По алфавиту:

Указатель категорий Психология Соотношение характера и темперамента с позиций деятельностного подхода в психологии

Соотношение характера и темперамента с позиций деятельностного подхода в психологии

ВУЗ: МИУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 29
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Темперамент и характер с позиций деятельностного подхода 5
1.1 Сущность деятельностного подхода в психологии 5
1.2 Взаимосвязь темперамента с характером человека 8
1.3 Методы исследования темперамента 18
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение соотношения темперамента и характера 22
2.1 Методика исследования темперамента 22
2.2 Самооценка характера 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Описание.

Потребности, интересы и идеалы, вообще установки и тенденции личности определяют, что хочет человек; его способности – что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть – каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, природная основа, на котором формируется личность как социальное существо. То есть темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека, и одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
Сторонники деятельностного подхода в отечественной психологии ( Л.С. Выготский, Е.П. Ересь, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.Н. Корнилов и др.) рассматривают темперамент как врожденную основу характера, как динамическую сторону характера и личности.
Знакомство с понятием и типологией темпераментов и характера позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения, для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.
Актуальность проблемы соотношения темперамента и характера человека определила цель нашего исследования.
Цель: определить взаимосвязь темперамента и характера с позиций деятельностного подхода
Объект исследования: проявления темперамента и характера в деятельности.
Предмет исследования: взаимосвязь типа темперамента и характерологических черт личности.
Задачи: 1) определить позиции деятельностного подхода в понимании взаимосвязи темперамента и характера человека;
2) экспериментально изучить свойства темперамента;
3) выявить типичные характерологические черты людей со слабой и сильной нервной системой.
4) проследить связь между свойствами темперамента (силой) и чертами характера.
Гипотеза исследования: люди с сильной и слабой нервной системой отличаются в самооценке положительных и отрицательных черт своего характера.

Выдержка из работы.

Вопрос о взаимоотношениях темперамента и характера ставился многими психологами.
Все имеющиеся высказывания по проблеме взаимоотношений темперамента и характера крайне разнообразны, но при тщательном анализе их можно объединить в четыре следующие основные группы: 1) отождествление темперамента и характера, 2) противопоставление темперамента характеру, установление антагонистических отношений между ними, 3) признание темперамента элементом характера, 4) признание темперамента основной природой характера.
Выразителями первого рода мнений можно назвать Ружицкого и Э. Кречмера.
Э. Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, по существу отождествляет его с характером личности. Высокие социальные качества он отбрасывает совсем и характер, личность сводит к элементарным конституциональным биологическим особенностям. Конечно, в психологической литературе показаны биологические ошибки Э. Кречмера и его несостоятельность.
Точка зрения второго рода выражена психологами П. Викторовым и Вирениусом.
П. Викторов пишет, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, в то время как характер есть проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции.
Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Образующаяся в опыте жизни вторая реакция тормозит проявление врожденной реакции. Отсюда П. Викторов делает вывод, что «характер и темперамент являются как бы антагонистами друг другу».
Из советских психологов отчасти приближается к этой позиции Н. Д. Левитов, который считает, что темперамент не входит в характер, и что этот последний находится в антагонистических отношениях с темпераментом, и что развитие личности совершается по пути «преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера» и т. п. Личность как бы раздваивается, и отдельные ее свойства как бы противопоставляются. При этом характер «может входить в конфликт с темпераментом».

Список литературы.

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т./ Гл.ред. А.В. Запорожец.- М., 1984.
2. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1980. – С.207-210.
3. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – С. 186-193.
4. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-методическое пособие. М.: «Флинта». 1998. – С. 167-169.
5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.—М., 1983.
6. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. –М.: Владос, 1999. – С.394-402.
7. Общая психология. /Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной.– 2-у изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1973. – С.306-316.
8. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф.А.В.Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1976. –С.405-421.
9. Общая психология (курс лекций). Составитель Е.И.Рогов. М.: «Владос», 1995. – С.379-392.
10. Павлов И.П. Избранные труды. – М., 1951.
11. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776с.
12. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект. – 2000. –С.287-311.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: 1998.-688с.
14. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах (для студентов вузов). - М.: АСТ, Ростов – на Дону: Феникс, 1999. – С.307-324.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru