По алфавиту:

Указатель категорий Философия Древняя Греция и ее философия

Древняя Греция и ее философия

Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Древняя Греция (Эллада), общее название древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе материка Азии. Этнический состав Греции в III веке до нашей эры был пестр, это пеласги, лелеги и другие народности, которых оттеснили и ассимилировали протогреческие племена ахейцев, ионийцев. Первыми государствами ахейцев были Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос и др., образованные в начале II тысячилетия, в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев, около 1200 года до н. э., повлекло за собой распад государств и оживление родовых отношений. К IV веку Северную Грецию заселяли в основном эолийцы, Среднюю Грецию и Пелопоннес – дорийцы, Аттику и острова - ионийцы

Выдержка из работы.

     Содержание  

     1. История древней Греции…………………………………………………..2

     2. Истоки культуры древней Греции……………………………………...…4

     3. Зарождение и развитие древнегреческой философии……………..….…8

     4. Рок и Судьба в мировоззрении древнего эллина………………………..12

     Заключение……………………………………………………………….…..18

     Список  литературы…………………………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. История древней Греции  

     Древняя Греция (Эллада), общее название древнегреческих  государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе материка Азии. Этнический состав Греции в III веке до нашей эры был пестр, это пеласги, лелеги и другие народности, которых оттеснили и ассимилировали протогреческие племена ахейцев, ионийцев. Первыми государствами ахейцев были Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос и др., образованные в начале II тысячилетия, в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев, около 1200 года до н. э., повлекло за собой распад государств и оживление родовых отношений. К IV веку Северную Грецию заселяли в основном эолийцы, Среднюю Грецию и Пелопоннес – дорийцы, Аттику и острова - ионийцы. 1

     В VIII - VI веках в Греции сформировались полисы. В зависимости от результатов борьбы земледельцев и ремесленников с родовой знатью государственная власть в полисе была либо демократической (в Афинах), либо олигархической (в Спарте и на острове Крит). В экономически развитых полисах Коринфа, Афин и др. городов, широко распространилось рабство; в Спарте и Аргосе долго сохранялись пережитки родового строя.

     V - IV века стали периодом высшего расцвета полисов. Это связано с возвышением Афин после победы греков в греко-персидских войнах 500 - 449 годов до н. э., и созданием Делосского союза во главе с Афинами. Временем наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры стали годы правления Перикла - это 443 - 429 года до н. э. Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции, а так же противоречия между Афинами и Коринфом из-за торговых путей привели к Пелопоннесской войне 431 - 404 годов до н. э.,  завершившейся поражением Афин.

     В середине IV века на севере Греции возвысилась Македония. Ее царь Филипп II, одержав победу при Херонее в 338 году до н. э., над коалицией греческих городов, подчинил Грецию. После распада державы Александра Македонского, в период эллинизма в III - II веках, в Греции преобладали государства и союзы военизированного типа – это Македония, Ахейский союз, Этолийский союз, оспаривавшие господство в Греции.2

     С 146 года до н. э., после разгрома римлянами Ахейского союза, Греция была подчинина Риму, а с 27 года до н. э., на ее территории образовалась римская провинция Ахейя. С IV века н. э. Греция становится основной частью Восточной Римской империи - Византии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Истоки культуры древней Греции 

     В отличие от других древних культур, в Древней Греции эстетическая и художественная культура оказалась столь развитой, что, во-первых, вся жизнь древнегреческих полисов была, так или иначе, пронизана ею, и, во-вторых, ее воздействие на культуру человечества продолжается до сих пор. Прежде всего это усиленное стремление к упорядоченности, завершенности, цельности, гармоничности. Древнегреческий эпос естественно складывался в завершенные целостные поэмы (Илиада, Одиссея) и циклы сказаний. Древнегреческие трагедии и комедии стремились к совершенству своего построения. То же касалось и архитектуры, стремившейся к завершенности форм в человеческих масштабах. И скульптуры, в которой складывались каноны, более гибкие, чем древнеегипетские, а главное - антропометрические, математически и зрительно выверенные, основанные на пропорциях правильно сложенного человеческого тела.3 Это был «канон природы», но обработанной, ставший «каноном культуры». Ведь и живое человеческое тело обрабатывалось, оформлялось в занятиях гимнастикой. Человек оказался действительно «мерой всех вещей» (Протагор) во многих отношениях, и всегда - мерой совершенства. В этом плане древнегреческое искусство действительно классично. Но эта классичность его не была столь узкой, формальной, как позже в европейском классицизме, выросшем на основе греческих и римских образцов.

     Второе, что характерно, - это впервые  так глубоко осознаваемая и ощущаемая древними греками ценность красоты. В Благе, к которому, по мнению многих греческих мыслителей, должна была стремиться жизнь человека, красота занимала одну из ведущих позиций. Платон считал, что эллина прежде всего отличает именно любовь к прекрасному.4 Если не все они, то очень многие могли оценить красоту архитектурных сооружений и скульптуры, которая не была музейной. Скульптурные изображения (богов, героев, победителей разных игр и конкурсов) ставились повсеместно. Украшенность жизненной среды, жизни вообще, - была поразительной. Это касалось не только архитектуры и скульптуры, но и одежды, вещей, обстановки, театральных представлений, празднеств, искусства слова.

     Жизнь древнегреческого полиса была реально эстетичной во многих отношениях. Огромное множество произведений искусства изобразительного, предметов для эстетического созерцания. Гимнастика, спортивные состязания, которые были вполне обычными, частыми. Обнаженные, атлетически развитые, прекрасные тела постоянно созерцались и служили основой для ваяния. Поэзия участвовала в самых разных сторонах жизни, в том числе и в политической. Музыка понималась и применялась как средство врачевания, создания душевного настроя. Древнегреческий театр волновал зрителей, поднимая самые животрепещущие проблемы, порождая состояние «катарсиса» (очищения души), давая выход чувствам. 5

     И все это было связано с ценностью  свободы, не только собственно гражданской, но и свободы во владении телом, в одеяниях, в мысли и слове. Необычайно развилась риторика, ораторское искусство, логика. Свобода духа проявлялась в поиске красоты мысли, выражаемой образно, почти ничем не стесняемой, и гармонично, изящно оформленной. 6

     Разумеется, это далеко не все из особенностей древнегреческой эстетической и художественной культуры. Но и этого достаточно, чтобы ее воздействие на мировую культуру было заметным через тысячелетия. Античная художественная классика выросла из убеждения в том, что высшая красота содержится в формах, пропорциях, масштабах живых существ и, прежде всего, - человека. Искусство, как считали греки, черпает красоту из природного источника. 7И целью художника было познание и выявление объективного совершенства через подражание. Ибо природа, космос, - заключает в себе гармонию. При этом выше всего оказывалась красота в состоянии устойчивости и равновесия: и в природе, и в человеке, когда красота - это единство духовного и телесного, это - мера. Фукидид передавал слова вождя афинского общества Перикла, который говорил: «Мы любим красоту, соблюдая умеренность, любим мудрость, не впадая в слабость». 8

     Классический  период развития древнегреческой культуры продолжался где-то немногим более 100 лет, начиная примерно с 500 года до н.э.- до 338 года до н.э., когда Греция попала под власть Македонии. Огромный период до этого часто именуют архаическим, а существование античной культуры после македонского завоевания - периодом эллинистическим или эллинизмом.

     Когда завершился знаменитый поход Александра Македонского, и он погиб, огромная держава, все завоеванное им, распалась на ряд государств - Египет Птолемеев, Сирия Селевкидов и др. Завоеватели, пришлые греки и македоняне  слились с местным населением. Произошло то, что называют наложением культур. В условиях монархий образовалась культура (точнее - культуры), связанная с культурой классической Греции, наследовавшая ее достижения. Даже языком эллинистической культуры стал измененный  греческий. 9

     Конечно, в новых условиях никакого полисного патриотизма быть не могло. Но культуру греческую монархи и знать эллинистических государств ценили высоко, и стремились использовать. Особенно активно это делали Птолемеи в Египте, в Александрии, где был создан музей - храм муз, где существовала богатейшая библиотека. В Александрии развивалось образование, была впервые создана единообразная школьная система. Впервые государство и города стали заниматься специальным обучением детей, начальным, элементарным образованием, в основном платным. Обучали чтению, письму, немного риторике. В то же время физическое развитие всех перестало быть актуальным, в связи с тем, что армия в эллинистических государствах стала наемной. Физическая культура - все более превращалась в спорт, в игру. 10

     В эллинистических государствах, наряду с развитием просвещения, выросла и роль религии, причем в мистических ее вариантах, что было связано с почвой и влиянием Востока.

     В эллинистической философии появляются мотивы стоицизма, эпикурейства, скептицизма. В художественной практике какое-то время держится общая греческая традиция (в архитектуре и скульптуре особенно).11 Достижения эллинистического периода в этом плане весьма заметны. Достаточно напомнить о том, что в это время создаются такие скульптурные шедевры как Афродита (Венера) Мелосская, Ника Самофракийская, Лаокоон. Эти изваяния долгое время считались вершинами древнегреческого изобразительного искусства. А это были теперь разно оцениваемые феномены его блестящего заката.

     Эллинизм  был одним из вариантов продолженности древнегреческой цивилизации и культуры. Вторым же вариантом, в котором они продолжились частично, оказались цивилизация и культура Древнего Рима, а потом и Византии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Зарождение и развитие древнегреческой философии 

     Развитие  древнегреческой философии и  всей дальнейшей, связанной с ней  традиции не было бы понято в полной мере и объяснимо без знания наследия мысли древнейших цивилизаций Ближнего Востока, оказавших значительное влияние на греческую культуру в самых древних её слоях.

     Греческая античная философия – это философия  древних греков и древних римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до н.э.  Для античной философии характерны были космизм и предметновещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макрокосм, а человек микрокосм.12 Античная философия – исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, её роль чрезвычайна высока. Сам термин «философия» возникает здесь. Этот термин встречается у древне-греческого философа Пифагора еще в 580 –500 годах до н.э. Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познания он был введён Платоном (428/27до н.э.)13 В противоположность «софосу» – мудрецу – пророку, обладавшему «Софией» – божественной мудростью, «философ» человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Философ – это человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину. Поэтому цель философа – понять «целое как целое», понять, в чём первопричина всего сущего, первопричина бытия. Греки считали, что начало философии в удивлении человека перед миром и самим собой, а удивляться в природе человека. Философия – это чистая любовь человека к истине и правде, это «знание ради самого знания» (Аристотель, «Метафизика»). Это знание ради достижения свободы духа. 14

     Именно  так понимая философию, римский  мыслитель Цицерон скажет, что  не любить философию – всё равно, что не любить собственную мать. То есть философия не просто поиск  истины, это способ жизни, присущий свободному человеку.

     Традиционно, в развитии античной философии выделяют четыре основных этапа:

     - Раннюю классику (натуралисты, досократики), главные проблемы - «Физис» и «Космос», его строение - V- IV века до н.э.;

     - Среднюю классику (Сократ и его школы, софист), главная проблема – сущность человека - с половины V века и часть IV века до н.э.  Определен как классический;

     - Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов - конец IV- II веков до н.э.;

     - Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главная проблема – мораль и свобода человека, познание и т.д. Структура космоса, судьба космоса и человека, отношение бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский)- (I век до н.э. – V-VI века н.э.).

     Идея  красоты мира проходит через всю  античную эстетику. Где прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной и эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов –это космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, наряд, порядок). Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну — космологию.15

     Принято считать, что настоящая наука  возникла в Элладе в VI веке до н.э. – в эпоху Фалеса и Пифагора. Фалес один из первых и величайших философов Эллады, жил на рубеже VII-VI веков до н.э., вероятно, с 625 по 550 года до н.э.  Много путешествовал по странам Востока, побывал в Египте и Вавилоне, а вернувшись домой, увлеченно рассказывал согражданам о чудесных дальних странах.16

     Имя Фалеса включено в перечень великих мудрецов Эллады – наравне с легендарными строителями первых городов и учредителями Олимпийских игр, изобретателями алфавита и мореплавания. Фалес показал грекам, как можно открывать новые научные факты, выводя их из уже известных сведений путем общепонятных рассуждений.

     Мудрецы Эллады считали, что мир состоит из 4 основных стихий: земли, воды, воздуха, огня. Является ли одна из них первичной и если да, то какая стихия первична? Фалес был уверен, что вода есть основа всех вещей, но доказать логически это утверждение он, конечно не смог.

     В развитии философии V века до н.э. большую роль сыграли софисты — платные учителя мудрости, оказывавшие непосредственное влияние на формирование мировоззрения афинян и, особенно, афинской молодежи. Они принесли с собой новый предмет обучения, необходимый именно в демократических Афинах: риторику, умение убеждать, управлять настроениями толпы. 17

     Самыми  известными софистами были Протагор, Горгий и Продик. Они учили искусству побеждать противника в спорах; в этом искусстве важна была не истина, а убедительность. Софисты учили, что истина у каждого своя, т.е. она относительна. Протагору принадлежит выражение: «Человек есть мера всех вещей», что означало: как кому кажется, так оно и есть.

     Воплощением эллинской мудрости V века до н.э. стал великий Сократ, учитель Платона; последний сохранил его образ, биографию и учение.18

     В классическую эпоху наука стала специальной сферой деятельности. Особенно показателен прогресс медицины. «Гиппократов корпус», свод сочинений врачей, принадлежавших к школе Гиппократа в V - IV веках до н.э., дает представление о медицинских знаниях и практике того времени. 19

     Если  Гиппократа называли «отцом медицины», то Геродота —«отцом истории». Уроженец малоазийского города Галикарнасс, Геродот много путешествовал, посетил Персию, Египет, берег Черного моря и свои впечатления собрал в объемном труде «История». Так как в этом сочинении властвует рок, божественное предопределение, огромное значение предается предсказаниям оракулов, вещим снам и т.п., его трудно назвать историком в нашем понимании — подлинной критики источников в его труде, конечно, нет. В истории он видит осуществление божественной справедливости, миф у него переплетается с реальностью. 20

     Но  все же значение «Истории» Геродота велико: она была первым связным изложением исторических сведений. Так, основываясь на принципах кинического учения, на пренебрежении к удобствам, проводил свою жизнь знаменитый Диоген, герой бесчисленных анекдотов. Диоген, как и прочие киники, призывал к отречению от материальных благ и предрассудков.

     Среди многочисленных учеников Сократа в IV веке до н.э. никто не встал вровень с Платоном - выдающимся философом древности. Его главный тезис: мир вещей есть лишь слабое отражение мира самостоятельно существующих «идей» - сверх чувственных прообразов всех вещей.21

     Самым знаменитым учеником Платона был  Аристотель, который впоследствии разочаровался в платоновской системе и после смерти учителя покинул Академию, произнеся при этом, по преданию, знаменитые слова: «Платон мне друг, но истина дороже». 22

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru