Назначение,
принципы деятельности
и структура организации
военного управления.
Вопрос
1. Основные виды актов
военного управления.
В
деятельности органов военного управления
применяются следующие основные
виды правовых актов: воинские уставы,
приказы, положения, наставления, инструкции,
директивы, предписания, указания, приказания.
Наиболее
распространенными в военное
управлении являются приказы, которые
вправе отдавать (издавать) все командиры
(начальники) и другие органы военного
управления.
Приказ
- обязательное для исполнения, выраженное
в строгом соответствии с законом,
устное или письменное повеление начальника
(органа военного управления).
В
Вооруженных Силах РФ действует принцип,
закрепленным Дисциплинарным уставом:
приказ командира - закон для подчищенного»
Приказ должен быть выполнен беспрекословно
и точно и в срок.
Приказы
служат действенным средством правильной
организации боевой подготовки личного
состава, проведения в жизнь единой воли
командования, повседневного управления
и контроля за жизнью и деятельностью
подразделения, воинской части, соединения.
Четкая регламентация порядка отдания
приказов служит важным правовым средством
осуществления и укрепления принципа
единоначалия Вооруженных Силах РФ, укрепления
воинской дисциплины, воспитания исполнительности
у подчиненных Особо важное значение имеют
боевые приказы, посредством которых осуществляется
управление войсками бою. На обеспечение
точного исполнения приказов командования
направляется разносторонняя воспитательная
и организаторская работа среди военнослужащих.
Российское
военное законодательство четко
регламентирует порядок отдачи приказов
воинскими должностными лицами.
Приказы
могут быть письменными и устными.
Правом издания письменных приказов
пользуются:
- командиры
воинский частей и соединений;
- начальники
учреждений и военно-учебных заведений;
- начальники
гарнизонов;
- командующие
армиями и войсками военных округов.
Приказ
Министра обороны РФ и соответствующими
положениями об органах военного
управления право об органах военного
управления право отдачи приказов моют
быть предоставлено и другим должностным
лицам в пределах круга их
служебных обязанностей.
Командир
(начальник), отдавший приказ обязан проверить
его выполнение и требовать от
подчиненных безусловного его исполнения,
воспитывать в них чувство воинской ответственности
за порученное дело, разумную инициативу
в деле выбора путей и средств для наилучшего
исполнения приказа.
В
приказе Министра обороны РФ объявляются
акты высших органов государственной
власти, относящиеся к Вооруженным
Силам РФ. Обычно в таких приказах кроме
объявления того или иного акта даются
указания о необходимых мероприятиях
по проведению его в жизнь.
Приказы,
как и другие акты военного управления,
вступают в силу с момента их подписания,
если в самом приказе не установлен
их порядок. Нормативные акты, вводимые
в действие приказами, принимаются соответствующими
должностными лицами с момента их объявления.
Особое
место среди приказов занимают письменные
приказы, отдаваемые командирами воинских
частей ежедневно от строевой части и
по мере необходимости по боевой подготовке,
приказы по тылу и по технической части.
В них отражаются все ежедневные распоряжения
командира (начальника), фиксируются действия,
события, имеющие существенное юридическое
значение.
Приказом
по строевой части командир части производит:
назначение дежурного и помощника дежурного
по части, дежурного по парку, дежурного
подразделения; зачисление на довольствие
и исключение с довольствия; увольнение
военнослужащих в запас; прием на работу
и увольнение рабочих и служащих; награды,
поощрения и дисциплинарные взыскания
личному составу, а также решение вопросов,
входящих в компетенцию командира воинской
части. В приказах по строевой части отражаются
также изменения в персональных учетных
данных личного состава, убытие в командировки,
отпуска, на учебу, лечение и т.д.
В
приказах по боевой подготовке подводятся
итоги боевой подготовки личного
состава за истекший учебный
год (период), ставятся задачи на новый
учебный год (период), объявляются
итоги инспектирования и оценки боевой
подготовки личного состава, даются указания
по организации и проведению учебных занятий
и решаются другие вопросы в этой области
деятельности.
В
приказах по тылу и технической части
решаются вопросы материального
обеспечения.
Воинский
устав – нормативно-правовой свод правил
поведения и деятельности военнослужащих,
установленный на длительное время и регулирующий
определенную сторону жизни, быта, подготовки
и боевого использования Вооруженных
сил или отдельных их составных частей
(видов вооруженных сил, родов войск).
Общевоинские
уставы – Дисциплинарный устав, Устав
внутренней службы, Устав гарнизонной
и караульной служб Вооруженных
Сил РФ – утверждены Указом президента
Российской Федерации. Другие воинские
уставы введены в действие приказами
Министра обороны РФ.
Уставные
нормы – фундамент воинского
правопорядка.
Воинские
уставы детально регулируют порядок
внутриармейских отношений, формулируют
основные правила, регулирующие жизнь,
быт и деятельность войск. В воинских
уставах определены общие и должностные
обязанности и права военнослужащих, взаимоотношения
между начальниками и подчиненными, правила
поведения военнослужащих на службе и
вне ее, порядок несения внутренней и караульной
служб и т.д.
Постоянное
и глубокое изучение воинских уставов,
строжайшее соблюдение уставных требований
составляют прямой долг и важнейшую обязанность
каждого воина.
По
своему содержанию нормы воинских уставов
могут быть распределены на следующие
группы:
- дающие руководящие
указания по боевой подготовке и боевому
использованию войск;
- определяющие
общий распорядок в воинских частях и
взаимоотношения между военнослужащими;
- относящиеся
к поддержанию и укреплению воинской дисциплины;
- устанавливающие
порядок несения гарнизонной и караульной
служб;
- определяющие
порядок строевого обучения и действия
военнослужащих в строю;
К
воинским уставам по своему характеру
и назначению близко примыкает и
другая форма нормативных актов
военного управления – наставление.
Наставление
– систематизированный свод правил деятельности
отдельных органов военного управления
или правил обращения с боевым оружием,
военной техникой и их применения. Значительная
часть норм наставлений носит описательный,
технический характер, но соблюдение их
обязательно.
Сходны
по своему характеру с наставлениями и
положения. В них также регулируется
определенная область военно-служебных
отношений или устанавливается структура
и правовое положение какого-либо военного
органа (например, Положение о финансовом
хозяйстве воинской части).
Инструкция
– акт, содержащий правила деятельности
того или иного органа управления или
воинского должностного лица . Инструкция
всегда содержит правила общего характера,
обращенные к должностным лицам (например,
Инструкция о порядке проверки и оценки
физической подготовки в Вооруженных
Силах РФ).
Директивы
– издаются по вопросам оперативным, организации,
устройства, комплектования и службы войск,
по основным вопросам материального, технического
и медицинского обеспечения войск, а также
развитие приказов старших начальников
по вопросам боевой, воспитательной и
воинской дисциплины.
Предписание
– письменное распоряжение, составляемое
по определенной форме. Начальники дают
предписания подчиненным им должностным
лицам с конкретным указанием, что, где
и к какому сроку они должны выполнить.
Указания
основываются на требованиях приказов
и директив старших начальников и отдаются
по вопросам организации и планирования
боевой подготовки и методов обучения
личного состава, боевого обеспечения
войск, хранения, эксплуатации, сбережения
и ремонта вооружения, боевой техники
и имущества, а также по другим частным
вопросам материально-технического обеспечения.
Распоряжение
(приказание) – указание, отдаваемое
начальником штаба от имени командира.
Содержание
и формы правовых актов по вопросам
управления войсками в полевых условиях,
а также формы учета и отчетности по личному
составу, по материально-техническому
и медицинскому обеспечению войск определяются
соответствующими уставами, наставлениями,
приказами, инструкциями, и табелями срочных
донесений.
Вопрос
2. Классификация
актов военного управления.
Различные
виды актов военного управления можно
группировать (классифицировать) по следующим
основным признакам (критериям):
- юридические
свойства;
- органам,
издающим акты;
- правообязанным
субъектам;
- характеру
регулируемых вопросов.
1.
По юридическим
свойствам акты военного управления
делятся на нормативные и индивидуальные.
Нормативными
актами военного управления называют
акты, содержащие правила поведения
общего характера. Они предназначены для
регулирования однородных групп отношений,
отдельных сторон и отраслевой жизни и
деятельности Вооруженных Сил.
В
нормативных актах формулируются
правила общего характера безотносительно
к конкретным исполнителям. Правообязанные
и правоуполномоченные субъекты определяются
в них родовыми или видовыми признаками.
Нормативными,
то есть содержащие правила общего
характера, являются, например, такие
акты военного управления, как воинские
уставы, инструкции, положения и
наставления.
Индивидуальные
акты военного управления в отличие от
нормативных актов не содержат правил
общего характера и предназначены для
регулирования на основе и во исполнение
нормативных актов конкретных вопросов,
отдельных случаев в жизни войск. Например,
приказ о назначении сержанта И. на должность
заместителя командира взвода является
актом индивидуальным. Его издает командир
части в соответствии с Положением о прохождении
воинской службы солдатами и сержантами.
2.
Классификация актов управления военного
управления по органам, издающим
акты. Значение классификации актов
военного управления по этому признаку
заключатся в том, что юридическая сила
акта военного управления определяется
методом, занимаемым издавшим его органом
в системе органов военного управления.
Термин «юридическая сила» выражает соподчиненность
актов, а не степень их обязанности. Все
акты военного управления обязательны
к исполнению.
3.
По правообязанным субъектам акты военного
управления разделяются на следующие
группы:
- обращенные
к военным органам (воинских должностным
лицам);
- обращенные
к отдельным военнослужащим или их составам
(солдатам, сержантам, офицерам и т.д.);
- обращение
к военнообязанным запаса и пизывникам;
- обращение
к невоенным государственным органам,
общественным организациям и к гражданским
лицам.
4.
По характеру регулируемых
вопросов акты военного управления
могут быть разделены на акты;
- управление
боевыми действиями войск;
- управление
боевой подготовкой личного состава;
- строевого
управления и организации службы войск;
- материально-технического
обеспечения войск.
Вопрос
3. Требования, предъявляемые
к актам военного
управления.
Основное
требование, предъявляемое к актам
военного управления как правовым,
состоит в том, чтобы они не
противоречили закону и были изданы
на основе закона и в целях, предписанных
законом.
Акты
военного управления должны быть изданы
полномочными на то военными органами
и в пределах их компетенции, иначе
они не могут быть признаны законом.
В актах
управления могут излагаться лишь те
вопросы, решение которых входит
в круг служебных обязанностей должностных
лиц подписавших эти акты. Акты управления
в которых допускается нарушение законов
и воинских уставов, подлежат отмене, а
к виновному применяются необходимые
меры воздействия.
В
структурном отношении акты военного
управления должны быть составлены кратко,
ясно и четко, без употребления формулировок
порождающих различное толкование документов.
Дублирования требований, содержащихся
в ранее изданных актах, в новых документах
не допускаются.
В актах
военного управления указывается:
- наименование
акта (приказ, приказание, положение и
др.)
- дата и место
издания
- органы военного
управления (должностные лица), издавшие
акт.
- органы и
круг лиц обязанные исполнять предписание
акта.
- содержание
и срок выполнение предписанных действий.