По алфавиту:

Указатель категорий Естествознание Астрономия и астрология в Европе средневековья

Астрономия и астрология в Европе средневековья

Тип работы: Реферат
Предмет: Естествознание
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Астрономия — наука о движении и свойствах небесных тел — является одной из древнейших естественных наук. На ранних этапах своего развития составляла единое целое с астрологией. Другие теории, исследующие внеземные объекты (астрофизика, космология и др.) также ранее рассматривались как часть астрономии, но в XX веке они выделились как отдельные науки.

Выдержка из работы.

Федеральное агентство по образованию

Негосударственное образовательное учреждение

Тверской  институт экономики и менеджмента 
 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 

Реферат

На  тему:«Астрология  и Астрономия в  Европе Средневековья» 
 
 

Выполнила студентка 1-ого

Заочного отделения

Специальность «Финансы и кредит»

Ельшина Анна

 

Принял: преподаватель  
 
 
 
 
 
 

Тверь-2010 
 

Содержание: 

Введение……………………………………………………3

Понятие Астрологии и Астрономии……………………...4

Византия……………………………………………………5

Западная Европа…………………………………………...8

Восточная Европа………………………………………….12

Заключение………………………………………………....14

Список литературы………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Астрономия и астрология являются одними из древнейших наук, они возникли на основе практических потребностей человека и развивались вместе с ними. Элементарные астрономические и астрологические сведения были известны уже тысячи лет назад в Вавилоне, Египте, Китае и применялись народами этих стран для измерения времени и ориентировки по сторонам горизонта.

До самого XVII века астрономия и астрология считались родными сестрами и те, кто тогда занимались астрономией, обладали и астрологическими знаниями. Например, Джордано Бруно, Николай Коперник, Тихо де Браге и многие другие известные астрономы были также и искусными астрологами. Исаак Ньютон высоко ценил астрологическое видение мира и сам успешно составлял гороскопы. Галилео Галилей, составив собственный гороскоп, предсказал себе тяжелую болезнь глаз и действительно ослеп к концу жизни. Иоганн Кеплер (1571-1630) был не только известнейшим астрономом, открывшим законы движения планет, но и опытным астрологом, составившим гороскопы многим видным людям, в том числе императору Рудольфу II, герцогу Фридландскому, полководцу Альбрехту фон Валленштейну и многим другим.

По мере развития науки в научной среде распространилось мнение о ложности астрологии, а астрономию выделили как отдельную науку.

Сейчас  понятие «астрология» стало многоплановым и неконкретным. Есть практикующие астрологи с чисто коммерческими интересами, в основном занятые весьма жестким дележом СМИ и книгоиздателей. Их знание астрологии ограничивается дежурным набором туманных фраз и умением составлять гороскоп.

Современная же астрономия переживает новую эпоху великих открытий, которые превосходят сделанные в свое время Галилеем. Они приводят к радикальным изменениям в научной картине мира.  
 

      
 

Понятие астрологии и астрономии.

  Астрология — группа систем, традиций, верований и оккультных доктрин, постулирующая воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и будущее) и, соответственно, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере.

Астрономия — наука о движении и свойствах небесных тел — является одной из древнейших естественных наук. На ранних этапах своего развития составляла единое целое с астрологией. Другие теории, исследующие внеземные объекты (астрофизика, космология и др.) также ранее рассматривались как часть астрономии, но в XX веке они выделились как отдельные науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Византия.

  В Византии в XI в. астрология по-прежнему занимала важное место в системе  естественнонаучных знаний. Но при  этом отношение к ней в византийском обществе было двойственным. Церковь  была враждебно настроена к астрологии, усматривая в признании зависимости поступков людей от положения и движения небесных светил противоречие с христианским вероучением о самоопределении души, свободе воли и воздаянии.

  Иным  было отношение к астрологии византийских монархов. При их дворах бывали астрологи, к которым императоры обращались за советом во всех важных случаях и которые должны были определять исход того или иного предприятия. Михаил V Калафат (1041 - 1042), задумав удалить из дворца усыновившую его императрицу Зою, обратился к астрологам, чтобы выяснить, благоприятствует ли время задуманному мероприятию. Глубокий пиетет к астрологам питал Константин IX Мономах (1042 - 1055). Он и сам следил за движением звёзд и пытался определять по ним свою судьбу. К астрологам в критических обстоятельствах обращался Михаил VII (1071 - 1078) для выяснения исхода событий и внимательно выслушивал их предсказания.

  Алексей I Комнин (1081 - 1118), мало внимания обращавший на небесные предзнаменования и объяснявший  их естественными причинами, относился  враждебно к астрологам и даже изгнал их из столицы. Однако, когда на небе появилась огромная комета, которую в народе считали вестником каких-то новых, необычайных событий, он был вынужден обратиться за разъяснениями подобного явления к сведущим людям, а именно к эпарху города Василию, довольно хорошо разбиравшемуся в учении астрологов. С огромным доверием относились к астрологии и василевсы из династии Ангелов. По рассказу Никиты Хониата, Алексей III Ангел (1195 - 1203) при неблагоприятном положении звёзд даже отказывался от переезда из Большого дворца во Влахернский. Как подчёркивает историк, византийские императоры и шага не делали, не посоветовавшись с астрологами о положении звёзд.

  В позднее Средневековье астрология в Византии в целом не занимала такого места, как на Западе (где она в это время стала активно развиваться). Однако среди учёной части населения астрономия и астрология вновь начинают вызывать большой интерес. Своим расцветом в палеологовское время наука о небе обязана Феодору Метохиту, находившемуся в центре политической и духовной жизни в период правления Андроника II (1263 - 1267). Метохит возродил эту некогда процветавшую, но теперь почти забытую науку. В научной среде начали разгораться споры о том, какая из наук более значима - математика (бывшая до того времени наиболее популярным предметом квадривиума) или астрономия с астрологией, и эти споры решались в пользу "науки о звёздах". Занятия Метохита были продолжены его учеником Никифором Григорой (1295 - 1360).

  В эпоху Великих Комнинов (1204 - 1461) центром изучения естественных наук становится Трапезунд. Во многом это заслуга Григория Хиониада (сер. XIII в. - ок. 1330).Константинопольский врач Григорий Хиониад прибыл в Трапезунд ранее 1295 г. и добился от императора Иоанна II (1280 - 1297) большой денежной субсидии для поездки в Персию, где успешно развивалась астрономия. Пробыв в Иране несколько лет между 1295 и 1301 гг., Хиониад привёз в Трапезунд большое число книг по астрономии и астрологии, которые затем перевёл на греческий язык и снабдил комментариями, как письменными, так и устными, наставляя учеников. Хиониад создал школы в Константинополе и Трапезунде, существенно обогатил византийскую астрономию в целом. В Трапезунде его школа продолжала существовать и позднее. В 1320-х - 30-х гг. клирик Мануил вёл занятия по персидским книгам и руководствам, привезённым Хиониадом. Продолжалось и составление астрологических таблиц. Вновь отметим, что астрономией и астрологией занимались люди, практиковавшие врачевание и ради врачевания; такими были Хиониад, Андрей Ливадин, Георгий Хрисококк. Результатом деятельности этих учёных стало то, что в 1330-е - 40-е гг. интерес к гороскопной астрологии вновь возрос - как в Византии, так и в Трапезундской империи.

  В последние десятилетия XIV в. разворачивалась  деятельность астронома, астролога и врача Иоанна Абрамия. В 1370-х гг. он был астрологическим советником Андроника IV (в частности, составил сохранившийся до наших дней гороскоп вступления Андроника IV в Константинополь и свержения с престола его отца, императора Иоанна V, 12 августа 1376 г.). Абрамий стал основателем астрологической школы, которая процветала в 1370-х - 1400-х гг. В этой школе был большой интерес к теории затмений, на что указывают сохранившиеся во множестве соответствующие расчёты. Абрамий и его коллеги копировали и переводили астрологические и астрономические сочинения, и эта их деятельность имеет важное значение, поскольку благодаря ей сохранился ряд редких работ. В начале XV в. Абрамий попытался откорректировать астрономические параметры Птолемея на базе собственных наблюдений и знания исламских материалов, переведённых на греческий язык Григорием Хиониадом между 1298 и 1302 г. Среди представителей школы Абрамия следует выделить Элевтерия Элея (известного также под псевдонимом Палхус) и его ученика Дионисия. Их занятия были продолжены уже ближе к середине XV в. Иоанном Хортасменом и кардиналом Исидором Киевским. Однако дни как Византии в целом, так и византийской астрологии были сочтены: в 1453 г. Константинополь был взят штурмом, после чего все византийские территории в Малой Азии и на Балканах оказались под властью Турции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Западная  Европа Средневековья

  С VIII в. над Испанией и Сицилией обрели владычество арабы, у которых, астрология активно развивалась. Постепенно идеи исламской науки начали проникать в европейские образованные круги. Большой интерес к астрологии и астрономии, характерный для европейцев этой эпохи, стал причиной того, что когда западные эрудиты начали развивать контакты с арабами, астрологические тексты были среди первых переведённых работ. Ряд латинских сочинений X в. уже содержит арабские термины и концепции .Однако действительно активное изучение арабских работ началось лишь в XII в.

  Характерно, что период, когда арабские научные  тексты переводились на греческий язык, длился с IX по XIV в., а на латинский язык арабские сочинения переводились в основном с XII по XIII в. Однако за эти два века было сделано гораздо больше латинских переводов, чем греческих - за шесть веков. Во многом это объясняется тем, что греки имели в своём распоряжении обширные научные источники (прежде всего, античные), не уступающие арабским, тогда как на латинском Западе научные знания были гораздо скуднее. Поэтому, когда появилась возможность научных контактов с исламским миром, европейские переводчики воспользовались ею весьма активно. Выдающимися переводчиками, познакомившими латинский Запад со многими работами греческих, арабских и еврейских астрологов были Аделярд из Бата (ок. 1080 - 1152) , Платон Тиволийский (1-я пол. XII в.), Хуго Санталийский (сер. XII в.), Роджер из Херефорда (2-я пол. XII в.), Михаэль Скот (ум. ок. 1235). При этом они и сами были прекрасными астрологами.

Особо важную роль в распространении астрологический  и астрономических знаний сыграл Альфонс X Мудрый (1221 - 1284), король Кастилии и Леона с 1252 г., а с 1257 г. также король Германии. Он покровительствовал наукам и литературе, сам занимался астрологией и астрономией (за что и был прозван Мудрым), заботился о переводе всех доступных ему исламских астрологических трактатов на латинский язык. Кроме того, по инициативе Альфонса Мудрого в 1248 г. в Толедо испанскими, арабскими и еврейскими учёными были разработаны новые таблицы движения планет. Они были изданы в 1252 г. и получили название "Альфонсинских таблиц" . Астрологи Европы использовали их для составления гороскопов на протяжении нескольких веков, вплоть до Кеплера. 

 Начиная с  XV в. происходит коренное изменение мироощущения человека и его отношения к бытию. Образ человека приобретает новые очертания под влиянием воззрений Гермеса Трисмегиста. Отныне человек рассматривается как великое чудо, достойное прославления и поклонения, как подвижный огонь, всепоглощающий и сжигающий, всеразрушающий и возрождающий; не имеющий ни очертаний, ни формы, все формы растворяющий и во всех возрождающийся, всеми обладающий и во все воплощающийся. Человек эпохи Возрождения — ничто, способное стать всем, обращенное в будущее, представляющее собой не данную ему природу, но ее выбор, в процессе которого преодолеваются пределы реального. 
  

 И, действительно,  вся эпоха Возрождения пронизана  этим учением Трижды великого, облеченным Кампанеллой в выразительную  поэтическую форму, согласно которому все одушевлено, подвижно, гибко в бесконечном мире, не имеющем ни внешних, ни внутренних границ, учением, проповедующим отказ от неподвижного содержания завершенных сущностей, учением, в центре которого находится человек, действующий в соответствии с миром в мире, где нет силы, которую, поступая мудро, нельзя было бы подчинить, и судьбы, которую нельзя было бы победить, где в бесконечном единстве живого стираются все границы. Астрологическая традиция Возрождения опровергла теологическое видение мира, противопоставляющее тело — душе, разум — страсти, дух — природе, знание — действию, и провозгласила единство всего сущего и гармонию потока всеобщей жизни. Двигаясь по пути очеловечивания мира, астрология, по словам Ристоро д'Ареццо, рассматривала живую, населенную духами, небесную сферу не в качестве природы, господствующей над человеком, но в качестве возможности совершенствования самого человека, находящегося в непосредственной связи с бессмертными сущностями, одушевляющими звезды и небесные дома, а человеческую судьбу — не как некое застывшее предопределение, а как зависимость от влияния космических сил (звезд и планет), оказываемого на человека в определенные периоды его жизни. 
  

В своей книге  «Картина мира» Ристоро д'Ареццо описывал, как сквозь окна великолепного храма, где небо с созвездиями напоминает витраж, астролог наблюдал могучие силы, подстерегающие человека, распростертого над бездной, и с бездной, разверзнувшейся внутри него самого. Размышляя о пророческих видениях, являющихся ему в огненном зеркале, о страстях, болезнях, жизни и смерти, астролог выявлял неразрывную связь между происходящими событиями и движением небесных светил, оказываясь при этом во власти злых сил, непостижимых в мире Божием, одержимый жаждой жизни, не в состоянии найти себе место в вечном и неизменном царстве разума.

Пожалуй, не было ни одного ученого или общественного  деятеля того времени, который сохранил бы свое безразличие в отношении  астрологии. Ее приверженцами являлись Джордано Бруно, Джамбаттиста делла  Порта, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Помпонацци, Галилей, Кеплер, Кардано, Парацельс, Мишель Нострадамус, Иоганн Батист Морэн, Оже Феррье, францисканец Роджер Бэкон, доминиканец Томмазо Кампанелла, придерживающийся ортодоксальных взглядов, и кардинал святой римской церкви Пьер д'Айли, верившие в зависимость смены культов и традиций на Земле от великих конъюнкций планет. Звезды обладают способностью оказывать благотворное влияние на судьбу человека и помогать ему в его начинаниях, — писал Пьетро д'Абано астролог и врач, сведущий в физиогномии и умевший распознавать скрытый смысл в зримом.  

 Глубокая  вера Иоганна Кеплера в наличие  внутренней гармонии, лежащей в  основе мироздания, вдохновила его  на открытие трех законов обращения  планет вокруг Солнца. Разработкой «Рудольфинских таблиц», созданных на средства германского императора Рудольфа II (1552-1612), Кеплер внес также существенный вклад в развитие астрологии. 
   Сподвижник вождя Реформации Лютера, Меланхтон, читал в Витгенбергском университете лекции по юдициальной астрологии, пользовавшиеся большой популярностью. 
   В 1555 году в Лионе вышло первое издание центурий, знаменитого пророческого цикла французского ясновидца и врача Мишеля Нострадамуса, содержащее предисловие к сыну Цезарю, три первые центурии и 53 катрена четвертой. Появление центурий произвело сенсацию, а смерть короля Франции Генриха II, в 1559 году умершего от раны, полученной на турнире в ходе поединка, заставила убедиться в достоверности пророчества: 35-й катрен первой центурии подробно описывал, отчасти символическим языком, наиболее существенные детали поединка и его трагический исход. 
   Приверженец новой космологии Коперника, искусный астролог Галилей, на основе собственного гороскопа предсказал себе опасность потери зрения и, действительно, ослеп в 1637 г. 
   Иоганн Батист Морэн, автор фундаментального труда по юдициальной астрологии «Астрология Галлика», опубликованного в 1661 году и до сих пор не потерявшего свою ценность, некоторое время служил личным астрологом кардинала Ришелье и славился точными астрологическими расчетами. 
   Астрологические предсказания видных ученых того времени производили сенсации. В частности, конъюнкция Марса, Юпитера и Сатурна 1484 года в зодиакальном знаке Скорпиона была истолкована как указание на рождение лжепророка (конъюнкция Юпитера с Сатурном считалась источником халдейской религии, Юпитера с Венерой — магометанской и Юпитера с Меркурием — христианской религии), что послужило поводом для противников Реформации исправить дату рождения Лютера (с 10 октября 1483 на 22 октября 1484) с целью присвоения ему титула Лжепророка. Другое истолкование конъюнкции 1484 года касалось возможности распространения эпидемии заболевания, связанного с органами мочеполовой системы, управляемой знаком Скорпиона, что в действительности и произошло, когда в Европе разразилась эпидемия сифилиса. 
   Знаменитый врач, гуманист, поэт и астролог из Вероны Джироламо Фракасторо, давший болезни название «сифилис», имевшее, очевидно, арабский источник, писал, что невероятное сгущение миазмов, вызванное действием планет, смешивающихся с атмосферным воздухом, послужило причиной его заражения и привело в результате к опасному заболеванию. Подтверждением тому, что планеты влияют на возникновение эпидемий, служит и название, данное в 1611 году заболеванию гриппом: «инфлюэнция», что означает «влияние звезд».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

...
Похожие работы:
© 2009-2018 Все права защищены — dipland.ru