По алфавиту:

Указатель категорий Социальная педагогика Основные направления работы социального педагога по профориентации лиц с особенностями психофизического развития

Основные направления работы социального педагога по профориентации лиц с особенностями психофизического развития

Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная педагогика
Количество страниц: 77
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Cкачиваний: 1
Последнее скачивание: 2011-05-30

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ    3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ    7
1.1 Теория профориентации: объект, принципы сущность профориентационной деятельности.    7
1.2 Нормативно - правовое обеспечение процессов профориентации и профподготовки лиц с особенностями психофизического развития.    16
1.3 Особенности развития личности человека с особенностями развития и их влияние на процесс профориентации.    19
Выводы к первой главе:    31
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ    32
2.1 Изучение особенностей профессионального самоопределения лиц с ОПФР и процессов профориентации в специальных учреждениях образования.    32
2.2 Разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения процесса профориентации учащегося с особенностями психофизического развития.    43
2.3. Повторная диагностика профессионального самоопределения детей с особенностями психофизического развития и анализ результатов исследования.    53
Выводы ко второй главе.    57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1    66

Описание.

Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики по демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловили поиски путей решения вопросов профессионального самоопределения, образования и трудоустройства людей с особенностями психофизического развития.
На создание условий, обеспечивающих детям с особенностями психофизического развития равных со всеми прав в получении общего и профессионального образования, ориентировано развитие специального образования. С этой целью в стране создаются условия по оказанию коррекционно-поддерживающей помощи и социально-трудовой реабилитации всем нуждающимся, развивается дифференцированная система учреждений специального образования, включающая интегрированные структуры, которые обеспечивают обучение и оказание вспомогательных услуг лицам с различными формами нарушений развития [40].
Подтверждением этого является данные Министерства образования Республики Беларусь, согласно которым более 80% молодых людей с особенностями психофизического развития в Беларуси трудоустраиваются. Причем, 80% - это средний показатель по трудоустройству среди этой категории молодых людей, имеющих различный уровень образования. При этом лучшие позиции складываются в системе профессионально-технического образования. Среди молодых людей, получивших специальности в ПТУ, трудоустраиваются 87% выпускников с особенностями психофизического развития [57].
Такой высокий показатель обусловлен хорошо отлаженным механизмом взаимодействия государства, руководителей учебных заведений и руководителей предприятий и организациями. Забота о людях, имеющих особенности развития, в Беларуси является одной из важнейших задач общества и государства. Так как, важно не только их обучить человека с особенностями психофизического развития, но и дать возможность устроиться в жизни, быть полезным обществу.
Система образования, в том числе связанная с вопросом профориентации лиц с особенностями психофизического развития, построена таким образом, что с самого начала процесса обучения в интегрированном классе лицо с особенностями психофизического развития, независимо от дефекта, его глубины и структуры, учится адекватно вести себя среди других людей и обладать простейшими учебными навыками (уметь слушать речь взрослого, выполнять простейшие инструкции, обладать необходимыми навыками самообслуживания).
Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в городе Минске, областных и районных центрах страны, Территориальные центры социального обслуживания населения оказывают консультативную помощь людям с особенностями психофизического развития по вопросам профессионального самоопределения, профессионального обучения и трудоустройства [40; 57].
Актуальность проблемы профориентации людей с особенностями психофизического развития обусловлена гуманизацией сфер образования и профессионального самоопределения людей с ОПФР, а также  необходимостью развития направлений и методов профориентационной работы с людьми, имеющих психофизические нарушения.
Одним из важных вопросов в образования людей с особенностями психофизического развития является разработка программ по профориентации.
Необходимость оказания целенаправленной помощи в выборе профессии, самоопределении и реализации лицам с особенностями психофизического развития, обусловлена не только нарушениями развития, и как следствие ограниченным кругом специальностей по медицинским показаниям, но и низкой социальной адаптацией, психологическими особенностями личности (неуверенность, низкая самооценка, тревожность) и т.п.
Одним из направлений работы учреждений образования, осуществляющих обучение и патронат лиц с ОПФР, должно быть создание и реализация программ содействия в профессиональном самоопределении лицам с особенностями психофизического развития и их семьям. Программы должны предусматривать развитие и коррекцию всех психических функций людей с особенностями развития, расширение круга представлений и понятий о трудовой деятельности, развитие профессионального самосознания, привитие элементарных трудовых навыков, навыков личной и коллективной организованности, физическую закалку организма и многое другое. Таким образом, вся коррекционно-педагогическая работа в специальных учреждениях и в домашних условиях должна быть направлена на максимальное приспособление лиц с особенностями психофизического развития к жизни в окружающей среде, в социуме [8; c. 102].
Правильно организованный процесс профориентации с людьми с ОПФР даст возможность повысить эффективность при выборе профессии, результаты профориентации сказываются на количественных и качественных показателях труда, создают у людей с ОПФР заинтересованность в личном профессиональном самоопределении, как возможности быть полезными обществу.
Актуальность темы определила цель и задачи исследования.
Цель дипломной работы – изучить эффективность и качество процесса профориентации ХХХ(например, ЦКРиО, ТЦСоН или сп.школы) с людьми, имеющими особенности в психофизическом развитии; показать пути повышения качества профориентационной работы.
Задачи дипломной работы:
1. Изучить и проанализировать существующие нормативно – правовые документы, специальную, методическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме профориентации людей с ОПФР;
2. Обосновать основные направления, методы и способы, способствующие эффективной профориентации лиц с ОПФР;
3. Выделить основные диагностики, позволяющие определить пригодность лица с ОПФР к той или иной профессии;
4. Разработать программу социального сопровождения лиц с ОПФР в процессе профориентации.
Объект дипломной работы – дети с особенностями психофизического развития (с нарушениями слуха) в процессе профориентации.
Предмет дипломной работы – процесс профориентации, как часть работы социального педагога с людьми с ОПФР
Гипотеза – процесс профориентации с людьми с особенностями психофизического развития будет эффективной, если:
1. учитывать специфические особенности лиц с ОПФР;
2. учитывать факторы, которые влияют на эффективность процесса профориентации;
3. учитывать отношение лиц с ОПФР к процессу профориентации;
4. разработать программы профориентационной работы с лицами с ОПФР.
5. формировать толерантность общества в отношении лиц с особенностями психофизического развития.
Методы исследования, которые были использованы при написании дипломной работы:
1. Теоретический анализ действующих нормативно – правовых документов, специальной, методической, психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу;
2. Интервью с работающим социальным педагогом, по вопросам профориентации лиц с ОПФР;
3. Диагностические методики: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО); «Мотивы выбора профессии» [29; c. 84 -86, c. 97-98].
 

Выдержка из работы.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Теория профориентации: объект, принципы сущность профориентационной деятельности.
Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни человека. Поэтому одним из центральных моментов в жизни каждого человека является вопрос о выборе, поиске, и овладении профессией.
Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки, непрерывного образования и воспитания, цель которых - всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения.
Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций
Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах. Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями [8; c. 62].
Ведущей целью в деятельности любого педагогического работника, который занимается вопросами профориентации, является подготовка молодых людей к сознательному выбору профессии.
На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации педагогический работник ставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели:
1) вооружение молодых людей определёнными знаниями,
2) формирование умений и навыков,
3) раскрытие творческих возможностей и потребностей,
4) воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д.
В результате это определит уровень развития личностных качеств молодых людей. [8; c. 20]
Продукт деятельности социального педагога по профориентации - это конкретный выбор профессии его подопечным, в котором реализуются знания, умения, познавательные возможности молодых людей.
Основная задачи профориентации - помочь молодому человеку выбрать именно ту профессию, которая соответствует его желаниям, ожиданиям, а так же, требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Таким образом, мы подошли к определению профориентации.
Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Процесс профориентации состоит из теории и практики [8; c. 14].
Теорию профориентации можно определить следующим образом: это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме, комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности [8; c. 10].
Практическая сторона включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в интересах личности и общества в целом.
Объекты и принципы профориентационной деятельности.
Основными компонентами теории профессиональной ориентации являются: объект, факты, закономерности, принципы.
Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека. [8; 13]
Одна из важных задач профориентации– собрать новые факты и дать им правильную интерпретацию. Например, в каждом районе регионе могут оказаться свои специфические факторы, влияющие на выбор определенной профессии. Гипотеза о таких возможных факторах помогает созданию методов исследования, позволяющих оценить интересующее явление и на этой основе выработать практические рекомендации по улучшению профориентационной работы.
В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:
1. Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
2. Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности [8; 38].
Уровень развития каждой теории нередко определяется составом и качеством принципов, положенных в основу деятельности. Важно в первую очередь определить группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества:
1. Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
2. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
3. Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
4. Принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п [57].
Система профориентации лиц с особенностями психофизического развития является подсистемой общей образовательной системы, непрерывного образования и воспитания, цель которых – всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей лиц с ОПФР. Она реализуется решением комплекса задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение [8].
Для решения проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит инвалиду в силу следующих причин: медицинские показания, личностные особенности (характер, темперамент, склонности, интересы и т.д.), дополнительные требования профессии, условия работы, определенный уровень образования и др. Социальный педагог должен обеспечить условия, стимулирующие рост такого человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.
В процессе профориентации социальный педагог развивает у своих подопечных познавательные способности, формирует новый уровень социальных отношений, что позволяет лицу с особенностями психофизического развития действовать, руководствуясь поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами, социальный педагог воспитывает устойчивые формы  поведения и деятельности.
К началу проведения профориентации или в процессе ее, прежде всего, должна быть сформирована так называемая психологическая готовность к профессиональной деятельности. Она включает общий уровень психического развития, определенный запас знаний и представлений об окружающем, сформированность мыслительных операций, возможность адекватного общения и взаимодействия с социумом, трудовым коллективом. Формирование личностной готовности к профессиональной деятельности предполагает мотивационную направленность на трудовую деятельность, волевую активность, самостоятельность, упорство и целенаправленность, критичность, т. е. умение правильно оценить свои возможности. Формирование этих черт личности составляет важную задачу процесса профориентации с лицами с особенностями психофизического развития. [27; c. 64]
Среди факторов, определяющих успешность профориентационной деятельности и правильные взаимоотношения с коллективом сверстников, важное значение имеет самооценка — отношение личности с особенностями психофизического развития к своему нарушению, результатам деятельности, личностным качествам. При неправильно сложившейся самооценке, когда такой человек непреднамеренно преуменьшает или преувеличивает уровень своих достижений, его личность претерпевает большие изменения. От социального педагога требуются большой такт, знание индивидуальных особенностей своих подопечных, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания, чтобы постепенно вырабатывать у лица с особенностями психофизического развития объективное отношение к своим возможностям. [29; c. 47]
Человек с ОПРФ должен чувствовать себя самостоятельным и полезным окружающим. Это социальный педагог формирует путем включения его в мероприятия по достижению общей цели, выработки навыков общественной деятельности. Социальный педагог, изучив личность лица с особенностями психофизического развития, должен выявить его возможности и достоинства и показать их коллективу, самому ему. Это формирует у него уверенность в своих силах.
Профориентация людей с особенностями психофизического развития проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам человека. В процессе выполнения трудовых операций предусматривается постоянная коррекция психофизических нарушений, особенно совершенствование деятельности рук, развитие зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, умственных действий, самоконтроля. Важную роль в процессе профориентации играет правильно организованная работа социального педагога. Так как успешность проведения профориентации, формирование личности, как члена трудового коллектива, безусловно, зависит от компетентности и профессионализма социального педагога. [41; c. 56]
Оценка результатов по осуществлению успешности процесса профориентации должна проводиться в комплексе с медицинскими показателями. [41; c. 89]
При составлении программ по профориентации возрастает роль углубленной, тщательной диагностики лица с особенностями психофизического развития с включением элементов психодиагностики, психофизиологической диагностики задатков способностей к труду, определением не только актуального состояния, но потенциальных возможностей лица с особенностями психофизического развития.
В настоящее время очевидна необходимость включения в процесс образования психофизиологического и профориентационного разделов для реализации конечной цели – социализации, реабилитации и интеграции человека-инвалида в общество. Профессиональная диагностика представляет объективный базовый материал для последующего профконсультирования с целью адекватного профподбора. [5; c. 101]
Подростки, достигшие выпускного возраста (15–18 лет), должны проходить углубленное медико-профессиональное обследование и консультирование с целью подбора адекватных их возможностям профессий и видов труда, а также определения на соответствующие ступени профобразования. Результат - написание и выдача профконсультантом молодому человеку заключения-профрекомендации с определением спектра доступных профессий, форм профессионального обучения с указанием типа учебных заведений, условий обучения. [5; c. 112]
Социальный педагог на основании заключения медико-реабилитационной экспертной комиссии проводит психолого-педагогическое консультирование. Психолого-педагогическое консультирование, прежде всего, помогает человеку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной проблеме каждого человека. Прежде всего, необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т.е. то, и чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности.
Для диагностики проблем, связанных с профессиональным самоопределением людей с ОПФР, никогда не бывает достаточно беседы социального педагога с консультируемым. В большинстве случаев  требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью специальных методик, позволяющих определить:
1)    ценностные ориентации и установки;
2)    ближайшие  и  перспективные  жизненные планы и профессиональные намерения;
3)     уровень сформированности представлений о профессии;
4)    уровень развития самооценки;
5)    способности, склонности и интересы;
6)    уровень развития профессиональной мотивации;
7)    личностные особенности;
8)    реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.) [31; c. 56].
 

Список литературы.

1.    Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.
2.    Алексина Л.И. Некоторые аспекты формирования самостоятельной развивающегося обучения: традиции и инновации. – Мн., 1998
3.    Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М., 1980
4.    Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. – М., 1982.
5.    Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов. – СПб., 2000.
6.    Блонский П.П. Объяснение некоторых психопатологических фактов // П.П. Блонский. Избранные психологические произведения. – М., 1964.
7.    Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
8.    Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.П. Дурасановой. — Балашов: Николаев, 2002.
9.    Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. – М., 1983
10.    Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение психического развития аномальных детей. – М., 1983.
11.    Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.
12.    Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. №285-З «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»
13.    Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах – Мн., 1986.
14.    Зейгарник Б.В. Патопсихологический метод в изучении личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов. – СПб., 2000.
15.    Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986.
16.    Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки психологии аномального развития личности. – М., 1980.
17.    Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981.
18.    Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1978.
19.    Коробейников И.А. Нарушение развития и социальная адаптация. – М., 2002.
20.    Леонтьев А Н. Избронные психологические произведения: В 2-х томах. – М., 1983.
21.    Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. – М., 1990.
22.    Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд. 2. – М., 1969.
23.    Лурия А.Р. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга // Нейропсихология: Тексты. – М., 1984.
24.    Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1975.
25.    Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М: МГУ, 1978
26.    Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая
27.    Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения, слуха. – М., 1987.
28.    Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов. – Спб., 2000.
29.    Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. – М., 2001.
30.    Обучение и воспитание группы риска. Хрестоматия. – М., 1996.
31.    Основы специальной психологии. – М., 2002
32.    Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И.Шиф. – М., 1965.
33.    Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. – 1972. – № 3.
34.    Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. – М., 1963.
35.    Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. – М., 1982.
36.    Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: Психофозиологические исследования. – М., 1984.
37.    Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1972. – № 6.
38.    Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М., 1968.
39.    Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности умственно отсталых учащихся.– М., 1978.
40.    Постановление Министерства образования Республики Беларусь №42 от 27.05.2005 г. «Об утверждении инструкции о патронате лиц с особенностями психофизического развития»
41.    Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 31.08.1999 г. за №559 «Об утверждении примерного положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
42.    Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Т. 1 и Т.2. – М., 2002.
43.    Ратер М. Помощь трудным детям.– М., 1987.
44.    Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника. – М., 1976.
45.    Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: практическое руководство. – М., 1970.
46.    Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
47.    Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1986.
48.    Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.
49.    Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. –  М., 2002.
50.    Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1980.
51.    Стребелева Е.А. Формирование мышления детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.
52.    Умственно отсталый ребенок / под ред. А.Р.Лурия. – М., 1960.
53.    Хейсерман Э. Потенциальные возможности нормальных и аномальных детей. – М., 1984.
54.    Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. – М., 2002.
55.    Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. – М., 1995.
56.    Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.
57.    Об утверждении Инструкции о патронате лиц с особенностями психофизического развития. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 мая 2005г. № 42 "Об утверждении Инструкции о патронате лиц с особенностями психофизического развития" зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 10 июня 2005 г. №8/12712.
58.    ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 47 8 июня 2005 г.. Об утверждении Инструкции о порядке аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся вспомогательных школ (школ-интернатов)
59.    www.minedu.unibel.b

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru