По алфавиту:

Указатель категорий Хозяйственное право Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Хозяйственное право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2011
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Общая характеристика естественных монополий

Выдержка из работы.

Российская  Открытая Академия Транспорта при МИИТ 
 

«Экономический  факультет» 
 
 

по дисциплине «Хозяйственное право» 
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий» 
 

Выполнил:

студент 6 курса

Алексеев В.Ю.

0910-П/МО-8437

Проверила:

Доц. Спектор  А.А. 
 

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 Общая характеристика  естественных монополий ……………………………5

2 Антимонопольная  политика в отношении

естественных  монополий………………………………………………………..12

     2.1 Регулирование деятельности естественных

монополий………………………………………………………………………..13

     2.1.1 Х-неэффективность…………………………………………………….14

     2.2 Максимизация уровня производства……………………………………15

     2.3 Обеспечение самоокупаемости………………………………………….17

     2.4 Реформирование структуры российских

естественных  монополий………………………………………………………..19

     2.5 Национальные или частные……………………………………………...21

3 Государственное  и рыночное способы регулирования

тарифов естественных монополий……………………………………………...23

     3.1 Необходимость государственного  регулирования

тарифов…………………………………………………………………………...23

     3.2 Преимущества и недостатки государственного  и 

рыночного способов регулирования тарифов…………………………………25

4 Перспективы  развития и последствия естественных

монополий…………………………………………………………………….....32

     4.1 Экономические последствия монополий…………………………..…..32

     4.2 Перспективы развития естественных монополий…………………..…33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………....36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..37

Введение

     Иногда  эффект экономии на масштабе производства может быть настолько большим, что  обусловит единственность производителя  блага. Другими словами, в некоторых  отраслях без всяких ограничений  действует правило: чем больше масштаб  производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя.

     Подобное  состояние рынка является монополией – ситуацией, чреватой рядом крупных  проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры. Инфраструктура – это сфера организации поставок, включающая в себя:

     1) сети, по которым осуществляются  поставки продукции (людей) между  удаленными друг от друга экономическими агентами;

  1. деятельность по эксплуатации этих сетей.

     Нетрудно  понять, что эффективность естественной монополии в инфраструктурных отраслях обеспечивается технологическим единством  находящейся в ее распоряжении сети. Действительно, экономически нецелесообразно строительство двух альтернативных аэропортов или прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог.

     С экономической точки зрения это  будет означать многократный рост средних  постоянных издержек. Так, в условиях существования естественной монополии стоимость сети энергоснабжения распределяется в виде издержек на всю проданную электроэнергию. Если же параллельных сетей будет две, то соответственно удвоится и их стоимость. Поток энергии, проходящий через каждую, упадет в два раза. А постоянные издержки, приходящиеся на каждый киловатт энергии, купленной потребителем, возрастут в два раза!

     Государственного  регулирования цен в отраслях - естественных монополиях - одна из наиболее актуальных задач, стоящих в настоящее  время перед руководством Российской Федерации. Отсутствие отработанных механизмов контроля над деятельностью этих отраслей в 1992-1994 гг. привело к взрыву инфляции, а с 1995 г., когда монетарными мерами обращения инфляция стала подавляться, - к быстрому росту неплатежей и сокращению производства в перерабатывающих отраслях. Несмотря на постоянную законотворческую деятельность государственных органов, направленную на создание системы регулирования деятельности естественных монополий, последние до настоящего времени вынуждают своих потребителей оплачивать продукцию по неоправданно высоким ценам и тем самым продолжают удерживать Россию в состоянии глубокого экономического кризиса. Поэтому очевидно, что задача совершенствования механизмов формирования тарифов на продукцию естественных монополий требует немедленного решения.

 

1. Общая характеристика естественных монополий 

     Естественные  монополии – отрасль, в которой  долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего  одна фирма обслуживает весь рынок.

     Естественная  монополия может существовать в  результате барьеров для доступа  конкурентов, привилегий государства  или ограничения информации.

     Естественная  монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже по сравнению с совершенной конкуренцией или олигополией.

     Естественная  монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности  или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.

     Сферы деятельности естественных монополий:

     - транспортировка нефти и нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам;

     - транспортировка газа по трубопроводам;

     - услуги по передаче электрической  и тепловой энергии;

     - железнодорожные перевозки;

     - услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов;

     - услуги общедоступной электрической  и почтовой связи.

     В реальной практике применение регулирования  цен на продукцию естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен может способствовать росту Х-неэффективности.

     Естественная  монополия - состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

     Естественная  монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что  один хозяйствующий субъект может  снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у  ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов. Крупные предприятия обладают лучшей технической оснащенностью и большей мощностью, за счет чего происходит повышение производительности труда и понижение издержек на единицу продукции, что означает более эффективное использование ресурсов. В связи с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

     Еще одной особенностью естественных монополий  является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.

     Естественной  монополией обладают собственники и  иные хозяйствующие субъекты, имеющие  в своем распоряжении редкие и  свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные  для возделывания и выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и гозопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или виды отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.

     Нормативно-правовая основа естественных монополий.

     История российского законодательства о естественных монополиях насчитывает всего несколько лет, но и за это короткое время сферы естественных монополий уже кардинально изменились и продолжают уточняться в настоящее время.

     B условиях советской экономики  естественные монополии, как специфический предмет государственно-правового регулирования не выделялись, потому, что монополиями в своем роде были все отрасли народного хозяйства и такой надобности не возникало. По мере же проведения реформ, направленных на создание рыночной экономики, становилась все более очевидной необходимость выделения в ней сектора, где экономические отношения не поддаются свободной конкуренции и потому нуждаются в особом правовом режиме. С середины 90-х годов началась практическая работа по формированию нормативно-правовой основы естественных монополий и интенсивно проводится до сих пор.

     Фундаментальное значение имеет Федеральный закон "О естественных монополиях", принятый 19 июля 1995 г. и определивший правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской 
Федерации. Им выделена и регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

     Узаконенные естественные монополии охватывают не всю соответствующую отрасль народного хозяйства (газовую, железнодорожную и т.п.), а лишь ее передающие ("перевозящие") элементы. Например, в нефтяной промышленности — только транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; в газовой промышленности — транспортировку газа магистральным трубопроводам и в том числе газораспределительную сеть и хранение газа; в энергетике также монополизм заключается только в услугах по передаче и распределению электроэнергии.

     Услуги  транспортных терминалов — это производственные операции 
(приемка, перемещение, хранение и сдача грузов), но лишь те, которые органично увязаны, "слиты" с конкретным перевозчиком грузов, т.е. могут проводиться на его территории только в специально отведенных местах. Услуги портов и аэропортов близки по значению к услугам транспортных терминалов. Они включают производственные и иные трудовые операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов.

     В отношении некоторых сфер естественных монополий приняты регулирующие их специальные нормативно-правовые акты, например, федеральные законы "О связи" от 16 февраля 1995г., "О почтовой связи" от 17 июля 1999г., "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995г., постановления Правительства РФ "О мерах по сокращению перекрестного субсидирования потребителей по отдельным видам услуг связи" от 13 августа 1996г. №950 и "О развитии газификации Российской Федерации в 1996—2000 годах" от 18 июля 1996г. №819. В основной своей части в нормативно-правовую основу естественных монополий входит принятый впервые в юридической практике нашего государства Федеральный закон "Об энергосбережении", вступивший в силу 10 апреля 1996г. Он определяет нормативно-правовую основу по эффективному использованию энергетических ресурсов, прежде всего электрической и тепловой энергии, на всех стадиях при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении.

     Установление  оптимальных цен на товары естественных монополий - особая забота государства. Ценообразованию в сферах естественных монополий посвящены многие акты всех уровней.

     В состав нормативно-правовой основы естественных монополий входят законы и иные нормативные  акты, принимаемые не только федеральными органами государственной власти, но и субъектами Российской федерации по вопросам, которые находятся в их исключительном ведении или в совместном ведении с Российской Федерацией. Это право субъектов Российской Федерации зафиксировано в ст. 76 Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов 
Федерации.

     Нормативно-правовая основа естественных монополий также тесно связана с нормативно-правовой основой конкуренции и монополистической деятельности. Естественные монополии окружает конкурентная рыночная среда, но сами они могут осуществлять монополистическую деятельность, и в начале экономических реформ высказывалось мнение, что нет необходимости создавать специальную нормативно-правовую систему в области естественных монополий, а их регулирование должно стать составной частью единого закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. В конце концов, Законодательство о естественных монополиях получило самостоятельное развитие, но действует оно неизолированно от конкурентного. В частности, отдельные статьи Федерального закона "О естественных монополиях" содержат ссылки на Федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а многие положения последнего, как акта более общего порядка, применяются к естественным монополиям, что создает некоторые трудности в реализации обоих федеральных законов. 

     Естественные  монополии в России.

     Электроэнергетика.

     В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе  своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru