Государство и право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работГосударство и право
fig
fig
; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.
Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество как опосредованную трудом систему потребностей, которая покоится на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.
Высшим моментом идеи государства – это то, что Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств.
Основные произведения Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права».
В данном реферате затронуты основные вопрос
Введение
Процесс возникновения права так же сложен, как и процесс возникновения государства. И протекают оба этих процесса одновременно и неразрывно.
Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского права. Первым источником его были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытнообщинного строя и ставшие теперь обычным правом. В "Повести временных лет" отмечается, что племена имели "обычаи свои и законы отцов своих". В источнике имеются в виду нормы обычного права, и понятия употреблены как синонимы.
Но постепенно обычное право теряет свое значение и уже с X в. мы знаем и княжеское законодательство. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесшие важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право.
Древнерусское Киевское государство явилось важнейшей вехой в нашей страны и ее соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским государством. Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства и оказали влияние на развития права соседних народов.
Вследствие всего вышесказанного, избранная тема курсовой работы важна и чрезвычайно интересна. Ведь изучение и исследование её даёт нам возможность понять и отследить не только развитие самого права, но и государства, положения населения, его жизни, быта, письменности Древней Руси. Кроме того, исследование исторических памятников права, тем более таких объемных и значимых, как «Русская Правда», позволяет лучше ориентироваться в современных вопросах, а порой даже принимать нестандартные, но единственно верные решения.
Цель работы: исследование источников возникновения, этапов развития, становления древнерусского права.
Глава 1. Становление древнерусского права
1.1. Этапы развития древнерусского права
Киевская Русь как государство начала формироваться на основе принятых извне норм византийского права. Византийская культура создала оригинальную философию государственного права, опирающуюся на восточнохристанскую теологию. Ее практическим отражением был Кодекс Юстиниана (534 г.), являвшийся вершиной римского законодательства. Гражданское право в Византии не развилось за пределы римских кодексов времен Юстиниана. Из-за доминации теолого-государственно-правовой проблематики гражданское право подверглось постепенному ограничению. Византийская этическая культура отличалась нежеланием ограничивать действительность до какой бы то ни было определенной, кратковременной формы правды, доступной только интеллекту. Значительное влияние на формирование теории этического поведения имела большая монастырская общественность, славившаяся богатой духовной традицией. Она создавала специфическую культурную разновидность христианского Востока. Византия была примером связи христианской культуры с высоко организованной на протяжении веков государственной цивилизацией. Эта связь нашла свое отражение в системе права и власти.
Принцип проявился в ряде русских княжеских юридических документов, перекликавшихся с византийским Номоканоном. Его славянская, занесенная из Болгарии версия (Кормчая) содержала Закон Моисеев, выдержки из Эклоги цезарей Леона и Константина — уголовное и семейное право, Кодекс Константина (Закон Судный людем) — славянская переделка, касающаяся наказаний за провинности, Прохейрон (Закон градский) — ius civile — закон Василия Македонского IX в. Кроме правовых документов Номоканона на Руси действовали Церковные Уставы первых русских христианских князей. Важнейшие из них — это Устав святого князя Володимера, крестившего всю землю рускую, о церковных судех и о десятинах, Устав князя великого Яарослава, сына Владимира, а также Русская правда. Эти три кодекса действовали в Киевской Руси.
В более поздний период административной самостоятельности многих княжеств, кроме вышеназванных Уставов, появился ряд созданных по их образцу локальных правовых документов. Они отличались лишь внешними особенностями, связанными со спецификой местной экономики или типом правления, как это имело место, напр., в Новгороде. Культурно-цивилизационный характер Новгорода передает Устав князя Всеволода Мстиславича (XII в.), утверждавший правовой статус купеческой корпорации.
Многочисленные новгородские документы, возникшие в эпоху раздробленности, представляют собой пример стремлений жителей данного княжества адаптировать киевскую правовую культуру к изменяющимся потребностям. Поэтому во времена татарского ига Новгород отличался большой эластичностью реакции на развитие внешних обстоятельств. Род зависимости, который навязывала Орда политической системе власти в Новгороде, оказался для нее менее, чем где бы то ни было, обременительным.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений. История мировой цивилизации насчитывает много тысячелетий. С самого зарождения общества, существовала власть отдельной личности или всей общины над от-дельным индивидом. В древнейшем обществе власть принадлежала сильней-шему мужчине войну, превосходившему других общинников умом и силой. В более развитых земледельческих общинах преобладала власть старейшин и народного собрания.
В дальнейшем (развитие истории) многократно возникали и рушились государства и целые цивилизации. Совершались великие открытия, бушевали грандиозные войны. Но любое событие в жизни рядового человека или целой общины по-прежнему контролировались властью. Власть существовала и существует в любом обществе: в маленьких племенах древних людей, в благополучных странах современной Европы.
По-своему характеру власть может быть монархической (абсолютизм, единовластие) или демократической (народовластие). В любом обществе власть относится к одной из данных форм, хотя в разных частях мира, из-за различных религиозных верований и обычаев, могут проявляться какие-либо особенности форм управления, характерные для данного народа. От этих особенностей зависит жизнь общества и его дальнейшее развитие.
В представленной курсовой работе речь пойдет об одной из самых древних форм правления – монархии.
Следует заметить, практически до самого начала XIX века монархическая форма правления была правилом для большинства государств. Даже в современном мире, не смотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией продолжается. Данное утверждение подтверждается тем фактом, что в настоящее время приблизительно пятая часть государств в мире является монархиями, при этом к их числу относятся такие крупные державы как Великобритания и Япония.
Монархическая форма правления имела место и в истории России. В эпоху перемен, когда рухнула империя под названием СССР, перед Россией и ее гражданами встал вопрос, по какому пути развиваться нашему государству? Какие формы правления будут в России, останется республика или мы вернемся к монархии, удержим мы демократические ценности или скатимся к авторитарному режиму. В последующие годы был выбран курс на демократизацию и либерализацию общества, но и сегодня достаточно громко звучат голоса о том, что выборы это пустая трата времени, периодически предлагается продлить полномочия президента, губернатора, мэра.
Таким образом, тема «Монархическая форма правления» актуальна не только для «древних» времен, когда к ее раскрытию обращались такие мыслители как Аристотель, она актуальна и сегодня, поскольку целый ряд современных успешно развивающихся стран в качестве формы правления избрали именно монархию. В современной научной литературе широко дискутируются аргументы, как в пользу монархической формы правления, так и в отрицание положительного ее потенциала в целях оптимизации политического управления. Изучению сущности и потенциала монархии как форма правления посвящены труды таких авторов как С.С. Алексеев, М.Н. Марченко, С.В. Боботов, Н.В.Варламова, В.Г.Графский, А.Д.Керимов, А.И. Ковлер, С.А. Комаров, В.В.Лузин, Е.А.Лукашева, А.В.Малько, Л.С.Мамут, В.С. Нерсесянца, А.В. Оболонский, Л.И. Спиридонов, В.А. Четвернин и др.
В этой связи существует настоятельная потребность оценить высказанные в научной литературе точки зрения о понятии, сущности, характерных чертах монархической формы правления, исходя из теоретических положений, изложенных классиками политико-юридической мысли, а также действительных закономерностях функционирования монархических государств, изучить пути становления монархической формы правления сквозь призму истории не только зарубежных стран, но и Российского государства, выявить особенности характерные для современных монархий (на примере Японии и Великобритании).
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНАРХИИ КАК ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и виды форм правления государства
Любое государство представляет собой единство сущности, содержания и формы. Категория формы государства раскрывает особен-ности его внутренней организации, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государствен¬ных ор-ганов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности. Более ко¬ротко форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти . Еще со времен античности понятию формы госу-дарства придавалось важное значение, римские юристы говорили: «Форма дает бытие вещи» .
Наиболее полное представление о форме конкретного государства да-ют три ее составляющие: форма правления, форма государственного устройства и государственно-правовой (политический) режим.
Форма государства зависит от многих факторов, среди которых определяющее значение имеют конкретно-исторические условия возникновения и развития данного государства, исторические традиции, территориальные размеры страны, национальный состав населения и др. В мире не существует абсолютно одинаковых стран и народов, следовательно, нет одинаковых форм государства. Тем не менее, теория государства и права выработала модели форм правления, государственного устройства и государственно-правовых режимов.
Форма правления государства, раскрывает три главные характеристики государства:
- организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
- взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
- компетенцию этих органов.
Данная категория показывает, как образуются выс¬шие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также сви¬детельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемо-кратическим способом они образованы. Недемократическим путем форми-руются, например, высшие органы государства при наследственной монар-хии.
Введение
Актуальность темы исследования. Для права современной России, развивающейся в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, является характерным принцип сочетания стимулирования и ограничений. Этот принцип ориентирует на парное использование обеспечения действия права, достижение целей правового регулирования разносторонних юридических средств, таких как, с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и иные виды поощрения и т.д., с другой – запреты, приостановления, наказания и другие виды юридической ответственности и т.п. В данном исследовании будет проанализирована одна из сторон указанного принципа, а именно – льготы и поощрения в праве. Данные методы правового регулирования имеют большое значение и играют огромную роль в процессе развития всего современного общества.
Так, поощрительные методы правового регулирования стимулируют желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение. А именно, поощрительные нормы предписывают предоставление мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.
Необходимо также отметить и значимость льгот, так как в условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, ос-нованные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в раз-личных сферах жизнедеятельности: хозяйственной и предпринимательской, финансовой и социальной, научно-технической и демографической, культурной и благотворительной и т.п. Налогообложение – одна из главных функций Российского государства.
Целью данного исследования является комплексный анализ и деталь-ное рассмотрение особенностей действующей в современной России системы льгот и поощрений и определение ее эффективности в сфере правового регулирования.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разработаны следующие задачи:
1) определить актуальность исследования системы льгот и поощрений, а также определить ее значимую роль в процессе правового регулирования жизни общества и государства в целом;
2) определить понятие, признаки и функции правовых льгот и право-вых поощрений;
3) проанализировать действующие поощрительные санкции;
4) подвести итоги проведенного исследования.
Объект исследования: «Система правового регулирования».
Предмет исследования: «Правовые льготы и поощрения как средства правового регулирования общественных отношений».
Нормативную базу исследования составили действующие в настоящее время законы и подзаконные нормативные акты Российской Федерации, регулирующие область применения льгот и поощрений. В частности был использован Трудовой кодекс РФ 30 декабря 2001 года, так как поощрения свойственны в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий
Теоретическую основу исследования составляют работы Азаров Н.И., Венгеров А.Б., Малько А.В., Межуев В.М. и др.
Введение
Демократия (греч. demokratia – власть народа)- форма политического строя, основанного на принципах народовластия, свободы и равенства. Демократия предполагает признание принципа подчинения меньшинства большинству, выборность основных органов государственной власти, ведущую роль представительных выборных органов власти в системе государственных учреждений, равноправие граждан, наличие широких политических и социальных прав и свобод и т.д.
Различаются институты представительной демократии (выборные учреждения – парламенты и др.) и непосредственной демократии (референдумы и т.д.)

1. Формы народовластия
Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства традиционно считается основным, определяющим саму природу политических прав и свобод граждан. Объем правового регулирования нормы, закрепляющей права граждан на участие в управлении делами государства, выходит далеко за рамки обычного субъективного права, вторгаясь в пределы действия других политических прав и свобод граждан: избирательного права, права на участие в референдуме и многих других. Возможно, право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами является не столько субъективным правом, входящим в систему политических прав и свобод, сколько основополагающим принципом взаимоотношений между демократическим государством и его гражданами. Данный принцип реализуется в первую очередь посредством осуществления политических прав и свобод граждан.
Основополагающие нормы федеральной Конституции и нормы конституций и уставов субъектов Российской Федерации, устанавливающие основы народовластия, можно назвать конституционными основами народовластия. Они представляют собой совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления власти народом как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
К конституционным основам народовластия в РФ можно отнести следующие положения:
1) Россия - правовое, демократическое государство с республиканской формой правления (ст. 1);
2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Данный фундаментальный принцип предполагает, что все действия субъектов права (в том числе коллективных) должны соизмеряться с приоритетным положением человека в государстве и обществе;
3) верховенство закона (ст. 15). Соблюдение законов является всеобщей обязанностью, которая распространяется и на государство (в виде его органов и должностных лиц), и на гражданское общество (в виде граждан и их объединений);
4) идеологическое многообразие, политическое многообразие, многопартийность (ст. 13);
5) равенство субъектов права перед законом и судом (ст. 13, 19).
Право граждан на управление делами государства есть реализация принципа народовластия. Это право раскрывается в целом ряде конкретных форм его осуществления:
- местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ);
- местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130);
- структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131);
- граждане Российской Федерации имеют право на объединения (ст. 30);
- граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);
- граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
В большинстве уставов и конституций субъектов Российской Федерации можно найти перечень форм осуществления народовластия, которые могут быть использованы при реализации народом государственной власти и населением - муниципальной. Это нормы, устанавливающие субъективное право на участие в выборах и референдуме, иных формах народовластия; принципы избирательного права и проведения референдума, вопросы референдума, его виды; нормы, закрепляющие понятие референдума, выборов и отзыва, основы территориального общественного самоуправления, народную правотворческую инициативу и иные.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы не вызывает сомнений. Конец XX начало XXI веков ознаме-нован крупномасштабным развитием демократических форм интеграционных образо-ваний. На примере Европы мы можем наблюдать процесс политической и экономиче-ской интеграции, в то же сохраняется достаточно широкая суверенность стран, кото-рые входят в состав Европейского Союза. Следуя этому примеру, другие страны мира тоже вливаются в интеграционный процесс. XXI век – век интеграционных процессов, которые нуждаются в подробном юридическом исследовании. Особое внимание сле-дует уделить конфедеративной форме государственного объединения, как особо зна-чимой альтернативой другим видам межгосударственных образований, таким как со-общества, содружества, лиги, унии и т.п.
Исследование и правовой анализ теории конфедерализма является одной из пер-спективных тем в контексте развития отношений государств, появившихся на постсо-ветском пространстве. После приобретения ими статуса полной суверенности, в отно-шениях с другими государствами преемниками они стали использовать те или иные элементы конфедерализма.
Вероятно, что конфедеративное объединение государств является некой ступе-нью в выстраивании необходимых условий и надстроек союзного государства. Многие бывшие страны СССР не готовы полностью и даже частично терять государственный суверенитет, терять статус субъекта международного права, признавая верховенство международных организаций. Именно это и обусловливает необходимость и перспек-тивность развития института конфедерализма, так как эта модель объединения госу-дарств является компромиссной в дальнейшем интеграционном процессе. Следует от-метить, что несмотря на актуальность данной проблемы, остается очень много неясно-стей в юридической природе конфедеративных образований. К сожалению, в литера-туре им уделено не такое большое внимание как федеративному устройству госу-дарств. В частности отсутствует однозначное определение понятия «конфедерации», так же как на сей день отсутствует единая позиция относительно её места в теории го-сударства и права.
К вопросам связанным с институтом конфедеративного устройства обращались такие авторы как Р.В. Иванов, С.Ю. Михайлова Л.Х. Мингазова, С.И. Паньковский, А.Я. Капустин, Г.И. Курдюков, Н.А. Ушаков, С.Ю. Кашин, А.О. Четвериков, П.А. Ка-линиченко, А.В. Арбузов, Б.М. Лазарев и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с кон-федерацией как формой государственного устройства. Предмет исследования – нормы законодательства и доктринальные источники. Целью исследования является ком-плексное исследование конфедеративной формы государственного устройства. Для этого поставлены задачи:
- изучить историю и развитие международных объединений, а так же юридиче-ские основы конфедеративного объединения государств
- проанализировать возникновение и развитие конфедеративного объединения государств, определив факторы, которые привели конфедерации прошлого к наиболее тесной и форме межгосударственного объединения, и выявление причин по которым такие объединения становятся невозможными (Австро-Венгрия, Сирия и Египет, Се-негал и Гамбия)
- рассмотреть структуру становления и развития конфедеративного объединения государств на примере Европейской интеграции.
- исследовать учредительные документы конфедеративных объединений, компе-тенцию конфедерации, делегированную государствами-членами такого объединения, и суверенные права самих государств-членов конфедерации
По своей структуре работа состоит из двух глав, разбитых на параграфы, введе-ния, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1. Историко-правовой анализ возникновения и развития конфедераций
Исторических примеров конфедеративных образований, как формы союза госу-дарств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, было достаточное количество. Образовывались они на различных этапах развития истории, но, однако, после непродолжительного существования либо полностью распадались, либо обрета-ли федеративную форму государственного устройства. Смотря в глубь истории, мож-но причислить к конфедеративным образованиям следующие союзы государств: Швейцарскую конфедерацию в 1291-1798 гг. и 1815-1848 гг.; Республику Соединенных провинций в Нидерландах в 1579-1795 гг.; Германскую конфедерацию в 1815-1866 гг.; Соединенные Штаты Америки в 1781-1787 гг.; Конфедеративные Штаты Америки в 1861-1865 гг., а также некоторые другие конфедеративные образования .
Попытки создания конфедераций предпринимались и в XX столетии. Одним из примеров было создание конфедерации Сенегамбии, объединившей два государства - Гамбию и Сенегал в конфедеративный союз, но, образованный в 1981 году, он уже че-рез несколько лет распался. Несколько раньше попытку создания конфедеративного образования предприняли Египет и Сирия, которые в феврале 1958 года создали на конфедеративной основе Объединенную Арабскую Республику. Но и этот союз госу-дарств просуществовал недолгое время. В сентябре 1961 года в результате переворота было объявлено о выходе Сирии из союза двух государств и образовании независимой Сирийской Арабской Республики . Следует отметить, что в марте 1958 года к Объеди-ненной Арабской Республике примкнуло еще одно государство Аравийского полуост-рова - Йемен, но этот акт имел только лишь формальное значение.
Отдельные элементы конфедеративного устройства можно наблюдать в функ-ционировании государственного механизма Объединенных Арабских Эмиратов , где два султаната - Абу-Даби и Дубай - сохраняют суверенные права. Им, в частности, принадлежит право абсолютного вето на федеральное законодательство. Они имеют собственные армии и системы денежного оборота.
Уже дважды (в 1980 и 1995 гг.) в Канадской провинции Квебек проводились референ-думы, целью которых провозглашалось предоставление больших прав (вплоть до отделения от Канады) этой франкоязычной провинции. Однако проект суверенитета-ассоциации, выдвинутый Квебекской партией и предполагавший использование элементов конфедерализма, был оба раза отвергнут населением Квебека. Быстро к конфедеративной форме устройства идет Западная Европа, но уже сейчас она рассматривается как переходная форма к федерализму. Конфедераций классического типа ныне в мире не существует вовсе, даже Швейцария, несмотря на то, что официальное название страны по Конституции этого государства, принятой в 1999 году, - Швейцарская Конфедерация, по форме государственного устройства является федеративным государством. Аналогичная ситуация в Канаде, - хотя официально продолжает употребляться слово «конфедерация», эта страна фактически давно уже стала федерацией.
В СССР конфедерацию считали формой государственного устройства, присущей только буржуазным государствам. Прежние подходы подвергли критике: «Буржу-азный ученый, даже наиболее современный, берет эти различные виды государствен-ных объединений всех исторических и даже доисторических эпох и ищет в них общие признаки, пытается свести их всех к единой абстрактной формуле. Такая работа бес-плодна и ничего дать не может, кроме более или менее удачных, остроумных, даже блестящих формул без всякого содержания». Поэтому античные союзы в качестве примера конфедераций не принимались во внимание. В новейших российских работах начинают появляться в качестве примеров конфедерации древние союзы: Морской союз греческих полисов, Делосский союз и другие. Но, если союзы Древнего Мира представляют интерес с позиции исторического уяснения сущности территориального объединения, то средневековые объединения государств, по праву считавшиеся при-оритетной формой государственного устройства, являются ценной эмпирической базой для проведения исследования и выявления сути конфедерации государств.
Введение
Актуальность настоящей курсовой работы. В условиях глобализации особенно актуален спор о том, возможно ли распространение моделей конституционного и политического устройства одних государств на другие страны, имеющие иные культурные и исторические традиции? Каков при этом масштаб выбора, от чего зависит селекция тех или иных параметров? Почему одни из них становятся органической частью национальных систем, в то время как другие отбрасываются или меняют свое содержание? Наконец, что происходит с оригинальными моделями?
Одним из способов реализации англосаксонской модели конституционализма является ее встраивание в культурные и национальные системы других государств в процессе их завоевания. Типологически эта стратегия, безусловно, представляет собой разрыв правовой преемственности, поскольку победители стремятся всеми способами не допустить или коренным образом изменить прежние, существовавшие до оккупации институты, правовые принципы и ценности. В этом смысле данная конструкция имеет много общего с радикальными конституционными революциями — разрывами правовой преемственности. Принципиальное же отличие от них заключается в том, что под вопрос ставится сам принцип национального суверенитета, являющийся основополагающим при разработке всех современных конституций. В мировой истории можно найти достаточно примеров имплантации правовых институтов насильственным путем.
Япония с определенной точки зрения может быть названа реликтовой цивилизацией. Её история насчитывает множество веков. Наиболее ранние реальные исторические сведения, которыми мы располагаем, относятся к VIII веку н. э. Именно в это время появилась первая столица Японии - город Нара, развивались раннефеодальные отношения, а также началась борьба за привилегии у власти. Начало периода ознаменовалось событием, сыгравшим важнейшую роль во всей дальнейшей истории Японии: с приходом к власти императора Котоку начинается летосчисление знаменитого класса профессиональных японских воинов - самураев. В VIII в. столица из города Нара переводится в город Хейан (ныне Киото) и реальная власть сосредотачивается в руках клана Фудзивара, породнившегося с императорской семьей. Вслед за периодом правления сёгуната Минамото наступило время властвования Асикага, которое именуется сёгунатом Муромати по названию района в Киото. В XVI в. на Кюсю появились первые португальские купцы и миссионеры-иезуиты, которые принесли в Японию христианство. Многие японцы приняли новую веру, т. к. были заинтересованы в развитии торговых отношений с заокеанскими странами, в основном по военным причинам. В это же время к власти пришёл Ода Нобунага, зарекомендовавший себя как жестокий и вероломный правитель, безжалостно подавлявший крестьянские восстания, не щадивший ни соседей, ни ближайших родственников. После его смерти в 1590 г. при императоре Хидэёси произошло окончательное объединение Японии. После смерти Хидэёси в 1598 г. самым влиятельным человеком в Японии стал Токугава Иэясу. В 1603 г. волей императора он был провозглашён сёгуном и основал своё правительство в Эдо (ныне - Токио), куда была перенесена столица. Сёгунат Токугава правил Японией 250 лет, на протяжении которых Япония была почти полностью изолирована от остального мира. Иэясу добился запрещения христианства, всех иностранных книг, а контакт с внешним миром ограничил лишь торговлей с Китаем и Голландией. Но благодаря изоляции улучшалось качество местной сельскохозяйственной продукции, рос местный рынок. «Закрытие» Японии также предотвратило колонизацию страны.
В конце XVIII века начало нарастать давление со стороны остального мира, когда Россия безуспешно попыталась установить торговые отношения с Японией. За Россией в XIX в. последовали европейские государства и американцы. Эпоха Токугава была эпохой внутреннего мира. Такого длительного периода без войн, который воцарился в Японии с приходом к власти дома Токугава, не знала ни одна другая страна. Но в 1868 г. в стране совершилась революция, которая открыла дорогу буржуазному развитию и положила конец правлению клана Токугава. В истории это событие известно под названием «реставрации Мейдзи» или «Мэйдзи-исин», что переводится как «просвещенное правление». В 1889 г. была введена конституция, по которой Страна восходящего Солнца стала конституционной монархией.
В политическом плане они привели к свержению феодальной надстройки – власти сёгуната Токугава, а также связанной с ней административно-политической системы «бакухан» или «бакуфу» («военно-полевая ставка») и установлению новой системы политической власти – централизованного государства абсолютистского типа во главе с императором.
Цель работы – исследовать реформы Мейдзи в Японии.
Задачи настоящей курсовой работы:
- определить, кому из западных стран была нужна революция Мейдзи,
- исследовать, готова ли была Япония к революции;
- решить, была ли это революция «снизу» или «сверху»;
- отследить и проанализировать трансформацию государственного строя Японии в период Мейдзи.
- изучить роль императора в революции.

Глава 1. Предпосылки и ход революции
Принятая дата начала революции Мэйдзи, 1868 год, является весьма условной. Этим годом можно ограничиваться только в том случае, если принять версию официальной японской историографии о событиях Мэйдзи исин, сущность которых якобы сводится к реставрации власти императора. Истинное содержание этих событий можно оценить, только учтя весь комплекс основных мероприятий, проведение которых заняло несколько лет и которые входят составной частью в понятие революции 1868 г.
Государственный переворот 3 января 1868 г., в результате которого был ликвидирован сёгунат, привел к власти выходцев из низкорангового самурайства, выражавших интересы нового класса землевладельцев и торгово-промышленной буржуазии.
В 1853 г. у берегов Японии появилась американская эскадра. Ее командующий – адмирал Перри ультимативно потребовал заключения торгового договора на американских условиях, фактически лишавших Японию таможенной автономии. Под угрозой применения силы японское правительство вынуждено было подчиниться. В 1858 году был подписан неравноправный договор, по которому Япония не могла устанавливать пошлины на ввозимые из США товары выше определенного процента (от 5 до 35), должна была признать экстерриториальность американцев в Японии (то есть их неподсудность японским судам) и т. д. Вскоре почти аналогичные договоры были подписаны и с европейскими державами (Англией, Голландией, Францией и др.). Не довольствуясь возможностями открытого грабежа Японии, иностранные державы стремились к превращению ее в колонию. В 1862 году английский флот подверг разрушительной бомбардировке город Кагосима, чтобы вынудить японские власти уплатить огромную контрибуцию за убийство английского гражданина. В 1864 году соединенный флот США, Англии, Франции и Голландии – главных колониальных держав того времени – обстрелял город-крепость Симоносеки, вынудив японские власти к удовлетворению требований о беспрепятственном прохождении судов через Симоносекский пролив. Опасность колониального порабощения Японии была очевидной. Это привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения.
В этот период главой государства номинально считался император, но реальная власть находилась в руках сёгуна (полководца) – высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, бесконтрольно осуществлявшего исполнительно-распорядительные, фискальные и законодательные функции. Начиная с XVII в. пост сёгуна занимали представители дома Токугава – самого богатого феодального клана страны, противившегося любым прогрессивным реформам. В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы. В японской официальной историографии этот период обычно называют «реставрация Мэйдзи» (Мэйдзи – название времени правления императора Муцухито; «Мэйдзи» – «просвещенное правительство»).
«Сёгун имел вместе со своими прямыми вассалами в собственном владении около 1/4 земельных угодий страны. Остальная земля находилась в ленном пользовании князей (даймё) (примерно 260 княжеств в 18-19 вв.). Даймё имели своих вассалов из низшего дворянства - самураев, которые получали обычно жалованье в виде рисовых пайков. С упадком княжеств многие самураи уходили в города и превращались в мелких торговцев и служащих, учителей и т. д.»
«Революция Мэйдзи не была результатом победоносного восстания городских санкюлотов и безземельных крестьян, как это было во Франции, а представляла собой соглашение, достигнутое между одним крылом феодального класса – крупнейшими тодзама, в качестве представителей которых выступали самураи и гоёнин, и богатейшим городским купечеством» . Установление абсолютной монархии как формы государственной власти (при формальном конституционном правлении, введенном позже), компромиссные меры в отношении верхушки бывшего класса феодалов, создание нового класса помещиков, использующих в значительной мере докапиталистические формы эксплуатации, - все это говорит о половинчатом, незавершенном характере революции.
События Мэйдзи исин одновременно с проблемами социальными решали и задачу национально-освободительной борьбы, что также свидетельствует в пользу оценки этих событий как буржуазной революции. Давая оценку революции 1868 г., мы понимаем, что она все еще ждет своего более точного типологического определения.
Основная часть
Глава 1. Государство и право от Древней Руси до 17 в.
1.1. Государство и право Древней Руси
Возникновение государства — закономерный этап развития общества. Главные причины cформировавшие древнерусское государство способствовали образованию ранней государственности:
• распад родовой общины;
• образование племенных союзов;
• появление соседской общины;
• появление частной собственности на землю.
Форма общественных отношений славян в 7–8 вв. — военная демократия. Ее признаки:
а) участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении
важнейших общественных проблем;
б) особая роль народного собрания как высшего органа власти;
в) всеобщее вооружение населения (народное ополчение).
Образование государственности у восточных славян совпадает (и было им обусловлено) с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений, которые сменялись территориальными, политическими и военными связями.
В 882 г. два крупных политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединяются под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца 9 до начала 11 в. это государство включало территории и других славянских племен — древлян, северян, радимичей, угличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказывается племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен (по форме раннефеодальная монархия). Его функции: законотворчество; охрана правопорядка и защита собственности; взимание налогов; оборона границ; установление взаимоотношений с другими
странами.
В 9–11 вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл «варяжский элемент».
К середине 12 в. все территории «полугосударств», составляющих Киевское государство, сливаются воедино. Название «Русская земля», прежде относящееся только к южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.
Феодальная поземельная собственность складывается с 9 в. в двух основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение.
Государственный строй Киевской Руси определяется как раннефеодальная монархия, возглавляемая Великим киевским князем, который в своей деятельности опирается на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляют его наместники в городах и волостели в сельской местности.
Древнейшим источником права является обычай. Обычай, санкционированный государственной властью, становится нормой права. Он может существовать как в устной, так и в письменной форме.
Наиболее ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права .
К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (10–11 вв.), содержащие нормы брачно-семейных отношений, перечень преступлений против церкви, нравственности и семьи, юрисдикция церковных органов и судов.
К 13 в. образуется конфедерация феодальных государств: Ростово-Суздальское, Смоленское, Рязанское, Муромское, Галицко-Волынское, Переяславское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Киевское, Новгородская земля.
Складываются две формы правления: монархия и республика (Новгород, Псков). Функции государства по сравнению с Киевской Русью в основном остались прежними.
Источниками права в Северо-Западном регионе Руси были: Русская Правда, вечевое законодательство, договоры города с князьями, судебная практика, иностранное законодательство. В результате кодификации 10 в. появились Новгородская и Псковская судные грамоты.
1.2. Русское государство в 15-17 вв.
В 16 в. Русь присоединяет к себе Казанское, Астраханское ханства, башкирские земли, Западную Сибирь, области Донского и Яицкого казацких войск. В 17 в. была присоединена вся Сибирь, произошло воссоединение с Украиной. Делались попытки выйти к Балтийскому (Ливонская война) и Черному морям. Развивается торговля с Западом и Востоком. В 17 в. Россия боролась с интервенцией Литвы, Польши, Швеции и крестьянскими войнами. Происходило дальнейшее юридическое оформление сословий.
В середине 16 в. предпринимается первая попытка юридически уровнять вотчину с поместьем .
Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше. Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило «Юрьева дня» (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»).
В 1547 г. при Иване 4 Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. В своей деятельности он опирался на Боярскую Думу, постоянно действовавшую при царе.
Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины 16 в. до середины 17 в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав собора входили Боярская Дума, «Освященный собор» (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов.
В 17 в. происходит реорганизация местного управления.
В данный период государство приобретает унитарную форму устройства:
• форма правления — монархия;
• политический режим — тоталитарный с элементами представительной власти.
Важное место заняла финансовая реформа: уже в 30-е гг. 16 в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства.
В конце 16 в. была произведена опись земельных угодий и определено число окладных единиц («сох»). Вводились прямые («кормленый откуп», «пятина» с движимого имущества, ямские, пищальные деньги) и косвенные (таможенный, соляной, кабацкий) налоги и сборы. Была установлена единая торговая пошлина — 5 % к цене товара.
Основными источниками общерусского права в 15–17 вв. были великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской Думы, постановления Земских Соборов, отраслевые распоряжения приказов.
В первом общероссийском («великокняжеском») Судебнике 1497 г. нашли применение нормы Русской Правды, обычного права, судебной практики и литовского законодательства. Главной целью Судебника было распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидация правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей.
К 15 в. сложилась система органов церковного управления — епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество.
ВВЕДЕНИЕ
Правовое государство в своей деятельности стремится к тому, чтобы расширять и стабилизировать круг правомерных общественных отношений посредством повышения качества правового регулирования, вытеснения из жизни общества поведения, не согласующегося с правом.
Объективные законы человеческого развития в общем виде определяют наиболее целесообразное строение общественных отношений. Они указывают, как действуют люди в определенных объективных условиях, соответствующих данному уровню развития общества и его индивидуумов.
Законы юридические – это нормы, издаваемые законодательной властью (то есть людьми, наделенными соответствующей компетенцией), определяющие, как должны действовать люди в соответствии с познанными объективными законами, хотя люди могут действовать и иначе. Объективные законы не знают исключений. Законы, являющиеся продуктом субъективной деятельности, допускают нарушение их установлений. Законодатель, исходя из практического опыта, сознательно допускает возможность такого нарушения. В этом смысле объективное право, даже если оно в максимальной мере отражает объективные закономерности общественной жизни, не может учесть всего многообразия потребностей индивидов. Что же касается лиц, не признающих общепринятых и охраняемых государством правил поведения, то объективное право не только не может учитывать потребности подобных лиц, но и должно всячески пресекать их противоправные действия.
Возможность нарушений норм права заложена в существе самой человеческой жизни, поэтому государство своей принудительной силой вынуждено обеспечивать охрану и безусловную реализацию правовых норм. В арсенале государства имеются нормы, предусматривающие юридическую ответственность в отношении лиц, поведение которых
Введение.
Имя графа Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839), члена Государственного совета, действительного тайного советника, полного кавалера высших российских орденов, принадлежит к не столь уж пространному списку имен крупнейших государственных деятелей России за всю ее многовековую историю. Реформатор, сопоставлявшийся с титаническими фигурами Петра Великого и Александра II, государственный муж, служивший трем государям, непревзойденный кодификатор, основатель российских юридической науки, теоретического правоведения и специального «законоведческого» образования, Сперанский вызывал искреннее восхищение и столь же искренние неприязнь, отторжение у современников и потомков.
Люди, служившие под непосредственным руководством Сперанского, испытывали по отношению к патрону чувства, замешанные на восторге и преклонении. Либеральные (до 1917 г.) исследователи, советские и постсоветские историки общественно-политической и правовой мысли, как правило, относились к Сперанскому предвзято как к теоретику и практику бессмертной российской бюрократии, авторитетному пестователю чиновничества, творцу бесчисленных образцовых «бумаг», осуществленных и неосуществленных государственных «прожектов», напрочь забывая о том, что в конце XVIII - начале XIX столетий эти слова (бюрократия, чиновничество) не имели позднее приобретенного уничижительного лексического оттенка. Главное в том, что Сперанский - вот уже 160 лет - «вечный», живой и полнокровный персонаж отечественной истории, вызывающий горячие споры и полярно противоположные суждения и оценки.
Высочайшие всплески исследовательского и читательского интереса к необыкновенной личности и необыкновенной жизни мыслителя и государственного деятеля отчетливо проявляются в переломные эпохи жизни нашего отечества. Судьба реформатора явно и неявно проецировалась на судьбы его близких и далеких последователей.
Попробуем детально, без эмоций изложить канву «баснословной», выражаясь языком той эпохи, жизни великого государственника, основываясь в первую очередь, на архивных материалах, содержащихся в богатейших личных фондах М.М.Сперанского в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки и в Российском государственном историческом архиве.
1. Подготовка к работе над Сводом законов Российской империи.
Совместная работа Сперанского с новым царем началась еще до вступления молодого императора на престол. Николая никто не готовил специально к занятию трона. Однако он получил достойное образование, а также хорошую юридическую подготовку. В течение четырех с лишним лет с ним занимался правовыми дисциплинами знаменитый «законоведец» Михаил Андреевич Балугьянский (1769-1847), «венгерский уроженец» выпускник Венского университета, профессор Пештского университета, поступивший на русскую службу 1 августа 1803 г.
Вступив на трон, Николай решительно занялся правовыми проблемами, проявив недовольство деятельностью Комиссии составления законов.
В январе 1826 г. царь поручил Сперанскому составить подробный доклад о деятельности Комиссии за век с четвертью ее деятельности. В трактате, Сперанский, коротко охарактеризовав историю деятельности Комиссии, представил план системы права, которую необходимо было заново создать: «Все законодательство разделить на шесть следующих частей. Первая часть должна заключать органические или коренные законы, до правления государственного относящиеся. Вторая часть должна вмещать в себя общие основания или начала прав. Третья должна содержать в себе общие государственные законы относительно лиц, вещей, действий, обязательств, собственности, владения. Четвертая - законы уголовные и Устав Благочиния. Пятая - способы приведения законов в исполнение и применение оных (судоустройство, судопроизводство). Шестая часть - частные законы (губернии, города, общества)». Царь принял этот план.
Далее Сперанский гордо отмечает свое участие в деятельности Комиссии в 1808-1811 гг., когда под его руководством были подготовлены «1) вторая часть Гражданского Уложения, 2) проект Торгового Уложения, 3) проект Уголовного Уложения», и полный развал деятельности Комиссии в годы его многолетнего удаления (1812-1821).
Возвращение Сперанского в Комиссию составления законов вдохнуло новую жизнь в ее замершую деятельность, начались регулярные заседания, возобновилась работа над Торговым и Уголовным уложениями.
В том же январе Сперанский представил царю доклад, в котором был намечен четкий, окончательный план составления законов. По мысли Сперанского, «образ составления законов есть троякий: 1) свод, 2) уложение, 3) учебные книги.
Свод есть соединение законов, существующих по какой-либо части, расположенное в известном порядке.
Уложение есть систематическое изложение законов по их предметам, так устроенное, чтобы законы общие предшествовали частным, и предыдущие всегда приуготовляли бы точный смысл и разумение последующих; чтоб все законы, по своду недостающие, дополнены были в Уложении и обнимали бы сколь можно более случаев, не нисходя однако же к весьма редким и чрезвычайным подробностям.
Учебная книга есть то же самое Уложение, но более методическое и приспособленное к учебному преподаванию в училищах.
Прочитав доклады Сперанского, царь отреагировал немедленно.
31 января Комиссия составления законов была преобразована в прославленное II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Начальником II Отделения стал М.А.Балугьянский. Царь не доверял Сперанскому, однако он вверил ему общее «возглавление» важнейшей отрасли государственного дела. Император отчетливо понимал, что в осуществлении планов, намеченных Сперанским, ему не обойтись без его гениального ума, обширнейших правовых познаний, юридической опытности. До самой смерти Сперанский руководил II Отделением без какого-либо юридического оформления своей нелегкой миссии.
4 апреля 1826 г. были изданы Высочайшие указы об укомплектовании чиновниками II Отделения канцелярии. Вместо 44 человек, служивших в Комиссии составления законов, во II Отделение было зачислено 20 чиновников. В штат II Отделения были зачислены известнейшие ученые, профессора А.П.Куницын, М.Г.Плисов, В.Е.Клоков; «действительный статский советник Цейер», «коллежский секретарь Н.М. Старцов» (ставший ближайшим помощником Сперанского в последние годы жизни будущего графа), «надворный советник барон Корф». На содержание II Отделения было ассигновано 37 800 рублей. Отдельной строкой финансировалось приобретение книг для II Отделения - 10 000 рублей в год.
Сперанский прозорливо наметил три направления в колоссальном труде по систематизации законодательства: составление Полного собрания законов, на его основе - Свода законов и Уложений. Гигантская работа была завершена в кратчайшие сроки и увенчалась блистательным успехом.
Номинально возглавив II Отделение, Сперанский попытался создать при нем некую высшую юридическую школу, он даже подумывал об академии. Создание этого юридического учебного заведения не было никак оформлено, но оно существовало фактически долгие годы. Начало преподавания юридических дисциплин было положено самим Сперанским.
И после составления «трактатов» Сперанский продолжал «преподавательскую» деятельность во II Отделении, читал лекции и проводил семинары (выражаясь современным языком).
В своей преподавательской и кодификаторской деятельности Сперанский использовал богатейшую библиотеку, собранную им за долгие годы. Библиотека была сугубо научной, судя по всему, в ней не было книг на русском языке.
Ко времени работы Сперанского во II Отделении у него выработалась четкая система подготовки рукописей. В те времена не было никакой множительной техники, посему карандашные наброски Сперанский отдавал своим помощникам, которые расшифровывали весьма трудный для чтения почерк шефа и аккуратно его переписывали набело.
В архиве кодификатора сохранилось большое количество недатированных рукописных работ по теории, истории, философии права, по отраслевым правовым дисциплинам. Установить время их создания (все они написаны в промежутке между 1826-1838 гг.) не представляется возможным.
Итак, сотрудники II Отделения канцелярии, принялись за беспримерный в отечественной истории труд. Позднее при II Отделении была создана специальная типография, в котором печатались тома Полного собрания законов и Свода законов Российской империи (ясно, что Полное собрание законов явилось основой создания Свода законов).
Работа растянулась на несколько лет. Биограф кодификатора четко определяет функции номинального главы II Отделения: «Все чиновники трудились каждый день над своей частью и подавали письменный отчет о сделанном ими в продолжение недели».
Работа над Полным собранием и Сводом законов шла параллельно. Сотрудники Сперанского исписывали буквально тысячи листов тряпичной бумаги. Забегая вперед отметим, что сотрудники II Отделения к 1830 г. составили Полное собрание законов в 40 томах, начиная с Соборного уложения 1649 г. и заканчивая Манифестом от 14 декабря 1825 г. (составлен Сперанским). Нормативные акты публиковались в хронологической последовательности. Работа, помимо прочего, потребовала серьезнейших архивных изысканий.
Полное собрание законов включало 30 920 актов плюс шесть томов приложений. В том же 1830 г. началось второе издание Полного собрания законов. Новые нормативные акты составляли тома, выходившие ежегодно. После 1 марта 1881 г. началось третье издание Полного собрания законов (последний том, включавший законодательство за 1913 г., вышел в предреволюционном 1916 г.). Полное собрание законов включало все законы, постановления, нормативные акты, исходившие от верховной власти и правительственных учреждений, причем как действующие, так и устаревшие.

2. Существо и содержание Свода законов Российской империи.
Свод законов (работа над ним и издание были завершены в 1832 г.) заключал в себе только действующие законы, которые систематизировались не по хронологии, а по отраслевому принципу. Издали Свод в 15 томах, содержащих действующие законы на 1 января 1832 г. (издание включало 36 000 статей и 6 000 приложений). Его статьи соответствовали законам, входившим в Полное собрание.
Свод делился на 8 главных отделов, помещенных в 15 томах. Структура Свода была следующей:
1. Основные государственные законы;
2. Учреждения: а) центральные; б) местные; в) уставы о службе государственной;
3. Законы правительственных сил: а) уставы о повинностях; б) уставы о податях и пошлинах; в) устав таможенный; г) уставы монетный, горный и о соли; д) уставы лесной, оброчных статей, арендных старостинских имений;
4. Законы о состояниях;
5. Законы гражданские и межевые;
6. Уставы государственного благоустройства: а) уставы кредитный, торговый, промышленности; б) уставы путей сообщения, строительный, пожарный, о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных селениях, о колониях иностранцев в империи;
7. Уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный; б) уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных;
8. Законы уголовные.
В кн. 2 т. XV включались уголовно-процессуальные законы».
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества