По алфавиту:

Указатель категорий Социальная педагогика Основные направления работы социального педагога по профориентации лиц с особенностями психофизического развития

Основные направления работы социального педагога по профориентации лиц с особенностями психофизического развития

Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная педагогика
Количество страниц: 77
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ    3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ    7
1.1 Теория профориентации: объект, принципы сущность профориентационной деятельности.    7
1.2 Нормативно - правовое обеспечение процессов профориентации и профподготовки лиц с особенностями психофизического развития.    16
1.3 Особенности развития личности человека с особенностями развития и их влияние на процесс профориентации.    19
Выводы к первой главе:    31
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ    32
2.1 Изучение особенностей профессионального самоопределения лиц с ОПФР и процессов профориентации в специальных учреждениях образования.    32
2.2 Разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения процесса профориентации учащегося с особенностями психофизического развития.    43
2.3. Повторная диагностика профессионального самоопределения детей с особенностями психофизического развития и анализ результатов исследования.    53
Выводы ко второй главе.    57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1    66

Описание.

ВВЕДЕНИЕ

Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики по демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловили поиски путей решения вопросов профессионального самоопределения, образования и трудоустройства людей с особенностями психофизического развития.

На создание условий, обеспечивающих детям с особенностями психофизического развития равных со всеми прав в получении общего и профессионального образования, ориентировано развитие специального образования. С этой целью в стране создаются условия по оказанию коррекционно-поддерживающей помощи и социально-трудовой реабилитации всем нуждающимся, развивается дифференцированная система учреждений специального образования, включающая интегрированные структуры, которые обеспечивают обучение и оказание вспомогательных услуг лицам с различными формами нарушений развития [40].

Подтверждением этого является данные Министерства образования Республики Беларусь, согласно которым более 80% молодых людей с особенностями психофизического развития в Беларуси трудоустраиваются. Причем, 80% - это средний показатель по трудоустройству среди этой категории молодых людей, имеющих различный уровень образования. При этом лучшие позиции складываются в системе профессионально-технического образования. Среди молодых людей, получивших специальности в ПТУ, трудоустраиваются 87% выпускников с особенностями психофизического развития [57].

Такой высокий показатель обусловлен хорошо отлаженным механизмом взаимодействия государства, руководителей учебных заведений и руководителей предприятий и организациями. Забота о людях, имеющих особенности развития, в Беларуси является одной из важнейших задач общества и государства. Так как, важно не только их обучить человека с особенностями психофизического развития, но и дать возможность устроиться в жизни, быть полезным обществу.

Система образования, в том числе связанная с вопросом профориентации лиц с особенностями психофизического развития, построена таким образом, что с самого начала процесса обучения в интегрированном классе лицо с особенностями психофизического развития, независимо от дефекта, его глубины и структуры, учится адекватно вести себя среди других людей и обладать простейшими учебными навыками (уметь слушать речь взрослого, выполнять простейшие инструкции, обладать необходимыми навыками самообслуживания).

Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в городе Минске, областных и районных центрах страны, Территориальные центры социального обслуживания населения оказывают консультативную помощь людям с особенностями психофизического развития по вопросам профессионального самоопределения, профессионального обучения и трудоустройства [40; 57].

Актуальность проблемыпрофориентации людей с особенностями психофизического развития обусловлена гуманизацией сфер образования и профессионального самоопределения людей с ОПФР, а также  необходимостью развития направлений и методов профориентационной работы с людьми, имеющих психофизические нарушения.

Одним из важных вопросов в образования людей с особенностями психофизического развития является разработка программ по профориентации.

Необходимость оказания целенаправленной помощи в выборе профессии, самоопределении и реализации лицам с особенностями психофизического развития, обусловлена не только нарушениями развития, и как следствие ограниченным кругом специальностей по медицинским показаниям, но и низкой социальной адаптацией, психологическими особенностями личности (неуверенность, низкая самооценка, тревожность) и т.п.

Одним из направлений работы учреждений образования, осуществляющих обучение и патронат лиц с ОПФР, должно быть создание и реализация программ содействия в профессиональном самоопределении лицам с особенностями психофизического развития и их семьям. Программы должны предусматривать развитие и коррекцию всех психических функций людей с особенностями развития, расширение круга представлений и понятий о трудовой деятельности, развитие профессионального самосознания, привитие элементарных трудовых навыков, навыков личной и коллективной организованности, физическую закалку организма и многое другое. Таким образом, вся коррекционно-педагогическая работа в специальных учреждениях и в домашних условиях должна быть направлена на максимальное приспособление лиц с особенностями психофизического развития к жизни в окружающей среде, в социуме [8; c. 102].

Правильно организованный процесс профориентации с людьми с ОПФР даст возможность повысить эффективность при выборе профессии, результаты профориентации сказываются на количественных и качественных показателях труда, создают у людей с ОПФР заинтересованность в личном профессиональном самоопределении, как возможности быть полезными обществу.

Актуальность темы определила цель и задачи исследования.

Цельдипломной работы изучить эффективность и качество процесса профориентации ХХХ(например, ЦКРиО, ТЦСоН или сп.школы) с людьми, имеющими особенности в психофизическом развитии; показать пути повышения качества профориентационной работы.

Задачидипломной работы:

1. Изучить и проанализировать существующие нормативно – правовые документы, специальную, методическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме профориентации людей с ОПФР;

2. Обосновать основные направления, методы и способы, способствующие эффективной профориентации лиц с ОПФР;

3. Выделить основные диагностики, позволяющие определить пригодность лица с ОПФР к той или иной профессии;

4. Разработать программу социального сопровождения лиц с ОПФР в процессе профориентации.

Объектдипломной работы – дети с особенностями психофизического развития (с нарушениями слуха) в процессе профориентации.

Предметдипломной работы – процесс профориентации, как часть работы социального педагога с людьми с ОПФР

Гипотеза– процесс профориентации с людьми с особенностями психофизического развития будет эффективной, если:

1. учитывать специфические особенности лиц с ОПФР;

2. учитывать факторы, которые влияют на эффективность процесса профориентации;

3. учитывать отношение лиц с ОПФР к процессу профориентации;

4. разработать программы профориентационной работы с лицами с ОПФР.

5. формировать толерантность общества в отношении лиц с особенностями психофизического развития.

Методы исследования, которые были использованы при написании дипломной работы:

1. Теоретический анализ действующих нормативно – правовых документов, специальной, методической, психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу;

2. Интервью с работающим социальным педагогом, по вопросам профориентации лиц с ОПФР;

3. Диагностические методики:«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО); «Мотивы выбора профессии» [29; c. 84 -86, c. 97-98].

Список литературы.

1.    Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.
2.    Алексина Л.И. Некоторые аспекты формирования самостоятельной развивающегося обучения: традиции и инновации. – Мн., 1998
3.    Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М., 1980
4.    Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. – М., 1982.
5.    Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов. – СПб., 2000.
6.    Блонский П.П. Объяснение некоторых психопатологических фактов // П.П. Блонский. Избранные психологические произведения. – М., 1964.
7.    Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
8.    Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.П. Дурасановой. — Балашов: Николаев, 2002.
9.    Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. – М., 1983
10.    Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение психического развития аномальных детей. – М., 1983.
11.    Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.
12.    Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. №285-З «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»
13.    Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах – Мн., 1986.
14.    Зейгарник Б.В. Патопсихологический метод в изучении личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов. – СПб., 2000.
15.    Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986.
16.    Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки психологии аномального развития личности. – М., 1980.
17.    Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981.
18.    Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1978.
19.    Коробейников И.А. Нарушение развития и социальная адаптация. – М., 2002.
20.    Леонтьев А Н. Избронные психологические произведения: В 2-х томах. – М., 1983.
21.    Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. – М., 1990.
22.    Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд. 2. – М., 1969.
23.    Лурия А.Р. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга // Нейропсихология: Тексты. – М., 1984.
24.    Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1975.
25.    Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М: МГУ, 1978
26.    Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая
27.    Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения, слуха. – М., 1987.
28.    Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов. – Спб., 2000.
29.    Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. – М., 2001.
30.    Обучение и воспитание группы риска. Хрестоматия. – М., 1996.
31.    Основы специальной психологии. – М., 2002
32.    Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И.Шиф. – М., 1965.
33.    Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. – 1972. – № 3.
34.    Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. – М., 1963.
35.    Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. – М., 1982.
36.    Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: Психофозиологические исследования. – М., 1984.
37.    Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1972. – № 6.
38.    Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М., 1968.
39.    Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности умственно отсталых учащихся.– М., 1978.
40.    Постановление Министерства образования Республики Беларусь №42 от 27.05.2005 г. «Об утверждении инструкции о патронате лиц с особенностями психофизического развития»
41.    Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 31.08.1999 г. за №559 «Об утверждении примерного положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
42.    Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Т. 1 и Т.2. – М., 2002.
43.    Ратер М. Помощь трудным детям.– М., 1987.
44.    Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника. – М., 1976.
45.    Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: практическое руководство. – М., 1970.
46.    Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
47.    Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1986.
48.    Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.
49.    Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. –  М., 2002.
50.    Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1980.
51.    Стребелева Е.А. Формирование мышления детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.
52.    Умственно отсталый ребенок / под ред. А.Р.Лурия. – М., 1960.
53.    Хейсерман Э. Потенциальные возможности нормальных и аномальных детей. – М., 1984.
54.    Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. – М., 2002.
55.    Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. – М., 1995.
56.    Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.
57.    Об утверждении Инструкции о патронате лиц с особенностями психофизического развития. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 мая 2005г. № 42 "Об утверждении Инструкции о патронате лиц с особенностями психофизического развития" зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 10 июня 2005 г. №8/12712.
58.    ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 47 8 июня 2005 г.. Об утверждении Инструкции о порядке аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся вспомогательных школ (школ-интернатов)
59.    www.minedu.unibel.by
 

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru