По алфавиту:

Указатель категорий Русская литература Жанровая оригинальность романа "Княгиня Лиговская"

Жанровая оригинальность романа "Княгиня Лиговская"

ВУЗ: БрГУ им. А.С. Пушкина
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
Количество страниц: 26
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Cкачиваний: 1
Последнее скачивание: 2010-12-06

Содержание.

Введение 3
Глава 1. Черты реалистического искусства слова в "Княгине Лиговской" 7
1.1 Путь от романтизма к реализму 7
1.2 Проблематика романа 8
1.3 Особенности раскрытия образов в романе 9
Глава 2. Художественное мастерство Лермонтова 17
2.1 Жанровые особенности романа 17
2.2 Особенности композиции романа 22
Заключение 24
Список литературы 26

Описание.

«От исторического романа, окрашенного эмоциональной риторикой, Лермонтов переходит к современному светскому роману, действие которого развивается в Петербурге, в 1833 году («Княгиня Лиговская»). Здесь можно наблюдать сочетание разных повествовательных стилей, отчасти объясняемое, быть может, сотрудничеством приятеля Лермонтова С.А. Раевского» [17, с. 143].
Проблема романа осталась неразрешенной. Большое количество персонажей (Печорин, Негурова, супруги Лиговские, Варенька, чиновник Красинский, Браницкий, Горшенко) и сложная интрига, намеченная в написанных главах, подготовляют к большой форме, между тем как на самом деле роман не образуется: интрига не создает завязки, которая соединила бы всех действующих лиц. Роман распадается на ряд сцен и эпизодов, сочетание которых не приводит к последовательно развивающемуся повествованию. Необходимость сообщать о прошлом своих персонажей, вставлять характеристики, описания обстановки, наружности и т. д. явно затрудняют автора.
Изучением творчества М.Ю. Лермонтова занимались такие исследователи, как К.Н. Ломунов [9], А.В. Федоров [17], Т.П. Голованова [4], Б.В. Нейман [15], В.И. Коровин [6], Е.Н. Михайлова [13], В.А. Мануйлов [12], А.И. Журавлева [5], Б.М. Эйхенбаум [21] и многие другие. Особенности «светской повести» в творчестве М.Ю. Лермонтова исследовала М.А. Белкина [1].
Актуальность работы заключается в том, что роман М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская» принадлежит к мало исследованным произведениям русской литературы 19 века и воплощает собой реалистические тенденции в творчестве писателя.
Научная новизна работы состоит в том, что нами предпринята попытка исследовать процессы жанровой диффузии в прозе М.Ю. Лермонтова.
Цель работы - исследовать жанровое своеобразие одного из мало изученных произведений М.Ю. Лермонтова, романа «Княгиня Лиговская».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проследить пути развития реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.
2. определить проблемное поле.
3. выявить ведущие черты персонажей.
4. показать жанровую оригинальность"Княгини Лиговской".
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
 

Выдержка из работы.

 

В самые острые моменты «принципиальных» споров врывается проза обеда, и от этого усиливается комический элемент во всей этой светской церемонии. Например, за одним концом стола идет спор, какому из двух городов – Петербургу или Москве – следует отдать предпочтение. В середине спора, который ведется в напыщенном и высокопарном тоне, дипломат восклицает: «Какие ужасные клеветы про наш милый город, а все это старая сплетница Москва, которая из зависти клевещет на молодую свою соперницу». При слове «старая сплетница» разряженная старушка затрясла головой и чуть-чуть не подавилась спаржей».
Шутка автора сразу оттеняет и пустоту этого общества и всю комичность спора, который ведется в серьезном тоне.
Описание бала у баронессы Р... также проникнуто иронией и сарказмом. Уже короткое предварительное замечание автора, что муж этой баронессы – курляндский барон – «каким-то образом сделался ужасно богат», – заставляет читателя насторожиться. На этом балу собралось «все, что есть лучшего в Петербурге».
Тут были посланники с их заморской свитой, военные генералы, государственные люди, один путешествующий английский лорд, чрезвычайно молчаливый, с супругой, говорившей за четырех, и ряд других не менее важных лиц... Тут были светские красавицы, которые с глубоким участием относились к иностранным дипломатам только за то, что они говорили по-французски.
Саркастические замечания автора не щадят и дам. Это тем более следует отметить, что у всех авторов светских повестей какая-нибудь графиня или княгиня всегда была в центре описания бала, кульминационным пунктом всего светского великолепия. Лермонтов же, описывая светских дам, показывает фальшь, искусственность, лживость и мишурный блеск салонной толпы.
В этом обществе, полном предрассудков и условностей, женщина, впервые являющаяся на бал, на суд общества, должна быть очень осторожна, потому что «некстати пришитый бант, не на месте приколотый цветок мог навсегда разрушить ее будущность».
Настоящему человеку в светском обществе нет ни места, ни дела, «ибо свет не терпит в кругу своем ничего сильного, потрясающего, ничего, что бы могло обличить характер и волю: – свету нужны французские водевили и русская покорность чужому мнению». В свете все обычно, все шаблонно, и даже «все залы схожи между собой, как все улыбки и все приветствия». Ничего оригинального свет не терпит, «хороший тон царствует только там, где вы не услышите ничего лишнего – но увы! друзья мои! зато как мало вы там и услышите.».
Образованных обществ, «где умный, разнообразный разговор заменяет танцы (рауты в сторону), где говорить можно обо всем, не боясь цензуры тетушек... у нас в России мало, в Петербурге еще меньше», – замечает Лермонтов.
Но свету все это и не нужно. Красивая, привлекательная внешность и уменье ловко танцовать там больше ценятся; как только Печорин это понял, «стал больше танцовать и реже говорить умно; – и даже ему показалось, что его начали принимать с большим удовольствием. – Одним словом, он начал постигать, что по коренным законам общества в танцующем кавалере ума не полагается!» Но не только танцующему кавалеру, но и вообще светскому человеку ни ума, ни убеждений не полагается иметь.
Это великосветское общество чиновного, официального Петербурга, задавившего всякую общественную мысль, для появления и развития которой нужна была другая обстановка, в частности хоть некоторое отдаление от этого официального все нивелирующего пресса. Уже в Москве была иная обстановка, которая способствовала иному формированию ума и характера Печорина, бывшего в то время студентом Московского университета.

Список литературы.

 

1. Белкина М. А. "Светская повесть" 30-х годов и "Княгиня Лиговская" Лермонтова // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. – М., 1941. – С. 516—551.
2. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В. Виноградов. – М., 1963.
3. Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. – М., 1986.
4. Голованова Т.П. М.Ю.Лермонтов // История русской литературы: В 4 т. Л., 1981. Т. 2.
5. Журавлёва А.И. Лермонтов в русской литературе. М., 2002.
6. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М., 1973.
7. Лермонтов М.Ю. Княгиня Лиговская. Ашик-Кериб. Герой нашего времени. Кавказец. Штосс. – М., 2008.
8. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
9. Ломунов К.Н. М.Ю. Лермонтов: Очерк жизни и творчества. – М.: Детская литература, 1989.
10. М.Ю. Лермонтов в русской критике. Сборник статей. – М., 1951.
11. М.Ю. Лермонтов: Исследования и материалы / Отв. ред. М.П. Алексеев. – Л., 1979.
12. Мануйлов В.А. М.Ю. Лермонтов. Биография писателя. Пособие для учащихся. – Л., 1976.
13. Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. – М., 1957.
14. Мордовченко Н. Лермонтов и русская критика 40-х годов //Литературное наследство. М.Ю. Лермонтов. Т. 43-44. – М., 1941.
15. Нейман Б.В. Михаил Юрьевич Лермонтов. – М., 1973.
16. Развитие реализма в русской литературе. В 3-х т. Т. 1. – М., 1972.
17. Федоров А.В. Лермонтов и литература его времени. – Л., 1967.
18. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.
19. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. 3. Очерки гоголевского периода русской литературы. – М., 1949-1953.
20. Шувалов С. В. Мастерство Лермонтова // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. – М., 1941. – С. 251—309.
21. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М.-Л., 1961.
 

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru