По алфавиту:

Указатель категорий Психология особенности и закономерности развития психики

особенности и закономерности развития психики

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 40
Год сдачи: 2007
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

Введение……………………………………………………………3
Глава I. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД А.Н. ЛЕОНТЬЕВА
1. Этапы жизненного и творческого пути……………………….7
2. Развитие и эволюция психики в филогенезе………………...12
3. Теория развития психики в онтогенезе……………………….16
Глава II. СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД С.Л.РУБИНШТЕНЙА
1. Биографический очерк………………………………………..21
2. Основные положения философско-психологической концепции С.Л.Рубинштейна………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………..38

Описание.

ВВЕДЕНИЕ
Возникновение и развитие психики относится к наиболее сложным проблемам психологической науки. Изучение психики приводит нас к пониманию личности, индивидуальности не как пассивного объекта, испытывающего воздействие окружающего мира, подчиняющегося обстоятельствам, а как активного деятельного субъекта, обладающего сознанием. Изучение закономерностей психического развития, выявление влияния соотношения обучения и природных предпосылок личностного развития позволяет нам понять условия формирования индивидуальности, уникальной личности, стремящейся к самореализации путем самосовершенствования, постоянного самообразования. Вся история человечества – это история постоянного развития, от низшего к высшему, от простого к сложному. Но, если можно так выразиться, нет предела совершенству. Мы подходим к рассмотрению личности с позиций позитивной, гуманистической психологии, в рамках которой в человеке изначально заложено стремление самоактуализации, стремление стать индивидуальностью, т.е. определить собственную позицию в жизни, но таким образом, чтобы она не помешала определению такой же внутренней позиции другой индивидуальности.. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей собственной жизни, обращение вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. А эти процессы не могут без знания конкретных закономерностей психического развития.
Традиционно развитие психики изучается в трех направлениях, и выделяются соответствующие им направления: изучение возникновения и развития психики в животном мире; изучение возникновения и развития человеческого сознания и изучение развития психики в онтогенезе человека. В этих же направлениях развивалась и отечественная психология.
40-60-е годы XIX в., т.е. период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы. Это период расцвет позитивизма и естественных наук, а также время проведение комплексных реформ. В России психология развивается по двум различным программам К.Д.Кавелина и И.М.Сеченова.
По мнению Кавелина психологическая наука должна быть ориентирована на решение этических проблем «Он считал, что психические состояния детерминированы тремя факторами - идеальностью, сознательностью и волей. При этом идеальность служит основой нашей критичности, стремления к абсолюту, к лучшей действительности. Сознание связано с возможностью самопознания, оно требует памяти и способности раздваиваться внутри себя, оставаясь цельным душой. В этой способности души раздваиваться, обращаясь к самой себе» [13]. Кавелин считал, что душа есть живая психическая реальность, вырабатывающая из себя, под влиянием окружающего материального мира, особый нравственный порядок, служащий образцом для преобразования материальных сочетаний. Это взаимоотношение двух порядков - материального и психического - не определяется законом причинности, а потому возможна, по мнению Кавелина, свобода воли, свобода человеческой деятельности.
Но наиболее популярными были естественнонаучные изыскания И.М.Сеченова. В 1863 году он опубликовал свою самую известную работу «Рефлексы головного мозга», посвященную психологическим проблемам. В ней он отрицал существование нематериальной души, доказывая, что психические процессы являются рефлексами разной степени сложности. Однако, он не отрицал сознательности человеческих поступков, присутствия в них совести и разума и, следовательно, ответственности человека за свое поведение. «Сеченов подчеркивал, что его учение не отрицает свободы человека, оно просто показывает, что желания и интересы воспитываются и развиваются в зависимости от той среды, в которой человек растет. Поэтому общество должно заботиться о просвещении своих сограждан и правильном воспитании детей» [13].
В тот период, т.е. в 60-70-е годы, общество безоговорочно приняло программу Сеченова, положив начало построению психологии как науки о поведении, существенно отличавшейся от других психологических направлений. В этом русле продолжают работать такие известные ученые как: И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторной деятельности; В.М.Бехтерев – автор объективной психологии, А.А.Ухтомский – создавший учение о доминанте и др.
Советская психология формировалась в начале 20-х годов XX в. Она вобрала в себя многие традиции отечественной психологии, естествознания, педагогики и философии. В этот период существовало два направления - социогенетическое и биогенетическое, которые по-разному подходили к вопросу взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психики. Ярким представителем биогенетического направления был П.П.Блонский. Он считал, что психика имеет материальные основы, а ее формирование не связано автоматически с развитием вида, но определяется логикой самого процесса развития, в котором существует закономерная последовательность ступеней. Исходя из этого, он создает свои периодизации психического развития.
Лидером социогенетического направления являлся А. Б.Залкинд. Рассматривая закономерности развития детской психики, Залкинд не отрицал большой роли биологических факторов, однако источник развития он видел в окружающей ребенка социальной среде. Залкинд подчеркивал, что нервная система человека представляет собой продукт его социального развития, причем доказательством изменений в биологических структурах являются, по его мнению, данные генетиков, рефлексологов и психоаналитиков.
Благодаря многочисленным исследованиям, проводимым в то время, были заложены основы перехода от констатации роли различных факторов к поиску механизмов их влияния на психическое развитие. Впервые о новом понимании среды и механизмах ее влияния на психику заговорил М.Я.Басов, а Л.С.Выготский в своей культурно-исторической теории открыл собственно психологический механизм влияния социальной среды на развитие высших психических функций.
Другой подход к разработке предметной области психологии получил активное развитие во II половине ХХ века, - это идеи формирования сознания и его проявлений в деятельности. Понятие о деятельности многозначно. Сеченов говорил о психических деятельностях, понимая их как процессы, которые совершаются по типу рефлекторных. Павлов ввел понятие о высшей нервной деятельности, Бехтерев – о соотносительной деятельности, Выготский говорил о психических функциях как деятельности сознания. Но с обращением к марксизму, для которого прототипом любых форм взаимоотношений человека со средой является труд, трактовка деятельности приобрела новое содержание.
В отечественной психологической науке указанная проблематика разрабатывается в двух вариантах деятельностного подхода:
Объектно-деятельностный подход. Внутренний мир человека есть превращенный внешний социо-культурный мир. Формирование человеческого индивида - это превращение внешней социо-культурной формы деятельности в ее внутреннюю форму (психику). Развитие как формирование осуществляется за счет интериоризации (Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.).
Субъектно-деятельностный подход. Внутренний мир человека имеет собственные источники развития. Социокультурная среда и внешняя деятельность есть условия развития и формирования внутреннего мира, но не являются его источниками. Развитие и формирование осуществляется за счет внутреннего естественного процесса (Рубинштейн С.Л., Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В.).В нашей работе мы подробнее остановимся на этих основополагающих теоретических концепциях А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна.

Список литературы.

1. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна. // С. Л. Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. – М.: Наука, 1989.
2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна (к 100-летиюсо дня рождения). – М.: Наука, 1989.
3. Брушлинский А.В. Принцип детерминизма в трудах С.Л.Рубинштена// Вопросы психологи №5/1989.
4. Гальперин П.Я. К воспоминаниям об А.Н.Леонтьеве// А.Н.Леонтьев и современная психология. М: МГУ, 1983.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1998.
6. Климов Е.А. А.Н.Леонтьев — человек могучего действия // Журнал практического психолога №1/2003.
7. Леонтьев А.А.. Жизненный и творческий путь А.Н.Леонтьева. М.: Смысл, 2003.
8. Леонтьев А.Н Очерк развития психики // Избранные психологические произведения В 2-х т. Т.1 – М.: Педагогика, 1983 г. – 392 с.
9. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в человеке// Избранные психологические произведения В 2-х т. Т.1 – М.: Педагогика, 1983 г. – 392 с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность// Избранные психологические произведения В 2-х т. Т.2 – М.: Педагогика, 1983 г. – 392 с.
11. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка// Избранные психологические произведения В 2-х т. Т.1 – М.: Педагогика, 1983 г. – 392 с.
12. Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека// Избранные психологические произведения В 2-х т. Т.1 – М.: Педагогика, 1983 г. – 392 с.
13. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2007, 688 с.
15. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, СПб: Издательство «Питер», 2003, 512 с.
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru