По алфавиту:

Указатель категорий Хозяйственное право Правовая характеристика предпринимательской деятельности

Правовая характеристика предпринимательской деятельности

Тип работы: Реферат
Предмет: Хозяйственное право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Реферат

Выдержка из работы.

                                      Содержание

    1. Предпринимательство в современной России………………3

    2. Юридическое понимание предпринимательства……………7

    3. Исходное понимание предпринимательства……………...…8

    4. Отнесение  или не отнесения экономической  деятельности к предпринимательской……………………………………………12

    5. Установление  второго аспекта правовой характеристики  цели предпринимательской деятельности……………………………15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Предпринимательство  для современной России — явление  относительно новое. Легальный  отсчет истории нынешнего российского  предпринимательства начинается  с 1 января 1991 г., когда вступил  в силу Закон РСФСР от 25 декабря  1990 г. "О предприятиях и предпринимательской  деятельности*". Ранее, в советский  период, вопросы теории и практики  предпринимательства не изучались.  Оно официально расценивалось  только критически, относилось к  чуждым социализму пережиткам  прошлого, к формам эксплуатации  человека человеком. Частная предпринимательская  деятельность и коммерческое  посредничество, входящие теперь  в число основных рычагов рыночной  экономики, находились под запретом, за них была установлена уголовная  ответственность в виде длительного  срока лишения свободы.

    Значение предпринимательства  детерминировано той ролью, которою  оно объективно играет в проводимых сейчас реформах отечественной экономики. Любая реформа, по определению, означает сознательные целенаправленные усилия государства по изменению сложившихся  общественных отношений с целью  более эффективного их функционирования. Особенность реформирования экономики  России состоит в кардинальном качественном преобразовании народного хозяйства  и, следовательно, всех других сфер общества — социальной, политической, духовной.

    Широко распространено мнение о том, что неудачи многих экономических новелл обусловлены  отсутствием обстоятельно разработанной  и поддерживаемой населением комплексной  программы проводимых изменений. С  подобной критической оценкой экономических  реформ полностью согласиться нельзя. Действительно, в стране не разработано  единого документа, который бы комплексно охватывал все стороны осуществляемых в стране реформ, включая их стратегию  и тактику.

    Частично названный  пробел восполняется ежегодными посланиями Президента РФ к Федеральному Собранию РФ о положении в стране, основных направлениях внутренней и внешней  политики государства. Однако мы имеем  и основополагающий фундаментальный  учредительный и программный  акт нашего общества и государства, которому должны соответствовать как  послания Президента РФ, так и все  иные акции по переустройству страны. Это — Конституция РФ. Конечно, в рассматриваемом аспекте она  резко отличается от прежних советских  конституций, имевших специальные  главы, где были сконцентрированы положения  об экономической системе общества и государства. В нынешней Конституции  РФ ничего подобного нет. Этим она  отличается и от конституций некоторых  современных государств с развитой экономикой, содержащих особые экономические  разделы. Например, названные вопросы  обстоятельно отражены в Конституции  Испании. В ее части первой есть глава "Об основных принципах социальной и экономической политики", а  часть седьмая полностью посвящена "экономике и хозяйству". В  Конституцию Итальянской Республики включена глава III "Экономические  отношения", в Конституцию Греции — глава 6 (раздел С) "Налогообложение  и финансы", в Конституции Федеративной Республики Германии и Японии —  соответственно раздел Х и глава 7 "Финансы".

    Отсутствие  экономического раздела или главы  в новой Конституции РФ многие расценивали как ее недостаток еще  в ходе всенародного обсуждения ее проекта накануне референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г. И сейчас встречаются  утверждения о том, что в Конституции  РФ отсутствуют конкретные нормы  о рыночных основах формируемой  в России экономической системы, что рыночные вопросы выведены за пределы Конституции РФ, вследствие чего настоящие и будущие властные структуры могут свободно, по своему усмотрению варьировать пределы и содержание рыночных отношений и что поэтому наше общество никогда не сумеет установить цивилизованного рынка, сформировать истинно правовую экономику.

    Однако для  подобных пессимистических оценок экономики  как объекта конституционного регулирования  и перспектив ее реформирования нет  достаточно обоснованных поводов. Конституция  РФ содержит необходимый набор критериев, в соответствии с которыми надлежит осуществлять реформирование народного  хозяйства и которые в своей  совокупности дают достаточно полную правовую характеристику будущей российской экономики. Перед тем, как обратиться к системе этих критериев, напомним, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не, должны противоречить  Конституции РФ.

    А теперь рассмотрим систему упомянутых критериев:

    1) в Конституции  РФ четко решена главная экономическая  и правовая проблема — проблема  собственности. Признается многообразие  форм собственности и одинаковая  их государственная защита. Особо  подчеркнуты охрана частной собственности  и возможность иметь в частной  собственности землю только российским  гражданам и их объединениям;

    2) установлены  гарантии свободы экономической  деятельности. Каждый вправе по  своему усмотрению использовать  имеющиеся у него способности  и имущество для предпринимательской  деятельности;

    3) закреплен  механизм рыночных отношений.  В частности, гарантированы создание  и функционирование единого экономического  пространства и единого общероссийского  рынка, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию;

    4) конституционно  подтверждено, что единственной  денежной единицей в Российской  Федерации является рубль. Государство  в лице Центрального банка  России взяло на себя обязательство  защищать и обеспечивать устойчивость  рубля;

    5) зафиксировано,  что система налогов, взимаемых  в федеральный бюджет, и общие  принципы налогообложения и сборов  в Российской Федерации устанавливаются  федеральным законом;

    6) Россия впервые  провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе  в области экономики и предпринимательства,  служит созданию условий для  достойной жизни и свободного  развития человека. Человек, его  права и свободы объявлены  высшей ценностью: охраняются  труд и здоровье людей, вводится  гарантированный минимальный размер  оплаты труда, обеспечивается  государственная поддержка семьи,  материнства, отцовства и детства,  инвалидов и пожилых граждан,  развивается система социальных  служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Сказанное позволяет  сделать вывод, что в России в  результате проведения реформ будет  сформирована социально ориентированная  рыночная экономика с преобладанием  в ней предпринимательского способа  хозяйствования. Однако указанная цель достижима лишь в случае строгого соответствия осуществляемых реформ конституционно-правовой характеристике российской экономики, что предполагает активную творческую роль федеральных органов государственной  власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в процессе реформирования, а также адекватную конституционным установлениям деятельность самих предпринимателей.

    2. За прошедшие  сравнительно немногие годы реформирования  России юридическое понимание  предпринимательства претерпело  существенные изменения. Данное  обстоятельство следует учитывать  при ознакомлении с законами  и иными нормативно-правовыми  актами, а также с научной и  учебной литературой разных лет.  В самом начале предпринимательство  представлялось как самостоятельная  инициативная деятельность, направленная  на получение прибыли. Поскольку  всякая экономическая (хозяйственная)  деятельность так или иначе  имеет дело с получением прибыли,  приведенное определение практической  значимости не имело и вскоре  встал вопрос о его изменении,  уточнении. По действующему сейчас  законодательству предпринимательской  является самостоятельная, осуществляемая  на свой риск деятельность, направленная  на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке (см. ст. 2 ГК РФ). Аналогичные или весьма близкие  по смыслу дефиниции приводятся  в законодательстве стран —  членов СНГ.

    Рассмотрим  содержащиеся в законе конкретные правовые характеристики предпринимательства  несколько подробнее. Сделать это  необходимо по крайней мере по двум причинам. Во-первых, предложенная законодателем  формулировка предпринимательства  не отличается достаточной определенностью, допускает различные толкования и потому нуждается в уяснении ее смысла. Во-вторых, предпринятые в  научной и учебной литературе трактовки законоположений о  предпринимательстве при всей их нечеткости подчас еще и отступают от текста закона, не вносят ясности в сомнительные вопросы, что способствует созданию превратных представлений о предпринимательстве, может повлечь нарушение прав граждан и иных участников социального общения. Например, утверждается, что "под предпринимательством понимается... получение прибыли*" независимо от систематичности ее получения, что к признакам предпринимательской деятельности относится "извлечение прибыли как цель хозяйственной деятельности"**, что цель предпринимательства не получение прибыли вообще, а получение сверхприбыли, предпринимательского дохода***, что предпринимательство — "это создание фирм за счет собственных или заемных средств для производства и реализации товаров или услуг и получение на этой основе дохода".

    3. Исходным  и самым существенным в понимании  предпринимательства является норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, гласящей, что предпринимательская деятельность есть разновидность деятельности экономической. Данное обстоятельство почему-то не получило отражения в приведенном выше легальном определении предпринимательской деятельности. Это и позволяет в отрыве от конституционной нормы весьма произвольно понимать предпринимательскую деятельность, наполнять ее неодинаковым содержанием в зависимости от субъективного усмотрения лица, производящего толкование легальной дефиниции.         

    Но что же все-таки представляет собой экономическая  деятельность, что входит в нее, кроме  предпринимательства? К сожалению, ответ на данный коренной вопрос законодатель не дает. Не находим мы его и в  научной литературе, прежде всего  экономической, наверное, ввиду его  ординарности для экономистов. Но этот стык экономической и предпринимательской  деятельности, а в плане рассматриваемой  в лекции тематики — экономики  и права требует полной ясности, абсолютно единообразного понимания: все последующие правовые характеристики российского предпринимательства производны от него. В нормативно-правовом регулировании, предпринимательской практике, контроле и надзоре со стороны государственных органов и органов местного самоуправления постоянно возникают проблемы, связанные с отнесением той или иной "прибыльной" деятельности к предпринимательству. Возьмем простейшие примеры. Руководитель или врач стоматологической поликлиники в свободное время систематически у себя на дому оказывает медицинскую помощь больным. Артист государственного театра, филармонии, помимо основной работы, систематически по собственной инициативе организует платные выступления перед зрителями. Преподаватель государственного высшего учебного заведения систематически "на стороне" выступает с платными лекциями и проводит иные формы занятий. Художник продает нарисованные им картины. Бывший профессиональный журналист, а ныне пенсионер, систематически выступает в средствах массовой информации, в частности пишет статьи, готовит репортажи. Адвокаты за плату оказывают юридическую помощь обращающимся к ним лицам. И так далее и тому подобное. Они что же — все предприниматели на том основании, "что систематически получают прибыль от ... выполнения работ или оказания услуг", и потому должны быть "зарегистрированными в этом качестве"? (О юридическом понимании "работ", "услуг" будет сказано в теме 5). Конечно же, нет! Предпринимателями будут те из них, деятельность которых является разновидностью экономической.

    Но если молчат, "хранят тайну" экономической  деятельности экономисты, попытаемся подойти к ней с другой стороны: что конкретно понимает под предпринимательской  деятельностью как разновидностью экономической деятельности законодатель в уже принятых и действующих  соответствующих актах. Возьмем  Закон РФ "Об образовании", под влиянием которого находятся практически все граждане России (новая редакция в 1996 г,).  Согласно ст. 48 данного Закона индивидуальная трудовая педагогическая деятельность с получением доходов признается предпринимательской и подлежит государственной регистрации. Значит, все так называемые репетиторы, в частности школьные учителя, которые за гроши систематически помогают детям лучше освоить русский и иностранные языки, иные школьные дисциплины, являются предпринимателями со всеми вытекающими отсюда правовыми и нравственными последствиями.

    Но вот посмотрим  другой нормативный акт — "Основы законодательства Российской Федерации  о нотариате" от 11 февраля 1993г . Статья 1 провозглашает: "Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли". А что же это за деятельность и почему она "не преследует цели извлечения прибыли"? Наряду с государственными нотариальными конторами нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают нотариусы, занимающиеся частной практикой. Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в ее составе. За совершение нотариальных действий он взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса и полное его распоряжение. А средства эти огромные. Редкий нотариус зарабатывает менее 1 тыс. руб. в день.

    Почему же учитель-репетитор, занимающийся частной  практикой, отнесен к числу предпринимателей, а нотариус, тоже занимающийся частной  практикой, из когорты предпринимателей исключен? Добавим сюда еще и Федеральный  закон "Об основах государственной  службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. Статья 11 этого Закона запрещает, в частности, государственному служащему заниматься другой оплачиваемой работой, а также предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Вместе с тем государственному служащему разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, т. е. быть репетитором у школьников ему не возбраняется и в качестве предпринимательства такого рода деятельность не рассматривается.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru