По алфавиту:

Указатель категорий Социальная педагогика Любая актуальная тема

Любая актуальная тема

ВУЗ: БГПУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
Количество страниц: 47
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ  ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ…………………………………………………………………………….6
1.1. Особенности развития  коммуникативных навыков дошкольников…………………………………………………………………….6
1.2. Психологические особенности детей, родители которых разведены …..10
1.3. Сюжетно-ролевая игра и развитие коммуникативных навыков у дошкольников……………………………………………………………………15
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА……………..…...20
2.1. Методика и организация исследования…………………………………..20
2.2. Диагностический этап……………………………………………………...21
2.3.Изучение влияния сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных навыков дошкольников……………………………………………………..…..27
2.4.Результаты применение сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных навыков…………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….36
 

Описание.

Одним из условий гармоничного человеческого бытия является семья как особая солидарность людей, основанная на естественных и социокультурных правах и ценностях; эта солидарность постоянно нарушается, но всегда находит в себе силы для удовлетворения своих потребностей. Наиболее заметным явлением, характеризующим нарушения единства семьи, являются разводы. Они способствуют осознанию человеком как несовершенства семьи, так и ее социальной значимости; это одновременно и сильный стресс, и ценные знания, связанные с природой индивида [2].
Проблема изучения  общения дошкольников в разведенных  семьях является достаточно актуальной, так как, особенно при разводе страдают дети. Для них развод родителей потенциальный фактор десоциализации, источник многочисленных психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и прочих проблем. Рост числа расторгнутых браков, а значит, и детей в разведенных семьях накладывается на процессы, сопровождающие экономический кризис (социально-правовая незащищенность, бедность, безработица и пр.), в связи с чем, проблемы, порождаемые разводом, воспринимаются острее. К сожалению, в отечественной семейно-демографической политике и социальной практике не сложилось концепции защиты детей в ситуации развода, не выработан комплексный и системный подход к решению их проблем, мало используются возможности минимизации деструктивных последствий разводов. Устойчивая тенденция увеличения числа разведенных семей не позволяет надеяться на быстрое устранение явления и вынуждает, наряду с мерами по сокращению числа разводов, ставить вопрос о поиске путей оптимизации процесса социализации несовершеннолетних в рамках самой распавшейся семьи. Важное место среди механизмов профилактики и компенсации отрицательных последствий родительского разрыва для детей принадлежит социальной работе и работе психолога [2,7]
Развод, как считают психологи – это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит  большой вред  психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Особенно болезненно реагируют на развод 6-7-летние дети. Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. Поэтому нами была выбрана тема исследования: «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников, родители которых разведены». Эта проблема является актуальной и недостаточно изученной.
Внутренний мир ребенка  явился объектом исследований многих отечественных и зарубежных психологами и педагогами (Г.М.Бреслав, В.И.Гарбузов, А.В.Запорожец, А.И.Захаров, С.Л.Колосова, Л.С.Славина, А.С.Спиваковская, И.А.Фурманов и др.).
Объект исследования: коммуникативные умения дошкольников 5-7, родители которых разведены.
Предмет исследования: влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных навыков дошкольников 5-7 лет, родители которых разведены.
Цель исследования: изучить влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Задачи исследования.
1.    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.    Изучить особенности развития коммуникативных умений дошкольников.
3.    Подобрать рекомендации по формированию коммуникативных умений дошкольников, родители которых разведены, в процессе сюжетно-ролевых игр.
Гипотеза: развитие коммуникативных умений у дошкольников, родители которых разведены, будет идти наиболее эффективно в процессе сюжетно-ролевой игры.
Методы исследования:
Для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы.
На  эмпирическом этапе -  наблюдение, опрос, анализ документации эксперимент (констатирующий, формирующий,  контрольный).
Для обработки результатов использовался количественный и качественный анализ.
База исследования: Исследования  проводилось на базе  д/у №13 г. Минска. В исследовании принимало участие 30 детей (2 старшие группы).
Практическая  (социальная) значимость полученных результатов.
Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы  в лекциях,   консультациях  для родителей, при проведении семинаров по данной проблеме, как с педагогами, так и с родителями.
 

Выдержка из работы.

Проблема общения и формирования коммуникативных умений имеет достаточное теоретическое обоснование (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева,
А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Киричук, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик и др.). В практике дошкольного воспитания применяются образовательные программы, многие из которых предполагают развитие коммуникативной деятельности детей как основы социализации. К 4 – 5 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у детей 4 – 5 лет существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка – потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке [17].
Общение – большая проблема, которая всегда интересовала ученых. Этот интерес в последние годы усилился. Труды таких ученых как М.И. Лисина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др. полностью посвящены этой проблеме. Проблеме речевого общения дошкольника посвящены работы М.М.Алексеевой, Г.М. Ляминой М.В. Яшиной,   и др. Ученые пришли к выводу, что полноценное общение не возможно без коммуникативных умений. Коммуникативные умения являются средством осуществления речевого общения. К основным умениям М.М. Алексеева и М.В. Яшина относят: активность в общении, умение слушать и понимать речь, умение строить общение с учетом ситуации, умение легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета [11].
Обратимся к вопросу о том, как понимается само общение сверстников разными авторами. Важная задача многих исследователей – попытка зафиксировать время появления общения детей со сверстниками. В отдельных работах содержаться попытки определить понятие общения и выделить его основные критерии. Некоторые авторы понимают под общением любое действие, несущее информацию для сверстника, даже если оно не адресовано ему непосредственно [10].
 

Список литературы.

1.    Абрамова Л.И. Особенности взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности // Адукацыя i выхаванне. – 1996. – 10. – С. 43-53.
2.    Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994
3.    Банникова Т.Н. Использование сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков детей. [Электронный рессурс] // http://festival.1september.ru/articles/513098/. Дата доступа: 01.05.2009.
4.    Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., Айрис-Пресс, 2008.
5.    Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, - М., 1983.
6.    Гонегузова Л.И., Смирнова Е.О. Ступени общения. М., Просвящение, 1992.
7.    Григорьева А.Н. Дети после развода // Семья и школа. – 1995 - №5. – С.19.
8.     Гударёва     О.В.  Игра и психическое развитие современных 5-летних детей//Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2003. - №3. -  С.50-57
9.    Ершова Н.М. Все дети имеют право на счастье. Послесловие. // Воспитание детей в неполной семье. / Общ.ред. Ершова Н.М. М.. 1980
10.    Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988.
11.    Концова, О.А. Роль и место игровой деятельности в работе по формированию коммуникативных умений у детей 5 – 7 лет [Текст] /
О.А. Концова // Профессиональная подготовка педагогов высшей школы: история, современность, перспективы: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции – Пенза, 2007. - С. 212–214.
12.    Кочубей Б. Без отца… [Проблема семейного воспитания] // Семья и школа. – 1990 - №10. – С.22
13.    Кочубей Б. Зачем нужен папа? // Семья и школа. – 1990 - №10. – С.18
14.    Краснощекова Н. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. М., Феникс, 2008.
15.    Кутузова И. Развитие игровой деятельности // Дошкольное воспитание № 5. – 2003.  – с.55-57.
16.    Менджеринская Д. В. Воспитание детей в игре. – М., 1979 г.
17.    Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. Рузской А.Г., М. «Педагогика», 1989.
18.    Репина Т.А. Психологическая характеристика группы детского сада. Автореферат дис. на соиск. учен степ. доктора пед. наук. – М.,1989.
19.    Савинов Л.И., Кузнецов Е.В. Социальная работа с детьми в семье разведенных родителей (учеб.пособ). М., 2002.
20.    Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Игра и произвольность современных
дошкольников//Вопросы психологии. 2004. -  №1.  - С.91-103
21.    Снегиpева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. Мн., 1995.
22.    Соловьев Н.Я. Женщина и ребенок в послеразводной ситуации // Социальные последствия развода: Тезисы конференции. – М., 1984. – С.52-55.
23.    Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование) М., 1995.
24.    Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. М., 2003.
25.    Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М., 2004.
26.    Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры. //Возрастная и педагогическая психология: тексты. М., 1992.

















 

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru