По алфавиту:

Указатель категорий Психология Социально-психологическая адаптация студентов

Социально-психологическая адаптация студентов

ВУЗ: РГСУ
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
Количество страниц: 15
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Cкачиваний: 1
Последнее скачивание: 2011-02-28

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика феномена социально-психологической адаптации 5
2. Социально-психологическая адаптация студентов в вузе 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Описание.

На современном этапе общественного развития студенчество выступа-ет как потенциал, направленный в будущее, определяющий развитие нашего общества. Именно поэтому эта группа нуждается в глубоком и всестороннем анализе.
Актуальность исследования определяется задачами оптимизации про-цесса социально-психологической адаптации студентов к вузу, так как ус-пешность деятельности студентов зависит от успешности социально-психологической адаптации.
Проблема социально-психологической адаптации как один из важней-ших факторов развития личности студента в той или иной мере исследова-лась как в отечественной (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, С.Г. Вершловский, И.А. Зимняя, Т.Е. Конникова, И.С. Якиманская и др.), так и в зарубежной науке C.А. Бандура, Дж. Дьюи, К. Кутрена, Р. Мэй, К. Роджерс и др.).
В современной научной литературе особого внимания заслуживают ра-боты, посвященные изучению влияния социально-психологической адапта-ции на выработку мотивации в учебной деятельности, на развитие интеллек-туального, нравственного и культурного потенциала личности будущего спе-циалиста (Д.А. Андреева, С.В. Васильева, С.В. Дроздов, М.А. Иванова, Н.А. Коваль, С.Б. Каверин, В.П. Косырев, А.В. Петровский, В.И. Селиванова и др.), на самооценку, ответственность студента за свое поведение, отношение к окружающим людям, построение общения на основе толерантности, дру-желюбия (И.А. Алипердиева, М.Ю. Бабанский, Л.А. Бану, Вэй Син, И.Е. Ли-лиенталь, Ф.Р.А-Р. Мохаммад, И.Л. Мушарапова, Нгуен Ван Тхак, Г.С. Сте-панова, А.Г. Терещенко и др.).
В ряду различных подходов изучения индивидуально-типологических особенностей социально-психологической адаптации студентов в условиях вуза для данного диссертационного исследования представляют интерес ис-следования индивидуально-личностных особенностей социально-психологической адаптации студента (Ф.Б. Березин, Р.Р. Бибрих, Т.М. Буя-кас, М.В. Буланова-Топоркова, И.А. Васильев, С.В. Васильева, С.А. Гапоно-ва, Л.К. Гришанов, В.П. Кондрашева, А.В. Петровский, Л.Д. Столяренко, В.Д. Цуркан и др.), этничности и межэтнического взаимодействия в различ-ных средах (С.И. Баляев, А.Д. Карнышев, В.Г. Крысько, Г. Триандис, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, А.А. Сусоколов, Г.У. Солдатова, О.К. Степанова и др.), особенностей калмыцкого этноса (Я.П. Дуброва, И.А. Житецкий, Н.Л. Жуковская, О.Д. Мукаева, Б.Б. Оконов, У.Э. Эрдниев и др.).
Несмотря на достаточно большое количество работ, детальный анализ заявленной темы вскрывает необходимость более глубокого подхода к ис-следуемой проблеме. Многие авторы подчеркивают, что теоретико-методологические аспекты проблемы социально-психологической адаптации студентов в вузе не разработаны, исследования носят разрозненный характер. В связи с выше перечисленным очевидна актуальность исследования по за-явленной тематике.

Выдержка из работы.

В современном психоанализе толчком к началу процесса адаптации и достижения адаптивности является конфликт. В рамках этого направления психологии отмечают две разновидности адаптации:
1) аллопластическая адаптация, осуществляемая посредством тех из-менений во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствие со своими потребностями;
2) аутопластическая адаптация, осуществляемая за счет изменений личности (структуры, умения, навыков и т.д.), с помощью которых она при-спосабливается к среде [7, с. 102].
В современной психологической литературе существуют различные подходы к понятию «социально-психологическая адаптация».
Данный феномен рассматривается как результат деятельности целост-ной самоуправляемой системы, которая обеспечивает деятельность человека на уровне «оперативного покоя», позволяя ему не только наиболее опти-мально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них [2, с. 56].
Социально-психологическая адаптация представляет собой объективно необходимый процесс вхождения индивида в новую социальную среду и ее освоение. Иначе говоря, такого их взаимодействия и взаимного приспособ-ления, в результате которого создаются оптимальные условия и для реализа-ции личностью ее потребностей, целей, ценностей, и для изменения самой адаптирующей среды, и для глубоких личностных изменений адаптирующе-гося индивида [, с. ].
Такое понимание адаптации обосновывает утверждение о том, что при-способление среды к интересам личности, приспособление личности к усло-виям среды создает возможность для успешной адаптации личности и ее са-мореализации, а адаптированная личность способствует обогащению среды.
Процесс социально-психологической адаптации развивается под воз-действием определенных факторов, условий и субъектов, в этой связи основ-ная проблема, решаемая адаптацией, заключается в сближении целей, уста-новок, ценностных ориентации индивида с новой социально-психологической средой, определении своего места, роли в изменяющихся условиях.
По мнению Розум С.И., эффективность социально-психологической адаптации напрямую зависит отряда факторов, основными из которых явля-ются следующие:
- организация микросоциального взаимодействия;
- факторы среды или окружения.
Согласно данным автора, при конфликтных ситуациях в семейной или служебной сфере, затруднениях в построении неформального общения на-рушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Оценка личностных качеств ок-ружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случа-ев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же ка-честв как фактора отталкивающего – с её нарушениями [1, с. 68].
В исследованиях Петровского В.А. и Полевой М.В. показано, что на положительное развитие личности в плане дальнейшей социально-психологической адаптации большое влияние оказывает лояльное отношение родителей к неординарной активности ребенка.
Таким образом, анализ психологических работ по проблеме исследова-ния показал, что социально-психологическая адаптация личности является сложным целенаправленным процессом интеграции индивида в общество, процессом приспособления индивида к условиям социальной среды, преоб-разования его собственных личностных качеств для достижения целей своей деятельности, а также результатом этого процесса.

Список литературы.

1. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности / В.Г. Асеев - Иркутск, 1996. – 320 с.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – СПб.: Питер, 1998. – 154 с.
3. Васильева С.А., Копеина Н.С. Психологическая идентичность как ус-ловие успешной адаптации студентов к учебному коллективу / С.А. Васильева, Н. С. Копеина. - СПб.: Академия, 1994. – 332 с.
4. Ионов В.А., Максимов С.А. О некоторых психолого-педагогических и медико-физиологических факторах адаптации студентов // Специалист, 2004, - № 11. - С. 33-36
5. Кондратьев, Ю.М. Социальная психология студенчества. / Ю.М. Конд-ратьев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 160 с.
6. Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности / А.А. Налчаджан. - Ереван, 1998. – 145 с.
7. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации челове-ка / С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
8. Фёдорова Е.Е. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональной деятельности / Е.Е. Федерова. – Магнитогорск, 2007 – 187 с.
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru