По алфавиту:

Указатель категорий Социология Социологическое исследование

Социологическое исследование

Тип работы: Реферат
Предмет: Социология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

В наше время человечество превратилось в довольно таки высокораз-витое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных ин-ститутов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по ка-кой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представ-ление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование.

Выдержка из работы.

Тема: «Социологическое исследование»

План 

Введение…………………………………………………………………………………………………….3

1. Виды и  этапы социологического исследования………………………………………..4

2. Программа  социологического исследования…………………………………………….6

2.1 Определение цели, задач, объекта социологического исследования………7

2.2 Гипотеза в социологическом  исследовании………………………………………….10

Заключение………………………………………………………………………………………………15

Список использованной литературы………………………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование.

      Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

      Социологическое исследование служит как бы связующим  звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности. С его помощью можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.

      Социологическое исследование- один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.

      В данный момент в качестве примера  использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в городскую думу. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием.

      1. Этапы и виды социологического исследования 

      Проведение  любого социологического исследования начинается с конкретного заказа и осуществляется целым коллективом участников.

      Вся работа разделяется на пять крупных  этапов:

    • Подготовительный (подготовка исследования)
    • Сбор первичной социологической информации.
    • Статистическая обработка собранной информации и  обработка полученной информации на электронно-вычислительной машине.

      Анализ  обработанной  информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

      В соответствии с характером поставленных целей и задач необходимо выбрать вид социологического исследования, которые можно классифицировать по различным критериям. В основном выделяют следующие основные виды социологических исследований.

      Во-первых, по задачам выделяют: 

    • разведывательное,
    • описательное
    • аналитическое.

      Выбирая вид исследования, следует учесть, что разведывательное исследование - наиболее простой вид конкретно-социологического анализа. Его цель - получение оперативной социологической информации.  Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований.

      Описательное  исследование – сбор эмпирической информации с применением одного или нескольких методов сбора данных. Проводится в случае, когда объект исследований относительно велик и разнообразен (например, коллектив крупного предприятия).  

      Аналитическое исследование – самый сложный  вид социологического анализа, Аналитическое исследование  не только описывает объект, но и умеет видеть его системно, во всех его внешних и внутренних взаимосвязях и взаимозависимостях, выявляет причины породившие данное явление, различные условия его функционирования и развития, систему его внутренних противоречий.

      Во-вторых, в зависимости от временных характеристик  исследование может быть разовым  и повторным.  Разовое исследование дает возможность получить знание о  состоянии социальных явлений и  процессов на текущий момент. Повторное исследование рассматривает один и тот же объект через временной интервал и рассматривается по той же программе и методике. Это позволяет видеть процесс в динамике.

      По  масштабности проведения различают  международное, общенациональное, региональное, отраслевое и локальное исследования.

      Проведение  социологического исследования предполагает ряд этапов, которые разворачиваются  в определенной последовательности:

    • Разработка программы;
    • Сбор первичной социологической информации
    • Обработка полученных данных;
    • Анализ и обобщение полученной информации;
    • Составление отчета.
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Программа социологического исследования 

      Опираясь  на научный опыт, можно создать  четкую схему проведения социологического исследования: разработка программы, рабочего плана и вспомогательных документов, сбор эмпирических данных (полевой этап), наконец, обработка и анализ полученной эмпирической информации.

      Программа социологического исследования является документом, содержащим методологические и методико-технические предпосылки научного поиска ответов на вопрос, поставленный в социологическом исследовании.

      Методологический  раздел программы начинается с формулировки проблемы исследования, определения объекта и предмета социологического познания. Выполнению этой задачи способствует анализ проблемной ситуации, которую можно определить как возникающие в процессе социально-исторического развития общества (общностей, групп и т.д.) противоречия между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий.

      Анализ  проблемной ситуации должен начинаться с выявления противоречий, характеризующих данную ситуацию (например, между потребностью человека в трудоустройстве и возможностями современного рынка труда). При формулировке указанных противоречий большое значение имеют знания, научный опыт социолога и некоторая информация о предмете анализа (например, исследования других социологов по данной теме), позволяющая описать изучаемую ситуацию. Результатом анализа проблемной ситуации должна являться формулировка темы исследовательского проекта, которая обязательно содержит в себе указания на предмет анализа. 
 
 

      2.1 Определение цели, задач, объекта социологического исследования

     Под объектом исследования, как правило, понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. Такими областями анализа могут быть: общности, группы, процессы, явления и т.д. В отличие от предмета исследования, который формулируется социологом в зависимости от целей, задач и предварительно изученных данных, объект исследования по своим эмпирическим свойствам не зависит от познающего субъекта. Одна и та же сторона социальной жизни может стать объектом различных наук. Так, преступность могут изучать юристы, криминологи, психологи, социологи. Однако каждый из них в этом явлении выделяет что-то свое, присущее специфике научного познания в данной отрасли знания. Например, социологи могут изучать факторы, способствующие росту преступности, психологи — установки преступников при совершении преступлений и т.д.

     Под предметом социологического исследования мы понимаем существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог.

     Например, среди факторов, стимулирующих рост преступности в обществе, могут быть как общесоциальные (экономический кризис, обнищание населения, снижение общего уровня культуры, интеллектуальная деградация общества, в том числе из-за ухудшения физического и психического здоровья населения в результате экологических катастроф), так и конкретно социальные (например, патология ближайшего социального окружения человека: пьющие родители, плохое семейное воспитание и т.д.).

     Формулировка  предмета исследования будет зависеть от тех свойств объекта, его характеристик, которые мы считаем необходимыми изучить, чтобы получить определенный ответ на интересующий нас вопрос. Подобное ограничение изучаемых сторон объекта необходимо, потому что ни одно самое крупное социологическое исследование не охватывает все многообразие взаимодействий, характеризующих, например, такое явление, как преступность. Итак, в предмете исследования обозначаются границы, в пределах которых изучается объект исследования.

     Для облегчения социологического анализа  целесообразно разграничить предмет теоретического и эмпирического исследования. Предмет теоретического анализа — это идеализированный объект, а вернее, модель, описывающая всю систему взаимодействий (как внутренних, так и внешних) в теоретических понятиях и конструктах. Предметом эмпирического анализа является изучение (несомненно, на базе теории) реальных свойств объекта познания, например типа лидерства в малой группе. 

     Так как социальные системы очень  мобильны, постоянно видоизменяются, то можно говорить, что мы изучаем состояние нашего предмета анализа в какой-то конкретный временной период. Таким образом, предметная область исследования должна иметь как пространственные, так и временные ограничения.

     Выделение объекта и предметной области  анализа позволяет социологу на основе разработанной идеализированной модели описать (дать характеристику) изучаемого явления или процесса. Если мы говорим о социальных проблемах, носителями которых являются люди (индивиды, группы, общности), то мы характеризуем и состояние тех общностей, которые включены в структуру нашей системы, подлежащей изучению.

     Теоретическое моделирование изучаемой проблемной ситуации, предметной области анализа позволяет перейти к следующему методологическому разделу программы — определению цели и задач исследования. Под целью исследования мы понимаем тот конечный результат, который намерены получить после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным или прикладным, или тем и другим. Как правило, цель исследования определяется совместно с заказчиком и формулируется в договоре наряду с темой. 

     Под задачами исследования мы подразумеваем тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Таким образом, задачи исследования — это звенья, помогающие объединить в целостность явления или процессы, подлежащие изучению. Например, если целью нашего изучения является влияние семейного воспитания на формирование преступного поведения подростков, то среди задач исследования мы можем назвать такие, как:

— изучение ценностных ориентации семей, дети которых стали преступниками;

— определение роли отца и матери в формировании личности подростка;

— изучение влияния  внутрисемейных отношений на формирование установок и ориентации несовершеннолетних преступников;

— изучение зависимости между противоправным поведением родителей и подростков и т.д.

     В формулировке задач исследования неоценимую роль играет описанная нами модель предмета анализа. Она позволяет выявить, во-первых, основные факторы, определяющие проблемную ситуацию; во-вторых, факторы (или переменные), имеющие второстепенное или опосредующее влияние на состояние проблемы.

     Выдвижение  задач исследования связано непосредственно  с характером анализа. Если речь идет о теоретико-познавательных проблемах, то задачи и выводы исследования будут определяться теоретическими положениями и новыми концепциями, полученными в результате анализа. Если речь идет о прикладных исследованиях, то задачи и выводы будут ориентированы на социальную диагностику проблемы, практические рекомендации.

     Целесообразно также разграничивать содержательную (проблемную) сторону задач исследования и программные задачи (как логику методики получения социологической информации). 
 

2.2 Гипотеза в социологическом исследовании 

     Процедура разработки гипотез начинается с формулировки частных познавательных задач исследования. Они фиксируются в форме отдельных предложений, отображающих зависимости между отдельными элементами концептуальной схемы. Эти зависимости будут служить основанием для формулировки гипотез. Например, изучая взаимосвязь преступного поведения подростков и семьи, можно поставить следующие вопросы:

— влияют ли межличностные  отношения родителей на противоправное поведение подростка?

— существует ли прямая зависимость между отклоняющимся  поведением родителей (или одного из них) и противоправным поведением подростков?

     Разумеется, этот список вопросов можно было бы продолжить, чтобы изучаемую проблему увидеть со всех сторон. В каждом отдельном случае социолога может заинтересовать целый ряд связей и отношений, подчас выходящих за рамки разработанной концептуальной схемы объекта социологического анализа. Так, взаимосвязь преступного поведения и характера досуга подростка в молодежных компаниях, являясь косвенной по отношению к поставленной задаче, дает дополнительную информацию и углубляет исследуемую проблему.

     Закончив  процедуру формулировки частных  познавательных задач исследования, нужно описать сами гипотезы. Гипотеза определяется как обоснованное научное предположение о непосредственно ненаблюдаемых связях, отношениях, причинах и т.д., приводящих к тем или иным явлениям.

     Гипотеза  определяется как "научное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить  или опровергнуть".

     Роль  гипотез в социологическом исследовании, как и в любой другой области науки, очень важна. Д.И. Менделеев, обращаясь к ученым, указывал, что лучше держаться такой гипотезы, которая в результате может оказаться ложной, чем никакой. В чем же заключается ценность гипотез? Во-первых, гипотеза в той или иной мере аккумулирует опыт науки; во-вторых, в ней могут быть отражены положения социальной реальности; в-третьих, в ней отражаются знания и опыт самого исследователя; в-четвертых, гипотеза в социологическом исследовании служит переходным этапом от теории к разработке инструментария социологического познания.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru