передавать в аренду имущество, приобретенное на доходы, полученные в результате предпринимательской деятельности, в том случае, если право на осуществление такой приносящей доходы деятельности допускается учредительными документами в условиях неполного его финансирования собственником (учредителем). Свобода такого распоряжения, в свою очередь, ограничена законом, который позволяет такое распоряжение лишь в целях достижения основной цели, определяемой в учредительных документах. В то же время, в действующем законодательстве есть нормы, позволяющие учреждениям передавать в аренду имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления. Такое право дано, например, в Законе об образовании образовательным учреждениям в силу положений п. 11 ст. 39 и п. п. 1, 2 ст. 47 Закона об образовании. Хотя такое регулирование можно было бы считать допустимым в силу нормы ст. 608 ГК РФ, согласно которой закон может наделять любое лицо, не являющееся собственником, правом передавать имущество в аренду, однако это специальное регулирование вступает в противоречие с общими нормами ГК РФ, которые, будучи императивными, определяют статус учреждения и режим имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления вполне определенно и не предполагают исключений сущностного характера. Именно такой характер носят нормы Закона об образовании, что влечет изменение (или искажение) правовой природы этого вида юридического лица.
В силу указаний закона родители и усыновители малолетних в возрасте до 14 лет, а также их опекуны, равно как и опекуны лиц, признанных в судебном порядке недееспособными, также приобретают право передавать в аренду имущество подопечных, при условии получения на это предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Собственником приобретаемого в качестве арендной платы имущества является непосредственно собственник передаваемого в аренду имущества - малолетний или недееспособный.
Также в силу указаний закона и управомочия собственником в рамках соответствующих договоров правом заключать договоры аренды от собственного имени в отношении чужого имущества обладают некоторые лица, владеющие им на обязательственном праве: комиссионеры, агенты, действующие от своего имени, доверительные управляющие. Эти лица не должны доказывать своих полномочий, ссылаясь на доверенность, хотя доверительный управляющий обязан информировать другую сторону при этом о своем специальном правовом статусе (п. 3 ст. 1012 ГК РФ).
Собственник вправе своей волей, выраженной в доверенности, уполномочить другое лицо заключить и/или исполнять договор аренды, в частности, в силу договора поручения или агентского договора в части полномочий, осуществляемых от имени принципала. Однако арендодателем в этом случае будет сам собственник, поскольку такой представитель действует от его имени и, соответственно, права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у собственника.
Следует обратить внимание также на случаи, когда собственник имущества не имеет права передавать его в аренду. Во-первых, это связано с законодательным запретом на передачу такого имущества в аренду в силу указаний п. 1 ст. 607 ГК РФ или с договорным запретом (например, законом или соглашением о залоге может быть установлен запрет на передачу в аренду заложенного имущества). Во-вторых, в случае обособления такого имущества для целей создания юридического лица - унитарного предприятия или учреждения, а также передачи его в доверительное управление. Так, передача имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления лишает собственника права распоряжения этим имуществом в такой форме. Договоры аренды, заключенные собственником в отношении такого имущества должны признаваться недействительными (п. п. 40 - 41 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
1.2. Особенности отдельных видов аренды и аренды отдельных видов имущества
Статья 625 ГК РФ уточняет, какие нормы содержат специальное регулирование по отношению к отдельным видам договоров аренды или к арендным отношениям по поводу отдельных видов имущества. Перечень таких видов содержится в статье и носит исчерпывающий характер, т.е. ограничивает виды договоров и имущество, на которые распространяется данная статья. К ним относятся такие виды договоров, как прокат и финансовая аренда, и такие виды имущества, как транспортные средства, здания и сооружения, предприятия.
В соответствии с этой статьей общие положения об аренде применяются к вышеперечисленным видам аренды и к аренде отдельных видов имущества постольку, поскольку они не изменены специальными правилами данного Кодекса о таких договорах (соответственно § 2 - 6 гл. 34 ГК РФ). Поскольку в данном случае не указано, что регулирование, содержащееся в других законах и иных нормативно-правовых актах, также является приоритетным по отношению к нормам данной главы, они, следовательно, не должны противоречить ГК в силу п. 2 ст. 3. В то же время, если при регулировании в ГК отдельных видов договоров аренды или аренды отдельных видов имущества есть отсылка к иному законодательству, нормы которого могут содержать специальные нормы об аренде. Так, в ст. ст. 641 и 649 ГК указывается, что транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств.
Договор проката является специальным видом договора аренды. В основе специального регулирования - особый характер арендодателя. Арендодателем является предприниматель, для которого сдача имущества в аренду представляет собой основной способ получения предпринимательского дохода. Из этого, во-первых, следует, что арендодателем в договоре могут быть юридические лица, зарегистрированные в качестве коммерческих организаций, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателя, в том числе объединившиеся в неправосубъектную организацию - простое товарищество. Деятельность такого арендодателя носит профессиональный и специализированный характер. Во-вторых, имущество, служащее предметом договора проката, представлено в форме непотребляемых движимых вещей, обладающих такими физическими и потребительскими качествами, которые позволяют передавать их в пользование различным арендаторам многократно (вещи длительного пользования). В-третьих, такой договор носит краткосрочный характер, поскольку удовлетворяет кратковременные потребности арендатора в арендованном имуществе.
Арендодатель определяется как лицо, осуществляющее сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности (предмет деятельности). Его обязанностью по договору является предоставление арендатору во временное владение и пользование движимого имущества. При этом в части 2 ст. 626 ГК РФ данного пункта указывается, что такое имущество используется для потребительских целей, однако в договоре может быть предусмотрено иное. Эта оговорка означает, что имущество может использоваться и в предпринимательских целях. Последнее может вытекать из существа обязательства. Так, если арендодатель обязан предоставить в аренду землеройную машину специализированной строительной организации, то предполагается, что она будет использоваться в производственных (предпринимательских) целях.
Имущество предоставляется за плату, следовательно, этот договор является возмездным. Он также характеризуется как двусторонний и консенсуальный.
Договор проката заключается в письменной форме. Такой договор составляется в виде единого документа, подписанного сторонами, или в виде квитанции-обязательства, подписанной арендатором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать типовые договоры проката для отдельных видов имущества согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ.
1.3. Договор аренды транспортных средств
Предметом договора аренды транспортных средств являются технические устройства:
способные к перемещению в пространстве и предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов;
обладающие свойствами источника повышенной опасности;
использование которых регламентируется транспортными уставами и кодексами.
Договоры аренды транспортных средств должны быть заключены в письменной форме независимо от их срока и стоимости передаваемого в аренду имущества (ст. 633 и 643 ГК). К такому договору не приме¬няются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК. Разумеется, речь в данном случае может идти только о тех транспортных средствах, которые относятся к недвижимым вещам (п. 1 ст. 130 ГК) и сделки с которыми подлежат по общему правилу регистрации.
Предельные сроки договора аренды транспортных средств законом не установлены. Однако к нему не применяются правила о возобнов¬лении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (ст. 621 ГК). По истечении срока договор прекращается (ч. 2 ст. 632 и ч. 2 ст. 642 ГК).
В практике применяются два вида договора аренды транспортных средств - с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации транспортного средства и без предоставления таких услуг, что нашло отражение в правовом регулировании соответствующих отношений.
Арендодатель, заключивший договор аренды транспортного средства с экипажем, помимо собственно автомобиля предоставляет своему арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации этого автомобиля (ст. 632 ГК РФ). При этом в соответствии со ст. 634 ГК РФ обязанности по поддержанию надлежащего состояния автомобиля (включая осуществление текущего и капитального ремонта), по предоставлению необходимых принадлежностей, а также по оплате труда водителя возлагаются на арендодателя. Именно он обязан застраховать как сам автомобиль, так и ответственность за ущерб, который может быть нанесен этим транспортным средством (ст. 637 ГК РФ).
Арендатор должен своевременно вносить плату за аренду. Кроме того, на него, как правило, возлагаются расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией автомобиля: стоимость топлива, других расходных материалов и т. п. (ст.636 ГК РФ). Договором аренды может быть предусмотрено отнесение расходов по эксплуатации на собственника транспортного средства с последующей компенсацией арендатором этих затрат. Выплата компенсации стоимости израсходованных ГСМ осуществляется на основании выставленного арендодателем счета и путевых листов автомобиля, подтверждающих обоснованность расхода ГСМ.
Так, открытое акционерное общество (ОАО) "Трансстроймеханизация" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "Тындатрансстрой" о взыскании 6.763.483 рублей 66 копеек долга по оплате горюче-смазочных материалов (ГСМ) и 819.877 рублей 85 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом увеличения размера исковых требований).
Иск заявлен на основании статей 322, 329, 361-363, 606-608, 614, 632-636 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Решением от 23.06.04 иск удовлетворен.
Суд первой инстанции указал на недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене решения по мотиву несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, и их неполное исследование.
В отзыве на кассационную жалобу истец просил оставить решение без изменения, указывая на его законность и обоснованность, и ссылаясь на отсутствие доказательств, подтверждающих возражения ответчика.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика доводы кассационной жалобы поддержал, представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к ее удовлетворению.
Судом первой инстанции установлено, что между истцом и ответчиком были заключены договоры от 15.03.03 N 6501/6 и от 07.04.03 N 6501/7, согласно которым истец предоставил ответчику в аренду тепловозы ТЭМ-2 и путевые машины с обслуживающим персоналом.
Пунктами 6.1. договора от 31.03.03 N 6501/6 и 4.1. договора от 07.04.03 N 6501/7 предусмотрено, что за аренду ответчик оплачивает истцу стоимость отработанных машино-часов по установленной цене.
Согласно условиям договоров на ответчика возложено снабжение машин топливом, водой, смазочными и эксплуатационными материалами.
Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что ответчиком оплата в полной мере за оказанные услуги и предоставленные материалы не произведена, в результате чего образовалась отыскиваемая по настоящему спору задолженность.
Возражая против иска, ответчик ссылается на то, что стоимость ГСМ уже заложена в размер арендной платы, которая им оплачена, в связи с чем у ОАО "Тындатрансстрой" отсутствует задолженность по оплате ГСМ.
Судом установлено, что у ответчика перед истцом существует задолженность в требуемой сумме, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов на 01.01.04.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 184-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 23.06.2004 г. Арбитражного суда города Москвы по делу А40-21252/04-50-236 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Исполнение решения, приостановленное определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.11.2004 - возобновить .
При аренде транспортного средства без экипажа в случае причинения им вреда третьим лицам ответственность несет арендатор (ст.648 ГК РФ), в отличие от аренды автомобиля с экипажем. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа при участии в заседании представителей истца: Акимкина А.В., дов. от 24.12.01 N 126-2002, рассмотрев кассационную жалобу ООО "Национальная страховая лига" на решение от 10 октября 2001 г. и постановление от 10 декабря 2001 г. по делу N А40-28150/01-61-344 Арбитражного суда г. Москвы, установил:
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества