По алфавиту:

Указатель категорий Философия Философская мысль беларуси

Философская мысль беларуси

ВУЗ: АУ при президенте РБ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
Количество страниц: 25
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Cкачиваний: 2
Последнее скачивание: 2011-11-26

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Возникновение и основные этапы развития философской мысли Беларуси. 4
2. Просветительская деятельность Ефрасинии Полоцкой и Кирилла Туровкого. 4
3. Философская мысль Беларуси эпохи ренессанса и возрождения. 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4

Описание.

Актуальность изучаемого вопроса определила цель и задачи данной курсовой работы.
Цель - изучение специфики становления и развития философской мысли в Беларуси.
Задачи:
1. Изучить и описать значимые этапы и направления развития белорусской философской мысли;
2. Определить содержание общественной деятельности белорусских просветителей Е. Полоцкой и К. Туровского;
3. Выделить основные направления развития философских идей Беларуси эпохи Возрождения.
Предмет исследования: философская мысль Беларуси в историческом контексте.
Основные методы работы: сбор, изучение научной и учебной литературы по вопросу, анализ основных идей и направлений развития философской мысли Беларуси.

Выдержка из работы.

Человек для Кирилла Туровского – центральная фигура мироздания, «венец творения». Он наделен свободой воли и сам должен принять «правду», возвещенную Спасителем. Кирилл развивал учение о «стройном разуме» как возможном для человека духовном состоянии, при котором достигается гармония между мышлением и верой и которое неразрывно связано с духовно-нравственным опытом личности [13; 68 - 71].
Сам Кирилл Туровский предстает как человек высокой нравственности, защитник мучеников, слабых и обездоленных, что, естественно, импонировало простому люду. Мыслитель занимал активную общественную позицию. Его работы и проповеди бичевали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех пороков — гордыня, которая является благоприятной почвой для развития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. Напротив, наиважнейшие нравственные качества — любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и приблизиться к постижению Бога.
Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. На протяжении многих столетий произведения Кирилла Туровского пользовались большой популярностью на восточнославянских землях. Они являются гордостью и достоянием не только белорусской, но и всей славянской культуры.
3. Философская мысль Беларуси эпохи Ренессанса и Возрождения.
Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса:
1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека;
2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума;
3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека [16; с. 145].
Развитие философской и общественно-политической мысли белорусского Возрождения включает в себя несколько этапов [6; 17]:
• Философия раннего Возрождения (начало ХVI – 50-60-е гг. ХVI в).
В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.
• Философия Возрождения и Реформации (вторая половина ХVI в).
Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма). Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественного права (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).
• Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.).

Список литературы.

1. Габрусь И. Ф. Исторические образы философской мысли: учеб.-метод. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов БГУИР / И. Ф. Габрусь; - Мн. : БГУИР, 2006. - 88 с.: табл.
2. Демидов А. Б. История философии в текстах с ответами, пояснениями и хрестоматийными приложениями / А. Б. Демидов. - Мн.: Экономпресс, 2005. - 464 с.
3. Калмыков В.Н. Основы философии: Учеб. пособие/ В.Н. Калмыков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш.шк., 2003. -541с.
4. Каменская Н.В. Становление народного образования в Белоруссии / науч. ред. К.А. Кулинкович. – Мн.: Наука и техника, 1980. – 264с.
5. Козел А.А. История философской мысли в Беларуси (XII – XXвв.). – Мн.: Академия МВД РБ, 1998.
6. Козел А. А. Философская мысль Беларуси: Учеб. пособие для вузов / А.А.Козел. - Мн.: Амалфея, 2004. - 352с.
7. Козел А. А. Гуманистический потенциал белорусской философии // Чалавек. Грамадства. Свет. - 2007. - N 4. - С. 9-13.
8. Кутузова Н.А. Социально-философская и этическая мысль Беларуси первой половины XVIIв.: Автореферат диссертации...кандидата философских наук:(09.00.03) / Минский государственный педагогический университет. - Минск, 1996. – 19 с.
9. Ластоускi В.Ю. Кароткая гiсторыя Беларусi. - Мн.: Унiверсiтэцкае», 1993. – 126 с.: iл.
10. Общественно-философская мысль и национальное самосознание белорусов XVI - XVII вв.: очерки истории: Учебное пособие / Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова; Под редакцией Вишневского М.И. - Могилев, 1999. – 112 с.
11. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии. – Минск, 1973. –С.17-18.
12. Очерки истории науки и культуры Беларуси IX – начало XX вв./ Петриков П.Т., Кареев Д.В. и др. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1996.
13. Смолiк А.I. Культура Беларусi XI - XIX стст.: Навуковы даведнiк. - Мiнск : Беларускi унiверсiтэт культуры, 1998. – 181 с.
14. Старостенко В.В. Философская мысль Нового времени в Беларуси / Могилев.гос.пед.ин-т. - Могилев, 1997. – 48 с.
15. Сташкевич О. Л. Гуманизация образовательно-воспитательного процесса // Философское наследие Беларуси как духовная основа самоидентификации нации. - Мн., 2007. - С. 227-230.
16. Фiласофiя: Вучэб. дапаможнiк. Выд. 2 – е, перапрац. i дап. / Л.Р. Краучанка, М.И. Мартынау i iнш.; Пад агульн. рэд. А.С. Цернавога. – Мн.: НКФ «Экаперспектыва», 1996. – 383 с.
17. Философская мысль в Белоруссии середины ХVIII века / Науч. ред. Купчин Н.С.; АН Беларуси. - Мн.: Наука и техника, 1980. – 111 с.
18. Человек. Общество. Государство. Под. общ. ред. А.И. Авраменко, Ф.В. Пекарского. – 4-е изд. – Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2005. – 368 с.
19. Человек и общество: Учеб. пособие / С.В. Решетников, Я.С. Яскевич, Н.П. Денисюк и др.; под общ. ред. С.В. Решетникова и Я.С. Яскевич. Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 368 с.
20. Шарова Н.С. Гiсторыя Беларусi. – 3-е выд., стэрэатып. Мн.: ВП «Экаперспектыва», 1999. – 182 с.
21. Яскевiч А. Фiлосафы i красамоуцы Беларусi: [Об истории философии] / А.Яскевiч// Бел. думка. - 2003. - N2.- С. 52-61.
22. www.belarus.by
23. www.krugosvet.ru
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru