Государство и право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работГосударство и право
fig
fig
. Субъективные права
Субъективное право и юридическая обязанность являются юридическим содержанием правоотношения , анализируя эти элементы правоотношения, можно судить о его характере и цели.
Если общественные отношения выступают материальным со¬держанием правоотношений, то субъективные права и обязаннос¬ти — юридическим. Именно через права и обязанности осущест¬вляется юридическая связь участников правоотношений.
Субъективное право — это мера юридически возможного пове¬дения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные ин¬тересы. Субъективное право есть средство для удовлетворения ка¬кого-либо интереса управомоченного лица для достижения опреде¬ленного блага, ценности. В этом заключается его предназначение, главная роль.
Структура субъективного права складывается из возможности:
• определенного поведения управомоченного лица;
• требования соответствующего поведения от обязанного лица;
• обращения за защитой к компетентным государственным ор¬ганам (прежде всего в суд);
• пользования определенным социальным благом, ценностью.
Все основные права и свободы содержат правомочия – более конкретные правила поведения субъектов правоотношений. Правомочия – это субъективное право в действии. Так, право собственности, как отмечалось, содержит правомочия владения, пользования, распоряжения; право на информацию – правомочие на доступ к информации, на ознакомление с информацией, разъяснение информации, получение копий документов, справок; право интеллектуальной собственности – правомочие авторства, разрешения на использование объекта интеллектуальной собственности, на вознаграждение и некоторые другие; свобода совести – правомочие исповедовать или не исповедовать то или иное вероучение, вступать в религиозные объединения, поддерживать ту или иную конфессию; распространять свои религиозные убеждения; свобода предпринимательства – правомочие организовывать «свое дело», получать доходы (прибыль), использовать в своих интересах и т.п.
Причем все правомочия проистекают из закона, заданы законом и им же ограничены. Так, правомочия собственности ограничены понятием «собственность обязывает», т.е. собственники должны учитывать общественные интересы (например, при распоряжении землей); правомочия свободы совести ограничены формальными признаками – регистрировать в установленном порядке религиозные объединения, не распространять антисоциальные, безнравственные, физически вредные для здоровья вероучения; правомочия свободы предпринимательства ограничены обязанностью учитывать общественные интересы, платить налоги, правомочие на доступ к информации ограничено положениями о государственной и других тайнах и т.п.
Теория права и отраслевые науки и имеют своей первоочередной задачей анализ прав и свобод, доведение этого анализа до выявления составляющих их правомочий, точное формулирование этих правомочий, рассмотрение того, как они закреплены в нормативно-правовых актах, реализуются на практике, как они защищаются в судах. Правомочия – это живые организмы в море правоотношений. И если норму права можно образно назвать атомом законодательства, т.е. права в статике, то правомочие – это также «атомная структура», но уже права в действии, права – в динамике.
Общая характеристика субъектного права убедительно показывает, что это право, в сущности, есть не что иное, как мера внешней свободы одного субъекта по отношению к другому субъекту.
Поэтому-то субъективная юридическая обязанность – это также не что иное, как необходимое (должное) поведение, мера этого поведения, удовлетворяющая интерес управомоченного. Исполнение этой меры осуществляется субъектами правоотношений, обеспечивается в необходимых случаях государством.
Понятие субъективного права как меры возможного поведения управомоченного предложено было в ра¬ботах профессора С.Н. Братуся. Такое определение фактически без изменений воспринято в теории права. Сам термин «субъек¬тивное» означает, что данное право принадлежит конкретному человеку. Например, право на владение, пользование и распо¬ряжение конкретной вещью ее обладателем. Право же собствен¬ности на вещи вообще, закрепленное в нормах гражданского за¬конодательства, есть не субъективное, а право, понимаемое в объективном смысле. Субъективным право называется еще и потому, что его реализация исключительно зависит от правопользователя или управомоченного.
Всякое субъективное право имеет собственное юридическое содержание, которое охватывает три элемента — правопользование, правотребование и правопритязание. Эти элементы име¬нуют правомочиями. Правопользование представляет собой воз¬можность управомоченного совершать активные действия, пользо¬ваться благами. Так, собственник вправе пользоваться вещью, извлекать из нее полезные свойства, распоряжаться ею по свое¬му усмотрению. Никто не вправе оказывать ему препятствие в этом.
Правотребование означает возможность управомоченного требовать определенных действий, предусмотренных законом или договором, от обязанных лиц. Так, согласно ст. 351 ГК РФ, законодатель вправе потребовать досрочного исполнения обес¬печенного залогом обязательства в случае нарушения залогода¬телем правил о замене предмета залога.
Правопритязание — это такое правомочие, которое предпо¬лагает возможность управомоченного в случае нарушения его прав прибегнуть к защите, т.е. к юридической возможности требовать использования государственно-принудительных мер.
ВВЕДЕНИЕ
Современную правотворческую практику характеризует небывалая интенсивность в принятии нормативных правовых актов: все социально значимые решения в государственном механизме управления обществом, как правило, требуют должного их нормативного обеспечения. К тому же высокая динамичность в возникновении новых сфер и отраслей, которые нуждаются в правовом нормировании, это требование актуализирует. Таким образом, правотворчество носит поистине всеобъемлющий характер.
Научный интерес к проблемам законодательного процесса наиболее актуален сегодня, поскольку россиянам исторически присущ правовой нигилизм, недоверие к закону как регулятору общественных отношений. Не случайно широко известна поговорка: «Закон что дышло…».
В отечественном правоведении к анализу тех или иных аспектов закона обращались такие ученые, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, А.Б.Венгеров, В.И. Гойман–Червонюк, Н.Л. Гранат, Э.П. Григонис, В.Р. Кисин, А.И. Коваленко, Р.З. Лившиц, Е.А. Маштакова, В.С. Нерсесянц, А.Ф. Ноздрачев, В.М. Горшенев, В.В. Лазарев, А.В. Малько, Н.И. Матузов, П.Е.Недбайло, Л.И. Спиридонов, Ю.А. Тихомиров, А.Ф. Черданцев, и др. Характерно, что теоретические исследования законодательного процесса проводятся как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне, что показывает комплексный, межотраслевой характер этих вопросов.
Объектом настоящего исследования является правотворчество и законодательный процесс в контексте конституционного развития современной России. Главной целью является проанализировать основные вопросы и проблемы правотворческого и законодательного процесса, как важнейшей составной части последнего.

ГЛАВА 1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО, ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – ПОНЯТИЕ, СООТНОШЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
Правотворчество представляет собой процесс целенаправленного формирования и юридического закрепления государственной (общей) воли в источниках права. «Правотворчество – это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм» .
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах. С учетом вышесказанного, можно сказать, что правотворчество бывает прямое, делегированное и народное.
В результате правотворчества праву придается качество формальной определенности. Правотворчество включает деятельность, во-первых, по изданию новых нормативно-правовых актов; во-вторых, по их совершенствованию, изменению, переработке; в третьих, по отмене действующих нормативно-правовых актов. В целом, правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, её оформление в различных нормативно-правовых актов, процесс придания содержащимся в них правилам поведения государственным велениям общеобязательного характера .
Правотворчество является составной частью более широкого процесса - правообразования, под которым понимают естественноисторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает завершающим этапом правообразования .
1. Реформа Сервия Туллия и ее историческое значение
Древне-римский общественный и государственный строй был всецело рассчитан на коренных, изначальных жителей общины, опирался на их родовую организацию. Позднейшие переселенцы, плебеи, стоя вне патрицианских родовых связей, стояли и вне политической жизни: они не принимали участия в решении общественных дел, но зато не несли и общегражданских повинностей — военной, податной и т. д. Такое положение дел могло не возбуждать внимания лишь в те времена, когда подавляющим элементом населения были патриции, а класс пришельцев-плебеев был немногочислен. Когда же этот последний класс значительно разросся и пустил прочные корни в Риме, его изолированное положение делалось все более и более общественной аномалией. С одной стороны, сами патриции мало-помалу привыкают смотреть на плебеев, как на постоянную составную часть римского населения; с другой стороны, плебеи, для которых интересы их новой отчизны, Рима, делаются все более и более небезразличными, начинают обнаруживать стремление к участию в общинных делах.
Серьезное и принципиальное значение имела реформа, приписываемая Сервию Туллию. Пусть и автор и время ее сомнительны, но общие основы ее, дошедшие до времен более достоверных неизмененными, более или менее ясны. [2]
Было бы, конечно, неправильно думать, что эта реформа была задумана и проведена, как реформа политическая прежде всего, как это представляли себе позднейшие римляне. Наиболее важной практически и наиболее вразумительной для патрициев стороной отмеченной выше общественной аномалии было то обстоятельство, что одни патриции несли на себе всю имущественную и личную тяготу воинской повинности. Целый значительный класс населения оставался в этом последнем отношении совершенно неиспользованным. Вследствие этого возникало полное несоответствие между действительным населением Рима и количеством выставляемого им войска. А между тем потребности народной обороны и растущие завоевательные стремления Рима требуют все большего и большего напряжения всех его личных сил. Представлялось, поэтому, желательным прежде всего как-нибудь привлечь всю массу плебеев к участию (личному и имущественному) в несении воинской повинности. Достигнуть указанной цели можно было только радикальным изменением самого основного фундамента этих повинностей, заменив принцип происхождения вместе с его родовой и куриальной организацией народа и войска принципом имущественной состоятельности каждого. Главным же мерилом имущественной состоятельности в ту эпоху являлось количество обрабатываемой каждой семьей земли. Поэтому прежде всего представлялось необходимым установить надлежащий способ для учета поземельных владений. С этой целью вся Римская территория была разделена на известное количество округов, которые называются также трибами (tribus), но которые не имеют ничего общего со старыми племенными трибами Ramnes, Tities и Luceres. Какое количество округов было образовано первоначально, мы не знаем. В начале республики мы находим 4 городские трибы в самом Риме (tribus Palatina, Collina, Esquilina и Suburana) и 16 или 17 сельских триб (tribus rusticae; большинство из них носит еще родовые названия— см. выше) вне его; но появились ли все они сразу или же первоначально существовали только tribus urbanae, вопрос спорный. Являясь, таким образом, известною «земской» единицей, триба избирала себе особого «старосту» — tribunus aerarius, на обязанности которого лежало участие в определении имущественной состоятельности граждан, собирание податей и уплата жалованья. [2]
На основании таким образом выясненного имущественного положения каждого, все граждане, т. е. как патриции, так и плебеи, распределялись затем на пять классов, которые являлись в то же время и различными по степени вооружения разрядами войск: более состоятельные должны были являться и с более полным собственным вооружением. Каждый из классов выставлял известное количество военных отрядов, центурий: первый класс 80, второй, третий и четвертый по 20 и пятый 30. В этом разделении на центурии возбуждает прежде всего внимание неравное количество их в классах. Можно было бы думать, что центурии были неравны и что большее количество их в первом классе, чем в остальных, объясняется желанием дать преобладание богатым над бедными; это предположение было бы не лишенным основания, если бы было доказано, что вся эта реформа имела в виду прежде всего цели политические, а именно это представляется неправдоподобным. Вероятнее, поэтому, другое объяснение: центурии, как известные военные отряды, были приблизительно одинаковой численности; если же в первом классе их более, чем в остальных, то потому, что и в действительности большинство тогдашнего римского населения состояло из граждан, владевших не менее 20 югеров земли. При таком предположении распределение центурий по классам может служить картиной землевладения.
Раз основой для распределения повинностей было поставлено имущественное состояние каждого, то очевидно, что оценка и составление списков должны были возобновляться периодически. Эта оценка (census) производилась приблизительно через каждые 5 лет и заканчивалась особыми религиозными обрядами (lustratio, отчего и пятилетний период называется lustrum).
Каждый гражданин должен был, таким образом, являться со своим оружием; для других надобностей народной обороны каждый, опять-таки сообразно своему имущественному положению, должен был платить подать, которая называлась tributus или tributum. Она, впрочем, не имела характера регулярной подати, а назначалась в случае надобности царем (rex imperat tributum), при счастливом исходе войны (большая военная добыча) возвращалась плательщикам и имела скорее характер принудительного займа на время. Всадники получали, по общему правилу, лошадь от государства (equites equo publico), содержание же ее оплачивалось лицами, не подлежавшими воинской повинности (вдовы и самостоятельные несовершеннолетние); они платили особую подать—aes equestre и aes hordeariutn (hordeum—ячмень).
Введение.
Социально-культурная сфера – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения [15].
Туризм является отраслью социально-культурной сферы.
Цель социально-культурной сферы – обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности [15].
1. Особенности социально-культурной сферы.
Далее будем именовать социально-культурную сферу – СКС. Итак, какие же особенности СКС выделяются:
1. Труд работников СКС осуществляется в форме услуг.
2. Труд работников СКС индивидуализирован. СКС имеет дело с индивидуальными запросами людей с их разнообразными вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным качествам работников СКС: высоко ценится умение и способность работать с людьми.
3. СКС имеет дело с обслуживанием населения, поэтому территориальное размещение ее учреждений, предприятий, организаций зависит от демографических факторов, таких как численность, плотность, состав населения и т.д.
4. Труд в СКС относительно в меньшей степени поддается механизации и автоматизации, чем в других сферах деятельности. Отрасли этой сферы отличаются повышенной трудоемкостью.
5. Услуги данной сферы являются предметами потребления, однако, услуги нельзя накапливать, услуга может быть потреблена лишь в момент производства.
6. В СКС природный фактор не играет настолько большого значения, как в материальном производстве.
7. Труд работников СКС непроизводителен в том смысле, что этот труд не участвует в создании материального блага.
8. Основные работники СКС– это специалисты со средним и высшим образованием, большая часть из которых- женщины.
9. Однородность структуры потребляемых затрат. Удельный вес материальных затрат очень низкий: например, в театре –13%, в цирке – 17%, в парках – 20%, в концертных организациях – 3,5%, в промышленности – 83%, в строительстве – 65% [3,5,14,15].
Итак, сфера услуг – это совокупность отраслей и видов деятельности, предназначенных для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения. В целом исследователи и эксперты делят все услуги на 2 вида:
- чистые услуги (непроизводственные, нематериальные). Нематериальные услуги – это услуги СКС, не получающие предметно-осязательную форму. Это услуги, действия которых направлены непосредственно на человека или окружающие его условия. Производство таких услуг неотделимо от потребления. В качестве примера можно привести услуги по реализации туристических путевок, по обслуживанию туристов в гостиницах и предприятиях питания, по организации концертных выступлений [8,16,17].
- материальные/производственные услуги. Это услуги, направленные на продолжение процесса производства в сфере обращения, транспортировки, хранения материальногого продукта, т.е. это услуги торговли, общественного питания, транспорта и связи, бытового и коммунального хозяйства [8,16,17].
2. Классификация отраслей СКС.
В соответствии с выполняемыми функциями все отрасли СКС и туризма можно разделить на 3 большие группы [12,17,18]:
1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ:
- жилищно-коммунальное хозяйство. ЖКХ – это отрасль, которая поддерживает жилищно-коммунальное хозяйство в рабочем состоянии: дома, лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение и другие жилищные инфраструктуры;
- наука. Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний и действительности (прикладная, фундаментальная).
2. Отрасли, направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей:
- бытовое обслуживание. Отрасль бытового обслуживания представляет собой деятельность по оказанию непроизводственных и производственных услуг (бани, фотосалоны, прачечные, химчистки, шиномонтаж, СТО, мастерские, парикмахерские, услуги по уходу за детьми);
- пассажирский транспорт;
- связь по обслуживанию населения;
- здравоохранение;
- социальное обеспечение. Социальное обеспечение (социальная защита) – удовлетворяет потребности ряда категорий населения в финансовых ресурсах и источников существования, в особенности не имеющих стабильных доходов (социальное страхование, предоставление материальных благ);
- туризм;
- культура и искусство.
3. Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом:
- управление и планирование народного хозяйства;
- отрасли, обеспечивающие безопасность государства;
- обеспечение охраны собственности.
Существует ещё одна классификация предприятий социально-культурной сферы [18]:
1. Государственное управление, социальные услуги.
2. Финансирование, страхование, пенсионное обеспечение.
3. Жилищное хозяйство частного типа.
4. Коммерческие, социальные, пенсионные услуги.
5. Ремонт техники.
6. Пассажирский транспорт.
7. Здравоохранение и социальное обслуживание. Здравоохранение – это система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продолжению жизни человека (поликлиники, больницы, амбулатории, пункты скорой помощи, профилактории, родильные дома, здравпункты, диспансеры и т.д.). К отрасли здравоохранения тесно примыкает физкультура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.
8. Образование. Отрасль образования занята всеми формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях (школы, дошкольные учреждения, гимназии, колледжи, училища, техникумы, ВУЗы, исследовательские учреждения в области педагогики).
9. Оптовая и розничная торговля.
10. Природно-хозяйственная деятельность.
11. Культура, искусство и СМИ.
12. Физкультура, спорт, отдых, развлечения.
13. Гостиничный бизнес.
14. Ресторанный бизнес и общественное питание.
Все эти сферы обеспечивают развитие человеческого потенциала, как источник и конечную цель общественного развития.
Введение
Под спецслужбами обычно понимают государственные орга¬ны, созданные с целью защиты национальных интересов и безо¬пасности как внутри страны, так и на международной арене .
Актуальность темы заключается в том, что на протяжении всей истории России проблема безопасности государ¬ства постоянно находилась в центре внимания властей. Для реали¬зации такой безопасности использовались различные методы, ко¬торые находили свое отражение, как в законодательстве, так и в создании специальных органов, целью которых было своевремен¬ное выявление и предотвращение любых действий против господ¬ствующего строя.
Цель курсовой работы провести анализ материалов свидетельствующих о сотрудничестве российских и зарубежных спецслужб.
Задачи:
1. Рассмотреть историческое развитие спецслужб России и выяснить наличие сотрудничества и противоборства между спецслужбами России и мира;
2. Рассмотреть случаи проведения совместных операций Российскими и зарубежными спецслужбами;
3. Провести анализ взаимодействия Российских и зарубежных спецслужб по различным вопросам безопасности, правопорядка и т.д.
В работе использованы следующие методы научного исследования:
Функцио¬нальный метод, который используется для выделения в системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними.
Статистический метод, основывающийся на коли¬чественных способах получения данных, объективно отражаю¬щих состояние, динамику и тенденции развития явлений.

1. Исторический обзор деятельности спецслужб России
1.1. Спецслужбы России до революции 1917г.
Первоначально специальных органов политического сыска не создавалось. Однако в период централизации Московского госу¬дарства (XV-XVI в.) политический сыск становится одним из важ¬нейших элементов царской власти. Преследование политических преступников осуществлялось широко и целенаправленно. В это время охрана царской власти как основы общественного строя осуществлялась практически всем государственным аппаратом. Различными правами и полномочиями в этой области обладали как центральные, так и местные органы власти.
Законодательной основой преследования политических преступ¬ников до Соборного Уложения 1649 г. служил и царские судебники, дополнявшиеся царскими грамотами, затрагивавшими вопросы процессуального и уголовного права.
Важную роль в законодательном оформлении преследования по¬литических преступлений стало Соборное Уложение 1649 года.
В 1650 году был создан Приказ Тайных дел, в ведение которого помимо других дел был отдан разбор политических дел. Тайный приказ стал в развитии политического сыска в России учреждением, сыг¬равшем немаловажную роль в становлении органов обеспечения безопасности государства.
Контроль за деятельностью приказов по политическому сыску со стороны верховной власти осуществлялся самим царем и Бояр¬ской думой, в компетенцию которой входило «тайныя дела ведать».
К участию в политических расследованиях в ряде случаев при¬влекались и церковные власти. К таким расследованиям относились дела о политически окрашенных ересях, например, осужде¬ние политического режима, отрицание церковных обрядов, призыв неподчинению властям.
Во второй половине XVII века, когда стали острее ощущаться недостатки приказной системы, широкое распространение получала практика создания временных следственных комиссий. Комиссии наделялись широкими полномочиями и действовали более оперативно, нежели приказы. Возглавлял след¬ственную комиссию обычно боярин, окольничий или стольник, в по¬мощь которому назначались помощники из тех же чинов и дьяки полномочия комиссий позволяли им не только производить следствие и чинить суд, но и приводить в исполнение приговоры, не дожидаясь санкции свыше.
Итак, к началу XVIII века Россия не имела еще специализиро¬ванных органов политической полиции. Но, привлекая к этой сфере все звенья государственного аппарата, а также используя закон об обязательном доносительстве, государство держало под контро¬лем практически все население страны, систематически выявляя, карая и изолируя опасных, в его представлении, лиц.
В конце XVII- начале XVITI века происходит дальнейшая цен¬трализация и бюрократизация государственного аппарата. Осо¬бенно сильно эта тенденция проявилась в учреждении в 1689 к Преображенского приказа, органа политической полиции, ведавшего наиболее важными делами о государственных преступле¬ниях.
В 1729 г. Преображенский приказ упраздняется. Помимо Преображенского приказа в этот период действует и еще один специальный государственный орган - Тайная канцеля¬рия. Созданная в 1718 г. вначале для расследования дела о побеге, за границу сына Петра I царевича Алексея, она превратилась в постоянный орган. Тайная канцелярия, так же как и Преображенс¬кий приказ, осуществляла следствие и суд по политическим пре¬ступлениям, разбирая в основном дела, возникшие в Петербурге и в округе. Наиболее крупное дело, рассмотренное в Тайной кан¬целярии, это дело царевича Алексея и его сообщников, активно выступавших против реформ Петра I.
После смерти Петра I система политического сыска продол¬жала действовать с переменным успехом. Тайная канцелярия про¬существовала до 1762 года и была заменена Тайной экспедицией. Руководство вновь созданной Тайной экспедицией формально было поручено Сенату, однако реально она подчинялась непосредствен¬но Екатерине II.
В период царствования Александра I (с момента ликвидации Тайной экспедиции в 1801 г. и до образования в 1826 г. Третьего отделения императорской канцелярии) официально не существова¬ло специального органа, ведавшего преступлениями против госу¬дарства.
Функции политической полиции выполнялись также Особенной канцелярией министра полиции, вошедшей в 1819 г. в состав мини¬стерства внутренних дел. Именно эта канцелярия стала впослед¬ствии основой для создания аппарата Третьего отделения импера¬торской канцелярии.
Политическим сыском занималась и Экспедиция тайной поли¬ции при петербургском генерал-губернаторе.
В начале XIX века существовали органы тайного политическо¬го сыска в армии - центральная канцелярия высшей полиции, тай¬ная полиция при штабе гвардейского корпуса, тайная полиция во 2-й армии. Их особенностью было то, что они создавались в конспи¬ративном порядке и руководствовались в своей деятельности инструкциями и распоряжениями, даваемыми непосредственно императором.
В российской правовой системе происходят весьма важные изменения. Например, резко возрастает роль закона в системе источников права. Такое положение обусловлено общим духом и смыслом Конституции РФ, провозгласившей Россию демократическим федеративным правовым государством, прямым ее указанием на то, что законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4), а суды, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимают решение согласно закону (ст. 120).
Российская правовая система находится ныне в ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением ее развития - является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.
ВВЕДЕНИЕ
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ О ЗЕМЛЕ И ПРАВАХ НА НЕЁ.
В настоящее время в нашей стране произошли и происходят мета-морфозы различных правовых институтов и законодательных баз. Одной из актуальных проблем российской современности является вопрос земли, как источника существования, как основы жизни, а также всего того, что характеризует землю как правовую категорию – законодательство о земле. Но отчего же так актуальна тема земли в наше время? Для того, чтобы от-ветить на этот вопрос представляется необходимым показать (хотя бы и довольно кратко) историю правовой категории земли в России.
Земельная собственность в России складывается в 1Х веке в двух основных формах: княжеских домен и вотчинное землевладение. Право-выми основаниями для владения землей становятся: пожалование, на-следование и купля. Помимо этого изначально имел место захват пустую-щих и населенных земель. Позднее отношения по поводу владения зем-лей было частично регламентированы Русской Правдой (1054) Ярослава Мудрого через обозначение сделок недвижимостью - наследование, купля – продажа и порядок обращения по обязательствам.
Боле детальное рассмотрение этого вопроса мы видим в Соборном Уложении 1649 г. Субъектом собственности на землю являлось государст-во, кроме случаев вотчинного землевладения – фактической собственно-сти. Пожалование земли в поместье означало приобретение помещиком право пожизненного владения землей. Кроме вышеуказанных случаев имела место приобретенная давность, которая устанавливалась в 40 лет. Применительно к теме, автор считает нужным указать на то обстоятельст-во, что свидетельские показания по земельным спорам (особенно в части доказательства права собственности) по степени приоритетности уступает документальной обоснованности права землевладения. При этом, доку-ментальное оформление прав на землю, представляло собой сложный комплекс юридических действий, так пожалование земли заключалось в выдаче пожалованной грамоты, составление справки, то есть записи в приказной книге определенных сведений о наделяемом лице, на которых обосновывалось его право на землю, обыске, проводимом по просьбе на-деляемого землей и заключавшемся в установлении факта действитель-ной на занятости передаваемой земли, вводе во владение, заключавшем-ся в публичном обмере земли, проводимом в присутствии местных жите-лей и сторонних людей.
Помимо поместья и вотчины, земля находила своего владельца и через договор, выраженный договорной грамотой. Ее подписывали прода-вец и покупатель, но приобретала она законную силу только после заве-рения в официальной инстанции, что выражалось в постановлении на ней печати. В некоторых случаях и этого было не достаточно. Иногда для обеспечения законности требовались дополнительные юридические дей-ствия, непосредственно не связанные не связанные с содержанием основ-ного обязательства. К ним относились, например, передаточная запись на договоре («кабале»), переводящая обязательство на третье лицо; состав-ление справки и др.
Далее права на землю то расширялись, то вновь ограничивались; так, указом «О единонаследии» 1714 г. был существенно ограничен оборот земли, запрещался заклад земли, а также существенно ограничивалось право отчуждать землю через продажу, кроме как по «нужде», то есть при чрезвычайных обстоятельствах. Право наследование земли принадлежа-ло сыновьям, при отсутствии завещания землю наследовал старший сын (по принципу майората).
Значительно расширился круг субъектов землепользования в 1861г., когда право пользования землей получают крестьяне, причем госу-дарственные и удельные включительно. Крестьянин мог после заключения договора с помещиком выкупить полевой надел и стать собственником земли. Важной чертой Крестьянской реформы является то сопутствующее ей обстоятельство, что она вводила кадастровую дифференциацию кате-горий земель; земля в 34 губерниях делилась на три категории – нечерно-земная, черноземная и степная. Каждая группа делилась на несколько ме-стностей с учетом качества почвы, численности населения, уровня торго-во-промышленного и транспортного развития. Для каждой местности уста-навливались свои нормы (высшая и низшая) земельных наделов.
Пиком детализации, правоотношений, складывающихся по поводу земли, является Аграрная реформа 1906г., её идейным вдохновителем был П.А. Столыпин, а так же его указ «О дополнении некоторых постанов-лений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906г. Оставив в стороне все положения этой реформы, ибо они объемны и существенного интереса для рассмат-риваемой темы не представляют, следует, однако, отметить, основную ее цепь – реформа была направлена против общины и ее общинного владе-ния землей. Крестьянин мог выйти из общины, но без земли. Реформа же устраняла этот пункт и выделяющийся крестьянин сохранял за собой пра-во пользования общинными угодьями. Интересна процессуальная форма выделения крестьянина из общины. Заявление о выделе земли доводи-лось через старосту до сельского общества, которое просты большинст-вом голосов и в месячный срок было обязательно определить крестьянину его участок. В противном случае это осуществлял земский начальник. Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении.
В мае 1911 г. был принят закон «О землеустройстве», подробно регламентирующий порядок землеустройства. В нем предусматривался порядок образования землеустроительных комиссий под руководством предводителей дворянства. По этому закону, чересполосица крестьянских наделов могла быть ликвидирована «по необходимости». Разверстанию не подлежали: усадебные земли, земли с жилыми постройками, фабрика-ми и мельницами, искусственные леса и торфяники. Арендаторы земель не имели права возражать против их разверстания. Отсутствие соглаше-ния о разверстании вело к выделению «действительно используемых уча-стков», при этом выдела мог требовать любой хозяин. Чересполосица мгла быть устранена и без согласия хозяйств.
Земским начальникам поручалось вести собрания, решающие во-просы о разверстке земель, споры решались в уездной комиссии (9 апел-ляция в губернской комиссии). Обжаловать их решения мог Сенат.
Закон « О землеустройстве» фактически подвел черту первому эта-пу становления законодательства о земле и процессуальных формах его осуществления. Вторым этапом была Октябрьская революция 1917г. и ее законы.
Одним из первых законов Советской власти был Декрет «О земле», написанный В.И. Лениным в ночь с 26 на 27 октября(с 8 на 9 ноября). По нему все помещичьи, царские, церковные и монастырские земли конфи-сковывались вместе с инвентарем и постройками и передавались кресть-янским комитетам и Советам для распределения между крестьянами. Позже конституция РСФСР 1918 г. закрепила исключительную государст-венную собственность на землю, оставив гражданам право пользования землей. Остальные конституции ничуть не изменили право государствен-ной собственности на землю, а еще более упрочили его положение как «генерального» собственника всех ресурсов (земельных включительно).
ВВЕДЕНИЕ
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.
Однако в нашей стране рынок труда только формируется. Поэтому ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, регулирование в условиях перехода к рынку, региональные аспекты безработицы и другие- остаются, в настоящее время, мало изученными.
Переход к рынку, вызывая структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, приводит к увеличению безработицы, а следовательно: к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.
Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда.
Введение
Конституционное право РФ представляет собой основополагающую отрасль правовой системы государства. Его нормы регулируют важнейшие общественные отношения, связанные с установлением основ конституционного строя РФ, закреплением суверенитета народа и форм его осуществления, определением взаимоотношений государства и личности, правового статуса граждан, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, реализацией прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Объектами конституционного регулирования являются, кроме того, федеративное устройство России, правовой статус РФ и ее субъектов, система государственных органов и порядок их формирования, организация деятельности органов государственной власти, а также основы местного самоуправления.
Данная работа посвящена теме «Федеральное собрание-парламент РФ». Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом. Члены парламента — это народные представители, избираемые демократическим путем и призванные формулировать волю граждан и выражать их интересы в принимаемых законах и иных решениях. Парламент служит «каналом связи» между гражданами и органами исполнительной власти и своего рода общественным форумом, на котором публично обсуждаются важные вопросы государственной и общественной жизни.
1. Сущность Федерального Собрания как представительного и законодательного органа
Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. Парламент занимает определенное место в системе органов государственной власти. В соответствии с моделью разделения ветвей власти Федеральное Собрание наделено свойственными только ему функциями и полномочиями и не вправе вторгаться в компетенцию Президента РФ, Правительства РФ и органов судебной власти.
В Конституции РФ устанавливаются механизмы влияния органов власти друг на друга, совместного участия в осуществлении государственной власти, процедуры разрешения возникающих конфликтов. К таким механизмам, например, относятся вето Президента РФ на законопроект, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, участие Государственной Думы в назначении Председателя Правительства РФ, роспуск Государственной Думы, отрешение от должности Президента РФ .
Парламент является профессиональным и постоянно действующим органом власти. Это означает, что народные представители на период полномочий парламента освобождаются от служебной, производственной и иной деятельности, которую они осуществляли до своего избрания. Парламентарии Федерального Собрания не могут состоять на выборных должностях, замещать иные государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, состоять членом органа управления хозяйственного общества или другой коммерческой организации. Таким образом, народные представители должны находиться на постоянной работе в парламенте. Недопустимость для парламентария занимать определенные должности и осуществлять определенную деятельность обеспечивает не только профессионализм и постоянную работу парламента, но и реализацию принципа разделения ветвей власти. Например, если бы депутат одновременно был федеральным министром, то нарушалось бы разделение власти на законодательную и исполнительную.
Федеральное Собрание работает в режиме проведения сессий. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации созываются на весеннюю (январь—июль) и осеннюю (сентябрь—декабрь) сессии. Во время сессий проводятся заседания палат, их комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа с избирателями в субъектах РФ и одномандатных избирательных округах. По окончании сессий парламентарии, как правило, уходят на парламентские каникулы. Таким образом, Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
В советский период народные представители тоже созывались на сессии Верховного Совета РСФСР, но такие сессии проходили обычно не более двух раз в год и длились всего несколько дней. В период между сессиями полномочия Верховного Совета РСФСР осуществлял образуемый им орган — Президиум, а народные представители разъезжались по своим округам и продолжали осуществлять свою основную работу на службе, производстве, в иных сферах деятельности. Представительный орган власти, работающий в таком режиме, не является профессиональным и постоянно действующим органом, таким, каким должен быть классический парламент.
Основными функциями парламента являются представительная, законодательная и контрольная. Представительная функция заключается в том, что парламентарии призваны отражать интересы граждан в законах и иных решениях. Через своих представителей граждане могут опосредованно участвовать в управлении делами государства. Палаты Федерального Собрания выражают разные стороны народного представительства. Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ, Государственная Дума является прямым представительством народа. В силу своей представительной природы парламент выполняет законодательную функцию, которая заключается в разработке и принятии законов государства.
Важной функцией парламента является контрольная функция. Она состоит в активном влиянии этого органа власти на процессы управления обществом и государством. В силу своей представительной природы именно парламент должен осуществлять контроль над деятельностью исполнительных органов власти. Федеральное Собрание контролирует бюджетный процесс. По представлению Правительства РФ российский парламент принимает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и отчет об исполнении федерального бюджета прошлого года.
Для осуществления текущего контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума на паритетных началах образуют Счетную палату РФ. Этот орган государственного финансового контроля следит за законностью и своевременностью исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России и за использованием кредитных ресурсов.
Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются на органы, организации, учреждения и иные субъекты, если они используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. Счетная палата РФ регулярно сообщает Федеральному Собранию информацию о ходе исполнения, результатах проводимых контрольных мероприятий и в соответствии с установленной компетенцией принимает меры по пресечению выявленных правонарушений.
2. Структура парламента РФ. Внутренние органы плат Федерального Собрания
По структуре Федеральное Собрание является двухпалатным органом и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура парламента имеет следующие основные преимущества. Во-первых, в федеративных государствах одна из палат, как правило, отражает интересы входящих в состав этого государства политико-территориальных образований. Во-вторых, наличие второй палаты позволяет делать законодательный процесс более качественным, поскольку законопроекты последовательно проходят через обсуждение двумя палатами.
Среди основных недостатков двухпалатной структуры парламента называют, напротив, торможение законодательного процесса второй палатой, которая часто отличается сдержанностью и консерватизмом. В качестве недостатка можно говорить и о разобщенности, несогласованности действий парламента в случае, если палаты противоборствуют и конфликтуют. Отсутствие взаимодействия палат может негативно сказываться на качестве работы парламента и вести к ослаблению его влияния в системе государственной власти. Вместе с тем оценивать двухпалатную структуру российского парламента следует с точки зрения ее достоинств. Отражение интересов субъектов РФ и своего рода «фильтрация» в законодательном процессе осуществляются Советом Федерации.
Форма правления – это способ организации государственной власти, включающий....
В зависимости от положения главы государства различают монархии и республики.
Для классификации монархии на разновидности могут служить ...
... республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные...
Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на ...
В современной юридической и политической литературе выделяют две основные формы государственного устройству...
....в виде особых форм государственного устройства выделялись так называемые инкорпорация и сюзеренитет...
Более сложной и в то же время менее распространенной формой государственного устройства в современном мире является....
По форме государственного устройства современное Российское государство является федерацией. Правовой основой ее образования послужили Конституция 1978 г с ее многочисленными поправками, включая поправку, касающуюся замены...
Весь перечень субъектов Российской Федерации и их названия закреплены конституционно....
Российская Федерация создается и функционирует на основе строго определенных принципов....
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества