По алфавиту:

Указатель категорий Социология Содержание и виды общения

Содержание и виды общения

Тип работы: Реферат
Предмет: Социология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Цель реферата – раскрыть содержание и виды общения.


Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

oраскрыть понятие, содержание и видов общения;
oизучить содержание и виды общения.

Выдержка из работы.

Содержание  

Введение …………………………………………………………………………………………………стр. 3

Определение общения…………………………………………………….стр.4

Процесс общения (коммуникации)………………………………………стр.6

Структура общения……………………………………………………….стр.7

Коммуникативная сторона общения…………………………………….стр.7

Средства коммуникации………………………………………………....стр.8

Интерактивная сторона общения……………………………………….стр.10

Перцептивная  сторона общения…………………………………….…..стр.10

Функции, уровни и виды общения ….…………………………….……стр.11

Функции общения……….……………………………………………….стр.11

Уровни общения…………………………………………….……………стр.11

Виды общения  ……………………………………………………………стр.11 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и  становлении разумного, культурного  поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким  возможностям к научению, человек  приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через  активное общение с развитыми  личностями он сам превращается в  личность.  
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомофизиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее, остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

       Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом  в общение, устанавливают психологический  контакт, представляющий собой,  по мысли известного отечественного  психолога Б.Д. Парыгина, «сложный  и многогранный процесс, которой  может выступать в одно и  то же время, как процесс  взаимодействия индивидов, и как  информационный процесс, и как  отношение людей друг к другу,  и как процесс взаимовлияния  друг на друга, и как процесс  сопереживания и взаимного понимания  друг друга».

     Предмет реферата – содержание и виды общения. 

     Объект  реферата – общение. 

     Цель  реферата – раскрыть содержание и  виды общения. 

     Исходя  из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    • раскрыть понятие, содержание и видов общения;
    • изучить содержание и виды общения.
 
 
 
 
  1. Определение общения.
 

     Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в  обмене информацией, а также в  восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых  живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться  осознанным, связанным  вербальными  и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

     В общении можно выделить ряд аспектов1: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

     Содержание  – это информация, которая в  межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном  или эмоциональном состоянии  живого существа. Содержанием общения  может стать информация о состоянии  внешней среды, например, сигналы  об опасности или о присутствии  где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например пищи. У  человека содержание общения значительно  шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно  приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение  многопредметно, оно самое разнообразное  по своему внутреннему содержанию. По содержанию общение может быть представлено как:

  • Материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.
  • Когнитивное – обмен знаниями.
  • Деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.
  • Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте - оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга.
  • Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п.

     Цель  общения – отвечает на вопрос «Ради  чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о  содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки  актуальных для них биологических  потребностей. У человека же эти  цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

     Средства  общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки  информации, которая передается в  процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и  хранения информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Процесс общения (коммуникации).

     Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором  участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте   канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале.  Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура общения.

     К структуре общения можно подойти  по-разному, в данном случае будет  охарактеризована структура путем  выделения в общении трех взаимосвязанных  сторон: коммуникативной, интерактивной  и перцептивной2. Таким образом, схематически структуру общения мы представим так:

 

 

                                                                                                                                                     

                                                                                                                     

     Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит  в обмене информацией между общающимися  индивидами. Интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен  действиями). Перцептивная сторона  общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

     Употребление  этих терминов условно, иногда в более  или менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении  выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная3.

Рассмотрим  эти три стороны общения поподробнее. 

    1. Коммуникативная сторона общения.
 

     Во  время акта общения имеет место  не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между  двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S – S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл4. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

     Коммуникативное взаимодействие возможно только в том  случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и  декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

     В условиях человеческой коммуникации могут  возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический  характер.

     Сама  по себе исходящая от коммуникатора  информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение  – имеет место в различных  образовательных системах). 

    1. Средства  коммуникации.
 

     Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством  использования знаковых систем. Самое  простое деление коммуникации –  на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная, использует в качестве таковой, человеческую речь. Речь является самым универсальным  средством коммуникации, поскольку  при передаче информации посредством  речи менее всего теряется смысл  сообщения. Можно обозначить психологические  компоненты вербальной коммуникации –  «говорение» и «слушание».5 «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

     Модель  коммуникативного процесса Лассуэлла6 включает пять элементов:

  • КТО? (передает сообщение)         – Коммуникатор
  • ЧТО? (передается)                         – Сообщение (текст)
  • КАК? (осуществляется передача) – Канал
  • КОМУ? (направлено сообщение) –  Аудитория
  • С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?                 –  Эффективность.
 

     Можно выделить три позиции коммуникатора  во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником издагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто  нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

     Невербальная  коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

  • Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.);
  • Оптикокинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика);
  • Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: коммуникативные (заменяющие речь), описательные (их смысл понятен только при словах). Жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
  • Мимика – это движение мышц лица. Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве. Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса).
 

     В психологии выделяют четыре дистанции  общения:

  • Интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
  • Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).
  • Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
  • Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

Узнать стоимость уникальной работы в Zaochnik.com

  • Самые низкие цены на рынке
  • 100% гарантия качества
  • Опыт работ более 10 лет
  • Официальный договор
  • Проверка на Антиплагиат
  • Соблюдения сроков
  • Соответсвие ГОСТу
  • Бесплатная доработка
  • Персональный менеджер
...
Похожие работы:
© 2009-2018 Все права защищены — dipland.ru

Замечания и предложения высылать на e-mail