По алфавиту:

Указатель категорий Уголовный процесс Возбуждения уголовного дела как стадия уголовного процесса

Возбуждения уголовного дела как стадия уголовного процесса

ВУЗ: МИУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Уголовный процесс
Количество страниц: 27
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА 6
2. ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЯ К ВОЗБУЖДЕНИЮ УГОЛОВНОГО ДЕЛА 9
3. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА 17
4. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 27

Описание.

Объем работы: стр., в т.ч. наим. лит.
Ключевые слова: возбуждение, дело, основание, права, повод, уголовный.
Целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ норм действующего законодательства, а также научных положений, касающихся возбуждения уголовного дела.
В результате изучения следует отметить, что по поступившему заявлению или сообщению о преступлении либо при непосредственном обнаружении преступления принимается одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3)о передаче заявления, сообщения по подследственности.
Правом возбуждать уголовные дела обладают прокурор, следователь, орган дознания.
Уголовное дело возбуждается при наличии определенных условий — поводов и оснований.
Заявления граждан являются наиболее распространенным поводом к возбуждению уголовного дела. Они могут быть устными и письменными.
Полной информации о преступлении для возбуждения уголовного дела не требуется. Обычно бывает достаточно указания на объект и объективную сторону преступления, на то, что само деяние, о котором поступило заявление или сообщение, имело место в действительности и содержит признаки преступления. Не требуется, чтобы имелись и сведения о лицах, виновных в совершении преступления. Однако при определенных условиях не исключается возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица (например при задержании преступника на месте преступления) либо в силу специфики преступления (например при самовольной отлучке военнослужащего, злостном уклонении от уплаты алиментов).
При наличии поводов и оснований органы уголовного преследования выносят постановление о возбуждении уголовного дела но факту совершенного преступления либо в отношении лица, подозреваемого в его совершении.
При этом, важными условиями обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел являются прокурорский надзор и ведомственный контроль.

Выдержка из работы.

Повод к возбуждению уголовного дела — установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которого компетентные органы и должностные лица получают информацию о преступлении.
Согласно статье 166 УПК поводами к возбуждению уголовного дела являются:
1) заявления граждан;
2) явка с повинной;
3) сообщения должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений;
4) сообщения о преступлении в средствах массовой информации;
5) непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.
Порядок регистрации, учета и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях в органах внутренних дел регламентируется соответствующими приказами и инструкциями.
МВД Республики Беларусь принято Постановление от 5 июня 2003 г. №138 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях и информации о происшествиях", регламентирующее порядок приема, регистрацию, учета и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях (далее - Инструкция) [5].
Заявления граждан являются наиболее распространенным поводом к возбуждению уголовного дела. Они могут быть устными и письменными. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, дознавателем, следователем, прокурором, принявшими заявление. Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос, о чем в заявлении или протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя [11, с. 202].
Законом определен перечень уголовных дел, которые могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего. Это дела частного и частно-публичного обвинения.
Как отмечается в п. 15 Инструкции подавать заявления о преступлениях наряду с гражданами Республики Беларусь могут иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом заявитель имеет право:
- излагать заявление на белорусском или русском языке, либо языке, которым он владеет;
- получить письменное уведомление о принятии заявления и результатах его рассмотрения;
- обжаловать действия должностных лиц ОВД, связанные с приемом и рассмотрением заявлений или сообщений о преступлениях, начальнику ОВД, а также в вышестоящем органе внутренних дел, прокуратуре или в других, по своему усмотрению, органах власти, суде.
Согласно п. 10 Инструкции должностное лицо ОВД не вправе отказать в приеме заявления или сообщения о преступлении по мотивам недостаточности сообщаемых сведений для решения вопроса о наличии признаков преступления или по каким-либо другим основаниям. Вместе с тем эта информация не должна содержать заведомо ложных сведений. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в протоколе устного заявления или письменном заявлении делается отметка, которая удостоверяется его подписью.
Сообщения о преступлении, поступившие по телефону, должны быть записаны принимающим лицом в виде телефонограммы с указанием всех необходимых данных о заявителе.
Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела.
В случае, когда имеются основания полагать, что заявителю, членам его семьи или его близким родственникам и иным лицам, которых он обоснованно считает своими близкими, могут угрожать убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, в заявлении не указываются анкетные данные заявителя и не ставится его подпись [7, с. 123].
Явка с повинной как повод к возбуждению уголовного дела состоит в добровольном сообщении лица о совершенном им преступлении, когда этому лицу еще не объявлено постановление о возбуждении в отношении его уголовного дела, о признании подозреваемым, о применении меры пресечения и вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого.
В случае явки с повинной устанавливается личность заявителя и составляется протокол, в котором излагается сделанное заявление. Протокол подписывается заявившим о повинной и должностным лицом, принявшим заявление.
Если явившийся с повинной сообщает о совершении преступления совместно с другими лицами, он предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
Заявление о повинной может быть сделано как в письменной, так и в устной форме.
Сообщения должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений о преступлении подаются в письменной форме и должны содержать необходимые сведения о преступлении. Они подписываются их руководителями и скрепляются оттисками печатей. Одновременно с сообщением представляются материалы, подтверждающие наличие в деянии признаков преступления (акты ревизий, проверок, документов, объяснения материально ответственных лиц и др.).
Сообщения в средствах массовой информации служат поводом к возбуждению уголовного дела, если содержат конкретные факты о преступлении и опубликованы в газете, журнале либо распространены по радио или телевидению [7, с. 1254].
Должностное лицо средств массовой информации, которое опубликовало или распространило сообщение о преступлении, по требованию лица, правомочного возбудить уголовное дело, обязано передать находящиеся в его распоряжении документы и иные материалы, подтверждающие сделанное сообщение [2, ст. 171].
Непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления, характеризуется тем, что эти органы без чьего-либо сообщения или заявления обнаруживают готовящееся или совершенное преступление и по своей инициативе возбуждают уголовное дело. Это происходит в процессе осуществления ими своих правоохранительных функций (например, при производстве следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий). Прокурор может обнаружить признаки преступления при осуществлении своих надзорных функций.
Закон обязывает органы уголовного преследования принимать, регистрировать и рассматривать заявления или сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении; при этом необходимо выдавать заявителю документ о регистрации принятого заявления или сообщения о преступлении. Если в такой регистрации будет необоснованно отказано, то этот отказ может быть обжалован прокурору.
Заявление или сообщение о преступлении, поступившее в суд, направляется судом прокурору, о чем уведомляется заявитель.
Согласно п. 31 Инструкции начальнику ОВД запрещается поручать проверку по материалам осмотра места происшествия, если они содержат достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Такие материалы передаются в органы предварительного следствия (специализированные подразделения дознания) в зависимости от их компетенции.
Основания к возбуждению уголовного дела — это наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, а также исчезновение лица [7, с. 125].
Из этого следует, что полной информации о преступлении не требуется. Обычно бывает достаточно указания на объект и объективную сторону преступления, на то, что само деяние, о котором поступило заявление или сообщение, имело место в действительности и содержит признаки преступления. Не требуется, чтобы имелись и сведения о лицах, виновных в совершении преступления. Однако при определенных условиях не исключается возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица (например при задержании преступника на месте преступления) либо в силу специфики преступления (например при самовольной отлучке военнослужащего, злостном уклонении от уплаты алиментов).
Для возбуждения уголовного дела необходимо иметь достоверные, тщательно и всесторонне проверенные данные о готовящемся или совершенном преступлении.

Список литературы.

1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 1, 1/0
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 2/71, – ст.474.
3. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г.
4. Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Прокуратуры Республики Беларусь от 28 августа 2003 г. №205/16 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений, иной информации об исчезновении лиц и организации их розыска"//Газета "Рэспублiка", 2003 г., № 234
5. Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 5 июня 2003 г. №138 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях и информации о происшествиях"//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 75, 8/9674
6. Алексеев Уголовный процесс. – М.: Юрист. 1995. – 765с.
7. Борико С.В. Уголовный процесс: Учебник. – Мн.: Тесей, 2002. – 287с.
8. Верещагина А.В. Субъекты стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное право. – 2008. - № 6
9. Максимов Л.Г. Прокурорский надзор. – Мн.: МНО, 2001. – 196 с.
10. Малышева О.А. Возбуждение уголовного дела: теория и практика: Монография. – М.: Юрист, 2008.
11. Уголовный процесс / Под ред. К.Ф. Гуценко. – М.: Зерцало, 1996. – 509 с.
12. Якупов Р.Х. Уголовный процесс. – М.: Зерцало, 1998. – 438 с.
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru