По алфавиту:

Указатель категорий Психология Этническая психология населения

Этническая психология населения

ВУЗ: АУ при президенте РБ
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
Количество страниц: 22
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 3
2. ПСИХОЛОГИЯ АМЕРИКАНЦОВ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
ЛИТЕРАТУРА 21

Описание.

Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется феномен «мы», т.е. пока все люди (или их большинство) считают себя принадлежащими к данной нации, идентифицируют себя с ней. «Мы» есть не что иное, как отражение в сознании конкретной социальной общности факта объективных условий сосуществования ее представителей.
Для устойчивости феномена «мы» неизбежно должен существовать феномен «они», т.е. другая нация, непохожая, отличающаяся от нас существенно, зримо, выпукло, а потому остающаяся загадочной, непонятной и, следовательно, являющаяся источником всяческих неожиданностей, опасностей. Именно осознание того, что есть «они», в свою очередь порождает стремление самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы».
Феномен «они», точно так же, как и феномен «мы», имеет свою реальную основу. Если объективные условия жизни и деятельности людей, психологическим отражением которых являются феномены «мы» и «они», совпадут, окажутся одинаковыми, противопоставление одной нации другой рано или поздно угаснет.
Анализируя идею Л. Фейербаха о замене категории «я» как субъекта познания на категорию «я и ты», Б. Ф. Поршнев пришел к выводу, что социальная психология становится наукой лишь тогда, когда на место исходного психологического явления ставится не «я и ты», а «мы и они», а на место отношений двух личностей — отношение двух общностей.
Тем не менее «мы» всегда наделяли себя большим количеством достоинств, чем «их». Люди склонны переоценивать достоинства «своей» нации и, наоборот, преуменьшать сильные стороны других. Что же касается недостатков, то здесь все наоборот. Известная пословица о том, что «в чужом глазу видна и соринка, а в своем и бревна не заметишь», как раз наглядно характеризует эту закономерность.
Принадлежность к какой-то группе, осознание ее — один из самых древних примеров проявления общественного сознания людей. На заре человеческой истории сложились объединения, ставшие прообразом будущих этносов, — роды. Чувства родовой общности, принадлежности к определенному роду — это самые простые и в то же время очень глубинные человеческие чувства. Именно в отношениях между родами впервые возникли оценки «мы — они», именно в ту самобытную эпоху закладывались устойчивые взгляды на характер отношений между будущими нациями.
В данном реферате будет рассмотрены основные понятия этнической психологии, а также на примере Соединенных Штатов Америки будет раскрыто понятие «этническая психология народа».

Выдержка из работы.

Человечество имеет общее происхождение. Все многообразие различий в физическом облике людей, которое можно встретить на разных континентах, есть результат вариаций одного и того же биологического вида — Homo sapiens (человека разумного).
Развитие современного человечества представляет собой единый процесс: все народы планеты так или иначе оказываются связаны общностью судеб. Можно говорить и о том, что субъектом, основой, носителем современной истории является все совокупное человечество. Деятельность человека за последние два столетия и особенно в XX в. приобрела глобальный, т.е. всемирный, характер. Между тем всего несколько сот лет назад отдельные народы и расы зачастую развивались обособленно друг от друга, разделенные в те времена непреодолимыми природными и другими преградами. В истории человечества были и такие случаи, когда отдельные государства сознательно изолировали себя от внешнего мира, чтобы предотвратить воздействие других народов на собственную историю. Такие попытки, например, в Китае, стране древней и уникальной культуры, привели к «консервации» общественной жизни и многовековому застою. Схожие процессы имели место и в Японии до начала XX столетия.
Сегодня ученые обращаются к изучению человечества в его взаимодействии с космическими процессами и даже потусторонними силами. С позиций самого передового научного знания жизнь и деятельность людей уже рассматриваются как часть мирового процесса в целом. Перед человеческой мыслью встала задача в полной мере осознать свое единство с природой, космосом.
Однако в повседневной жизни человек сталкивается с другими проблемами: он видит, что реально люди в своей жизни разобщены, конфликтуют друг с другом, ведут войны, в которые вовлекаются миллионы людей. Почему же человечество не ощущает своего единства, своей общей судьбы? Почему даже несколько человек, нередко друзей, не могут найти общий язык?
Часто для человека большую роль играют не те черты, которые объединяют его с другими, а те, которые заставляют держаться обособленно. Человек вынужден ориентироваться в мире людей, идентифицируя их по самым различным признакам. Некоторые из этих признаков носят биологический, природный характер. Можно говорить отдельно о мужчинах, о женщинах, о поколениях людей. Другие признаки имеют социальный смысл. Мы делим людей на рабочих и предпринимателей, верующих и атеистов, на друзей и врагов и т.д. Зачастую все эти различия тесно переплетаются, их не всегда можно дифференцировать. Каждый оценивает другого по десяткам признаков, причем часто делает это интуитивно.

Список литературы.

1. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». — М., 2003.
2. Бороноев А. О., Павленко В.Н. Этническая психология. — Л., 2004.
3. Ватутин М. К возраждению славяно-русского самосознания. - СПб., 2001.
4. Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. — М., 2002.
5. КарнышевА.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: Социальная психология, история, политика. — Улан-Удэ, 2007.
6. Крысько В. Г. Влияние национально-психологических особенностей на боевую деятельность личного состава армий империалистических государств. — М., 2007.
7. Прабхупада С. Бхагават Гита как она есть. — Вильнюс, 2000.
8. Суворова Д.Г. Критика этнопсихологических концепций современной буржуазной социологии. — Алма-Ата, 2001.
9. Сухарев В., Сухарев М. Европейцы и американцы глазами психолога. — Минск, 2000.
10. Фетисов И. В. Особенности национальной психологии испанцев: Дис.... канд. психол. наук. — М., 2005.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru