По алфавиту:

Указатель категорий Философия Национальное самосознание и феномен национализма

Национальное самосознание и феномен национализма

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Этнокультурные проблемы и развитие национального самосознания в настоящее время приобретают особую значимость и глубину социально – философского осмысления. Это связано с теми социально – экономическими, общественно – политическими и историко – культурными процессами, которые происходят сейчас в стране.

Выдержка из работы.

Российский  экономический университет им. Г. В. Плеханова

Кафедра философии. 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

Национальное  самосознание и феномен национализма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Подготовил:

Студент 1 курса ФПП

Марченко  Дмитрий

211 группа 

Научный руководитель:

Кандидат  философских наук

Понизовкина И. Ф.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………….3

Глава I. Национальное самосознание. Основные факторы формирования и развития.

1.1.  Генезис,  сущность и развитие национального самосознания……………………..5

1.2. Факторы, способствующие  формированию национального самосознания………8

Глава II. Национализм. Его значение и место в современном  мире.

2.1. Феномен и  черты национализма…………………………………………………….12

2.2. Подходы к изучению .…  ……………………………………………………………15

2.3. Феномен Русского национализма. Хорошо или плохо?…………………………...18

Глава III. Национальное возрождение.

3.1. Способы решения  этнических разногласий………………………………………..21

3.2 Связь и  противоречия национального самосознания  и национализма …………..23

Заключение………………………………………………………………………………..24

Список литературы……………………………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Этнокультурные  проблемы и развитие национального  самосознания в настоящее время  приобретают особую значимость и  глубину социально – философского осмысления. Это связано с теми социально – экономическими, общественно – политическими и историко – культурными процессами, которые происходят сейчас в стране.

В своей работе, которая посвящена этим процессам  и феномену нацизма и национального  самосознания в целом, я хочу провести анализ и сравнение двух этих не маловажных понятий, и объяснить их актуальность на сегодняшний день.

В условиях обновления всей сферы общественной жизни исследование основных закономерностей и специфических  особенностей формирования этнокультуры имеет большое научно – теоретическое и практическое значение. На современном этапе роста национального самосознания и этнокультурных проблем межнациональных отношений приобрели актуальность и остроту. В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения этносоциальных и этнокультурных процессов.

В исследовании этих, безусловно, интересных и актуальных вопросов необходимо учитывать многие этнокультурные проблемы, которые включают в себя традицию, представляющую собой  огромный комплекс культурных парадигм. Этнокультурная и национальная идеи мало исследованы, и потому они находятся в центре внимания ученых на современном этапе развития общества. Эти понятия связаны с этносом, с особенностями этнографической трактовки национальной культуры, национального мышления, с психологическим складом нации и сферами сознания человека. В период национального возрождения культуры проблема детерминации национального самосознания имеет особую значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами, проявляющимися неоднозначно в российской действительности.

Первая глава  называется: “Национальное самосознание. Основные факторы формирования и развития” и состоит из 2-х частей.

Вторая глава  называется: “Национализм. Его значение и место в современном мире” и включает в себя 3 части.

Третья глава  – заключительная. Она называется: “Национальное возрождение”. В  ее состав входит 2 небольшие части.

Цель работы:

Проанализировать  такие понятия, как национальное самосознание и национализм. Узнать их структуру и место, занимаемое в России и мире в целом. 

Задачи работы:

  1. Дать подробное описание термину “национальное самосознание”.
  2. Дать характеристику феномену “национализм”.
  3. Определить, какое отношение он имеет к России на сегодняшний день.

    4)  Сделать выводы о сходствах и различиях национального самосознания и национализма. 
 
 
 
 
 
 

Глава I.

Национальное  самосознание. Основные факторы формирования и развития.

Часть 1.1.

Генезис, сущность и развитие национального  самосознания.

 

     Начиная писать данную работу, я, само собой, задался вопросом: “А что же такое вообще, это национальное самосознание?”. Ожидая увидеть в различных источниках абсолютно разные трактовки этого словосочетания, я был приятно удивлен тем фактом, что практически везде, суть высказываний была одинакова, что не характерно для философской науки.

Пересмотрев несколько  трактовок и объединив их главные  мысли, я постараюсь дать внятное  определение этому термину.

Национальное  самосознание – это совокупность взглядов и отношений, мнении и оценок, выражающих представления членов какой-либо национально-этнической общности о своей истории и перспективах своего будущего развития, а также о своем месте среди других, аналогичных, групп.

Национальное  самосознание включает в себя два  компонента:

  1. Рациональный (осознание себя частью какой-либо нации).
  2. Эмоциональный (неосознаваемое сопереживание своего единства с другими представителями национально-этнической группы).1
 

Национальное  самосознание — ядро национального сознания. Оно выступает в качестве стержневой системы оценочных отношений и рационально-ценностных представлений, необходимых для соответствующего самоопределения человека в духовной и социально-политической жизни.

В отличие от национального сознания, которое  отражает обобщенные представления данной национально-этнической группы, национальное самосознание является более индивидуальным понятием, выражающим прежде всего уровень, на котором член общности усвоил важность самосознания.

Разобравшись  в основах понятия национального  самосознания, я хотел бы затронуть следующую, немаловажную тему. Когда и как начал образовываться этот феномен.

Генезис национального  самосознания представляет собой длительный исторический процесс, многоуровневый и весьма неравномерный по ходу своего развития. Первоначально, в историческом плане, появление зачатков национального самосознания происходило на обыденном уровне. Оно было связано с действием одного из базовых социально-психологических механизмов развития человеческого сознания в целом, с формированием и укоренением в психике представителей той или иной общности антитезы «мы» и «они». Осознание себя как члена некой группы, целостности («мы») как раз и строится через противопоставление представителям иной группы — неким «они».

      Основу  антитезы «мы» — «они»2 обычно составляют один или несколько наиболее ярко выраженных признаков, характерных для «них» в отличие от «нас». Это может быть физический облик (иная внешность, черты лица и т. п.) или культурные признаки (иной язык, обычаи, традиции и т. п.).

Могут быть религиозные верования (иные идолы, тотемы боги, религия) или социально-экономическое устройство (иной способ общественного производства и способ жизни, кочевой или оседлый, земледельческий или скотоводческий и т. п.). Такими признаками могут становиться и политическое устройство (иные способы устройства власти и управления) или идеологическая доктрина (иные системы ценностей). Сочетание нескольких из этих признаков в одной, противоположной национально-этнической группе, автоматически возводит их в статус негативных (они отличаются от «нас», следовательно «они» плохие, а «мы» хорошие). И, как не прискорбно, такие взгляды абсолютно обоюдны для обеих сторон.

Позже, такая  антипатия перерастает в ненависть  на почве, допустим, религиозной. А это  – один шаг до войны.

На политическом уровне примеров этого масса. Рассмотрим менее известный, но не менее типичный. Так, свой переворот в Аргентине  в 1944 г. Х. Перон осуществил, опираясь на лозунг «национальной революции», которая построит общество справедливости, имеющее силы противостоять как американскому империализму, так и международному большевизму. Он говорил об особом «обществе вертикальных профсоюзов», подчиненных национальному, а не классовому принципу, и достиг победы. 

Развитие национального  самосознания oтличaeтся не прямолинейным, а скорее волнообразным, характером. Его подъемы и спады определяются форматом национально-этнической группы. Известно: чем меньше общность, тем более обостренно переживаются в ней проблемы национального самосознания, и тем более вероятны его резкие всплески. Наоборот, чем больше такая общность, тем увереннее чувствуют себя ее представители, тем меньше озабоченности данными проблемами, и тем менее вероятно их внезапное обострение. Представители большой нации, как правило, не нуждаются в необходимости постоянного подтверждения и самоутверждения их национального самосознания. Связанные с ним вопросы давно решены на соответствующей государственно-политической основе. Поэтому, естественным считается их озабоченность более широким кругом национальных проблем. 

Если говорить о смысле национального сознания в политическом плане, то он имеет  двоякую роль. С одной стороны, это может стать прогрессивным  процессом, ведущим к скорому  развитию общности. Однако такая тенденция  может привести к идеализации, абсолютизации нацией самой себя. Национально-этническая общность может начать ставить себя выше других и в конечном счете придет к мысли о том, чтобы уничтожить всех, в ком найдут хоть небольшие отличия. История знает несколько таких примеров.

В противном  случае, с другой стороны, развитие национального самосознания может  обернуться своей противоположностью — упадком ценностно-смысловых структур сознания к низшим уровням, отрицанием ценностей, принадлежащих общностям более высокого порядка — например, общечеловеческих, сведением сознания до узких рамок, таких как расизм. 
 

Часть 1.2

Факторы, способствующие формированию и развитию национального самосознания. 

Национальное  самосознание – очень сложный  психологический феномен, который никак не может начать развиваться без воздействующих на него особых факторов. Одним из основных, является этнический фактор, а конкретнее то, к какой этнической общности принадлежит человек. В рамках какой этнической общности он был рожден и воспитан. Какие условия национального воспитания были даны человеку во время детства в семье. Все это играет важнейшую роль в формировании национального самосознания и этнической принадлежности у человека.

Насколько известно, детство – самый “сенситивный”  период развития этнической принадлежности личности. В детстве, ребенок только познает мир, и таким, каким его представят малышу родители, близкие и окружающие его люди, он будет его воспринимать в дальнейшем.

Младший школьный возраст является самым лучшим временем для формирования национальных чувств, стереотипов, ценностей и интернационального мировоззрения у ребенка. Ведь дети так легко поддаются внушению со стороны взрослых. 
Мы учим своих детей любить родину с малых лет, стараться делать что-то на благо общества. Мы стараемся заложить в детях стереотип о том, что наша страна лучшая. Стараемся заложить чувство патриотизма. И такое воспитание присуще каждой стране. Именно благодаря такому воспитанию закладывается и развивается национальное самосознание в душе каждого человека.
 

НА данный момент даже разработана специальная программа  по формированию национального самосознания у детей. Благодаря ней, у детей  активизируется интерес к представителям других этносов, и они учатся положительно взаимодействовать с ними. Интерес возникает в основном на почве идеализации собственной этнической группы и поиска различий между своим этносом и другим. Бывает, что данные различия воспринимаются негативно и тогда происходит еще большая абсолютизация собственного этноса и проявления ненависти к другому. 

Попробуем взглянуть  на национальное самосознание с другой стороны. Не как на “нечто”, чему можно  научиться (грубо говоря), а как  на изменчивую, подвижную реальность, которая наличествует в облике каждого  народа, в его культуре поведения  и этнических нормах. Для примера я хотел бы взять народы Северного Кавказа.  

Буквально поколение  назад был очень тверд стереотип  о том, что жители Кавказа –  добрый, щедрый и гордый народ, а  мужчины – очень галантные  кавалеры.  Но уже сегодня от этого  стереотипа не осталось и следа. Достаточно взглянуть на поведение приезжих с Кавказа молодых ребят, которые ведут себя не подобающим образом и зачастую невозможно грубы даже с девушками. Постоянные драки, инциденты доказывают мои слова. И сейчас народ даже боится этих людей. Неизвестно почему произошло это колоссальное изменение в худшую сторону. Может из-за упадка нации и попыток компенсировать это путем угнетения других этносов, может наоборот, из-за чрезмерного подъема национальной идеи и личного превосходства.  В любом случае это не может не огорчать.

Как показывают социологические и этнокультурные исследования, проведенные в ряде вузов Северного Кавказа, их результаты не очень радуют: духовные потенции молодежи невысокие, привязанность  к исторической родине слабая, хотя история практически у каждого народа очень богатая и достойна уважения, большинство молодых людей мечтает уехать за границу за отсутствием возможностей на родине, молодые родители не хотят обучать детей на родном языке и др. В стране нет социального идеала, чувства единого отечества, идет процесс деинтеллектуализации общества, девальвация национальных культурных ценностей. В результате этого проявляются глубокие противоречия в общественно-политической и культурной жизни. В этом мы видим причины нравственного падения нашего общества и духовного вакуума современной молодежи. Самыми пагубными являются забвение совершенного подвига старшим поколением в годы Великой Отечественной войны, утрата любви к Родине - этих духовных феноменов и мощных аккумуляторов в нравственных устоях. 

Кто в этом виноват? Не известно. Можно постараться свалить  всю вину на правительство, которое  не обеспечивает людей достойными рабочими местами, буквально заставляя их уезжать за границу, так и не доучившись, не поддерживает культурное наследие страны в должном состоянии и самолично переписывает историю государства. 

Можно попробовать  обвинить самих людей в не желании  поднимать свою страну на мировой  арене. Либо это могут быть ошибки в образовании, из-за которых происходит утрата своей национальной психологии, на которой базируется национальный характер. Вероятно, в сфере воспитания, в этнонациональной среде кроются причины, когда в молодежи не воспитываются национальные черты, поэтому нарушается приверженность к своей этнокультуре, национальным обычаям и традициям, что негативно влияет на формирование национального самосознания. О каком национальном самосознании может идти речь, если на вопрос учительницы интерната в чукотском поселке к первокласснику “Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?”, он ответил: “Русским”. А из 160 учеников - старшеклассников только один ученик X класса захотел пойти по стопам отцов и стать оленеводом.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru