Геополитика - готовые работы

fig
fig
Введение
Предыдущие поколения всегда были озабочены будущим, но мы являемся первыми, от решений которых зависит, будет ли Земля, наследуемая нашими детьми, обитаема.
Перед человечеством постоянно возникают многочисленные проблемы, требующие безотлагательного решения. Одни из них имеют локальный характер проявления, другие затрагивают крупные регионы мира.
Развитие современной цивилизации в XXI веке идет под знаком усиления всемирного характера многих важных процессов и явлений. Возрастание роли мировой политики и международных отношений, взаимосвязанность и масштабность мировых процессов в экономической, политической, социальной и культурной жизни, включение в международную жизнь и общение все больших масс населения Земли – все это свидетельствует о наличии объективных предпосылок для появления в современном мире таких проблем, которые имеют глобальный, планетарный характер. Они затрагивают жизненные интересы всего человечества. В свою очередь, возникновение и обострение такого рода проблем способствует усилению интернационализации многих общественных процессов.
Таким образом можно отметить, что в общественном сознании все более четко фиксируется система качественно новых, тесно взаимосвязанных проблем, получивших наименование глобальных. Понятие же о глобальных проблемах человечества включается в систему научного знания, входит в энциклопедии и словари: очевидно, что эти проблемы в той или иной мере сопутствовали процессу становления и развития цивилизации.
И раньше вставали перед человечеством и обострялись на местном уровне продовольственная и энерго-сырьевая проблемы, случались экологические катастрофы, во все времена люди страдали от войн и конфликтов
По сравнению с природными процессами, действовавшими на протяжении более 4,5 миллиарда лет истории Земли, влияние человека считалось сравнительно малозначащим. Человек активно изменяет земную поверхность всего лишь около 40 тысяч лет. Однако его воздействие по мере роста народонаселения и развития техники становилось год от года все ощутимее.
Масштабность и острота проблем, которые имелись раньше, не могут идти ни в какое сравнение с явлениями и процессами, характерными для конца нашего столетия.
Глобальные проблемы вобрали в себя и традиционные, и качественно новые противоречия социального прогресса, присущие лишь современному этапу развития производительных сил, всей системе мирохозяйственных связей.
Общечеловеческие проблемы вырастают из локальных, национальных проблем, но в то же время требуют для своего решения не разрозненных усилий отдельных стран, а совместных действий мирового сообщества.
ВВЕДЕНИЕ
Современное геополитическое и социально-экономическое положение России обусловливает особую актуальность защиты ее интересов и обеспечения национальной безопасности. С одной стороны, преодолено состояние “холодной войны”, уменьшилось военное противостояние, а с другой стороны, крайне болезненно идет процесс формирования в России нового социально-экономического и политического строя. Происходит это в условиях крайне противоречивого кризисного периода, затрагивающего все стороны жизни общества. На смену глобальной угрозе военного противостояния пришел целый ряд внешних и внутренних угроз. Преодоление этих угроз связано с четким осознанием и осмыслением вопросов, связанных сущностью национальной безопасности и направлениями ее обеспечения.
Становление и развитие человеческого общества всегда было связано с преодолением различных угроз, которые исходили от природы, врагов, технических объектов и пр. Поэтому важнейшим условием функционирования и развития человеческого общества является обеспечение безопасности.
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз .
Объектом нашего исследования выступает не безопасность вообще, а - национальная безопасность. Термин “национальная безопасность” впервые был употреблен в послании американского президента Т. Рузвельта конгрессу США в 1904 г. В этом послании речь шла о присоединении к США зоны Панамского канала, причем эта акция обосновывалась интересами “национальной безопасности” США.
Одним из наиболее благоприятных факторов при установлении контактов в рассматриваемых странах является близость между Русской Православной Церковью и католической Италией. У них издавна существуют добропорядочные соседские отношения, работающие на сплочение наших народов в русле схожести религий.
Способами установления межличностных контактов на территории Республики Италия могут выступать следующие:
1. Участие дипломатических работников в мероприятиях, проводимых соотечественниками за рубежом – в выставках, съездах, конференциях и торжествах, посвященных национальным праздникам;
2. Работа с местными органами власти, полицией, адвокатурой. Так, доподлинно установлено, что при возникновении у российских граждан проблем с законом в итальянских городах, консульские работники Рима и Милана привлекают в качестве защитников по делу итальянских адвокатов, практикующих в стране, обязательно имеющих русское происхождение. Как правило, последние имеют двойное гражданство (Италии и РФ). Их идентификация происходит посредством ведения консульского учета и списков. Дальнейшие контакты с ними возможны благодаря установившимся ранее личным или официальным отношениям в ходе проведенных встреч и переговоров.
В работах Челлена содержатся, по сути дела, все принципиальные положения геополитики. Как и Ратцель, он считал, что на основе всестороннего изучения индивидуального государства могут быть дедуцированы некоторые самые общие принципы и законы, подходящие для всех государств и для всех времен. Одним из них является сила государства. Государства возвышаются, потому что они сильны. Челлен считает, что сила — более важный фактор для поддержания существования государства, чем закон, поскольку сам закон может поддерживаться только силой. В силе Челлен находит дальнейшее доказательство своего главного тезиса, что государство есть живой организм. Если закон вводит нравственно-рациональный элемент в государство, то сила дает ему естественный органический импульс. Утверждением, что государство есть цель сама в себе, а не организация, служащая целям улучшения благосостояния своих граждан, Челлен явно противопоставлял свой взгляд либеральным концепциям, сводящим роль государства к второстепенной служебной роли, к роли «пассивного полицейского»1.
Введение
Все опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации, так или иначе, влияют на человека и на общество в целом. Например, землетрясения нарушают нормальную «жизнь» человека и общества. Нет не одной опасной, экстремальной или чрезвычайной ситуации, не повлиявшей на человека или на общества, иногда страдают целые народы и государства. На пример чернобыльская катастрофа (1986) ставшая трансграничной чрезвычайной ситуацией, паводки в Европе (весна 2006), террористический акт в Нью–Йорке (сентябрь 2001). На протяжении всей жизни человек живет среди опасностей, которые подстерегают его на каждом шагу, и чаще всего он оказывается, не готов к встрече с ними и вопросы адаптации и выживания человека в современном мире должны занимать одно из приоритетных направлений развития общества.
Целью нашей работы является рассмотрение чрезвычайных ситуаций социального характера.
ВВЕДЕНИЕ
Современное геополитическое и социально-экономическое положение России обусловливает особую актуальность защиты ее интересов и обеспечения национальной безопасности. С одной стороны, преодолено состояние “холодной войны”, уменьшилось военное противостояние, а с другой стороны, крайне болезненно идет процесс формирования в России нового социально-экономического и политического строя. Происходит это в условиях крайне противоречивого кризисного периода, затрагивающего все стороны жизни общества. На смену глобальной угрозе военного противостояния пришел целый ряд внешних и внутренних угроз. Преодоление этих угроз связано с четким осознанием и осмыслением вопросов, связанных сущностью национальной безопасности и направлениями ее обеспечения.
Становление и развитие человеческого общества всегда было связано с преодолением различных угроз, которые исходили от природы, врагов, технических объектов и пр. Поэтому важнейшим условием функционирования и развития человеческого общества является обеспечение безопасности.
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз .
Объектом нашего исследования выступает не безопасность вообще, а - национальная безопасность. Термин “национальная безопасность” впервые был употреблен в послании американского президента Т. Рузвельта конгрессу США в 1904 г. В этом послании речь шла о присоединении к США зоны Панамского канала, причем эта акция обосновывалась интересами “национальной безопасности” США.

1. Сущность и особенности национальной безопасности
В последующие годы проблема национальной безопасности заняла ведущее место в исследованиях американских политологов. А с 1986 года президент США ежегодно обращается к конгрессу с посланием, которое носит название “Стратегия национальной безопасности США”.
В нашей стране анализ проблем национальной безопасности развернулся недавно. Первые исследования и публикации по этим вопросам появились в начале 90-х годов. Сейчас исследованиями в этой области занимается целый ряд государственных и общественных институтов, создан Совет безопасности РФ, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку проектов решений Президента Российской Федерации по основным направлениям внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности России. В настоящее время завершается процесс разработки концепции национальной безопасности России.
Под национальной безопасностью следует понимать защищенность национальных интересов того или иного общества от различных угроз.
В некоторых публикациях правомерность использования термина “национальная безопасность” применительно к российским условиям подвергается сомнению. При этом подчеркивается, что содержание понятия “национальный” содержит признаки, имеющие этнический характер. Поскольку Россия является многонациональным государством, то нет смысла говорить о ее национальной безопасности. В связи с этим предлагается использовать термин “национально-государственная безопасность” .
Однако такой подход, в свою очередь, вызывает возражения. Термин “нация” происходит от латинского “natio”, что в переводе означает “народ”. Поэтому, говоря о национальной безопасности, мы имеем в виду прежде всего безопасность всего народа данной страны. Во-вторых, не следует отождествлять понятия “национальные интересы” и “государственные интересы”. В идеале они должны совпадать, но так бывает не всегда.
Безопасность находится во взаимосвязи со стабильностью. Под стабильностью следует понимать способность системы сохранять свои функции и свойства (или быстро восстанавливать их) под воздействием деструктивных факторов. Бельгийский ученый, лауреат Нобелевской премии И. Пригожин, разъясняя понятия “стабильности” и “нестабильности”, использовал образ маятника.
Между безопасностью и стабильностью существует прямая зависимость. Чем стабильнее система, тем выше уровень ее безопасности. Следовательно, стабильность выступает одним из показателей, характеризующих степень безопасности системы. Поэтому национальная безопасность во многом зависит от стабильности общества, от стабильности экономических, политических, социальных, военных и других отношений.
Обеспечение национальной безопасности не является самоцелью и не сводится только лишь к ликвидации угроз. Безопасность - это не только физическое выживание общества, сохранение суверенитета и целостности государства, единого экономического и оборонного пространства, но и создание условий для устойчивого функционирования и развития общества.
Говоря о национальной безопасности как о многоуровневой системе, следует подчеркнуть, что она сама является одним из элементов более широкой системы - международной безопасности.
Высшие интересы мирового сообщества, прежде всего - выживание человеческой цивилизации, предполагают необходимость формирования системы международной безопасности.
Решающую роль в формировании и обеспечении национальной безопасности играют национальные ценности, национальные интересы и национальные цели.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. С завершением «холодной войны» проблемы войны и мира приобрели новое звучание. Надежды на то, что XXI век будет более безопасным для человечества, чем XX, пока не оправдываются. Наблюдается рост числа неядерных, локальных, межгосударственных и внутригосударственных конфликтов. В условиях роста разрушительной силы обычного оружия, последствия этих конфликтов становятся все более опасными. Сохраняются разногласия по многим вопросам, в том числе и относящимся к сфере военной безопасности, между Российской Федерацией и Соединенными Штатами, которые остаются наиболее мощными в военном отношении державами современного мира.
Начиная с 1993 г., расширение Североатлантического альянса на восток образует одну из ведущих сюжетных линий в отношениях между Россией и Западом, в формировании российской внешней политики в целом, в борьбе идей и политических течений по вопросу о военно-стратегической ориентации России и, в конечном счете, о ее цивилизационной принадлежности. При этом история дискуссий о расширении НАТО свидетельствует о глубоких различиях в восприятии проблемы российскими и западными наблюдателями.
Актуальность исследования проблемы взаимоотношений России и НАТО в современной их постановке исключительно велика. От того, какие подходы к проблемам войны и мира возобладают в США, самой сильной в военном отношении державе современности, ядре системы союзов, главным из которых является НАТО, во многом зависит будущее состояние системы международных отношений. От того, как будут сформулированы контуры военно-политических доктрин и направлений военного строительства США на XXI век, зависит содержание военных доктрин и направленность военного строительства в других странах мира, в том числе и в Российской Федерации.
В этих условиях стратегия НАТО, ее характер приобретают критическое значение как с точки зрения взаимоотношений России с Альянсом, так и в свете более широких интересов обеспечения безопасности Российской Федерации.
Цель курсовой работы - показать особенности и перспективы развития взаимоотношений России и НАТО в новых политических международных условиях.
В работе использованы публикации и выступления известных отечественных и зарубежных ученых и политиков, военных аналитиков, изучающих особенности развития российско-американских отношений в ХХ и ХХI вв., в том числе по линии военно-политического сотрудничества.
Россия и НАТО: эволюция взаимоотношений
Вооруженные силы Североатлантического альянса (НАТО) были созданы в 1949 году. Изначально альянс представлял собой «оборонительный союз» двенадцати государств, включая в свои ряды Бельгию, Канаду, Данию, Францию, Исландию, Италию, Люксембург, Голландию, Норвегию, Португалию, Великобританию и США. Штаб-квартира НАТО располагалась в Брюсселе, однако основополагающие политические решения принимались в Вашингтоне.
Структура НАТО была призвана главным образом обеспечивать взаимную защиту против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. В 1952 году в ее состав вошли Греция и Турция, тем самым Североатлантический альянс продвинулся в Юго-Восточную Европу. В 1955 году 15-м членом альянса стала Западная Германия. В таком составе альянс существовал все последующие 27 лет, до тех пор пока в него не вошла Испания. В 1990-м, вслед за появлением на карте Европы единой Германии, это объединившееся государство также вошло в НАТО. Процесс расширения НАТО продолжается .
В советский период политика США и практически любые действия НАТО рассматривались в советской литературе как враждебные и агрессивные.
С конца 80-х гг. в анализе отношений с НАТО, советские исследователи переходят от конфронтационного тона к идее равноправного взаимовыгодного сотрудничества основанного на сознании паритета военных возможностей НАТО.
В тот период ключевым элементом создания всеобъемлющей системы безопасности в военной области для СССР стало являться: недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация, запрет и уничтожение химического оружия, отказ от создания других средств массового истребления, строго контролируемое снижение уровня военных потенциалов государств до пределов разумной достаточности, роспуск военных группировок, а как ступень к этому - отказ от расширения и образования пропорциональное и соразмерное сокращение военных бюджетов.
Фундаментальное выражение нового советского подхода к внешней политике нашло отражение во многих публикациях. В них проявляется специфика советской позиции: с одной стороны сознание собственной силы, но одновременно, стремление к компромиссу их чего в качестве полемического приема используется критика за нежелание идти навстречу советским инициативам. Здесь отчетливо проявляется обеспокоенность СССР фактической подготовкой НАТО к расширению сферы ответственности за счет использования сил быстрого реагирования, перераспределения усилий с европейского направления на другие и ориентации на выполнение военно-политических задач по всему миру.
Исследователи подчеркивали, что вопреки логике мирового развития США был взят курс не на уменьшение угрозы войны вообще, а на ослабление опасности для себя путем наращивания военной мощи и «перераспределение риска» между собой и европейскими союзниками. В результате, межимпериалистические противоречия превратились в сложнейший узел... расширился диапазон проблем. Чем сильнее проявляется американский гегемонизм, тем сильнее становится в трансатлантических отношениях центробежная тенденция.
Только в марте 1992 г. в связи с завершением «холодной войны» Россия и десять стран СНГ были приняты в члены Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС). За короткий срок Россия и НАТО подписали рамочный документ программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) и Индивидуальную программу в рамках ПРМ. Политический диалог начал активно развиваться. Основное внимание стало концентрироваться на вопросах взаимодействия с США в урегулировании локальных конфликтных ситуаций, уже не связанных с прошлым советско-американским соперничеством, а также сокращения стратегических ядерных арсеналов, предотвращения распространения ядерного оружия.
В 1991 году появляются первые осторожные намеки на возможность расширения НАТО на восток: «Потенциально острая проблема - стремление ряда группировок в руководящих кругах восточноевропейских стран к максимальному сближению с НАТО. Пока там достаточно твердо отвергают идеи о распространении зоны ответственности союза на ЦВЕ. Но, одновременно, существуют настроения в пользу максимального сближения натовского блока с этим регионом ( и с СССР)».
Очень скоро «фактор НАТО» становится одним из важнейших вопросов внутриполитической борьбы в России. Появилось множество движений, политических клубов, научных групп, секций и других временных структур, которые активно вели пропагандистскую работу против расширения НАТО на восток. В Государственной Думе было создано нефракционное объединение более чем из 200 депутатов - «Анти-НАТО». Ими рассматривались и оценивались соотношение военных сил при различных вариантах расширения НАТО и возможные последствия. Где не хватало цифр, включалась геополитика.
В свою очередь и НАТО старался держать строгую дистанцию с Россией. «Российский фактор» в силу слабой предсказуемости воспринимался как источник возможной опасности. Внутри России постоянно наблюдались всплески активности консервативных, ультрапатриотических и националистических сил (события октября 1993 г., выборы в Федеральное собрание первого созыва), росли социально-экономические проблемы, начались военные действия в Чечне.
27 мая 1997 г. в Париже Россия подписала с альянсом Основополагающий акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности с целью ограничить ущерб от первой волны расширения НАТО. Однако время, прошедшее после подписания Основополагающего акта и до временного разрыва отношений России с этой организацией в связи с событиями на Балканах весны-лета 1999 г. показало, что расчеты экспертов не оправдались.
Военная операция НАТО против Югославии стала лучшим подтверждением того минимального значения, которое придавалось в НАТО Основополагающему акту: сам факт бомбардировок нарушил ряд базовых принципов взаимоотношений альянса с Россией, заложенных в Акте - таких, как «отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости...» и «предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами...» Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического Договора и Российской Федерацией.
Введение
Процессы глобализации, наблюдающиеся в современном мировом социально-политическом пространстве, ставят стабильное функционирование и эффективное развитие политических систем различных государств в прямую зависимость от наличия системы безопасности. Каждое государство, в том числе и российское, огромное значение придает обеспечению национальной безопасности, целям, принципам и методам ее реализации, системе защиты от угроз.
Проблемы безопасности вообще и национальной безопасности, в частности, приобрели в теоретических исследованиях и современной практике государственного управления положение ключевых категорий, используемых в различных контекстах от национальной или экологической безопасности до безопасности в отдельных сферах деятельности.
Безопасность является одной из главных категорий современной науки и практики. Ее содержание нуждается в постоянном уточнении, поскольку безопасность не может оставаться неизменной в различных условиях жизнедеятельности общества. Обеспечение национальной безопасности является центральной стратегически значимой для развития страны задачей.
Слабая теоретическая проработка вопросов безопасности отражается и в том, что до сих пор идут споры о возможности использования словосочетания «национальная безопасность». Острота проблем безопасности в настоящее время столь велика, что их нельзя оставить без внимания. В реальной действительности они являются предметом многих дискуссий, политических споров, теоретических исследований. Правовые, социальные и политические вопросы обеспечения национальная безопасность рассматривались в трудах Ашихмина И.М., Демичева Д.Н., Кириллова В.В., Коваленко А.Н. Макеева Б.Н., Парфенова В.В., Серова Г.П.,Тихомирова С.Н., Худенко Н.Н., Яскина С.А.

1. Сущность и особенности национальной безопасности
В литературе используются, по крайней мере, три подхода к определению понятия «национальная безопасность»: первый концентрирует внимание на понимании национальной безопасности как состояния защищенности страны, второй – на понимании безопасности как отсутствии угроз и опасностей для объекта защиты, третий акцентирует безопасность как свойство (атрибут) системы. Каждый из этих подходов фиксирует тот или иной аспект определения понятия национальной безопасности, а их учёт позволяет рассмотреть национальную безопасность как системное явление и, соответственно, решать вопрос о системе её обеспечения.
Под системой национальной безопасности обычно понимают процесс обеспечения жизненно важных интересов нации и предотвращения угроз этим интересам . Высшая цель национальной безопасности заключается, таким образом, в достижении государством такого сочетания внутренних и внешних условий существования, при котором обеспечивается его территориальная целостность и исключается возможность насильственного изменения его политического строя.
Национальная безопасность — чрезвычайно сложная много¬уровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с уг¬розами этим интересам, как внутренними, так и внешними. При этом взаимодействии и противоборстве интересы и угрозы постоянно испытывают воздействие со стороны других элемен¬тов системы национальной безопасности: факторов внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей систе¬мы (рисунок 1). В качестве целевой функции этой системы высту¬пает степень защищенности данных интересов от угроз.
Понятия цель, интересы и угрозы являются основой разработки мер национальной безопасности. Так, угроза интересам выживания нации означает немедленное применение вооруженных сил, включая ядерный потенциал. Жизненно важные интересы могут защищаться политическими и экономическими средствами, но, скорее всего, использование военной силы неизбежно.
Национальные цели – это основополагающие ориентиры в деятельности государства, общества и отдельных личностей по реализации и защите национальных интересов, они определяют приоритеты внутренней и внешней политики государства .
Однако использование понятий цель и средства ее достижения, возникает проблема неоднозначности, затрудняющая оперирования ими в политологии, поскольку средства сами могут быть целями, а цели могут стать средствами. Например, если использовать категорию силы в качестве меры измерения национальных интересов, то сила из средства превращается в цель внешней политики, и становится неясным, является ли сила целью или инструментом политики.
Современные угрозы безопасности для нации носят комплексный характер, зачастую их трудно разделить на внутренние и внешние, экономические и политические, и т.д. Многие процессы, развертывающиеся в различных регионах мира, влияют на состояние данного государства, возможности развития общества и каждого его члена, на определение и формулирование национальных целей.
Система мер по достижению целей нации, защите ее интересов и отражению угроз в сочетании с их ресурсным обеспечением составляют стратегию обеспечения национальной безопасности. Мероприятия стратегии обеспечения национальной безопасности могут быть сведены в пять групп:
1. политические (от дипломатических нот до «психологической войны» и убийства неугодных политических деятелей),
2. военные (от «демонстрации флага» до применения ядерного оружия),
3. экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полной экономической блокады),
4. социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков),
5. экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны) .
Для всех мер по обеспечению безопасности свойственна большая взаимозависимость.
Широко используемая в исследованиях трактовка безопас¬ности как защищенности достаточно обоснована, но следует иметь в виду, что защита — это лишь один из возможных, хотя и наиболее часто используемых, вариантов реагирования на угро¬зу, в том числе и в социальной сфере, поэтому защита Отечества всегда считалась важнейшей функцией государства, священным долгом, правовой и моральной обязанностью его граждан.
Терроризм по своим масштабам, последствиям, интенсивности, разрушающей силе, по своей бесчеловечности и жестокости, проблеме превратился ныне в одну из самых страшных проблем всего человечества.
Следует выявлять те очаги напряженности, где усиливаются стремления использовать террор для решения политических и иных задач, где воспитываются люди, способные совершить теракты. Соответствующие структуры, призванные вести борьбу с терроризмом, должны работать на этих выявленных очагах напряженности
На недавней Конференции в Вильнюсе по вопросам европейской безопасности помощник заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза выступил с заявлением, в котором выразил озабоченность ролью России в энергетическом обеспечении Европы. Брайза не впервые выступает с такими заявлениями. Именно он считается одним из авторов доктрины об энергетической независимости Старого Света от России и проектов энергообеспечения Европы в обход России. К его речам об опасности газовой зависимости от России привыкли настолько, что фраза об активизации Запада в разработке азербайджанских газовых месторождений была воспринята как само собой разумеющееся. Другая составляющая заявления американского дипломата осталась без должного внимания. А говорил Мэтью Брайза о том, что разработки газовых месторождений Азербайджана более выгодны, чем поставки газа из Казахстана и Туркмении. По сути, сказанное подразумевает очередную трансформацию идеи газопровода «Набукко», один из вариантов которого предполагал прокладку трубопроводов от месторождений Центральной Азии по дну Каспийского моря к азербайджанскому берегу, с дальнейшим выходом в Турцию и в Европу. Реализация этого проекта проблематична. Мешает этому неопределенность статуса Каспия, без чего глобальные проекты не осуществить. Многочисленные делегации, посетившие Туркмению после смерти Сапармурата Ниязова, так толком и не смогли выяснить реальные объемы туркменского газа и вынуждены были довольствоваться расплывчатыми заявлениями президента Гурбангулы Бердымухамедова о том, что газа хватит на всех. Да и противоречия между Туркменией и Азербайджаном по вопросам принадлежности тех или иных месторождений оказались все-таки глубже, чем казалось со стороны. Не удалось заручиться и однозначной поддержкой по Транскаспийскому проекту другого влиятельного «игрока» – Нурсултана Назарбаева. К озвученной вариации по «Набукко» Запад могла подтолкнуть определенная нерешительность постсоветских обладателей углеводородов. Дело в том, что каждый из президентов этих стран в разное время дал понять, что по вопросам поставок энергоносителей в Европу дополнительные обострения с Россией нежелательны. Так, Назарбаев как-то обмолвился, что предпочитает в таких проектах участвовать в партнерстве с Москвой. Бердымухамедов выразил готовность поставлять газ в любом направлении, но в пределах своего государства – «до границы». Президент Азербайджана Ильхам Алиев пообещал поставлять газ в любых объемах, но подчеркнул, что Баку не будет инициатором проектов. Позиция же главы Узбекистана Ислама Каримова – потенциального участника энергопроектов, в силу объявленного стратегического партнерства, не станет раздражителем для Москвы.
Известный эксперт по энергетическим вопросам Георгий Хухашвили сказал «НГ», что заявление Брайзы не стоит трактовать на данном этапе как безусловную капитуляцию и отказ от планов по переброске центральноазиатских энергоносителей в Европу в обход России. «Америка от этой идеи не откажется окончательно так быстро. Просто там наступило некоторое отрезвление, понимание того, что сегодня все рычаги контроля над ситуацией в Центральной Азии находятся у Москвы. Россия сделала за последний период ряд очень сильных ходов, после чего Запад на что-то серьезное в этом регионе претендовать не может», – сказал Хухашвили «НГ». У Москвы есть и прямые рычаги политического давления, считает эксперт, а потому закономерно, что Запад решил сконцентрироваться целиком на разработке азербайджанских газовых месторождений – проблематика Транскаспийского проекта слишком серьезная и многосторонняя, чтобы надеяться на какие-то сдвиги. Все это в очередной раз подтвердилось на недавнем саммите прикаспийских государств в Тегеране, когда Москва повела себя по некоторым вопросам Каспия пассивно, по сути дав возможность участникам встречи не договориться.
Теперь вопрос в следующем: хватит ли азербайджанского газа для энергетической независимости Европы? С учетом того, что в прошлом году просьба Грузии о дополнительных поставках голубого топлива положительно решилась после многочисленных переговоров с большим трудом, а в этом году пока не получила внятного ответа, можно предположить, что газа, во всяком случае, в ближайшем будущем на Старый Свет не хватит. Тем более что у Баку серьезная внутренняя задача – обеспечивать собственные нужды без импорта энергоносителей. По данным Мэтью Брайзы, до 2020 года Азербайджан мог бы производить 50 млрд. кубометров газа. «20 миллиардов кубометров – для внутреннего потребления и Турции. Если в 2020 году Азербайджан сможет поставлять 30 миллиардов кубометров газа в Европу, мы сможем осуществить первый этап проекта», – заявил представитель Госдепа.
Первый этап, однако, может оказаться последним, если к тому времени не удастся разрешить вопрос заполнения «Набукко» газом из Центральной Азии. Дело в том, что, как уже писала «НГ», к 2025 году Баку планирует построить атомную электростанцию, поскольку запасы местных углеводородов, по расчетам азербайджанских ученых, будут истощены.
Региональной диверсификации европейских поставок энергоносителей можно способствовать путем обеспечения политической поддержки проектов магистральных трубопроводов, которые создают для Европы, включая транзитные государства, доступ к новым поставщикам. Еще одна возможность – увеличение количества производственных установок для регазификации сжиженного газа.
В нефтяном секторе межгосударственные нефтепроводы являются скорее исключением, так как во всем мире преобладает транспортировка нефти танкерами. Из России 90% природной нефти также поставляется в Европу танкерами. Оставшиеся 10% транспортируются в основном по трубопроводу «Дружба», северная ветвь которого отходит на Шведт, а южная – в Чехию. Мощность этого трубопровода (50 млн. тонн в год) в принципе тоже может быть заменена танкерными поставками нефти в порты Балтийского моря. По нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (мощность которого также 50 млн. тонн в год) природная нефть из Азербайджана и Казахстана транспортируется к Средиземному морю – на мировой рынок. Для прокачки нефти из Каспийского региона была разработана концепция строительства нефтепровода Одесса–Броды и его ответвления на польский город Плоцк. Этот нефтепровод, рассчитанный на перекачку 10 млн. тонн нефти с украинского побережья Черного моря на север, был построен в 2001 году. Лишь в 2004 году он был запущен в эксплуатацию, однако в «обратном», реверсном направлении – с севера на юг. С тех пор российско-британская компания ТНК-ВР осуществляет прокачку сибирской нефти по нефтепроводу «Дружба» до Одессы. Диверсификацию европейских поставок нефти можно было бы провести за счет достройки нефтепровода Одесса–Броды от украинского городка Броды в польский Плоцк. Таким образом можно было бы транспортировать нефть из Каспийского региона в Польшу и дальше через балтийский порт Гданьск (Данциг). Этот проект – фаворит Польши и Украины до сих пор терпел фиаско прежде всего из-за отсутствия коммерческого интереса к строительству этого транспортного пути.
Газопровод Набукко предназначен для транспортировки газа из каспийского региона в Европу. Его строительство начнется в 2010 году. К транспортировке будет привлекаться газ из Египта, Ирака, Ирана и ряда других стран, поэтому строительство Набукко не потеряет своей актуальности даже при строительстве «Южного потока».
По словам генерального директора проекта Рейнарда Митчека, дата ввода трубопровода в эксплуатацию согласована с проектом «Шах дениз» по разработке одноименного газоконденсатного месторождения в азербайджанском секторе Каспия.
«Чтобы соединить эти два проекта мы избрали датой начала транспортировки газа по Набукко 2013-й год, когда начнется и вторая стадия разработки «Шах дениз», - сказал Митчек.
По его сообщению, в минувшую среду генеральный директор Набукко, совершивший однодневный визит в Баку, подписал здесь ряд соглашений с компаниями, занимающимися добычей и экспортом газа. Название компаний, а также содержание документов пока не раскрывается. Как отметил Митчек, «один из пунктов подписанных соглашений предусматривает конфиденциальность их содержания». По его словам, это связано с тем, что пока не все вопросы, связанные с реализацией проекта, уточнены. Сообщается также, что руководитель проекта Набукко провел серьезные переговоры в госнефткомпании Азербайджана.
Митчек выразил уверенность в том, что в проекте Набукко примет участие и Туркмения. В целом же он не исключает возможности привлечения для транспортировки по будущей магистрали газа из Египта, Ирака, Ирана и ряда других стран.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества