Социальная работа с молодежью, как одно из эффективных средств успешного решения многочисленных проблем различных категорий подрастающего поколения, в XXI веке может стать для России важнейшим фактором и базовым условием успешного экономического и политического реформирования общества. Этот специфический вид социальной работы влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения россиян.
Российский
государственный
университет физической
культуре, спорта, молодежи
и туризма (ГЦОЛИФК)
КУРСОВАЯ
по
дисциплине «Социальные
технологии работы с
молодежью»
на
тему:
«Сущность,
технологии социальной
работы и социальная
профилактика алкоголизма»
МОСКВА,
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение………………………………………………………………3
стр.
- Глава 1.
Сущность, принципы
и основные понятия
технологии социальной
работы………………………………………….……………..5
стр.
- Глава 2.
Технология социальной
работы с молодежью:
актуальность, учреждения
и порядок их работы……….……………12
стр.
- Глава 3.
Технологии социальной
работы по профилактике
алкоголизма………………………………………………………… ……..29
стр.
- Заключение…………………………………………….………..…..36
стр.
- Список
литературы……………………………………...…………38
стр.
- ВВЕДЕНИЕ
Социальная
политика и социальная работа как
средство ее реализации базируются на
конституционно-правовых установлениях
и гарантиях, провозглашенных в
Конституции Российской Федерации
и конкретизированных в законах Российской
Федерации и других нормативно-правовых
актах. Зафиксированные в Конституции
права, свободы, обязанности граждан составляют
фундаментальную правовую основу для
организации и проведения социальной
работы с населением, различными слоями
и группами.
Социальная
работа с молодежью, как одно из эффективных
средств успешного решения многочисленных
проблем различных категорий
подрастающего поколения, в XXI веке
может стать для России важнейшим
фактором и базовым условием успешного
экономического и политического реформирования
общества. Этот специфический вид социальной
работы влияет на характер жизнеобеспечения
молодого поколения и определяет в конечном
итоге качество молодого поколения россиян.
В
связи с этим молодежная политика,
социальная работа и социальная защита
молодого поколения должны стать одними
из главных приоритетов государства, а
дальнейшее повсеместное становление
и совершенствование социальных служб
для молодого поколения – одной из основных
задач российского государства.
В
сложившейся социально-экономической
ситуации в России все большую
актуальность приобретают вопросы
организации социальной работы с
населением. Понятие социальной
работы включает в себя совокупность
различных видов социальной деятельности.
Условно их можно разделить на:
социальное
обеспечение, понимаемое как обязательства
государства содержать некоторые категории
граждан, когда они по значимым причинам
не имеют средств к существованию
социальное обслуживание, представляющее
собой деятельность социальных служб
по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических,
социально-правовых услуг и материальной
помощи, проведение социальной реабилитации
и реабилитации граждан, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
Анализ
тенденций и статистики социальных
отклонений как в России, так и
за рубежом, показывает: чем более
развита инфраструктура социального
обслуживания, чем лучше она обеспечена
законодательно финансово, в кадровом
отношении, научно-методически и информационно,
тем лучше показатели социального здоровья
общества.
Действующий
Федеральный Закон “ Об основах
социального обслуживания населения
в РФ” утверждает типы учреждений
социального обслуживания (стационарные,
полустационарные, нестационарные, обслуживания
на дому, комплексные); категории граждан,
которым предоставляются социальные услуги
(престарелые, инвалиды, несовершеннолетние,
женщины, семьи с детьми); а также виды
социальных услуг .
Среди
всех видов социальных услуг, предоставляемых
в учреждениях социального обслуживания,
отдельно выделяют консультативную помощь.
Очевидно,
что современная практика социальной
работы требует от конкретных социальных
работников определенного уровня профессиональной
компетенции и наличия профессионально
значимых личностных черт. В международной
практике социальной работы интервьюирование
и исследование выбора выделяют
как ключевые навыки социального работника.
В отечественной методологи социальной
работы показатели профессиональной компетенции
социального работника подразделяют на
группы: управленческую и психолого-педагогичекую.
Основная
сложность профессиональной деятельности
социального работника, с одной
стороны, состоит в том, что он
имеет дело с различными контингентами
людей. С другой стороны, социальный работник
может достичь успеха, если умеет ставить
и анализировать цели, видеть перспективу.
Успешность деятельности социального
работника невозможна без знания
психологических аспектов консультирования
и особенностей людей, обратившихся
за помощью. Данное методическое пособие
позволяет дать представление о таком
уровне профессиональных умений социального
работника, который позволяет не только
дать собственный ответ на поставленный
вопрос, а исследовать проблему клиента
и выработать совместный план действий
для успешного разрешения трудной жизненной
ситуации.
Страна,
в которой не заботятся о детях
и молодежи не имеет будущего. В
кризисных условиях больше всего
подвержены крушению идеалов, обострению
нигилизма, апатии молодежь т.к. система
ценностей подвижна, мировоззрение не
устоявшееся, что приводит к потере нравственного
и духовного здоровья нации.
Для
того, чтобы оказать помощь молодежи
нужны знания основных тенденций развития
молодежной культуры, психологических
особенностей и т.д. Социальная работа
с молодежью изучает молодежь как социальную
общность, особенности ее социализации,
воспитания, процесс социальной преемственности
и унаследования молодежью знаний и опыта
старших поколений, особенности образа
жизни, формирование жизненных планов,
ценностных ориентаций, выполнение социальных
ролей. Эти знания необходимы социальным
работникам для того чтобы эффективно
построить работу.
- Глава 1.
СУЩНОСТЬ,
ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИИ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Информатизация
и высокие наукоемкие технологии
повышают значимость позитивного воздействия
различных субъектов на социальные процессы
и объекты с возможностью воспроизводства
эффективной системы взаимосвязанных
способов и процедур такого воздействия,
что обозначается как технологизация
социальных процессов, реализуемая путем
применения социальных технологий.
Само
понятие «социальные технологии»
трактуется по-разному.
Важнейшим
проявлением технологичности является
процесс направленного воздействия на
социальный объект.
центр развития физической культуры
детей и молодежи;
иные учреждения, предоставляющие
социальные услуги.
- Глава 3.
ТЕХНОЛОГИИ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА.
С
конца XIX — начала XX века вопросы лечения
и профилактики алкоголизма все чаще становились
предметом дискуссий медицинской общественности,
прогрессивной части русского общества.
Осознавалась потребность в эффективных
средствах лечения алкоголизма, поскольку
стала очевидной бесполезность борьбы
с ним при помощи настоя лягушек, сырого
мяса, вегетарианства, настоя красной
хины, ореха кола, примешивания алкоголя
ко всем блюдам, турецких бань и прочих
подобных «лекарств».
Русские
врачи при лечении алкоголизма стали
широко использовать гипнотерапию. В то
же время приводились многочисленные
данные о ее малой эффективности. Ф. Е.
Рыбаков, основываясь на своих наблюдениях,
писал в 1898 г., что «прочное излечение при
помощи гипноза получается, по-видимому,
довольно редко» и возвраты к злоупотреблению
алкоголем «сравнительно часты». Со временем
слава гипноза как терапевтической методики
блекла, применение сужалось, уступая
место «рациональной психотерапии».
Значительное
влияние на лечение больных алкоголизмом
оказали взгляды ведущих отечественных
психиатров и наркологов.
Начиная
с 1912 г. В. М. Бехтеревым разрабатывалась
система коллективной психотерапии больных
алкоголизмом. Три основных элемента этого
метода:
1)убеждение
больных в процессе психотерапевтической
беседы в пагубности употребления алкоголя
и необходимости полностью отказаться
от него;
2)гипнотическое
внушение;
3)обучение
элементам самовнушения, самоутверждения.
Одним из важнейших элементов
разработанной «триады В. М.
Бехтерева» является опосредованное
влияние больных друг на друга. Применение
этого элемента было расширено последователями
В. М. Бехтерева.
В
дальнейшем усовершенствовалась и методика
коллективной психотерапии. Беседы проводились
в большей мере, с ориентацией на взаимовоздействие
между больными, для чего на занятия приглашались
больные, длительно воздерживающиеся
от употребления алкоголя. Количество
бесед увеличивалось до 12—15. Расширялась
их тематика, включавшая обсуждение сущности
алкоголизма и его последствий, причины
и условия, способствующие его развитию,
освещалась роль особенностей личности
в происхождении алкоголизма.
В
целях предупреждения злоупотребления
алкоголем и профилактики употребления
наркотиков важно проводить профилактические
мероприятия.
Профилактика
зависимости от алкоголя, наркотиков и
других психоактивных веществ может быть
первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим
каждую из них.
Первичная
профилактика наркомании и алкоголизма
имеет целью предотвратить возникновение
нарушения или болезни, предупредить негативные
исходы и усилить позитивные результаты
развития индивида. Это может быть достигнуто
несколькими путями:
а)
развитие и усиление мотивации на
позитивные изменения в собственном жизненном
стиле индивида и в среде, с которой он
взаимодействует;
б)
направление процесса осознания индивидом
себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных
проявлений своей личности, окружающей
его среды;
в)
усиление адаптационных факторов или
факторов стрессорезистентности, ресурсов
личности и среды, понижающих восприимчивость
к болезни;
г)
воздействие на факторы риска наркотизации
с целью их уменьшения;
д)
развитие процесса самоуправления индивидом
своей жизнью (управление самоосознанием,
поведением, изменением, развитием);
е)
развитие социально-поддерживающего
процесса.
Первичная
профилактика алкоголизма
проводится посредством
нескольких стратегий.
Первая
стратегия — информирование населения
о психоактивных веществах (их видах и
воздействии на организм, психику и поведение
человека) и формирование мотивации на
эффективное социально-психологическое
и физическое развитие.
Вторая
стратегия — формирование мотивации
на социально-поддерживающее поведение.
Третья
стратегия — развитие протективных
факторов здорового социально эффективного
поведения.
Четвертая
стратегия — развитие навыков
разрешения проблем, поиска социальной
поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного
вещества.
В
приведенных выше стратегиях используются
специальные технологии.
Социальные
и педагогические технологии первичной
профилактики:
—
воздействие средств массовой информации;
—
антинаркотическое обучение;
—
использование альтернативных употреблению
наркотиков программ детско-подростковой
и молодежной активности;
—
создание социально-поддерживающих систем
(социальные службы, клубы, молодежные
организации и т.д.);
—
проведение антинаркотических мотивационных
акций;
-
организация деятельности социальных
работников и волонтеров;
-
деятельность системы ювенальной
юстиции.
Психологические
технологии первичной профилактики:
-
развитие личностных ресурсов;
-
формирование социальной и персональной
компетентности;
-
развитие адаптивных стратегий поведения;
-
формирование функциональной семьи.
Главная
цель вторичной профилактики — изменение
дезадаптивных и псевдоадаптивных
моделей поведения риска на более
адаптивную модель здорового поведения.
Вторичная
профилактика алкоголизма
и наркомании осуществляется
с применением различных
стратегий.
Первая
стратегия — формирование мотивации
на изменение поведения.
Вторая
стратегия — изменение дезадаптивных
форм поведения на адаптивные.
Третья
стратегия — формирование и развитие
социально-поддерживающей сети.
В
этих стратегиях используются специальные
технологии.
Социальные
и педагогические технологии:
—
формирование мотивации на полное прекращение
употребления наркотиков, если оно имеет
место;
—
формирование мотивации на изменение
поведения;
—
развитие проблем - преодолевающего поведения;
Психологические
технологии:
—
преодоление барьеров осознания эмоциональных
состояний
—
осознание формирующейся зависимости
от наркотика как проблемы личности;