По алфавиту:

Указатель категорий Психология Соотношение характера и темперамента с позиции деятельностного подхода

Соотношение характера и темперамента с позиции деятельностного подхода

ВУЗ: МИУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 45
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СООТНОШЕНИЕ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА С ПОЗИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 6
1.1. Сущность деятельностного подхода в психологии 6
1.2. Деятельностный подход во взаимосвязи темперамента с характером 12
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 29
ПРИЛОЖЕНИЯ

Описание.

В отечественной психологии понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль в изучении закономерностей развития сознания и личности человека. Данное направление исследований в отечественной психологии получило название деятельностного подхода.
Как отмечают многие исследователи, содержательная неоднозначность категории деятельности порождает на сегодняшний день множественность ее интерпретаций, смешение философского, методологического и собственно психологического планов анализа, не различение специфики проблем, решаемых в каждом из этих планов, а соответственно, не различение и специфики средств их решения.
На сегодняшний день, имеются принципиальные расхождения и трудности в трактовке понятия деятельности, выборе оснований для ее классификации, в создании таксономии единиц, предназначенных для ее анализа, в выборе адекватных методов исследования
В психологических различиях между людьми существенное место, занимают так называемые динамические особенности психики. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физического строения, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится прежде всего темперамент.
Как известно, люди заметно отличаются друг от друга по силе отклика на окружающие воздействия, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такого рода особенности существенным образом характеризуют психическую активность индивида, его моторику, эмоциональные проявления. Динамические проявления человека могут зависеть от требований ситуации, от воспитательных установок и привычек и т.п. Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связаны между собой, составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека.
С понятием темперамент тесно связано понятие характер. Считается, что черты характера развиваются на основе врожденного темперамента человека. Характер каждого человека уникален, но все же в нем можно выделить общие черты, так называемые черты характера либо черты личности.
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день проблема соотношения темперамента и характера с позиции деятельностного подхода изучена не в полной мере. В то же время, поскольку системно-деятельностный подход является ведущим в современной психологической науке, изучение соотношения темперамента и характера в рамках именно этого направления является необходимым.
Цель работы – изучение взаимосвязи темперамента и характера с позиции деятельностного подхода.
Объект исследования – темперамент, свойства личности.
Предмет исследования – взаимосвязь темперамента и характера.
Гипотеза исследования: тип темперамента является предпосылкой развития характера.
В соответствии с целью и гипотезой были выделены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность деятельностного подхода.
2. Проанализировать деятельностный подход во взаимосвязи темперамента с характером.
3. Изучить особенности характера испытуемых.
4. Определить тип темперамента испытуемых.
5. Проанализировать особенности взаимосвязи темперамента и характера.

Выдержка из работы.

Деятельностный подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского [4, c. 11].
Как отмечает Г. А. Суворова, изучение основ двух методологических функций категории деятельности было начато еще Л. С.Выготским [21, c. 85]. В своей теории высших психических функций Л. С. Выготский акцентировал внимание на изучении первой методологической функции деятельности – деятельности как общем методологическом принципе, при этом деятельность рассматривалась им как категория надиндивидуального, культурного уровня. Идея деятельности как главного объяснительного принципа разрабатывалась С. Л. Рубинштейном, а также присутствовала в исследованиях А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Деятельность в качестве особого предмета исследования, т.е. второй ее методологической функции интенсивно изучалась А. Н. Леонтьевым и его последователями.
Одним из основателей деятельностного подхода был А.Н. Леонтьев. Ключом к подлинно научному пониманию личности А.Н. Леонтьев считал «исследование процесса порождения и трансформации личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях» [10, c. 48].
Деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». В основе представлений о личности лежит учение о деятельности, ее строении, ее развитии и ее преобразованиях, о различных ее видах и формах. Из всех этих разновидностей в качестве главной выделяется предметная деятельность. Исходными единицами психологического анализа личности являются деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций. Дня понимания структуры личности важной представляется мысль Леонтьева о иерархическом отношении деятельностей. Соподчинение деятельностей, порождаемых ходом их развития, лежит в основании личности. Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, вне целостной системы деятельности не может быть понято психическое отражение. А. Н. Леонтьев показал, что психическое отражение рождается в процессе развития чувственно-практической деятельности, что образ (психическое отражение) всегда занимает существенное место в системе деятельности, и что в отрыве от деятельности нельзя понять ни его генезис, ни его функционирование.

Список литературы.

1. Абульханова К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 34–50.
2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных словиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 3–16.
3. Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А.Н.Леонтьев и современная психология. М.: МГУ, 1983. – 52 с.
4. Волкова М.Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии. – Владивосток: Мор. гос. институт, 2007. – 78 с.
5. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М: Просвещение, 1998. – 389 с.
7. Давыдов В.В. О перспективах теории деятельности // Вестн. МГУ, 1993, №2
8. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер. – М: Просвещение, 1997. – 372 с.
9. Козубовский В.М. Общая психология: личность. – Минск: Алмафея, 2005. – 256 с.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – 456 с.
11. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / РАН, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1999. – 350 с.
12. Манолова О.Н. Темпераментальные основы характера: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. – М.: ИП РАН, 2005
13. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. - М., 1964. – 465 с.
14. Небылицын В.Д. темперамент. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 452 с.
15. Петровский А. В., Петровский В. А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. – 2000 г. – №5. – С. 3–17
16. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776 с.
17. Райгородский Д.А. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: БАХРАХ, 1997 . - 640 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989. - 720 с.
19. Смирнов С.Д. Методологические уроки концепции А.Н.Леонтьева // Вестн., 1993, №2
20. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. – 281 с.
21. Суворова Г.А. Психология деятельности. – М: ПЕРСЭ, 2003. – 176 с.
22. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М: Пресс, 2002. – 394 с.
23. Цуранова С.П., Косаревская Т.Е., Бурдыно Н.А. Проблема психологии развития и дифференциальной психологии . Учебно-методическое пособие. – Мн: РНПО, 1997. – 413 с.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru