По алфавиту:

Указатель категорий Философия Мировозрение и её исторические типы

Мировозрение и её исторические типы

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Философия
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Целью написания данной работы является раскрытие основных исторических типов мировоззрения.

Выдержка из работы.

СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ  …..........................................................................................................3

    Глава 1 Мировоззрение ….......................................................................................5

    Глава 2Исторические типы мировоззрения...........................................................

    2.1 Обыденное мировоззрение ………………………………………………....7

   2.2 Мифологическое мировоззрение  ……………………………………….…...8

   2.3 Религиозное мировоззрение ………………………………………………..12

   2.4  Философское мировоззрение  ……………………………………………..15

        Заключение ….........................................................................................................20

  Список  использованной литературы …................................................................21

   Интернет ресурсы ………………………………………………………….….21

   
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Тема  данной контрольной работы «Мировоззрение и его исторические типы», поможет  нам понять, как всё появилось, откуда начинаются истоки всего, что  сейчас есть на земле: человек, наука, искусство, экономика, политика и т.д.  Первоистоком всего на земле является МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

      Философия это только один  из типов мировоззрения. 

      Целью написания данной работы  является раскрытие основных  исторических типов мировоззрения.  Основными задачами, стоящими перед  автором при написании работы  являются:

  • дать понять сущность мировоззрения;
  • раскрыть типы мировоззрения.

       При написании  данной контрольной  работы были использованы такие  учебники, как: История философии:  учебник для высших учебных  заведений/под ред., В.П.Кохановского, В.П. Яковлева — Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 736с.; Основы философии: Учеб. пособие/В.Н.Калмыков-Мн.:Выш.шк., 2003. - 541с.; Философия: учебник для высших учебных заведений/под ред., В.П.Кохановского - Ростов н/Д.: «Феникс», 1999 — 576с.

      Объектом данной работы является  понятие мировоззрения и его  основных типов.

      При написании работы были  использованы такие методы научного  познания как — логический, научный,  источниковедческий, хронологический,  сравнительный.

    При работе над контрольной работой  автор получил знания о  сущности мировоззрения, узнал основания  и условия возникновения мировоззрения  и его  исторических типов. Автор  приобрёл способность самостоятельно работать с источниками литературы, выделять главное и делать выводы, приобрёл навык в конспектировании.

    Данная  контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения.

    Во  введении автор рассмотрел актуальность темы, цели, задачи, освещённость темы в литературе, определил объект и  предмет исследования, рассмотрел учебную  значимость написания данной контрольной  работы и структуру работы.

    В основной части раскрыта сущность понятия  « мировоззрение»,  раскрыты типы мировоззрения их возникновение  и значимость  в  эволюции  человечества.

    В заключении сделаны выводы по работе в целом.

    В списке использованной литературы и  интернет ресурсов автор указал перечень источников литературы, которые послужили  теоретической и методологической основой для написания данной контрольной работы.

    Объём данной контрольной работы -  22 страницы. 

Глава.1 Мировоззрение

    Мы  живём уже в 21 веке и видим, как  возросла динамика социальной жизни, удивляя  нас глобальным переменами во всех структурах политики, культуры, экономики. Люди потеряли веру в лучшую жизнь:  устранение нищеты, голода, преступности. С каждым годом преступность всё  возрастает, становится всё больше нищих. Цель - превратить нашу Землю  в общечеловеческий дом, где каждому  будет отведено достойное место, перешла в нереальность, в разряд утопий и фантазий. Неопределённость поставила человека перед выбором, заставив оглядеться и задуматься над  тем, что же происходит в мире с  людьми. В этой ситуации и раскрываются проблемы мировоззрения.  
        На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы.  Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные - предельно общие.

     - Как устроен мир?

     - Каково место человека в мире?

    - Что такое сознание?

    - Что есть истина?

    - Что такое философия?

    - В чём счастье человека?

    Это мировоззренчиские вопросы и основные проблемы.

    Мировоззрение — это часть сознания человека, представление о мире и месте  в нём человека. Мировоззрение  более или менее целостная  система оценок и взглядов людей  на: окружающий мир; цель и смысл  жизни; средства достижения жизненных  целей; суть человеческих отношений.

    Существует  три формы Мировоззрения:

  1. Мироощущение: - эмоционально-психологическая сторона, на уровне настроений, чувств.
  2. Мировосприятие: - формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений.
  3. Миропонимание: - познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения, бывает: жизненно-повседневное и теоретическое.

    Существует  три исторических типа мировоззрения  — это  мифологическое, религиозное, обыденное, философское, но об этом мы поговорим более подробно в следующей  главе. 
 
 
 

 

Глава 2 Исторические типы мировоззрения

2.1 Обыденное мировоззрение

      Мировоззрение людей существовало  всегда,  и это проявлялось  и в мифологии, и  в религии  и философии, и науке. Обыденное  мировоззрение — это  простейший  вид мировоззрения. Формируется  за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие  в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм  досуга, существующей материальной  и духовной культуры. Каждый имеет  свое обыденное мировоззрение,  которое отличается в разной  степени глубины, полноты от  влияния иных видов мировоззрения.  По этой причине обыденные  мировоззрения разных людей могут  быть даже противоположными по  своему содержанию и поэтому  несовместимыми. По этому признаку  можно делить людей на верующих  и неверующих, эгоистов и альтруистов,  людей доброй и людей злой  воли. Обыденное мировоззрение имеет  много недостатков. Важнейшие  из них – неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения. [8]  

    Целостность обыденного мировоззрения достигается  за счет преобладания в мышлении ассоциативности   и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.                                                                                

    На  основе обыденного мировоззрения исторически  первым стихийно рождается миф –  т.е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого  являются логические обобщения,  нарушающие логический закон достаточного основания. Логические посылки для  мифологизированного восприятия действительности  при этом имеются,  они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.

2.2 Мифологическое мировоззрение

    Первой  формой мировоззрения исторически  считается мифология.

    Мифология  - (с греческого — предание, сказание, слово, учение), это способ понимания  мира, характерный для ранних стадий общественного развития, в форме  общественного сознания.

    Мифы  — древние сказания разных народов  о фантостических существах, о делах богов и героев.

    Мифологическим  мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится, мы назовем  такое  мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и  рассуждениях, либо  на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях,  рожденных неадекватным  восприятием  большими  группами  людей   (классами,   нациями) социальных процессов  и  своей  роли  в  них.  Одна  из  особенностей  мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,  что  миф  объясняет «все», так как  для  него  нет  непознанного  и  неизвестного.  Он  является наиболее  ранней,  а  для  современного   сознания   –   архаичной,   формой мировоззрения.

    Она появилась на самой ранней стадии общественного развития. Когда человечество в форме мифа, сказания, предания пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как произошёл и устроен  мир в целом, объяснить различные  явления природы, общества  в те далёкие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступать к его исследованию.

    Основные  темы мифов:

  • космические — попытка ответа на вопрос о начале устройства мира, возникновения явлений природы;
  • о происхождении людей — рождении, смерти, испытаниях;
  • о культурных достижениях людей — добывания огня, изобретение ремёсел, обычаях, обрядах.

    Таким образом, мифы имели в себе зачатки  знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств.

    Основными функциями мифом считалось, что  с их помощью прошлое связывалось  с будущим, обеспечивало связь поколений; закреплялись понятия ценностей, поощрялись, определённые формы поведения; искались пути разрешения противоречий, пути единения природы и общества. В период господства мифологического мышления ещё не возникла потребность в получении специальных знаний.

    Таким образом, миф представляет собой  не первоначальную форму знаний, а  особый вид мировоззрения, специфическое  образное   синкретическое   представление   о явлениях природы  и коллективной жизни. Миф считается  как наиболее ранняя форма человеческой культуры, в которой объеденились зачатки знаний, религиозных верований, нравственная эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

    Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и  убедиться в своем незнании. Для  него знание не существовало как нечто  объективное, не зависящее от его  внутреннего мира. В первобытном сознании,  мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее - с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии»  Гесиода  и  в «Илиаде»  и  «Одиссее»  Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов —  процесс  творения мира представлялся следующим образом.  Вначале существовал  лишь  вечный, безграничный, темный  Хаос.  В  нем заключался  источник  жизни  мира.  Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир  и  бессмертные  боги.  Из  Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Из  Хаоса,  источника  жизни,  поднялась  и могучая, все оживляющая любовь — Эрос. Безграничный Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День  — Гомера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо  над Землей.  Гордо поднялись к нему  высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы  и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения  мира связана с браком Земли и Урана — Неба  и их  потомков.  Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими представлениями древних евреев по Библии — Книга Бытия. [7]

    «... Авраам родил Исаака; Исаак родил  Иакова; Иаков родил Иуду и братьев  его ...» [4, с.1]

    Мифологическая  культура, вытесненная в более  поздний период философией, конкретными  науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всём протяжении всемирной истории до настоящего времени. Никакая философия  и наука и жизнь вообще не властны, разрушить мифы: они неуязвимы  и бессмертны. Их нельзя и оспорить, потому что они не могут быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли. И всё-таки надо их знать — они составляют значимый факт культуры. [5, с.20]

2.3 Религиозное мировоззрение.

    Религия — это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование  сверхъестественных сил. Это специфическая  форма отражения действительности и до сих пор она остаётся значительной организованной и организующей силой  в мире.

    Религиозное мировоззрение представлено формами  трёх мировых религий:

  1. Буддизм -  6-5 вв. до н.э. Впервые появился в Древней Индии, основатель — Будда. В центре — учение о благородных истинах (Нирвана). В буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа  и истории;
  2. Христианство — 1век н.э., впервые появился в Палестине, общий признак вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения Библия (Священное писание). Три ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм;
  3. Ислам -  7 век нашей эры, образовался в Аравии, основатель — Мухаммед, главные принципы Ислама изложены в Коране. Основной догмат: поклонение единому богу Аллаху, Мухаммед — посланник Аллаха. Основные ветви Ислама — суннизм, шиннизм.

    Религия выполняет важные исторические функции: формирует сознание единства человеческого  рода, развивает общечеловеческие нормы; выступает носительницей культурных ценностей, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Религиозные идеи содержатся не только в философии, но и в поэзии, живописи, архитектурном  искусстве, политике, обыденном сознании.

    Мировоззренческие   конструкции,   включаясь   в   культовую   систему, приобретают  характер вероучения. И это придает  мировоззрению особый духовно-практический  характер.  Мировоззренческие  конструкции  становятся основой формальной регуляции  и  регламентации,  упорядочения  и  сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности  религия  культивирует человеческие чувства  любви,  доброты,  терпимости,   сострадания, милосердия,   долга, справедливости  и  т.  д.,  придавая  им  особую   ценность,   связывая   их присутствие со священным, сверхъестественным.[7]

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru