По алфавиту:

Указатель категорий Психология Страх и тревожность как психологическая проблема

Страх и тревожность как психологическая проблема

ВУЗ: МГЭУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 27
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ 5
ЧЕЛОВЕКА 5
1.1. Виды и роль эмоций в жизни человека. 5
1.2 Понятия тревожности в психологии 8
1.3 Понятия страха в психологии 12
2. Классификация видов тревожности и страхов 15
3. Изучение природы и проблем тревожности и страха в психологии. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Описание.

Деятельность человека и ее результаты обусловлены не только его устойчивыми индивидуальными качествами, но и в значительной степени временными сдвигами, которые возникают в его организме и определяются как психофизиологические состояния.
Когда люди находятся в эмоциональном и физическом упадке, мы часто говорим, что они в "ужасном состоянии" Аналогично, мы осознаем, что для решения большинства задач мы должны быть в "правильном состоянии духа" Что такое состояние духа? Очень просто: это все те мысли, эмоции и физиология, которые мы проявляем в этот момент, внутренние картинки, звуки, ощущения и все паттерны позы и дыхания. Разум и тело полностью взаимосвязаны, так что наши мысли немедленно оказывают влияние на нашу физиологию и наоборот.
Страх и тревожность — неизбежные спутники нашей жизни. Постоянно изменяясь, они сопровождают нас от рождения до смерти. Вся история человечества состоит из попыток преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх. Магия, религия и наука вносят свою лепту в этот процесс. Посвящение себя Богу и любви, исследование законов природы, аскетический образ жизни и философское познание едва ли способствуют избавлению от страха, но помогают его переносить и, может быть, делают наше развитие более плодотворным. Надежда на возможность прожить без страха остается иллюзией; он пронизывает человеческое существование и является отражением нашей зависимости и нашего знания о неизбежности смерти. Мы только пытаемся противопоставить ему мужество, доверие, знания, силу, надежду, покорность, веру и любовь. Это помогает нам ужиться со страхом и объяснить его, но он постоянно побеждает вновь. Мы скептически относимся к методам, направленным на освобождение от страха: они не оправдывают наших надежд.
Исследование психических состояний страха и тревожности человека является актуальной проблемой современной психологической науки.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов.
С одной стороны, психические состояния страха тревожности выступают в качестве важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывают существенное влияние на эффективность и качество различных видов трудовой деятельности. С другой стороны, как признают сами ученые, “эта проблема в современной психологии недостаточно разработана” [18, с.169].
В отечественной науке отсутствует единое мнение об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний тревожности. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами- с одной стороны, и психическими свойствами личности - с другой. Это проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от психических процессов, черт характера и свойств личности.
В наиболее общем виде проблема страха и тревожности может быть сформулирована как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности.
Объектом исследования является анализ таких психических состояний личности, как страх и тревожность.
Целью исследования является изучение психологических особенностей страха и тревожности.
В соответствии с целью и объектом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. изучить понятие страха и тревожности в психологии.
2. Выявить условия и факторы, влияющие на показатель уровня страха и тревожности.
3. Исследовать проблемы появления страха и тревожности, а также проявления в виде интенсивности, уровня, глубины воздействия на физиологию и психику.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ теоретической и экспериментальной литературы по психологии, педагогике, медицине, тематических сборников трудов Академий психологических и педагогических наук по проблемам исследования.
2. Проведение анкетирования и наблюдений.

Выдержка из работы.

Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания.
Эмоции – “особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности” [40, с.427].
Иными словами, “эмоции - это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности” [6, с.26].
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Для человека главное значение эмоций заключается в том, что, благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.
Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, такие, например, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Данный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основных эмоций, но и “наличие генетически обусловленной способности к их пониманию у живых существ” [6, с.34]. Это относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.
Врождёнными являются далеко не все эмоционально - экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания [6, с.35].
Жизнь без эмоций так же невозможна, как без ощущений. Эмоции, по утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [14, с.23-24].
У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Список литературы.

1. Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. - М.: МГУ, 1997.
2. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1994, с.276.
3. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика, Спб: Речь.2006 - 440 с.
4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 2002, № 1, с.104 - 113.
5. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1999.
6. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1995.
7. Израд К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980
8. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
9. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
10. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование» 1998, №2.
11. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.: Знание, 1997.
12. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. – Казань, 1991.
13. Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология /Межвузовский сборник. – Л.: ЛГУ, 1999.
14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 2003
15. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание», 1996 г., №4.
16. Творогова Н.Д. Страх и тревожность.Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. -М.: ВУНМЦ, 1998, с. 275.
17. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.386.
18. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания. / Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект,1999, с. 453.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru