По алфавиту:

Указатель категорий Психология Уровень развития интеллекта супругов и удовлетворенность браком

Уровень развития интеллекта супругов и удовлетворенность браком

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Курсовая работа

Выдержка из работы.

Уровень развития интеллекта супругов и удовлетворенность браком 

По определению Н. Я Соловьева, семья - это "малая социальная группа общества,важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство"[1]. 

Целью изучения семьи является, во-первых, установление семейного диагноза - выявление в жизнедеятельности определенной семьи тех нарушений, которые участвуют в возникновении и хронификации нервно-психического расстройства у одного или нескольких ее членов; во-вторых, выявление тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция нервно-психического расстройства (и которые, соответственно, нужно учитывать при выборе метода семейной психотерапии и при ее осуществлении). 

Изучение семейных взаимоотношений осложнено многими факторами: 

Во-первых, сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т.д. 

Во-вторых, отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры.   Пока не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи, вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами. 

В третьих, тем, что предметом семейно психологии является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов, и представление, о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта. Каждый человек имеет свой собственный семейный опыт и зачастую исходит только из него, пытаясь понять, что такое семейные отношения вообще. 

И, конечно, изучение семьи осложняется скрытностью (интимностью) многих происходящих в семье событий, а так же их изменчивостью, отсутствием четких контуров. 

Проведенный нами анализ литературных источников показывает, что еще недостаточно разработаны вопросы, имеющие непосредственное отношение к качеству брака, как, впрочем, недостаточно разработано и само понятие качества брака. Проводимые в этом направлении исследования в основном касались изучения отдельных сторон качества брака: стабильности и устойчивости брака, совместимости супругов, роли семьи в обществе и т. д. Лишь немногие авторы обращались к проблеме исследования семейных отношений с точки зрения качества брака, удовлетворенности супругов семейными отношениями. Исследуя различные подходы к интерпретации понятия «удовлетворенность браком», мы обнаружили, что в психологической науке нет единой концепции понятийного аппарата семейной психологии, а так же, мы подошли к тому, что существуют некоторые факторы, влияющие на удовлетворенность супругами браком. 

Отечественными и зарубежными исследователями было проведено ряд попыток обобщения и классификации факторов, влияющих на качество семейных взаимоотношений [53], [39], [44], [48], [36]. 

Но, несмотря на то, что в современной науке накоплен обширный материал по различным факторам, влияющим на успешность брачного союза, осталась за кадром проблема влияния интеллекта супругов на удовлетворенность браком. В современной науке фактор интеллекта не изучался с точки зрения его возможного влияния на удовлетворенность браком. 

На уровне общественного сознания существуют различные представления о том, как влияет интеллект супругов на качество семейного союза и удовлетворенность браком [15]. 

Одни полагают, что интеллект помогает супругам налаживать эффективное взаимодействие и в этом плане именно наличие высокого уровня интеллекта у супругов обеспечивает успешность семейного союза. 

Другие же, наоборот, проявляют интерес к интеллекту как к средству повышения личностной эффективности в браке с точки зрения возможной манипуляции другим супругом. Исходя из этого, они полагают, что высокий уровень интеллекта должен сочетаться с неудовлетворенностью хотя бы одного из супругов в браке, поскольку манипулирование другим супругом всегда приводит к супружескому неблагополучию. 

Есть так же третьи, которые полагают, что интеллект вообще не имеет отношения к качеству семейных взаимоотношений и удовлетворенности браком [15]. 

Для изучения этой проблемы, объектом нашего исследования были выбраны супруги (не обязательно супружеские пары), т.е. люди, состоящие в браке на момент исследования с супружеским стажем не менее 7 лет, обратившиеся в службу занятости г. Красногорска Московской области. 

Предмет исследования - удовлетворенность браком. 

Целью нашего исследования анализ влияния фактора интеллекта как возможной детерминанты удовлетворенности браком. 

Данная цель конкретизировалась в следующих  задачах: 

1. В процессе теоретического исследования проанализировать литературу на предмет факторов, влияющих на удовлетворенность браком. 

2. Проанализировать интеллект с точки зрения его возможного влияния на удовлетворенность браком. 

3. Сформулировать гипотезу, проверить гипотезу. 

4. Провести статистическую обработку полученных результатов. 

5. Исходя из полученных результатов, разработать рекомендации по консультативной работе с супругами. 

6. Определить другие значимые области применения полученных результатов. 

Гипотеза нашего исследования: 

Чем выше уровень общего интеллекта, тем больше супруги неудовлетворенны браком; и соответственно, чем ниже уровень интеллекта супругов, тем больше их устраивают их семейные отношения. 

Глава 1. Удовлетворенность браком. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком. 

1. Проблема изучения семьи в психологической науке. 

В настоящее время общество испытывает сложности в связи с изменением социальных ориентаций. Переход страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на структуру многих семей как малых групп, породив непривычные для них внутригрупповые изменения [22,с.9]. В свою очередь, эти внутригрупповые изменения приводят к повышению уровня внутренней конфликтности семьи, а также к росту разводов и снижению уровня рождаемости [22,с.11]. В связи с этим актуальность исследования факторов, влияющих на качество брака, для всесторонней диагностики и коррекции семейных отношений при оказании психологической помощи семье резко возрастает. Анализ литературы показывает, что можно выделить общие черты, свойственные семьям в изменяющемся обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов [4], [7], [9], [39], [40]. Вместе с тем в большинстве работ, посвященных семье, она рассматривается как относительно закрытая система, имеющая слабую связь с окружающими институтами, организациями и даже группами. 

В психологии накоплен большой опыт по исследованию семьи и брака, но долгое время исследования семьи в СССР велись главным образом с позиций ее места, роли в жизни общества, тенденций развития в период перехода от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму (С. Вольфсон, В. Светлев, Н.Д. Шимин, Е.Г. Балагушкин, С. Лаптенок, В.И. Чекалин, Н.Я. Соловьев, А.Г. Харчев, Н.Г. Юркевич, К.Т. Виниченко, В. Ключников).

В 70-х годах особое внимание уделялось таким проблемам, как социально-психологический аспект общения в семье и его роль в процессе формирования личности (Б.П. Парыгин, А.Г. Харчев, А.Р. Лурия, И. Сикорова, В.М. Родионов, И.В. Колмановский); характер совмещения женщиной профессиональной деятельности и обязанностей в семейном кругу, и каким образом это сказывается на жизни семьи (А.Г. Харчев, С. Голод, 3. Янкова, Н.Г. Юркевич, В.А. Сысенко, З.А. Янкова, Н.Я. Соловьев, Д.Я. Кутсар, Э. А.Тийт, Е.Ф. Сафро, А.Г. Харчев, Т.А. Мишина, В. Переведенцев, Ю.Б. Рюрик и др.).

Не менее интересна, на наш взгляд, позиция представителя гуманистического направления в психологии А. Маслоу [46]. Разработанная Маслоу теория мотивации настолько известна, что в представлении не нуждается, но, мы попытаемся рассмотреть иерархию структура потребностей с точки зрения полученных нами результатов. Согласно теории мотивации Маслоу, неудовлетворенность браком есть ничто иное, как нереализованная потребность в принадлежности и любви (Маслоу полагал, что все потребности человека врожденные или инстинктоидные). Учитывая допущение теории о том, что доминирующие потребности, расположенные внизу пирамиды иерархии, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены прежде, чем другая, расположенная выше. Таким образом, опираясь на постулаты теории Маслоу, можно предположить, что в рамках гуманистического подхода в случае нереализованной потребности в принадлежности и любви (т.е. неудовлетворенности браком) возможность реализовать вышестоящие потребности: самоуважения и самоактуализации практически отсутствует. Говоря иначе, у человека, неудовлетворенного своими семейными отношениями, согласно теории мотивации А. Маслоу, очень мало шансов быть уважаемым другими и собой, и еще меньше шансов самоактуализироваться, т.е. стать тем, кем он хочет стать. 

Опираясь на вышеизложенную теорию, мы так же заметим, что стать актуальной потребность в принадлежности и любви (в нашем случае - потребность удовлетворенности в браке) может лишь в случае удовлетворения физиологических потребностей (голод, жажда, секс, сон) и потребностей безопасности. Но, на наш взгляд этот постулат оспорим. Разве не может являться неудовлетворенность интимными отношениями (физиологическая потребность) причиной неудовлетворенности браком (потребность в принадлежности и любви) в целом? Или другой пример: вынужденное кочевание супругов из-за отсутствия собственной жилплощади (нереализованная потребность в безопасности) может так же являться ядром неудовлетворенности браком (потребность в принадлежности и любви). Это доказывает прозрачность границ системы мотивации Маслоу, если не сказать, что разбивает иерархическую структуру потребностей. 

Каковы же причины неудовлетворенности браком в рамках этой теории? Вопреки нашим полученным результатам о том, что  высокий уровень развития интеллекта индивида является источником неудовлетворенности браком, мы находим в теории мотивации сведения о том, что нереализованная потребность в принадлежности и любви (т.е. поиск близких взаимоотношений) в зрелом возрасте является следствием неполной реализации этой же потребности индивидом в детстве. Таким образом, Маслоу предполагает, что недостаточная любовь и внимание родителей по отношению к ребенку влечет за собой не просто неудовлетворенность в будущем браке их ребенка, но и предопределяет проблемы удовлетворения других важных потребностей, как-то потребность в самоуважении и самоактуализации. 

Именно Маслоу утверждал, что потребности принадлежности и любви часто не удовлетворяются американским обществом, в результате чего развиваются дезадаптация и патология. Многие люди неохотно открывают себя для близких отношений, так как боятся быть отвергнутыми. Маслоу заключал, что есть доказательство существенной корреляции между счастливым детством и здоровьем в зрелой жизни. Такие данные, с его точки зрения, поддерживают тезис, что любовь является основной предпосылкой здорового развития человека. 

Не менее интересно, на наш взгляд, обсуждение полученных результатов с точки зрения социально-конгитивного направления в психологии, а в частности, в рамках теории А. Бандуры. Основоположением его теории является то, что причинами функционирования человека является триада: поведение - личностные факторы - окружение. Таким образом, социально-когнитивная теория описывает модель взаимной подчиненности, в которой познавательные, аффективные и другие личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты. 

Бандура утверждает, что высшие интеллектуальные способности дают индивиду мощное средство воздействия на окружение. Посредством вербальных и образных репрезентаций, по его мнению, люди производят и сохраняют опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения. В этом прослеживается схожесть с теорией Келли, с той лишь разницей, что Бандура еще указывает на значимость когнитивных способностей в планировании поведения: для того, чтобы не обращаться к открытому поведения методом проб и ошибок, индивид может предвидеть вероятные последствия действий и соответственно изменять свое поведение. Отсюда можно сделать следующий вывод: высоко развитый интеллект является средством воздействия на  окружение, в том числе и на ситуацию индивида в семье, которая его не удовлетворяет. Прогнозируя свое поведение путем задействования когнитивной сферы, неудовлетворенный браком индивид может изменить свою семейную жизнь в лучшую сторону, не совершая при этом поведенческих ошибок. И снова мы выходим на вопрос о том, как возможно прогнозировать свое поведение индивиду в случае его слабо развитой когнитивной сферы? Мы предполагаем, что в этом случае индивид интуитивно может видеть желаемые перспективы своего будущего, но при этом он лишен возможности оперировать сложными понятиями и выстраивать логические цепочки путей достижения желаемого будущего. Он будет использовать метод проб и ошибок на поведенческом уровне. В жизни это может выражаться в том, что человек с низким уровнем развития интеллекта, не осознавая свою неудовлетворенность браком, интуитивно может рисовать себе картины благополучной семейной жизни и стремиться к ним путем доступных ему поведенческих реакций (чаще всего, деструктивных, что характерно для людей с низким уровнем интеллекта). 

Своеобразный взгляд на эту проблему мы обнаружили в теории оперантного научения Б. Скиннера [46]. Сравнивая полученные нами результаты с основными положениями этой теории, можно сделать вывод о том, что неудовлетворенность браком возникает, если исчезает привычное подкрепление значимых в браке потребностей, сформировавшихся посредством условного подкрепления. Иначе говоря, источником неудовлетворенности браком у супруги может стать такой факт, например, как возникшее вследствие смены работы супругом, отсутствие времени на совместное проведение досуга или ограничение времени общения супругов. Но неудовлетворенность в этом случае возникнет лишь при условии, что ранее совместное проведение досуга супругами и их общение было эмоционально положительно окрашено (положительное условное подкрепление) и имело место в их повседневной жизни (привычность). Как мы можем наблюдать в этой теории, роль интеллекта здесь сведена до осознания отсутствия привычного подкрепления потребности. 

Если рассмотреть полученные нами результаты в рамках гуманистической теории Э. Фромма, то мы увидим среди пяти выделенных автором ведущих потребностей потребность в установлении связей. Фромм считал, что для преодоления ощущения изоляции всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. По всем вышесказанным мы понимаем семью. Идеальный путь связи с миром, по Фромму, осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям сотрудничать и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если эта потребность не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверять другим. На этом этапе у нас возникает два предположения. Во-первых, возможно, что в случае неудовлетворенности индивидом потребности в установлении связей он отстаивает эгоистические интересы и это является качественно новым уровнем его развития. В этом можно увидеть и положительный момент: эгоистические интересы могут выражаться в духовном и интеллектуальном совершенствовании (т.е. личностный прогресс). Но для этого индивиду необходим достаточно сильный базовый уровень интеллекта. С другой стороны, неудовлетворение потребности в установлении связей индивида с низким уровнем развития интеллекта может повлечь за собой регресс в виде потери навыков коммуникации, опустившись до удовлетворения физиологических потребностей. 

Итак, мы рассмотрели полученные нами результаты с точки зрения различных направлений психологии. Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в ряде теоретических направлений мы нашли некоторое подтверждение наших данных относительно связи уровня интеллекта со степенью удовлетворенности браком. 

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru