Военная подготовка - готовые работы

ГлавнаяКаталог работВоенная подготовка
fig
fig
Начиная рассмотрение основных положений психологии воинского коллектива (группы), необходимо исходить из того, что составляющие их люди являются социально-биологическими явлениями объективно существующего мира. Их социальная составляющая формируется в результате взаимодействия с другими людьми. Следовательно, понимание механизмов формирования и функционирования коллектива невозможно без уяснения места и роли личности в системе межличностных отношений группы (коллектива).
Одной из характерных черт состояния Вооруженных Сил, в том числе сил и средств Военно-морского флота, в современных условиях стало заметное увеличение коли¬чества и разнообразия конфликтов между военнослужащими. В них чаще, чем раньше, вступают не только военнослужащие по призыву, но также прапорщики и офицеры. Эта тенденция, на первый взгляд кажущаяся следствием стихийного развития событий, на самом деле достаточно закономерна.
Конфликты в последние годы стали, к сожалению, атрибутом взаимодействий, взаимоотношений военнослужащих. Они оказывают заметное влияние на социально-психологический климат воинского коллектива, сказы-ваются на качестве боевой подготовки и, в конечном счете, влияют на боевую готовность подразделения. Поэтому для успешного руководства подчиненными командиру необходимо понимать суть возникающих конфликтов, причин их появления, характер влияния на воинский коллектив, знать способы урегулирования типичных конфликтов.
Важ¬но подчеркнуть, что конфликт представляет собой доста¬точно сложное социально-психологическое явление. Молодой офицер, имеющий небольшой опыт руководства воин¬ским коллективом, будет испытывать трудности при конф¬ликтной ситуации, если пути выхода из нее он будет ис¬кать, опираясь только на собственный опыт и здравый смысл. Для того чтобы принимать правильные решения по управлению конкретными конфликтами, военному руководителю не¬обходимо знать основные положения теории конфликта.
«Чужая душа - потемки», гласит русская пословица, подчеркивая трудности проникновения в сложный неповторимый внутренний мир человека.
Взаимоотношения - это непосредственные личностные связи и отношения, складывающиеся в реальной жизни, совместной деятельности, а также в ходе внутриколлективного общения.
Они отличаются от других форм отношений, прежде всего тем, что характеризуются непосредственными контактами между людьми. Кроме этого, во взаимоотношениях проявляются индивидуальные свойства личности, которая и сама формируется в их результате.
Одной из наиболее важных задач психологической подготовки личного состава сухопутных войск в ходе боевой учебы считается «формирование готовности к преодолению опасности и трудностей боевой обстановке, выработка способности выдерживать большие нервно-психические нагрузки, напряженности и лишения, которые могут возникнуть при ведении боевых действий». Достигается эта готовность путем обучения в условиях, приближенных к боевой действительности. Двумя важнейшими требованиями к психологической подготовке определяются:
1. формирование эмоционально-волевой устойчивости как «способности противостоять опасности, выдерживать отрицательное эмоциональное и физическое воздействие на психику воинов боевой обстановки»;
2. формирование «надежности психики, ее помехоустойчивости - способности сохранять активность и результативность деятельности воинов в сложных условиях боя».
Подчеркивается, что морально-политическая и психологическая подготовка тесно связаны и взаимообусловлены, это единый и неразрывный процесс воспитания у воинов высоких морально-политических и психологических качеств, поэтому «воспитание их в ходе боевой подготовки должно осуществляться как в комплексе, так и путем постановки конкретных задач по развитию отдельных определенных качеств психики воинов в сочетании с проведением психопрофилактических мероприятий». Основой ЭВУ считается триада качеств - стойкость, мужество (моральная и физическая выносливость) и самообладание. Моральная и физическая выносливость обеспечивается путем практических занятий на различных полосах препятствий путем широкого применения эмоционально-волевых упражнений, на тренировках по специально и тактической подготовке. Определяются способы формирования у воинов необходимых психологических качеств, в основе которых лежат два принципа: принцип внесения в процесс боевой подготовки элементов напряженности и внезапности, опасности, риска и многократная тренировка личного состава в выполнении изучаемых приемов и действий в этих условиях; также указывается на необходимость внесения во все занятия, тренировки и учения элементов активности и творчества; создания у воинов отчетливой картины современного боя и воспитание уверенности в оружии и средствах защиты, состоящих на вооружении сухопутных войск; использования существующих и разработка новых комплексов упражнений по формированию эмоционально-волевой устойчивости. Особо обращается внимание на специальное обучение воинов всех родов войск и специальных войск по преодолению отрицательных чувств, связанных с ожиданием опасности: «атомобоязнь», «самолетобоязнь», «танкобоязнь», «огнебоязнь», «водобоязнь» и т.п. Учитывается, что необходимо формирование психологических качеств с учетом «специфики специальности и ведения ими боевых действий, т.е. таких качеств, которые обеспечивают устойчивость профессионального мастерства специалистов на поле боя и позволяют им успешно выполнять боевые задачи в соответствии со своим предназначением». Возникают представления о нервно-психической выносливости - «помехоустойчивости», - путем приобретения личным составом: 1. навыков устойчивости к внешним помехам; 2. навыков, устойчивых к внешним помехам. Первый компонент нервно-психической выносливости обеспечивается тренировками личного состава, имеющих для каждого рода войск свои особенности, с созданием дополнительных шумов и различных искусственных помех. Устойчивость самих необходимых специальных навыков (второй компонент нервно-психической выносливости) достигается систематическими тренировками в режиме больших напряжений на занятиях по тактической и специальной подготовке. Этот подход по формированию ЭВУ личности можно определить как структурно-функциональный, поскольку ЭВУ личности обеспечивается как определенным уровнем «тренированности» нейродинамических процессов, так и комплексом морально-нравственных качеств.
Понятия «психологическая устойчивость», «эмоционально-волевая
устойчивость» и «морально-психологическая устойчивость» часто употребляются как синонимы, но основой ЭВУ признается определенная система мотивов личности профессионала, которая выступает в данном случае предметом педагогического процесса воина.
Введение
Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука)–наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы
жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний. Они качественно отличаются от физиологических процессов (совокупность жизненных процессов, промсходящих в организме и его органах) но и неотделимв от них. Слово психология впервые появилось в западно-европейских текстах в 16 веке.
Развитие психологии тесно связано с развитием философии, науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Методологической базой развития психологии являются материалистическое и идеалистическое направления в философии. Понятия «душа» и «психика» одинаковы по своей сути.
К идеалистическому направлению относится понятие «душа». «Душу» рассматривают как явление, порожденное особой высшей сущностью (Богом).
К материалистическому направлению относится понятие «психика». Она
рассматривается как продукт деятельности головного мозга.
Основателем психологии как науки считается Аристотель. Им был написан первый курс психологии, который назывался «О душе». Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Душа - по Аристотелю - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.
Аристотель создал свою школу на окраине Афин и назвал ее Ликеем. «Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом». Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении биологических факторов. Вместе с тем, это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации развития и причинности. Именно Аристотель властвовал над пытливыми умами в течении полутора тысячелетий.
Психология, как наука, формировалась на протяжении многих веков и до сих пор она не устоялась. В ней нет догматов и констант. С течением времени менялись взгляды на науку о душе. Попробуем проследить становление психологии на протяжении почти трех веков, начиная с эпохи Возрождения.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы является одной из центральных проблем военной психологии. Основная задача Вооруженных Сил – подготовка защитника Отечества. Данная проблема будет оставаться актуальной до тех пор, пока не будет разработана оптимальная система психологической работы в Вооруженных Силах, объединяющая все существующие научные достижения в области психологии. Также следует отметить, что сама среда и условия воинской деятельности предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, призванного на военную службу.
Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей психологии. Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной и зарубежной психологии ведется уже давно и уже нашли свое отражение в многочисленных работах многих авторов. Вместе с тем каждое новое исследование ставит все новые и новые вопросы, стимулируя тем самым новые исследования.
Процесс адаптации реализуется во всех случаях нарушения баланса взаимоотношений в системе человек-среда и имеет общие, неспецифические проявления.
Служба в Вооруженных Силах – особый период в жизни каждого молодого человека в плане происходящего в это время личностного роста, реального становления его как личности. Этот период характеризуется протеканием ряда специфических процессов, обусловленных как особенностями служебной деятельности, так и социальной среды, в которую попадает молодой человек. К таким динамическим процессам можно отнести:
• личностное самоопределение, включающее формирование системы личностных смыслов и ценностных ориентаций;
• собственно адаптацию к условиям службы и социальной среде, также включающую усвоение принятых социальных норм и ценностей.
Личность воина — первостепенная социальная и духовная ценность в Вооруженных Силах. Как субъект воинской деятельности, как защитник Родины, он всегда является членом воинского коллектива. Воин, как член воинского коллектива, связан многими нитями со своими сослуживцами, и его мысли, чувства и поступки во многом зависят от их позиций, мнений и ожиданий.
Воинский коллектив представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности. Социальным качеством человека является потребность в общении с людьми, в ходе которого он усваивает знания, общественный опыт, соединяет свои силы с силами других для решения задач, непосильных одному человеку. Однако сами по себе контакты, случайные и неорганизованные, не являются достаточным условием для развития личности и продуктивной совместной деятельности. Нужны стабильные совокупности людей. Наличие определенного круга общих задач и условий жизни приводит к созданию устойчивых социальных общностей различных величин, характера и длительности своего существования.
Действенным фактором духовного сближения воинов, превращения случайного сочетания человеческих характеров в устойчивую группу, а затем и в высокоразвитый коллектив, является совокупная воинская деятельность, необходимость постоянного согласования усилий, распределения задач, взаимопомощи и взаимовыручки. В процессе решения общей задачи идет быстрое наращивание числа нитей сцепления между воинами, отлаживания процессов управления и организации, сближения точек зрения и характеров. Словом, происходит качественный скачок в развитии общности как целостного образования. От простой совокупности людей, еще не способных к эффективной совместной активности, осуществляется переход к организованной группе, субъекту коллективной деятельности.
Процессы развития неорганизованных совокупностей людей в воинские коллективы — типичные ситуации в воинской деятельности мирного и военного времени. Комплектование и формирование подразделений, создание сводных отрядов непосредственно в ходе боя — все это задачи, решаемые посредством преобразования неорганизованной, порой разрозненной массы в дееспособные боевые коллективы.
В условиях современной войны степень дезорганизации подразделений может быть повышена в связи с тем, что часть военнослужащих после применения противником оружия массового поражения будет находиться в состоянии временного нервно-психического потрясения. А это состояние имеет и такие формы, когда развивается замкнутость, ослабевает чувство долга и заботы о своих товарищах. Следовательно, офицеры должны иметь определенный опыт в создании коллективов, их слаживании и боевом сколачивании, а также в восстановлении в необходимых случаях их структуры и боеспособности.
ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1896-1965), выдающийся отечественный психолог. В ранний период творчества провел цикл исследований в области психологии восприятия. В дальнейшем занимался проблемами психологии индивидуальных различий. Разработал психологическую концепцию способностей и продемонстрировал способы их эмпирического анализа в конкретных видах человеческой деятельности ("Способности и одаренность", 1941; "Психология музыкальных способностей", 1940; "Ум полководца", 1943 и др.). Используя концепцию И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, создал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологических различий человека, которая способствовала созданию нового междисциплинарного направления - дифференциальной психофизиологии ("Проблемы индивидуальных различий", 1961).
Предмет военной психологии
Повседневные задачи, решаемые военными специалистами (руководителями, педагогами, войсковыми психологами и др.) требуют от них понимания закономерностей проявления и формирования психологии личности военнослужащего и воинских коллективов в условиях различных видов воинской деятельности. Эти закономерности и являются предметом военной психологии как отрасли психологической науки.
Понимая условия возникновения и механизмы проявления тех или иных психических процессов, состояний и свойств у военнослужащих, практик может управлять ими. То есть - учитывать эти закономерности в своей работе, целенаправленно формировать и развивать у воинов необходимые для службы и боя качества, а также корректировать их в случае необходимости.
Важнейшей характеристикой жизнедеятельности военнослужащих является то, что она протекает в форме военно-социального взаимодействия. Это означает, что практически любые действия, повседневная жизнь и служба, различные виды боевой деятельности военнослужащих осуществляются как процессы их взаимодействия. Социальное взаимодействие военнослужащих (их гpупп) побуждается индивидуальными, гpупповыми и общественными потpебностями жизнедеятельности. Эти потребности удовлетвоpяются в pамках основных форм взаимодействия - общения и совместной деятельности. Если брать человеческое общество в целом и частности, то именно благодаря общению и совместной деятельности производятся условия жизни и сами индивиды, обеспечивается их взаимопонимание и согласуются отдельные действия, формируются общности - большие и малые социальные группы. Особый тип взаимодействия - это противодействие, борьба, социальные конфликты, в том числе и военные.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества