Государство и право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работГосударство и право
fig
fig
Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др, т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко — в десятки раз — повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло прежде всего необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства —землю.
В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает .и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», суть которого в праве распоряжаться общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности (оставляя должность, человек теряет эту «собственность»). Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему I закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.
Таким образом, восточный (или азиатский) путь формирования государственности отличался прежде всего тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности. В рамках общины основным назначением власти становилось и управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку — важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.
Административно-государственные структуры, появление которых жестко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое государство было не только орудием классового господства, но и само служило источником классообразования, возникновения различных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими,
Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность — верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако она (частная собственность) не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.
Не оказывала серьезного влияния на экономику и частная собственность других групп: купцов и городских ремесленников. Во-первых, она, как и ее владельцы, находилась в безраздельной власти монарха. Во-вторых, она также не играла решающей и даже важной роли: собственность купцов была связана со сферой не производства, а распределения, ремесленники же, проживающие в городах, вносили в общественное производство заметно меньший вклад, чем общины, тем более что в состав последних входило немало ремесленников.
Постепенно, по мере роста масштабов кооперации коллективной трудовой деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах «зачатки государственной власти» превращаются в органы управления и господства над суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей складываются в микро- или макрогосударства, объединяемые силой централизованной власти. В этих регионах,- как уже говорилось, она приобретает деспотический характер. Авторитет ее был достаточно высок в силу ряда причин: достижения в хозяйственной деятельности объяснялись исключительно ее способностями к организации, стремлением и умением действовать в общесоциальных, надгрупповых целях; принуждение также окрашивалось идеологически, и прежде всего в религиозных формах — сакрализация власти: «власть от Бога», правитель является носителем и выразителем «Божьей благодати», посредником между Богом и людьми.
В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя),— неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) — его ближайшие советники, визири; далее — чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды — сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер. Основное средство производства — земля — формально находится в собственности общин, и общинники считаются свободными, однако фактически, реально все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом.
Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.
Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства («власть-собственность»), а частная собственность имела второстепенное значение.
Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Основными причинами появления государства здесь были:
— потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;
— необходимость объединения в этих целях значительных ласе людей и больших территорий;
— необходимость единого, централизованного руководства массами.
Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат становился во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособлялся от остального общества, превращался в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников.
3.1. Понятие преступления и наказания по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных является кодексом феодально-крепостнических уголовных законов, отражающих принципы буржуазного права в минимальной степени.
Феодальный характер проявлялся прежде всего в том, что кодекс предусматривал 2 системы наказаний: Одна — для дворян, духовенства, почетных граждан и купцов; другая — для крестьян, мещан и рабочих людей (не изъятых от телесных наказаний). Помещики имели право ссылать крепостных крестьян в Сибирь, отдавать в рекруты или применять к ним телесные наказания.
Кодекс определяя "преступление" не отделяет его от "проступка". Ст. 4 гласит: "Преступлением или проступком признается как самое противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано". Уложением устанавливалось:
• формы вины (ст.5, ст. 6, 7 и ст. 116);
• стадии совершения преступления (ст. 8-11);
• обстоятельства смягчающие вину и освобождающие от уголовной ответственности(ст.16, 140-142,98-104)
• Уголовная ответственность наступала с 7 лет(ст.100).
Незнание Закона не освобождало от наказания.
• Иностранцы без дипломатического иммунитета судились по Российским законам.
• Из него были выделены дела подсудные военному и духовному судам .
Кодекс обеспечивал борьбу против возмущения крестьян и дворовых людей, против помещиков, а борьбу с революционным движением рабочего класса, квалифицируя выступления как восстание против власти.
Система преступлений по Уложению являлась крайне сложной. Вначале шли преступления против веры. За богохульство предусматривалось лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу сроком от 12 до 15 лет. За недоносительство о богохульстве назначалось наказание — заключение в тюрьму от 6 месяцев до 1 года.
На втором месте шли государственные преступления. Покушение, преступное действие и умысел свергнуть императора карались смертной казнью (с лишением всех прав состояния). За участие в восстании предусматривалось аналогичное наказание.
Подстрекательство к бунту в письменных и печатных сочинениях каралось лишением всех прав состояния с ссылкой на каторжные работы в крепость сроком от 8 до 10 лет. При этом лицам, не освобожденных от телесных наказаний, дополнительно назначалось от 50 до 60 ударов плетью и клеймение.
В Уложении 9 разделов из 12 были посвящены охране существующего строя, где предусматривались исключительно тяжелые наказания за преступления против общественно-политического строя. Специальные разделы были выделены для борьбы с преступлениями против порядка и управления и должностным преступлением. Появилось специальное отделение "О неповиновении фабричных и заводских людей". Зачинщики забастовок подвергались аресту сроком от 3 недель до 3 месяцев, участники — от 7 дней до 3-х недель .
Раздел "О преступлениях и проступках против законов о состояниях" предусматривал защиту сословных прав и привилегий, охране и закрепляя сословное деление людей в обществе. В отдельном разделе содержались нормы, относящиеся к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц. Умышленное убийство наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой на длительный срок или пожизненно. Большое внимание уделено борьбе с имущественными преступлениями. Насильственное завладение имуществом вооруженными людьми наказывалось лишением прав состояния и ссылкой в Сибирь. Поджег карался ЛПС и ссылкой на каторжные работы в крепость сроком от 8 до 10 лет, а за поджег церкви или здания членов семьи императора — до 20 лет.
Система наказаний была также крайне сложной. Различались наказания уголовные и исправительные.
К уголовным относились:
• смертная казнь( ст. 111);
• каторжные работы на рудниках от 4 до 20 лет или бессрочно (ст. 183-290);
• ссылка на поселение в Сибирь или за Кавказ(ст.263-282).
Нельзя не сознаться, что, в большей части случаев, Уложение 1857 г. имеет правильный взгляд на преступление.
Преступление считается окончательно делом общественным, a потому и преследуется помимо воли частных лиц, за исключением некоторых случаев.
Уложение смотрит на него как на правонарушение. С этой стороны оно равно и безукоризненно охраняет права, как государства и общества, так и семейства или отдельного лица.
Впрочем и эта идея преступления не выдержана в XV Томе. С этой стороны в нем можно различить сразу два пласта законов: пласт законов Московского периода и Воинских Артикулов и пласт законов времен после Екатерины.
К первому пласту относятся—часто в виде буквальных выдержек из его законов: преступления политические, преступления против веры и церкви, преступления против порядка управления, некоторые преступления против нравственности и преступления против власти семейной. Все эти преступления облагаются тяжкими уголовными наказаниями. В них можно встретить весьма часто отступление от коренных начал уголовного права —признанных самим же уложением. На момент правонарушения не обращается весьма часто никакого внимания — он заменяется почти постоянно идеею власти, религиозно-нравственными началами и идеею ослушания. Кроме того, некоторые отделы оттенены весьма сильно чиновническим и фискальным характером.
Ко второму пласту относятся остальные преступления, при определении и санкционировании которых соображались преимущественно с западноевропейскими законодательствами. Этот отдел, касательно относительной мягкости его наказаний, составляет казовый конец Х-го Тома, которым мы можем похвастаться и пред законодательствами иностранными. Оставляя в стороне наслоение Московского Периода и времен Воинских Артикулов, наслоение, в котором преобладает система устрашения и холодного возмездия за ослушание, идея наказания XV Тома— удовлетворение обиженного, охранение общественного порядка и правомерности отношений. Наказание смягчено в своем террористическом характере. Уложение ХV-го Тома не знает, ни членовредительных наказаний, ни различных бесполезных и мучительных элементов кар, ни особых осрамительных и обеспечивающих добавок .
6.Классификация правовых норм
-Составить схему 'виды правовых норм'
В современном обществе действует большой массив правовых норм. Для выявления их регулятивных свойств, значимости в системе правового регулирования, а также для удобства пользования, правовые нормы классифицируют по различным основаниям.
Наиболее общими основаниями классификации норм являются следующие.
1. По видам регулируемых общественных отношений. Основание данной классификации – предмет и метод правового регулирования. По данному признаку различают виды норм, соответствующие отдельным отраслям права. Например, нормы конституционного права, нормы трудового права, нормы гражданского права, нормы уголовного права, административно-правовые нормы и т. д.
2. По юридической силе нормативно-правовых актов, т. е. в зависимости от вида акта, в котором эта норма содержится. В законах содержатся законодательные нормы, в подзаконных актах – подзаконные нормы.
3. По роли в регулировании общественных отношений нормы права подразделяются на регулятивные и правоохранительные.
Регулятивные (правоустановительные) нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Они рассчитаны на правомерное поведение людей и составляют большинство норм действующего права.
Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности и рассчитаны на неправомерное поведение людей.
Регулятивные нормы по характеру устанавливаемых правил поведения, в зависимости от содержания субъективных прав и юридических обязанностей подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Их различие основано на том, на что делается акцент: на возложение обязанности, установление запрета или предоставление права.
• Обязывающие – это нормы, устанавливающие обязанность лица совершить определенные положительные действия, требуют активного обязательного поведения.
• Запрещающие – это нормы, устанавливающие обязанность лица воздерживаться от совершения определенных действий.
• Управомочивающие – это нормы, устанавливающие
права с положительнным содержанием, т. е. права на совершение управомоченным тех или иных активных действий.
Помимо регулятивных и правоохранительных норм определенную роль в регулировании общественных отношений выполняют специализированные нормы. Они имеют дополнительный характер в отличие от первых двух видов. Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие действие регулятивных и правоохранительных норм.
К специализированным нормам относятся дефинитивные (от слова «дефиниция»), декларативные (нормы-принципы), коллизионные.
• Дефинитивные (от лат. definitio – определение) нормы закрепляют определенные юридические понятия.
• Нормы-принципы – законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права.
• Коллизионные – устанавливают порядок выбора и применения правовой нормы в случае их противоречия (коллизии).
Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. Принятый народным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме.
В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов.
Окончательному освобождению права от религиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовали хищения и предание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флавием судебного календаря, формы исков и записей и толкований норм и обычаев, которые ранее в строгой секретности хранились в архивах понтификов.
В III веке до н.э. - III веке н.э. источниками римского права становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: «преторское право» и «право народов». Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами).
14. Средневековая Япония (государств. структура, можно схему)
В результате междоусобной борьбы за власть победу одержала группировка, возглавляемая кланом Минамото, который в 1192 г. был провозглашен правителем государства (сегуном). Создается новый правительственный аппарат: бакуфу. Императоры рассматривались лишь как носители верховных жреческих функций.
Центральный аппарат сегуна – бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей в основном законодательством; главной военной палаты, ведавшей воинским сословием, и главной судебной палаты. К XIII в. в Японии окончательно оформились ленные отношения: крупные феодалы стали сеньорами; мелкие – вассалами, обязанными нести военную службу. Эти две группы класса феодалов составили привилегированное сословие.
В 1232 г. вступил в силу новый свод законов «Дзеэй-сикимоку». В 1219 г. управление страной было захвачено представителями дома Ходзе, которые правили Японией по 1333 г. с титулом сиккэн (правитель).
Глава 1. Сословный и общественный строй
1.1 Формирование сословного строя и правовой статус сословий
Период сословно-представительной монархии — период развитого феодализма — характеризуется сдвигами во внутриклассовых и особенно в межклассовых отношениях. Наиболее важное событие в этой сфере — полное закрепощение крестьян.
На протяжении второй половины XVI-XVII в. шел процесс формирования сословного строя, характерного для феодального общества. Процесс этот начался еще во времена Киевского государства и завершился во второй половине XVII в. Формирование сословий, в конечном счете, было обусловлено разделением общественного труда. С течением времени каждое сословие "отгородилось" от других своими особыми правами, привилегиями повинностями и обязанностями. Рассмотрим теперь процесс формирования каждого сословия.
В XVI - XVII вв. дворянство в документах именовалось служилыми людьми и состояло из целого ряда категорий (слоев). Верхний слой составляли бояре. Термин боярин стал обозначать звание (чин). Большинство среди них составляли бывшие удельные князья. Но некоторая часть происходила из родовитого старомосковского боярства, не имевшего княжеских титулов. Общая численность бояр была невелика. В 1564 г. их было 33, после опричного террора в 1572г. из них осталось 17. К концу XVII в. насчитывалось 42 боярина. [8, с.122]
Следующими после бояр чинами были окольничие, думные дворяне. Они состояли в Боярской думе. Из их числа назначались воеводы во время войны, начальники приказов и другие высшие должностные лица. Основную массу составляло среднее и мелкое дворянство (дворяне московские, дети боярские, дворяне городовые и т.д.), служившее воинами в дворянском конном ополчении, а также в гарнизонах пограничных крепостей. Поскольку в условиях натурального хозяйства земля, населенная крепостными крестьянами, была единственным средством обеспечения службы дворян, то царская власть активно раздавала дворянству землю. Однако земли для испомещения дворян не хватало, и они поставили вопрос о перераспределении земель и рабочих рук внутри класса феодалов. В связи с этим были сделаны попытки провести секуляризацию церковных земель (1551 г.), но они не имели успеха.
1) Административно-полицейская включала в себя губернатора, губернское правление и Приказ общественного призрения, в уезде – земского исправника, членов Нижнего земского суда и городничего.
Систему органов губернской администрации составляли следующие органы: губернское правление (осуществляло 2 основные функции: 1) исполнительную (обнародуя в губернии указы верховной власти); 2) распорядительную (осуществляя мероприятия полицейского характера)) возглавлялось генерал-губернатором или наместником, концентрировавшим в своих руках исполнительно-распорядительные и полицейские полномочия. Назначался генерал-губернатор из лиц, пользовавшихся особым доверием императрицы. Он начальствовал над двумя-тремя губерниями, являлся надзирателем за исполнением законов и обязанностей должностных лиц, в его распоряжении находились полиция, гарнизон, а также полевые войска, дислоцированные на территории наместничества. В его обязанности также входила забота о своевременном сборе податей и рекрутов. Наместник имел право, приезжая в одну из столиц, заседать в Сенате при обсуждении вопросов его наместничества. Губернатору подчинялись все правительственные учреждения губернии, а также сословные суды. В финансовых вопросах ему помогал вице-губернатор, а в контроле за исполнением законов – губернский прокурор и стряпчие. Губернское правление обнародовало и исполняло в пределах губернии указы и распоряжения центрального правительства; осуществляло контроль за деятельностью всей системы органов губернского управления; ведало местной полицией; следило за порядком и безопасностью и т.д.
Под контролем генерал-губернатора действовало 3 вида местных учреждений – административного, финансового и судебного характера. Помимо генерал-губернатора (как председателя) в состав губернского правления входило по 2 губернских советника, назначаемых центральным правительством. Губернское правление не являлось коллегиальным органом, поэтому роль советников была исключительно совещательной. Генерал-губернатор мог и не согласится с их мнением, и в этом случае они обязаны были исполнять решение главы местной администрации.
Уездная администрация находилась в руках дворян. Высшим уездным органом губернского управления был нижний земский суд в составе земского исправника (или капитана) и 2-х заседателей, избранных местными помещиками. Все эти лица избирались уездным дворянством. Помимо прочего, этот орган относился к системе исполнительно-полицейских учреждений. Капитан-исправник осуществлял исполнение нормативных актов органов губернского управления; следил за местной торговлей; проводил мероприятия, связанные с поддержанием чистоты, благоустройства; следил за исправностью дорог и мостов; наблюдал за нравственностью и политической благонадёжностью обывателей уезда; производил предварительное следствие, действуя при этом «ревностно, с осторожной кротостью, доброхохотством и человеколюбием к народу». Нижний земский суд подчинялся губернскому правлению. Власть исправника распространялась на весь уезд за исключением уездного города, который находился в компетенции городничего (или коменданта).
Введение
Главенствующее место среди источников русского феодального права периода сословно-представительной монархии занимает Соборное уложение 1649 года. Следует отметить, что этот кодекс в значительной мере предопределил развитие правовой системы русского государства в последующие десятилетия. Уложение прежде всего выражало интересы дворянства, юридически закрепило крепостное право в России.
Среди предпосылок, обусловивших принятие Соборного уложения, можно выделить:
• общее обострение классовой борьбы;
• противоречия среди класса феодалов;
• противоречия между феодалами и городским населением;
• заинтересованность дворян в расширении прав на поместное землевладение и закрепощение на них крестьян;
• необходимость упорядочения законодательства и оформление его в едином кодексе;
Артикул Воинский имел огромное значение для дальнейшего развития российского военно-уголовного законодательства, заложив его основу. Подготовленный развитием русского права допетровского времени, Артикул в то же время способствовал его обогащению достижениями западноевропейской правовой мысли и сближению русской и европейской правовых культур. В Артикуле впервые в истории отечественного права была закреплена система воинских преступлений и наказаний за них, что позволяет говорить о появлении в начале XVIII в России военно-уголовного законодательства.
Изучение этих двух источников права имеет и на сегодня довольно актуальное значение в связи с преемственностью отдельных институтов общей части различных отраслей права.
1. Институты общей части по Соборному Уложению 1649 года.
Уложение состоит из 25 глав и 967 статей, содержание которых отражает важнейшие изменения в общественно-политической жизни России, происшедшие в XVII веке. Развиваются нормы государственного, уголовного и гражданского права, судоустройства и судопроизводства. Основное внимание, как и в предшествующих источниках феодального права, уложение уделяет уголовному праву и судопроизводству.
Соборное уложение не до конца устранило противоречия в законодательстве, хотя была проведена определенная систематизация по главам.
Ряд глав посвящен вопросам государственного права. В главе 2 и 3 разработано понятие о государственном преступлении, под которым подразумевалось прежде всего действие, направленное против личности монарха и царской власти. За действия «скопом и заговором» против царя, бояр, воевод и приказных людей полагалась «смерть безо всякия пощады». Глава 1 посвящена защите интересов церкви от «церковных мятежников», а также защите дворян, даже в случаях убийства ими холопов и крестьян. О резкой социальной дифференциации и защите государством интересов господств, класса свидетельствует разница в штрафах за «бесчестье»: крестьянина — 2 руб., гулящего человека — 1 руб., а лиц привилегированных сословий до 70—100 руб.
В главе «Суд о крестьянах» собраны статьи, которыми окончательно оформлялось крепостное право — устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись «урочные лета» для сыска беглых крестьян, за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф. С. у. 1649 лишало помещичьих крестьян права судебного представительства по имущественным спорам. Согласно главе «О посадских людях» ликвидировались частновладельческие слободы в городах, возвращались в число податных сословий люди, принадлежавшие ранее к социальным категориям, освобожденным от уплаты государственных налогов. С. у. предусматривало массовый сыск беглых посадских людей; посадское население прикреплялось к посадам и также облагалось государственными налогами и податями. Положение кабальных холопов регламентировано в главах «О поместных землях» и «О вотчинах», посвященных вопросам дворянского землевладения.
Вопросам судопроизводства посвящена самая большая глава «О суде». В ней подробно регламентируется порядок следствия и судопроизводства, определяются размеры судебных пошлин, штрафов, разработаны вопросы умышленного и преднамеренного преступления, регулируются отношения собственности (спорные имущественные дела и др.). Организации вооруженных сил страны посвящены главы «О службе всяких ратных людей Московского государства», «О искуплении пленных», «О стрельцах».
Поверхностное знакомство с Соборным уложением позволяет сделать вывод об усилении карательного характера уголовного права. По прежнему в законе нет общего определения понятия преступление. Только из содержания статей можно заключить, что преступлением считалось непослушание царской воле, нарушение предписаний царя, его воли, т.е. деяния, подрывающие феодальный порядок и опасные для господствующего класса. Поскольку противоправность, как важнейший элемент понятия уголовно наказуемого деяния, законом четко не была определена, рамки уголовной ответственности устанавливались судебно-административными органами.
Субъектами преступления признавались все члены общества, в т.ч. и холопы. К уголовной ответственности не привлекались дети до 7-летнего возраста и умалишенные "бесные". Для несовершеннолетних лиц с физическими недостатками (глухота, немота и слепота) наказание смягчалось.
Уложение 1649г. разграничивает преступления умышленные, неосторожные и случайные. Статьи рассматривают "воровское умышление", "учинение пожара нарочно", говорят об убийстве ненарочном, грешным делом, об убийстве "без хитрости". Неумышленные и случайные действия не наказывались. Убийство "пьяным делом" рассматривалось как умышленное и не влекло смягчения наказания.
Вместе с тем Уложение не всегда четко различает случайное, ненаказуемое действие и неосторожную форму вины (ст. 223, 225, 226, 228 гл. Х Соборного уложения).
Уложение знало институт необходимой обороны (ст.200 гл. Х). При этом не ставился вопрос о соразмерности средств обороны и нападения. Необходимой обороной считалось убийство не только при защите своей жизни, но и "жизни того, кому он служит", т.е. господина. Зависимые люди, не оборонявшие своего господина от нападения, подлежали смертной казни. Крайней необходимостью являлось убийство собаки при ее нападении на человека (ст.263 гл. Х).
Уложение различает стадии совершения преступления:
- голый умысел ("будет кто каким умышлением мыслить на Государское здоровье злое дело" ст.1 гл. II) ;
- покушение ("а будет чей-нибудь человек... вымет какое оружие хотя убити того, кому он служит" ст.8 гл. XXII);
- совершение преступления ("кого над кем совершит смертное убийство" ст. 19 гл. XXII).
Соборное уложение более четко регламентирует соучастие. В ст.19 гл. XXII говорится о подстрекательстве, в ст.198 гл. Х - о пособничестве6 в ст.20 гл. XXI - об укрывательстве. В одних случаях за соучастие следует одинаковое с преступником наказание, в других - различное.
Уложение более сурово, как и предшествующие законы, наказывает неоднократно совершенное преступление " рецидив " (ст.9, 10, 12 гл. XXI).
В Соборном уложении 1649 года впервые произведена классификация преступлений по определенной системе.
Впервые светский законодательный памятник на первое место поставил преступления против религии и церкви (богохульство, совращение в мусульманскую веру, произведение непристойных речей во время церковной службы, совершение в церкви бесчинств: убийств, ранений, оскорблений и т.д.). За большинство из них назначалась смертная казнь.
Во второй главе Уложения ("О государской чести и как его государское здоровье оберегать") раскрываются государственные преступления, как наиболее опасные, влекущие смертную казнь "безо всякого милосердия". В их числе "умышление на государственное здоровье", "злое умышление Московским государством завладеть и государем быть", "сдача города недругу изменой", "зажение умышлением или изменою города или дворов" и др. Измена каралась смертной казнью с конфискацией имущества. К уголовной ответственности привлекались и члены семьи преступника: жена, дети, отец, мать, братья, сестры, неродные дети, знавшие об измене и не доносившие властям (ст.6 гл. II). Уложение разрешало крестьянам и слугам доносить об измене своего господина, хотя в других случаях им запрещалось обращаться в суд с иском на своего господина. "А опричь тех великих дел ни в каких делах таким изветчикам не верити" (ст.13 гл. II).
В Уложении предусмотрено вознаграждение за убийство изменника ("а тому... кто изменника догнав на дороге убьет или приведет, дати государево жалование" ст.15 гл. II).
К преступлениям против порядка управления Уложение относило: подделку документов ("скребление" и "чернение"), подделку печатей, фальшивомонетничество ("делание воровских денег"), нарушение правил взимания торговых пошлин, порядка содержания питейных заведений.
V. Основные виды юридической ответственности.
Виды юридической ответственности (гражданско-правовая, уголовно-пра¬вовая, административно-правовая, дисциплинарная) полностью совпадают с видами правонарушений, но по порядку привлечения к ней их можно условно подразделить на два вида. К первому относится ответственность, налагаемая компетентными государственными органами или должностными лицами, ха¬рактеризуемая наиболее жесткими мерами государственно-принудительного воздействия, рассматриваемая либо в судебном, либо в административном порядке: уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная. Ко второму виду ответственности следует отнести привлечение к ней правонару¬шителя непосредственно управомоченным лицом, что характерно для граж¬данско-правовой ответственности при наличии факта совершения граждан¬ско-правового деяния.
При привлечении правонарушителя к ответственности компетентным государственным органом или должностным лицом кроме факта правонарушения необходим правоприменительный акт, устанавливающий его вину, а в ряде случаев и точную меру государственно-правового воздействия.
Уголовно-правовая ответственность наступает за совершение деяния, пре¬дусмотренного уголовным законом, за которое могут быть назначены следую¬щие виды наказания: лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определенные долж¬ности или заниматься определенной деятельностью, штраф, общественное порицание. Конституцией России допускается установление федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие пре¬ступления против жизни впредь до ее отмены смертной казни при условии предоставления обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с уча¬стием присяжных заседателей.
Административно-правовая ответственность наступает за совершение адми¬нистративно-правовых нарушений, т. е. за невыполнение правил общего порядка: дорожного движения, общественного порядка, охраны природы. Должностные лица несут административную ответственность как за свои противоправные дея¬ния, так и за издание приказов, нарушающих законодательство, а также за непри¬нятие мер по обеспечению выполнения правил подчиненными лицами.
Административным законодательством за совершение данных деяний пре¬дусматриваются следующие виды наказаний: предупреждение; штраф; воз¬мездное изъятие орудия совершения или предмета административного правона¬рушения; конфискация орудия совершения или предмета, явившегося орудием или объектом правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, права охоты, права управления автомототранспортом); исправительные работы; административный арест; административ¬ное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.
Дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушения правил поведения, установленных различными уставами, положениями, правилами и т. п., которая может быть как общей, так и специальной.
За дисциплинарное правонарушение в законодательстве предусматриваются такие меры наказания: предупреждение; выговор; строгий выговор; лишение премии или иных материальных поощрений; понижение в должности или пере¬вод на нижеоплачиваемую работу на определенный или неопределенный срок; отстранение от должности, увольнение как крайняя и исключительная мера.
Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение граждан¬ского правонарушения, состоит в применении санкций в основном имуще¬ственного характера, обозначает возложение обязанности возместить вред физическим (частным) или юридическим лицом, причем имущественный ущерб взыскивается независимо от применения других мер юридического воздействия.
За гражданское правонарушение законодательство предусматривает сле¬дующие меры наказания: принудительное исполнение обязанности; возмеще¬ние убытков; штраф; лишение родительских прав; принудительное возвраще¬ние или изъятие неправомерно приобретенного имущества и т. п. Таким обра¬зом, можно сказать, что юридическая ответственность есть исполнение правонарушителем обязанностей на основе государственного принуждения, правовое отношение, возникающее между государством и личностью, на кото¬рую возлагаются обязанности претерпеть неблагоприятные последствия и лишения за совершенное правонарушение. Подчеркнем, что юридическую ответственность нельзя отождествлять с санкцией, так как последняя — лишь ее мера. Государственные санкции содержатся в нормах различных отраслей права, но это не дает возможности выделять отраслевые виды ответственно¬сти, что подчас делается в отечественной юридической науке.
Тоталитаризм как особый тип политического режима
Формирование политических тоталитарных режимов произошло на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.
Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип пост¬роения целостного едино действующего общества.
Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и пол¬ному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с ре¬волюционной по своему характеру социальной утопией, не остав¬ляющей места для индивидуальной свободы и социальных проти¬воречий.
Раскроем наиболее характерные признаки тоталитарного ре¬жима.
Верховенство государства, носящее тотальный характер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить себе, огосударствить любые проявления жизни. Полностью лишены ка¬кой-либо независимости, самостоятельности предприятия, учебные заведения, средства массовой информации и т. д.
Сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение на¬селения и рядовых членов партии от участия в формировании и де¬ятельности государственных органов. Культ вождизма: вождь на¬деляется сверхъестественными качествами. Авторитет вождя ос¬новывается не на осознанном доверии, а имеет, скорее всего, мистический характер. Для масс характерна слепая вера в вож¬дя, выдвигаемые им идеи.
Вождя рассматривали как символ нации, мессию, который спла¬чивает весь народ и ведет его к верной цели. Вождь стоит во главе го¬сударства, выражает его волю, сила государства исходит от вождя.
Тоталитарный режим формально не препятствовал участию населения в политическом процессе. Однако это участие направ¬лялось в русло активного проявления преданности своему вождю, идеологии и политической партии.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества