По алфавиту:

Указатель категорий Русский язык «Нормы современного русского литературного языка»

«Нормы современного русского литературного языка»

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Русский язык
Количество страниц: 15
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Cкачиваний: 1
Последнее скачивание: 2011-06-21

Содержание.

ЗАДАНИЯ К 1 ЧАСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Нормы современного русского литературного языка»
I. Акцентологические нормы.
Задание № 1
Расставьте ударение в следующих словах:
Звонит
Щавель
Каталог
Обеспечение
Партер
Договор
Квартал
Кухонный
Начал
Начать
Начала
Творог
Шофер
Торты
Сироты
Несколько должностей
Мусоропровод
Удался
Принудить
Средства
Мизерный
Словарь Ожегова
Намерение
Две стороны
Выбирать платья
Задание № 2
От нижеприведенных слов образуйте:
1) форму Р.п. ед.ч.;
2) форму Р.п. мн.ч.;
3) расставьте ударение во всех словах.
Слова
Отрасль.
Кондуктор.
Гусь.
Торт.
Ясли.
Чулки.
Депо.
Унты.
Простыня.
Задание № 3
Поставьте ударение в словах «призывный» (клич) и «призывной» (пункт).
Составьте два предложения с данными словами.











II. Лексические нормы.
Задание № 1
Найдите в предложениях лексические ошибки. Объясните, в чем заключается ошибка. Исправьте ошибки и запишите правильный вариант предложения.
1. Можно привести армады цифр, характеризующих экономику страны.
2. Чистота улиц в целом не прогрессировала.
3. Эта статья стала лебединой песней при защите им диссертации, определив его успех и обезоружив оппонентов.
4. Планировка средств выполнения работ оказалась преждевременной.
5. Многие были не в состоянии разрешить транспортные проблемы.
6. Пожелание избирателя: «Увеличить уровень благосостояния каждого гражданина в России».
7. Баранова было решено освободить от работы начальника цеха.
8. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию.
9. Победа в конкурсе обеспечила участникам премию.
Задание № 2
Раскройте скобки, подберите нужное слово, запишите правильный вариант.
1. Главное для писателя – (духовный, душевный) мир человека.
2. Конструкторский чертеж оформляется (графитовым, цветным) карандашом.
3. Уровень и качество оказания государственных (услуга, одолжение) такого характера оставляют желать лучшего.
Задание № 3
Найдите в предложениях лексические ошибки. Объясните, в чем заключается ошибка. Исправьте ошибки и запишите правильный вариант.
А. Информационное сообщение; коллега по профессии; в летний период времени; госпитализация в больницу; ведущий лидер.
Б. 1. Он был настолько болезненным ребенком, что постоянно простужался и болел.
2. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, юная молодежь.
3. Внесенное рацпредложение является как бы основным в работе фирмы.
Задание № 4
Найдите в предложениях слова с ограниченной сферой распространения. Какими словами их можно заменить? Запишите правильный вариант предложений. С чем связан характер лексических ошибок?
1. Вследствие обнаружения на крышах снега необходимо произвести сбрасывание во избежание порчи крыш.
2. Этот молодой креатор может позволить себе быть смешным и весёлым.
3. Что было бы, если бы я вышел в этом старом макинтоше.
4. Тяжеловесные автобусы еврокласса изо дня в день утюжили мостовые Выборга.
Задание № 5
Раскройте значения слов «патент», «дилер», «маркетинг», пользуясь словарем иностранных слов. Подберите к данным словам синонимы и составьте с ними предложения.
Задание № 6
Раскройте значения терминов «неологизм», «пароним». Подберите по 5 примеров неологизмов и паронимов и раскройте значения этих слов.







III. Морфологические нормы
Задание № 1
Определите род подчеркнутых слов. Разъясните, по какому принципу определяется род у данных слов.
1. Плетёное кресло-качалка стояло на террасе.
2. Хозяйка подала гостю чистое полотенце.
3. ЛДПР вновь предложила своего кандидата на выборы президента.
4. Мы долго наблюдали за ярким пламенем костра.
5. Одним из питомцев зоопарка является шимпанзе.
6. Эта девочка – большая сладкоежка.
Задание № 2
Раскройте скобки. Запишите имена числительные словами.
1. Из (3125) вычесть (1352).
2. Рефераты необходимо сдать к (1) ноября.
3. Линия дорожной размётки жёлтого цвета длиной от (2) метров до (2,7) метра.
4. Трудно выбрать правильный из (21) варианта решения задачи.
5. У (обоих/обеих) подруг оказалось одно и то же платье.
Задание № 3
1. Образуйте от глаголов «щипать», «дерзить» форму 1 л. ед.ч. н. вр.
2. Образуйте от глагола «опротиветь» форму 3 л., ед.ч., простого будущего времени.
3. Образуйте от глагола «двигать», «плескать» форму 3 л., ед.ч., н. вр. Составьте с ними словосочетания.
4. Образуйте от глагола «уведомить» форму повелительного наклонения.
5. Образуйте от глагола «прибежать» форму прошедшего времени.
6. Образуйте от глагола «прибежать» все возможные формы причастий.


Задание № 4
Исправьте предложения:
1. Он был способным выполнить самую трудную задачу.
2. Ихнее новое издание мало чем привлекательно.
3. Самый большой вред наносит человеку курение.
4. Он должен представить рецензию на дипломную работу заведующему кафедры.

IV. Синтаксические нормы
Задание № 1
Составьте предложения со следующими словосочетаниями:
Контроль выполнения, Налоговая инспекция Ленинского района, к реке Волге.
Задание № 2
Исправьте ошибки в предложениях.
1. В этой книге собраны рассказы для детей писателя Юрия Нагибина.
2. Студенты уделяют внимание записям лекций.
3. Конструкторское бюро завода совместно с инструктором разработали новый проект.
4. Рассматривая редакционную почту, моё внимание привлекло одно письмо, написавшееся читателем.









ЗАДАНИЯ КО 2 ЧАСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Функциональные стили современного русского литературного языка»

Задание № 1
Прочитайте текст (ответ студента). Преобразуйте данный текст в текст научного стиля речи.
Текст
Ну, существительные — они бывают одушевлённы¬ми. А ещё могут быть неодушевлёнными, это когда обозначают неодушевлённый предмет. Вот такие, на¬пример, неодушевлённые существительные: забор, дом, стол. А одушевлённые обозначают одушевлён¬ный предмет, лицо. Например: мужчина, девочка, волк. Падеж могут иметь все существительные, а чис¬ло, по-моему, не все. Ну, что ещё сказать о существи¬тельных? Да, о роде. Они имеют род только в единст¬венном числе.
(Из ответа студента)
Задание № 2
Даны три текста. Определите, к какому типу речи относится каждый из текстов (к повествованию, описанию или рассуждению). Докажите свою точку зрения.
Текст № 1
Есть у меня кот – серый в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые. Это очень красивый кот.
(Е. Чарушин)
Текст № 2
В доме было много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились на чердаке. Как-то на чердаке мы нашли чёрную шкатулку.
Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. Видимо, это была музыкальная шкатулка. Мы завели её, но она не играла. Напрасно мы нажимали на неё – шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и, в конце концов, забыли о ней.
(К. Паустовский)
Текст № 3
Изучать строение слова – увлекательное занятие.
Возьмём слово «обуть». На первый взгляд оно кажется самым обычным. Но попробуем найти в нём корень. Подберём однокоренные слова: разуть, обувать, переобуть. В этих словах можно выделить как общий – один-единственный звук [у]. Что же это такое? Неужели корень? Да, такой в этом слове странный корень. Он состоит всего и одного звука. Вот и оказывается, что по своему строению слово «обуть» весьма интересно
Много тайн открывается тем, кто изучает строение слова.
(из учебника русского языка)
Задание № 3
Дан текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите свою точку зрения.
Текст
Земля вращается вокруг своей оси. Осью обычно на¬зывают стержень, вокруг которого вращается тело. Ось Земли — воображаемая линия. Те точки земного шара, в которых находятся концы этой воображаемой оси, называются полюсами. Один из них Северный по¬люс, другой — Южный.
(Энциклопедический словарь)
Задание № 4
Напишите аннотацию к учебнику: Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2002.

Задание № 5
Какие отступления от норм официально-делового стиля встречаются в следующем тексте (заявлении). Напишите правильный вариант заявления от своего лица.

начальнику цеха № 37
Александрову Олегу Иванычу
от рабочего
Шамина В.А.
Заявление.
Прошу вас отпустить меня 9. 09. 2008 г. по делам.
9. 09. 2008 г.
(Подпись)

Задание № 6
Охарактеризуйте публицистический стиль речи по следующему плану:
1. Определение понятия «стиль речи».
2. Определение понятия «публицистический стиль речи».
3. Жанры публицистического стиля речи.
4. Лексика публицистического стиля речи.
5. Синтаксис публицистического речи.
6. Выпишите из соответствующих источников и приведите в контрольной работе текст публицистического стиля речи.
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru