По алфавиту:

Указатель категорий Экономика предприятия Инновационная роль государственного регулирования процессов обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия

Инновационная роль государственного регулирования процессов обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия

ВУЗ: МИУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика предприятия
Количество страниц: 52
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ГЛАВА 1. Современные формы и методы государственного регулирования процессов обеспечения конкурентоспособности  предприятий
1.1. Цель государственного регулирования - повышение конкурентоспособности промышленных предприятий.
1.2. Государство как регулятор монополии и конкуренции
1.3. Сущность конкурентоспособности промышленного предприятия
1.4. Роль  и методы государственного воздействия на регулирование конкурентоспособности предприятия
ГЛАВА 2. Анализ практики государственного регулирования процессов, обеспечивающих конкурентоспособность промышленного предприятия
2.1. Анализ факторов, обеспечивающих конкурентоспособность промышленных предприятий в Республике Беларусь
2.2. На пути стабильного развития. Анализ финансово-экономических показателей развития Республики Беларусь
2.3. Мировые тенденции развития инновационной деятельности, как благоприятного климата повышения конкурентоспособности промышленных предприятий
2.4. Состояние инновационной деятельности в Республике Беларусь, способствующей повышению конкурентоспособности промышленных предприятий
ГЛАВА 3. Разработка инновационной модели государственного регулирования процессов обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий РБ
3.1. Политика развития – политика, обеспечивающая конкурентоспособность предприятий РБ
3.2 Инновационная модель государственного регулирования процессов обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
 
 

Описание.

Проблемы эффективного развития промышленных предприятий и повышение их конкурентоспособности на современном этапе развития приобретают особую значимость, поскольку занять устойчивые позиции на рынке сегодня возможно за счёт предложения только высокотехнологичной, наукоёмкой и недорогой продукции, соответствующей международным стандартам качества. Более того, конкурентоспособность отечественных предприятий становится проблемой национальной государственной безопасности. От нее зависит, сможет ли Республика Беларусь занять достойное место в международном разделении труда в ранге высокоразвитой державы, либо ей придется довольствоваться ролью сырьевого придатка.
Вопрос о месте, роли и значении конкурентоспособности в обеспечении эффективной деятельности промышленных предприятий сравнительно недавно вошел в центр внимания белорусской экономической теории и практики хозяйствования. Это и понятно, так как в силу известных обстоятельств в научных разработках периода господства командно-административной экономики и отсутствия конкуренции проблема конкурентоспособности продукции, а тем более предприятий, практически не рассматривалась. Рынок же трактовался односторонне, как носитель стихийности и антагонистических противоречий. Это концептуально ограничивало действие рыночных механизмов, отводя им роль подсобного регулятора экономической жизни общества. Поэтому теоретические и практические проблемы конкурентоспособности предприятия - как важного фактора выживаемости в рыночных условиях были недостаточно разработаны.
Переход к формированию рыночных отношений, осуществляемый в последние годы, стимулировал активизацию интереса к проблемам конкурентоспособности предприятий, ее формирования и повышения. Оказалось, что появление конкуренции среди производителей не ведет автоматически за собой реализацию конкурентоспособного поведения, что существует целый ряд обстоятельств, способствующих, либо препятствующих этому процессу. При этом устранение многих причин, отклоняющих вектор поведения от выбора пути к повышению конкурентоспособности, недоступно для самих предприятий и требует вмешательства со стороны внешнего субъекта - государства в рамках осуществляемого им государственного регулирования.
Таким образом, проблема повышения конкурентоспособности промышленных предприятий как главного фактора успешного развития белорусской экономики затрагивает не только микро-, но и макроуровень, включающей процессы государственного регулирования. Однако чтобы этот процесс был результативен, требуется глубокий теоретический анализ и научный подход к выбору направлений, рычагов и методов государственного воздействия, определения условий, состава и факторов конкурентоспособности, а также степени из развитости в современной России. Насколько государственное воздействие адекватно современным тенденциям в экономике, настолько будут усиливаться либо угнетаться механизмы рыночного поведения, что, безусловно, во многом отразится на конкурентоспособности и самих предприятий, и в целом страны на мировом рынке.
Все это определяет актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является исследование условий, факторов и барьеров повышения конкурентоспособности предприятий на современном этапе развития белорусской экономики и разработка методических рекомендаций по формированию благоприятных условий для реализации их конкурентоспособного поведения в системе государственного регулирования.
Задачами исследования, вытекающими из сформулированной цели, являются следующие:
- раскрыть содержание конкурентоспособности промышленных предприятий и определяющих ее факторов;
- определить значение и роль государственного регулирования в активизации конкурентоспособного поведения предприятий в рыночных условиях;
- проанализировать условия формирования факторов конкурентоспособности белорусских промышленных предприятий;
- определить направления совершенствования государственного регулирования условий повышения конкурентоспособности белорусских промышленных предприятий.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе государственного регулирования конкурентоспособности промышленных предприятий.
Объектом исследования являются предприятия различных отраслей промышленности Республики Беларусь.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов государственного регулирования процессов обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-    раскрыть понятие конкурентоспособность, рассмотреть их классификацию; дать развернутую характеристику конкурентоспособности предприятия;
-    рассмотреть сущность и классификация инноваций, охарактеризовать инновационную сферу предприятия;
-    привести методику оценки экономической эффективности инвестиционной и инновационной деятельности.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, 3 глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения и списка использованной литературы.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, системный подход, анализ и синтез, экспертные оценки и др.
При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, материалы периодической печати, посвященные данной проблеме.
 
 

Выдержка из работы.

1.1. Цель государственного регулирования - повышение конкурентоспособности промышленных предприятий.
Промышленность - основа экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. Промышленная политика Правительства Республики Беларусь: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности белорусских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом.
Конкурентоспособность белоруской промышленности - это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.
Результатом создания конкурентоспособной промышленности будет:
Развитие внутреннего рынка и рост ВВП;
Рост экспорта и валютных поступлений в независимости от состояния международных сырьевых рынков;
Стабильные налоговые поступления в бюджет;
Рациональное использование природных ресурсов, вследствие обеспечения глубокой переработки сырья;
Сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;
Занятость населения;
Социальная и политическая стабильность;
Заслуженное положение Республики Беларусь на международной арене как экономической державы.
Республика Беларусь, став суверенным государством, сохранила роль одной из ведущих в экономическом отношении стран бывшего СССР. Беларусь обладает сегодня достаточно сильной промышленной базой, квалифицированной рабочей силой, традициями экспорта товаров, выгодным геополитическим положением.
Беларуси в наследство от СССР досталась неблагоприятная структура промышленного комплекса, направленная преимущественно на удовлетворение потребностей бывшего единого народнохо­зяйственного комплекса страны. За пределы Беларуси поставлялось более 80% грузовых автомобилей, 3/4 производимых в республике тракторов, более 90% кормоуборочных комбайнов, около 90% скреперов и экскаваторов, 73% металлорежущих станков.
Эффективность и конкурентоспособность белорусской экономики и в настоящее время определяется высокой долей производства продукции машиностроения [18, c. 66].
 

Список литературы.

1.    Бадюков А.Ф. Инновационная деятельность как фактор повышения конкурентоспособность // Вестник ГрГУ, № 1, серия 2. — 2000. — С. 111–114.
2.    Белоусов.А. Экономический рост в России: преодолевая барьер низкой конкурентоспособности. - Вопросы экономики. - №7. - 2003.
3.    Гайдар Е. Современный экономический рост и стратегические перспективы социально-экономического развития России. - М, 2003.
4.    ГЛАЗЬЕВ С., доктор экономических наук,профессор ("Парламентская газета" 17.05.2000)
5.     Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Под ред. В.Ф. Чигира. — 2-е изд. — Мн.: Амалфея. — 1999. — 704 с.
6.    Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ. Утверждена Постановлением Правительства РФ 9 марта 1994 г. № 191.
7.     Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.— 2003. № 1.— С.9–25.
8.     Закон Республики Беларусь «О правовой охране технологий интегральных микросхем»/ Звязда.— 1998.17.12. № 244.— 6с.
9.     Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» // Справочник юристконсульта. Т.2.— Мн.:— 1997.— С.302–337.
10.     Закон Республики Беларусь «О товарных знаках (знаках обслуживания)»// Справочник юристконсульта. Т. 2.— Мн.:— 1997.— С. 223–238.
11.     Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебн. пособие / Под ред. Ю.А.Яковца.— М.: Изд-во РАГС.— 2000.— 237 с.
12.     Инновации— фактор экономического роста/ П.Г.Никитенко, А.В.Марков, И.И.Сержинский, В.А.Колтухин. Под ред. П.Г.Никитенко.— Мн.: НО ООО «БИП-С».— 2003.— 85с.
13.     ИвановаД.В. Понятие «изобретение» как объект промышленной собственности/ Доклады НАН Беларуси, т. 48, №2.— 2004.— С.120–123.
14.     Канстытуцыя Рэспублiкi Беларусь 1994 г. (са змяненнямi i дапауненнямi)— Мн.: «Беларусь».— 1997.— 95с.
15.     Концепция инновационной политики Республики Беларусь на 2003–2007гг. Пост. Сов. Мин. Республики Беларусь №1016 от 31.07.2003.
16.    Концепция социально-экономического развития РФ до 2005 года.  М., 1996.
17.    Кеворков В. В., Леонтьев С. В. Политика и практика маркетинга на предприятии: Учебн. пособие – М.: ИСАРП, 1999. – 192 с.
18.    Маркетинг: Словарь-справочник/Л.В.Бедрицкая, М.А.Кудревич, В.К.Матюшевская и др.. Мн.:Выш.шк., 1993.-333с.
19.    . Мясникович М.В. // Научные основы инновационной деятельности.— Мн.: И ООО «Право и экономика».— 2003.— 280с.
20.     Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. Мн., 1997.— 56с.
21.    Никитенко П.Г. Модель устойчивого социально-экономического развития Беларуси. Проблемы формирования и эволюции. Мн., 2000.— 300с.
22.     НикитенкоП.Г., ПлатоноваЛ.А. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности// Доклады НАН Беларуси. Т. 48, №5.— 2004.— С. 112–115.
23.    Никитенко П.Г. Формирование ноосферного мышления— требование XXI века/ Доклады НАН Беларуси, т. 48, №1.— 2004.— С.114–118.
24.     ОлехновичГ.И.// Интеллектуальная собственность и проблемы ее коммерциализации.— Мн.: Амалфея.— 2003.— 128с.
25.    Постановление Совета министров Республики Беларусь №368 от 06.03.1998 «Положение о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности»// Главный бухгалтер.-.1998. №12.-С.20-22
26.    Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики // Экономист. 2001.  №8.  С. 18.
27.    РОЗАНОВА Ж.Б. Уфимский государственный авиационный технический университет, Институт экономики ассистент кафедры «Управление в социальных и экономических системах»
28.    Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учеб. пособие /Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 115 с.
29.    Степаненко Д.М. Инновационная политика Республики Беларусь.— Мн.: Право и Экономика, 2005.— 283с.
30.     Шиманский Д.Б. Экономическая сущность и классификация понятия «инновация» // Вестник Полоцкого государственного университета. Экономические и юридические науки. № 9.— 2004.— С. 57–62.
31.    Шишков Ю. Экономическая роль государства в современном мире // Экономист. 1999. №1.  С.26.
32.    www.belstat.gov.by
 

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru