По алфавиту:

Указатель категорий Социология Сущность, технологии социальной работы и социальная профилактика алкоголизма

Сущность, технологии социальной работы и социальная профилактика алкоголизма

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2011
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Социальная работа с молодежью, как одно из эффективных средств успешного решения многочисленных проблем различных категорий подрастающего поколения, в XXI веке может стать для России важнейшим фактором и базовым условием успешного экономического и политического реформирования общества. Этот специфический вид социальной работы влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения россиян.

Выдержка из работы.

     Российский  государственный  университет физической культуре, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ 

     по  дисциплине «Социальные технологии работы с молодежью»

     на  тему: 
 

     «Сущность, технологии социальной работы и социальная профилактика алкоголизма» 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: Афанасьев Д.

                Студент 4 курса

                Специальности «Организация работы с молодежью 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

     МОСКВА, 2011 г.

     СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Введение………………………………………………………………3 стр.
  2. Глава 1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы………………………………………….……………..5 стр.
  3. Глава 2. Технология социальной работы с молодежью: актуальность, учреждения и порядок их работы……….……………12 стр.
  4. Глава 3. Технологии социальной работы по профилактике алкоголизма………………………………………………………… ……..29 стр.
  5. Заключение…………………………………………….………..…..36 стр.
  6. Список литературы……………………………………...…………38 стр.

 

     

  1. ВВЕДЕНИЕ

     Социальная  политика и социальная работа как  средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях  и гарантиях, провозглашенных в  Конституции Российской Федерации и конкретизированных в законах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах. Зафиксированные в Конституции права, свободы, обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными слоями и группами.

     Социальная  работа с молодежью, как одно из эффективных  средств успешного решения многочисленных проблем различных категорий  подрастающего поколения, в XXI веке может стать для России важнейшим  фактором и базовым условием успешного экономического и политического реформирования общества. Этот специфический вид социальной работы влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения россиян.

     В связи с этим молодежная политика, социальная работа и социальная защита молодого поколения должны стать одними из главных приоритетов государства, а дальнейшее повсеместное становление и совершенствование социальных служб для молодого поколения – одной из основных задач российского государства.

     В сложившейся социально-экономической  ситуации в России все большую  актуальность приобретают вопросы  организации социальной работы с  населением.  Понятие социальной работы включает в себя совокупность различных видов социальной деятельности. Условно их можно разделить на:

     социальное  обеспечение, понимаемое как обязательства государства содержать некоторые категории граждан, когда они по значимым причинам не имеют средств к существованию

       социальное обслуживание, представляющее собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной реабилитации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     Анализ  тенденций и статистики социальных отклонений как в России, так и  за рубежом, показывает: чем более  развита инфраструктура социального  обслуживания, чем лучше она обеспечена законодательно финансово, в кадровом отношении, научно-методически и информационно, тем лучше показатели социального здоровья общества.

     Действующий Федеральный Закон “ Об основах  социального обслуживания населения  в РФ” утверждает типы учреждений социального обслуживания  (стационарные, полустационарные, нестационарные, обслуживания на дому, комплексные); категории граждан, которым предоставляются социальные услуги  (престарелые, инвалиды, несовершеннолетние, женщины, семьи с детьми); а также виды социальных услуг .

     Среди всех видов социальных услуг, предоставляемых в учреждениях социального обслуживания, отдельно выделяют консультативную помощь.

     Очевидно, что современная практика социальной работы требует от конкретных социальных работников определенного уровня профессиональной компетенции и наличия профессионально значимых личностных черт. В международной практике социальной работы  интервьюирование и исследование выбора выделяют как ключевые навыки социального работника. В отечественной методологи социальной работы показатели профессиональной компетенции социального работника подразделяют на группы: управленческую и психолого-педагогичекую.

     Основная  сложность профессиональной деятельности социального работника, с одной  стороны, состоит в том, что он имеет дело с различными контингентами людей. С другой стороны, социальный работник может достичь успеха, если умеет ставить и анализировать цели, видеть перспективу.

       Успешность деятельности социального  работника невозможна без знания  психологических аспектов консультирования  и особенностей людей, обратившихся за помощью. Данное методическое пособие позволяет дать представление о таком уровне профессиональных умений социального работника, который позволяет не только дать собственный ответ на поставленный вопрос, а исследовать проблему клиента и выработать совместный план действий для успешного разрешения трудной жизненной ситуации.

     Страна, в которой не заботятся о детях  и молодежи не имеет будущего. В  кризисных условиях больше всего  подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

     Для того, чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социальная работа с молодежью изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того чтобы эффективно построить работу.  

 

     

  1. Глава 1.

СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

     Информатизация  и высокие наукоемкие технологии повышают значимость позитивного воздействия различных субъектов на социальные процессы и объекты с возможностью воспроизводства эффективной системы взаимосвязанных способов и процедур такого воздействия, что обозначается как технологизация социальных процессов, реализуемая путем применения социальных технологий.

     Само  понятие «социальные технологии»  трактуется по-разному.

     Важнейшим проявлением технологичности является процесс направленного воздействия на социальный объект.

          центр развития физической культуры  детей и молодежи;

          иные учреждения, предоставляющие  социальные услуги. 

 

     

  1. Глава 3.

ТЕХНОЛОГИИ  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА. 

     С конца XIX — начала XX века вопросы лечения и профилактики алкоголизма все чаще становились предметом дискуссий медицинской общественности, прогрессивной части русского общества. Осознавалась потребность в эффективных средствах лечения алкоголизма, поскольку стала очевидной бесполезность борьбы с ним при помощи настоя лягушек, сырого мяса, вегетарианства, настоя красной хины, ореха кола, примешивания алкоголя ко всем блюдам, турецких бань и прочих подобных «лекарств».

     Русские врачи при лечении алкоголизма стали широко использовать гипнотерапию. В то же время приводились многочисленные данные о ее малой эффективности. Ф. Е. Рыбаков, основываясь на своих наблюдениях, писал в 1898 г., что «прочное излечение при помощи гипноза получается, по-видимому, довольно редко» и возвраты к злоупотреблению алкоголем «сравнительно часты». Со временем слава гипноза как терапевтической методики блекла, применение сужалось, уступая место «рациональной психотерапии».

     Значительное  влияние на лечение больных алкоголизмом оказали взгляды ведущих отечественных психиатров и наркологов.

     Начиная с 1912 г. В. М. Бехтеревым разрабатывалась система коллективной психотерапии больных алкоголизмом. Три основных элемента этого метода:

     1)убеждение  больных в процессе психотерапевтической беседы в пагубности употребления алкоголя и необходимости полностью отказаться от него;

     2)гипнотическое  внушение;

     3)обучение элементам самовнушения, самоутверждения.

       Одним из важнейших элементов  разработанной «триады В. М.  Бехтерева» является опосредованное влияние больных друг на друга. Применение этого элемента было расширено последователями В. М. Бехтерева.

     В дальнейшем усовершенствовалась и методика коллективной психотерапии. Беседы проводились в большей мере, с ориентацией на взаимовоздействие между больными, для чего на занятия приглашались больные, длительно воздерживающиеся от употребления алкоголя. Количество бесед увеличивалось до 12—15. Расширялась их тематика, включавшая обсуждение сущности алкоголизма и его последствий, причины и условия, способствующие его развитию, освещалась роль особенностей личности в происхождении алкоголизма.

     В целях предупреждения злоупотребления  алкоголем и профилактики употребления наркотиков важно проводить профилактические мероприятия.

     Профилактика  зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.

     Первичная профилактика наркомании и алкоголизма имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями:

     а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;

     б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;

     в) усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;

     г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения;

     д) развитие процесса самоуправления индивидом  своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием);

     е) развитие социально-поддерживающего  процесса.

     Первичная профилактика алкоголизма проводится посредством нескольких стратегий.

     Первая  стратегия — информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

     Вторая  стратегия — формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

     Третья  стратегия — развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.

     Четвертая стратегия — развитие навыков  разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.

     В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.

     Социальные  и педагогические технологии первичной профилактики:

     — воздействие средств массовой информации;

     — антинаркотическое обучение;

     — использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;

     — создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);

     — проведение антинаркотических мотивационных  акций;

     - организация деятельности социальных работников и волонтеров;

     - деятельность системы ювенальной  юстиции. 

     Психологические технологии первичной профилактики:

     - развитие личностных ресурсов;

     - формирование социальной и персональной  компетентности;

     - развитие адаптивных стратегий поведения;

     - формирование функциональной семьи. 

     Главная цель вторичной профилактики — изменение  дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более  адаптивную модель здорового поведения.

     Вторичная профилактика алкоголизма и наркомании осуществляется с применением различных стратегий.

     Первая  стратегия — формирование мотивации на изменение поведения.

     Вторая  стратегия — изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

     Третья  стратегия — формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

     В этих стратегиях используются специальные технологии.

     Социальные и педагогические технологии:

     — формирование мотивации на полное прекращение  употребления наркотиков, если оно имеет место;

     — формирование мотивации на изменение поведения;

     — развитие проблем - преодолевающего поведения;

     Психологические технологии:

     — преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний

     — осознание формирующейся зависимости  от наркотика как проблемы личности;

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru