По алфавиту:

Указатель категорий Философия Вклад нобелевских лауреатов Ж.Алферова и И. Пригожина в мировую и отечсественную философию

Вклад нобелевских лауреатов Ж.Алферова и И. Пригожина в мировую и отечсественную философию

ВУЗ: БГУИР
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
Количество страниц: 25
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

Введение 3
1. Научное знание и философская мысль: точки соприкосновения. 6
2. Философский аспект деятельности И.Р. Пригожина. 11
3. Значение научных работ Ж.И. Алферова в философии 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Описание.

В современных условиях можно наблюдать продолжение вечного диалога философии и естествознания, целеустремленного и последовательного проникновения в глубочайшие тайны физического мира и его логико-методологической и науковедческой рефлексии.
Современную эпоху развития называют эпохой научно – технической революции. Если обратиться к началу XX в., то можно отметить крупные открытия в науке - за четверть века в физике были открыт электрон, раскрыта сложная структура атома, установлен корпускулярно – волновой дуализм света и вещества, открыты явления естественной и искусственной радиоактивности, созданы квантовая механика, теория относительности.
Произошел впечатляющий рывок вперед во многих областях жизни – в сферах производства, образования, бизнеса, науки и социальной жизни, что повлекло резкое изменение всего строя жизни одного поколения человечества: открываются и используются новые виды энергии, электронное приборостроение, биотехнологии; перестраивается весь технологический базис производства и управления, меняется отношение человека к ним, создается и укрепляется единая система взаимодействия человека и природы – наука, техника, производство [2; 6; 16].
Во многих открытиях XX века прослеживается тенденция создавать несуществующие в природе объекты, физико-химические свойства которых соответствуют запросам человека. Особенно ярко это проявляется в физике твердого тела, что стало одной из главных причин научно-технического прогресса на нашей планете и определило развитие большого числа отраслей науки, техники и технологии (микро- и наноэлектроники, космической техники, машиностроения, радио- и телекоммуникационных систем и др.) [17; c. 63].
В конце XX в. продукция высоких технологий занимает все большее место в жизни. К началу XXI одним из важнейших стратегических ресурсов общества стала информация. Произошла смена доминирующего вида деятельности в сфере общественного производства. Роль науки в обществе возросла, оказывая огромное влияние на мировоззрение.

Выдержка из работы.

Наука ХХ в. ясно показала, что выдвижение новых фундаментальных идей в естественных и социальных науках возможно только при непременном участии научной философии.
Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время или в конце XIX начале XX вв. на развитие философского знания.
Философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие. Философия не призвана делать какие – либо открытия естественно – научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, методологию и ценностные ориентации, которые, так или иначе, воздействую на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной области знания.
Вместе с тем исторические параллели философии и науки достаточно очевидны. Философия и наука являются "звеньями единой цепи" [19; c. 157].
Взаимосвязь философии и частных наук хорошо выразил И.В. Гете: «От физика, - писал он, - нельзя требовать, чтобы он был философом; но…он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и, тем не менее, его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся» [13; с. 32].
Наука обучает разум. Это означает, что она обучает и философскую мысль, дисциплинирует ее как в следовании науке, так и в отходе (временном абстрагировании; манипулировании своими категориями…) от нее. Поэтому там, где пересекаются их пути и интересы, философия осваивает суть, придерживается научного подхода – для грамотного, компетентного реагирования на социальные, социокультурные вопросы и проблемы; а наука, доверяя этой компетентности, знакомится с такими проблемами в интерпретации их философией, соответственно поступает. Естествознание, освобожденное от диктата философии, не удаляется от нее; а философия, в свою очередь, более сосредотачивается на его духовно – мыслительных, созидательных способностях, их вкладе – прямом и косвенном – в культуросозидающий процесс.
Таким образом, в партнерстве обе науки служат обществу и реформируют, оптимизируют его.
Союз науки и философии предполагает естественную заинтересованность каждой из них в другой. Кроме вышесказанного философия обращается к научным данным, чтобы использовать их в формировании мировоззрения. Располагая данными всех наук, строя - на их основе – свою концепцию мира, прослеживая взаимодействие (или его отсутствие) общественно полезных идей и их практического воплощения, она профессиональнее, более существенно видит общество, может оценить, правильно ли оно функционирует и в нужном ли ему направлении развивается. Поэтому философия и формирует его мировоззрение.
У самой новаторской науки есть прошлое, прошедшее не только собственное взросление, но в итоге впитавшее потребности, особенности своей эпохи, имеющие культуросозидающее значение.
Как бы ни чувствовал себя свободным от ряда социальных «деталей» ученый, он не свободен от всего социального механизма, его актуальных проблем. Отвечая на них теориями, гипотезами, иными предложениями, он таким путем обозначает свой вклад в науку социального управления, через нее и в практику [10; 20; 24].
Прямая и постоянная заинтересованность в общественном благополучии, поддержке всех интеллектуальных, нравственных, практических сил, способствующих ему, является одним из основных предметов интереса философии. Учитывая, что это благополучие складывается из паритета высокого материального уровня жизни человека, надежного государственного устройства и обеспечения духовных потребностей (нравственных и интеллектуальных – как основы духовности), его достижение требует включения науки, которая не только создает проекты материального обустройства социума, учит по – новому думать и созидать, но и управлять созиданием.
Ни одна наука, будь то химия или физика, биология или психология, не делает предметом своего исследования философско-мировоззренческую основу своих теоретических положений. А для философского знания это становится предметом постижения действительности.

Список литературы.

1. Авалиани С. Ш. Очерки философии естествознания / С. Ш. Авалиани; Груз. ССР, ин-т философии. - Тбилиси: Мецниереба, 1968. - 311 с.
2. Агафонова Н. В. Прогресс и традиции в науке / Н. В. Агафонова. - М.: Изд-во МГУ, 1991. – 128 c.
3. Алферов Ж. Наука и образование: [материалы пресс-конф. 19 дек. 2005 г. Москва] / Ж. И. Алферов// Мир образования - Образование в мире. - 2006. - № 2. - С. 3-16.
4. Алферов, Ж. И. Наука и общество / Ж. И. Алфёров; Физ.-техн. ин-т им. А. Ф. Иоффе РАН. - СПб.: Наука, 2006. - 383 с.: ил.
5. Бабосов, Е.М. Философия науки и культуры / Е. М. Бабосов; НАН Беларуси, Ин-т социологии. - Мн.: Белорус. наука, 2006. - 582 с.
6. Бунге М. Философия физики. М., 1975.
7. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М., 1981, с. 32—33.
8. Всенаучные знания и современный кризис научного мировоззрения// Вопросы философии. - 1994. - N12. - C.122-134. - Авторы: Дынич В.И.; Ельяшевич М. А.; Толкачёв Е. А.; Томильчик Л.М.
9. Габрусь, Иван Федорович. Исторические образы философской мысли: учеб.-метод. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов БГУИР / И. Ф. Габрусь; Белорус. гос. ун-т информатики и радиоэлектроники. - Мн.: БГУИР, 2006. - 88 с.: табл.
10. Горолевич Т.А. Философия естествознания: советский и постсоветский периоды (субъективные заметки) / Академия наук Беларуси. Институт философии и права. - Минск: Право и экономика, 1996. – 90 с.
11. Гуцаленко Л.А. Философия : учеб.-метод. пособие / Л. А. Гуцаленко, С. Г. Смоляк, Л. В. Ломако; Бел. гос. аграр. техн. ун-т. - Мн.: БГАТУ, 2004. - 612 с.
12. Демидов А. Б. История философии в текстах с ответами, пояснениями и хрестоматийными приложениями / А. Б. Демидов. - Мн.: Экономпресс, 2005. - 464 с.
13. Демидов А. Б. Философия и методология науки: курс лекций / А. Б. Демидов; Витеб. гос. ун-т им. П. М. Машерова. - Витебск: ВГУ, 2006. - 94 с.
14. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: - 5 – изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 608 с.
15. Карнап Р. Философские основания физики. М., 1974.
16. Майнцер К. Сложность и самоорганизация: Возникновение новой науки и культуры на рубеже века// Вопросы философии. - 1997. - N3. - С.48-61.
17. Мильдон В.И. Природа и культура: (Опыт философии безнадежности). [Философ. осмысление истории, взаимодействия природы и человека] // Вопросы философии. - 1996. – N 12. - С.62-74.
18. Москалев И.Е. Становление автопоэтического наблюдателя. //Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000.
19. Огурцов А. Наука и философия науки в современном обществе // Высшее образование в России. - 2008. - N 5. - С. 150-163.
20. Пригожин И. Переоткрытие времени. //Вопросы философии. – 1989. № 8. с. 10.
21. Пригожин И., Стенгерс И. “Время, хаос, квант”. М., 1994.
22. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ./ Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. — М.: Прогресс, 1986.—432 с.
23. Скрыпник А. Академик Жорес Алферов - флагман мировой науки /А. Скрыпник. //Интеллектуальная собственность. -2000. - № 3. - С. 33 – 37.
24. Старжинский В. П. Методология науки и инновационная деятельность: учеб.-метод. пособие для аспирантов, магистрантов и соискателей ученой степени канд. наук всех специальностей / В. П. Старжинский; Белорус. нац. техн. ун-т. - Мн.: БНТУ, 2008. - 115 с.: рис.
25. Степин В.С. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопросы философии. - 1997. - N5. - С. 3-14.
26. Таркан, Иван Иванович. Философия: курс лекций: в 4 ч . Ч. I - II / И. И. Таркан. - 4-е изд., стер. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 275 с.
27. Энциклопедия «Лауреаты Нобелевской премии». Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
28. Интернет – энциклопедия «Википедия».
29. www.bsuir.by
30. www.rian.ru
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru