По алфавиту:

Указатель категорий Экономическая теория Налоги и их воздействие на макроэкономическое равновесие

Налоги и их воздействие на макроэкономическое равновесие

Тип работы: Реферат
Предмет: Экономическая теория
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Актуальность темы данной работы обусловлена возрастающей ролью экономического равновесия для обеспечения благоприятных условий развития российской экономики. Равновесие – универсальное понятие, используемое почти во всех точных и естественных науках. Его применяют при анализе сложных систем, в рамках которых отдельные части взаимосвязаны и взаимодействуют.

Выдержка из работы.

Введение

 

     Актуальность  темы данной работы обусловлена возрастающей ролью экономического равновесия для обеспечения благоприятных условий развития российской экономики. Равновесие – универсальное понятие, используемое почти во всех точных и естественных науках. Его применяют при анализе сложных систем, в рамках которых отдельные части взаимосвязаны и взаимодействуют.

     В подобных условиях возникает проблема обеспечения устойчивого и согласованного функционирования всех частей системы. Не является исключением и такая сложная система, как экономика, которая также состоит из множества разнообразных элементов, находящихся между собою во взаимозависимости и в различного рода взаимодействии, что предполагает наличие определенной согласованности между ними.

           Анализ условий достижения согласованности взаимозависимых процессов и является предметом теорий изучающих, изучающих равновесие в экономике. Равновесие означает не только сбалансированность, но и устойчивость, т.е. либо отсутствие тенденции к изменению, либо существуют механизмы, восстанавливающие тенденцию к равновесию.

     Теорию  экономического равновесия иногда называют теорией экономической статики, в отличие от теорий экономической  динамики, к которой относится  теории экономического роста и экономических  циклов. При этом анализ равновесия означает не только описание параметров устойчивых состояний, но и причин нарушения и механизмов восстановления.

     Целью исследования является рассмотрение налогов  и их роли в обеспечении макроэкономического  равновесия.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть экономическую характеристику и сущность налогов;
    • охарактеризовать содержание, типы и значение налоговой политики;
    • определить сущность макроэкономического равновесия;
    • рассмотреть роль налогов и налоговой политики в модели равновесия;
    • охарактеризовать роль налоговой политики в обеспечении макроэкономического равновесия в России.

     Объектом  исследования являются налоги, как  экономическая категория, предметом  – выступает роль налогов в  обеспечении макроэкономического равновесия.

     В ходе работы были использованы такие  методы исследования как анализ, синтез, дедукция.

     Теоретической базой исследования выступили труды  различных авторов, касающиеся рассматриваемой  в работе темы. При написании курсовой работы использован труды отечественных авторов, среди которых можно выделить Н.И. Горского, Е.А. Ермакову, С.В. Разгулина, О.Ф. Цебизову и др.  

 

1 Сущность налогов и государственной  налоговой политики

1.1 Экономическая характеристика и  сущность налогов

 

     Налогообложение является одной из важнейших проблем  современности. Оно затрагивает  все социально-экономические сферы  жизни общества. Ни одно государство  не может обойтись без налоговых  поступлений. Налоги как общественная категория отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства.

     В Налоговом кодексе РФ указывается, что под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды [1].

     В определениях налогов подчеркиваются следующие их особенности:

  • тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;
  • принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;
  • участие в экономических процессах общества.

     Исторически налоги возникли с разделением на социальные группы и с появлением государства. Социально-экономическая  их сущность, функции и роль определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства [21, с. 24].

     Необходимость налогов вытекает из функций и  задач государства, выполняющего разнообразную  деятельность (политическую, экономическую, социальную) и требующую соответственно определенных средств.

     У государства нет иных методов  мобилизации денежных средств в казну кроме налогов. Государство может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате остается поступление налогов и сборов в доход государства.

     В исследованной литературе отмечается, что совокупный общественный продукт  и национальный доход проходят четыре фазы: производство, распределение (первичное и вторичное), обмен и использование. Каждая из фаз характеризуется особыми производственными отношениями.

     Налоги  возникают и функционируют не на всех фазах движения, а только на второй фазе - распределении, а точнее перераспределении, и значит входят в систему производственных отношений, но в ограниченных пределах. Налоги отражают определенную сторону объективной экономической деятельности, выступают своеобразной экономической категорией. Через распределение тесно связаны с общим процессом производства стоимости. Экономическая категория налогов выражает реально существующие отношения, которые связаны с процессом изъятия стоимости в денежной форме в пользу социальных групп.

     Налоги - не только экономическая категория, но и финансовая. Финансовая категория налогов имеет объективный характер, отображает реально существующие финансовые отношения. Налоговая категория находится во взаимосвязи, взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Налоговая категория как финансовая категория выражают общие свойства, присущие всем финансам. Однако налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий. Налоги, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Источником налогов является новая стоимость, т.е. национальный доход, созданный в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами [16, с. 199].

     Национальный  доход, произведенный в процессе производства, распределяется на две части: одна часть поступает собственникам - владельцам капитала и природных богатств в форме прибыли и доходов, вторая - наемным работникам в форме оплаты труда, т.е. обе части становятся конкретными доходами основных социальных групп общества. Данное деление национального дохода в производстве является первичным его распределением.

     Первичное распределение новой стоимости  дополняется вторичным распределением, или перераспределением. При ограниченной собственности на средства производства господствующая власть может получить свою долю национального дохода лишь посредством его принудительного перераспределения. Налоги в этих условиях становятся для государства методом мобилизации части национального дохода. Они участвуют только на начальной стадии перераспределительного процесса - на стадии формирования государственных денежных фондов.

     Специфическая форма производственных отношений  формирует общественное содержание налогов, которое дает возможность  проникнуть в их сущность, раскрыть внутреннюю природу, объяснить роль налогов как особого участника процесса производства, оказывающего воздействие на его различные стороны.

     Налоги тесно взаимодействуют  с экономическим базисом, отражая  возникшие противоречия между производством, обменом и потреблением, предложением и платежеспособным спросом в обществе.

     Мобилизация части национального дохода в  денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых  платежей, взимаемых со всего населения  государства. Отчужденная и присвоенная  средствами политического принуждения часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Налоги - инструмент аккумулирования части налоговой стоимости, которая становится собственностью государства [29, с. 31].

     Финансовые отношения между государством и населением, физическими и юридическими лицами по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.

     Преобладающая часть налоговых изъятий не возвращается плательщику как человеку общества, а тратится властью государства на управление, военные цели и другие непроизводственные мероприятия. Относительно небольшая доля поступлений налогов через систему расходов может способствовать росту доходов определенных групп населения, как правильно отмечается в специальных исследованиях, причем не обязательно тех, кто платит налоги.

     Налоги - это принудительное лишение принадлежащей лицу (юридическому или физическому) собственности. Задача государства - устанавливать уровень налогообложения в стране таким, чтобы он был достаточным для выполнения государственных функций и не оказывал отрицательного влияния на экономику и население.

     Как известно, функция  любой экономической категории  раскрывает ее сущность, внутреннее содержание, общественное значение.

     В специальной литературе отмечается, что в условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи две функции: фискальная и регулирующая.

     Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. С нее образуется централизованный денежный фонд части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает [10, с. 13].

     Рост  объема производства, научно-технический  прогресс создают реальные возможности  для увеличения национального дохода и финансовых ресурсов государства  главным образом за счет налоговых  поступлений.

     Регулирующая функция означает, что налоги активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов определена товарно-рыночными отношениями, предполагающими свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обуславливает расширение прав участников, рост их самостоятельности, но в то же время и ответственность за результаты производства.

     Налоги как специфическая  форма производственных отношений  оказывает влияние на основные факторы  общественного производства: труд и  капитал.

     Налоги  воздействуют в зависимости от уровня оплаты труда наемного работника  на потребление товаров и услуг, т.е. размер налога определяет уровень оплаты труда, который включает налоговые платежи; на уровень и структуру совокупного спроса, через механизм рынка содействуют развитию производства; на соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг, что является определяющим для предпринимателя в процессе использования или реализации производственных мощностей.

     Каждая  функция отражает определенную сторону  налоговых отношений, противостоящих друг другу. Фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, а регулирующая - государства к налогоплательщику.

1.2 Содержание, типы и значение налоговой  политики

 

     Функции налогов отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике. Налоговая политика представляет систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества [25, с. 37].

     Налоговая политика государства должна быть направлена на перераспределение национального  дохода в целях изменения структуры  производства, территориально-экономического развития, изменения уровня доходности населения.

     Задачи  налоговой политики: обеспечение государства финансовыми ресурсами; создание условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживание возникающих в процессе рыночных отношений неравенства в уровне доходов населения.

     Как отражено в налоговых исследованиях  принято выделять три типа налоговой политики.

     Первый тип - политика максимальных налогов. Повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%  [23, с. 41].

     Второй тип - политика разумных налогов, способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

     Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения и бизнеса. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Отмечается, что такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.

     При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Как известно для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

     Непомерно высокое налоговое бремя, правовая незащищенность честного налогоплательщика  в отношениях с государством, а  также отсутствие информации о расходовании денежных средств для наших соотечественников является причинами уклонения от уплаты налогов. Самые суровые карательные меры в отношении налогоплательщиков приводят к обратным результатам - еще большим неплатежам. Именно на устранении этих причин и следовало бы сосредоточиться в настоящее время.

     Налоговая политика осуществляется через налоговый  механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.

     Налоговый механизм соединяет в себе:

    1. Планирование, т.е. регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
    2. Стихийно-рыночная конкуренция, что определяет необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм.
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru