Государство и право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работГосударство и право
fig
fig
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая те или иные состояния и процессы со¬временной жизни, особенно на ее крутых поворотах, общество всегда обращается к своему прошлому, своим корням, на которых оно выросло, с тем, чтобы сверить с ними по крайней мере векторы развития. Если оно хочет оставаться самобытным, самим собой, ориги¬нальным, сохранить свое лицо в начавшемся процессе глобализации, а значит, сохранить свое место под со¬лнцем, не раствориться в усредненной серой массе по¬требительского миронаселения, то должно заботиться о том, чтобы исторический вектор был постоянным.
Основной пласт исторического опыта скрыт в рели¬гии; и до ее возникновения человек жил и умирал, формировал традиции, привычки и нормы поведения, но религия придала этому процессу бытового творче¬ства осознанность, всеобщность, направленность, под¬чиненность высшим ценностям. Так, религия форми¬ровала те самые исторические векторы развития, и по¬тому именно ее история должна быть предметом ис¬следования.
Священное писание, как источник права, не стало еще предметом должного внимания современных отечественных ученых-юристов. В этой связи нельзя не отметить инициативу редакции журнала "Российская юстиция", приступив¬шей к широкому освещению правовых вопросов хрис¬тианства и в какой-то мере восполняющей сущест¬вующий пробел. Имеющиеся публикации однозначно указывают на историческую взаимосвязь современно¬го отечественного права с христианской религией, а зна¬чит, и Законодательством Моисея (см., например: Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых учений. М., 1983; Исаев И А. Метафизика власти и закона. М., 1998; Тер-Акопов АА. Христианство. Государство. Право. М., 2000 и др.). Наиболее обстоя¬тельной в этом отношении следует признать монографию Р. Папаяна (Папаян РА. Христианские корни современного права. М., 2002). Но исследования посвя¬щены главным образом общефилософским вопросам права либо нормам, регулирующим позитивные отно¬шения. Между тем Священное писание — это в значитель¬ной мере законодательство охранительного плана, устанавливающее запреты и ответственность за их нару¬шение. В этом смысле оно роднится с уголовным зако¬нодательством, а значит, должно исследоваться и в уголовно-правовом аспекте. Предлагаемая работа пред¬ставляет собой попытку изложить правовую характе¬ристику Священного писания в качестве источника норм права, а также изучить систему и понятие возникшего на его основе Канонического права.
Предметом изучения темы настоящей контрольной работы является Священное писание, как источник права и возникшее на его основе каноническое право, которое в свою очередь занимало особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века.
Цель настоящей работы - показать необходимость изучения Священного писания, как источника правовых норм, а также общих принципов, положений, конституционных основ системы и становления канонического права как самостоятельного этапа развития европейского права. Каноническое право это целая эпоха в истории европейского права.
Данная тема, на мой взгляд, очень интересна для более глубокого изучения, так как теоретическое и практическое значение изучения отдельных тем также велико, как и изучение правоведения в целом.
В настоящей работе рассмотрена тема «Понятие и структура норм права». Необходимость рассмотрения данной темы заключается в том, что роль нормы права в юриспруденции очень велика. Норма права является основной составляющей, входящей в систему правовых средств, без которой дальнейшее развитие права не возможно. Правовая норма – это первичная, элементарная частица, «клеточка» внутреннего строения права. Именно из норм права складываются, формируются отрасли права, правовые институты, система права в целом.
Основной целью работы является раскрытие проблемы понимания нормы права. В рамках этой темы рассмотрены следующие вопросы: основные признаки и понятие нормы права, анализ элементов, входящих в структуру нормы права. Также в работе поставлена задача охарактеризовать норму права, выявив при этом различия регулятивных свойств, определив место норм права в механизме правового регулирования, установив системные свойства правовых норм и их взаимосвязи. Важной задачей является определение различия в содержании правовой нормы и источника, которым норма установлена и охраняется от нарушений.
На сегодняшнее время существует масса различной литературы, ознакомившись с которой можно заметить большое количество точек зрения на ту или иную проблему. Юридическая наука не стоит на месте, она все время развивается, а потому нуждается в анализе, корректировке, дополнении и усовершенствовании. Отсюда вытекает ещё одна наиболее важная задача курсовой работы – представить многообразие высказываний по поводу понимания нормы права и попробовать проанализировать традиционную трактовку нормы права.
В целях наиболее детального и подробного освещения основных аспектов представленной темы, объективного анализа входящих в нее проблем работа разделена на пять глав.
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство как способ хозяйствования утвердилось в экономике развитых стран в результате многовековой эволюции.
Для современной Украины предпринимательство – явление относительно новое. Легальный отсчет нынешнего украинского предпринимательства начинается с 7 февраля 1991 года, когда вступил в силу Закон Украины «О предпринимательстве».
В советский период вопросы теории и практики предпринимательства не изучались. Оно официально расценивалось только критически, относилось к чуждым социализму пережиткам прошлого, к формам эксплуатации человека человеком.
Частная предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество, входящие теперь в число основных рычагов рыночной экономики, находилось под запретом, за них была установлена уголовная ответственность в виде длительного срока лишения свободы.
Перемены в общественно- политической жизни Украины привели к коренной перестройке экономических отношений, однако переход от командно - административной экономике к рыночной, то есть к принципиально новой системе хозяйствования, не мог оказаться безболезненным.
Переходный период в Украине охарактеризовался глубоким социально – экономическим кризисом, который выразился в спаде производства, развале финансовой системы, снижении жизненного уровня народа, инфляционных процессах, безработице и прочих негативных явлениях.
Создание условий для всестороннего развития предпринимательства и дальнейшего развития рыночных отношений является единственно возможным выходом из такого кризиса.
Тема данной дипломной работы актуальна и выбрана не случайно. Известно, с какими сложностями, в том числе юридического характера, связано осуществление предпринимательства в Украине. Перед каждым субъектом, решившим заняться предпринимательством, встает множество вопросов о том, как грамотно вести эту деятельность, не допуская ошибок и не вступая в конфликт с законом.
Правовым фундаментом цивилизованного предпринимательства является действующее в этой области законодательство.
Предпринимателям крайне важно ориентироваться в законодательстве
Украины, подчас несовершенном и противоречивом.
В настоящее время на основе исследования и обобщения, действующих в Украине нормативных актов, научной литературы, а также отдельных материалов судебной и арбитражной практики освещены вопросы, касающиеся правового регулирования предпринимательской деятельности в наиболее распространенной организационно - правовой форме - хозяйственных обществ.
Задачами данной дипломной работы являются: дать общую характеристику предпринимательской деятельности в Украине, условия ее осуществления, рассмотреть вопросы правового регулирования различных сторон деятельности хозяйственных обществ: создание обществ, права и обязанности учредителей и участников, особенности каждого из видов хозяйственных обществ, аспекты финансово-хозяйственной деятельности, взаимоотношений с контролирующими органами, прекращения и ликвидации хозяйственных обществ.
При написании дипломной работы использованы следующие источники:
- Конституция Украины;
- базовые законы, регулирующие общие правовые основы предпринимательской деятельности, Законы Украины «О предприятиях в Украине», «О предпринимательстве», «О собственности»;
- специальный закон, регулирующий деятельность хозяйственных обществ, Закон «О хозяйственных обществах»;
- Законы, регулирующие отдельные стороны деятельности хозяйственных обществ - «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», « О лицензировании» и др.;
- подзаконные нормативные акты (постановления Кабмина Украины, Указы Президента Украины, Положения, Инструкции, приказы министерств, ведомств, инструкции Национального Банка Украины, государственной налоговой администрации Украины и т.д.);
- разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда Украины;
- специальная литература: учебники, книги, статьи, монографии.
Данное научное исследование состоит из введения, четырех глав, приложения и заключения.
В первой главе раскрыты общие положения о правовых основах предпринимательской деятельности для субъектов предпринимательской деятельности различных организационно- правовых форм.
Вторая и третья главы посвящены аспектам создания хозяйственных обществ, финансово- хозяйственной деятельности, взаимоотношений с государством, с контролирующими органами, с другими субъектами предпринимательства.
В последней главе рассмотрены вопросы прекращения деятельности и ликвидации хозяйственных обществ.
Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть основные вопросы правового регулирования деятельности одной из самых распространенных организационно - правовых форм предпринимательской деятельности - хозяйственных обществ.
В В Е Д Е Н И Е
Выбор темы «Гражданско-правовые вопросы курортного обслужи-вания» связан с большой актуальностью данного вопроса в настоящее время. Это значение заключается в том, что в связи с началом перехода СССР, а затем и России к рыночным экономическим отношениям, про-изошел перелом в экономической системе страны, стали появляться но-вые элементы в различных сферах жизнедеятельности. Это коснулось и сферы услуг.
Вопросам оказания услуг в сфере курортного обслуживания уделя-ется мало внимания, хотя эта тема очень обширна. Именно в этой области возникают и требуют своего разрешения многочисленные противоречия социального, экономического, ресурсного, экологического, а главное - гражданско-правового характера.
В работе предпринята попытка раскрыть содержание некоторых из этих вопросов и дать их оценку.
Целью работы является комплексное рассмотрение санаторно-курортной индустрии в различных аспектах. Для этого при написании работы были исследованы нормативные акты, регулирующие граждан-ско-правовые отношения в данной отрасли, а также материалы локально-го нормотворчества, касающиеся санаторно-курортной сферы. Большую роль при написании данной работы сыграли труды известных ученых, та-ких как А.Ю. Кабалкин, Е.Д. Шешенин, Ю. Романец и ряда других, отно-сительно сферы услуг.
При написании работы анализировалась судебная практика, практи-ка работы санаториев и пансионатов в современных условиях. Исходя из этого в работе сделан ряд выводов, касающихся вопросов оказания услуг, их качества и безопасности.
Творческий характер работы заключается в том, что при написании ее детально были изучены многие ньюансы работы санаторно-курортного комплекса и на основе выявленных достоинств и недостатков этой сферы была предпринята попытка сделать собственные выводы. Внести некото-рые предложения в методику работы этой отрасли, а также предложения по совершенствованию Российского законодательства, которое, к сожа-лению, имеет ряд существенных недостатков, и, скорее недоработок в нынешних условиях.
Структурно квалификационная работа состоит из введения, основ-ной части и основных выводов и предложений автора. Основная часть работы включает три главы. В первой главе рассматривается понятие ка-тегории услуги в сфере курортного обслуживания, дается понятие самого курортного обслуживания и роль и место которое занимает в этой отрас-ли услуга.
Во второй главе содержится многогранный анализ организационно-правовых форм субъектов оказывающих курортные услуги. При этом особое место уделяется процессу реорганизации раннее действующих са-наторно-курортных образований и новых, появившихся в процессе при-ватизации. Для этого анализируются как положения законодательства, так и мнения различных ученых и практиков.
Последняя глава работы посвящена рассмотрению «Договоров на обслуживание курортной деятельности». Дается определение договоров в сфере обслуживания, понятие правоспособности, при помощи которой субъекты, оказывающие курортные услуги способны заключать различ-ные трудовые или гражданско-правовые договоры.
В конце работы содержатся основные выводы и предложения, опре-деленные автором из содержания работы.
Введение
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина. В выполнении этой обязанности государства важная, главенствующая роль принадлежит органам безопасности.
За последнее десятилетие в общей сложности принято сотни законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, которые создали основы функционирования правоохранительной системы страны. Построение системы правоохранительных органов во многом базировалось на ведомственных актах полномочных государственных органов. Во многие акты неоднократно вносились изменения и дополнения, многие на данный момент уже не действуют.
Эффективность деятельности органов безопасности в целом и эффективность деятельности отдельных органов правоохранительной системы во многом зависит от степени правового регулирования их статуса – тех правовых норм, которые составляют основу административно-правового статуса; наличия правовых основ взаимодействия правоохранительных органов, оценки и совершенствования их деятельности. Следовательно, анализ и оценка правовых основ правоохранительных органов является одним из приоритетных направлений в изучении правоохранительных органов.
Цель работы: рассмотрение правонарушений, борьба с которыми отведена к компетенции органов безопасности.
1. Система органов безопасности
Представление общественной безопасности в виде системы дает уникальную возможность увидеть все составляющие элементы безопасности личности, общества и государства, исследовать связи между элементами общей системы, смоделировать сложные процессы обеспечения общественной безопасности, спрогнозировать возможные состояния системы, а также помогает выработать необходимые рекомендации органам государственной власти.
Основные понятия, употребляемые в сфере обеспечения безопасности, определены Законом Российской Федерации "О безопасности". Так, безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. 1).
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.[3;65]
Органы законодательной власти определяют основные направления и приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности; формируют сферу правового регулирования отношений обеспечения безопасности; устанавливают порядок организации и функционирования органов обеспечения безопасности; осуществляют контроль за их деятельностью и т.д.
Реализация положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, других нормативных правовых актов возложена на исполнительную власть в лице Президента и Правительства Российской Федерации.
Судебные органы обеспечивают: защиту конституционного строя в Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены, и т.д.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством органов власти субъектов Российской Федерации, их нормативными правовыми актами, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Основные задачи в области обеспечения общественной безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. Он возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, определяет стратегию внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности; представляет Федеральному Собранию ежегодный доклад об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и основных задачах политики национальной безопасности на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Координирующим межведомственным органом системы обеспечения национальной безопасности является Совет Безопасности Российской Федерации. Он обеспечивает реализацию функций Президента Российской Федерации по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан.
Как было отмечено ранее, в систему обеспечения общественной безопасности должно быть включено законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Одним из главных направлений совершенствования системы обеспечения общественной безопасности является создание научно обоснованной концепции законодательства в этой области, которая должна способствовать укреплению системных связей, выработке стратегических и тактических приоритетов законотворческой деятельности в этой области, определить последовательность принятия и совершенствования необходимых законов, исходя из потребности граждан, общества и государства в целом. В законодательство по обеспечению общественной безопасности должно органично вписаться "чрезвычайное" законодательство.
За последнее десятилетие в сфере обеспечения общественной безопасности принято 50 федеральных законов, десятки указов Президента Российской Федерации, более 100 постановлений Правительства РФ, значительное количество нормативных актов субъектов РФ.
Юридической базой формирования законодательства в исследуемой области является Конституция РФ, что в определенной мере обеспечивает целостность всей системы общественной безопасности, взаимную согласованность разноуровневых нормативных правовых актов, общность их исходных принципов. Систему статусных нормативных правовых актов Российской Федерации составляют федеральные конституционные законы. Федеральные законы охватывают конкретную сферу общественных отношений. [6;59]
На сегодняшний день сложилась ситуация, когда не только не существует целостной системы законодательства в сфере обеспечения общественной безопасности, но и правовое регулирование охватывает только часть общественных отношений, связанных с противодействием различного рода опасностям и угрозам. Для подтверждения этого факта можно привести лишь некоторые нормативные правовые акты, принятые и вступившие в действие в последние годы.
Введение
История органов государственной власти в России, как и в зарубежных странах, уходит своими корнями в глубину веков. Ее особенности зависели от социально-экономической и классовой структуры общества, конкретных исторических условий. Однако сохранялась и определенная преемственность традиций и форм, которую необходимо проследить, использовать, дабы не повторять ошибок прошлого.
Можно сказать, что органы государственной власти в Москве это одновременно еще и органы местного самоуправления.
Необходимо учитывать, что территория муниципального образования есть государственная территория, местные жители являются гражданами государства. Местные дела решаются хотя и самостоятельно, но в русле единой государственной политики на основе сочетания местных и государственных интересов. Эти позиции автор прослеживает на примере Москвы.
Цель и задачи настоящей работы в том, чтобы отразить теоретическое богатство и практику деятельности органов государственной власти г. Москвы, дать анализ и характеристику правового статуса Москвы. Проведенный в работе правовой анализ теоретических и практических предпосылок формирования концепции местного самоуправления, становится своего рода основанием для выработки механизма их реализации в ходе конституционно-правового строительства, образования, развития, совершенствования в субъектах Российской Федерации - прежде всего в городах федерального значения, правовых отношений в области осуществления права граждан России на местное самоуправление и практики деятельности его органов, а также рассмотрения практических предложений и рекомендаций по оптимизации государственной политики России в этой области, совершенствования федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, практике его применения с учетом современных тенденций развития России.
В основу рассмотрения темы положены современные представления и идеи построения открытого процветающего гражданского общества на принципах локальной демократии, децентрализации и деконцентрации государственной власти.
Глава 1. Самоуправление и его особенности в городах федерального значения
1.1. Особенности организации публичной власти в Москве
Сложность и особенности организации публичной вла¬сти в Москве обусловлены прежде всего многофункцио¬нальным характером ее деятельности и статуса. Москва выполняет одновременно такие сложные функции, как столица федеративного Российского государства, город федерального значения, субъект Российской Федерации и, наконец, вид городского поселения, в котором должны быть сформированы система и структура местного самоуправления. Эта объективная реальность нашла свое отра¬жение и закрепление в правовом статусе города Москвы, его органов и должностных лиц.
В соответствии с федеральным законодательством, ор¬ганы государственной власти Москвы в достаточной сте¬пени обеспечили организацию и местного самоуправле¬ния, и государственной власти. Эти формы народовластия были, закреплены в законодательстве Москвы середины и конца 90-х годов. К настоящему времени двойственная природа органов власти Москвы ликвидирована, произош¬ло обособление органов местного самоуправления от орга¬нов государственной власти, что полностью соответствует Конституции РФ (ст. 12).
В основном нормативном акте — Уставе города Моск¬вы, утвержденном Законом Московской городской думы 13 июля 2001 г. , закреплена система городских органов власти. Закон закрепляет статус Москвы и организацию народовластия в ней. Кроме того, на территории города Москвы в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом и законами города Москвы осуществляется мест¬ное самоуправление (ч. 5 ст. 1 Устава).
В Уставе дано определение понятия населения Моск¬вы, в соответствии с которым жители города Москвы, а также иностранные граждане и лица без гражданства, по¬стоянно или временно проживающие на ее территории, составляют население города. Жители города Москвы в своей совокупности образуют городское сообщество. Устав констатирует, что иностранцы и иные категории жителей Москвы проживают и работают в Москве на основе феде¬рального законодательства и соответствующих междуна¬родных договоров.
Жители города являются источником власти в Москве, которую они осуществляют непосредственно, а также через органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 4).
Важно подчеркнуть, что Устав не только вводит мест¬ное самоуправление в пределах Москвы, но впервые пре¬дусматривает его организацию на основе муниципальных образований. Местное самоуправление здесь осуществляется на территориях внутригородских муниципальных об¬разований путем проведения местных референдумов, вы¬боров, собраний и конференций, проявления гражданской инициативы, через органы местного самоуправления и иные формы местного самоуправления, создаваемые по мере формирования социально-экономических, финансо¬вых и организационных предпосылок (ч. 2 ст. 6 Устава). Устав закрепляет собственность муниципальных образова¬ний (ст. 22), их бюджеты (ст. 32).
Эти и другие важные положения Устава города Москвы о местном самоуправлении нашли свое развитие и закреп¬ление в Законе города Москвы от 12 марта 2003г. (№ 16) «Об организации местного самоуправления в городе Моск¬ве» (в ред. Закона от 14 мая 2003 г. № 25) . Закон составлен в полном-соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах...». Он содержит в себе типичный набор полно¬мочий муниципальных образований, их бюджетные права и обязанности и т.д. Этот Закон упразднил районные упра¬вы, отменил все законы об этих органах местного само¬управления и иные акты по этому вопросу. На территории Москвы продолжает действовать Закон от 10 июля 1996 г. (№ 26-77) «О территориальном общественном самоуправ¬лении в городе Москве» . Данный Закон определяет терри¬ториальное общественное самоуправление (ТОС) как са¬моорганизацию граждан по месту их жительства для само¬стоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения не¬посредственно или через территориальную общину и соз¬даваемые ею органы. Оно является формой участия насе¬ления в местном самоуправлении на данной территории (ст. 1 Закона). В Законе закреплено право жителей Москвы на этот вид местного самоуправления (ст. 2), права общин и их органов (ст. 4,5). Важной нормой Закона является оп¬ределение характера взаимоотношений между органами власти и территориальной общиной. Органы власти рай¬онов и города содействуют созданию и деятельности терри¬ториальных общин и их органов в соответствии с законода¬тельными актами города. Органы территориальной общи¬ны осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами власти района и города. Взаимодействие может осуществляться на основе заключаемых договоров и со¬глашений.
В соответствии с Законом ответственность органов тер¬риториальной общины или их членов перед жителями со¬ответствующей территории наступает в случае нарушения ими данного Закона, устава общины либо утраты этим ор¬ганом или лицом доверия со стороны жителей. Основания и виды ответственности органов территориальной общины и их членов определяются уставом общины (ст. 19).
Деятельность территориальной общины прекращается решением собрания (схода), конференции жителей соот¬ветствующей территории или решением суда. С иском о прекращении деятельности территориальной общины в судебном порядке могут выступать префект, Московская городская Дума, мэр Москвы, органы юстиции и прокура¬туры.
Надо отметить, что местное самоуправление в Москве строится уже с учетом принципиальных положений проек¬та нового Федерального закона «Об общих принципах...», который предусматривает, что внутригородская террито¬рия города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредст¬венно и (или) через выборные и иные органы местного са¬моуправления.
Общественный строй Вавилона
В эпоху Хаммурапи общество состояло из двух основных слоев: свободных и невольников или рабов. Свободных людей по их социальному состоянию разделяли на разные категории. На вершине социальной лестницы стояли так называемые авилумы (в переводе «человек, сын человека»). Это была верхушка общества, рабовладельческая и землевладельческая светская знать. Они занимали наивысшие посты в центральном, государственном аппарате, в войске, были царскими наместниками на местах – в областях, городах и тому подобное. Лицо, жизнь, здоровя, честь, симя, имущество авилума охранялись очень сурово.
Вторую группу свободных, о которой часто вспоминают источники, составляли мушкенумы («мелкий люд»). Они стояли на низшей ступени, чем авилумы. Неравноправность их положения утверждали правовые акты. Например, виновных, если пострадавшим был авилум, карали построже, чем за обиженного мушкенума. За телесные повреждения, когда обе стороны принадлежали к группе авилум, виновный отвечал по принципу талиона («око за око», «зуб за зуб»). Если авилум совершил такое преступление против мушкенума, то платил штраф (ст.ст. 196, 197, 198, 206 законов Хаммурапи). При бракосочетании раба мушкенума со свободной женщиной дети от этого брака становились свободными. Когда же владельцем раба был авилум или жрецы, то дети от подобного брака становились рабами. Смертная казнь угрожала виновным за кражу раба царского или мушкенума (ст. 15, 16). Если похищено было другое имущество мушкенума, то вор должен возместить его в 10-кратном размере, в другом случае – виновного осуждали к казни (ст. 8).
Следовательно, мушкенумы – это тоже рабовладельцы и землевладельцы, очевидно, иногда они были достаточно богаты, но по своему статусу находились ниже от авилумов. Большинство исследователей считают, что группу мушкенумов составляли дворцовые слуги, свободное население покоренных Вавилоном земель, чужестранцы, освобожденные на волю рабыни и др.
Светская знать никаких повинностей, кроме военных, не несла, никаких налогов не платила. Еще одну большую группу рабовладельцев составляли так называемые тамкары – банкиры, купцы, торговцы, процентщики, то есть богатые люди вавилонского общества. О них часто вспоминается в источниках, в том числе в законах Хаммурапи. Купцы, торговцы и другие представители этой группы имели большой вес в обществе, значительное влияние на государственную политику. Это объясняется высоким удельным весом торговли в жизни вавилонского общества. Они же, по-видимому, скупали земли, причем закон позволил им покупать даже изъятые из торгового оборота земли «илку» (ст. 31). Целиком очевидно, что среди этого слоя населения были много землевладельцев и рабовладельцев.
Значительное количество найденных вавилонских деловых документов касается собственно торговли, ремесла и ростовщичества. Они удостоверяют, что существовали большие торгово-ростовщические корпорации, которые сосредоточивали у себя огромные капиталы. Торговые дома занимались самыми разнообразными операциями: покупкой-продажей, обменом, выдачей ссуд под проценты, сдачей в аренду домов, земельных участков, садов и даже каналов, что впоследствии, как и земля, становились частной собственностью.
Отдельную, самую влиятельную и привилегированную группу общества составляли жрецы. Они владели огромными богатствами, им принадлежали наилучшие земли, стада скота, дворцы и храмы, зернохранилища и составы, сокровища, массы рабов, слуг, других зависимых людей. Они активно занимались ростовщичеством и торговлей. Законы предоставляли храмам привилегии наравне с привилегиями царского дворца. Они получали на свою пользу особенные налоги из населения, плату за культовые обряды, пожертвования царя, светской знати, простых людей. Храмы имели свою охрану, вооруженные силы.
В Вавилоне среди жрецов было очень много заклинателей, астрологов. Жрецы контролировали юстицию и играли важную роль в управлении. Именно в их среде существовали, сохранялись и развивались разнообразные научные знания, в частности математика, медицина, география, астрономия. Благодаря этому они предварительно могли предусматривать природные явления – наводнение, засуху, затемнение солнца и использовали эту способность в своих целях. Они имели тесные контакты и обменивались информацией с жрецами соседних государств, неоднократно устраняли невыгодных им непослушных монархов, назначали своих.
Основную массу свободного населения Вавилона составляли общинники, ремесленники, низы городского населения. Община (соседская, территориальная) сохранялась в Вавилоне, невзирая на создание классового общества и государства. Это одна из характерных особенностей социально-экономического строя всего Междуречья. Общинники совместно владели землями и рабами, выполняли разные повинности и работы в интересах государства и храмов, платили определенную сумму налогов. Они избирали своих старост и другое руководство, которые действовали под контролем государственных правительственных чиновников, собирателей налогов. Они составляли основную массу войска – ополчение.
Труд общинников, ремесленников широко использовали в восточных деспотиях на так называемых публичных работах, то есть при строительстве храмов, дворцов, гробниц царей, ирригационных систем, общественных сооружений, прокладке дорог и т.д. Выполнения этих работ и других повинностей (уплата налогов, служба в войске) принадлежали к безусловным обязанностям общины. При выполнении публичных работ общинники получали мизерную, сугубо символическую плату
Введение
Актуальность темы. Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.
Особое место в формировании духовного мира личности. Её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Право - во всех его проявлениях - как нормативная система, движение общественных отношений, правосудие должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права - одно из важных условий его эффективности. Право вовсе не претендует на то, чтобы в системе социальных ценностей стоять выше нравственности. Однако социальные схемы, отодвигающие право на задний план, делающие его чем-то второстепенным, в истории нашего общества пока ничего кроме вреда не приносили.
В ходе разработки и принятия законодательно-правовых норм законодатель все чаще использует их нравственное обоснование, указывая в них мотивы и цели, преследуемые им, а также давая оценку тем направлениям, на поддержку, развитие или искоренение которых ориентированы принимаемые документы.
С философской точки зрения нравственно-правовая культура возникает в процессе социально-правовой деятельности индивида, представляет собой специфическую форму общественного сознания и несет в себе определенные мировоззренческие элементы, отражающие не только социально значимую ценность правовых норм, но и их нравственную сущность. Анализ нормативно-правовых норм как конкретных составных компонентов нравственно-правовой культуры позволяет рассматривать их прежде всего с позиции нравственной оценки.
Нравственно-правовая культура как вид идейно-нравственного состояния правового государства и гражданского общества привлекает сегодня особое внимание ученых в различных научных областях
Цель курсовой работы – рассмотреть соотношение права и нравственности. Задачи:
1) Изучить понятия права и нравственности,
2) Выявить характерные черты нравственности в праве,
3) Рассмотреть нормы морали и нравственности в праве,
4) Выявить отличительные особенности и различия между правом и нравственностью.
Объект исследования – право и нравственность. Предмет исследования – соотношения норм нравственности и права.
I. Понятие и признаки закона
На современном этапе понятие «закон» является ключевым в российской правовой системе, однако нормативное определение этого понятия в законодательстве до сих пор отсутствует. Рассматривая различные признаки закона необходимо учитывать современное его положение в системе источников права, признание за ним основной и наиболее совершенной (цивилизованной) формы выражения права, а также учет содержательных характеристик закона в рамках продекларированного Российской Федерацией курса на формирование правового государства.
Закон обладает рядом специфических признаков, выделяющих его среди других источников права. При этом, рассматривая различные признаки закона, необходимо учитывать современное его положение в системе источников права, признание за ним основной и наиболее совершенной (цивилизованной) формы выражения права, а также учет содержательных характеристик закона в рамках продекларированного Российской Федерацией курса на формирование правового государства.
Одним из первых и самых главных признаков закона является то, что он может быть принят только органами народного представительства (законодательными органами государственной власти) или непосредственно народом на референдуме (всенародном голосовании). Для Российской Федерации этот признак характерен в полной мере, с той лишь разницей, что в большинстве цивилизованных стран парламентской демократии за представительным органом государственной власти признается статус «высшего», с наделением права неограниченной законодательной компетенции.
Останавливаться на нормативной характеристике закона и выделять ее в качестве отдельного признака нет смысла, поскольку это является существенным признаком нормативного правового акта, а закон – его главная разновидность. Однако на практике допускаются исключения и по этому вопросу. Например, когда устанавливаются персональные пенсии, содержание должностным лицам или иные мероприятия социального характера, которые нисколько не меняют общего правила нормативности законов российского парламента. Лишь закон, в принципе, может быть только нормативным, большинство остальных видов нормативных правовых актов (указы, постановления, приказы и т.д.) могут быть как нормативного, так и ненормативного характера.
Вторым очень важным признаком закона является то, что он может быть принят в строгом соответствии с особым порядком, установленным в Конституции или законе. Принятие закона в соответствии со строгой законодательной процедурой характерно для большинства современных государств парламентской демократии и называется законодательным процессом. Начальным пунктом в законодательном процессе Российской Федерации является стадия законодательной инициативы. Строго ограниченный круг субъектов законодательной инициативы, определенный в ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации обеспечивает внесение законопроектов по наиболее важным вопросам жизни страны. В дальнейшем законодательная процедура предусматривает планирование законодательной деятельности, работу над законопроектами в комитетах, комиссиях Государственной Думы и рассмотрение их в трех чтениях на пленарных заседаниях, что обеспечивает всестороннее обсуждение законопроектов, внесение предложений и поправок со стороны депутатов, фракций, государственных органов и других субъектов. Прохождение законопроекта в Государственной Думе подытоживается голосованием по статьям или частям закона, принятием закона в целом. Федеральный закон считается принятым Государственной Думой, если за него проголосовало простое большинство от конституционного числа депутатов: 50% + 1 голос (для федеральных конституционных законов необходимо квалифицированное большинство, т.е. 2/3 + 1 голос).
Особенностью рассмотренного признака закона является именно строгое и точное соблюдение процедурного порядка его принятия, что является условием легитимности принятого закона и необходимым элементом соблюдения принципа законности в законотворческой сфере, отличительной чертой закона как формы юридического акта от иных видов актов, принимаемых представительными и другими государственными властными органами Российской Федерации. Такая достаточно сложная процедура принятия федерального закона создает условия для невозможности произвольного управления делами общества и государства, сводит к минимуму опасность волюнтаризма и грубых вторжений в личную сферу со стороны властных органов.
Следующим третьим признаком закона является то, что он обладает наибольшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам. Верховенство и высшая юридическая сила закона не распространяется уже на всю совокупность источников права, как это было в советский период, когда закон являлся действительно приоритетным источником права, поскольку в современной российской правовой системе есть источники права, которые по юридической силе выше закона (например, международный договор Российской Федерации).
В ч. 2 ст. 4 Конституции закреплено, что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». В процитированной норме установлено общее положение Конституции Российской Федерации и федеральных законов в правовой системе, указано на высокое регулятивное значение федеральных законов на территории Российской Федерации.
Четвертый признак понятия закона состоит в том, что он регулирует наиболее важные, значимые и стабильные общественные отношения. Не все отношения, входящие в сферу правового регулирования, не любые отношения могут быть урегулированы законом, а только определенные отношения, которые представляют наибольший общественный интерес, наибольшую общественную ценность и важность для государства. Это указывает на особую регулятивную функцию закона в правовой системе.
. Государство как социальное явление
Понятие государства неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень важными обстоятельствами. Первое. Государство - это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Оно - объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании - становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим, естественно, может со стороны общества или исследователя меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно "работающее" и объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования .
Второе. В процессе познания нельзя смешивать понятие (или определение) и понимание государства. Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства. Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство - это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.
Из истории политический мысли известны сотни понятий и определений государства, которые были сформулированы философами, теологами, теоретиками-государствоведами, социологами, практическими политическими и государственными деятелями. Вот лишь некоторые из них: государство - это "сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни"; государство - это "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы"; государство - это "власть, население, территория"; государство - это "нечто разумное в себе", или "нравственный универсум"; государство - это политическая форма социально-экономически дифференцированного общества; государство - это аппарат (машина) для поддержания господства единого класса над другим. Широко известны определения государства метафорического характера: "государство - это я"; "государство - это мы".
Выработанные политической мыслью многочисленные понятия и определения государства позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:
1) государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом (здесь не касаемся чисто теологических доктрин);
2) государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.);
3) общество, в котором есть государство, - это государственно-организованное общество; для такого общества государство - это форма его существования;
4) на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом;
5) при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы;
6) развитые, сложные, противоречивые объективные потребности общества в государстве определяют и само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства; при этом теоретически несущественно, о чем идет речь - достижение "лучшей жизни", "общей пользы", "общего блага" или же самоорганизации, самоуправления общества с помощью государства.
Данные выводы позволяют сформулировать такое определение государства: государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества. Здесь важно отметить следующее. Любое определение государства, кто бы его ни давал (например, среди авторов вышеприведенных определений - Аристотель, Г. Гроций, Г. Гегель, К. Маркс, В.И. Ленин), всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества