Архитектура - готовые работы
"сдана на отлично"
Архитектура – это застывшая музыка.
Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить — и, скорее всего, это будет верно (хотя и не ново) — что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и всего общества.
Несколько слов о самом понятии “культура” . В переводе с латыни “cultura” — то, что выращивается или собирается, накапливается кем-либо. В нашем случае это означает совокупность духовных ценностей, накопленных человечеством в процессе своего развития.
Никто не станет отрицать, что культура — это прекрасно. А откуда в человеке берется чувство прекрасного? Что побуждает человека творить именно так, а не иначе? Что… Стоп. Слишком много вопросов, на которые никто не сможет дать ответ.
На момент принятия христианства Русь уже знала литье, деревянную скульптуру, чеканку; русские “златокузнецы” уже тогда были известны всему миру. Архитектура также существовала, но на какой стадии развития она находилась, теперь говорить сложно, ибо до нас не дошло ни одного памятника дохристианской эпохи: что-то было уничтожено временем, а основная часть —людьми. Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о многобожии.
Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществу деревянными. Объяснялось это, во-первых, дохристианскими строительными традициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и по многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место. Из камня строились в основном большие городские соборы, такие, как два храма святой Софии Премудрости — киевский и новгородский. Но о них речь впереди, а пока заметим, что с начала XII века камень начинает применяться все чаще, появляются свои традиции кладки, отличающие каждый город. Стоит также отметить, что светская архитектура в XI-XVI веках отодвигается куда-то на второй план, на первый же план выходит архитектура храмовая, о которой мы сейчас и поговорим.
Но прежде – краткий экскурс в историю…
В этот период были решены две важные градостроительные задачи. Во-первых, со строительством ансамбля на стрелке Васильевского острова было закончено оформление акватории Невы. Самую широкую часть реки окружили шедевры всех стилей петербургской архитектуры (Петропавловская крепость с Петровским собором – петровское барокко, Зимний дворец – екатерининское барокко, Биржа с ростральными колоннами – классицизм). Во-вторых, окончательно закрепилась трехлучевая структура центра города с проспектами-лучами, расходящимися от нового великолепного Адмиралтейства. Одним из этих лучей – Невский проспект, увенчанный шедевром Воронихина – Казанским собором, - стал главной городской магистралью...
Частые пожары ускорили замену дерева камнем в таких ответственных городских сооружениях, как городские стены, башни и храмы. Деревянные стены Новгородского детища с земляным валом и рвом упоминаются около 1044 г., а первые сведения о каменной ограде относятся к 1302 г. Первые данные о каменной ограде Киева датируются 1037 г., Старой Ладоги — 1116 г., Москвы — 1367 г.
При некоторых различиях архитектуры в отдельных частях Руси она имела ряд общих особенностей, определившихся одинаковыми условиями развития. Это и позволяет говорить о русском зодчестве вообще и его художественном проявлении в разных регионах страны на протяжении всей истории народа.
Архитектура — явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей (строительных материалов и конструкций), так и от эстетических представлений, определяемых художественными взглядами и вкусами народа, его творческими представлениями.
При восприятии произведений русской архитектуры независимо от времени их возведения и размеров, четко прослеживается соразмерность соотношений между человеком и зданием. Крестьянская изба, городской жилой дом, церковь или другое здание – все они человеческого масштаба, что придает русскому зодчеству гуманистический характер.
Ученые (большинство из них – географы) давно обратились к идеям систематизации и типологии городов. Путем систематизации городов страны или региона удается достичь более полного понимания особенностей и закономерностей развития городов данной территории, выявить наиболее существенные проблемы выделенных групп городов, определить перспективы их развития. Сложились различные подходы к классификации и типологии городов, основания которых совершенно не схожи по своей природе. Совмещение таких подходов привело к возникновению многокритериальных типологий городов. Проведенные однажды типологии городов какой-либо территории не являются раз и навсегда установленным фактом. С течением времени, в силу изменяющихся социально-экономических и иных условий, могут меняться как сами группы городских поселений, так и их состав. Поэтому типологии ценны лишь как средство для более обоснованного территориального планирования и прогнозирования, как основа для разработки различных целевых программ.
Проблем столь неоднородных, что имеет смысл продолжить их по уровню композиционной деятельности (от города до его зон и фрагментов) и по типу композиционных задач (становление всей композиционной структуры или её значащих частей), обращая главное внимание на методические аспекты проектной работы.
С профессиональной точки зрения их можно поделить на два класса: «формальные» (характеризующие геометрическую организацию объекта) и «содержательные» (объясняющие обстоятельства и причины возникновения данной формы).
Первая группа фактически развивает уже известные приемы пространственного структурирования архитектурной среды в новых градостроительных условиях, накладывая на знакомы проектировщикам вариации новые масштабные или инженерно-технические подсказки, и описана в первой части главы.
«Содержательные» аспекты проблем формообразования намного сложнее, т. к. затрагивают две стороны композиционной деятельности — выявление характеристик средового образа и их уточнение. Поэтому заключительные разделы главы оказались гораздо объёмнее первых.
Жилище – наиболее распространенный и знакомый нам тип среды, обеспечивающий условия проживания - существования человека. Сфера эта включает множество материально-пространственных комплексов, принадлежащих разным слоям общества, ориентированных на собственные национальные и культурные традиции, на специфические климатические параметры и т.д.