По алфавиту:

Указатель категорий Социология Социальная работа в семьях разведенных родителей

Социальная работа в семьях разведенных родителей

Тип работы: Реферат
Предмет: Социология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

ВВЕДЕНИЕ
1. СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВСЛЕДСТВИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ
2. ДЕТИ В СЕМЬЯХ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
3. ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ
3.1. Методы и технологии работы с детьми в семьях разведённых родителей
3.2. Пути совершенствования социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Выдержка из работы.

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….С.3

1. СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВСЛЕДСТВИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ………………………………………...…………………С.4

2. ДЕТИ В СЕМЬЯХ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………...……………..С.7

3. ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ………………………………………С.10

3.1. Методы  и технологии работы с детьми в семьях разведённых родителей.С.10

3.2. Пути совершенствования социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей…………………………………………………………………………..С.12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………С.16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….……………………..С.17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

  Одним из условий гармоничного человеческого  бытия служит семья как особая солидарность людей, основанная на естественных и социокультурных правах и ценностях. Эта солидарность постоянно нарушается, но всегда находит в себе силы для удовлетворения своих потребностей. Наиболее заметным явлением, характеризующим нарушения единства семьи, являются разводы. Они способствуют осознанию человеком как несовершенства семьи, так и ее социальной значимости; это одновременно и сильный стресс и ценные знания, связанные с природой индивида.

  Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Их рост подтверждает теорию известного философа М. Хайдеггера об утрате современным человеком корней [5]. Сегодня он нередко отчужден от себя, природы, близких людей. При расшатывании брачно-семейных устоев культура использует выработанные ею общесоциологические законы: «закон ускорения развития истории», «закон жертвования своим бытием ради расширения собственного существования» и «закон развития от однородного к разнородному» [5]. От этого вызова прочные исторические начала, связывающие веками личность, семью и общество в нечто целое, испытывают перегрузки, а объединяюсь щие силы и ресурсы слабеют.

  Особенно  при разводе страдают дети, для  которых он – потенциальный фактор десоциализации, источник многочисленных психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и прочих проблем. Рост числа расторгнутых браков, а значит, и детей в разведенных семьях в мире накладывается на процессы, сопровождающие экономический кризис (социально-правовая незащищенность, бедность, безработица и пр.), в связи с чем проблемы, порождаемые разводом, воспринимаются острее. К сожалению, в отечественной семейно-демографической политике и социальной практике не сложилось концепции защиты детей в ситуации развода, не выработан комплексный и системный подход к решению их проблем, мало используются возможности минимизации деструктивных последствий разводов. Устойчивая тенденция увеличения числа разведенных семей не позволяет надеяться на быстрое устранение явления и вынуждает, наряду с мерами по сокращению числа разводов, ставить вопрос о поиске путей оптимизации процесса социализации несовершеннолетних в рамках самой распавшейся семьи, то есть о профилактике и компенсации отрицательных последствий родительского разрыва для детей. Эти обстоятельства делают актуальной тему данной работы.

  Целью реферата является анализ технологии социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1) рассмотреть специфику психических проявлений у детей вследствие развода родителей; 2) определить основные аспекты рассматриваемой проблемы в социальной работе, изучить; 3) охарактеризовать основные особенности и направления социальной работы в семьях разведенных родителей.  
 
 
 

  1. СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВСЛЕДСТВИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ 

  Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между  родителями. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо более драматичными будут  последствия для детей, если их родителям  не удастся восстановить гармонию семейных отношений, справится с ежедневными трудностями семейной жизни, взаимно поддерживать друг друга. и если – причины тут не важны – дело дойдет до глубокого конфликта. Тогда, выражение «Страдают всегда дети» становится абсолютно правильным.

  Количество  детей, ежегодно лишающихся полноценной  семьи из-за развода, составляет значительное число. Более половины таких детей  меньше шести лет. Уже это говорит  о том, что необходимо заботиться о детях в этой ситуации. Сюда же относятся дети, живущие в негативных семейных условиях, даже если дело не доходит до развода. Как показывают исследования причин подростковой преступности, большая часть таких подростков – из неблагополучных или распавшихся семей. Такие же результаты возникают при изучении связи между успехами и положением в семье. Органы, занимающиеся помощью подросткам, знают, из своей практики, что не малая часть детей является «трудной» именно потому, что доведший дело до развода член семьи выходит замуж или женится на человеке, который не находит контакта с ребенком, и с этих пор ребенок живет как отщепенец в семье. Практика разводов свидетельствует, что молодые люди часто вступают в брак, чтобы уйти из неприятного для них родительского дома. Все эти молодые люди вступают в жизнь отягощенные прошлым.

  Дети  очень восприимчивы к ссорам. Сила и глубина реакции зависит  от их возраста, от опыта, полученного  до сих пор в семье, в жизни, от их характера, темперамента, воспитанности, чувствительности. Дети младшего возраста бывают так поглощены эмоциями ужаса, страха, страдания, что оказываются не в состоянии противопоставить им хотя бы слабые барьеры разума.

  Даже  если дети очень малы, они все  равно ощущают конфликтное состояние  в родительских отношениях. Для них  гармония в семейных отношениях значит то же, что вода для рыбы; они не могут свободно «плавать», если в семье царит раздраженная атмосфера. Замечено, что и дети дошкольного возраста реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют. Для них внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большое значение; родители понимают это только тогда, когда дети просят их помириться.

  Все, что касается воздействия конфликтных отношений между родителями на ребенка, касается также и крайней степени конфликта: развода. С той, однако, разницей, что в этом крайнем случае полностью отсутствует готовность одного или обоих супругов уступить в интересах сохранения семьи. Вследствие этого родители ссорятся более ожесточенно и безоглядно, часто для того, чтобы приглушить собственное чувство вины и оправдаться перед самим собой. Такие конфликты действуют на ребенка еще более разрушительно. Замечено, например, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и жажды мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности [2]. Тяжелых последствий не бывает только в том случае, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара.

  У ребенка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, чтобы уверенно действовать в нем. Если ребенок вырван из-под защиты, он меняет свое поведение. Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развиваются склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми, замыкаются в себе. У кого-то это порождает преждевременный сексуальный интерес и преувеличенную самоуверенность. Известны случаи, когда четырехлетние дети реагировали на ссоры между родителями с отчаянием: один ребенок сорвал гардины с окна, другой просто хотел убежать. Реакция детей на семейный конфликт, на развод родителей зависит от их возраста. Но бесспорно, что подобные детские впечатления создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняют отношения детей со сверстниками в коллективе.

  Взрослые  должны осознавать, что агрессивные черты характера ребенка, которые они критикуют, развились в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны. Таким образом, теряет основание «оборонительный аргумент» родителей, который они часто используют в ответ на критику своего поведения: ребенок должен привыкать, что не все в жизни идет гладко, он должен быть подготовлен к трудностям жизни. Но даже если психические и физические последствия, а также типичные изъяны в развитии характера, психики ребенка не доказывают полностью ошибочности такой точки зрения, то можно было бы привести тот довод, что младенца не кормят гусиной печенью вместо молочной каши, чтобы приучить его к взрослой пищи, и детей не бросают в воду, чтобы научить их плавать, а сначала проводят определенную подготовку. Ребенок должен учиться преодолевать трудности. Но перед ним можно ставить только те задачи, которые он может решить, исходя из своих сил, соответственно своему возрасту.

  Можно сказать, что семья – это начальный тренировочный полигон для отработки социального поведения ребенка. Плохой или хороший пример семьи показывает ребенку, как он должен вести себя в яслях, в школе, в молодежной организации, в дружеской компании, в трудовом коллективе и в других социальных отношениях. Надо все время помнить, что отрицательные воспоминания детства очень вредны, они обусловливают соответствующим образом мышление, чувства и поступки во взрослом возрасте.

  Далеко  не все родители руководствуются  исключительно интересами детей. Закон  о браке предусматривает, что  после развода только один из родителей сохраняет полное право на воспитание ребенка; другой родитель обязан только оказывать материальную помощь, но не имеет никакого права влиять на развитие ребенка каким-либо другим способом [1, c. 87]. Осознав, что развод влечет за собой невозвратимую потерю ребенка, родители начинают бороться за детскую благосклонность, причем иногда не стесняются в средствах. Нередко родные и знакомые поддерживают родителей в этом.

  Соперничество родителей, их борьба за любовь ребенка  крайне отрицательно сказываются на его развитии, на развитии его психики. Внезапно ребенок оказывается в центре всеобщего интереса, что не вызвано никакими заслугами с его стороны. Если ребенок постарше уже подозревает об истинных мотивах активной борьбы за его расположение и может по-своему защищаться, то дошкольник совершенно беспомощен перед хитростью взрослых. И он не понимает, что особый интерес к нему ослабеет, как только суд вынесет свое решение.

  Преувеличенное  внимание родителей к ребенку  вызывает в нем нескромность или завышенную самооценку. Дети пытаются любым способом добиться для себя выгод, и родители, вместо того чтобы воспитывать детей, болтаются, как марионетки, на ниточках детской симпатии. Кто же посмеет тут упрекнуть детей? Нормально развитый ребенок не может противостоять натиску родительской страсти и хитрости. У него просто должны возникнуть аномалии в мышлении и чувствах, самооценке и отношении к окружающему миру, равно как и к своим обязанностям [2].

  Исчезновение  особого интереса к ребенку после развода, нормальное отношение к нему со стороны родителя, с которым он остался, снова вызывает у ребенка потрясения, и даже кризисы. Он чувствует себя разочарованным, заброшенным, особенно если мать или отец вступают в новый брак и появляются другие дети, на которых также изливается родительская любовь. Ребенок пытается сохранить родительское внимание, он становится дерзким, хвастается, разыгрывает капризного больного или, в самом деле, заболевает. Новые конфликты возникают, если взрослые, братья и сестры и друзья выражают свое неодобрение в ответ на такое поведение. Если же близкие примиряются с выходками ребенка, отступают, то это еще опаснее для развития его характера, его психики в целом, потому что в таком случае отрицательные черты закрепляются.

  И, наконец, еще один важный момент. К сожалению, во время развода ребенка поджидает еще много дополнительных неприятностей, которые могут еще сильнее усугубить и без того непростую ситуацию. Происходит это так: развод чаще всего ведет за собой разъезд. А это нередко означает переезд. В результате от былой счастливой жизни не остается совсем ничего: ни прежнего дома, ни двора, ни компании друзей, ни старой школы (детского сада). В итоге ему еще и приходится быть новеньким в очередном классе или детском саду.

  Итак, подводя некоторый итог вышесказанному можно отметить, что существуют специфические  моменты, связанные с наличием только одного из родителей в семье. Во-первых, это особое положение остающегося  родителя, которому будет недоставать  моральной, социальной и материальной поддержки, обычно предоставляемой супругом. Во-вторых, сам ребенок подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца или матери. В-третьих, ребенок оказывается лишенным возможности наблюдать близкие и гармоничные отношения между двумя взрослыми людьми. Это может сказаться в более позднем периоде его жизни на его собственных брачных отношениях. В-четвертых, если в семье остается родитель противоположного пола, у ребенка будет отсутствовать возможность половой идентификации.  

  2. ДЕТИ В СЕМЬЯХ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. 

  Влияние развода родителей на процесс социализации детей – особая тема в трудах исследователей. Положение о разводе как факторе, оказывающем сильное, воздействие на них, среди ученых практически не вызывает дискуссий. Признается, что если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, помогает положить конец острому воздействию на его психику родительских конфликтов, то в этих случаях может быть расценен как благо. Но даже в этой ситуации, по мнению большинства авторов, разрыв родителей – сильный стресс в жизни ребенка, толчок для развития в его поведении и психологии отклонений.

  Под социализацией учеными понимается развитие человека на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства общественных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

  Как считает Э. Гидденс, в ходе социализации как процесса, в результате которого «беспомощный младенец превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился», решающую роль играет не контакт с матерью и даже не то, что подразумевается под отсутствием любви [5]. Важнее «чувство безопасности, обеспечиваемое регулярными контактами с любым близким существом. Таким образом: социальное развитие человека фундаментальным образом зависит от наличия длительных связей с другими людьми в раннем возрасте. Это ключевой аспект социализации для большинства людей во всех культурах, хотя точная природа социализации и ее последствий в разных культурах варьируется» [5]. Для душевного равновесия ребенка необходимо ощущение справедливости и благополучия. Распад же семьи как основного агента социализации из-за развода родителей – это полное разрушение его прежнего социального мира, утрата психологической поддержки, необходимость решать новые задачи. С ростом разводов ежегодно огромное число детей переживает сильный стресс.

  Развод  в семьях с детьми, возможности минимизации его негативных последствий представляют значительный интерес для научно-практического анализа. Основная масса работ отечественных авторов по этой проблеме посвящена изучению взаимосвязи между социальным самочувствием, развитием ребенка и влиянием на него развода. Понимание данного аспекта осложняется тем, что во многих исследованиях все дети из семей с одним родителем рассматриваются как единая группа, а их трудности не дифференцируются, отождествляются. Системный анализ социологической, психологической, педагогической, юридической, медицинской литературы позволяет выделить два крупных блока отрицательных последствий развода родителей для социализации детей – кратковременные и долгосрочные. Первый связан с особенностями их реакции на конфликт между родителями, максимально обостряющийся перед разводом, саму бракоразводную процедуру и постразводную адаптацию. Долгосрочное воздействие развода обусловлено в основном накоплением в течение многих лет эффекта отсутствия мужского начала в процессе воспитания и социализации.

  Особое  внимание ученые уделяют анализу  механизмов формирования деструктивных  последствий развода родителей  для детей и, в частности, факторам, способным усугубить его отрицательное  воздействие. Доказано, что на психологические травмы несовершеннолетнего влияет не столько факт распада семьи, сколько конфликтные отношения между родителями как до, так и после расторжения брака, те социальные и психологические условия, в которые он попадает вследствие этого развода. Подчеркивается, что «адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающей среде» [6]. Особенно сложна жизнь детей в так называемой «распадающейся семье» – чрезвычайно обострившейся конфликтной ситуации, когда брак фактически уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что «считается наиболее психотравмирующим источником для ребенка из-за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии личности» [6]. Дети в такой семье непрерывно пребывают в состоянии так называемого «конфликта лояльности», т. е. необходимости в случае ссоры родителей принимать чью-либо сторону. Существуют вполне достоверные исследования, подтверждающие, что затяжной межсупружеский конфликт в семье разрушает личность ребенка, который обречен быть свидетелем ссор между родителями в течение ряда лет.

    Отмечается, что развод вызывает  у детей сильные переживания  и психический надлом. М. И.  Буянов указывает на такие  последствия развода для несовершеннолетних, как заикание и мутизм (молчание), вызываемые психическими травмами шокового характера и часто наблюдаемые у детей из конфликтных семей. А. И. Захаров утверждает, что каждый второй ребенок, больной неврозом, в течение своей жизни перенес разлуку с отцом вследствие развода [6]. К сожалению, еще мало известно, при каких обстоятельствах страдания, вызванные разводом родителей, приводят к последующим психическим отклонениям. Указанными ранее поведенческими признаками отрицательного влияния развода на детей могут проявляться также соматические симптомы: боли в желудке, головные боли и др. Медики утверждают, что дети из семей после развода имеют повышенную (в 2 – 2,5 раза) заболеваемость в первые годы жизни и нередко отставание в физическом развитии [6]. Неблагополучные показатели здоровья детей, воспитывающихся в разведенных семьях, отмечаются и в последующие годы. Так, уровень общей заболеваемости детей разведенных в два раза выше, чем в полных семьях, хроническая патология у детей этой группы – в три-четыре раза чаще [6].

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru