По алфавиту:

Указатель категорий Хозяйственное право Формы государственного регулирования

Формы государственного регулирования

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Хозяйственное право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Как заметили французские предприниматели, прибывшие в Моск¬ву осенью I991 г. по приглашению Научно-промышленного союза СССР, «убеждение, что основной признак рыночной экономики ее неуправляемость, - нонсенс, миф… Где анархия, там не место эко¬номическому партнерству». По мнению западных специалистов, один из главных этапов, через который обязательно должна пройти рос¬сийская экономики, - возврат к управляемости. «Самой большой опасностью для Советского Союза, - предупреждал президент Ев¬ропейского банка реконструкции и развития Ж. Аттали, - было бы допустить воцарение «экономики черного рынка», которым заправ¬ляла бы мафия, состоящая из бывшей номенклатуры, - некое по¬добие капитализма-бандитизма. Если такое произойдет, ведущим западным фирмам не надо вести дела с этой страной, ибо это было бы слишком рискованно. По убеждению западных специалистов, в стратегии развития страны ставку следует делать не на малые, а на крупные предприятия, которые оказывают влияние на формирова¬ние конъюнктуры мировых рынков. Только самым крупным предприятиям (фирмам) удается подолгу удерживаться на этих рынках, а десятки тысяч мелких фирм разоряются.

Выдержка из работы.

    1. Формы государственного регулирования

         Как заметили французские предприниматели,  прибывшие в Москву осенью I991 г. по приглашению Научно-промышленного союза СССР, «убеждение, что основной признак рыночной экономики ее неуправляемость, - нонсенс, миф… Где анархия, там не место экономическому партнерству». По мнению западных специалистов, один из главных этапов, через который обязательно должна пройти российская экономики, - возврат к управляемости. «Самой большой опасностью для Советского Союза, - предупреждал президент Европейского банка реконструкции и развития Ж. Аттали, - было бы допустить воцарение «экономики черного рынка», которым заправляла бы мафия, состоящая из бывшей номенклатуры, - некое подобие капитализма-бандитизма.   Если   такое произойдет,  ведущим западным фирмам не надо вести дела с этой страной, ибо это было бы слишком рискованно.  По убеждению западных специалистов, в стратегии развития страны ставку следует делать не на малые, а на крупные предприятия, которые оказывают влияние на формирование конъюнктуры мировых рынков. Только самым крупным предприятиям (фирмам) удается подолгу удерживаться на этих рынках, а десятки тысяч мелких фирм разоряются.

         Важнейшая экономическая задача  государственных органов - обеспечить  условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно-технической политики в стране,  способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. Один из путей решения этой задачи - создание крупных инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов. По мнению российских специалистов, только на базе крупных объединений можно решать стратегические задачи как отдельных предприятий, входящих в объединение, так и реализовать государственную научно-техническую стратегию, а малый и средний бизнес не способен решать технологических задач страны.

         Создание бюджетов развития в  рамках крупных объединений,  отдельных отраслей и регионов с участием государственного капитала – одна из целевых программ российского правительства. Информационные технологии, которые в конце XX столетия по объему оборота в 8 раз превосходили оборот мирового автомобильного рынка (в недалеком прошлом самого крупного), — одно из главных направлений современной стратегии развития жития.

         Государственное регулирование  экономики направлено на развитие  предпринимательства и создание  конкурентной среды с целью  максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются поэтому на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Речь идет о сбалансированности производства и внутреннего спроса на производимую продукцию, а также товарной структуры внешней торговли. Коренная модернизация и перевод производства на принципиально новые технологии не могут осуществляться без помощи государства. Огромные первоначальные расходы на поисковые исследования, экспериментальные и проектные работы посильны только для государства.

     Государство должно установить порядок, при котором  предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Координация работ, информационное и научное обеспечение товаропроизводителей, регулирование налогов и процедуры банкротства, государственные субсидии, поручительство перед инвесторами, прямое участие в инвестиционных проектах, государственные заказы и форма их оплаты, контроль условий труда и оплаты наемного персонала  - это основные рычаги, при помощи которых государство участвует в управлении экономикой страны и ее основными объектами – предприятиями-товаропроизводителями.

     В активном участии государственных  органов в управлении экономикой нуждаются, прежде всего, сами товаропроизводители – предприятия. По их мнению, должны разрабатываться государственные, отраслевые и продуктивные (по ряду видов продукции) программы, определяющие приоритеты, по которым предприятия могли бы сверять и ориентировать свою деятельность, учитывая внутреннюю и мировую экономическую конъюнктуру. Власти должны оперативно вносить изменения в законодательство, регулирующее социально-экономические отношения в стране и отношения с зарубежными партнерами. Когда нет нужных законов или они разрабатываются слишком долго, а государственные органы бездействуют, то «такое государство с его законодательной и исполнительной властью нам мешает в работе, а не помогает», — говорят директора предприятий и предприниматели.

     Таким образом, для каждой фирмы-производителя  в настоящее время вопрос стоит не в плоскости, нужно ли государственное регулирование и участие государственных органов в управлении экономикой. Российские предприниматели ставят задачу однозначно: «государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развитии бизнеса. По мнению бизнесменов, централизованно, под патронажем государственных органов необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу  и отразить их в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и,  в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса. Должна быть обеспечена государственная поддержка:

         а)   социально  ориентированного бизнеса;

         б) отечественного производителя  в конкурентной борьбе с иностранными компаниями;

         в)  глобализации российского бизнеса и выхода его на зарубежные рынки;

   г) приоритетности  экономических  методов управления  перед 
административными методами

     Опираясь  прежде всего на собственный опыт и традиции, заимствуя мировые  достижения в области государственного регулирования   экономики, Россия вырабатывает и налаживает собственную систему, отвечающую ее конкретным интересам, задачам и реальным возможностям. При отсутствии государственного регулирования экономика страны не в состоянии эффективно развиваться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Монополия, понятие,  сущность 

       При монополии на рынке один продавец имеет дело со многими покупателями и является монополистом. Он вне  конкуренции и может сам определять цену и количество продаваемых товаров. За покупателем остается решение: какое количество товаров по данной цене он может купить.

       Однако  монополист не может произвольно  повышать цену, так как с повышением цены спрос снижается, и если спрос  эластичный (имеются товарозаменители, которые покупатель может приобрести по более низкой цене), то снижается и совокупная выручка. Поэтому монополист, если он хочет продать больше товаров, должен снижать цену.

       Монополистическая (несовершенная) конкуренция встречается  довольно часто: полиполия на несовершенном  рынке, на котором множество продавцов и множество покупателей действуют независимо.

       В условиях монополии и доминирующего  положения хозяйствующего субъекта (продавца) последний может навязывать покупателю монопольно высокую цену, особенно в случаях, когда спрос  неэластичный. Законодательство следующим образом определяет это понятие: монопольно высокая цена – цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

       Однако  предприниматель может установить монопольно высокую цену не только при плохом, но и при хорошем  хозяйствовании в интересах повышения  прибыли. Следовательно, было бы более правильно рассматривать понятие монопольно высокой цены в сравнении с ценой аналогичного товара при олигополии: если продавец, занимающий доминирующее положение на рынке , установил цену, существенно превышающую цену на аналогичный товар, реализуемый на других рынках в условиях олигополии, то эта цена является монопольно высокой. Такой же подход предприятия могут использовать для доказательства того, что их цена не является монопольно высокой, так как сопоставима с ценой на аналогичные товары, реализуемые на других рынках в условиях олигополии.

       Монопольно  низкую цену может установить как  хозяйствующий субъект, доминирующий на рынке в качестве покупателя (при  монопсонии или ограниченной монопсонии спроса), так и продавец (при монополии или ограниченной монополии предложения). В законе это определено следующим образом: монопольно низкая цена – цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Понятие конкуренции  и недобросовестной конкуренции 

       Конкуренция является ведущей характеристикой  рыночной среды, в которой осуществляется коммерческая деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки  добросовестной конкуренции и ограничения  монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности. Правовое регулирование конкуренции осуществляется на основе статьи 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных норм, содержащихся в Гражданском Кодексе РФ (статьи 10, 57, 1033), специальных антимонопольных законов, а также ряда нормативных актов разной юридической силы.

       Механизм  конкуренции является составной  частью экономического механизма управления деятельностью предприятий и  определяется параметрами рыночной среды, конкурентными стратегиями, механизмами рыночного ценообразования, динамикой спроса и предложения.

       Конкуренция – это исходная категория, характеризующая  сущность рыночной экономики. Имеется  несколько определений этого  понятия:

       1. Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (Закон о конкуренции на финансовых рынках).

       Такое определение конкуренции предполагает, что:

       - участниками рынка являются только  хозяйствующие субъекты;

       - конкуренция присуща только совершенному  рынку.

       Ни  то, ни другое не является обоснованным, так как:

       - важнейшую роль в конкуренции  играет рынок потребительских товаров, где активными участниками  рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения;

       - наиболее интенсивная конкуренция  реально имеет место в условиях  достаточно «широкой» олигополии.

       2. Конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментам рынка.

       Это определение предполагает только конкуренцию  продавцов (предложение превышает  спрос), имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

       3. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы более высокой прибыли;  покупатели  - более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.

       В этом неформальном определении понятие  конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции. 

       Недобросовестная  конкуренция представляет собой совокупность действий одного хозяйствующего субъекта, способных причинить ущерб деловой репутации и статусу, а также ущерб иного характера другому хозяйствующему субъекту, с целью снижения его конкурентоспособных позиций на товарном или ином рынке.

       Антимонопольным законодательством не допускается  недобросовестная конкуренция, в том  числе:

       - распространение ложных, неточных  или искаженных сведений, способных  причинить убытки другому хозяйствующему  субъекту либо нанести ущерб  его деловой репутации (одна из форм агрессии);

       - введение потребителей в заблуждение  относительно характера, способа  и места изготовления, потребительских  свойств, качества товара;

       - некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых или реализуемым  им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

       - продажа товара с незаконным  использованием результатов интеллектуальной  деятельности и приравненных  к ним средств индивидуализации  юридического лица, индивидуализации  продукции, выполнения работ,  услуг;

       - получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

       Указанные формы недобросовестной конкуренции, подлежащие запрету, соответствуют  международным взглядам на эту проблему, отраженным в Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

       К недобросовестной конкуренции следует  также отнести следующие виды деятельности:

       - подкуп потенциальных покупателей  с тем, чтобы привлечь их  в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;

       - выяснение производственных или  коммерческих тайн конкурента  путем шпионажа или подкупа его служащих;

       - неправомочное использование или  раскрытие ноу-хау конкурента;

       - побуждение служащих конкурента  к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;

       - угроза конкуренту исками о  нарушении патентов или товарных  знаков, если эта угроза делается  в целях противодействия конкуренции;

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru