Гражданское право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работГражданское право
fig
fig
1) Понятие, предмет и система гражданского права.
ГП — совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в целях осуществления законных интересов субъектов ГП и оптимальной организации экономических отношений в обществе. Предмет ГП — общественные отношения двух видов: имущественные отношения — стоимостные отношения (имеющие товарно-денежную форму; которым присуще экономическое содержание) и личные неимущественные отношения (в них отсутствует экономическое содержание). Имущественные отношения возникают в процессе производства материальных благ, а также их распределения, обмена и потребления. Среди имущественных отношений законодатель особо выделяет предпринимательские отношения (ст. 2 ГК), которые характеризуются: направленностью на систематическое получение прибыли; самостоятельностью и рискованностью действий субъектов; необходимостью государственной регистрации субъектов в качестве предпринимателей. Метод ГП — способ регулирования общественных отношений этой отраслью права: представляет собой систему специфических приемов, с помощью которых устанавливаются правила поведения участников общественных отношений. Метод ГП предполагает: равенство участников гражданско-правовых отношений, автономию их воли и имущественную самостоятельность этих участников; носящую восстановительный характер защиту гражданских правоотношений; носящую компенсационный характер гражданско-правовую ответственность.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее пятнадцатилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей.
Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.
В связи с этим, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере.
Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», который определил крут прав потребителей, установил механизм реализации этих прав.
Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Происходящие изменения в экономической, социальной, правовой системах, направленные, в том числе, и на охрану прав и интересов потребителей, протекают в специфических социокультурных условиях.
Это вызывает необходимость обращения к историческому опыту, выраженному в законодательных памятниках прошлого. Анализ норм, регулирующих взаимоотношения покупателей и продавцов в дореволюционной России, механизм защиты интересов потребителей в условиях командно-административной системы позволит подготовить научную почву для эффективной защиты потребителей в условиях перехода России на новый этап развития.
Вместе с тем обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, вызывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании.
Совершенствование законодательства невозможно без изучения его исторических корней, процесса его становления. Изучение основных тенденций, проблем, путей их решения в прошлом помогает избежать множества ошибок сегодня.
Вышеуказанные обстоятельства определили актуальность и выбор темы дипломной работы.
Следует отметить, что в имеющихся отдельных исследованиях проблема защиты прав потребителей освещается в гражданско-правовом, административно-правовом, либо уголовно-правовом ракурсах.
В процессе исследования автор опирался на труды российских ученых-юристов и практиков. Вопросы гражданско-правовой защиты потребителей наиболее полно освещены в работах А.Л. Белахова, B.C. Белых, А. Винавера, К.Л. Граве, А.Я. Куник, Ю.Я. Львович, Я. Парций, Административно-правовые и уголовно-правовые аспекты отражены в работах Г.И. Вольфмана, Ю.В. Кореневского, Р. Орымбаева. Ю.И. Ляпунова. Проблемам развития потребительского законодательства посвящены труды Л.В. Винокуровой, О.Н. Зименковой, А.Ю. Кабалкина, А.Е. Шерстобитова, В.А. Язева.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы проанализировать правовое регулирование защиты прав потребителей, этапы становления прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве.
Указанная цель предопределила задачи исследования:
• Осуществить анализ российского законодательства, на основании чего выявить проблемы в сфере защиты прав потребителей.
• Исследовать механизмы защиты прав и интересов потребителей в торговом обслуживании.
• Выявить проблемы, существующие в российском законодательстве и предложить пути их решения.
• Проанализировать основные формы защиты прав потребителей.
Методологическая база дипломного исследования представлена системой различных общенаучных и частнонаучньгх методов познания исследуемой проблемы.
Ведущее место среди общенаучных методов занимает метод материалистической диалектики, который позволяет всесторонне, объективно исследовать все государственно-правовые явления во взаимной связи между собой, в их обусловленности.
В данном исследовании предложен комплексный, историко-правовой анализ положений конституционного, гражданского, уголовного, административного законодательства, защищающих права и интересы потребителей.
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ
1.1. Основные положения законодательства о защите прав потребителей
Отношения в области защиты прав потребителей регу¬лируются различными нормативными актами.
Конституция Российской Федерации является законом прямого действия. Это закреплено в ст. 15 Конституции. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную юридическую силу и служит гарантией от их искажения.
Согласно ст. 20, 21, 30, 45, 46, 47 Конституции граж¬дане имеют право на жизнь, объединение в общественные организации, судебную защиту, охрану здоровья, благо¬приятную окружающую среду, образование и т. д. Среди основных прав человека, которые согласно ст. 17 Консти¬туции неотчуждаемы и принадлежат каждому от рожде¬ния, первым следует назвать право на жизнь (ст. 20). Это вытекает и из содержания ст. 2 Конституции, провозгла¬сившей человека, его права и свободы высшей ценностью нашего общества .
Закрепление в Конституции права на жизнь требует от государства и правоохранительных органов решительной борьбы с преступными посягательствами (особенно в тор¬говле), в результате которых создается угроза жизни че¬ловека. Вопрос этот крайне актуальный, так как качество многих товаров, поступающих на потребительский рынок, оставляет желать лучшего. Использование некачественных товаров, имеющих свойство самовозгораться, поражать электрическим током и т. п., может угрожать жизни потре¬бителя. Серьезной гарантией права на жизнь служит обес¬печение жесткого таможенного контроля иностранных то¬варов, продуктов питания, домашней бытовой техники, дет¬ских игрушек и т. д., соответствия их требованиям россий¬ских стандартов питания, наличия обязательных сертифи¬катов соответствия, регулярный инспекционный контроль качества сертифицированной продукции и др.
В соответствии со ст. 20 Конституции были разработа¬ны такие нормативные акты, как: постановление Госкомсанэпиднадзора "Об обеспечении безопасности продукции для здоровья человека", "Порядок ввоза на территорию Рос¬сийской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации ГОСТ РФ", "Правила продажи отдельных видов товаров", постановление Правительства "О мерах по защите потребительского рынка от проникновения некаче¬ственных импортных товаров" и др.
Эффективно действующая система общественной защи¬ты потребителей значительно расширяет сферу примене¬ния законодательства о защите прав потребителей и явля¬ется залогом и основой широкого потребительского движе¬ния. Органы и организации этой системы имеют возможность влиять на принятие новых нормативных актов в за¬щиту потребителей, изменение действующих норм и пра¬вил с учетом состояния дел по защите прав потребителей.
Гарантии государственной защиты прав и свобод чело¬века и гражданина закреплены ст. 45 Конституции. Права потребителей имеют мощную государственную поддержку по направлениям санитарно-эпидемиологического контро¬ля, антимонопольной политики, стандартизации, сертифи¬кации и т. д. Система государственных органов по защите прав потребителей определена Законом "О защите прав потребителей". В эту систему входят: Минэкологии, специ¬альные комитеты, инспекции и другие государственные органы.
Часть 2 ст. 45 Конституции признает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не зап¬рещенными законом. Потребитель для защиты своих закон¬ных интересов может использовать все виды обжалования, обращение в суд, к общественности, использовать сред¬ства массовой информации, создать комитет в свою защи¬ту, провести пикетирование и т. д. Одним из проявлений самозащиты является удержание вещи, которое рассмат¬ривается ГК как один из способов обеспечения исполнения обязательств (см. ст. 325, 359, 369). Удержание вещи воз¬можно до момента исполнения обязательств должником. В случае неисполнения обязательства кредитор получает право продать вещь с публичных торгов.
Статья 46 Конституции закрепляет важные демокра¬тические начала, гарантирующие гражданам судебную за¬щиту их прав и свобод. В зависимости от характера нару¬шаемого права потребитель осуществляет защиту в поряд¬ке уголовного, административного, гражданского и консти¬туционного судопроизводства.
Торговля продовольственными товарами должна осуще¬ствляться в соответствии с санитарными правилами, уста¬новленными:
♦ Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г.;
♦ для предприятий продовольственной торговли (Сан-ПиН 5781-91 от 4 апреля 1991 г.);
♦ для предприятий общественного питания (СанПиН 42-123-5777-91 от 19 июня 1991 г.);
♦ временными санитарно-гигиеническими требования¬ми по организации торговли продуктами питания в мелко¬розничной сети и гражданами.
Утверждены Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации:
♦ Ветеринарно-санитарные правила использования и переработки импортного мяса и мясопродуктов от 13 июля 1994 г.;
♦ Инструкция по ветеринарному клеймению мяса (за¬регистрирована в Минюсте 23 мая 1994 г. № 575).
1. Письменные доказательства в гражданском процессе.
Согласно ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 года N 138-ФЗ (далее ГПК РФ) письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи).
Можно выделить следующие признаки письменных доказательств:
1) наличие какой либо вещественной основы (бумаги, картона, электронного носителя;
2) отражение в предметах сведений, имеющих значение для дела, при помощи определенных знаков, доступных для их восприятия человеком (буквы, цифры, символы);
3) получение сведений о фактах в письменном доказательстве исходит от лиц, не занимающих еще процессуального положения стороны, других лиц, участвующих в деле, эксперта. Это признак более частного характера, отграничивающий письменные доказательства от письменных объяснений сторон и третьих лиц, заключений эксперта;
4) возникновение письменных доказательств до возбуждения гражданского процесса, вне связи с ним. Письменные доказательства подтверждают факты, существовавшие до возникновения процесса и имеющие значение для разрешения дела.
Письменные доказательства подразделяются на виды по следующим основаниям.
1) По содержанию письменные доказательства подразделяются на распорядительные и справочно-информационные. Для распорядительных документов характерен властно-волевой характер (приказы об увольнении, переводе на другую работу и проч.). Справочно-информационные доказательства носят осведомительный характер о каких-то обстоятельствах (акты, отчеты, протоколы, письма и проч.).
2) По субъекту, от которого исходит документ, письменные доказательства делятся на официальные и частные (неофициальные). Официальные документы исходят от органов государства, общественных организаций, должностных лиц и т. п. К неофициальным документам принято относить те, которые исходят от частных лиц или не связаны с выполнением каких-то полномочий.
3) По способу создания документы могут быть подлинными или копиями. Оригинал договора - подлинное доказательство, его ксерокопия является соответственно копией. Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию (ч. 2 ст. 71 ГПК).
4) По форме письменные доказательства подразделяются на простые письменные и нотариально удостоверенные, подлинность последних должна быть удостоверена или засвидетельствована нотариусом или иным лицом, уполномоченным выполнять нотариальные функции.
2. Экспертиза в гражданском процессе.
Согласно ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. В гражданском судопроизводстве наиболее частыми являются почерковедческие, товароведческие, строительно-технические, судебно-медицинские, судебно-психиатрические, психологические экспертизы и т.д. Проведение экспертизы могут инициировать как лица, участвующие в деле, так и суд. При назначении экспертизы участвующие в деле лица вправе представить суду вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. При этом окончательно круг вопросов для экспертного исследования формирует суд.
О назначении экспертизы суд (судья) выносит определение, в котором указываются:
- наименование суда;
- дата назначения экспертизы;
- наименования сторон по рассматриваемому делу;
- наименование экспертизы;
- факты, для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза;
- вопросы, поставленные перед экспертом;
- фамилия, имя и отчество эксперта либо наименование экспертного учреждения, которому поручается проведение экспертизы;
- представленные эксперту материалы и документы для сравнительного исследования;
- особые условия обращения с ними при исследовании, если они необходимы;
- наименование стороны, которая производит оплату экспертизы.
Экспертиза проводится экспертами судебно-экспертных учреждений по поручению руководителей этих учреждений или иными экспертами, которым она поручена судом. Экспертиза проводится в судебном заседании или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднении доставить материалы или документы для исследования в заседании. По результатам проведения экспертизы составляется письменное заключение эксперта, которое является одним из видов средств доказывания в гражданском процессе. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение (ст. 86 ГПК РФ).
Классификацию судебных экспертиз можно провести по нескольким основаниям.
1) В зависимости от применяемых специальных знаний выделяют почерковедческие, товароведческие, строительно-технические, судебно-медицинские, судебно-психиатрические, психологические экспертизы и т.д.
2) По последовательности проведения выделяют экспертизы первичные, дополнительные и повторные. Первичная проводится впервые. Дополнительная назначается в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта. Суд поручает ее проведение тому же или другому эксперту. Повторная назначается в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов. Суд поручает проведение повторной экспертизы другому эксперту или другим экспертам.
3) Исходя из состава экспертов, выделяют экспертизы единоличные и комиссионные. Комиссионная экспертиза назначается судом для установления обстоятельств двумя или более экспертами в одной области знания. Эксперты совещаются между собой и, придя к общему выводу, формулируют его и подписывают заключение.
4) По характеру используемых знаний различают однородные и комплексные экспертизы. Комплексная экспертиза назначается судом, если установление обстоятельств по делу требует одновременного проведения исследований с использованием различных областей знания или с использованием различных научных направлений в пределах одной области знания. Комплексная экспертиза проводится несколькими экспертами.
Гражданские права и обязанности всегда приведены к определенному времени. Уже по этой причине значение имеет установление момента их возникновения. В случаях, когда речь идет о правах и обязанностях, важно определить момент, с которого договор начинает действовать. Теперь ГК, также впервые, включил в свой состав на этот счет специальную норму: в соответствии со ст. 425 ГК договор вступает в силу и становится обяза¬тельным для сторон с момента его заключения; сторонам предоставляется право согласиться с тем, что условия договора распространяются на их от¬ношения, возникшие до заключения договора.
Таким образом, в конечном счете, определяющее значение для установления и места и времени заключения договора имеет момент, в который договор признается заключенным. Общее правило на этот счет содержится в п. 1 ст. 433 ГК, в силу которой договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом. Дополнением к нему в той же ст. 433 ГК установлено в виде исключения, что если для договора необходима также и передача имущества, то он считается заключенным с момента, когда в соответствии с законом (ст. 223 ГК) произведена передача, а если договор подлежит государственной регистрации, - то с момента ее совершения.
Об оферте как таковой идет речь в ст. 435-437 ГК. В указанных стать¬ях определяется, во-первых, что представляет собой оферта; во-вторых, какие требования предъявляет к ней законодатель; в-третьих, каковы поро¬жденные ею последствия и, в-четвертых, как следует отграничить оферту от смежных правовых понятий.
Офертой является предложение, которое отличает ряд индивидуализирующих признаков и влечет за собой установленные в законе правовые последствия как для того, от кого она исходит (оферента), так и для адреса¬та (акцептанта). Поскольку последствия, о которых идет речь, весьма суще¬ственны для обоих - оферента и акцептанта, к оферте предъявляются весьма строгие требования. При их несоблюдении из нее не вытекает никаких правовых последствий или, по крайней мере, тех, которые закон, а в его рамках стороны с нею связывают.
Новый Гражданский кодекс впервые дал определение оферты, последовательно выразив в нем цель, которую ставит перед собой тот, кто с нею выступает. Офертой признается, подчеркнуто в п. 1 ст. 435 ГК, наме¬рение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Цель оферты состоит, таким образом, не в том, чтобы заключить договор, а в том, чтобы поста¬вить товары, выполнить работы или оказать услуги либо заказать все это. Следовательно, содержание оферты и акцепта совпадает не только одно с другим, но и с содержанием договора.
Особому урегулированию подвергнуто молчание. По самому своему характеру оно может быть только акцептом. При этом существует единая для всего гражданского права презумпция того, что молчание вообще не является юридическим фактом. Такая презумпция включена в общую норму, посвященную значению молчания. Имеется в виду ст. 158 ГК о форме сделок. Указанная статья, как и ст. 438 ГК, предусматривает те исключительные случаи, когда молчание приобретает правообразующее (правоизменяющее или правопрекращающее) значение. Из п. 3 ст. 158 ГК следует, что молчание может быть признано выражением воли совершить сделку только в случаях, когда это предусмотрено законом или соглашением сторон, в то время как по п. 2 ст. 438 ГК, являющемуся специальной и приоритетной нормой, молчание приобретает силу, если это предусмотрено либо законом, либо обычаем делового оборота, либо вытекает из прежних деловых отношений сторон. При этом п. 2 ст. 438 ГК имеет в виду, что в указанных трех случаях речь идет только об акцепте. Тем самым снимается вопрос о возможности использовать молчание в качестве оферты.
Проблема формирования стабильных договор¬ных отношений является весьма актуальной. В Кодексе она решается путем установления жестких правил, регулирующих изменение и расторжение гражданско-правовых договоров.
Общее из этих правил таково, что заключенные договоры должны исполняться на тех условиях, на которых было достигнуто соглашение сторон, и они не должны изменяться. Это правило способствует устойчивости гражданского оборота. Оно применяется и тогда, когда пос¬ле заключения договора принят закон, устанавливающий иные, по срав¬нению с действовавшими при заключении договора, правила, обязатель¬ные для сторон. В этих случаях, в силу п. 2 ст. 422 ГК, условия уже зак¬люченного договора сохраняют силу. Указанное обстоятельство обеспечивает стабильность в договорных правоотношениях.
Вместе с тем может возникнуть и такая ситуация, когда интере¬сы общества потребуют изменения условий уже заключенных догово¬ров. На этот случай рассчитано исключение из изложенного выше правила. Во вновь принятом законе может быть установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее зак¬люченных договоров. Следует обратить внимание на то обстоятель¬ство, что в соответствии с п. 2 ст. 422 ГК изменить или отменить усло¬вия уже заключенного договора может только правовой акт, облада¬ющий юридической силой закона. Иные правовые акты не могут действовать с обратной силой на условия заключенных договоров, как это иногда имело место до введения части первой ГК.
Гражданским законодательством в качестве общего правила устанавливается презумпция, согласно которой основанием для изме¬нения и расторжения договора является соглашение сторон, если иное не предусмотрено самим Кодексом, другими законами или договором (п. 1 ст. 450 ГК). Как исключение из этого правила предусмотрены два случая, когда по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных самим Кодексом, другими Законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значитель¬ной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при зак¬лючении договора (п. 2 ст. 450 ГК).
По общему правилу, действующему в международной торговле лицензиями, лицензиар стремится получить такую сумму паушальных платежей, которая, будучи вложенной в банк, обеспечивала бы ему прибыль, по величине и по времени получения равную выплате лицензионного вознаграждения в виде роялти, т.е. каждой сумме, получаемой в виде роялти, должна соответствовать часть паушальных платежей, которая, будучи вложенной в банк, увеличилась бы к соответствующему сроку до величины, равной величине выплат в виде роялти. В свою очередь лицензиат стремится при выплатах в виде паушальных платежей снизить цену лицензии до такой величины, чтобы разница между выплатами в виде роялти и паушальными платежами была бы равной стоимости кредита.
В ряде случаев выплата лицензионного вознаграждения в виде паушальных платежей или в виде роялти может оказаться неприемлемой для одного из партнеров или для обоих одновременно. В таких случаях могут быть использованы комбинированные (смешанные) платежи.
При этом первоначальные (паушальные) платежи выплачиваются в начальный период действия лицензионного договора до начала коммерческого использования объекта лицензии.
Остальная часть лицензионного вознаграждения выплачивается в виде роялти в процессе коммерческого использования объекта лицензии по окончании каждого отчетного периода.
Первоначальные платежи в большинстве случаев служат своего рода гарантией серьезности намерений лицензиата, что очень важно для отечественной практики торговли лицензиями. В то же время они позволяют окупить затраты на заключение лицензионного соглашения, на изготовление технической документации, других материальных носителей информации о передаваемой технологии (образцы, специальное оборудование, приборы), а также на выполнение других условий соглашений. В определенных условиях эти платежи могут восполнить затраты на исследование и разработку объекта лицензии.
Размер первоначальных платежей рекомендуется устанавливать в пределах до 25 % от цены лицензии, определенной в виде роялти. Для перевода этой цены в комбинированные платежи рекомендуется установить размер первоначальных платежей, а затем соответственно уменьшить ставки роялти.
Таким образом, в целях стимулирования лицензиата к использованию изобретений в производстве в лицензионных соглашениях при выплате лицензионного вознаграждения в виде роялти, в т.ч. и при наличии первоначальных платежей, целесообразно предусматривать минимальные гарантированные платежи. Их рекомендуется выплачивать по окончании отчетного периода независимо от результатов освоения объекта лицензии, объемов производства и реализации лицензионной продукции из расчета, чтобы сумма первоначальных и минимальных гарантированных платежей не превышала 75 % суммарных платежей в виде роялти, дифференцируя этот размер в зависимости от видов лицензионных договоров (при договорах полной и обычной исключительной лицензии – до 75 %, при договорах простой лицензии – до 50 %).
Ежегодные минимальные гарантированные платежи фиксируются в тексте лицензионного договора в виде определенных минимальных сумм. При этом в лицензионном договоре целесообразно одновременно предусматривать отмену ежегодных минимальных гарантированных платежей, если лицензиат перешел к производству продукции с лучшими потребительскими свойствами, пользующейся большим спросом или изготовляемой с меньшими издержками производства.
Вывод, промышленная собственность это исторически сложившееся понятие, которое обозначает систему отношений, складывающихся в связи с принадлежностью нематериальных благ, существующих в форме технических, художественно-конструкторских и биологических решений, обозначений, индивидуализирующих участников гражданского оборота и производимую ими продукцию.
Соблюдение международных стандартов в области права интеллектуальной собственности становится обязательным условием выхода государства на международную торговую арену. Каковы эти международные стандарты и насколько близка Россия к их соблюдению, мы попытаемся выяснить в нашей статье.
При передаче прав на объекты интеллектуальной собственности, при разработке условий лицензионного договора необходимо согласовывать экономические элементы договора с правовыми требованиями.
Анализ законодательства России в области права промышленной собственности приводит к выводу о том, что за некоторыми исключениями материальные нормы этих правовых актов соответствуют международным стандартам. В то же время отмечается, что эти нормы носят в некоторых случаях декларативный характер, так как их действие не обеспечивается надлежащими процессуальными гарантиями. Именно здесь наблюдается наибольшее несоответствие норм законодательства России международным стандартам.

Глава 2. Изобретение как объект права промышленной собственности: понятие, критерии патентоспособности, объекты
2.1. Понятие изобретения, как объект права промышленной собственности
Большинство стран мира в настоящее время понимают под изобретением новое, имеющее изобретательский уровень и промышленно применимое решение. Основными разновидностями таких решений могут быть устройства, способы, вещества, а также новое применение известных устройств, способов, веществ. Такое понятие изобретения не имеет критерия, позволяющего из всей массы изобретений выделять решения высокого уровня познавательной ценности, и поэтому оно как ядро кометы влечет за собой рой мелких, средних, великих изобретений, но мелкие и средние, как известно, составляют подавляющее большинство среди них.
Изобретения появились одновременно с человеком, однако потребность в защите результатов интеллектуального труда возникла только к концу средних веков с изменением отношения общества к ручному труду и борьбой с ремесленными цехами. Пройдя путь от привилегий, выдаваемых сувереном по своему усмотрению, до патентов, предусмотренных законодательством для удостоверения права автора, система охраны изобретений приобрела современный вид. С точки зрения законодательства, нет изобретения, пока нет акта о его признании государством.
Соответственно не вызывает сомнений, что понятие "изобретение" является родовым и предназначено для определения объективно существующего явления, из которого можно выделить юридическую категорию "патентоспособного изобретения".
Такое соотношение категорий дает возможность расширять последнюю из них, когда этого требует время. Действительно, исторически законодатель идет путем не создания новых способов охраны объектов изобретений, а распространения существующего порядка на объекты, находившиеся ранее вне пределов правовой охраны. Развитие идет в направлении увеличения и конкретизации охраняемых объектов и одновременного выделения признаков, позволяющих отличить эти объекты от неохраняемых. Именно по этой причине в большинстве западных стран сегодня отсутствует определение понятия "изобретение". Исключение составляет Патентный закон Японии 1959 г., в котором дается следующее определение: "Изобретение" в настоящем законе означает созданную путем использования естественных законов высокопрогрессивную техническую идею".
Научно-техническая ценность определения изобретения может быть вероятна, но юридическая - сомнительна. Для изобретателя его находка будет изобретением независимо от достоинств, мировой известности или признания .
Есть группа ученых, которые, не касаясь юридической стороны, занимаются разработкой теории изобретательства. Например, Т.Тийманн предложил на первое место поставить сущностные вопросы изобретательства, построить систему основных понятий этой теории, выявить и обосновать связь с экономикой и только затем на этой основе логически разработать правовой аспект.
Но это предложение опоздало на пару сотен лет, так как уже существует и действует система исключительных прав. Она возникла на основе действительности и тех социальных потребностей, которые складывались в разных странах в течение этого времени. Практика последних лет является ярким доказательством того, что правовые нормы есть ответ на идущие впереди достижения науки.
Понятию изобретения в различных литературных источниках не дают однозначного определения. Тем не менее большинство авторов сходятся во мнении, что изобретение как таковое - это нематериальное благо, идея.
"Изобретение - это не конкретное изделие или технология, а руководство по осуществлению действий технического характера, то есть абстракция, которая обозначается с помощью понятий". Это хорошо видно на примере таких изобретений, как способы. Однако это не какая-либо абстрактная идея, она должна отвечать определенным требованиям. Изобретения удовлетворяют потребности, лишь воплотившись в конкретных продуктах.
Не имея возможности быть осуществленной, идея остается абстрактной фикцией. С этой характеристикой тесно связан и второй аспект понятия, а именно тот результат, который получается вследствие материального воплощения идеи. Он зависит от свойств последней: идея, не дающая "продукта" - того ожидаемого от изобретения результата, не может называться изобретением в полном смысле. Таким образом, чтобы отличить любую идею от идеи, представляющей собой изобретение, на наш взгляд, следует говорить об осуществимости (воплотимости) и продуктивности (результативности) идеи.
Следующим юридико-фактическим основанием, предпосылкой, необходимой для совершения договора обмена жилыми помещениями, является согласие наймодателя жилого помещения. В соответствии с п. 4 ст. 74 ЖК РФ наймодатель имеет право отказать сторонам в совершении обмена только в случаях, когда имеются установленные законодателем препятствия для его совершения, а именно условия, когда обмен не допускается. Исчерпывающий перечень таких условий установлен в ст. 73 ЖК РФ и не подлежит расширительному толкованию.
Хочется отметить, что по сравнению с ранее действовавшим ЖК РСФСР указанные условия претерпели некоторые изменения. Так, новый ЖК РФ исключил из числа условий, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, указание на корыстный или фиктивный характер данной сделки. Представляется, что это является позитивным моментом, так как на стадии заключения договора обмена не представлялось точно определить, что данная сделка совершается сторонами без намерения породить определенные юридические последствия.
Таким образом, новый ЖК РФ защищает интересы участников обмена, так как исключает произвольные злоупотребления со стороны наймодателя. Кроме этого, в данном случае, в соответствии с четким указанием Жилищного кодекса, отказ наймодателя в даче согласия на обмен жилыми помещениями может быть обжалован в судебном порядке. Таким образом, говорить о том, что новое жилищное законодательство усилило административные преграды для осуществления гражданами своих правомочий, нет оснований. Согласие наймодателя на обмен жилыми помещениями можно охарактеризовать как «обусловленное согласие» , которое обязательно для контрагента только в пределах этой обусловленности.
Ст. 73 ЖК РФ также исключено такое основание, которое по ранее действовавшему жилищному законодательству препятствовало совершению обмена жилыми помещениями, как ухудшение жилищных условий одной из сторон, в результате чего граждане становились нуждающимися в улучшении жилищных условий. Означает ли это, что ЖК РФ предоставляет возможность злоупотреблять своими правами участникам жилищного правоотношения? По нашему мнению, для такого вывода нет оснований, так как в данном случае необходимо применять ст. 53 ЖК РФ, которая устанавливает негативные последствия для лиц, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия. Указанные граждане могут быть приняты на учет не ранее, чем через пять лет со дня совершения действий, ухудшающих их жилищные условия. Кроме того, в данном случае применению также подлежит п. 8 ст. 57 ЖК РФ, который устанавливает, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемого жилого помещения или к его отчуждению, не менее чем за пять лет.
Позитивным моментом, по нашему мнению, следует признать то, что ЖК РФ детально регламентировал в ст. 74 порядок и совершение договора обмена жилыми помещениями.
Характеризуя установленный порядок, следует особо выделить два момента: 1) договор об обмене жилыми помещениями между нанимателями должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами; 2) устанавливается срок, в течение которого наймодатель должен дать согласие на обмен или мотивированный отказ в обмене жилых помещений, а также срок, в течение которого стороны, участвующие в обмене жилыми помещениями, должны заключить договоры социального найма на жилые помещения, в которые они вселяются в результате совершенного обмена. Указанные сроки не должны превышать десяти рабочих дней.
Указанные нормы, по нашему мнению, направлены на защиту участников жилищных правоотношений и призваны исключить злоупотребления как со стороны наймодателей, так и со стороны лиц, участвующих в обмене. Тем не менее, по нашему мнению, п. 5 ст. 74 ЖК РФ необходимо дополнить нормой следующего содержания: «В случае, если в указанный срок граждане, получившие согласие каждого наймодателя на обмен жилого помещения, не заключили договор социального найма на жилое помещение, в которое они должны вселяться в порядке обмена, то договор об обмене жилыми помещениями является ничтожным».
Обмен жилыми помещениями, совершенный между нанимателями, представляет собой гражданско-правовую сделку, в связи с этим произведенный обмен может быть признан недействительным по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для признания сделки недействительной, в том числе, если он произведен с нарушением требований жилищного законодательства. При этом ЖК РФ, независимо от порока, по которому договор обмена жилыми помещениями признан недействительным, устанавливает иные правовые последствия, чем те, которые предусмотрены Гражданским кодексом в случае признания сделки недействительной. Правовым последствием при недействительности договора обмена является переселение сторон в те жилые помещения, которые они занимали до совершения обмена. Таким образом, ЖК РФ не предусматривает таких последствий, как односторонняя реституция и недопущение реституции.
Подводя итог, отметим, что обмен жилыми помещениями, совершаемый между нанимателями по договору социального найма, является гражданско-правовой сделкой, которая регулируется как нормами жилищного законодательства, так и Гражданским кодексом. При этом в ЖК РФ необходимо дать определение договора обмена. Хочется предложить следующее определение: «Договор обмена жилыми помещениями – это соглашение, по которому каждая из сторон (наниматель жилого помещения по договору социального найма) передает другой стороне право пользования занимаемым жилым помещением, а взамен приобретает право пользования другим жилым помещением на условиях социального найма».
§2.2. Сделки, направленные на передачу отдельных прав на жилые помещения
§2.2.1. Договор коммерческого найма жилых помещений
Действующее жилищное законодательство не содержит определения понятия «договор коммерческого найма». В.Н. Литовкин указывает, что название введено в обиход в юридической литературе и адекватно его правовой природе. Советское и прежнее российское законодательство знали единый договор найма жилого помещения.
Особенности правового регулирования отношений по поводу использования жилья в коммерческих целях были закреплены в нормах Жилищного кодекса РСФСР, посвященных правилам пользования жилыми помещениями в домах индивидуального жилищного фонда, принадлежащих гражданам (глава 6 ЖК РСФСР). При этом Кодекс допускал заключение договора найма или аренды, не конкретизируя их различий, а принятый в конце 1992 года Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» - лишь договора аренды, но в домах иных жилищных фондов.
Глава 35 Гражданского кодекса РФ, разделившая договор найма жилого помещения на договор найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования и просто договор найма жилого помещения, не восприняла дословно ни нормы ЖК РФ, ни Закона. Юридическая литература и ряд подзаконных нормативных актов, а вслед за ними и правоприменительная практика стали именовать договоры как «договор социального найма» и «договор коммерческого найма». Ст. 671 ГК РФ закрепила различие между договором найма жилого помещения и договором аренды жилого помещения, указав, что в соответствии с последним юридические лица могут использовать жилье для проживания граждан. По нашему мнению, договор коммерческого найма может быть заключен по поводу жилого помещения любого вида жилого фонда, кроме жилья социального использования государственного и муниципального жилого фонда.
В ст. 671 ГК РФ определены стороны договора найма как собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель), с одной стороны, и, с другой стороны, наниматель, которым, с учетом положений ч. 2 статьи, следует признать физическое лицо. Таким образом, Закон устанавливает обязательные требования к объему правомочий наймодателя, который должен быть или собственником жилого помещения, или управомоченным им лицом.
Рассмотрим общие черты и отличия договора коммерческого найма и договора социального найма с тем, чтобы дать определение договора коммерческого найма.
Если в качестве наймодателя ч. 1 ст. 671 ГК РФ прямо называет собственника или управомоченное им лицо, то категорию нанимателей из этой статьи можно определить путем исключения субъектов, которые в силу части второй статьи не могут быть этой стороной договора, т.е. юридические лица. О том, что нанимателем может быть только гражданин, говорится в статье 677 ГК РФ.
Статья 672 ГК РФ, определяя область применения договора социального найма жилого помещения: государственный и муниципальный жилой фонд социального использования, – оставляет все другие пригодные для жилья помещения возможными объектами договора коммерческого найма. Таким образом, выявляется один из признаков договора – сфера действия.
В юридической литературе государственная казна определяется как сово-купность финансовых, экономических отношений, складывающаяся в результа-те владения, пользования, распоряжения и управления имуществом соответст-венно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, их экономиче-скими и финансовыми объектами, а также по поводу присвоения обществом людей общественных благ и услуг в целях воспроизводства. Посредством де-нежной части, которая включает средства бюджета соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, перераспределяется валовой внутренний продукт. Экономическое содержание имущества, составляющего другую часть казны, выражается в опосредованном влиянии на бюджетные от-ношения в результате реализации формальных имущественных отношений ме-жду субъектами в рамках воспроизводственного процесса .
Г.И. Хайретдинова при классификации объектов государственного казен-ного имущества выделяет три группы: 1) средства государственного бюджета, внебюджетных и валютных фондов публичного субъекта; 2) недвижимость, на-ходящаяся в собственности публично-правового образования и не закрепленная за государственными предприятиями и учреждениями; 3) движимое имущест-во, находящееся в собственности публично-правового образования и не закреп-ленное за государственными предприятиями и учреждениями. Н.А. Абдуллаев отмечает, что в качестве имущества (не принадлежащего на вещных правах ни-какой организации) в состав государственной казны могут входить: земельные участки, природные ресурсы, участки недр и лесного фонда; доли и паи в со-ставе общей долевой собственности в уставных капиталах акционерных об-ществ; имущественные права; бесхозяйное имущество; имущество и имущест-венные комплексы ликвидируемых или ликвидированных унитарных предпри-ятий и учреждений; денежные средства (в валюте РФ или иностранных госу-дарств); валютные ценности; ценные бумаги; долговые обязательства; другие виды объектов государственной собственности .
К сожалению, нужно отметить непоследовательность законодателя, кото-рый в одних случаях определяет казну как объект правоотношений, в других случаях - как субъект. Вместе с тем поскольку казна - это совокупность имуще-ства, то в соответствии со ст. 128 ГК РФ имущество относится к объектам гра-жданского права. Казна как совокупность имущества является объектом, кото-рый в таком качестве не может выступать участником (субъектом) гражданских правоотношений. Следовательно, действующее гражданское законодательство позволяет раскрыть материальное содержание категории «казна». При этом собственником материального содержания казны всегда является особый субъ-ект правоотношений – это государство .
Поэтому, казну представляют непосредственно распоряжающиеся ею финансовые органы (министерства, управления или департаменты финансов), если только эта обязанность на основании п. 3 ст. 125 ГК не возложена на иного субъекта, выступающего от имени публично-правового образования (ст. 1071 ГК). Они и будут являться ответчиками по искам потерпевших. Таким образом, непосредственные причинители вреда и субъекты ответственности за его при-чинение в рассматриваемом случае не совпадают .
Публично-правовое образование как субъект ответственности находится с непосредственными причинителями вреда в опосредованных отношениях. Не-законная деятельность органов власти и их должностных лиц должна рассмат-риваться как нарушение публично-правовым образованием обязанности по ох-ране прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц, необеспечение нормального функционирования органов власти и их должностных лиц, наде-ленных властными полномочиями. При этом характер и объем специальной правоспособности публично-правового образования, должны определяться особой публичной целью, публичным интересом, при этом отсутствует необхо-димость в разделении целевой и специальной правоспособности.
Полагаем, что действия органов власти в интересах Российской Федера-ции, несмотря на то, что содержат признаки представительства – действия от «имени» представляемого, определенность пределов полномочия, к таковым не относятся. Поскольку в рамках административной компетенции органы власти не наделены самостоятельной правосубъектностью, то можно констатировать лишь их участие в рамках публичной компетенции в процессе волеизъявления публично-правового образования, не способного в силу особой природы к вы-ражению своей воли вовне. Фактически публично-правовое образование, дей-ствуя через свои органы, отвечает за собственные действия (бездействие).
Этот вывод подтверждается и судебной практикой. Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил следующее: Рассматривая иски, предъявлен-ные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местно-го самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в резуль-тате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта госу-дарственного органа или органа местного самоуправления, также является пуб-лично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих ор-ганов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государст-венного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение ис-точников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюд-жета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности иму-ществом, составляющим казну .
Отметим, что используемый в ст. 1071 ГК РФ термин «соответствующие финансовые органы», вызывает неопределенность, поскольку к финансовым органам можно отнести не только Министерство финансов Российской Феде-рации, но и Федеральное казначейство. Законодателем не учтена возможность выступления от имени Российской Федерации государственного органа, осуще-ствляющего функции по управлению федеральным имуществом. Кроме того, финансовые и иные органы (в частности, главные распорядители средств феде-рального бюджета) не могут выступать от имени федеральной казны, поскольку казна – не субъект гражданских правоотношений, а лишь источник, за счет ко-торого возмещается причиненный вред.
В заключение заметим, что Российская Федерация, ее субъект, муници-пальное образование, возместившие потерпевшему вред на основании ст. 1069 ГК РФ, имеют право регресса к непосредственному причинителю в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом, в частно-сти трудовым законодательством.
§2.2.1. Договор коммерческого найма жилых помещений
Действующее жилищное законодательство не содержит определения понятия «договор коммерческого найма». В.Н. Литовкин указывает, что название введено в обиход в юридической литературе и адекватно его правовой природе. Советское и прежнее российское законодательство знали единый договор найма жилого помещения.
Особенности правового регулирования отношений по поводу использования жилья в коммерческих целях были закреплены в нормах Жилищного кодекса РСФСР, посвященных правилам пользования жилыми помещениями в домах индивидуального жилищного фонда, принадлежащих гражданам (глава 6 ЖК РСФСР). При этом Кодекс допускал заключение договора найма или аренды, не конкретизируя их различий, а принятый в конце 1992 года Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» - лишь договора аренды, но в домах иных жилищных фондов.
Глава 35 Гражданского кодекса РФ, разделившая договор найма жилого помещения на договор найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования и просто договор найма жилого помещения, не восприняла дословно ни нормы ЖК РФ, ни Закона. Юридическая литература и ряд подзаконных нормативных актов, а вслед за ними и правоприменительная практика стали именовать договоры как «договор социального найма» и «договор коммерческого найма». Ст. 671 ГК РФ закрепила различие между договором найма жилого помещения и договором аренды жилого помещения, указав, что в соответствии с последним юридические лица могут использовать жилье для проживания граждан. По нашему мнению, договор коммерческого найма может быть заключен по поводу жилого помещения любого вида жилого фонда, кроме жилья социального использования государственного и муниципального жилого фонда.
В ст. 671 ГК РФ определены стороны договора найма как собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель), с одной стороны, и, с другой стороны, наниматель, которым, с учетом положений ч. 2 статьи, следует признать физическое лицо. Таким образом, Закон устанавливает обязательные требования к объему правомочий наймодателя, который должен быть или собственником жилого помещения, или управомоченным им лицом.
Рассмотрим общие черты и отличия договора коммерческого найма и договора социального найма с тем, чтобы дать определение договора коммерческого найма.
Если в качестве наймодателя ч. 1 ст. 671 ГК РФ прямо называет собственника или управомоченное им лицо, то категорию нанимателей из этой статьи можно определить путем исключения субъектов, которые в силу части второй статьи не могут быть этой стороной договора, т.е. юридические лица. О том, что нанимателем может быть только гражданин, говорится в статье 677 ГК РФ.
Статья 672 ГК РФ, определяя область применения договора социального найма жилого помещения: государственный и муниципальный жилой фонд социального использования, – оставляет все другие пригодные для жилья помещения возможными объектами договора коммерческого найма. Таким образом, выявляется один из признаков договора – сфера действия.
Объектом договора найма жилого помещения, в силу ст. 673 ГК РФ, может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). При этом законодатель особым образом выделяет признак пригодности жилья: диспозиция ч. 2 п. 1 статьи носит отсылочный характер и предполагает существование особого порядка определения пригодности. Ст. 676 ГК РФ называет обеспечение пригодности жилого помещения первоочередной обязанностью наймодателя. Исходя из различных степеней социального значения договора социального найма и договора коммерческого найма, представляется, что такой особый подход к этому критерию должен быть применим скорее к первому, нежели к последнему виду договора, т.к. стороны при заключении договора коммерческого найма свободны в своих действиях (ст. 421 ГК РФ) и вольны сдавать в наем и нанимать не отвечающее всем установленным требованиям жилищного законодательства помещение, например, предусмотрев по этому поводу особые условия договора.
Императивность требования о пригодности к постоянному проживанию не отвечает и срочному характеру договора коммерческого найма. Думается, что вернее было бы, применительно к данному договору, говорить о приемлемости, а не о пригодности жилого помещения, приняв ее за один из квалифицирующих признаков.
Объектом договора найма может быть не только одно изолированное жилое помещение. В случаях найма жилого помещения в многоквартирном доме объектом договора будет сложная вещь: главная – квартира и принадлежность – доля общих помещений дома, несущих конструкций, механического, электрического, санитарно-технического оборудования, обслуживающего не одну квартиру (ст. ст. 134, 135, 290 ГК РФ).
Форму заключения договоров найма законодатель однозначно предусмотрел как простую письменную. Соблюдение этого условия, безусловно, дисциплинировало бы участников правоотношения, сделало бы процесс разрешения споров более цивилизованным. Однако на практике, особенно в сельской местности, редко составляются документы по поводу сдачи в наем жилья, которые отвечали бы обычным требованиям к договору, но и отсутствуют иные «письменные и другие доказательства», которые могут, в силу п. 1 ст. 163 ГК РФ, подтверждать в случае спора факт совершения сделки. Коммерческому найму жилья не предшествует решение единоличного или коллегиального органа; не требуется ордера для вселения. Поскольку в случае несоблюдения простой письменной формы сделки стороны лишены возможности ссылаться на свидетельские показания, а принципы состязательности и диспозитивности гражданского процесса уравняли стороны правоотношения (кроме случаев, указанных в законе), на практике им трудно будет доказать наличие обязательств и их условий. В связи с тем, что речь идет об одном из конституционных прав граждан и судебная практика принимает в качестве доказательств возникновения и прекращения жилищных правоотношений любые без исключения фактические данные, которые в соответствии со ст. 49 ГПК РСФСР могут иметь значение для правильного разрешения дела. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что однозначно императивный смысл этой норме придавать рано.
Для нанимателей коммерческого жилья законодатель гарантировал сохранение договора найма и его условий при переходе права собственности. Принимая во внимание нормы ст. ст. 216, 294, 296 ГК РФ, то же следует отнести и к переходу делегированных собственником прав иным «управомоченным лицам» других вещных прав (ст. 675 ГК РФ). В случае нарушения прав со стороны нового наймодателя в соответствии со ст. 305 ГК РФ наниматель имеет право на защиту своих прав. Ввиду предоставленного гражданам, постоянно проживающим вместе с нанимателем, равного права пользования жилым помещением (ч. 2 п. 2 ст. 677 ГК РФ), на них также не отразится факт смены стороны договора.
Наниматель может использовать жилое помещение в соответствии с целями заключенного договора, если жилое помещение свободно и пригодно для проживания, что должен обеспечить наймодатель в силу п. 1 ст. 676 ГК РФ. К другим обязанностям наймодателя закон относит надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное в наем жилое помещение; предоставление коммунальных услуг или обеспечение возможности их предоставления; ремонт мест общего пользования и систем коммуникации (п. 2 ст. 676 ГК РФ). Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма. Обязанность наймодателя по осуществлению капитального ремонта социального жилья в соответствии с нормами ЖК РФ носит императивный характер.
Если помещение нуждается в капитальном ремонте настолько, что перестает быть пригодным для постоянного проживания, договор расторгается в соответствии с п. 3 ст. 687 ГК РФ. В других случаях наймодателю придется дождаться окончания срока договора.
2. Специалист в гражданском процессе
Правовое положение специалиста и его роль в гражданском процессе определяется ст. 188 ГПК, которая устанавливает, что в необходимых случаях при осмотре письменных или вещественных доказательств, воспроизведении аудио- или видеозаписи, назначении экспертизы, допросе свидетелей, принятии мер по обеспечению доказательств суд может привлекать специалистов для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества). Кроме того, специалисты также могут привлекаться в процесс для получения образцов почерка для сравнительного исследования документа и подписи на документе (ст. 81 ГПК).
Специалист – это лицо, обладающее специальными познаниями в той или иной сфере, привлекаемое к участию в процессе для получения консультаций и разъяснений, входящих в сферу его профессиональных знаний, а также для оказания технической помощи при производстве некоторых процессуальных действий. «В качестве специалистов в судебное заседание могут быть вызваны педагогические работники, оценщики, фотографы, видеооператоры» .
Специалисту как участнику гражданского процесса предоставлены права на возмещение расходов понесенных в связи с явкой в суд, а также на вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
Лицо, вызванное в качестве специалиста, обязано явиться в суд, отвечать на поставленные судом вопросы, давать в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывать суду техническую помощь. Специалист дает суду консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда. Консультация специалиста, данная в письменной форме, оглашается в судебном заседании и приобщается к делу. Консультации и пояснения специалиста, данные в устной форме, заносятся в протокол судебного заседания. В целях разъяснения и дополнения консультации специалисту могут быть заданы вопросы.
1.3 Правительство и Министерство финансов РФ как финансовый орган государства
В функции Правительства Российской Федерации входит разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюдже¬та, а также обеспечение его исполнения. Правительство представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.
Обеспечивая разработку и исполнение бюджета, Правительство взаимодействует с Центральным банком РФ и опирается на Министерство финансов, Министерство экономики и иные федеральные госу¬дарственные органы. Так, функция контроля за исполнением феде¬рального бюджета возложена Правительством РФ на Федеральное каз¬начейство, Положение о котором было утверждено Правительством 27 августа 1993 г. постановлением № 864 .
Министерство финансов Российской Федерации занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля. Оно через свои органы осуществляет непосредственно финансовый кон¬троль во всех присущих финансовому контролю формах и видах. Ми¬нистерство финансов Российской Федерации (Минфин России) явля¬ется федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации, и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, обес¬печивающих проведение единой государственной политики и осуществляющих общее руководство финансами в стране. Его структура, перестроенная в 90-х гг., отражает особенности экономики России современного этапа. Наряду с бюджетным управлением в составе Министерства финансов организованы следующие управления: налоговых реформ, государственных ценных бумаг и финансового рынка, финансирования программ развития сельского хозяйства, финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка, финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии. Все они связаны с формированием в стране рыночных отношений.
Помимо названных, в структуре Министерства финансов РФ имеются следующие управления: финансирования социальной сферы и науки; финансирования обороны, правопорядка и безопасности; валютно-финансового регулирования; методологии бухгалтерского учета и отчетности.
Финансовый контроль возложен на управления, отделы и другие подразделения Министерства финансов, а также на специально созданный в составе его центрального аппарата департамент государст¬венного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ (бывшее Контрольно-ревизионное управление ).
Аппарат департамента имеет право проводить документальные ревизии в министерствах, ведомствах, организациях, учреждениях и предприятиях: требовать от ревизуемых органов предъявления денежных документов, бухгалтерских книг, планов, смет и других документов, сумм наличных денежных средств и ценных бумаг; получать разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе ревизии (в том числе и от других учреждений и организаций по операциям и расчетам с ревизуемым предприятием). В случае выявления нарушения действующего законодательства, финансовой дисциплины, фактов хищения государственной собственности должностные лица Департамента ставят перед руководителем проверяемой или вышестоящей организации вопрос об отстранении от работы виновных с передачей материала ревизии следственным органам для привлечения их к ответственности.
Задача контроля за исполнением бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ возложена на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ .
1.4 Федеральное казначейство (Казначейство России) как финансовый орган государства
Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Было создано указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864.
Положение о Федеральном казначействе утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе». Включает 85 управлений и 2254 отделения.
В 2002 году большинство федеральных учреждений (кроме отдельных учреждений Министерства обороны) были переведены на обслуживание через органы федерального казначейства. С 2002 года в казначействе открыты счета по учету внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений.
С 1 января 2005 года казначейство выделено из состава Министерства финансов с преобразованием в федеральную службу. Находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Организационная структура
• Операционное управление;
• Управление финансового прогнозирования и управления единым казначейским счетом;
• Управление совершенствования функциональной деятельности;
• Управление бюджетного учета и отчетности;
• Управление ведомственных программ;
• Управление внутреннего контроля и аудита;
• Административное управление;
• Финансовое управление;
• Управление информационных систем;
• Управление режима секретности и безопасности информации;
• Юридическое управление.
Главной задачей единой централизованной системы органов Феде¬рального казначейства является организация, осуществление и кон¬троль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства, исходя из принци¬пов единства кассы. Не менее важной задачей органов Казначейства служит регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фон¬дами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.
Таким образом, широта задач этого контрольного органа определя¬ется такими его функциями, как регулирование финансовых отноше¬ний между федеральным бюджетом и иными фондами, осуществлени¬ем краткосрочного прогнозирования, сбором, обработкой и анализом информации по широким аспектам государственных финансов, что прямо вытекает из Положения о Федеральном казначействе.
Основной упор деятельности Казначейства делается на контроль за использованием бюджетных средств. Органам Федерального казначейства предоставлено право применять штрафные санкции к юридическим лицам, допустившим нецелевое использование средств федерального бюджета.
Штрафные санкции применяются к хозрасчетным предприятиям и организациям, а также учреждениям, финансируемым из федерального бюджета, допустившим нецелевое использование бюджетных средств. Суммы штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета подлежат зачислению в доход федерального бюджета.
При нецелевом использовании бюджетными учреждениями средств орган Федерального казначейства засчитывает эти средства в счет последующего финансирования с уведомлением об этом соответствующего департамента Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ведомств Российской Федерации.
При нецелевом использовании средств федерального бюджета хозрасчетными предприятиями и организациями эти средства следует восстановить в федеральный бюджет или зачесть в счет последующего финансирования с уведомлением соответствующего департамента Министерства финансов РФ и соответствующих отраслевых министерств и ведомств Российской Федерации об изменении финансирования.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества