По алфавиту:

Указатель категорий Психология Сотруднечество педагога с родителями как важный путь в укреплений психологического здоровья детей

Сотруднечество педагога с родителями как важный путь в укреплений психологического здоровья детей

ВУЗ: БГПУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 50
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ 6
1.1 Понятие «психологическое здоровье». Критерии и уровни психологического здоровья детей дошкольного возраста 6
1.2 Педагогические условия становления психологического здоровья детей 9
1.3 Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей 10
ВЫВОДЫ К ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ: 14
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1 Диагностика уровня психологического здоровья дошкольников 15
2.2 Определение форм и методов взаимодействия педагогов и родителей по укреплению психологического здоровья детей 21
2.3 Рекомендации педагогам и родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста 22
ВЫВОДЫ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Приложение 31

Описание.

Актуальность темы определила цель нашего исследования - изучение особенностей психологического здоровья детей дошкольного возраста во взаимоотношениях с педагогами и родителями.
Объектом исследования стали дети старшей дошкольной группы в возрасте 5,4– 5, 8 лет.
Предмет исследования – проявления психологического здоровья дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изученности вопроса психологического здоровья дошкольников в научной литературе.
2. Выявить уровень психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить формы взаимодействия педагога и родителей по сохранению психологического здоровья детей.
4. Выработать рекомендации и определить условия укрепления психологического здоровья детей.
Гипотеза: мы предполагаем, что укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста возможно в условиях определенной воспитательной среды, предполагающей активное взаимодействие педагогов и родителей.
В своем исследовании мы использовали следующие методы:
• теоретические: изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области общей, возрастной и социальной психологии;
• диагностические: методика определения самооценки детей дошкольного возраста, предложенная В.Г. Щур «Лесенка Щур» [31; с. 20-21]; опросный лист, предложенный Н. Артюхиной, А.М. Щетининой, позволяющий выявить особенности эмоционального состояния ребенка, его эмоционального благополучия или неблагополучия [31; с. 14-16].
• дополнительные: наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ.
Практическая значимость работы определяется задачами исследования: использование в деятельности воспитателя детского учреждения форм и методов взаимодействия с родителями, предложенные нами, руководство в работе рекомендациями поможет создать необходимые условия для сохранения и укрепления психологического здоровья детей.

Выдержка из работы.

После выполнения этого задания дети отмечали условным обозначением (кружочком, звездочкой) свое место по уровням с позиции мамы или папы, воспитателей, детей.
Уровень самооценки интерпретировался соответственно тому уровню (ступеньке), на который ребенок себя поставил: 1-2 ступеньки - низкий, 3 - средний, 4-5 - высокий уровень.
Результаты диагностики были внесены в сводную таблицу (таблица 1, приложение Б), где отражены выбранный ребенком уровень с собственной позиции, позиции родителей, воспитателей, детей по каждому критерию.
Количественный анализ результатов выглядит следующим образом:
Высокий уровень самооценки показали 8 детей (38 %), из них: девочек – 6 (6, 7, 12, 14, 19, 20), мальчиков - 2 (11, 21).
Средний уровень – 9 детей (43%), из них: девочек – 3 (1, 4, 8), мальчиков – 5 (3, 5, 9, 13, 15, 18).
Низкий уровень – 4 ребенка (19%), из них: девочек – 4 (2, 10, 16, 17).
Качественный анализ результатов предполагал сравнение самооценки ребенка и оценки с позиций родителей, педагогов и детей, что позволило увидеть чья оценка является для ребенка важной, кто наиболее значим для него, как ребенок расценивает отношение к себе со стороны других, а также представления ребенка о собственной значимости в детском коллективе.
На основании сравнения оценок можно выделить приоритетной позицией – позицию родителей, мнение и оценка которых очень важна для 16 детей; 7 детей указывают на интерес к себе со стороны сверстников, наряду с другими позициями; 10 детей обозначили значимость оценки педагога.
9 детей (43%) показали (по сравнению с собственной оценкой) занижение оценки других:
- по трем позициям – 4 детей (8, 16, 18, 20),
- по двум позициям (дети / педагог) – 1 (5, 12),
- с позиции родителей – 1 (2),
- с позиции педагога – 1 (9),
- с позиции детей – 1 (10).
Низкие самооценки как собственная, так и с позиции других характеризуют наличие у детей внутриличностных и межличностных конфликтов, эмоционального и психологического дискомфорта, напряжения в общении с обозначенными «другими».
Для дошкольников благоприятными считаются завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый… и т.д.). Такой результат можно наблюдать у 12 детей, что составляет 57 % от общего числа участников.
В данном случае, когда другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку, можно говорить о чувстве психологической защищенности, эмоциональном благополучии.
Методика также использовалась для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей детского сада. Родителям и педагогам было предложено оценить ребенка «среди всех детей» на каждой лесенке по тем же уровням соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «доброты», «красоты». Результаты для сравнения внесены в сводную таблицу (таблица 2, приложение Б).
Количественный и качественный анализ показал, что:
43 % (9) детей оценивают себя с позиции родителей ниже, чем их оценили сами родители.
24 % (5) детей оценили себя выше, чем родители, что говорит о чувстве принятия, защищенности.
У 33 % (7) детей собственная оценка себя с позиции родителей совпала с оценкой самих родителей, что говорит об адекватном восприятии отношений «родитель – ребенок».
Важно также отметить, что на вопрос «Как Вы думаете, на какой ступени ребенок расположил себя? большинство родителей (52 %) ошиблись в оценке, указав более высокую ступень.
Несовпадение оценки родителей и ребенка с позиции родителей (в случае, если оценка ребенка ниже) может свидетельствовать о неумении родителей проявить свои чувства, сдержанности, строгости по отношению к ребенку, создавая тем самым неверные представления у детей об отношении к ним.
Такая ситуация не только занижает самооценку ребенка, но и создает чувство дискомфорта, отверженности, неприятия. Особенно важно это для дошкольников, т.к. значимой личностью для них являются родители, и такие переживания в отношениях «ребенок – родитель» не способствуют психологическому благополучию детей.
Также причинами не совпадения оценок может быть незнание родителями своего ребенка; не достаточное внимание к его интересам, желаниям, потребностям, переживаниям, когда родители основными обязанностями по отношению к ребенку считают «накормлен, одет, не болен», игнорируя тем самым личность дошкольника; неадекватный стиль воспитания; преувеличение достоинств ребенка и другие ошибки детско – родительских отношений.
При анализе совпадения оценок детей и педагогов можно говорить о более адекватном восприятии детьми взаимоотношений с педагогом.
Так, 76 % (16) детей оценили себя с позиции педагога также, либо выше, чем сам педагог, что говорит о психологическом и эмоциональном комфорте детей в отношениях «ребенок – воспитатель».
24 % (5) детей оценивают себя ниже, чем педагог, причем у 2 детей (2, 10) расхождение в оценках в 2 - 3 уровня (две ступеньки), что свидетельствует о серьезных проблемах в восприятии ребенком педагога.
Причинами расхождения оценок педагогов и детей может быть личная неприязнь, так называемые «нелюбимые дети», предвзятое отношение к ребенку, недостаточная осведомленность воспитателя о личности ребенка и др.
Для наглядности сравнительные данные совпадения оценок детей по трем позициям (ребенок, родитель, педагог) и оценок родителей и педагогов по тем же позициям представлены в диаграмме.

Список литературы.

1. Андреева Г.. Социальная психология. – М., 1980. – 229 с.
2. Возрастные закономерности социализации личности : сб. науч. тр / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Н. С. Старжинская [и др.] ; науч. ред. Л. А. Кандыбович. - Мн. : БГПУ, 2008. - 235 с. : рис.
3. Гармонизация психофизического и социального развития детей : материалы Респ. науч.-практ. конф. студентов и молодых учёных, Минск, 18 апр. 2008 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Н. С. Старжинская (науч. ред.), Д. Н. Дубинина (отв. ред.) [и др.]. - Мн. : БГПУ, 2008. - 175 c.
4. Гуз А.А. Родители и педагоги: шаг навстречу : Первый шаг; Учеб.-метод. пособие / А.А.Гуз; Акад. последиплом. образования. - Мн., 2004. - 219с. : ил.
5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика и психология (дошкольная)" / Я. Л. Коломинский [и др.] ; Под редакцией Коломинский Я.Л., Панько Е.А. - Минск : Унiверсiтэцкае, 1997. - 237с.
6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Евдокимова, Елена Сергеевна ; Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 96 с. : табл.
7. Елжова Н.В. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении : (конспекты занятий, метод. рекомендации. сценарии праздников и развлечений, анкетирование родителей, родит. собрания) / Н. В. Елжова. - Ростов на/Д : Феникс, 2008. - 283 с. : рис.
8. Коломинский Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста : Учеб. пособие для студентов специальностей "Педагогика и психология дошкольника", "Педагогика и методика начального обучения" вузов / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн. : Унiверсiтэцкае, 1999. - 316с.
9. Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе : сб. науч. тр. : в 2 ч. Ч. 2 / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Л. А. Кандыбович [и др.] ; отв. ред.: Е. И. Комкова [и др.]. - Мн. : БГПУ, 2009. - 139 с. : табл.
10. Лобынько Л.В. Дошкольное учреждение и проблемная семья: опыт и организация работы : метод. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Л. В. Лобынько, Н. В. Авраменко. - Мн. : Зорны верасень, 2007. - 55 с. : табл. - (Современное дошкольное учреждение).
11. Малейчук Г.И. Психологическое здоровье личности: попытка определения понятия // Психология. – 2004. - №3. – с. 16 – 21.
12. Мухина В.С. Возрастная психологии :Учебник для студ. Вузов.-7-е изд. Стереотип.- М.:Издательский центр «Академия», 2003.- 456с.
13. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3:– 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
14. Носова Е.А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Е. А. Носова, Т. Ю. Швецова. - Мн. : НИО, 2008. - 67, [1] с.
15. Обухова Л.Ф. Детская психология. –М.: Российское педагогическое агентство, 1999, -285 с.
16. Панько Е.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как психологическая проблема / Е. А. Панько ; // Детский сад, семья, школа - сотрудничество во благо ребенка: материалы Респ. науч.-практ. конф. молодых учен., 23 апр. 2004 г., Минск. - Мн., 2004. - С. 144-147.
17. Панько Е. А. Здоровый педагог - здоровый ребенок: психологический аспект / Е. А. Панько ; Е. М. Семенова, Е. П. Чеснокова // Психолог в детском саду . - 2008. - N 3. - С. 73-97.
18. Панько Е. А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования : монография / Е. А. Панько ; Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. - Мн. : БГПУ, 2005. - 231 с. : табл.
19. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. – М.: Питер, 2006. – 294 с.
20. Практическая психология образования: учеб. для студ. Высш. И сред. Спец. Уч. Завед. / под ред. И.В. Дубровина. М., 2000.
21. Психическое здоровье детей / Л.А.Пергаменщик, С.С.Гончарова, М.И.Яковчук, И.Ч.Красовская // Здаровы лад жыцця. - 2004. - N10. - С.59-63.
22. Пути и средства сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников детского дошкольного учреждения : метод. рекомендации к программе "Пралеска" / Я. Коломинский, Е. Панько, Л. Финькевич и др. // Пралеска. - 2006. - № 9. - С. 32-37.
23. Развитие профессиональной компетентности специалистов социально-педагогической и психологической службы : материалы респ. науч.-практ. конф., 18-19 сент. 2008 г. : в 2 ч. Ч. 2 / Гомел. гос. ун-т им. Ф. Скорины ; редкол.: Ф. В. Кадол (науч. ред.) [и др.]. - Гомель : ГГУ, 2008. - 253 c.
24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.- 425 с.
25. Руководство практического психолога : Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: Методическое пособие для детских практических психологов учреждений образования / А. Д. Андреева [и др.] ; Российская академия образования. Психологический институт; Под редакцией Дубровина И.В. - 2-е изд. - Москва : AcademiA, 1997. - 167с.
26. Селезнев А. А. Психология здоровья : учеб.-метод. пособие / А. А. Селезнев ; под ред. Я. Л. Коломинского ; Баранов. гос. ун-т. - 2- е изд., стер. - Барановичи : БарГУ, 2007. - 129 с. : схем.
27. Современная семья и проблемы семейного воспитания : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Могилев, 19-20 марта 2008 г. : в 2 ч. Ч. 2 / Могилев. гос. ун-т им. А. А. Кулешова. - Могилев : МГУ , 2008. - 438 с. : табл.
28. Содружество наук. Барановичи-2009 : материалы V междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей, Барановичи, 21-22 мая 2009 г. : в 2 ч. Ч. 2 / Баранов. гос. ун-т ; редкол.: В. Н. Зуев (гл. ред.) [и др.]. - Барановичи : РИО БарГУ, 2009. - 305 с.
29. Студенческая наука - 2008 : регион. науч.-практ. конф. студентов вузов Могилев. обл., посвящ. 95-лет. МГУ им. А. А. Кулешова : материалы конф. / Могилев. гос. ун-т им. А. А. Кулешова. - Могилев : МГУ , 2008. - 313 с. : ил.
30. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: как сохранить психологическое здоровье дошкольников / О.В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И.М. Первушина, - М.: Генезис. – 2004. – 176 с.
31. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно – методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru